Можно ли отравиться выхлопом дизеля

Медицинская статистика установила: ежегодно отравление выхлопными газами автомобиля уносит несколько сотен тысяч человеческих жизней. Главная опасность заключается в том, что этот выхлоп не имеет ни цвета, ни запаха. Многие признаки отравления выхлопными газами появляются только через некоторое время, а автомобилист даже не догадывается, что интоксикация набирает обороты.

Огромная концентрация жизненно опасных составляющих наносит организму непоправимый вред. Самыми канцерогенными из них являются оксид азота (относится к 4-му классу химической опасности), углерода окись и угарный газ. Поэтому каждый автомобилист и пассажир должен знать симптомы и последствия отравления.

Как происходит отравление?

Чаще всего поражение СО происходит в том случае, когда человек не соблюдает элементарные меры безопасности, находясь в пространстве машины с плохо работающей вентиляцией или в жилой квартире, примыкающей к автостоянке. Летальный исход возможен тогда, когда пострадавший долго работает в гараже или замкнутом помещении автосервиса.


Если в организм поступают продукты сгорания бензина, острое отравление возникает из-за образующихся окислов азота и угарного газа. Если доза, воздействующая на человека, превышает допустимую, то происходит хроническая интоксикация соединениями тяжёлых металлов, углеводородов. Отравившийся быстро приобретает различные заболевания хронической формы.

Симптомы и признаки отравлении

Симптомы клинического характера и признаки интоксикации окисью углерода зависят от некоторых показателей:

  • концентрации газа в закрытом помещении,
  • температурного уровня и показателей влажности,
  • вида и тяжести нагрузок человека, который пребывал в загазованном помещении.


В зависимости от глубины расстройства сознания различают три степени отравления окисью углерода. Каждая из них характеризуется определёнными симптомами:

  1. Лёгкая форма или степень. Отличается незначительным обморочным состоянием, ощущением заложенности в ушах, височными пульсациями и учащением сердечного ритма. Даже при лёгкой интоксикации потерпевшему нужно лечение в медучреждении.
  2. Первый симптом средней степени отравления – это продолжительный обморок. Человек испытывает сильное возбуждение, может вести себя неадекватно. Характерно покраснение тканей лица, скачки сердечного давления и учащённый сердечный ритм. У пострадавшего обязательно повышается температура тела.
  3. Если налицо бледность, синюшный оттенок кожи и нарушение дыхания, то имеет место тяжёлая степень интоксикации. Пострадавший может долго находиться без сознания, давление резко снижается.

Первая помощь при отравлении

Интоксикация автомобильным выхлопом требует неотложного медицинского вмешательства. До прибытия врачей помощь могут оказать свидетели происшествия.


Следует выполнить следующие манипуляции:

  1. Концентрированный автомобильный выхлоп очень часто приводит к отёку лёгких, поэтому пострадавшего важно сразу вынести из помещения и обеспечить его свежим воздухом (независимо от того, в сознании он или нет). Люди, оказывающие помощь, должны обезопасить себя от воздействия угарного газа: открыть окна, обмотать лицо плотной тканью.
  2. Вернуть человеку сознание с помощью спирта нашатырного.
  3. Прощупать и измерить пульс потерпевшего. Если он отсутствует, то нужно незамедлительно выполнить массаж (непрямой) сердца и искусственное дыхание.
  4. Стимулировать кровообращение можно с помощью растирания тела. Положить на области груди холодный компресс.

Дальнейшее лечение будут выполнять квалифицированные врачи.

Лечение отравления


Лечебная терапия пострадавшего должна осуществляться медицинскими работниками. Если доврачебная помощь оказана, то прибывшая бригада скорой помощи выполняет кислородную терапию. Если отёк легких проявился, то следует предпринять дополнительные меры:

  • медработники усаживают больного и накладывают на конечности тугие жгуты. Эта процедура уменьшает кровоток к легким.
  • делают уколы препаратов сердечного назначения (Кордиамин), противоотёчных (Преднизолон) и мочегонных (Лазикс) лекарств.
  • вводят в вену глюкозу 40% концентрации. Если отравление в начальной стадии, то используется хлорид кальция 10%.

Далее пострадавшего направляют на стационарное лечение. Если все вышеприведенные манипуляции не дали положительного эффекта, то показано выполнение искусственной вентиляции лёгких. Гемосорбцию назначают для полной детоксикации организма. Возможны осложнения инфекционного характера, поэтому врачи рекомендуют также приём антибиотиков.


Последствия отравления выхлопными газами также поможет устранить народная медицина. Но подобное лечение показано тогда, когда больной пройдет полный курс медицинской реабилитации.

Заметный эффект оказывает настой из спорыша, корней одуванчика или экстракта розовой радиолы. Купить их можно в любом аптечном пункте. Врачи также рекомендуют следовать диете, которая включает молокопродукты, овощные и фруктовые соки, сладости.

Эти продукты обладают выраженными антитоксическими свойствами.

Воздействие на организм


Выхлопной токсичный газ в первую очередь воздействует на нервные окончания и ткани пострадавшего, вызывая следующие нарушения:

  • боль головная опоясывающего характера:
  • приливы тошноты,
  • рвотные испражнения,
  • головокружение и нарушение ориентации в пространстве,

Явное проявление интоксикации – это поражение головного мозга. Его диагностирую по характерными признакам:

Часто после устранения последствий попадания яда в организм у пострадавшего возникают полиневриты с поражениями седалищного, зрительного или слухового нервов, расстройства вегетативной природы.

  • одышку или чувство резкой нехватки кислорода,
  • изменение голоса,
  • кашель различной степени,
  • отёчность в области носоглотки.

Если концентрация выхлопного газа значительно превысила допустимую, то у потерпевшего может быть остановка дыхания, которая вызовет смерть.

При воздействии на сердечно-сосудистый аппарат газов группы СО наблюдаются следующие нарушения:

  • резкое падение тонуса главных сосудов организма,
  • аритмия, сопровождающаяся тахикардией,
  • гипотензия артериальная,
  • учащение сердцебиения,
  • сердечная и сосудистая недостаточность в острой форме.


При воздействии угарного газа на организм начинается сбой в работе многих жизненно важных органов. Нарушения в работе почек устраняется с помощью соблюдения питьевого режима и введения мочегонных препаратов в первые часы после интоксикации.

Последствия отравления

Последствия воздействия ядовитого выхлопа могут проявиться сразу, а могут дать о себе знать и через время. Но даже начальная стадия отравления требует медицинского вмешательства, так как бездействие может привести к летальному исходу. Без правильно назначенного лечения развивается сильная интоксикация всех органов и тканей, отёк мозга и последующий отёк легких.

Если не обратить внимание на легкие симптомы отравления концентрированными выхлопными газами, то в будущем у пострадавшего появятся различные хронические заболевания, которые потребуют длительного и сложного лечения.

Как избежать интоксикации?


Поражение потенциально опасными выхлопными газами можно избежать, если следовать простым правилам безопасности:

  • регулярно выполнять диагностические осмотры и ремонт авто,
  • держать на контроле состояние выхлопной системы,
  • не оставаться в течение длительного времени в салоне автомобиля с включённым двигателем или в закрытом пространстве, где происходит выделение выхлопа,
  • осуществлять ремонт автомобиля в помещении с исправно работающей вентиляционной системой.

Если вы или ваши близкие находятся под угрозой отравления автомобильным выхлопом, то следует немедленно принять соответствующие меры. Перед длительными поездками следует устранить все отклонения в работе выхлопной системы, иначе интоксикация может произойти даже на трассе. Ни при каких обстоятельствах не спите в машине с заведённым двигателем.

Видео

Это видео подробнее ознакомит вас с симптомами отравления угарным газом

С: Вполне возможно, что дизельные двигатели выбрали из-за того, что дизели считаются чем-то немецким; дизельный двигатель ведь был изобретён в Германии в двадцатых годах.

Что всё это означает, если говорить обычным языком?

С: А откуда вы знаете, что Люфтлю в Вене кто-то звонил?

Р: Люфтль сам сказал мне об этом по телефону, и я не вижу никаких причин, чтобы ему не верить. Разумеется, данный звонок ещё не доказывает, что в своём утверждении о дизельных двигателях Люфтль был прав. Впрочем, если бы он ошибался, власти уж точно бы сделали упор на этом.


Рис. 88. Содержание угарного газа в выхлопных газах дизельных двигателей и двигателей с искровым зажиганием, представленное в виде функции от нагрузки на двигатель (соотношения воздух/топливо).

Ещё в середине 80-х американский инженер немецкого происхождения Фридрих Берг изучил условия, при которых дизельный выхлоп может быть губительным[646]. Работа Берга послужила основой для заявлений Бьюкенена и Люфтля, которые я приводил выше.

Как правильно отметил Люфтль, дизельные двигатели работают с избытком воздуха. Угарный газ (СО), однако, вырабатывается лишь при недостаточном количестве кислорода, требуемого для сжигания всего топлива. На рис. 88 приведено изменение в содержании угарного газа в выхлопе типичных дизельных двигателей и двигателей с искровым зажиганием (бензиновых двигателей) при увеличении нагрузки на двигатель (понижении соотношения воздух/топливо)[647]. Как можно видеть, дизельный двигатель производит более-менее ощутимое количество угарного газа лишь при значительной нагрузке.

С: Это просто удивительно! Большинство людей думает, что дизельные двигатели гораздо опасней бензиновых.

Р: Да, дизельные двигатели имеют дурную репутацию из-за своего сильного дыма и неприятного запаха. Причиной этому является относительно неочищенное дизельное топливо, которое при тяжёлой нагрузке сгорает не до конца — из-за того, что тяжёлые углеводородные молекулы не успевают полностью сгореть. Однако дым и смрад дизельного выхлопа не имеют ничего общего с содержанием в нём угарного газа.

Я не стану обсуждать токсичные эффекты дизельных выхлопов в различных условиях, а вместо этого сразу же перейду к одному опыту с животными, осуществлённому британскими исследователями в 1957 году[648]. В этих опытах имитировалась тяжёлая нагрузка на двигатель путём искусственного ограничения подачи воздуха. Это было достигнуто путём как можно большего ограничения подачи воздуха во впускной коллектор, не заглушая при этом двигатель полностью[649]. Это было необходимо из-за того, что при работе двигателя вхолостую или при лёгкой нагрузке на двигатель выхлопные газы были бы просто не в состоянии отравить подопытных животных. После того как газовая камера была заполнена отработавшим газом, в неё были помещены 40 мышей, 4 кролика и 10 морских свинок. Последнее из животных скончалось от отравления угарным газом через три часа двадцать минут.

С: Выходит, каждая казнь в Треблинке длилась как минимум три часа?

С: Значит, казнь отнимала больше трёх часов?

Р: Тоже нет, поскольку утверждается, что люди стояли в газовых камерах так плотно друг к другу, что они очень быстро израсходовали бы весь кислород. Маттоньо установил, что жертвы, запертые в газовой камере наподобие тех, что якобы имелись в Треблинке, за 20-30 минут израсходовали бы столько кислорода, что они бы задохнулись безо всякого ядовитого газа[650]. Таким образом, Люфтль был прав, когда говорил, что подача дизельных выхлопных газов в такую камеру только бы продлила жизнь находящихся в ней людей, а не ускорила их гибель, ибо через 20-30 минут после закрытия камеры в дизельном выхлопе было бы больше кислорода, нежели в самой камере.

С: А что говорят свидетели о длительности казни?

Р: Согласно им, казнь длилась примерно полчаса.

С: Так, может быть, людей просто запирали в камеры и ждали, пока они не умрут от недостатка кислорода?


Рис. 89. Имберт-генератор был самым распространённым газогенератором в Третьем рейхе. Здесь запечатлено его массовое производство на сборочном конвейере в Кёльне, 1943 г.[655]

Р: Это тоже было бы не особенно эффективно. Да, большинство людей, вероятно, можно убить таким способом, но вот остальные будут умирать часами, поскольку содержание кислорода вряд ли будет понижаться после того, как большинство людей умрёт и перестанет вдыхать воздух. Так что, скажем, из 300 узников, запертых в камере, 260 умрут, но 40 человек всего лишь потеряют сознание, и некоторые из них придут в себя, когда двери в камеру снова откроются.

Тот факт, что дизельный выхлоп относительно безвреден, не является чем-то новым. Как отмечает Ф. Берг, учёным ещё давно было известно, что дизельный выхлоп не опасен[651]. В Германии дизельные двигатели использовались в шахтах ещё с 1928 года, потому что их выхлоп можно без опаски выпускать под землёй[652].

С: Ну так как, от отравления дизельным выхлопом хоть кто-то умер?

Р: Умер — один человек. В 1998 году в одном медицинском журнале была напечатана статья о 83-летнем мужчине, страдавшем пороком сердца, который умудрился покончить с собой при помощи выхлопных газов своего дизельного автомобиля. Но даже он умер не из-за отравления угарным газом, а из-за того, что он вдохнул большое количество сажи. Сажа засорила его лёгкие, и в итоге сердце не выдержало. Неизвестно, сколько времени отняло это самоубийство, но, поскольку двигатель работал на холостом ходу, а машина была покрыта изнутри толстым слоем сажи, это могло занять часы. Как бы то ни было, в данной статье говорится, что это уникальный случай, так как автору неизвестен никакой другой случай отравления выхлопом дизельного двигателя, повлёкшее за собой смерть[657].

С: Уже просто ехать за дизельным грузовиком весьма неприятно. А быть запертым в помещении с толстым дымом от выхлопных газов дизеля — это сущая пытка. В конце такой экзекуции жертвы должны были быть покрыты сажей с ног до головы. Свидетели об этом что-то говорят?

Р: Нет, ничего.

С: Не считая сотен тысяч трупов в немецких лагерях уничтожения, разумеется.

Р: Если трупов действительно было сотни тысяч. Как бы то ни было, из вышеприведённого опыта над животными, во время которого двигатель вырабатывал больше сажи, чем двигатель, работающий на холостом ходу, следует, что любая попытка убить здоровых людей среднего возраста сажей от дизеля займёт долгие часы.


Рис. 90. Стандартный газогенераторный грузовик Austro-Fiat 4 D 90 A[658].

Рис. 91. Автомобиль Заурер BT 4500 с газогенератором. Схожий грузовик марки Заурер якобы применялся для массовых убийств в Кульмхофе/Хельмно, причём при помощи не генераторного, а выхлопного (!) газа[658].

С: Но ведь люди постоянно умирают от выхлопов автомобилей, не оснащённых должными катализаторами!

Р: Да, но всё это — выхлопы бензиновых двигателей.

С: Так дизельными выхлопами хоть кого-то убили или нет?

Р: Перед тем как делать какие-либо выводы, я хотел бы привести ещё несколько аргументов.

Первым, разумеется, встаёт следующий вопрос: если немцы изобрели дизельный двигатель и использовали его в шахтах с 1928 года, поскольку он был относительно безопасен, и если они были в курсе риска, который представляют бензиновые двигатели (Маттоньо обнаружил одно техническое немецкое исследование за 1930 год, из которого следует, что немцы были прекрасно осведомлены о токсичности выхлопа бензиновых двигателей[659]), то как тогда можно серьёзно утверждать, что эсэсовцы пытались сделать то, что было технически невозможно?

С: Так, может, они применяли бензиновые двигатели?

Р: Не торопитесь. После 1942-1943 годов немцы переделали все свои транспортные грузовики так, что отныне они стали работать на газогенераторе, поскольку нефть была большим дефицитом. В конце войны сотни тысяч грузовиков в центральной Европе ездили на этих газогенераторах. Был переделан даже ряд танков. Генераторный газ образуется в специальной установке путём сжигания каменного угля, кокса или дерева при наличии весьма небольшого количества кислорода. Данный газ содержит 18-35 процентов угарного газа (по объёму). Это крайне токсичный, быстродействующий газ. Все политические и военные руководители Третьего Рейха, включая тех, кто имел отношение к депортациям евреев, были прекрасно осведомлены о сотнях тысячах газогенераторных автомобилей и их высокой токсичности[660]. Следовательно, мы вправе предположить, что данные технологии обязательно были бы применены при попытках совершения массовых убийств, если такие попытки когда-либо имели место. Однако об их применении нигде нет ни малейшего упоминания.

И ещё одна немаловажная деталь. Из-за нехватки нефти Третий Рейх полагался на технологию рафинирования угля, речь о которой шла несколько выше (глава 3.4.1). По этой технологии производились продукты, схожие с природным газом и нефтью. На первом этапе вырабатывался технологический газ, содержавший смесь, схожую с вышеописанной. Угарного газа, имевшегося в Третьем Рейхе, было более чем достаточно для того, чтобы уничтожить всё человечество. И при этом на убийство не было потрачено ни грамма угарного газа.

С: Один из этих заводов по выработке ядовитого газа располагался недалеко от лагеря Освенцим в Моновице и принадлежал фирме ИГ Фарбен.

Р: Да, и при этом нам говорят, что кроме Циклона-Б в Освенциме ничего не применялось.

С: Но мы не можем полностью исключать вероятность того, что дизельный выхлоп в Треблинке всё-таки использовался.

Р: Если рассуждать логично, то такую вероятность можно и даже нужно исключить. В противном случае эсэсовцы по умственному развитию ушли ненамного дальше, чем, скажем, неандертальцы.

С: К чему приведёт отказ от дизельных двигателей в качестве орудия убийства?


Рис. 92. Чертёж газогенератора Остмарк.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

При длительной стоянке автомобиля с работающим двигателем выхлопные газы постепенно заполняют закрытое простарнство, что не сразу становится заметно для людей, находящихся внутри помещения. Также возможно насыщение угарными газами салона, если система выпуска не герметична. В итоге можно получить отравление выхлопными газами, которые также опасны, как угарные, и точно также могут привести к серьезным последствиям и летальному исходу.

Как человек получает отравление

Вдыхая выхлопные газы, которые образуются при сгорании бензина в двигателе, в допустимом количестве, например, проходя мимо работающего автомобиля, вред организму практически не наносится. Но если дышать ими на протяжении даже небольшого отрезка времени, организм настигает интоксикация с другие симптомами токсического отравления. Происходит это, потому что выхлопные газы состоят из оксидов азота, которые, соединяясь с воздухом превращаются в диоксид азота, и угарного газа (по-научному – окиси углерода). Угарный газ, связываясь с белками эритроцитов в крови, которые переносят кислород к клеткам, блокирует эту функцию. Помимо этого, он блокирует тканевое (кожное) дыхание, что и является причиной кислородного голодания. Усиливают интоксикацию соединения тяжелых металлов, присутствующие в выхлопных газах (в частности, свинец) и углеводороды. Дополняя друг друга, все эти элементы усиливают отравление и могут привести к летальному исходу.

Симптомы у пострадавшего проявляются постепенно, в зависимости от степени тяжести отравления. Самая легкая степень характеризуется:

  • головной болью (опоясывающей и/или концентрированной в висках);
  • головокружением;
  • кашлем, чувством тяжести в груди, нарушения дыхания;
  • тошнотой;
  • общей слабостью и сонливостью;
  • наблюдается осиплость голоса.

С увеличением количества попавших в организм выхлопных газов появляются:

  • одышка, затрудненность дыхания по причине кислородного голодания пострадавшего;
  • посинение губ, носа, бледность кожных покровов;
  • учащение сердцебиения;
  • рвота;
  • изменения в работе зрительных нервов (сужение зрачка, расширение);
  • обморок или предобморочное состояние.

Сильное отравление угарным газом приводит к общей интоксикации организма, появлению судорог, нарушению координации, патологическим рефлексам, продолжительному обмороку, коме и, при высоких концентрациях или не оказанной вовремя медицинской помощи, к смерти. При наличии даже нескольких симптомов и ощущении сильного запаха выхлопных газов, необходимо срочно вызвать скорую помощь и не заниматься самолечением, оно может привести к печальным последствиям.

Первая помощь пострадавшему

Самое первое, что необходимо сделать с человеком, получившим отравление выхлопными газами, – вынести его на свежий воздух для поступления кислорода в организм и вызвать скорую помощь. После этого нужно усадить человека в положение полусидя, чтобы отек легких, если таковой имеет место быть, не сильно влиял на дыхание.

ВАЖНО! Если отсутствует дыхание и/или пульс, нужно срочно делать непрямой массаж сердца, т.к. смерть наступает очень быстро. Если же человек дышит, но потерял сознание, необходимо обязательно постараться привести его в себя с помощью нашатырного спирта или воды.


Следующие манипуляции проводят уже врачи скорой помощи; они вводят в кровь противоотечные, сердечные препараты и мочегонное, чтобы снять острую интоксикацию. Также пострадавшему делается инъекция глюкозы и хлорида кальция. В тяжелых случаях, когда человек не может дышать самостоятельно, применяется искусственная вентиляция легких. Также нередко возникает атрофия мышц и некроз тканей вследствие отсутствия кислорода. Процесс при отравлении выхлопными газами развивается достаточно быстро, и врачам приходится прибегать к ампутации пораженной конечности.

Лечение интоксикации любой степени тяжести, наступившей по причине отравления выхлопными газами автомобиля, проводится в стационаре под наблюдением врачей. Оно включает в себя:


  • курс капельниц с соляными растворами для снятия или предотвращения отека;
  • антидот в первые сутки для удаления ядовитых элементов из организма;
  • диуретики, уменьшающие скорость всасывания воды и солей в почках и способствующие выведению этих солей с мочой (для предотвращения мочекаменной болезни на фоне применения хлорида кальция);
  • антикоагулянты, уменьшающие свертываемость крови и препятствующие образованию тромбов, что возможно на фоне такого вида отравления;
  • курс антибиотиков для исключения воспалительных и инфекционных процессов;
  • барокамера для восстановления кислородного баланса в организме;
  • курс инъекций глюкозы с витаминами для возмещения энергетических потребностей.

Это общий список того, что применяют для стабилизации и улучшения состояния пострадавшего. В случае ухудшения состояния, проблем с кожей или комы, проводятся соответствующие медицинские мероприятия, позволяющие вылечить человека и обеспечить ему дальнейшую здоровую жизнь.

После выписки из стационара необходимо на некоторое время сократить физические нагрузки, побольше бывать на свежем воздухе, принимать витамины. Может быть также прописана лечебная физкультура для восстановления физического состояния и физиотерапия.

Последствия отравления могут не закончиться на лечении в стационаре. Даже при быстро оказанной медицинской помощи и квалифицированном лечении могут развиться хронические болезни органов дыхания, сердечно-сосудистая и нервная системы могут быть также подвержены нарушениям в работе. Поэтому пострадавшим рекомендовано наблюдаться у невролога, отоларинголога и других врачей.

При длительной интоксикации без медицинской помощи впоследствии могут появиться онкологические заболевания либо ухудшение состояния здоровья до одной из степеней инвалидности.

Поэтому не стоит пренебрегать техникой безопасности при работе с автомобилем в закрытом помещении. При малейшем подозрении на отравление выхлопными газами автомобиля необходимо вызвать скорую помощь. А машину можно отремонтировать и позднее.


Выхлопные газы – смесь нескольких химических веществ, образующихся в процессе сгорания топлива в автомобиле. За день от одного автомобиля, в перерасчете на чистый вес, образуется около килограмма таких газов. Некоторые из них оседают в окружающей среде и способны сохранять свое присутствие до 3 – 4 лет. Отравление выхлопными газами автомобиля не такое редкое явление, как можно бы подумать.


В группу риска входят жители, чьи дома находятся вблизи крупных магистралей, и водители, которые находятся за рулем более 8 часов в сутки.

Причины отравления выхлопными газами автомобиля

Основные причины возможного отравления:

  • Нахождение в закрытом помещении вблизи работающего автомобиля в течение длительного времени.
  • Нарушение вентиляции в салоне автомобиля.
  • Нахождение в помещениях, располагающихся непосредственно над автостоянкой.
  • В домах, расположенных вблизи крупных автомагистралей.
  • Нарушение элементарных правил техники безопасности в автосервисе при техосмотре.
  • Длительное стояние в пробке, особенно, в жаркую погоду при отсутствии ветра.

Выхлопные газы, образующиеся от сгорания дизельного топлива, гораздо ядовитее газов от бензина или газового топлива.

Состав выхлопных газов и воздействие составляющих на организм

В составе выхлопных газов есть безвредные вещества (вода и углекислый газ) и соединения, наносящие человеческому организму существенный вред.

Газ без цвета и запаха. При поджигании горит голубым пламенем. При попадании в организм блокирует доставку кислорода тканям и органам путем соединения с гемоглобином крови.


Легкая степень отравления угарным газом вызывает головную боль, эйфорию, заторможенность и нарушение сердечного ритма.

Средняя – вялость, сонливость, галлюцинации, снижения давления и потеря сознания вплоть до комы.

Тяжелая – повышение температуры до 40С, слабость в мышцах, судороги, дыхательную недостаточность, затяжную кому вплоть до летального исхода.

Первым делом поражает органы дыхания. Является канцерогеном. Вызывает сонливость, беспричинную тревогу, головокружение и обмороки. При длительном вдыхании — онкологические заболевания.

Может вступать во взаимодействие с кислородом, входящим в состав воздуха, с образованием двуокиси азота NO2 – темно-бордового соединения, имеющего неприятный запах. Во влажном помещении окись азота превращается в азотную кислоту.


Являются токсическими веществами, действующими на центральную нервную систему. Приводят к расстройству внимания, памяти, двоению в глазах, болям в животе, повышенной раздражительности и бессоннице.

Последствия отравления

При действии выхлопных газов на организм поражаются многие органы и системы:

  • органы дыхания (одышка, нехватка воздуха, затруднение дыхания, спазм дыхательных путей, кашель, дисфония),
  • нервная система (повышенная возбудимость, нарушение координации, снижение всех функций мозга),
  • сердечно-сосудистая система (подъем артериального давления, нарушение сердечного ритма),
  • мочеполовая система (снижение количества мочи и развитие почечной недостаточности).


Отравление выхлопными газами возникает, как правило, в закрытом помещении – на открытом пространстве отравиться невозможно. На степень интоксикации будет влиять ряд факторов.

  • Площадь закрытого помещения.
  • Температура воздуха и влажность в этом помещении.
  • Концентрация токсических соединений на момент нахождения человека.
  • Степень физической активности во время интоксикации.

Признаки и степени отравления выхлопными газами

Симптоматика развивается постепенно, часто длительное время пострадавшие не испытывают никакого дискомфорта и просто засыпают, особенно, если сидят в автомобиле.

Характеризуется головокружением и головной болью, шумом в ушах, небольшой тошнотой, сухим кашлем, вялостью и сонливостью. При прекращении контакта с токсином симптомы проходят самостоятельно, при продолжении вдыхания – переходят в следующую степень.

Отравление выхлопными газами средней степени характеризуется усилением кашля, возникновением чувства сдавления в груди и одышки. Повышенная возбудимость, нарушение координации.

Бледность кожи и слизистых, позывы на рвоту, расстройство зрения, помутнение сознания вплоть до его потери. Отмечается учащение сердечного ритма.

Проявляется возникновением галлюцинаций, значительным расстройством координации, судорогами в конечностях, потерей сознания. Впоследствии – кома с летальным исходом.

К поздним осложнениям отравления относятся воспаление и отек легких, отек мозга, а также — появление злокачественных новообразований.


Первая помощь при отравлении выхлопными газами

Лечение отравления выхлопными газами проводится исключительно в условиях стационара. Первую помощь можно оказать самостоятельно.

Прекратить контакт пострадавшего с токсическими выхлопами – вывести или вынести его на воздух. При невозможности сделать это, постараться обеспечить приток свежего воздуха.


Разместить пострадавшего на боку, обеспечить полный покой, накрыть теплым одеялом. При подозрении на отек легких (кашель с пенистой мокротой) усадить в полусидячее положение и наложить из подручных средств жгуты на руки и ноги, чтобы уменьшить приток крови к легким.


Расстегнуть все пуговицы, ослабить ремни и резинки.

Дать понюхать нашатырный спирт. Поставить горчичники на затылок или сделать массаж спины для активации мозгового кровообращения.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.