Медико профилактическое дело инфекционные болезни


Ещё древнегреческий целитель Гиппократ в одном из своих трактатов писал о том, как воздух, вода и место обитания человека влияют на его психическое и физическое здоровье. А знаменитый русский врач, стоявший у истоков анестезиологии и военно–полевой хирургии, уверенно говорил, что будущее принадлежит медицине предупредительной. О медико-профилактической профессии как раз и рассказывается в статье.

Направления и перспективы работы в профилактической медицине


Специалисты заняты в таких областях как диетология, валеология, сферы гигиены. Представители профессии комплексно решают задачи:

  • контроля инфекционных заболеваний,
  • организации вакциной профилактики,
  • контроля качества питания в учреждениях здравоохранения, детских садах, школах и прочих местах,
  • организации медицинских осмотров на предприятиях,
  • разработок санитарных правил и норм промышленного и жилищного строительства,
  • исследования водоёмов и чистоты воздуха,
  • пропаганды медицинских и гигиенических знаний.

Обязанности предполагают взаимодействие не только с персоналом поликлиник, больниц и санитарно–эпидемиологических служб, но и с представителями правоохранительных органов и муниципальных властей. Подобное сотрудничество положительно сказывается на соблюдении законодательной базы санитарно–эпидемиологических требований.


Продолжительность рабочего дня специалистов профилактической медицине не превышает 40 часов в неделю, в соответствии с трудовым законодательством РФ.

На рынке труда это достаточно востребованная профессия. Причём во всех видах собственности учреждений:

  • научно–исследовательских лабораториях и институтах,
  • Роспотребнадзоре,
  • высших и средних учебных заведениях,
  • частных предприятиях по выпуску пищевых продуктов,
  • санаторно–курортной сфере,
  • природоохранных органах,
  • военных, правовых, таможенных службах,
  • лечебной и профилактической медицине,
  • предприятиях железнодорожного транспорта,
  • торговых сетях и общественном питании,
  • экспертных организациях в сфере санитарно–эпидемиологического благополучия.

Уровень заработной платы зависит от опыта, стажа и места работы. Например, специалист, работающий в Северных районах или местностях, приравненных к ним, дополнительно получает надбавку за работу в сложных природных условиях. Доплата за стаж работы также увеличивает оплату труда до 40 %. В Москве ставки значительно выше. Самую высокую заработную плату предлагали в сентябре 2018 года главному врачу медико–санитарной части в РГУ физкультуры — 120000 рублей.

Средний доход санитарного врача в России — 30000 рублей. Однако на начальном этапе работы он может быть и 15000–20000 рублей.

В предлагаемых условиях труда, при найме на работу специалистов профилактической медицины, обычно указывается полная занятость, работа на территории нанимателя и оплачиваемый отпуск.



Специалисты профилактической медицины имеют все шансы вести свою деятельность в режиме фриланс. Без заключения долговременного договора, для выполнения определённого перечня обязанностей, можно воспользоваться услугами бирж удалённой работы.

Они предлагают среднему медицинскому персоналу и врачам вакансии консультантов онлайн, копирайтеров по темам гигиены и профилактики заболеваний. Работу на территории работодателя во время собственного отпуска можно найти в летний сезон в детских оздоровительных лагерях отдыха или в клиниках на период отпуска основного сотрудника.


С какой бы сферы медицины выпускник учебного заведения не начинал свою деятельность, следует помнить о важной социальной значимости профессии. Участвуя в разработках норм промышленного и жилищного строительства, контролируя санэпидемрежим больниц, детских учреждений или предприятий общественного питания, специалист профилактической медицины имеет возможность изменить жизнь людей в лучшую сторону. Равно как повысить свой профессиональный уровень опытным путём и подняться по карьерной лестнице, как в области здравоохранения, так и в государственной гражданской службе РФ.


В любой профессии важно поддерживать уровень квалификации. Особенно это касается медицинских специальностей. Согласно закона об основах здоровья граждан, право на осуществление деятельности в области медицины имеют лица с высшим и средним медицинским образованием при наличии сертификата специалиста. Этот же закон возлагает на работодателя, а так же работника, обязанность повышения квалификации в течение всей трудовой деятельности с периодичностью в 5 лет. Организация дополнительного обучения и сертификации возможна как за счёт учреждения, так и за счёт самого специалиста.


В Министерстве здравоохранения РФ разработано приложение к приказу о порядке проведения Всероссийского конкурса врачей. В каждой области медицины присуждается собственная номинация. Ежегодно подобные конкурсы устраиваются и для специалистов со средним медицинским образованием. Кроме общественного признания личностных достижений и вклада в развитие здравоохранение, победители удостаиваются ценных грантов. Но самое главное — реализуются дополнительные возможности для профессионального и карьерного роста.


Специальности профилактической медицины востребованы и за границей. Однако чтобы начать практиковать самостоятельно, следует пройти профессиональную сертификацию и получить лицензию на право деятельности государства, где планируется получить работу. Для этого потребуется:

  • выучить язык,
  • пройти процедуру нострификации (подтверждение законной силы образовательного документа на территории страны),
  • сдать специальные экзамены,
  • получить квалификацию.

При этом требования к претенденту в разных государствах могут быть, соответственно, абсолютно разными. Меньше всего различий у российских специалистов с белорусскими коллегами.


Специалист медико–профилактического дела имеет право занимать врачебные должности, не связанные с приёмом и осмотром пациентов. Также может вести обучение гигиеническим знаниям населения, вести лабораторную и научную деятельность по фундаментальным направлениям медицины. Однако из-за разницы в образовательном процессе с факультетами лечебных специальностей, получить смежную на базе профилактической подготовки, можно только заново получив медицинское образование. То есть обучение займёт от 6 до 8 лет.


Основной курс обучения длится 5 лет в вузе и 3 года в ссуз. Коммерческий курс обходится от 20000 рублей в Уральском университете до 108000 рублей в Омском государственном университете.

Выпускники вузов после получения диплома приобретают первичную врачебную специализацию в интернатуре в течение 1 года. Углубленная подготовка в ординатуре занимает ещё от двух до трёх лет. Также возможно выбрать научно–исследовательскую деятельность. Практика и стажировка обязательна в образовательном процессе подготовки специалиста. В период обучения студенты изучают:

  • анатомию,
  • патологические процессы,
  • физиологию,
  • микробиологию,
  • методику биологических и химических исследований,
  • гигиенические дисциплины,
  • эпидемиологию,
  • системы здравоохранения,
  • охрану окружающей среды и прочие дисциплины.

Для работы в российских учреждениях зарубежное образование не требуется. Но запретов на такое обучение не введено. Остаётся преодолеть довольно сложные к этому препятствия:

  • годовую стоимость обучения (от 12000 до 80000 долларов),
  • высокий конкурс (200 человек на место),
  • подготовительные курсы в выбранной стране обучения,
  • длительный срок обучения (от 7 до 10 лет).


Но и плюсы у образования за границей тоже есть. К ним относятся частые практики, более узкая специализация в выбранной профессии, доступность новейших научных разработок, возможность досконально изучить язык, дальнейшая перспектива работы в зарубежных клиниках и высокий доход.

Российские учебные заведения высшей и средней медицинской школы предоставляют право дистанционного обучения по специальностям медико–профилактического дела. В этом случае каждый слушатель может выбрать для себя индивидуальный график занятий, порядок изучения дисциплин и сдачи зачётов и экзаменов.


Кроме того, начать обучение можно в любой день, не дожидаясь официального начала учебного года. Несомненным плюсом для работающих уже в профессии и повышающим свою квалификацию слушателям, станет учёба без отрыва от производства. А, учитывая коммерческую основу обучения дистанционного метода, этот вариант получения образования может существенно сэкономить личный бюджет.

Профессиональная ориентация


Медицинские специальности требуют от человека, выбравшего их, определённых личностных качеств. Сострадание, ответственность и добросовестность для лаборантов, санитарных фельдшеров, врачей и эпидемиологов не менее важны, чем внимательность к деталям, эмоциональная устойчивость и аккуратность.

Физическая выносливость будет не лишней в условиях работы военизированных подразделений. Организаторские способности станут залогом успеха в должности главного санитарного врача санэпидемстанции. Результат труда врача–гигиениста, например, виден только через определённое время. В этом случае важна принципиальность, настойчивость и честность, чтобы отстоять свои позиции, охраняя здоровье населения. А также умения и воля, чтобы предварить знания в жизнь на благо людей и государства. И поскольку работа проходит в постоянном контакте с людьми, немаловажным качеством является и умение ладить с окружающими.


Воспитательная, просветительская и организаторская работа стоит во главе угла профессий профилактической медицины. Принятие решений, от которых зависит благосостояние и здоровья целых городов и краёв — привлекает в эту сферу медицины сильных и харизматичных людей. А многогранный и сложный смысл работы, требует от сотрудников постоянного повышения квалификации.

Рассмотрите похожие профессии на нашем сайте: психолога, врача, специалиста-биолога.


Врач - выпускник по специальности "Медико-профилактическое" дело имеет право:
1. проводить лечебно-профилактическую деятельность под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за его профессиональную деятельность; самостоятельная лечебно-профилактическая деятельность разрешена при наличии сертификата специалиста и лицензии на право ведения определенного вида деятельности;
2. заниматься научно-исследовательской деятельностью по теоретическим и фундаментальным направлениям медицины.

Врач-выпускник по специальности "Медико-профилактическое дело" при проведении профессиональной деятельности подготовлен к решению следующих задач:
1. работа в системе органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы и медико-профилактической помощи населению;
2. оценка состояния здоровья населения;
3. оценка состояния среды обитания человека, а также других факторов, определяющих состояние здоровья населения;
4. владение алгоритмом постановки клинического и эпидемиологического диагноза, основами экстренной медицинской помощи и профилактики при отдельных болезнях;
5. организация санитарно-эпидемиологического надзора;
6. осуществление воспитательной и педагогической деятельности.

Сферами профессиональной деятельности специалиста являются:
1. научно-исследовательские институты и лаборатории; 2. природоохранные органы, отделы охраны окружающей среды на предприятиях;
3. бактериологические, клинические, паразитологические лаборатории;
4. высшие и средние учебные заведения;
5. лечебные и профилактические учреждения (стационары, поликлиники, амбулатории, центры Роспотребнабзора и центры здоровья);
6. санаторно-курортные учреждения и профилактории;
7. частные и государственные предприятия по выпуску пищевых продуктов;
8. таможенные, правовые и военизированные службы.

Особый блок составляют специальные дисциплины, на изучение которых отведено около 30 % от всего времени обучения на факультете:
1. микробиология, вирусология и иммунология
2. общая гигиена и военная гигиена
3. социальная гигиена
4. экономика и организация здравоохранения
5. профессиональные болезни
6. радиационная медицина и экология
7. эпидемиология.

Только на этом факультете студенты в качестве отдельных дисциплин изучают:
1. коммунальную гигиену
2. гигиену труда
3. гигиену питания
4. гигиену детей и подростков.


Базовая медицинская подготовка на первых трех курсах не отличается от таковой на лечебном и педиатрическом факультетах. С 4-го курса начинается специальная подготовка, которая включает все лечебные медицинские специальности (хирургия, терапия, педиатрия, узкие специальности), но в несколько меньшем объеме, чем на лечебном и педиатрическом факультетах. Наиболее значимые отличия по сравнению с лечебным факультетом имеются на 6 курсе, где студенты изучают в основном только гигиенические дисциплины. Медико-профилактические дисциплины преподаются на IV-V-VI курсах и включают гигиенические дисциплины и эпидемиологию, то есть те, которые являются основными в системе санитарно-эпидемиологической службы.

Основная задача врача-эпидемиолога - профилактика инфекционной заболеваемости среди населения, основанная на эпидемиологическом надзоре за различными инфекциями, в том числе особо опасными (чума, холера, сибирская язва и другие), организации вакцинопрофилактики населения, которая и позволяет сдерживать рост опасных для здоровья болезней.

Выпускники факультета могут работать врачами-гигиенистами по широкому спектру проблем:
1. специалисты по медицине труда изучают нормативы качества производственной среды и контролируют их соблюдение, осуществляют выявление, лечение больных и проводят профилактику профессиональных болезней;
2. специалисты по коммунальной гигиене обеспечивают контроль за правильной, с медицинской


Медико-профилактическое дело

Нормативный срок освоения основной общеобразовательной программы – 6 лет, с присвоением квалификации Врач по общей гигиене и эпидемиологии.
Характеристика профессиональной деятельности:

1. Область профессиональной деятельности специалистов включает: совокупность технологий, средств, способов и методов деятельности, направленных на обеспечение санитарно – эпидемиологического благополучия населения, сохранение и улучшение его здоровья, путем оказания лечебно - профилактической, медико-социальной и других видов помощи, а также на осуществление надзора в сфере защиты прав потребителей.

2. Объектами профессиональной деятельности специалистов являются:

  • среда обитания;
  • здоровье человека.

3. Специалисты готовятся к следующим видам профессиональной деятельности:

  • профилактическая (проведение мероприятий по профилактике заболеваемости населения, организация проведения профилактических и противоэпидемиологических мероприятий для предотвращения возникновения инфекционных заболеваний, оценка состояния среды обитания человека и других факторов определяющих состояние здоровья населения, оценка состояния здоровья населения, проведение санитарно-просветительской работы среди населения и медицинского персонала для формирования здорового образа жизни);
  • диагностическая (диагностика состояния здоровья населения и среды их обитания, владение алгоритмами постановки клинического, гигиенического и эпидемиологического диагноза);
  • лечебная (оказание первой врачебной помощи при неотложных состояниях на догоспитальном этапе, медицинская помощь населению в экстремальных условиях, в очагах массового поражения);
  • психолого - педагогическая деятельность, гигиеническое воспитание (гигиеническое воспитание и обучение населения, формирование населения позитивной мотивации, направленной на сохранение и повышение уровня здоровья, формирование у населения мотивации к внедрению элементов здорового образа жизни, обучение населения основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера);
  • организационно - управленческая (организация и управление подразделениями федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на потребительском рынке и деятельностью учреждений здравоохранения, организация труда медицинского персонала, мероприятий по охране труда и технике безопасности, профилактика профессиональных заболеваний);
  • научно - исследовательская (проведение научно-практических исследований, анализ научной литературы и статистических обзоров, участие в решении научно – исследовательских и научно – прикладных задач).

4. За время обучения студенты изучают следующие дисциплины (указан не полный перечень дисциплин, предметы расположены в алфавитном порядке):

  • Акушерство
  • Анатомия
  • Биология
  • Биохимия
  • Биоэтика
  • Внутренние болезни
  • Военная гигиена
  • Военно-полевая хирургия
  • Гигиена детей и подростков
  • Гигиена питания
  • Гигиена труда
  • Гистология
  • Детская хирургия
  • Иностранный язык
  • Инфекционные болезни
  • Информатика
  • История
  • Кожные болезни
  • Коммунальная гигиена
  • Основы логики
  • Латинский язык
  • ЛОР - болезни
  • Лучевая диагностика
  • Медицинская психология
  • Микробиология
  • Мобилизационная подготовка здравоохранения и
  • медицина катастроф
  • Нервные болезни
  • Нормальная физиология
  • Общая гигиена
  • Общественное здоровье
  • Общая хирургия
  • Оперативная хирургия
  • Патологическая анатомия
  • Патологическая физиология
  • Педиатрия
  • Политология
  • Пропедевтика внутренних болезней
  • Профессиональные болезни
  • Психиатрия
  • Радиационная гигиена
  • Стоматология
  • Урология
  • Уход за больными хирургического профиля
  • Уход за больными терапевтического профиля
  • Физвоспитание
  • Фармакология
  • Физика
  • Философия
  • Химия
  • Хирургические болезни
  • Эндокринология
  • Эпидемиология

5. Основные направления (специальности) работы выпускников:

  • Общая гигиена;
  • Гигиена детей и подростков;
  • Гигиена питания;
  • Гигиена труда;
  • Коммунальная гигиена;
  • Радиационная гигиена;
  • Эпидемиология;
  • Организатор службы Роспотребнадзора;
  • Бактериология;
  • Вирусология;
  • Дезинфектология.

6. Возможные места работы: управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ФБУЗ центры гигиены и эпидемиологии, учреждения здравоохранения (госпитальный эпидемиолог), центры по борьбе и профилактике ВИЧ, СПИД.

Степень: Специалист

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Химия - профильный предмет, по выбору вуза
  • Биология - по выбору вуза
  • Физика - по выбору вуза
  • Иностранный язык - по выбору вуза

Содержание


Здоровье человека – это бесценный дар, который нужно сохранять с молодого возраста и на долгие годы. Но мало кто задумывается о том, что оно имеет значение не только для личности: это задача общегосударственного масштаба. Из отдельных единиц складывается здоровье целой нации. Специальность 32.05.01 Медико-профилактическое дело посвящена вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Вопрос здоровья нации зависит от многих факторов. Это экология, условия жизни и работы, питание и отдых. Современная медицина знает много способов, как уменьшить влияние негативных явлений на человеческий организм. Она предлагает действенные меры профилактики распространенных недугов. В комплекс мероприятий по обеспечению санитарной и эпидемиологической безопасности входит также конкретная медицинская помощь.

Условия поступления

Этот курс создан для того, чтобы воспитывать специалистов, которые будут целенаправленно работать над улучшением здоровья нации в целом и оказывать помощь отдельным гражданам. Получить специальность можно в вузах Москвы и России медицинского направления. Какие предметы предстоит сдавать абитуриентам:

  • Химия (профильный экзамен);
  • Русский язык;
  • Математика/Биология/Физика;
  • Иностранный язык.

Будущая профессия

Комплекс дисциплин, осваиваемых в процессе учебы, позволяет стать специалистом широкого профиля. Студент знакомится близко с медицинскими предметами, поэтому в дальнейшем будет компетентен в вопросах профилактики болезней, выполнения квалифицированной диагностики и предоставления адекватной помощи в лечении от недугов. В программу также включены предметы, которые делают выпускника перспективным исследователем, управленцем либо преподавателем.

Куда поступать


Можно выбирать для учебы такие учебные заведения:

  • Первый Московский гос. мед. университет имени Сеченова;
  • Северо-Западный гос. мед. университет имени Мечникова;
  • Воронежская гос. мед. академия имени Бурденко;
  • Казанский гос. мед. университет;
  • Курский гос. мед. университет.

Срок обучения

Государственные нормативы предполагают полное освоение программы за шесть лет.

Дисциплины, входящие в курс обучения

Будущий врач изучает в процессе учебы такие важные предметы:

  • анатомия и физиология человека;
  • внутренние болезни;
  • гигиена труда и питания;
  • инфекционные болезни;
  • медицинская психология;
  • медицина катастроф;
  • общая гигиена;
  • общественное здоровье;
  • патологическая физиология;
  • пропедевтика внутренних болезней;
  • уход за больными в терапии и в хирургии;
  • эпидемиология.

Приобретаемые навыки


Обучение позволяет в полной степени освоить такие профессиональные умения:

  • организация мероприятий по профилактике заболеваний;
  • оценка состояния среды обитания;
  • организация мероприятий просветительского толка;
  • проведение диагностики;
  • оказание медицинской помощи;
  • проведение мероприятий по обучению населения гигиене;
  • формирование мотивации к позитивному мышлению, здоровому образу жизни;
  • организационная деятельность: в медицинских учреждениях,
  • проведение экспертиз;
  • преподавательская работа;
  • выполнение статистических наблюдений и анализ их результатов.

Перспективы трудоустройства по профессии

Выпускник после освоения программы специалитета может работать в сферах, которые касаются среды обитания человека, здоровья населения, научной и технической областях здравоохранения.

Например, можно претендовать на вакансии в органах Росздравнадзора, учреждениях, которые занимаются вопросами защиты прав потребителя и благополучия человека. Также есть работа для специалистов этого направления в центрах гигиены и эпидемиологии. Можно трудоустроиться в лечебных заведениях, центрах, которые ориентированы на борьбу и профилактику СПИД, ВИЧ. Также востребованы профессионалы на предприятиях разных форм собственности, в санаторно-курортных учреждениях.

Кем работают выпускники специалитета:

  • врач по общей гигиене и эпидемиологии;
  • врач по радиационной гигиене;
  • врач-бактериолог;
  • лаборант.

После учебы бывший студент может рассчитывать на минимальную ставку от 10 тысяч в отечественной валюте. Перспективными являются должности, которые предполагают узкую специализацию.

Перспективы профессионального совершенствования

Чтобы расширить перспективы в плане самореализации, после окончания учебы стоит поступать в интернатуру. После этого врач получает сертификат специалиста. Студент сможет выбирать разные направления, начиная от общей гигиены и заканчивая организацией здравоохранения. В результате он станет востребованным профессионалом на рынке труда. Как вариант, можно после интернатуры выбирать путь ученого, поступив в аспирантуру.

ОСНОВЫ ЭПИДЕМИОЛОГИИ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ

Под редакцией профессора П.И. Огаркова

Рекомендовано Ученым советомВоенно-медицинской академии

в качестве учебного пособия для курсантов и слушателей

Военно-медицинской академии имени С.М.Кирова

Санкт-Петербург

Авторский коллектив:

Огарков Павел Иванович (редактор) – заведующий кафедрой (общей и военной эпидемиологии) – Главный эпидемиолог МО РФ, Заслуженный работник высшей школы РФ, доктор медицинских наук профессор;

Ишкильдин Марс Искандарович – доцент кафедры (общей и военной эпидемиологии), Заслуженный работник высшей школы РФ, кандидат медицинских наук доцент;

Смирнов Алексей Викторович – заместитель начальника кафедры (общей и военной эпидемиологии), кандидат медицинских наук доцент;

Кобылкин Дмитрий Валерьевич – доцент кафедры (общей и военной эпидемиологии), кандидат медицинских наук доцент;

Шипицын Константин Сергеевич – старший преподаватель кафедры (общей и военной эпидемиологии), кандидат медицинских наук.

Рецензенты:

Ишкильдин М.И., Смирнов А.В., Кобылкин Д.В., Шипицын К.С. Основы эпидемиологии инфекционных болезней: учебное пособие / под ред. проф. П.И. Огаркова. – СПб.: Издательство ВМедА, 2015. – 68 с.

Пособие предназначено для курсантов и слушателей Военно-медицинской академии и может быть использовано обучаемыми всех факультетов академии.

Введение

На современном этапе развития профилактической медицины эпидемиология представляет собой науку о заболеваемости населения, состоящую из двух разделов: эпидемиологии инфекционных и эпидемиологии неинфекционных заболеваний. Оба раздела дисциплины, различаясь в предметном плане, имеют целевую и методическую общность: предусматривают изучение распределения заболеваемости населения по территориям (где болеют), группам населения (кто болеет) и в различные интервалы времени (когда болеют). Анализ заболеваемости населения по указанным трем аспектам позволяет выявлять причины и условия её формирования, обоснованно определять и организовывать меры профилактики, оценивать их эффективность и совершенствовать противоэпидемические средства и методы их применения.

В предлагаемом пособии излагаются основные положения эпидемиологии инфекционных болезней, разработанные в разные годы ведущими отечественными учеными Д.К. Заболотным, Л.В. Громашевским, В.Д. Беляковым, Ю.В. Литвиным и др. Изучение вопросов общей эпидемиологии инфекционных заболеваний будущими военными врачами и врачами, вступившими на стезю профилактической медицины, имеет важное значение для понимания ими вопросов частной эпидемиологии и организации противоэпидемической защиты войск.

Варианты оценки проявлений эпидемического процесса

Заключение

Теория саморегуляции паразитарных систем позволяет группировать противоэпидемические мероприятия соответственно фазам развития эпидемического процесса.

Мероприятия, проводимые в благополучный (межэпидемический) период, обосновываются результатами ретроспективного эпидемиологического анализа заболеваемости актуальными инфекциями и требуют наблюдения за состоянием здоровья часто болеющих военнослужащих, а также постоянного контроля за активностью эпидемического процесса (Где? Кто? Почему болеют? Какова динамика заболеваемости?).

При обнаружении предвестников активизации эпидемического процесса планируются мероприятия по устранению условий формирования эпидемических штаммов возбудителя и предупреждению их распространения. Определение признаков перехода эпидемического процесса из I-ой во II-ую фазу требует участия разных специалистов медицинской службы. Теория саморегуляции эпидемического процесса, объясняющая последовательность фаз его развития и устойчивость существования паразитарных систем, констатирует, что истинная профилактика направлена на II-ую фазу эпидемического процесса (для предупреждения формирования и распространения эпидемических штаммов возбудителя).

При очевидном ухудшении эпидемической обстановки (рост заболеваемости личного состава) по отдельному плану проводятся все необходимые мероприятия по ликвидации эпидемии, определяемые обследованием очагов заболеваний.

В IV-ой фазе эпидемического процесса (период угасания эпидемии) специальные мероприятия проводятся только при инфекциях, при которых возможны рецидивы, формирование хронических форм инфекции и реконвалесцентного носительства возбудителя (дизентерия и другие диарейные заболевания, брюшной тиф, холера, вирусные гепатиты В и С, ВИЧ-инфекция, туберкулез, малярия, сифилис).

Обоснованная теорией саморегуляции паразитарных систем концепция о санитарно-эпидемиологическом надзоре, как основе управления профилактикой, опирается на всю систему эпидемиологической диагностики, осуществляемой специалистами как профилактической, так и клинической медицины.

Глава 1. Социально-биологическая сущность, причина и условия развития эпидемического процесса. 4

1.1 Паразитизм возбудителей в организме человека - социально-биологическая сущность эпидемического процесса. 4

1.2 Причина и условия развития эпидемического процесса. 10

1.3 Механизм передачи возбудителей инфекционных болезней. 15

1.4 Проявления эпидемического процесса. 25

1.4.1 Проявления эпидемического процесса по территориям. 26

1.4.2 Интенсивность проявления эпидемического процесса. 28

1.4.3 Распределение инфекционной заболеваемости среди различных групп населения 30

1.4.4 Проявления эпидемического процесса во времени. 32

1.4.5 Нерегулярные колебания уровней инфекционной заболеваемости. 36

Глава 2. Природная очаговость инфекционных болезней и саморегуляция паразитарных систем. 38

2.1 Природная очаговость инфекционных болезней. 38

2.2 Теория саморегуляции паразитарных систем. 40

Глава 3. Развитие эпидемического процесса среди личного состава войск. 45

3.1 Особенности развития эпидемического процесса в условиях мирного времени 45

3.2 Особенности развития эпидемического процесса в условиях военного времени 49

3.3 Механизм влияния войн на развитие эпидемий. 52

Глава 4. Противоэпидемические мероприятия и принципы их группировки. 57

[1] Возбудители некоторых сапронозов могут размножаться и длительно сохраняться также в почве и воде.

[3] Под эпидемическим благополучием понимают низкий уровень инфекционной заболеваемости, не препятствующей выполнению личным составом стоящих перед ним учебно-боевых задач.

ОСНОВЫ ЭПИДЕМИОЛОГИИ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ

Под редакцией профессора П.И. Огаркова

Рекомендовано Ученым советомВоенно-медицинской академии

в качестве учебного пособия для курсантов и слушателей

Военно-медицинской академии имени С.М.Кирова

Санкт-Петербург

Авторский коллектив:

Огарков Павел Иванович (редактор) – заведующий кафедрой (общей и военной эпидемиологии) – Главный эпидемиолог МО РФ, Заслуженный работник высшей школы РФ, доктор медицинских наук профессор;

Ишкильдин Марс Искандарович – доцент кафедры (общей и военной эпидемиологии), Заслуженный работник высшей школы РФ, кандидат медицинских наук доцент;

Смирнов Алексей Викторович – заместитель начальника кафедры (общей и военной эпидемиологии), кандидат медицинских наук доцент;

Кобылкин Дмитрий Валерьевич – доцент кафедры (общей и военной эпидемиологии), кандидат медицинских наук доцент;

Шипицын Константин Сергеевич – старший преподаватель кафедры (общей и военной эпидемиологии), кандидат медицинских наук.

Рецензенты:

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.