Инфекционные болезни для стоматологического факультета

Монография предназначена для студентов стоматологического факультета, клинических ординаторов, врачей-интернов, практических врачей. В монографии представлены этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, диагностика, современные методы лечения, профилактика герпесвирусной и энтеровирусной инфекций.

В последние годы наблюдается тенденция к увеличению числа заболеваний слизистой оболочки полости рта, этиологически связанных с вирусами. До настоящего времени в стоматологической практике диагностика и лечение вирусных поражений полости рта представляет определенные трудности.

Герпетическую инфекцию считают важной медико-социальной проблемой современного здравоохранения. Герпетическая инфекция в целом относится к числу самых распространенных и плохо контролируемых. По данным ВОЗ, среди вирусных инфекций заболевания, обусловленные герпесвирусами, занимают второе место после гриппа.

Большинство вирусов попадает в организм человека через полость рта и носоглотку. Это входные ворота инфекции. Поражения слизистой оболочки полости рта встречаются как у взрослых, так и у детей, причем, не только как симптомы при заболеваниях вирусной природы (корь, паротит, грипп), но и как самостоятельные патологические процессы в виде различных форм фарингитов, ангин, стоматитов, вызванных различными вирусами.

Представители семейства герпесвирусов распространены во всех регионах мира, поражая 60–93 % населения, как в развитых, так и в развивающихся странах. Специалисты Европейского регионального бюро ВОЗ пришли к выводу, что герпесвирусные инфекции будут определять в XXI веке будущее инфекционной патологии.

По данным литературы, общая зараженность герпесвирусами колеблется от 50 до 100 %, что делает герпесвирусные заболевания социально значимыми. Вирус относится к умбиквитарным вирусам, он постоянно циркулирует среди населения земного шара, практически инфицируя всех без исключения. Герпетической инфекцией болеет одна треть населения земного шара, и свыше половины таких больных за год переносят несколько атак заболевания, в том числе нередко с проявлениями в полости рта. С каждым годом увеличивается заболеваемость острым (первичным) герпетическим стоматитом.

За последние 50 лет выделено и классифицировано свыше 100 представителей отдельных герпесвирусов, исходя из общности их структурных и генетических характеристик. В настоящее время в соответствии с решением Комитета экспертов по таксономии и классификации вирусов, семейство герпесвирусов включает в себя три подсемейства: α, β, γ.


Альфа-герпесвирусы характеризуются широким спектром хозяев, коротким циклом репликации, способностью к эффективному разрушению инфицированных клеток и развитию латентной инфекции в сенсорных ганглиях. Бета-герпесвирусы имеют ограниченный круг хозяев и длительный цикл репликации, вызывают возникновение манифестной и латентной инфекции в слюнных железах, почках и других тканях. Гамма-герпесвирусы имеют ограниченный круг хозяев, инфицируют Т- и В-лимфоциты, хотя репродуцируются в основном в В-клетках.

Следует отметить возможную роль вирусов герпеса (в ассоциации с папиловирусом, цитомегаловирусом, хламидиями и микоплазмами) в развитии неопластических процессов у человека.

Особая актуальность проблемы герпесвирусных инфекций связана с появлением больных СПИДом. Доказано, что вирусы герпеса могут активировать ВИЧ, находящихся в стадии провируса, и являются кофактором прогрессирования ВИЧ-инфекции и СПИДа. В этой связи герпетическая инфекция является одним из важных СПИД-индикаторных заболеваний.

Вирусы герпеса индуцируют процессы атеросклероза, где вирус герпеса, возможно, выступает в ассоциации с цитомегаловирусом.

Впервые на роль герпесвируса при заболеваниях слизистой оболочки полости рта указал еще в начале XX века Н.Ф. Филатов (1902). Он предположил возможную герпетическую природу самого распространенного среди детей острого афтозного стоматита. Доказательства эти были получены позднее, когда в эпителиальных клетках пораженных участков слизистой оболочки полости рта стали обнаруживать антигены вируса простого герпеса.

По международной классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, последнего (десятого) пересмотра (МКБ 10, Женева, 1995), заболевание регистрируется как острый герпетический стоматит (ОГС).

Острый герпетический стоматит не только занимает первое место среди всех поражений слизистой оболочки полости рта, но и входит в лидирующую группу среди всех инфекционных заболеваний. При этом у каждого 7–10-го ребенка острый герпетический стоматит рано переходит в хроническую форму с периодическими рецидивами.

Энтеровирусные инфекции человека представляют собой острые самостерилизующиеся болезни, вызываемые энтеровирусами – полиовирусами, вирусами Коксаки и ЕСНО. Актуальность изучения энтеровирусной инфекции, вызванной вирусом Коксаки и ЕСНО, обусловлена широкой циркуляцией возбудителей среди населения, специфической тропностью вирусов к иммунокомпетентным клеткам, отсутствием средств специфической профилактики и этиотропной терапии.

Среди энтеровирусов, патогенных для человека, выделяют 23 типа вируса Коксаки А, 6 типов Коксаки В, 31 тип вирусов ЕСНО и 4 энтеровируса типов 68–71. Некоторые из вирусов вызывают лишь единичные спорадические случаи заболеваний при широко распространенном носительстве среди здорового населения.

Клинический полиморфизм энтеровирусной инфекции приводит к тому, что больные попадают в поле зрения врачей различных специальностей, в том числе и стоматологов, диагноз зачастую носит топический характер и этиопатогенетическое лечение теряет необходимые четкие очертания, что является одной из наиболее типичных врачебных ошибок.

В монографии нашли отражение современные данные литературы и личный врачебный опыт авторов. Она преследует цель восполнить пробел и помочь врачам в вопросах этиологии, эпидемиологии, патогенеза, клиники, диагностики, лечения, профилактики заболеваний, вызываемых герпес- и энтеровирусами человека.

[youtube.player]

Кафедра инфекционных болезней и эпидемиологии

учебное пособие для студентов стоматологического факультета, зубных техников и гигиенистов стоматологических

под редакцией академика РАМН, профессора Н.Д. Ющука

УДК: 616. 31 – 036. 22: 614. 4 (075. 8)

ББК: 51. 90я 73 + 51. 903. 2

Составители: сотрудники кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии Московского государственного медико-стоматологического университета: академик РАМН, д.м.н., проф. Н.Д.Ющук, д.м.н., проф. Ю.В.Мартынов, доц. к.м.н. Е.В.Кухтевич, ст. преподаватель к.м.н. В.Н.Колесова, ст. преподаватель к.м.н. Е.Г.Белова, к.м.н. А.А.Голиусов.

Н.И. Брико, заведующий кафедрой ММА им И.М. Сеченова, доктор медицинских наук, профессор

Э.М. Кузьмина, заведующая кафедрой профилактики стоматологических заболеваний МГМСУ Росздрава, доктор медицинских наук, профессор

В пособии представлен учебный материал по эпидемиологии: дана трактовка основных эпидемиологических понятий, характеристика различных источников возбудителя инфекции, разобраны варианты механизмов передачи возбудителя, приведено основное содержание противоэпидемических и профилактических мероприятий. Особое внимание уделено санитарно-противоэпидемическому режиму в учреждениях стоматологического профиля с разбором вопросов дезинфекции и стерилизации медицинского стоматологического инструментария. Подробно рассмотрена проблема внутрибольничной инфекции в учреждениях стоматологического профиля и профилактики профессионального заражения врачей-стоматологов.

Для студентов стоматологического факультета, зубных техников и гигиенистов стоматологических.

Содержание

1.Предмет и метод эпидемиологии инфекционных болезней…………….….6

3.Иммунопрофилактика инфекционных болезней……………………………18

4.Дезинфекция, стерилизация ……………………………………………. 24

4.1. Порядок обработки стоматологических инструментов…….……..…….26

4.2. Порядок обработки поверхностей в стоматологическом кабинете.…. 31

4.3. Порядок обработки средств индивидуальной защиты………..………….33

5. Внутрибольничные инфекции………………….……………….……………34

5.1. Профилактика рисков профессионального

5.2. Санитарно-противоэпидемический режим

в учреждениях стоматологического профиля………….………….……. 42

Приложение 1. Дезинфекция и предстерилизационная очистка

изделий медицинского назначения при совмещении в одном процессе..… 56

Приложение 2. Режимы дезинфекции стоматологических оттисков……..…58

Приложение 3. Контроль качества предстерилизационной очистки………..59

Приложение 4. Стерилизация растворами химических средств…………..…60

Приложение 5. Антисептики для обработки кожных покровов……. …. . 62

Эпидемиология является одной из медико-биологических дисциплин, знание которой необходимо всем врачам медицинских специальностей, в том числе и стоматологам.

Врачи стоматологи в своей профессиональной деятельности имеют постоянно действующий, производственный биологический фактор риска возможного инфицирования. К особенностям труда стоматологов можно отнести воздействие ряда неблагоприятных для их здоровья производственных факторов, в числе которых зрительное и эмоциональное напряжение, вынужденная рабочая поза, опасность перекрестного инфицирования, контакт с аллергенами и токсическими веществами, шум, вибрация, лазерное излучение и некоторые другие менее изученные.

Любое лечебно-профилактическое учреждение может рассматриваться как место повышенного риска инфицирования медицинских работников. Основными источниками инфекции в стоматологических поликлиниках являются пациенты, т.к. по данным многочисленных авторов, полость рта даже здорового человека, а тем более больного, содержит огромное количество микроорганизмов, в том числе и патогенных.

Известно, что постоянная микрофлора полости рта человека насчитывает до 300 видов микроорганизмов, включая достаточно высоко вирулентные и устойчивые к воздействию окружающей среды штаммы. Количество микроорганизмов в слюне может достигать 10 9 КОЕ/мл, а в соскобе десны - 10 12 КОЕ/г. Соответственно обсемененность стоматологического медицинского инструментария, слепков, протезов бактериями, грибами и другими представителями микромира весьма значительна. Кроме того при работе низкооборотных бормашин и высокооборотных турбин, ультразвуковых скайлеров образуется бактериальный аэрозоль, который состоит из ротовой жидкости, крови, мельчайших частиц твердых тканей зуба, микрочастиц твердого зубного налета, резидентной микрофлоры полости рта, а в некоторых случаях и патогенной микрофлоры.

Мелкодисперсная фаза аэрозоля может продолжительное время находиться в воздухе во взвешенном состоянии и распространяться на большие расстояния (до 30 м), обусловливая возможность перекрестного заражения пациентов, медицинского персонала с контаминацией рабочего пространства стоматологического кабинета. Поэтому возрастает роль соблюдения санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов в ЛПУ стоматологического профиля. Особое значение приобретает дезинфекция и стерилизация медицинских инструментов, а врачи стоматологи должны не только владеть знаниями профилактических и противоэпидемических мероприятий, но и осуществлять контроль их соблюдения. Обеспечение санитарно-противоэпидемического режима в ЛПУ стоматологического профиля, имеет цель, с одной стороны не допустить заражения пациентов во время стоматологического приема, а с другой – защитить врача стоматолога от возможного инфицирования.

В современных условиях среди пациентов на приеме у врача стоматолога могут быть как носители патогенных и условно-патогенных микроорганизмов, так и больные, в том числе, вирусными гепатитами В, С, ВИЧ-инфекцией.

Поэтому учитывая вышеизложенное, в структуре методического пособия по эпидемиологии значительное внимание уделено профилактике профессионального заражения врачей стоматологов с формированием навыков безопасной работы в стоматологической практике.

[youtube.player]


Вопросы для аттестации

для студентов 4 курса стоматологического факультета

1. Личная профилактика в стоматологической практике.

2. Принципы лечения и профилактики инфекционных больных.

3. Показания к изоляции инфекционных больных.

4. Особенности работы с инфекционными больными.

5. Ангина - этиология, эпидемиология, клиника, диагностика, лечение.

6. Аденовирусная инфекция - этиология, эпидемиология, клиника, диагностика, лечение.

7. Вирусный гепатит А - этиология, эпидемиология, клиника, диагностика, лечение.

8. Вирусный гепатит В - этиология, эпидемиология, клиника, диагностика, лечение.

9. Вирусный гепатит С - этиология, эпидемиология, клиника, диагностика, лечение.

10. Вирусный гепатит Д - этиология, эпидемиология, клиника, диагностика, лечение.

11. Вирусный гепатит Е - этиология, эпидемиология, клиника, диагностика, лечение.

12. ВИЧ-инфекция - этиология, эпидемиология, клиника, диагностика, лечение.

13. Ветряная оспа - этиология, эпидемиология, клиника, диагностика, лечение.

14. Герпетическая инфекция - этиология, эпидемиология, клиника, диагностика, лечение.

15. Грипп - этиология, эпидемиология, клиника, диагностика, лечение.

16. Герпангина - этиология, эпидемиология, клиника, диагностика, лечение.

17. Дифтерия - этиология, эпидемиология, клиника, диагностика, лечение.

18. Инфекционный мононуклеоз - клиника, диагностика, лечение.

19. Корь - этиология, эпидемиология, клиника, диагностика, лечение.

20. Краснуха - этиология, эпидемиология, клиника, диагностика, лечение.

21. Опоясывающий лишай - этиология, эпидемиология, клиника, диагностика, лечение.

22. Паротитная инфекция - этиология, эпидемиология, клиника, диагностика, лечение.

23. Рожа - этиология, эпидемиология, клиника, диагностика, лечение.

24. Столбняк - этиология, эпидемиология, клиника, диагностика и лечение.

25. Скарлатина - этиология, эпидемиология, клиника, диагностика, лечение.

Кафедра инфекционных болезней имени академика

БИЛЕТЫ ДЛЯ АТТЕСТАЦИИ

ПО ИНФЕКЦИОННЫМ БОЛЕЗНЯМ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 4 КУРСА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Дагестанская государственная медицинская академия

Кафедра инфекционных болезней им. академика

1. Этиология, эпидемиология кори.

2. Клиника, диагностика, лечение и профилактика дифтерии.

Дагестанская государственная медицинская академия

Кафедра инфекционных болезней им. академика

1. Этиология, эпидемиология гриппа.

2. Клиника, диагностика, лечение и профилактика вирусного гепатита В.

Дагестанская государственная медицинская академия

Кафедра инфекционных болезней им. академика

1. Клиника, диагностика, лечение и профилактика гриппа.

2. Этиология и эпидемиология скарлатины.

Дагестанская государственная медицинская академия

Кафедра инфекционных болезней им. академика

1. Этиология, эпидемиология и профилактика вирусного гепатита В.

2. Клиника, лечение и профилактика скарлатины.

Дагестанская государственная медицинская академия

Кафедра инфекционных болезней им. академика

1. Этиология и эпидемиология краснухи.

2. Клиника, диагностика, лечение и профилактика рожи.

Дагестанская государственная медицинская академия

Кафедра инфекционных болезней им. академика

1. Этиология и эпидемиология вирусного гепатита С.

2. Клиника, диагностика и лечение краснухи.

Дагестанская государственная медицинская академия

Кафедра инфекционных болезней им. академика

1. Клиника, диагностика, лечение и профилактика кори.

2. Этиология и эпидемиология вирусного гепатита А.

Дагестанская государственная медицинская академия

Кафедра инфекционных болезней им. академика

1. Этиология и эпидемиология паротитной инфекции.

2. Классификация, диагностика, лечение и профилактика ВИЧ-инфекции.

Дагестанская государственная медицинская академия

Кафедра инфекционных болезней им. академика

1. Этиология и эпидемиология ВИЧ-инфекции.

2. Клиника, диагностика, лечение и профилактика паротитной инфекции.

Дагестанская государственная медицинская академия

Кафедра инфекционных болезней им. академика

1. Клиника, диагностика, лечение и профилактика инфекционного мононуклеоза.

2. Этиология и эпидемиология столбняка.

Дагестанская государственная медицинская академия

Кафедра инфекционных болезней им. академика

1. Этиология и эпидемиология рожи.

2. Клиника, диагностика, лечение и профилактика ангины.

Дагестанская государственная медицинская академия

Кафедра инфекционных болезней им. академика

1. Этиология и эпидемиология ангины.

2. Клиника, диагностика, лечение и профилактика столбняка.

Дагестанская государственная медицинская академия

Кафедра инфекционных болезней им. академика

1. Этиология и эпидемиология дифтерии.

2. Клиника, диагностика, лечение и профилактика вирусного гепатита А.

Дагестанская государственная медицинская академия

Кафедра инфекционных болезней им. академика

1. Этиология, эпидемиология герпетической инфекции.

2. Клиника, диагностика, лечение и профилактика вирусного гепатита Е.

Дагестанская государственная медицинская академия

Кафедра инфекционных болезней им. академика

1. Этиология, эпидемиология вирусного гепатита Е.

2. Клиника, диагностика, лечение и профилактика ветряной оспы.

Дагестанская государственная медицинская академия

Кафедра инфекционных болезней им. академика

1. Этиология, эпидемиология инфекционного мононуклеоза.

2. Клиника, диагностика, лечение и профилактика вирусного гепатита С.

Дагестанская государственная медицинская академия

Кафедра инфекционных болезней им. академика

1. Этиология, эпидемиология ветряной оспы.

2. Клиника, диагностика, лечение и профилактика вирусного гепатита Д.

Дагестанская государственная медицинская академия

Кафедра инфекционных болезней им. академика

1. Этиология, эпидемиология опоясывающего лишая.

2. Клиника, диагностика, лечение и профилактика вирусного гепатита А.

Дагестанская государственная медицинская академия

Кафедра инфекционных болезней им. академика

1. Этиология и эпидемиология вирусного гепатита Д.

2. Клиника, диагностика, лечение и профилактика герпетической инфекции.

Дагестанская государственная медицинская академия

Кафедра инфекционных болезней им. академика

1. Этиология и эпидемиология аденовирусной инфекции.

2. Клиника, диагностика, лечение и профилактика герпангины.

Дагестанская государственная медицинская академия

Кафедра инфекционных болезней им. академика

1. Личная профилактика в стоматологической практике.

2. Этиология и эпидемиология вирусного гепатита В.

Дагестанская государственная медицинская академия

Кафедра инфекционных болезней им. академика

1. Принципы лечения и профилактики инфекционных больных.

2. Этиология и эпидемиология герпангины.

Дагестанская государственная медицинская академия

Кафедра инфекционных болезней им. академика

1. Особенности работы с инфекционными больными.

2. Клиника, диагностика, лечение и профилактика аденовирусной инфекции.

Дагестанская государственная медицинская академия

Кафедра инфекционных болезней им. академика

1. Показания к изоляции инфекционных больных.

2. Этиология и эпидемиология вирусного гепатита Д.

Дагестанская государственная медицинская академия

Кафедра инфекционных болезней им. академика

1. Этиология и эпидемиология опоясывающего лишая.

2. Клиника, диагностика, лечение и профилактика ВИЧ-инфекции.

Дагестанская государственная медицинская академия

Кафедра инфекционных болезней им. академика

1. Этиология и эпидемиология скарлатины.

2. Клиника, диагностика, лечение и профилактика вирусного гепатита А.

Дагестанская государственная медицинская академия

Кафедра инфекционных болезней им. академика

1. Этиология и эпидемиология вирусного гепатита В.

2. Клиника, диагностика, лечение и профилактика столбняка.

Дагестанская государственная медицинская академия

Кафедра инфекционных болезней им. академика

1. Этиология и эпидемиология дифтерии.

2. Клиника, диагностика, лечение и профилактика рожи.

Дагестанская государственная медицинская академия

Кафедра инфекционных болезней им. академика

1. Этиология и эпидемиология ВИЧ-инфекции.

2. Клиника, диагностика, лечение и профилактика кори.

Дагестанская государственная медицинская академия

Кафедра инфекционных болезней им. академика

1. Этиология и эпидемиология краснухи.

2. Клиника, диагностика, лечение и профилактика ангины.

[youtube.player]

ДИСЦИПЛИНА "ЭПИДЕМИОЛОГИЯ, ВОЕННАЯ ЭПИДЕМИОЛОГИЯ"

Для студентов 5 курса лечебного факультета
1. Гординская Н.М., Мартыненко А.Ю. "Эпидемиология". Методическое пособие для подготовки к практическим занятиям студентов 5 курса лечебного факультета. - Хабаровск, 2010. - 65 с.
2. Гординская Н.М., Мартыненко А.Ю. "Военная эпидемиология". Учебно-методическое пособие для студентов 5 курса лечебного и педиатрического факультетов. - Хабаровск, 2002. - 138 с.
3. Гординская Н.М., Мартыненко А.Ю., Журавлев Я.А. "Сборник ситуационных задач по эпидемиологии" для студентов лечебного и педиатрического факультетов. - Хабаровск, 2010. - 51 с.

Для студентов 4 и 5 курсов педиатрического факультета
1. Гординская Н.М., Мартыненко А.Ю. "Эпидемиология". Методическое пособие для подготовки к практическим занятиям студентов 4 и 5 курсов педиатрического факультета. - Хабаровск, 2010. - 65 с.
2. Гординская Н.М., Мартыненко А.Ю. "Военная эпидемиология". Учебно-методическое пособие для студентов 5 курса лечебного и педиатрического факультетов. - Хабаровск, 2002. - 138 с.
3. Гординская Н.М., Мартыненко А.Ю., Журавлев Я.А. "Сборник ситуационных задач по эпидемиологии" для студентов лечебного и педиатрического факультетов. - Хабаровск, 2010. - 51 с.

Для студентов 3 курса медико-гуманитарного факультета (специальность "Сестринское дело", очно-заочное и заочное отделения)
1. Томилка Г.С., Гординская Н.М., Мартыненко А.Ю. "Эпидемиология". Методическое пособие для подготовки к практическим занятиям студентов 3 курса вечернего и заочного отделений факультета ВСО. Часть 1. Общая эпидемиология. - Хабаровск: Изд-во ДВГМУ, 2010. - 54 с.
2. Гординская Н.М., Мартыненко А.Ю. "Эпидемиология". Методическое пособие для подготовки к практическим занятиям студентов 3 курса вечернего и заочного отделений факультета ВСО. Часть 2. Частная эпидемиология. - Хабаровск: Изд-во ДВГМУ, 2010. - 67 с.
3. Гординская Н.М., Мартыненко А.Ю. Методические указания студентам 3 курса заочного отделения факультета высшего сестринского образования для подготовки контрольных работ по эпидемиологии. - Хабаровск, 2010. - 23 с.

ДИСЦИПЛИНА "ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ"

Для студентов 6 курса лечебного факультета
1. Томилка Г.С., Ковальский Г.С., Сидельников Ю.Н. и соавт. "Дифференциальная диагностика инфекционных болезней и терапевтическая тактика на врачебном участке". Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 040100 - "Лечебное дело" (рекомендовано УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию ВУЗов России). - Хабаровск, 2004. - 150 с.
2. Томилка Г.С., Ковальский Г.С., Сидельников Ю.Н. и соавт. "Гельминтозы человека". Учебное пособие для студентов медицинских ВУЗов (рекомендовано УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию ВУЗов России). - Хабаровск, 2005. - 124 с.
3. Томилка Г. С., Гординская Н. М., Мартыненко А. Ю. "Общая эпидемиология". Методическое пособие для студентов 6 курса лечебного факультета. - Хабаровск, 2011. - 97 с.

Для студентов 5 курса лечебного факультета
1. Ковальский Г.С., Томилка Г.С., Сидельников Ю.Н. и соавт. "Инфекционные болезни" (изд.2-ое перераб.). Методические указания к практическим занятиям для студентов 5 курса лечебного факультета (часть 1). - Хабаровск, 2008. - 80с.
2. Ковальский Г.С., Томилка Г.С., Сидельников Ю.Н. и соавт. "Инфекционные болезни" (изд. 2-ое перераб.). Методические указания к практическим занятиям для студентов 5 курса лечебного факультета (часть 2). - Хабаровск, 2008. - 101с.
3. Томилка Г.С., Ковальский Г.С., Сидельников Ю.Н. и соавт. "Гельминтозы человека". Учебное пособие для студентов медицинских ВУЗов (рекомендовано УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию ВУЗов России). - Хабаровск, 2005. - 124 с.
4. Ковальский Г.С. "Клинико-эпидемиологические задачи по курсу инфекционных болезней". Практикум для студентов лечебного и педиатрического факультетов. - Хабаровск, 2008. - 70с.
5. Ковальский Г.С., Томилка Г.С., Анисимова Н.И. "Инфекционные болезни". Руководство для самостоятельной работы студентов лечебного и педиатрического факультетов. - Хабаровск, 2005. - 96 с.
6. Томилка Г.С., Сидельников Ю.Н., Мартыненко А.Ю., Мокрецова Е.В. "Освоение практических умений по инфекционным болезням". Руководство для студентов 5 курса лечебного и педиатрического факультетов. - Хабаровск, 2006. - 48 с.
7. Анисимова Н.И., Журавлёв Я.А. Учебно-методическое пособие для преподавателей к практическим занятиям по курсу инфекционных болезней. - Хабаровск, 2007. - 85с.

Для студентов 5 курса педиатрического факультета
1. Ковальский Г.С., Томилка Г.С. и соавт. "Инфекционные болезни" (изд. 2-ое перераб.). Методические указания к практическим занятиям для студентов 5 курса педиатрического факультета (часть 1). - Хабаровск, 2009. - 61 с.
2. Ковальский Г.С., Томилка Г.С. и соавт. "Инфекционные болезни" (изд. 2-ое перераб.). Методические указания к практическим занятиям для студентов 5 курса педиатрического факультета (часть 2). - Хабаровск, 2009. - 107 с.
3. Томилка Г.С., Ковальский Г.С., Сидельников Ю.Н. и соавт. "Гельминтозы человека". Учебное пособие для студентов медицинских ВУЗов (рекомендовано УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию ВУЗов России). - Хабаровск, 2005. - 124 с.
4. Ковальский Г.С. "Клинико-эпидемиологические задачи по курсу инфекционных болезней". Практикум для студентов лечебного и педиатрического факультетов. - Хабаровск, 2008. - 70 с.
5. Ковальский Г.С., Томилка Г.С., Анисимова Н.И. "Инфекционные болезни". Руководство для самостоятельной работы студентов лечебного и педиатрического факультетов. - Хабаровск, 2005. - 96 с.
6. Томилка Г.С., Сидельников Ю.Н., Мартыненко А.Ю., Мокрецова Е.В. "Освоение практических умений по инфекционным болезням". Руководство для студентов 5 курса лечебного и педиатрического факультетов. - Хабаровск, 2006. - 48 с.
7. Анисимова Н.И., Журавлёв Я.А. Учебно-методическое пособие для преподавателей к практическим занятиям по курсу инфекционных болезней. - Хабаровск, 2007. - 85с.

Для студентов 4 курса медико-гуманитарного факультета (специальность "Сестринское дело")
1. Томилка Г.С., Ковальский Г.С., Анисимова Н.И., Витько Е.В. "Инфекционные болезни". Методическое пособие к практическим занятиям для студентов вечернего и заочного отделений факультета ВСО. - Хабаровск, 2005. - 138 с.
2. Томилка Г.С., Анисимова Н.И., Витько Е.В. "Инфекционные болезни". Методические указания для подготовки контрольной работы для студентов 4 курса заочного отделения факультета высшего сестринского образования. - Хабаровск, 2010.

3. Томилка Г.С., Анисимова Н.И., Витько Е.В. "Инфекционные болезни". Методические указания для студентов заочного отделения медико-гуманитарного факультета для подготовки контрольных работ по дисциплине "Сестринское дело при инфекционных заболеваниях" и курсе "Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ- инфекция). - Хабаровск, 2014. - 57 с.

ДИСЦИПЛИНА "ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ, ЭПИДЕМИОЛОГИЯ, ВОЕННАЯ ЭПИДЕМИОЛОГИЯ"

Для студентов 4 курса стоматологического факультета
1. Томилка Г.С., Ковальский Г.С., Сидельников Ю.Н. и соавт. "Инфекционные болезни с эпидемиологией" (изд. 2-ое перераб.). Методические указания к практическим занятиям для студентов 4 курса стоматологического факультета. - Хабаровск, 2009. - 71 с.
2. Ковальский Г. С. "Клинико-эпидемиологические задачи по курсу инфекционных болезней". Практикум для студентов стоматологического факультета. - Хабаровск, 2008. - 30 с.

[youtube.player]

Ставропольский государственный медицинский университет был основан в 1938 году. Многоуровневое непрерывное образование включает в себя подготовку квалифицированных специалистов с высшим медицинским, экономическим и гуманитарным образованием от довузовской подготовки до докторантуры.

Помочь абитуриентам в их стремлении стать студентами университета - главная задача факультета довузовского образования СтГМУ. Малая медицинская академия, функционирующая на базе факультета, - это возможность для учащихся 9-11 классов познакомиться с профессией врача, приобрести навыки научно-исследовательской деятельности, встретиться с видными учёными-клиницистами, посетить кафедры и музеи СтГМУ, адаптироваться к условиям обучения в вузе. В университете осуществляется прием школьников на подготовительные курсы по базовым для СтГМУ предметам: химии, биологии и русскому языку.

В структуре вуза – 4 факультета базового образования – лечебный, педиатрический, стоматологический, факультет гуманитарного и медико-биологического образования, на которых проходят обучение более 3, 5 тысяч будущих специалистов.

Факультет гуманитарного и медико-биологического образования начал свою работу в 2011 году и осуществляет обучение по 6 направлениям двухуровневой подготовки по программам бакалавриата и магистратуры: экономика, биотехнология, биология, адаптивная физкультура, специальное дефектологическое образование, социальная работа. Востребованность кадров в медицинской и фармацевтической промышленности, аграрном комплексе, в сфере экономики и менеджмента предоставляет широкий выбор возможностей нашим выпускникам.

К услугам наших студентов около 400 тысяч экземпляров книг и периодических изданий из фонда научной библиотеки академии, читальный зал предоставляет доступ к более 1000 электронных учебников, в числе которых – учебные и методические пособия преподавателей СтГМУ.

Уже начиная с первого дня учебы обучающиеся, помимо теории, постепенно получают практические навыки будущей профессии. Уникальный для Юга России Центр практических навыков, оснащенный по последнему слову техники, дает возможность студентам работать с фантомами и манекенами экспертного класса. Клиническая подготовка студентов проходит на базе 28 лечебно-профилактических учреждений г. Ставрополя и трех собственных клинических подразделений: клиники микрохирургии глаза, клиники пограничных состояний, и стоматологической поликлиники.

На факультете иностранных студентов не одно десятилетие готовят врачей для более тридцати стран мира. Ставропольский государственный медицинский университет является одним из 12 медицинских вузов России, аккредитованных для подготовки студентов из Индии.

В университете действует крупнейший на юге России институт последипломного и дополнительного образования, в состав которого входят два факультета. Обучение в интернатуре проводится по 19 специальностям, в клинической ординатуре – по 43 специальностям, на циклах профессиональной переподготовки и повышения квалификации – по 72 специальностям. Факультет повышения квалификации преподавателей реализует программы дополнительного профессионального образования по педагогике, информатике, специальности и прикладным смежным дисциплинам.

Ставропольский государственный медицинский университет успешно готовит кадры для практического здравоохранения. За время своего существования вуз стал одной из крупнейших медицинских школ России. Целый ряд выдающихся ученых и врачей внесли значительный вклад в развитие университета и медицинской науки в целом.

Сегодня Ставропольский медицинский университет стремится к максимальному расширению перечня предлагаемых образовательных программ разного уровня – специалитет, бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура, второе высшее образование, программы повышения квалификации. Теперь в СтГМУ можно получить и среднее специальное образование.В 2012 году в состав академии вошел Ессентукский медицинский колледж, реализующий профессиональные образовательные программы по специальностям Лечебного и Сестринского дела. Выпускники колледжа - фельдшеры и медсестры -имеют высокий уровень подготовки, который обеспечивает гарантированное трудоустройство в лечебных и санаторно–курортных оздоровительных учреждений края и Северо – Кавказского региона. После окончания колледжа студенты получают дипломы государственного образца и возможность пройти специализацию и усовершенствование по 30 медицинским специальностям с получением сертификата.

Исследования – один из компонентов обучения, и возможность для студентов открыть перспективы для будущего карьерного роста. Важнейшим элементом инфраструктуры вуза является центр научно-инновационного развития, в состав которого входят шесть лабораторий: экспериментальной хирургии, нанотехнологии лекарственных средств, клеточных технологий, лаборатория фармакологии, физиологии и патологии эндотелия, лаборатория фармакогенетических исследований. На сегодняшний день в университете действуют 4 научные школы. Три десятка наград, завоеванных за последние 10 лет на различных международных медицинских выставках и форумах, дают представление о научной деятельности преподавателей и студентов. Вуз также сотрудничает с корпорацией РОСНАНО в практической реализации наиболее важных для жителей России научных разработок.

Обучение в Медуниверситете - это не только теория, практика и научные изыскания. Много внимания в процессе обучения преподаватели уделяют гармоничному развитию личности каждого студента. В центрах воспитательной работы - волонтерское движение, патриотическое воспитание, команда КВН, танцевальная и музыкальная студии. Вокал, сценическое искусство, хореография, фольклор, спортивные секции, туристический клуб – лишь немногие из направлений, где студент СтГМУ может реализовать себя. В университете имеются 4 общежития, оборудованные для комфортного проживания.

[youtube.player]

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.