Почему вирус нарушает жизнедеятельность клетки хозяина


Проверочная работа для учеников 9-11 классов

Скачать:

Вложение Размер
virusy.docx 19.23 КБ

Предварительный просмотр:

Проверочная работа по теме Вирусы". Вариант № 1

1. Вирусы открыл:

а- Виноградский б- Павлов в- Ивановский г- Вернадский

2. Клеточного строения не имеют:

А- сине-зеленые водоросли( цианеи)

3. Вирус нарушает жизнедеятельность клетки-хозяина потому, что:

А- разрушает клеточную мембрану

Б- клетка теряет способность к репродукции

В- разрушает митохондрии в клетке хозяина

Г- ДНК фага осуществляет синтез собственных молекул белка.

4. Вирусы размножаются:

а- только в клетке хозяина

в- варианты а и б

г- не способны у размножению.

5.Какой вирус нарушает работу иммунной системы человека?
а- полиомиелита

6. Какие формы жизни занимают промежуточное положение между телами живой и неживой природы?
а- вирусы;
б- бактерии;
в- лишайники;
г- грибы.

7. Вирусные частицы называются
а- вибрионы;
б- вирионы;
в- эмбрионы;
г- гаметы.

8. Капсид – это:
а- цитоплазма вируса;
б- ДНК вируса;
в- оболочка вируса;
г- ферменты вируса.

9. Выберите НЕВЕРНОЕ утверждение о биологической роли вирусов. Вирусы

а- являются одними из главных патогенов человека

б- грают важную роль как редуценты

в- переносят гены одних биологических видов к другим

г- размножаются внутри клеток хозяина

10. Установите соответствие между признаком объекта и формой жизни, для которой он характерен.
ПРИЗНАК ОБЪЕКТА ФОРМА ЖИЗНИ
А) наличие рибосом
Б) отсутствие плазматической мембраны 1) неклеточная (вирусы)
В) не имеют собственного обмена веществ
Г) большинство гетеротрофы 2) клеточная (бактерии)
Д) размножение только в клетках хозяина
Е) размножение делением клетки

1. Бактериофаг – это:

А- вирус, поражающий бактерии

Б- простейшее, питающееся бактериями

В- вирус, поражающий животных

Г- вирус, поражающий грибы.

2. Вирусы относятся к доклеточным организмам потому , что они:

а- не содержат ядра

б- не способны к самостоятельному обмену веществ

в- являются паразитами

г- не способны размножатся.

а- неклеточная форма жизни

б- древние эукариоты

в- примитивные бактерии

4 . Вирусы были открыты в:
а- 1828 году
б- 1865 году
в- 1892 году
г- 1900 году

5 . Какое из перечисленных заболеваний человека вызвано неклеточными формами жизни?
а- оспа
б- туберкулез
в- дизентерия
г-холера

6. Неклеточная форма жизни, состоящая из молекул ДНК или РНК, заключенных в белковую оболочку, -
а) бактерия гниения;
б) бактерия сапротроф;
в) вирус;
г) одноклеточная водоросль.

7. Вирусы, проникая в клетку хозяина,
а) питаются рибосомами;
б) отравляют её своими продуктами жизнедеятельности;
в) воспроизводят свой генетический материал;
г) поселяются в митохондриях.

8. Первой защитной реакцией клеток человека и животных на заражение вирусом является синтез специальных противовирусных белков, подавляющих развитие вируса в этой клетке и делающих невосприимчивыми к нему соседние. Эти белки называются

9. Вирусы состоят из

а- белков и нуклеиновой кислоты

б- целлюлозы и белков

г- ядра и цитоплазмы

10. Установите последовательность жизненного цикла бактериофага.

А Встраивание ДНК Бактериофага в клетку-хозяина

Б Синтез вирусных ДНК и белков в клетке бактериофага

В прикрепление бактериофага к оболочке бактерии

Г проникновение бактериофага в клетку бактерии

Д выход бактериофага из клетки, заражение других

Проверочная работа по теме Вирусы". Вариант № 1

1. Вирусы открыл:

а- Виноградский б- Павлов в- Ивановский г- Вернадский

2. Клеточного строения не имеют:

А- сине-зеленые водоросли( цианеи)

3. Вирус нарушает жизнедеятельность клетки-хозяина потому, что:

А- разрушает клеточную мембрану

Б- клетка теряет способность к репродукции

В- разрушает митохондрии в клетке хозяина

Г- ДНК фага осуществляет синтез собственных молекул белка.

4. Вирусы размножаются:

а- только в клетке хозяина

в- варианты а и б

г- не способны у размножению.

5. Первой защитной реакцией клеток человека и животных на заражение вирусом является синтез специальных противовирусных белков, подавляющих развитие вируса в этой клетке и делающих невосприимчивыми к нему соседние. Эти белки называются

6. Наиболее эффективная защита от вирусов у человека и животных –

А- прием антибиотиков

Б- воспалительная реакция

В- специфический иммунитет

Г- непроницаемость клеточной мембраны

7.Выберите НЕВЕРНОЕ утверждение о биологической роли вирусов. Вирусы

А- являются одними из главных патогенов человека

Б- играют важную роль как редуценты

В- переносят гены одних биологических видов к другим

8. Размеры большинства вирусов

А- около одного миллиметра или чуть меньше

Б- около одной сотой миллиметра или чуть меньше

В- намного меньше одной тысячной миллиметра

Г- не превосходят размеры атомов и молекул

9. Выберите НЕВЕРНОЕ утверждение о биологической роли вирусов. Вирусы

а- являются одними из главных патогенов человека

б- грают важную роль как редуценты

в- переносят гены одних биологических видов к другим

г- размножаются внутри клеток хозяина

10. Какие болезни вызываются вирусами

Г- болезнь Эбола

11. Установите соответствие между признаком объекта и формой жизни, для которой он характерен.

А) наличие рибосом
Б) отсутствие плазматической мембраны

В) не имеют собственного обмена веществ
Г) большинство гетеротрофы

Д) размножение только в клетках хозяина
Е) размножение делением клетки

1) неклеточная (вирусы)

2) клеточная (бактерии)

Проверочная работа по теме Вирусы". Вариант № 2

1. Бактериофаг – это:

А- вирус, поражающий бактерии

Б- простейшее, питающееся бактериями

В- вирус, поражающий животных

Г- вирус, поражающий грибы.

2. Вирусы относятся к доклеточным организмам потому , что они:

а- не содержат ядра

б- не способны к самостоятельному обмену веществ

в- являются паразитами

г- не способны размножатся.

а- неклеточная форма жизни

б- древние эукариоты

в- примитивные бактерии

4 Какой вирус нарушает работу иммунной системы человека?
а- полиомиелита

5 . Какое из перечисленных заболеваний человека вызвано неклеточными формами жизни?
а- оспа
б- туберкулез
в- дизентерия
г-холера

6. Неклеточная форма жизни, состоящая из молекул ДНК или РНК, заключенных в белковую оболочку, -
а) бактерия гниения;
б) бактерия сапротроф;
в) вирус;
г) одноклеточная водоросль.

7. Вирусы, проникая в клетку хозяина,
а) питаются рибосомами;
б) отравляют её своими продуктами жизнедеятельности;
в) воспроизводят свой генетический материал;
г) поселяются в митохондриях.

8 . Первой защитной реакцией клеток человека и животных на заражение вирусом является синтез специальных противовирусных белков, подавляющих развитие вируса в этой клетке и делающих невосприимчивыми к нему соседние. Эти белки называются

9. Вирусы состоят из

а- белков и нуклеиновой кислоты

б- целлюлозы и белков

г- ядра и цитоплазмы

10. Установите последовательность жизненного цикла бактериофага.

А Встраивание ДНК Бактериофага в клетку-хозяина

Б Синтез вирусных ДНК и белков в клетке бактериофага

В прикрепление бактериофага к оболочке бактерии

Г проникновение бактериофага в клетку бактерии

Д выход бактериофага из клетки, заражение других

11. Выберите те черты вирусов, которые отличают их от всех других ветвей жизни – бактерий, архей и эукариот.

А- являются неклеточной формой жизни

Б- хранят свою генетическую информацию в РНК

В- размножаются внутри клеток

Г- используют для размножения белоксинтезирующий аппарат хозяина

Д- используют в жизненном цикле репликацию РНК

Е- вызывают инфекционные заболевания и эпидемии

Ж- могут встраиваться в геном хозяина

Выберите книгу со скидкой:


Один день из жизни мозга. Нейробиология сознания от рассвета до заката

350 руб. 674.00 руб.


Биология желания. Зависимость — не болезнь

350 руб. 240.00 руб.


Биология. Большой сборник тренировочных вариантов проверочных работ для подготовки к ВПР. 5 класс

350 руб. 189.00 руб.


ОГЭ-2020. Биология (60х90/16) 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену

350 руб. 98.00 руб.


Биология за 30 секунд

350 руб. 940.00 руб.


350 руб. 232.00 руб.


ОГЭ. Биология в таблицах и схемах. Справочное пособие для подготовки к ОГЭ

350 руб. 77.00 руб.


Биология добра и зла. Как наука объясняет наши поступки +

350 руб. 1140.00 руб.


Биология. Для тех, кто хочет все успеть

350 руб. 154.00 руб.


Биология. Обязательные понятия, термины школьного курса

350 руб. 74.00 руб.


Современная школа игры на фортепиано

350 руб. 410.00 руб.


Готовимся к школе. Учимся проходить лабиринты.KUMON

350 руб. 541.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Ефремова Галина ПавловнаНаписать 0 12.11.2019

Номер материала: ДБ-792671

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р


Спикер: Анна Быкова (#лениваямама)

    23.06.2019 166
    17.06.2019 117
    04.06.2019 195
    14.11.2018 12556
    22.10.2018 224
    17.07.2018 1153
    04.06.2018 497
    26.04.2018 1281

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Урок биологии № 9 "Вирусы". 9 класс

А) Виноградов С.Н. В) ИвановскийД.И.

Б) Павлов И.П. Г) ВернадскийВ.И.

А-2 Клеточного строения не имеют:

А) сине-зеленые водоросли В) дрожжи

Б) бактерии Г) вирусы

А) вирус, поражающий бактерии

Б) простейшее, питающееся бактериями

Г) вирус, поражающий грибы

А-4 Вирусы размножаются:

А) только в клетке хозяина

Б) самостоятельно вне клетки

В) оба ответа верны

А- 5 Вирусы – это:

А) доклеточные формы жизни

Б) древнейшие эукариоты

В) примитивные бактерии

А-1 Заболевание СПИД вызывает:

А) ВТМ В) бактериофаг

Б) ВИЧ Г) вирус герпеса

А-2 Вирус нарушает жизнедеятельность клетки-хозяина потому, что:

А) разрушает клеточную мембрану

Б) клетка теряет способность к репродукции

В) разрушает митохондрии в клетке хозяина

Г)ДНК вируса осуществляет синтез собственных молекул белка

А-3 Обязательными компонентами любого вируса являются:

А) липиды В) белки

Б) нуклеиновые кислоты С) полисахариды

А-4. Нарушает работу иммунной системы человека вирус:

А) полиомиелита В) гриппа

А-5. Синтез вирусного белка осуществляется:

А) на рибосомах клетки хозяина

Б) на собственных рибосомах вируса

В) синтез белков вируса идёт без участия рибосом

Закончите предложения, вставив слова:

1. Неклеточная форма жизни, паразит на генетическом уровне, способная проникнуть в живую клетку и размножаться внутри ее это - ……..

2. Наследственная информация вируса находится в однонитчатой или двунитчатой молекуле ……….

3. Сердцевина вируса окружена защитной белковой оболочкой, которая называется…………

4. Вирусы бактерий называют ………..

5. Наука, изучающая строение и поведение вирусов ……

6. Один из путей передачи вирусной инфекции контагиозный т. е. ………….

Цель урока: познакомить учащихся с вирусами и бактериофагами как неклеточной формой жизни.

1. Познакомить учащихся со строением вирусов и бактериофагов, как неклеточной форме жизни

2. Расширить представления о цикле размножения вирусов и бактериофагов.

3. Дать представление о гипотезах возникновения вирусов.

1. Создание условий для формирования ответственного отношения к своему здоровью

2. Воспитание самостоятельности через организацию работы в группах

3. Воспитание осознанной необходимости в ответственному отношению к своему здоровью.

1. Развитие умения анализировать и сравнивать биологические объекты с объектами неживой природы.

2. Развитие умения делать выводы, используя схемы

3. Развитие познавательного интереса учащихся через создание проблемной ситуации.

4. Развитие навыков работы в малых группах.

Оборудование: учебник 9 класса, презентация к уроку, карточки.

Опрос домашнего задания.

1.Какие вещества называются катализаторами?

2.Какую роль играют ферменты в клетке?

3.От каких факторов может зависеть скорость ферментативных реакций?

4.Почему недостаток витаминов может вызвать нарушения в процессе жизнедеятельности организма?

- Одно из современных положений клеточной теории гласит: клетка- универсальная структурная и функциональная единица жизни.

Но все ли организмы имеют клеточное строение?

(Переход на тему при помощи стихотворения)

Когда-то, миллионы лет назад,

На нашей замечательной планете

Возникла жизнь, и начался парад

Невиданных существ на этом свете.

Бактерии, простейшие, грибы,

Не счесть червей, и так от века к веку

Жизнь становилась гуще и сложней

И, наконец, дошла до человека.

Все хорошо! Но, видимо, Природа

Иль просчиталась где, иль что недоучла,

Но в этой распрекрасной бочке меда

И ложку дегтя нам преподнесла!

Иль существа, а может, вещества

Об этом долгий спор не утихает,

Но вирусы- и все об этом знают

Среди других живут и процветают

Печальная реальность такова!

Грозит нам СПИД- себя как уберечь?!

И птичий грипп откуда-то вдруг взялся!

Как сделать, чтобы затупился меч,

А щит непробиваемым остался!

Далее озвучивается тема урока.

Живые организмы делятся на 3 группы:

- Прокариотические – в клетке нет ядра

- Эукариотические – клетки имеют ядра

- Вирусы – неклеточные организмы

Вирусология – наука изучающая вирусы.

Ви́рус (от лат. virus — яд) — неклеточный организм, микроскопическая частица, способная инфицировать (распознавать) клетки живых организмов.

Вирусы не имеют клеточного строения, размеры их варьируют от 20 до 300 нм. В среднем они в 50 раз меньше бактерий, увидеть их можно только в электронный микроскоп.

Вирус простейшая форма жизни на земле, и занимает пограничное положение между неживой и живой материей.

Вирусы- внутриклеточные паразиты и вне клетки они не проявляют никаких свойств живого.

- Что отличает вирусы от других живых организмов?

- Почему относят вирус к неживой материи?

1.не имеют клеточного строения

3.не имеют обмена веществ

4.являются облигатными паразитами, т.е. могут воспроизводить себя только внутри живой клетки, а вне ее существуют в неактивном состоянии.

Почему вирусы относят к живой материи?

1.Они способны воспроизводить себе подобные формы (размножаться)

2.Они обладают наследственностью и изменчивостью.

Вирусы представляют собой молекулы нуклеиновых кислот (ДНК или РНК), заключённые в защитную белковую оболочку (капсид). Вирусы содержат только один тип нуклеиновой кислоты: либо ДНК, либо РНК.

1.Нуклеиновая кислота (РНК или ДНК)

2.Белковая оболочка (капсид) .

Вирусы могут различаться

По химическому составу

1. ДНК-овые: (вирусы герпеса, оспы, гепатита и др.)

2.РНК-овые: (вирусы полиомиелита, кори, бешенства, табачной мозаики).

Цикл развития вируса .

Проникнув в живую клетку, вирус изменяет в ней обмен веществ, направляя ее деятельность на синтез вирусной нуклеиновой кислоты и вирусных белков, из которых собираются вирусные частицы. В клетке накапливается огромное количество вирусных частиц. В конечном итоге клетка гибнет, оболочка её лопается, и вирусы выходят наружу

1. Прикрепление к клетке. Вирус проникает в клетку, изменяя обмен веществ.

2. Проникновение внутрь клетки Производство вирусной нуклеиновой кислоты и вирусных белков

3. Внутриклеточное размножение. Внутри клетки происходит самосборка вирусных частиц

4. Выход новых вирусных частиц из клетки. Гибель клетки и выход вируса из клетки-хозяина

4 фазы размножения.

1-я фаза размножения – прикрепление к клетке

2-я фаза – проникновение внутрь клетки

3-я фаза – внутриклеточное размножение

4-я фаза – выход новых вирусных частиц из клетки

Что же такое вирус? Как дать ему определение?

Вирусы - живые внеклеточные организмы, являющиеся облигатными паразитами, способными переходить из одной клетки в другую. Вне клетки хозяина они существуют в неактивной форме, в состоянии вириона. Во внутриклеточной форме может осуществляться процесс размножения вирусов.

Какое действие оказывает вирус на организм?

Вирион - неактивная форма вируса - внедряется в клетку хозяина и заставляет её синтезировать ДНК или РНК вируса, т.е. вирус использует генетические механизмы клетки, нарушая их нормальное функционирование.

Обычно вирусная инфекция завершается разрушением (лизисом) инфицированной клетки и высвобождением потомства вируса. Однако некоторые вирусы могут включаться в хромосомы клетки, не вызывая её разрушения. Здесь вирусные гены реплицируются с генами хозяина.

Вирусные заболевания живых организмов.

Вирусы являются возбудителями большого количества заболеваний.

У растений это мозаичная болезнь табака, томатов, огурцов, скручивание листьев картофеля. Появление полосок на цветках некоторых сортов тюльпанов также обусловлено вирусом, а цветоводы продают эти тюльпаны, выдавая их за особый сорт.

У животных вирусы вызывают ящур крупного рогатого скота, чуму у птиц, инфекционную анемию лошадей и др.

К наиболее известным вирусным заболеваниям человека относят грипп, оспу, корь, краснуху, свинку, полиомиелит, бешенство, СПИД и др.

Особой группой вирусов являются бактериофаги, или просто фаги, которые поражают бактериальные клетки. Некоторые из них используются человеком для борьбы с болезнетворными бактериями, например, с бактериями, вызывающими холеру, дизентерию, брюшной тиф.

1. Вирусы – особая неклеточная форма существования материи.

2. Вирусы находятся на самой границе между живым и неживым.

3. Вне организма хозяина – вирион, кристалл.

4. В клетке хозяина вирус – нуклеиноваякислота (ДНК или РНК).

5. Все вирусы — это внутриклеточные паразиты.

– Вирусы бактерий – бактериофаги.

– Вирусы растений – мозаичность, карликовость, скручивание листьев.

– Вирусы животные – ящур, бешенство, чумка.

– Вирусы человека – грипп, герпес, СПИД, краснуха, чума.

Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?

1. Вирусы – самые мелкие и многочисленные биологические формы.

2. Вирусы обнаружены почти в каждой экосистеме на Земле.

3. Вирусы постоянно мутируют:

- для лечения трудно создавать эффективные лекарственные препараты;

- для профилактики трудно прогнозировать новую вакцину.


Проверочная работа для учеников 9-11 классов

Скачать:

Вложение Размер
virusy.docx 19.23 КБ

Предварительный просмотр:

Проверочная работа по теме Вирусы". Вариант № 1

1. Вирусы открыл:

а- Виноградский б- Павлов в- Ивановский г- Вернадский

2. Клеточного строения не имеют:

А- сине-зеленые водоросли( цианеи)

3. Вирус нарушает жизнедеятельность клетки-хозяина потому, что:

А- разрушает клеточную мембрану

Б- клетка теряет способность к репродукции

В- разрушает митохондрии в клетке хозяина

Г- ДНК фага осуществляет синтез собственных молекул белка.

4. Вирусы размножаются:

а- только в клетке хозяина

в- варианты а и б

г- не способны у размножению.

5.Какой вирус нарушает работу иммунной системы человека?
а- полиомиелита

6. Какие формы жизни занимают промежуточное положение между телами живой и неживой природы?
а- вирусы;
б- бактерии;
в- лишайники;
г- грибы.

7. Вирусные частицы называются
а- вибрионы;
б- вирионы;
в- эмбрионы;
г- гаметы.

8. Капсид – это:
а- цитоплазма вируса;
б- ДНК вируса;
в- оболочка вируса;
г- ферменты вируса.

9. Выберите НЕВЕРНОЕ утверждение о биологической роли вирусов. Вирусы

а- являются одними из главных патогенов человека

б- грают важную роль как редуценты

в- переносят гены одних биологических видов к другим

г- размножаются внутри клеток хозяина

10. Установите соответствие между признаком объекта и формой жизни, для которой он характерен.
ПРИЗНАК ОБЪЕКТА ФОРМА ЖИЗНИ
А) наличие рибосом
Б) отсутствие плазматической мембраны 1) неклеточная (вирусы)
В) не имеют собственного обмена веществ
Г) большинство гетеротрофы 2) клеточная (бактерии)
Д) размножение только в клетках хозяина
Е) размножение делением клетки

1. Бактериофаг – это:

А- вирус, поражающий бактерии

Б- простейшее, питающееся бактериями

В- вирус, поражающий животных

Г- вирус, поражающий грибы.

2. Вирусы относятся к доклеточным организмам потому , что они:

а- не содержат ядра

б- не способны к самостоятельному обмену веществ

в- являются паразитами

г- не способны размножатся.

а- неклеточная форма жизни

б- древние эукариоты

в- примитивные бактерии

4 . Вирусы были открыты в:
а- 1828 году
б- 1865 году
в- 1892 году
г- 1900 году

5 . Какое из перечисленных заболеваний человека вызвано неклеточными формами жизни?
а- оспа
б- туберкулез
в- дизентерия
г-холера

6. Неклеточная форма жизни, состоящая из молекул ДНК или РНК, заключенных в белковую оболочку, -
а) бактерия гниения;
б) бактерия сапротроф;
в) вирус;
г) одноклеточная водоросль.

7. Вирусы, проникая в клетку хозяина,
а) питаются рибосомами;
б) отравляют её своими продуктами жизнедеятельности;
в) воспроизводят свой генетический материал;
г) поселяются в митохондриях.

8. Первой защитной реакцией клеток человека и животных на заражение вирусом является синтез специальных противовирусных белков, подавляющих развитие вируса в этой клетке и делающих невосприимчивыми к нему соседние. Эти белки называются

9. Вирусы состоят из

а- белков и нуклеиновой кислоты

б- целлюлозы и белков

г- ядра и цитоплазмы

10. Установите последовательность жизненного цикла бактериофага.

А Встраивание ДНК Бактериофага в клетку-хозяина

Б Синтез вирусных ДНК и белков в клетке бактериофага

В прикрепление бактериофага к оболочке бактерии

Г проникновение бактериофага в клетку бактерии

Д выход бактериофага из клетки, заражение других

Открытие вирусов

В 1892 году Д.И. Ивановский (см. Рис. 1), изучая мозаичную болезнь табака (см. Рис. 2), установил, что причиной заболевания является некое инфекционное начало, содержащееся в листьях больных растений, которое проходит через фильтр, задерживающий обыкновенные бактерии. Если профильтрованный сок внести в листья здоровых растений, то они также заболевают мозаичной болезнью.


Рис. 1. Д.И. Ивановский


Рис. 2. Мозаичная болезнь табака

В 1898 году независимо от Ивановского аналогичные результаты получил голландский микробиолог М. Бейеринк. Однако он предположил, что мозаичную болезнь табака вызывают не мельчайшие бактерии, а некое жидкое заразное начало, которое он назвал фильтрующим вирусом.

Размеры вирусов определяются нанометрами (20-200 нм), поэтому их изучение началось после открытия электронного микроскопа. В настоящее время описаны вирусы практически всех групп живых организмов.

Строение вирусов

Вирусы – неклеточные формы жизни. Они состоят (см. Рис. 3) из фрагмента генетического материала (РНК или ДНК), составляющего сердцевину вируса, и защитной оболочки, которая называется капсид. У некоторых вирусов (герпес, грипп) есть дополнительная липопротеидная оболочка – суперкапсид, которая возникает из плазматической мембраны клетки-хозяина.


Рис. 3. Строение вируса

Вирусы не способны к самостоятельной жизнедеятельности. Они могут проявлять свойства живого, только попав в клетку-хозяина. Они используют потенциал и энергию этой клетки для создания своих новых вирусных частиц, следовательно, вирусы являются внутриклеточными паразитами.

Размножение вирусов

Обычно вирус связывается с поверхностью клетки-хозяина и проникает внутрь. Каждый вирус ищет своего хозяина, то есть клетки строго определенного вида. Например, вирус – возбудитель гепатита (желтуха) проникает и размножается только в клетках печени, а вирус эпидемического паротита (свинка) – только в клетках околоушных слюнных желез человека.

Проникнув внутрь клетки-хозяина, вирусная ДНК или РНК начинает взаимодействовать с ее генетическим аппаратом таким образом, что клетка начинает синтезировать белки, свойственные вирусу (см. Рис. 4).


Рис. 4. Схема репродукции вируса

При заражении ретровирусом (например, вирус иммунодефицита человека (ВИЧ)), у которого в качестве генетического материала используется молекула РНК, наблюдается другая картина. При попадании ретровируса в клетку-хозяина происходит обратная транскрипция. То есть на основе вирусной РНК синтезируется вирусная ДНК, которая встраивается в ДНК человека. Такой тип взаимодействия вируса с клеткой называется интегративным, а встроенная в состав хромосомы клетки ДНК вируса называется провирусом. Далее провирус реплицируется (удваивается) в составе хромосомы и переходит в геном дочерних клеток. Однако под влиянием некоторых физических и химических факторов провирус может выщепляться из хромосомы клетки и переходить к продуктивному типу взаимодействия, то есть синтезировать новые вирусные частицы.

При заражении ВИЧ человек чувствует себя здоровым, пока вирусный генетический материал встроен в хромосому человека. Однако при выщеплении этого вирусного генетического материала из клетки она начинает образовывать новые вирусные частицы, вследствие чего развивается смертельное заболевание – синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД).

Вирусы являются возбудителями большого количества заболеваний человека: корь, грипп, оспа, краснуха, энцефалит, свинка, гепатиты, СПИД. Известен также целый ряд заболеваний растений, вызываемых вирусами, например мозаичная болезнь табака, томатов, огурцов или скручивание листьев картофеля. Всего описано около 500 видов вирусов, поражающих клетки позвоночных животных, и около 300 вирусов растений. Некоторые вирусы участвуют в злокачественном перерождении клеток и тем самым провоцируют онкологические заболевания.

ДНК- и РНК-содержащие вирусы

В зависимости от содержащегося генетического материала вирусы подразделяются на ДНК-содержащие и РНК-содержащие.

Одноцепочные РНК-содержащие вирусы подразделяются на:

1. Плюс-нитевые (положительные). Плюс-нить РНК этих вирусов вы­полняет наследственную (геномную) функцию и функцию информационной РНК (иРНК).

2. Минус-нитевые (отрицательные). Минус-нить РНК этих вирусов выпол­няет только наследственную функцию.

К РНК-содержащим вирусам относятся более
вирусов, вызывающих респираторные заболевания, а также вирус гриппа, кори, краснухи, свинки, ВИЧ. Также существует специфическая группа вирусов – арбовирусы, которые переносятся членистоногими.

Двухцепочные ДНК-содержащие вирусы вызывают такие заболевания, как папиллома человека или герпес, гепатит В (гепатит А и гепатит С вызывается РНК-содержащими вирусами).

ДНК-содержащие вирусы поражают также растения. Они вызывают, например, золотую мозаику бобов или полосатость у кукурузы.

Вирус гепатита С

По своему строению вирус гепатита С – это РНК-содержащий вирус, имеющий сферическую форму, сложно устроенный (см. Рис. 5).

В качестве генетического материала такой вирус содержит линейную однонитчатую молекулу РНК.


Рис. 5. Гепатит С

Вопреки бытующим предрассудкам, подцепить вирус гепатита C невозможно через социальные контакты (поцелуи, объятия), через продукты или воду, через грудное молоко. Вы ничем не рискнете, если разделите с носителем вируса трапезу или напитки. Заразиться гепатитом C можно при контакте с кровью инфицированного человека либо половым путем.

В настоящее время для лечения гепатита С используют два препарата: Интерферон альфа и Рибавирин.

Бактериофаги


Рис. 6. Бактериофаг (Источник)

Особую группу вирусов составляют бактериофаги (или просто фаги), которые заражают бактериальные клетки (см. Рис. 6). Фаг укрепляется на поверхности бактерии при помощи специальных ножек и вводит в ее цитоплазму полый стержень, через который проталкивает внутрь клетки свою ДНК или РНК. Таким образом, генетический материал фага попадает внутрь бактериальной клетки, а капсид остается снаружи. В цитоплазме начинается репликация генетического материала фага, синтез его белков, построение капсида и сборка новых фагов. Уже через 10 мин после заражения в бактерии формируются новые фаги, а через полчаса бактериальная клетка разрушается, и из нее выходят около 200 заново сформированных вирусов – фагов, способных заражать другие бактериальные клетки (см. Рис. 7). Некоторые фаги используются человеком для борьбы с болезнетворными бактериями, вызывающими холеру, дизентерию, брюшной тиф.


Рис. 7. Схема размножения бактериофага (Источник)

Список литературы

  1. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология 10-11 класс Дрофа, 2005.
  2. Биология. 10 класс. Общая биология. Базовый уровень / П.В. Ижевский, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина и др. – 2-е изд., переработанное. – Вентана-Граф, 2010. – 224 стр.
  3. Беляев Д.К. Биология 10-11 класс. Общая биология. Базовый уровень. – 11-е изд., стереотип. – М.: Просвещение, 2012. – 304 с.
  4. Агафонова И.Б., Захарова Е.Т., Сивоглазов В.И. Биология 10-11 класс. Общая биология. Базовый уровень. – 6-е изд., доп. – Дрофа, 2010. – 384 с.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.