Расследование инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний

Статья 23. Предупреждение и ликвидация инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей

1. Для предупреждения возникновения, распространения и ликвидации инфекционных заболеваний людей, а также массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей, связанных с влиянием неблагоприятных факторов среды обитания и условий жизнедеятельности человека, юридическими и физическими лицами должны своевременно и в полном объеме проводиться необходимые комплексные организационные, инженерно-технические, медицинские, гигиенические и противоэпидемические мероприятия.

2. В целях предотвращения завоза, возникновения, распространения и для ликвидации инфекционных заболеваний проводится комплекс мер по санитарной охране территории области.

Организация санитарной охраны территории области, мероприятия по ее осуществлению, порядок и условия их проведения регламентируются санитарными правилами.

В целях обеспечения санитарной охраны территории области, предотвращения завоза инфекционных заболеваний и потенциально опасных для здоровья населения грузов в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации создаются санитарно - карантинные, ветеринарно-контрольные и фитосанитарные пункты.

3. Перечень инфекционных болезней, требующих проведения специальных мероприятий по санитарной охране территории области, порядок и условия их осуществления определяются Министерством здравоохранения Российской Федерации.

4. В случае угрозы возникновения и распространения инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей в отдельных населенных пунктах органами исполнительной власти Оренбургской области и местного самоуправления вводятся особые условия и режим хозяйственной деятельности и жизни людей согласно действующему законодательству. Предложения по введению (отмене) таких условий и режима вносятся центрами государственного или ведомственного санитарно-эпидемиологического надзора.

5. Больные инфекционными заболеваниями и граждане с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с инфекционными больными подлежат лабораторному обследованию, медицинскому наблюдению и вакцинации, а в случае если они представляют опасность для окружающих - лечению, обязательной госпитализации и изоляции (карантину). При уклонении от выполнения предписаний центров государственного или ведомственного санитарно-эпидемиологического надзора такие лица могут быть привлечены к административной ответственности.

6. Граждане, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лечению. Эти же граждане, если они могут быть источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями производства, в котором они заняты, или выполняемой работой, временно переводятся на другую работу, а при невозможности перевода - временно, до выздоровления, отстраняются от работы с выплатой пособия по социальному страхованию.

7. Инфекционные, массовые неинфекционные заболевания и отравления людей, связанные с воздействием на человека неблагоприятных факторов среды обитания и условий его жизнедеятельности, подлежат регистрации в учреждениях здравоохранения по месту их выявления и государственному учету в центрах государственного или ведомственного санитарно - эпидемиологического надзора. Организации, осуществляющие ведомственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязаны информировать учреждения госсанэпиднадзора о случаях возникновения чрезвычайных ситуаций и обеспечивать взаимодействие в их ликвидации.


>
Организация дератизационных, дезинсекционных и дезинфекционных работ
Содержание
Закон Оренбургской области от 6 октября 1998 г. N 115/18-ОЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Оренбургской.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

[youtube.player]


  • 1 Ноября, 2019
  • Другие состояния
  • Вера Васильева

Медицина накопила огромный опыт по борьбе с инфекционными заболеваниями, которые долгое время были основными причинами смертности. В XX веке появилась антибактериальная терапия. В результате число летальных исходов от инфекционных недугов уменьшилось в десятки раз. Зато возросла смертность по вине неинфекционных заболеваний.

Особенно катастрофическое положение наблюдается в странах с низким уровнем жизни, чем очень обеспокоена ВОЗ. В докладах о неинфекционных заболеваниях, которые эта организация предоставляет ежегодно, указываются не только схемы распространения таких недугов, но и риски для различных категорий населения, а также способы выхода из сложившейся ситуации. Также в докладах отмечается, что около 80 % смертей приходится на страны со средним и низким уровнем дохода населения.

О том, какие заболевания относятся к неинфекционным заболеваниям (НИЗ), как их предотвратить, какие методики лечения применяются, можно узнать, ознакомившись с этой статьей.

Печальная статистика

Ежегодно НИЗ уносят жизни более 40 млн человек. Это 71 % всех смертей в мире. Из них 15 млн приходится на людей в возрасте 30-68 лет.

Самый высокий процент в статистике смертности составляют заболевания сердечно-сосудистой системы. От них погибает около 18 млн человек в год. На втором месте — злокачественные опухоли (9 млн чел.). На третьем - острые респираторные заболевания (3,9 млн). Сахарный диабет с показателем 1,6 млн случаев летального исхода занимает четвертую позицию в списке.

Риск смерти от неинфекционных заболеваний повышают табакокурение, алкоголизм, неправильное питание и недостаточная физическая активность.

Выявление, профилактика, лечение, оказание паллиативной помощи — важнейшие направления по борьбе с НИЗ.

Общие сведения

Важно уметь дифференцировать заболевания. Какие заболевания неинфекционные, а какие относятся к инфекционным недугам? Это желательно знать не только медикам, но и простым обывателям. Инфекционные - это все болезни, вызываемые каким-либо патогенным микроорганизмом и передающиеся от больного человека здоровому.

Неинфекционные — это недуги, чаще всего имеющие хронический характер течения, возникающие из-за негативного влияния внешних условий и внутренних факторов, не передающиеся от одного человека другому.

Основные неинфекционные заболевания можно выделить в такие группы:

  • сердечно-сосудистые;
  • злокачественные опухоли (рак);
  • патологии дыхательных путей (не включая респираторные и туберкулез легких);
  • эндокринные.

Несмотря на развитие медицины, методов скрининга, профилактики, современного лечения, а также достижений фармацевтической отрасли, уровень смертности от НИЗ не снижается, а во многих странах (включая Россию) с каждым годом возрастает. Среди всех причин смертности в Российской Федерации за период с 1965 до 2011 г. неинфекционные заболевания составили более 95 %.

НИЗ — основная причина летального исхода пациентов во всех регионах мира, за исключением африканского континента. Но прогнозы показывают, что к 2020 году наибольший рост смертности от неинфекционных заболеваний произойдет именно в Африке, превысив показатель ухода из жизни из-за инфекционных болезней. Рассмотрим подробнее каждую группу НИЗ.

Сердечно-сосудистые

Болезни сердца и сосудов — основная причина смертей во всех странах. В основном эти недуги поражают пожилых людей, однако и в более молодом возрасте (до 40 лет) они имеют место. Причинами их развития являются наследственные факторы и алкоголизм.


Выделяют несколько видов патологий сердечно-сосудистой системы:

  • связанные с нарушениями частоты сердечных сокращений;
  • заболевания сердца воспалительного характера;
  • гипоксически-ишемические патологии;
  • патологические дефекты сердца (пороки);
  • заболевания сосудов.

К сосудистым болезням причисляют атеросклероз, варикоз различной локализации, аневризму сосудов и другие патологии.

Основными причинами нарушений в работе сердечно-сосудистой системы являются табакокурение, чрезмерное употребление алкоголя, возрастные факторы, пассивный образ жизни, лишний вес. Некоторые заболевания приводят к опасным осложнениям и летальному исходу. При ишемии сосудов нижних конечностей возможна гангрена. Воспаление стенок аорты вызывает ее аневризму.

Онкологические

Это обширная группа заболеваний, для которых характерно образование злокачественных опухолей из эпителиальной ткани разнообразной локализации. Их опасность в том, что, возникнув в одном органе, они постепенно парализуют деятельность всего организма. Наибольшую распространенность имеют рак молочной железы, легких и желудка. По словам специалистов, более 30 % онкологических заболеваний можно предупредить, соблюдая здоровый образ жизни и проходя регулярные профилактические осмотры.


Система дыхания

Наиболее распространенные болезни органов дыхания:

  1. Астма. Относится к аутоиммунным и хроническим недугам. Может запускаться действием аллергенов.
  2. Острое и хроническое воспаление бронхов (бронхит).
  3. Пневмония. Для заболевания характерно поражение легких патологическими агентами, например бактериями. Часто является осложнением при других болезнях.
  4. Плеврит — воспаление легочной оболочки.
  5. Хроническая обструктивная болезнь легких — тяжелый прогрессирующий недуг. Для него характерно воспаление нижних дыхательных путей и отек легких.


Сахарный диабет

Это тяжелое хроническое неинфекционное заболевание, связанное с нарушением обмена веществ. Вызывается нехваткой естественного инсулина и повышением уровня глюкозы в крови. В качестве осложнений при диабете высока вероятность инсульта, гангрены, проблем со зрением. Также высок риск развития почечной недостаточности, инфаркта миокарда, гангрены конечностей, слепоты, комы.


Факторы неинфекционных заболеваний

Существуют факторы, которые повышают риск возникновения хронических НИЗ. Их подразделяют на две группы.

В первую входят неизменные, не поддающиеся влиянию причины неинфекционных заболеваний, такие как возраст и генетические факторы. Чем человек становится старше, тем больше увеличивается риск возникновения у него сердечно-сосудистых заболеваний. Возраст - это фактор риска, на который нельзя повлиять.

Ко второй группе относятся те факторы, которые поддаются воздействию и изменению. Сюда можно отнести высокий уровень холестерина (особенно липидов низкой плотности), повышенное артериальное давление, отсутствие физических нагрузок, нездоровое питание (дефицит фруктов и овощей), курение, алкоголизм, ожирение, стрессы и депрессию.


Особенности диагностики

При подозрении на неинфекционное заболевание врач сначала проводит осмотр, узнает о беспокоящих симптомах для уточнения картины болезни. На основе этих сведений ставится предварительный диагноз. Затем пациенту назначают пройти дополнительное обследование:

  1. Анализ мочи и крови. Исследуется уровень глюкозы, холестерина, компонентов крови и мочевины.
  2. Рентген легких и ЭКГ.
  3. Цитологические исследования клеточных элементов. Для женщин — маммография и мазок из влагалища.


Это способствовало реализации профилактических мероприятий по борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Профилактика НИЗ

Для каждого вида заболевания существует свой комплекс профилактических мер, которые помогут снизить риск либо отсрочить время наступления болезни.

Для органов системы дыхания:

  1. Ингаляции. Они помогут предотвратить бронхо-легочные и респираторные заболевания. Проводятся процедуры с использованием эфирных масел либо со специальными лекарствами для небулайзера.
  2. Отказ от употребления табака.
  3. Аэробные физические нагрузки и дыхательная гимнастика.

Для предотвращения сердечно-сосудистых патологий полезно:

  1. Отказаться от нездоровой пищи с высоким содержанием животных жиров.
  2. Заниматься спортом (спортивная ходьба, бег, умеренные тренировки в тренажерном зале, пешие походы, ежедневные прогулки на свежем воздухе).
  3. Следить за уровнем холестерина в крови, пульсом и артериальным давлением.
  4. Меньше нервничать, снизить количество стрессовых ситуаций.

Для снижения риска онкологических заболеваний медики советуют:

  1. Избегать излишнего облучения рентгеном.
  2. Меньше загорать под прямыми солнечными лучами.
  3. Регулярно проходить обследование. Особенно это актуально для людей, у ближайших родственников которых выявлялись злокачественные новообразования.
  4. Пить больше чистой воды, хорошо высыпаться, сбалансировано питаться здоровой пищей.

Стратегии профилактики сахарного диабета:

  • Контролировать уровень глюкозы в крови.
  • Практиковать дробное питание. Весь дневной рацион следует делить примерно на 5 приемов.
  • Ограничить употребление продуктов с высоким содержанием сахара и жиров.
  • Уменьшить факторы стресса.

Для профилактики всех групп заболеваний рекомендуется не реже одного раза в три года проходить диспансеризацию. Она предоставляется бесплатно всем гражданам РФ, достигшим 18 лет. Диспансеризация — это комплекс мероприятий, помогающих выявить заболевания на ранних этапах и уменьшить риски получения инвалидности.


Социально-экономические последствия

Между бедностью и смертностью от неинфекционных заболеваний имеется тесная связь. Жители государств с низким уровнем доходов заболевают в более раннем возрасте. Причина этого — отсутствие доступа к качественной пищевой продукции и лечению заболеваний, нехватка фармацевтических препаратов. Кроме того, в бедных странах наблюдается широкое распространение табака и алкогольной продукции. Эти вредные и опасные продукты доступны там даже детям.

[youtube.player]

Установление причины и выявление условий возникновения

и распространения инфекционных заболеваний и массовых

неинфекционных заболеваний (отравлений)

77. Управления ФМБА России постоянно ведут учет инфекционной заболеваемости на обслуживаемой территории и в обслуживаемых организациях на основании экстренных извещений о выявлении инфекционного заболевания, поступающих из лечебно-профилактических учреждений. Экстренные извещения регистрируются в управлении ФМБА России специально уполномоченным должностным лицом в момент его получения, о чем немедленно докладывается руководителю управления ФМБА России или его заместителю, который определяет должностное лицо для проведения санитарно-эпидемиологической оценки очага инфекционного заболевания. Должностное лицо управления ФМБА России ежедневно проводит анализ инфекционной заболеваемости на обслуживаемой территории или в обслуживаемой организации. Результаты анализа в виде справки ежедневно передает руководителю или заместителю управления ФМБА России. По каждому случаю инфекционного заболевания в течение 2-х дней проводится санитарно-эпидемиологическая оценка (расследование, обследование) очага заболевания. С целью установления источника и путей передачи инфекции могут проводиться санитарно-эпидемиологические исследования. Санитарно-эпидемиологическая оценка очага инфекционного заболевания проводится должностным лицом управления ФМБА России, назначенным руководителем, с составлением акта. В акте содержатся информация о санитарно-эпидемиологической характеристике очага и предложения, направленные на профилактику инфекционного заболевания (локализацию и ликвидацию очага).

78. Информация об уровне инфекционной заболеваемости на обслуживаемой территории и в обслуживаемой организации ежемесячно направляется Управлениями ФМБА России в ФМБА России.

79. В случае появления массовых неинфекционных заболеваний на основании информации из лечебно-профилактического учреждения руководитель управления ФМБА России или его заместитель организует проведение санитарно-эпидемиологического расследования с целью установления причины и условий возникновения заболевания. При необходимости по предписанию главного государственного санитарного врача по обслуживаемой территории или обслуживаемому объекту проводятся соответствующие виды экспертизы. По результатам проведенного расследования разрабатывается комплекс санитарно-гигиенических, противоэпидемических и профилактических мероприятий.

80. При регистрации на отдельных территориях или объектах инфекционной заболеваемости выше уровня, установленного ФМБА России, ситуация рассматривается как чрезвычайная и территориальные органы направляют в ФМБА России внеочередное донесение по формам и в порядке, установленным ФМБА России.

81. Полнота и своевременность проведения комплекса лечебно-профилактических, диагностических и противоэпидемических мероприятий при чрезвычайной ситуации ежедневно оценивается, по данным ежедневных донесений управлений ФМБА России, оперативной группой ФМБА России, состав которой определяется ФМБА России.

При выявлении каких-либо недостатков в проводимых мероприятиях по локализации и ликвидации очага инфекционного заболевания оперативная группа разрабатывает соответствующие предложения, на основании которых должностное лицо ФМБА России в тот же день направляет руководителю управления ФМБА России соответствующее указание (факсом или по электронной почте).

82. Ход проведения управлением ФМБА России противоэпидемических, санитарно-гигиенических и профилактических мероприятий контролируется отделом организации эпидемиологического надзора и биологической безопасности Управления государственного санитарно-эпидемиологического надзора ФМБА России путем анализа ежедневно поступающей информации о развитии процесса с подготовкой соответствующей справки. В случае выявления нарушений (отклонений) в проведении запланированных мероприятий должностное лицо ФМБА России немедленно (по факсу или электронной почте) направляет соответствующее указание руководителю управления ФМБА России или его заместителю. Ответственным за подготовку документов является начальник отдела организации эпидемиологического надзора и биологической безопасности Управления Госсанэпиднадзора ФМБА России.

83. Подготовка предложений о введении (отмене) ограничительных мероприятий в обслуживаемых организациях и на обслуживаемых территориях осуществляется в соответствии с Административным регламентом Федерального медико-биологического агентства по исполнению государственной функции по подготовке предложений о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в обслуживаемых организациях и на обслуживаемых территориях, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2006 года N 886.

[youtube.player]

2.1. Территориальное управление получает информацию о каждом впервые выявленном случае инфекционного, паразитарного, профессионального заболевания, пищевого отравления, а также организует, контролирует и принимает участие в проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Территориальное управление организует проведение мероприятий по устранению причин и условий возникновения и распространения инфекционных, паразитарных и профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, связанных с воздействием неблагоприятных факторов среды обитания человека:

- организует и проводит расследование заболеваний (отравлений);

- определяет перечень и объем необходимых для расследования мероприятий, выполняемых Центром гигиены и эпидемиологии, осуществляет контроль за их исполнением;

- принимает решения по результатам расследования;

- представляет внеочередные донесения в Роспотребнадзор и органы исполнительной власти в соответствии с установленным порядком.

2.2. Центр гигиены и эпидемиологии принимает участие в выявлении и установлении причин и условий возникновения и распространения инфекционных, паразитарных, профессиональных заболеваний, а также массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, связанных с воздействием неблагоприятных факторов среды обитания человека, путем проведения специальных санитарно-эпидемиологических расследований, установления причинно-следственных связей между состоянием здоровья и средой обитания человека.

2.2.1. Для выполнения вышеуказанных функций при возникновении инфекционных заболеваний Центр гигиены и эпидемиологии:

- получает от лечебно-профилактических учреждений информацию о каждом случае инфекционного и паразитарного заболевания, из микробиологических лабораторий о всех положительных результатах обследования на наличие возбудителей инфекционных заболеваний;

- по распоряжению (приказу) Территориального управления проводит или принимает участие в санитарно-эпидемиологическом расследовании в очагах инфекционных и паразитарных болезней, определяет причинно-следственные связи и заполняет карты эпидемиологического расследования по установленным формам с последующим представлением материалов в Территориальное управление для принятия решения;

- проводит факторный анализ заболеваемости и представляет его в Территориальное управление по запросу или с периодичностью, которую определяет Территориальное управление.

Ежегодно принимает участие в приеме и обработке сведений о контингентах детей, подростков и взрослых, привитых против инфекционных заболеваний по состоянию на 31 декабря, согласовании планов профилактических прививок с лечебно-профилактическими учреждениями, управлениями здравоохранения в субъектах Российской Федерации.

III. Ведение статистического учета и отчетности

3.1. Территориальное управление:

- организует и осуществляет сбор, обобщение данных статистического наблюдения;

- представляет в федеральное государственное учреждение здравоохранения - Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора формы государственного и ведомственного статистического наблюдения.

3.2. Центр гигиены и эпидемиологии:

- осуществляет по поручению Территориального управления обобщение данных статистического наблюдения и заполнение отчетных форм;

- представляет в Территориальное управление сведения по формам статистического наблюдения в рамках деятельности, осуществляемой Центром гигиены и эпидемиологии.

IV. Социально-гигиенический мониторинг

4.1. Территориальное управление:

- организует систему наблюдения и сбора информации в рамках ведения социально-гигиенического мониторинга;

- организует и контролирует формирование федерального информационного фонда данных социально-гигиенического мониторинга, в том числе передачу данных в сроки согласно приказу Роспотребнадзора о сборе данных социально-гигиенического мониторинга;

- организует и контролирует формирование информационного фонда данных социально-гигиенического мониторинга в субъекте Российской Федерации;

- организует взаимодействие с организациями - участниками социально-гигиенического мониторинга по обмену информацией о состоянии здоровья населения и среды обитания;

- осуществляет политику единства и преемственности в программно-аппаратном обеспечении социально-гигиенического мониторинга;

- формирует материалы социально-гигиенического мониторинга для ежегодных государственных докладов о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, информационных бюллетеней и аналитических справок;

- формирует заявки на проведение конкурсов, заключение государственных контрактов для нужд Территориального управления на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере социально-гигиенического мониторинга, принимает участие в их реализации, осуществляет контроль их исполнения;

- разрабатывает методические материалы по ведению социально-гигиенического мониторинга; привлекает в установленном порядке научные и иные организации, ученых, экспертов и специалистов для проработки вопросов ведения социально-гигиенического мониторинга.

Территориальное управление осуществляет на основании заключительного анализа представленных данных и аналитических материалов первичного анализа:

- выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и факторами среды обитания человека;

- прогнозирование динамики наблюдаемых явлений на уровне субъекта Российской Федерации;

- определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению воздействий вредных факторов среды обитания на здоровье населения.

4.2. Центр гигиены и эпидемиологии обеспечивает проведение социально-гигиенического мониторинга, оценку риска воздействия вредных и опасных факторов среды обитания на здоровье человека посредством проведения следующих работ:

- выполнение работ по сбору, обобщению и анализу данных социально-гигиенического мониторинга;

- обеспечивает сбор данных социально-гигиенического мониторинга, их обобщение, первичный анализ и передачу в Территориальное управление;

- обеспечивает передачу в Территориальное управление данных социально-гигиенического мониторинга в сроки, установленные Роспотребнадзором;

- взаимодействует с организациями - участниками социально-гигиенического мониторинга по вопросам обмена первичной информацией;

- осуществляет формирование и ведение информационного фонда данных социально-гигиенического мониторинга в субъекте Российской Федерации;

- обеспечивает формирование базы данных федерального информационного фонда данных социально-гигиенического мониторинга (о состоянии инфекционной, неинфекционной, онкологической заболеваемости, данных мониторинга врожденных пороков развития у детей, инвалидности детского населения, медико-демографической ситуации, качестве среды обитания населения);

- осуществляет поддержку программного обеспечения, используемого при ведении социально-гигиенического мониторинга;

- осуществляет разработку, внедрение и совершенствование единых технологий приема и передачи данных по информационным каналам связи.

Центр гигиены и эпидемиологии представляет итоговую информацию в Территориальное управление. Выполняет работы по оценке риска, по результатам которых оформляет проект итогового заключения и направляет его в Территориальное управление.

V. Выдача лицензий, свидетельств о государственной

[youtube.player]

Регистрационный N 6381

В целях реализации Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (в ред. Федеральных законов от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ; Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650) приказываю:

1. Утвердить Порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок (приложение).

2. Управлению санитарного надзора разработать инструкцию по организации и проведению санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок федеральными государственными учреждениями здравоохранения - центрами гигиены и эпидемиологии, обеспечивающими деятельность органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы Н. В. Шестопалова.

Порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз,

расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок

1. Настоящий Порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок (далее - Порядок) определяет проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, проводимых Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Федеральная служба) и ее территориальными управлениями, федеральными государственными учреждениями здравоохранения, обеспечивающими деятельность органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее - федеральные государственные учреждения здравоохранения), а также другими организациями, аккредитованными в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

2. В настоящем Порядке используются следующие термины и определения:

Санитарно-эпидемиологическая экспертиза - деятельность Федеральной службы и ее территориальных управлений, федеральных государственных учреждений здравоохранения, а также других организаций, аккредитованных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, по установлению соответствия (несоответствия) проектной и иной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг, предусмотренных статьями 12, 13, 15 - 28, 40 и 41 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;

Санитарно-эпидемиологическое расследование - деятельность Федеральной службы и ее территориальных управлений по установлению причин и условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

Санитарно-эпидемиологическое обследование - деятельность Федеральной службы и ее территориальных управлений, федеральных государственных учреждений здравоохранения, других организаций, аккредитованных в установленном законодательством Российской Федерации, по установлению соответствия (несоответствия) требованиям санитарных правил производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспорта, технологического оборудования, технологических процессов, рабочих мест;

Санитарно-эпидемиологическое исследование - деятельность федеральных государственных учреждений здравоохранения, других организаций, аккредитованных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, по определению свойств исследуемого объекта, его качественных и количественных характеристик, а также по установлению причинно-следственных связей между факторами среды обитания и здоровьем населения с использованием утвержденных методов, методик выполнения измерений и типов средств измерений;

Санитарно-эпидемиологическое испытание - деятельность федеральных государственных учреждений здравоохранения, а также деятельность других организаций, аккредитованных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, по установлению соответствия (несоответствия) характеристик испытываемого объекта требованиям санитарных правил;

Санитарно-эпидемиологическая оценка - деятельность Федеральной службы и ее территориальных управлений, федеральных государственных учреждений здравоохранения, а также других организаций, аккредитованных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, по установлению вредного воздействия на человека факторов среды обитания, определению степени этого воздействия и прогнозированию санитарно-эпидемиологической обстановки;

Санитарно-эпидемиологическое заключение - документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов, проектов строительства объектов, эксплуатационной документации;

Свидетельство о государственной регистрации - документ, удостоверяющий соответствие государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам продукции, веществ, препаратов (кроме лекарственных средств);

Акт расследования, обследования - документ, удостоверяющий факт проведенного расследования, обследования, содержащий порядок их проведения, а также описание объектов, явлений, и иных имевших место объективных данных, выявленных в ходе расследования, обследования;

Протокол исследования, испытания - документ, удостоверяющий факт проведения исследования, испытания, содержащий порядок их проведения и полученные результаты;

Аккредитованные организации - организации, прошедшие аккредитацию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и получившие аттестат аккредитации.

3. Санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и иные виды оценок (далее - экспертизы) проводятся в целях:

установления и предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на человека;

установления причин возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

установления соответствия (несоответствия) проектной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг, предусмотренных статьями 12 и 13, 15 - 28, 40, 41 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

4. Основаниями для проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок (далее - экспертизы) могут быть:

предписания главных государственных санитарных врачей или их заместителей, выдаваемые на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";

заявления, поданные гражданами, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами.

5. Предписания главных государственных санитарных врачей (их заместителей) о проведении экспертиз выдаются главными государственными санитарными врачами (их заместителями) федеральным государственным учреждениям здравоохранения, гражданам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам и являются обязательными для исполнения в установленные предписаниями сроки.

6. На безвозмездной и безвозвратной основе Федеральная служба и ее территориальные управления, а также центры гигиены и эпидемиологии, осуществляют проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз в рамках государственного санитарно-эпидемиологического надзора, включая проведение:

санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), за исключением случаев, когда лица, виновные в причинении вреда вследствие нарушения санитарного законодательства, были установлены, и они обязаны в соответствии с действующим законодательством возместить понесенные расходы Федеральной службе и ее территориальным управлениям, а также центрам гигиены и эпидемиологии;

санитарно-эпидемиологических обследований в объемах и в сроки, предусмотренные планами работы Федеральной службы и ее территориальных управлений.

7. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза, гигиенические, токсикологические и иные виды оценок, производимые на основании заявления, поданного гражданином, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом исполнителю экспертизы, осуществляются по соглашению сторон.

8. При проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз, Федеральная служба и ее территориальные управления, а также Федеральные государственные учреждения здравоохранения должны руководствоваться действующими техническими регламентами, государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, государственными стандартами и использовать методы, методики выполнения измерений и типы средств измерений, утвержденные в установленном порядке.

9. Результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз представляются в виде акта расследования, обследования; протокола исследования или испытания, которые при необходимости дополняются отчетом о проведенной экспертизе, экспертным заключением.

[youtube.player]

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.