Атлас инфекционных заболеваний детей


  • Обзор
  • Написать отзыв
  • Содержание

Обзор

Авторы: Перевод с англ. Демичев С.В. Под ред. В.Ф. Учайкина

Год издания: 2009

Количество страниц: 496

ISBN: 978-5-9704-1339-5

Издательство: ГЭОТАР-Медиа

Атлас представляет собой исчерпывающее, очень удобное для использования, хорошо иллюстрированное клиническое руководство по 125 инфекционным заболеваниям детей. В атласе содержится более 500 прекрасных цветных фотографий. В лаконично изложенном тексте освещены все основные признаки заболеваний, в том числе скрытый период болезни, отражены ключевые аспекты состояния пациента и течения болезни, а также содержатся ценные данные для дифференциальной диагностики. Издание предназначено для студентов, врачей-интернов, врачей-ординаторов, практикующих врачей.

Отзывы

Содержание

Предисловие к изданию на русском языке

1. Аденовирусная инфекция

12. Болезнь кошачьих царапин

13. Боррелиоз (эндемический возвратный тиф)

14. Ботулизм и ботулизм у грудных детей

16. Вагинит трихомонадный (трихомоноз)

17. Вагиноз бактериальный

18. Вши головные (педикулез)

19. Вши лобковые

20. Вши платяные

24. Герпеса простого вирус

25. Герпеса человека вирусы 6-го и 7-го типа (включая возбудитель розеолы)

28. Гранулема паховая (донованоз)

31. Жиардиаз (лямблиоз)

32. Иерсиниоз и псевдотуберкулез (энтерит и другие варианты болезни)

33. Инвазии, вызываемые ленточными червями (тениоз и цистицеркоз)

34. Инвазии, вызываемые плоскими червями (включая эхинококкоз и альвеококкоз)

35. Инвазия Baylisascaris

36. Инфекция, вызываемая вирусом иммунодефицита человека

37. Инфекция, вызываемая диареегенной кишечной палочкой (включая гемолитико-уремический синдром)

38. Инфекция, вызываемая недиареегенной кишечной палочкой, а также инфекции, обусловленные другими грамотрицательными бактериями (септицемия и менингит у новорожденных)

39. Инфекции, вызываемые Arcanobacterium haemolyticum

40. Инфекции, вызываемые Bacteroides и Prevotella

41. Инфекция, вызываемая Clostridium difficile

42. Инфекция, вызываемая Haemophilus influenzae

43. Инфекция, вызываемая Helicobacter pylori

44. Инфекция, вызываемая Mycoplasma pneumoniae

45. Инфекция, вызываемая Pasteurella

46. Инфекция, вызываемая Pneumocystis jiroveci

47. Инфекция, вызываемая Salmonella

48. Кавасаки болезнь (синдром поражения кожи, слизистых оболочек и лимфатических узлов)

50. Кандидоз (молочница, монилиаз)

51. Кожная форма мигрирующей личинки

54. Контагиозный моллюск

58. Лайма боррелиоз (лаймская болезнь)

60. Лепра (проказа)

63. Лихорадка Западного Нила

64. Лихорадка от укуса крысы

65. Лихорадка пятнистая Скалистых гор

67. Менингококковая инфекция

68. Менингоэнцефалит и кератит амебной этиологии

69. Микобактерии нетуберкулезные (атипичные)

70. Мионекролиз клостридиальный (газовая гангрена)

72. Онхоцеркоз (речная слепота, филяриатоз)

73. Оспа ветряная и опоясывающий лишай

74. Оспа натуральная

75. Папилломавирусы человека

78. Паракокцидиоидомикоз (южноамериканский бластомикоз)

79. Парвовирус B19 (инфекционная эритема, пятая болезнь)

80. Паротит эпидемический

81. Питириаз отрубевидный (отрубевидный лишай, разноцветный лишай)

82. Пневмококковая инфекция

84. Респираторный синцитиальный вирус

85. Риккетсиоз везикулезный (осповидный)

86. Ротавирусная инфекция

87. Сибирская язва

90. Стафилококковая инфекция

92. Стрептококковая инфекция (стрептококки группы A)

93. Стрептококковая инфекция (стрептококки группы В)

94. Стрептококковая инфекция (стрептококки, не входящие в состав группы A и группы B), энтерококковая инфекция 95. Стронгилоидоз

96. Тиф сыпной (вшивый тиф, эпидемический вшивый тиф)

97. Тиф эндемический (блошиный тиф, эндемический блошиный тиф, крысиный тиф)

98. Токсокароз (мигрирующая личинка, глазная форма)

100. Трипаносомоз американский (болезнь Шагаса)

101. Трипаносомоз африканский (африканская сонная болезнь)

103. Трихофития волосистой части головы

104. Трихофития гладкой кожи туловища (стригущий лишай туловища)

105. Трихофития паховая (паховый дерматомикоз)

106. Трихофития стоп и онихофития (стопа атлета, дерматомикоз стоп)

110. Филяриатозы лимфатические (вухерериоз, малайский и тиморский филяриатоз)

111. Хантавирусный легочный синдром

114. Хориоменингит лимфоцитарный

115. Цитомегаловирусная инфекция

118. Шанкроид (мягкий шанкр)

121. Шок инфекционно-токсический

123. Энтеровирусная инфекция (неполиомиелитные вирусы), вирусы Коксаки групп А и В, вирусы ECHO и несколько видов энтеровирусов

124. Эпштейна–Барр вирус (инфекционный мононуклеоз)










Детские инфекции


Атлас детских инфекционных заболеваний [Текст] / под ред. К. Д. Бэйкер ; пер. с англ. под ред. В. Ф. Учайкина. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 496 с. : ил.

Аннотация:
Атлас представляет собой исчерпывающее, очень удобное для использования, хорошо иллюстрированное клиническое руководство по 125 инфекционным заболеваниям детей. В атласе содержится более 500 прекрасных цветных фотографий. В лаконично изложенном тексте освещены все основные признаки заболеваний, в том числе скрытый период болезни, отражены ключевые аспекты состояния пациента и течения болезни, а также содержатся ценные данные для дифференциальной диагностики. Издание предназначено для студентов, врачей-интернов, врачей-ординаторов, практикующих врачей.


Рахманова А. Г. ВИЧ-инфекция у детей [Текст] - Л. : Питер, 2003. - 448 с.

Аннотация:
Перед вами первое издание, посвященное вопросам детской ВИЧ-инфекции в России. В руководстве на основе собственного опыта работы (1991-2002 гг.) рассмотрены вопросы, касающиеся классификации, клиники, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции и оппортунистических инфекций у детей, медико-психологического и социального сопровождения семей. Подробно изложены разработанные сотрудниками РКИБ МЗ РФ новые организационные формы медицинской и социальной помощи детям с ВИЧ-инфекцией в условиях реабилитационных лагерей отдыха, а также оригинальная система оказания специализированной помощи детям при перинатальном заражении: на базе РКИБ создан Научно-практический центр профилактики и лечения ВИЧ-инфекции у беременных женщин и детей МЗ РФ (приказ МЗ РФ №133 от 19.04.1999 г.). На основе опыта работы организованного на базе РКИБ специализированного отделения (приюта) для отказных детей, больных ВИЧ-инфекцией, предложены схемы лечебно-реабилитационных мероприятий, мониторинг клинико-лабораторных показателей. В книге использованы материалы Канадско-Российского проекта по СПИДу (1998-2002 гг.). Издание предназначено для инфекционистов, эпидемиологов, педиатров, дерматовенерологов, терапевтов и студентов старших курсов медицинских вузов.


Самарина В. Н. Детские инфекционные болезни [Текст] - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург : Лаборатория базовых знаний : Невский Диалект, 2007 . - 336 с.

Аннотация:
В книге в удобной для практической работы врача форме рассмотрены вопросы эпидемиологии, классификации, клиники и дифференциальной диагностики наиболее распространенных инфекционных заболеваний. Кратко изложены принципы лечения и ухода за больными на дому, даны рекомендации по предупреждению распространения заразных болезней. Представлены краткие описания внутриутробных инфекций. В обширных приложениях приводятся сведения о профилактических прививках, рекомендации по питанию больных детей. Раздел противомикробных препаратов включает показания и противопоказания к назначению препаратов, а также их побочное действие. Четко изложены основы оказания неотложной помощи больным. Оригинально, в форме таблиц, представлены клиническая картина и лечение гельминтозов, а также дифференциальная диагностика инфекционных экзантем. Для врачей всех специальностей, студентов медицинских учебных заведений, а также родителей, заботящихся о здоровье своих детей.


Воронин Е. Е. Диагностика, клиника, лечение и профилактические мероприятия у детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями [Текст] : пособие / Минздравсоцразвития РФ, ФГУ Здравоохранения. - М. : Медицина для Вас, 2004. - 64 с.

Аннотация:
Медицина не стоит на месте: сегодня постоянно разрабатываются новые методы диагностики, а также (что, несомненно, более важно) новые способы лечения; открываются новые лекарственные препараты, способные полностью вылечить даже самые страшные болезни. Более трудным является лечение заболеваний, принявших хронический характер течения. В лечении же инфекционных болезней наблюдается постоянный прогресс, в большей степени это относится к бактериальным заболеваниям, чем к вирусным.


Учайкин В. Ф. Иерсиниозы у детей [Текст] - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2005. - 144 с. : ил.

Аннотация:
В монографии освещены вопросы микробиологии, эпидемиологии, клинической картины и исходов псевдотуберкулеза и кишечного иерсиниоза у детей. Изложены основы патогенеза иерсиниозов в детском возрасте, показана роль иммунных механизмов в их развитии, рассмотрены принципы терапии и рациональной диспансеризации детей, перенесших псевдотуберкулез и кишечный иерсиниоз. Книга предназначена для педиатров, инфекционистов и эпидемиологов.


Инфекционные болезни у детей [Текст] : учеб. пособие / под ред. В. В. Ивановой. - М. : МИА, 2002. - 928 с. : ил.

Аннотация:
Книга отражает современный уровень знаний о наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваниях у детей, построена по этиологическому принципу. Описывается около 70 нозологических форм по единому плану: определение, этиология, эпидемиология, патогенез, патоморфология, диагноз и дифференциальный диагноз, лечение, прогноз, профилактика и мероприятия в очаге. Отдельные главы отражают чрезвычайно важные разделы инфекционных болезней у детей, такие, как иммунопрофилактика целевых инфекций у детей, принципы питания детей при инфекционных заболеваниях, реанимация и интенсивная терапия инфекционных заболеваний, основные принципы этиологической и патогенетической терапии инфекционных болезней у детей. Учебное пособие подготовлено силами научных сотрудников единственного в России Санкт-Петербургского научно-исследовательского института детских инфекций. Кроме того, в его подготовке приняли участие ведущие инфекционисты различных регионов России, которые встречаются с отдельными нозологическими формами инфекций значительно чаще, чем в центральных ее регионах. Для широкого круга врачей различных специальностей - эпидемиологов, инфекционистов, педиатров, неврологов, детских неврологов, клинических фармакологов, студентов медицинских вузов.


Клейн Дж. Д. Секреты лечения детских инфекций [Текст] / пер. с англ. под ред. О. В. Шамшевой, под общ. ред. В. Ф.Учайкина. - Москва : БИНОМ, 2007. - 416 с. : табл.

Аннотация:
Новая книга из серии "Секреты" представляет современные данные в области диагностики, лечения и профилактики инфекционных болезней у детей. Это первое русскоязычное издание по инфекционной патологии у детей, написанное по принципу "вопрос-ответ". Такой подход дает возможность конкретизировать знание, свести его не только к глубокому пониманию, но и к правильному действию в вопросах диагностики, лечения и профилактики. Книга состоит из пяти насыщенных информацией глав, подготовленных признанными специалистами по инфекционным болезням у детей. Авторы постарались сделать изложение легко доступным и облегчающим запоминание. Для врачей общей практики и педиатров всех уровней медицинской помощи.


Тимченко В. Н. Эволюция коклюшной инфекции у детей [Текст] - СПб. : Элби-СПб, 2005. - 192 с.

Аннотация:
В монографии приведены сведения о современных методах диагностики, лечения и профилактики коклюшной инфекции у детей. Представлена эволюция коклюша в течение XX столетия. Представлена информация, обобщающая опыт отечественных и зарубежных ученых, а также личные научно-практические разработки авторов. Важнейшие проблемы коклюшной инфекции изложены в возрастном аспекте. В работе над книгой приняли участие ученые Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской Академии и НИИ ЭМ им. Пастера, Санкт-Петербург. Монография предназначена для инфекционистов, педиатров, врачей общей практики, аспирантов, клинических ординаторов и студентов.


Дроздов В. Н. Экзантематозные инфекции у детей [Текст] : лекции / под ред. А. И. Новикова. - М. : Мед. кн., 2005. - 220 с.

Аннотация:
В представленной книге отражен итог многолетней педагогической деятельности, литературных данных, врачебной и научной работы авторов различных сибирских медицинских вузов (Омск, Барнаул, Кемерово) владеющих педагогическим мастерством и огромным клиническим опытом в изучении инфекционных болезней, сопровождающихся кожными высыпаниями (скарлатина, корь, краснуха, ветряная оспа, менингококковая инфекция, ортопоксвирусные заболевания, сыпной тиф, СПИД, иерсиниозы, иксодовый клещевой боррелиоз и др.). Помимо детального изложения клиники болезней и характера экзантем указанных заболеваний в лекциях приводятся данные по этиологии, патогенезу, эпидемиологии и профилактике. Специальная лекция посвящена клинике ряда кожных заболеваний у детей, требующих дифференциальной диагностики с экзантематозными инфекциями. Издание лекций по указанной инфекционной патологии будет полезным не только для студентов и врачей-интернов, но также для семейных врачей, инфекционистов, педиатров, дерматологов и эпидемиологов.


Запруднов А. М. Педиатрия с детскими инфекциями [Текст] : учебник - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 560 с. : ил.

Аннотация:
Учебник подготовлен с учетом современных научных достижений медицинской науки и практики в организации лечебного процесса в детском стационаре и детской поликлинике. Представлены современные схемы лечения и профилактики наиболее распространенных соматических и инфекционных болезней, иммунопрофилактика, принципы оказания неотложной помощи. Особое внимание уделено вопросам неонатологии, роли медицинской сестры и фельдшера в лечении детей грудного возраста и уходе за ними. По наиболее важным разделам приводятся контрольные вопросы, задачи, диагностические и лечебные алгоритмы, иллюстрации. Предназначен учащимся медицинских училищ и колледжей.


Учайкин В. Ф. Инфекционные болезни у детей [Текст] : учебник - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 688 с. : ил.

Аннотация:
Учебник написан в соответствии с программой по инфекционным болезням у детей. В нем изложены основные сведения по этиологии, эпидемиологии, патогенезу, клинике, диагностике, лечению и профилактике основных инфекционных заболеваний у детей. Большое внимание уделено особенностям симптоматики, течения и лечения этих заболеваний у детей 1-го года жизни и новорожденных. Представлены сведения об иммунологической реактивности детей разного возраста. Освещены вопросы профилактики внутрибольничных заболеваний и перекрестного инфицирования. Особое внимание уделено вакцинопрофилактике и иммунореабилитации. Учебник предназначен для студентов старших курсов, врачей-интернов медицинских вузов, педиатров, инфекционистов и клинических докторов.


Инфекционные болезни у детей [Текст] : учебник / под ред. В. Н. Тимченко. - Санкт-Петербург : СпецЛит, 2012. - 623 с. : ил.

Аннотация:
Учебник состоит из двух частей - общей и специальной. Общая часть включает основные сведения об инфекционных болезнях и эпидемиологических закономерностях, методах диагностики, принципах рациональной терапии. Раздел "Вакцинопрофилактика" изложен с учетом современного календаря профилактических прививок и накопленных данных, необходимых врачу-педиатру для грамотного проведения вакцинации. Подчеркнута роль иммунизации не только в снижении заболеваемости многими инфекциями, но также в уменьшении тяжести болезни и частоты нежелательных последствий. В отдельном разделе представлены вопросы неспецифической профилактики инфекционных болезней в детских коллективах. Специальная часть освещает как наиболее часто встречающиеся инфекции, так и ряд заболеваний, актуальность которых в последние годы возросла, - хламидиоз, микоплазмоз, токсоплазмоз, малярию и др.


Барычева Л. Ю.Голубева М. В.Погорелова Л. В. Острые респираторные инфекции у детей: клиника и лечение [Текст] : учеб. пособие - Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. - 220 с. : ил.

Аннотация:
В пособии содержатся современные сведения по клинике, диагностике, лечению и профилактике острых респираторных инфекций вирусной и бактериальной этиологии у детей. Представлены данные об этиологической структуре и эпидемиологических особенностях респираторных инфекций в возрастном аспекте. Детально изложена характеристика отдельных нозологических форм ОРИ у детей, представлены опорно-диагностические признаки инфекций, описаны клинические синдромы и неотложные состояния при ОРИ, поэтапное лечение. Представлен системный подход к иммунореабилитации часто болеющих детей.


Корниенко Е. А. Инфекция Helicobakter pylori у детей [Текст] - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 272 с. : ил.

Аннотация:
В книге представлены современные данные об эпидемиологии, патогенезе инфекции Helicobacter pylori (НР), механизмах развития связанных с ней заболеваний: хронического гастрита, язвенной болезни, аутоиммунного гастрита, рака желудка, а также внежелудочных проявлений. Все стороны освещаемой проблемы рассматриваются в возрастном аспекте, прежде всего — применительно к детям и подросткам. Поскольку автор и возглавляемый ею коллектив в течение многих лет занимаются изучением инфекции НР у детей, в книге, наряду с литературными, представлены авторские научные данные, в частности методы диагностики этой патологии и оптимальные схемы лечения, разработанные с учетом региональных свойств штаммов НР и особенностей детского возраста. Руководство предназначено для широкого круга врачей: гастроэнтерологов, педиатров, врачей общей практики, терапевтов и микробиологов.


Bergelson J. M. Pediatric infectious diseases [Текст] - Philadelphia : Mosby Elsevier, 2008 : ill.

Настоящий сборник предназначен для широкого круга читателей. В нем рассказывается о наиболее распространенных острых инфекционных заболеваниях у детей. Наряду с такими детскими инфекциями, как корь, скарлатина, ветрянка и др., включены и болезни, которые в равной мере встречаются и у взрослых, но для детей представляют большую опасность. Это — грипп и эпидемический гепатит (болезнь Боткина), заболевания, привлекающие к себе особое внимание за последние годы.

Чем вызываются все эти болезни, как ими заражаются и какими мерами можно их предупредить — вот основное содержание данного раздела.

Раздел рассчитан на широкий круг читателей. В нем излагаются основные сведения о широко распространенных инфекционных болезнях у детей. Особое внимание уделено уходу за больными детьми в домашних условиях и профилактике инфекционных болезней.

Борьба с детскими заразными (инфекционными) заболеваниями была и остается одной из основных задач здравоохранения.

Особенно большое значение эта борьба приобретает в настоящее время в связи с постановлением, предусматривающим резкое снижение заболеваемости инфекционными болезнями и полную ликвидацию некоторых из них.

Разрешением этой задачи заняты многочисленные кадры медицинских работников, начиная с крупных ученых всех специальностей (микробиологи, инфекционисты, педиатры) и кончая медицинскими сестрами. Однако чтобы борьба эта была более успешной, родителя должны принять в ней самое активное участие. Без сознательной и активной помощи широких слоев населения многие профилактические мероприятия, т. е. мероприятия, способствующие предупреждению заболевания, становятся значительно менее эффективными. Но для того, чтобы оказать эту помощь, нужно знать основные признаки этих заболеваний, пути распространения и меры предупреждения их.

Многие родители считают, что каждый ребенок неизбежно должен перенести детские инфекционные болезни, причем чем раньше он заболеет, тем легче перенесет заболевание. Это, конечно, неверно. Следует помнить, что почти всякое заболевание можно предотвратить и что каждая болезнь, в том числе и инфекционная, ослабляет организм ребенка и тормозит его развитие, иногда на долгое время. Чем моложе ребенок, тем больший вред приносит ему заболевание. Поэтому совместные усилия родителей и медицинских работников должны быть направлены на предупреждение возникновения инфекционных болезней, особенно в первые годы жизни ребенка.

Социально-экономическое значение детских инфекционных заболеваний также очень велико: они нарушают нормальную жизнь детских учреждений, карантины отрывают матерей от производства иногда на долгое время, что мешает работе производства, создает трудности в жизни семьи и ведет к большим затратам государственных средств.

Пропедевтика детских болезней

Мы стремились дать студенту краткий учебник, который позволил бы ему не только с позиций творческого советского дарвинизма и физиологического учения И. П. Павлова усвоить основы учения о здоровом ребенке, но который заинтересовал бы его и помог полюбить свою будущую специальность — педиатрию. Нам хотелось, чтобы студент — будущий детский врач — понял всю громадную значимость знания возрастных особенностей здорового ребенка и решающее влияние на развитие детей и сопротивляемость их организма любым отрицательным воздействиям правильной организации факторов окружающей их среды, ухода за ними, их питания и воспитания.

На практических занятиях по курсу пропедевтики детских болезней студент должен приобрести правильные навыки объективного исследования ребенка, чтобы в будущей своей деятельности уметь улавливать даже незначительные уклонения от нормы, отмечаемые в начальных фазах заболеваний. Помочь студенту и в этом — также одна из задач учебника.

Возможно, в нашем труде найдутся дефекты, поэтому все указания и замечания, которые будут сделаны руководителями кафедр, практическими врачами и самими учащимися, примем с благодарностью.

Четвертое издание, в появлении которого возникла необходимость уже через два месяца после выхода в свет третьего издания, выходит без всяких существенных изменений и дополнений и только исправлены случайно вкравшиеся ошибки и опечатки.

Содержание и задачи курса пропедевтики детских болезней

Первоначальное содержание педиатрии как одной из медицинских дисциплин значительно расширилось. Педиатрия давно уже перестала быть наукой только о лечении больных детей и в настоящее время рассматривается как учение о здоровом и больном ребенке. Это учение охватывает физиологию, диететику, гигиену, патологию и лечение ребенка от рождения и до наступления половой зрелости. Современная педиатрия уделяет особенно большое внимание вопросам профилактики заболеваний детей. Каждый детский врач в своей повседневной практической работе должен быть не только полноценным лечащим врачом, умеющим поставить точный диагноз и правильно лечить заболевшего ребенка, но он должен быть и хорошим врачом-профилактиком, отлично знающим диететику ребенка, умеющим организовать нужный уход и установить рациональный режим как для отдельного здорового ребенка любого возраста, так и для целого детского коллектива. Детский врач не должен быть в стороне и от вопросов воспитания детей. Все эти разнообразные стороны деятельности детского врача студент должен узнать и изучить главным образом при прохождении курса клинической педиатрии. Пропедевтика детских болезней является введением в педиатрическую клинику.

В курс пропедевтики детских болезней входят следующие четыре основных раздела: 1) анатомо-физиологические особенности детей, включая законы физического и нервно-психического развития ребенка; 2) методика объективного исследования детей, включая особенности собирания анамнеза; 3) общая семиотика заболеваний детского возраста; 4) диететика здорового ребенка с основными элементами технологии детской пищи.

Без четкого знания этих разделов совершенно немыслима профилактическая и лечебная работа педиатра. Правильная оценка данных обычных физических, лабораторных и других методов клинического исследования ребенка и понимание своеобразия патологии детей возможны лишь при условии достаточно глубоких знаний возрастных анатомо-физиологических особенностей растущего организма ребенка. Без знания законов физического и нервно-психического развития детей нельзя осуществить правильную организацию общественной и индивидуальной охраны, детства, нельзя, следовательно, обеспечить и профилактику детских заболеваний. Эти знания должны лежать в основе рационально поставленного физического воспитания детей.

Клиническое исследование детей требует значительного своеобразия врачебной техники, изучение которой также должно входить в курс пропедевтики детских болезней.

Краткие сведения по общей семиотике важнейших заболеваний детского возраста должны обеспечить студенту правильную ориентацию при прохождении курсов факультетской и госпитальной педиатрии.

В деятельности детского врача, как было указано выше, профилактическая и лечебная работы тесно и неразрывно связаны. Вот почему в курсе пропедевтики детских болезней большое внимание должно быть уделено диететике здорового ребенка и основам индивидуальной гигиены детей как основным элементам в повседневной профилактической работе каждого практического детского врача. Профилактическая сторона деятельности педиатров приобрела особое значение в Советском Союзе, так как у нас огромное большинство детей, начиная с самого раннего возраста, обслуживается профилактическими и лечебными детскими учреждениями, от правильной постановки дела в которых в значительной мере зависят их жизнь и здоровье.

Было бы большой ошибкой думать, что можно стать хорошим детским врачом без основательных знаний общих теоретических дисциплин (анатомии, гистологии, физиологии, патофизиологии и т. д.), изучаемых на младших курсах, и клинических дисциплин по различным разделам патологии взрослых, изучаемых на старших курсах. Детский врач только тогда правильно и уверенно ориентируется во всех теоретических и практических вопросах своей специальности, если он имеет хорошую общую врачебную подготовку по всем дисциплинам, входящим в программу высшей медицинской школы. Только при этом условии он будет четко понимать все особенности физиологии и патологии детей в различные возрастные периоды.

Надо особенно подчеркнуть, что каждый детский врач должен очень хорошо знать инфекционные заболевания детского возраста и должен отлично ориентироваться в вопросах общей и частной эпидемиологии.

Необходимость таких разносторонних знаний, несомненно, делает педиатрию трудной специальностью, но зато этот путь изучения обеспечивает в дальнейшем хорошему детскому врачу большой кругозор и исключительно интересные и плодотворные возможности практической и научной деятельности.

Детские инфекционные заболевания

Публикуется с разрешения правообладателя —

Детские инфекционные заболевания Полный справочник

Бесталантов А. С., Кирсанова А. В., Кустова К. И., Милосердова Е. В., Мурадова Е. О., Капустин К. М., Федяшина Н. А.

Завредакцией: Новокрещенова Е. А.

Выпускающий редактор: Анохина Я. С. Корректор: Минаев Р. Н.

Детские инфекционные заболевания

ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ


ГЛАВА 1. ИНФЕКЦИЯ,

болеваний в самостоятельную науку и дальнейшему развитию учений об этиологии, патогенезе, симптомах, лечении и про8 филактике инфекционных болезней. Вклад в разработку ин8 фекций детского возраста внесли труды А. А. Колтыпина, М. Г. Данилевича, Д. Д. Лебедева, М. С. Маслова, С. Д. Но8 сова и других ученых.

Инфекционные болезни — большая группа заболеваний человека, возникающих в результате воздействия на организм вирусов, бактерий и простейших. Они развиваются при взаи8 модействии двух самостоятельных биосистем — макроорга8 низма и микроорганизма в условиях воздействия внешней среды, причем каждый из них имеет свою определенную био8 логическую активность.

Инфекция — это взаимодействие макроорганизма с микро8 организмом в определенных условиях внешней и социальной среды, в результате чего развиваются патологические, защит8 ные, приспособительные, компенсаторные реакции, которые объединяются в инфекционный процесс. Инфекционный процесс — это сущность инфекционной болезни и может про8 являться на всех уровнях организации биосистемы — субмо8 лекулярном, субклеточном, клеточном, тканевом, органном, организменном.

Однако не каждое воздействие возбудителя на организм вы8 зывает болезнь. Инфекционное заболевание возникает в том случае, если происходит нарушение функции организма и по8 явление клинической картины. Таким образом, инфекцион8 ная болезнь — это крайняя степень развития инфекционного процесса. Если же при проникновении возбудителя в орга8 низм не происходит формирования клинической картины, то говорят о здоровом носительстве, что может быть у детей

с остаточным специфическим иммунитетом или у людей

с врожденной естественной невосприимчивостью. Существу8 ет еще и реконвалесцентное носительство, возникающее в пе8 риод выздоровления от инфекционной болезни. В зависимо8 сти от условий инфицирования, свойств инфекционного агента, состояния макроорганизма (восприимчивость, сте8 пень специфической и неспецифической реактивности) опи8 сано несколько форм взаимодействия микроорганизма с орга8 низмом человека.

Манифестные формы (проявляющиеся клинически) де8 лятся на острые и хронические. Также различают типичные,

атипичные и молниеносные формы, в основном заканчиваю8 щиеся летально. По тяжести делятся на легкую, средней тя8 жести и тяжелую формы.

При острой форме клинически проявляющейся инфекции возбудитель пребывает в организме непродолжительное вре8 мя. Для этой формы характерна большая интенсивность выде8 ления больным возбудителей в окружающую среду, что созда8 ет высокую заразительность больных. Многие инфекционные болезни проходят в острой форме, например чума, оспа, скар8 латина. Другие же и в острой, и в хронической — бруцеллез, гепатит В, дизентерия.

Хроническая форма заболевания характеризуется более продолжительным пребыванием возбудителя в организме, ча8 стыми обострениями и ремиссиями патологического процесса

и в случае своевременного лечения — благоприятным исходом

и выздоровлением, как и при острой форме.

Повторное заболевание вследствие заражения тем же ин8 фекционным агентом называют реинфекцией. Если проис8 ходит заражение другим инфекционым агентом до выздоро8 вления от болезни, то говорят о суперинфекции.

Бактерионосительство — это процесс, протекающий бес8 симптомно в острой или хронической форме. Возбудители в организме присутствуют, но манифестации процесса не про8 исходит, и внешне человек остается здоровым. В организме выявляются иммунологические сдвиги, а также функциональ8 ные им морфологические нарушения в органах и тканях, ти8 пичные для данной болезни.

Важное эпидемиологическое значение имеет субклиниче8 ская форма инфекции, так как такие больные являются резер8 вуаром и источником возбудителей при сохраненной трудос8 пособности и социальной активности, что осложняет эпидемическую обстановку. Однако большая частота суб8 клинических форм некоторых инфекций (дизентерия, менин8 гококковая инфекция, грипп и т. д.) способствует образованию массивной иммунной прослойки среди людей, что в опреде8 ленной степени останавливает распространение этих инфек8 ционных болезней.

Перелатентная (латентная) инфекция возникает в результа8 те длительного бессимптомного взаимодействия макроорганиз8 ма с микроорганизмом. По своей сути является хронической инфекционной болезнью с доброкачественным течением,

встречается при таких заболеваниях, как гепатит В, герпетиче8 ская инфекция, брюшной тиф, цитомегаловирусная инфекция и мн. др. Такая форма чаще встречается у детей со сниженным клеточным и гуморальным иммунитетом, при этом инфек8 ционный агент находится или в дефектном состоянии, или в особой стадии своей жизнедеятельности (L8форма). Об8 разование L8форм происходит под действием защитных им8 мунных сил организма и лекарственных препаратов (антибио8 тики). Формируются нетипичные штаммы с изменением всех свойств микроорганизма.

Возбудители латентной инфекции циркулируют внутри кле8 ток макроорганизма (внутриклеточный паразитизм) и в окру8 жающую среду не выделяются. Но под действием неблаго8 приятных факторов (термические воздействия, сопутствующие заболевания, травмы, гемотрансфузия и т. д.) латентная инфек8 ция может перейти в острую. Возбудитель приобретает свои обычные свойства.

Существенно новой формой взаимодействия инфекции с организмом человека является медленная инфекция. Для нее характерен длительный (до нескольких лет) инкубационный период — стадия, при которой болезни нет. В то же время за8 болевание неуклонно прогрессирует с развитием тяжелых на8 рушений во многих органах и системах (чаще всего в нервной системе), и часто наблюдается смертельный исход. К такому типу инфекции относятся: СПИД, врожденная краснуха, хро8 нический активный гепатит с переходом в цирроз и др.

Инфекционные заболевания, возникающие в результате за8 ражения микроорганизмами одного вида, называются моно8 инфекциями. При заражении бактериями разных видов — сме8 шанная, или микстинфекция. Одним из вариантов смешанной инфекции является вторичная инфекция, при которой уже к имеющемуся заболеванию присоединяется новое.

Инфекционный процесс может возникать за счет актива8 ции сапрофитной микрофлоры, т. е. тех микробов, которые постоянно живут на коже и слизистых оболочках. В этих слу8 чаях говорят об эндогенной, или аутоинфекции, которая наи8 более часто возникает у ослабленных детей с хроническими заболеваниями, у детей, длительно получавших антибакте8 риальную или цитостатическую (подавляющую иммунитет) терапию.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.