Не болейте доктор чума

-Здравствуй, Доктор! Видел работу моей старшей сестры?! Правда здорово?! — девочка обняла его и зашлась кашлем.

-Уйди от меня! Я весь день пытался помочь людям и всё безуспешно!

-Хи-хи! Сестра говорит, что бы я тебя убила! Но мастер вступился за тебя! Видишь, какая честь.

-Иди к черту со своей честью.

Доктор заходится в очередном приступе кашля, сплевывая кровь, проваливается в забытье.

Чума свирепствовала в Лондоне уже 7 месяцев. Первыми жертвами, помощников чумы, крыс, стали бродяги, после ремесленники и торговцы, а после знать. Семью доктора чума забрала быстро. Жена умерла пять месяцев назад, а сын пережил маму на целый месяц. Они умерли от простой чумы. Она была более распространена, чем младшая сестра. Что странно и жена доктора, и трёхлетний сын говорили в бреду, что видят уродливую девушку, но чем ближе была их кончина, тем прекрасней становилась она.

Из забытья доктор вынырнул резко. Будто чьи-то цепкие ручонки выдернули его из темноты. Открыв глаза, безымянный начал судорожно молиться, но на девочке не было, ни одной язвы и пропало бельмо с глаза.

-Я могу задать тебе вопрос перед смертью? Хе-хе…. — доктор подавил нервный смешок.

-Конечно! Я буду только рада.

-Ты же лёгочная чума. Почему на твоей коже столько язв? У нас, у больных, их нет только жар и кашель.

Девочка улыбнулась. Встав и пройдясь по комнате, она издала булькающий звук.

-Все просто. Мне не нравятся вид больного. Сестре то все равно. Она рада мучениям людей. И мастер рад. Ты пойдешь утром в город? Я с тобой.

-Если ты так хочешь….

Утром в город вошли двое будто тени. Доктор и ребенок. Маленькая прекрасная девочка, длинные черные волосы каскадами спадают на плечи и спину, а черные глаза ярко сверкают. Люди вокруг рыдают и стенают. На повозках вывозят горы трупов завернутых в белую ткань. Тянут тела к западным воротам. Там разводят костры и уничтожают трупы.

Доктор идёт в какую-то подворотню. Дома покосились, двери сняты с петель, а окна побиты. Чума не понимает, куда идёт человек? Зачем ему здесь быть? Больные, которые могут заплатить, живут в другом месте. Они зашли в старый домик. В нем уже пахло гнилью.

-Зачем мы здесь? Тут уже все мертвы! Сестра постаралась.

-Все да не все. Не так просто уничтожить жизнь.

Врач вошёл в дом и вышел через пару минут. В руках он нёс свёрток. Свёрток копошащийся и пищащий. Безымянный доктор со своей ношей и чумой в свите направился в квартал знати. Чума смотрела на доктора как на сумасшедшего. Зачем он это сделал?

-Почему оно живое? Это дитя должно умереть.

-Ты ничего не понимаешь. Я же говорил тебе, что жизнь не так легко уничтожить. Даже в самом грязном и мёртвом мире есть что-то вечное и живое.

Дальше безымянный и чума шли в тишине. Доктор еще много раз заходил в дома и подворотни. Давал травы и настойки. Утешал и уводил матерей, жен, мужей и детей.

-Как долго это будет продолжаться?! За что они убили Регину? Она ведь просто собирала травы.- Мужчина судорожно дышал.

-Люди уничтожают все, чего не понимают. Хотя они сделали мастеру одолжение! Мы уже не знали как извести Регину. Она всё могла вылечить и сама не болела. А людишки так легко уничтожили барьер. Нам есть, где разгуляться.

-Давайте повесим его!

-Нет! Уже одну повесили, тело пропало. Давайте его на дыбу!

-Нет! Сжечь его вместе с халупой! Что бы наверняка!

-Вставай, безымянный! Все прекратилось! — Над ним склонилась легочная чума.

-Отойди, дитя. Так вот ты какой. Чумной доктор.

Перед ним в кресле сидел старик. Худой и бледный. Одет он по последней моде. Белые волосы зачёсаны назад. А глаза были синими. Такими холодными и пронзительными глазами обладают либо старцы, либо сумасшедшие.

-Кто вы такой? — на удивление голос доктора не дрогнул.

-Я Мастер. Отец всего мёртвого. У нас есть к тебе предложение. — Лицо мастера на миг просветлело, и он даже улыбнулся.

Дама, что стояла за его плечом, была жутко похожа на девушку, что описывали его жена и ребенок. Такая же черноволосая и черноглазая, как и младшая. Но что-то в ней было тайное.

-Что же за предложение?

-Пойдем с нами. Вечные дороги ждут нас! Этот мир не для тебя. Тут тебя больше ничего не держит! — Мастер разошелся не на шутку.

-Прошу тебя, пойдем! Нам будет так хорошо вместе. — Ребенок обнял безымянного за шею.

-А что люди? Люди, если мне не изменяет память, хотели сжечь тебя. По их мнению, Знахарка Регина и ты, не берущий платы доктор, были причинами всех бед. — Наконец подала голос старшая чума.

-Но не все люди плохие. Есть и хорошие! Люди просто сбиваются с истинного пути! — доктор вскочил на ноги и даже не заметил, что больше не чувствует боли.
Мастер и сестры расхохотались. И дитя обняв Старика, сказала:

-Я же говорила! Он так мил в своей наивности!

-Дорогой, Безымянный доктор, у нас здесь осталось всего пять месяцев. Мы дадим вам их на раздумья. По их истечению мы будем ждать на пепелище у западных ворот.

Чума свирепствовала и разрасталась все пять месяцев. В церквях не успевали отпевать старых умерших, как уже делали заказ на новых покойников. А люди будто звери, грабили и убивали друг друга. Всем было плевать на других. Только бы выжить самому. Никто уже и не обращал внимания на бледного полуседого мужчину, бродившего по улицам. Но первого января тысяча шестьсот шестьдесят пятого года всё прекратилось. Больше ни одного человека не заразилось. Доктор пришёл на пепелище. Но там было пусто, безымянный даже подумал, что опоздал. Но тут послышался стук каблуков. Обернувшись, он даже поклонился чуме и мастеру, а ребенка обнял. Где-то в вдалеке послышался топот копыт. Три чёрных лошади под стать своим хозяевам.

-Я рад, что вы все-таки приняли мое предложение. Вам стоит выглядеть, как подобает помощнику тёмного лорда.

И по щелчку пальцев доктор снова был в своей старой одежде. Только теперь все было чёрного цвета и маска, и плащ, и сапоги.

На рассвете город покинули Мастер смертей в сопровождении Чумы, её сестры и Чумного Доктора.



Чумной доктор — собственно доктор родом из средних веков, отличающийся своим инфернальным внешним видом.

Содержание

[править] Историческая справка



Если в наше время продукция Китая — это отдельный с негативным оттенком бренд-мем, то от древних китайцев к нам попадали действительно винрарнейшие вещи: бумага, компас, Конфуций, чай, порох, лёгочная чума.

В четырнадцатом веке в Европе эпидемия чумы выпилила около 30 мегачеловеков из 80 за каких-то 3-4 года. Тогда выдвигалось несколько причин объяснения происходящего. Среди всяких гневов Б-жих, гадских птиц и прочих парадов планет самой правдоподобной была версия отравления колодцев жыдами. За что оных и сжигали на кострах.

Так как до открытия инфекционной природы болезней было еще далековато, то доморощенным лекарям было невдомек, что переносчиками чумы были крысы, а точнее, блохи. Блоха переносила бактерию с чудным названием Yersinia pestis, которая превращала человека в нечто с подкожными кровоизлияниями и бубонами — увеличенными до размера апельсина лимфатическими узлами — в ближайшем к укусу месте. Ну ещё голова сильно болела и суставы. От человека к человеку чума передавалась воздушно-капельным путем, кроме того, заразиться можно было, просто полежав в той же кровати, где лежал больной. Точнее говоря, существовало две основные формы чумы: бубонная, которую переносили в основном блохи, и лёгочная, которая как раз и передавалась воздушно-капельным путём. Немудрено, что с таким букетом пациент редко проживал неделю, а с септическим вариантом (самая вкусняшка, ня!) — несколько часов. В наше время британские учёные считают, что, попав изначально в Европу в бубонной форме, чума переродилась в лёгочную уже на месте, после чего и пронеслась по всему континенту комбайном на полной скорости. Весёлые были времена, не то что сейчас.

[править] Грач, районный врач



Образ костюма был взят исходя из одного из вариантов причины происходящего — веры в то, что болезнь разносили птицы. Соответственно, одетый как птица доктор забирал заразу с больного на себя.

Из инвентаря у доктора была заостренная железяка или палочка, коей он мог потыкать тело. Если оно ещё шевелилось, значит, пациент был скорее жив. Тогда с больного снимали одежду, чтобы вскрыть бубоны. В качестве лечебных мер прописывалось прижигание ран раскаленным железом, сжигание трупов и зачумленных домов, вождение хороводов вокруг пепелищ и даже помещение лягушек на бубоны. Также палочка помогала отогнать особо назойливых больных. Жалко, что сейчас так нельзя, а то некоторые больные по другому, кажется, не понимают.

[править] На имиджбордах



Тема чумного доктора начала развиваться на Нульчане после того, как один криворукий долбоеб сделал для дочки маску канарейки.

На самом деле автор данной фотки (и еще нескольких, на которых запечатлена девочка-сорока) — Николай Копейкин [1].

Привет, друзья! Сегодня мы поговорим о страшной теме и не совсем уместном словосочетании – интересные факты о средневековой чуме. Даже сейчас отголоски этой проблемы волнуют многих людей. Давайте попробуем разобраться, что случилось в средневековье и каковы были последствия Черной смерти.

Чумной доктор


Люди облачались в защитные костюмы и надевали на лицо маску в виде птичьего клюва. Такое зрелище трудно забыть и самое главное, что оно не особо спасало от распространения эпидемии.

Почему во время чумы носили такую маску с клювом?


Даже в те года, с ничтожными, по сравнению с сегодня, уровнем медицины, люди определили, что чума – это инфекционное заболевание. И чтобы защитить себя необходимо, надевать специальный костюм.

Это теперь мы знаем, что такие методы не особо помогали, но в те времена выбирать особо не приходилось и люди полагались только на то, что знали.

История чумы


После этого пандемия отступила на несколько веков, но уже в 17 веке вернулась с новой силой, вновь забирая жизни тысячами. Третья волна черной смерти застигла людей в конце 18 века, только в Индии погибло более 6 000 000 человек!

За все это время люди практически не могли найти способов, как бороться с пандемией, болезнь забирала всех без разбора и только в 20 веке медицина смогла наконец победить заразу.

Появление маски доктора чумы


Богатые люди нанимали этих врачевателей за огромные деньги, веря, что они помогут их близких и им самим избежать страшной болезни. Им даже разрешалось вскрывать тела умерших от этой болезни. Чтобы подробнее ее изучить. Это считалось дикостью по тем временам, за вскрытие трупа даже могли приговорить к смерти, обвиняя человека в сатанизме или колдовстве.

Чтобы еще больше подчеркнуть ценность таких докторов, хочется рассказать вам историю о похищении. Однажды, в 1650 году в Испании бандиты по дороге похитили докторов и потребовали за них огромный выкуп, Барселоне пришлось удовлетворить требования воров, поскольку на кану стояли миллионы жизней. Вот насколько ценными были эти люди!

Костюмы врачей во время чумы


Почему маска доктора чумы имела именно такую форму я уже объяснила, но весь защитный костюм состоял не только из нее. За все долгое время пока свирепствовала пандемия костюмы меняли неоднократно, но самый известный из них, который дошел к нам по картинкам появился благодаря французскому доктору Шарлю да Лорму.

Почему бубонная чума так называется?


На первый взгляд очень странное название для такой болезни, но все объясняется очень просто. Бубоны — это воспаленные лимфоузлы, которые сильно увеличиваются при заражении и становятся похожими на бубоны. В средние века их прокалывали и старались выпустить жидкость, но этого делать крайне не рекомендуют. Во-первых, распространяется зараза, а во-вторых смысла в этом попросту нет.

Методы лечения чумы


К сожалению, но в средние века черная смерть почти не поддавалась лечению, тем более если учитывать методы, которые использовали. Врачи могли пускать кровь, прижигать язвы или просто класть лягушек на человека, но если пациент и излечивался. То только благодаря сильнейшему иммунитету или просто счастливой случайности.

В современном же мире настоящими первооткрывателями стали советские врачи, которые применили стрептомицин. При его использовании все больные выздоровели и случилось это только в 1947 году.

Еще один врач Валерий Хавкин в начале 20 века создал вакцину против черной смерти. Он получил ее из убитых температурой чумных палочек, а испытала на себе в 1934 Покровская Магдалина.

После этого больных чумой практически не осталось, по крайней мере пандемий не случалось и болезнь теперь знают, как лечить.

Чумной остров в Венеции


Слыша слово Венеция практически у всех людей возникают в голове гондолы, узкие улочки и красивые места, но каждый город хранит свои тайны и этот не исключение. На территории есть остров под название Повелья, который охраняется местной полицией и на данный момент полностью заброшен.

Его история начинается еще в 5 веке, на нем крестьяне укрывались от набегов врагов и со временем начали его обустраивать. Некоторые из этих укреплений можно увидеть и сегодня, правда находятся они в плачевном состоянии.

Ситуация в корне изменилось, когда на земли Италии пришла черная смерть. Люди умирали тысячами, а трупы некуда было девать и тогда местные власти приняли решение, вывозить тела умерших на Повелью. Туда свозили не только уже умерших людей, но и тех, у кого появлялись хоть какие признаки заражения. По некоторым данным там нашли последние пристанище более 160 тысяч человек, но эти цифры вряд ли соответствуют действительности.

Но это был еще не конец кровавого острова, после того как в 20 веке эпидемия стихла, на костях жертв была построена психиатрическая лечебница, которая не отличалась лояльностью к пациентам. О нем есть еще много слухов, теорий, догадок и правдивых фактов, которые я выписала в отдельную статью о Повелье.

Венецианская маска доктора чумы


Кто не слышал о венецианском карнавале? На этом празднике каких только масок и костюмов не увидишь, люди настолько преображаются, что и правда невозможно узнать, но есть одна маска, которая выделяется из всех. Это маска доктора чумы. Так откуда пошла такая мода и какая история за этим скрывается?

Почему именно такая форма полюбилась венецианцам и туристам достоверно неизвестно, есть только несколько теорий на этот счет. Первая: маски венецианской комедии дель арте, это своеобразный вид театрального искусства Возрождения, к ним можно отнести Арлекина и прочих.

И второй: маска Баута – она пригождалась для знатных людей, которые хотели скрыть свое лицо и происхождение, и для бедняков, которые хотели того же, но по другим причинам.



Попробуем ответить на вопрос о том, что же движет врачами-смельчаками? Для начала — одни из самых загадочных строф из поэтического наследия Константина Симонова:

Всю жизнь лечиться люди шли к нему,

Всю жизнь он смерть преследовал жестоко

И умер, сам привив себе чуму.

Факт есть факт: пропустив это в печать, советская цензура, пусть только одному Симонову, но разрешила хоть как-то намекнуть на глубоко засекреченный эпизод с проявлением в ХХ веке в Москве какого там коронавируса — чумы!

Поэт Константин Симонов посвятил эти строки доктору Абраму Берлину.

Замечательная актриса Нина Ургант в советском документальном фильме озвучила дневники еще одного доктора. То была Любовь Соболева - одна из тех, кто готов был в прямом смысле положить себя на алтарь медицины. "Смешной безобидный зверек этот тарбаган, но появись здесь "черная гостья", и он станет разносчиком смертельных бацилл и их первой жертвой. Местные жители пришли к нам на помощь, начали охоту на тарбаганов, — отмечала в своих дневниках Соболева.

Итак, наш рассказ — о двух переплетающихся подвигах врачей-борцов с чумой и двух медицинских (и не только медицинских) спецоперациях, опыт которых еще как может помочь и нам сегодняшним в коронавирус.

Недавно "Вести в субботу" рассказали, что при строительстве подземного торгового комплекса на Манежной площади в Москве нашли чумные могилы времен эпидемии XVII века. Но тогда мы не рассказали всего об окрестностях торгового центра "Охотный ряд".

Не волнуйтесь, когда здесь обнаружили чумные могилы, то все останки изъяли — с соблюдением и православных обрядов, и, естественно, всех санитарных норм. Но об этом Симонов писать уже не мог — его уже давно не было к тому времени. А вот что он имел в виду, так это то, что в зиму с 1939-го на 1940 год чуму в Москве обнаружили в гостинице "Метрополь". Больным чумой постояльцем оказался саратовский доктор Берлин, к которому вызвали коллегу Соболеву.

"По дороге в гостиницу я вспомнила, что не так давно читала в "Правде" о мужественном поступке саратовских врачей, прививших себе живые культуры штамма чумы. Среди этих врачей был и доктор Берлин", — вспоминала Соболева.

Память о том случае хранят в Музее истории медицины, созданном усилиями единственной в России кафедры истории медицины. Ее руководитель профессор Константин Пашков, недавно сдал мазок на нынешний коронавирус. Результат — отрицательный, поэтому он может без маски. Но почему же такие, как Берлин, сами себя прививали ужасными болезнями?

"Потому что это были люди идейные, которые действительно себя дарили науке, потому что вакцину может сделать только одержимый человек. И самый простой способ доказать всем, что твоя гипотеза верная, что то, что ты сделал, правильно, — это сказать, что я не боюсь", — отметил Константин Пашков, профессор, заведующий кафедрой истории медицины МГМСУ.

Берлина вызвали на коллегию Наркомата здравоохранения.

"Он приезжает в Москву достаточно оперативно, селится в гостинице "Метрополь", где бреется у парикмахера, завтракает, а потом едет на коллегию. Делает свой доклад, возвращается, обедает в кругу коллег, приходит в номер, где ему резко становится плохо", — рассказал Пашков. Назавтра не будет ни его, ни того самого парикмахера.

Причиной вызова в Москву был и смелый эксперимент с прививанием чумой самого себя, но еще и та самая Монголия. В советские годы кто-то в шутку, а кто-то к ужасу всерьез говорил, что Монголии нужно совершить рывок из феодализма сразу в социализм. Но как показывает потребительский бум нынешних лет, и капитализм не лишний эпизод в истории. Что же происходило в Монголии в 30-40-е годы ХХ столетия?

Советская Россия пришла в тогдашнюю Ургу со своими идеями об искоренении не только феодализма, но и чумы. Первую противочумную станцию под Улан-Батором открыл как раз доктор Берлин. Отсюда он съездил в Тибет и потом еще опубликовал в журнале "Современная Монголия" статью о том, что испробованные им тибетские вытяжки и отвары от чумы, к сожалению, бесполезны, а переходить надо на современные методы. Именно их перед вызовом в Москву он продолжал изучать в Саратове.

"Я не думаю, что он был вне противочумного костюма, но, скорее всего, не был выдержан карантин, необходимый в этом случае. Может быть, снял этот костюм не очень правильно", — сказал Константин Пашков.

При этом каким-то чудом не заразилась доктор Соболева, которая вскоре едет совершать еще одно чудо — в Монголию. Еще из ее дневника: "Дурная весть пришла из горной местности. В стойбище пастуха Бабу внезапно слегла вся семья. Я подняла по тревоге наш маленький отряд, всегда ко всему готовый. Стараясь не привлекать внимания, мы поспешили в путь. К исходу вторых суток мы добрались до стойбища старого Бабу, нас никто не встретил. И тут мы увидели мертвеца. Надо было принять все меры предосторожности. В этой юрте все уже бездыханны, и мы обязаны предать огню тела погибших. Хоронить после чумы слишком опасно. Ведь я мечтала о другом, совсем о другом – о балете".

Не Большому театру, а медицине Соболева решила посвятить свою жизнь после того, как еще в Первую мировую при вспышке чумы погибла ее лучшая подруга Регина. В межвоенный период Соболева вышла замуж, родила двоих детей, но уже была так предана науке, что предпочла оставить детей мужу, а сама поехала в Монголию. И вот там во время вспышки чумы она вдруг понимает, что вот только что видела мальчика пятилетнего, который выжил в той семье, которая погибла, но куда-то пропал. И она к ужасу обнаруживает этого мальчика рядом с телом его брата, который умер от чумы. И она идет, по сути, на самоубийство.

"Я велела поставить две новые юрты за рекой — для мальчика и для себя. Решила уйти решила с ним в карантин на 9 дней. Если дымки над юртами погаснут, значит, нас нет в живых. Тогда бросайте сюда факелы — это мой приказ. Когда я стала купать Уфгуна в растворе сулемы, он дважды прокусил мне резиновые перчатки. Если малыш болен, несдобровать", — писала Соболева.

Вот также до этого рядом с заболевшим доктором Берлиным оказался московский врач Горелик, который запирает заболевшего с собой.

- Что движет врачами, когда они так поступают?

- Врачами движет самопожертвование. Каждый врач руководствуется принципом "светя другим, сгораю сам". Люди иные в этой профессии не остаются, как правило. Потому что они дают присягу, и это не формальный акт, это то, чему учат в институте, та среда, которая формирует вообще все медицинское сообщество. Поэтому я абсолютно, например, уверен вот во всех своих коллегах, что если действительно будет проблема, никто не побежит за там противогазом или за какой-то особой способом защитой и сделает то, что нужно в первую очередь, чтобы спасти жизни, а уже потом будет думать, готов он был, самозащищен он был в этот момент или нет, — подчеркнул Константин Пашков.

И вновь Монголия. Конечно, сегодня прогресс не стоит на месте. На монгольских юртах появились солнечные панели, а внутри — телевизоры. Но кое-что неизменно: посреди — очаг.

Когда закрывшуюся со своим маленьким пациентом Соболеву бросило в жар, она из последних сил растопила печь, чтобы дымом дать сигнал, что они все еще живы. Оттуда продолжили приносить продукты на условленное место.

"Связь у нас односторонняя, я им не могу передать ничего, даже записку. Но мне пишут, и я знаю, что пришла помощь из Улан-Батора, прибыли новые врачи, сделали много прививок. Чума, кажется, остановлена", — отмечала Соболева.

А вскоре под бездонным монгольским небом наступил и шестой день карантина, и седьмой. И вот, наконец, на девятый день — топот копыт. Карантин кончился. Выжили оба. А вся Монголия была спасена.

"Уфгуна я увидела лишь через 20 лет и все не верила, неужели этот студент, тот самый малыш", — вспоминала Соболева.

В тот приезд она стала кавалером высшего тогда монгольского ордена Сухэ-Батора. А еще узнала, что спасенный ею малыш из всех профессий выбрал профессию врача.

Но как же в 1939-м от чумы была спасена Москва?

- Больница была мгновенно оцеплена, был определен круг людей, которые контактировали, включая наркома Митерева. И их всех очень деликатно собрали на Соколиной горе — это инфекционная больница, которая всю жизнь специализировалась именно на чуме, — рассказал Константин Пашков.

- Тут я вас поправлю. Вы говорите: "очень деликатно". Насколько мне известно, была спецоперация НКВД.

- Тогда народ был "приучен", к сожалению, к арестам. Под видом ареста их-то и задержали и отправили на Соколиную гору.

"За окном был обычный суматошный московский день, и никто не знал, не должен был знать, что происходит здесь", — писала доктор Соболева.

- И все-таки очень не хотелось бы возвращаться к временам НКВД, когда народ просто "загребают". Наверное, людям самим надо сознательность проявлять сейчас: посидеть в самоизоляции, в карантине?

- Это абсолютно правильно. Причем я хочу сказать, что мы сегодня живем в более выгодных условиях, чем те, кто жили до нас, потому что мы знаем, с чем мы боремся. Мы знаем о том, что коронавирус — это мытье рук. Если вы мылом моете горячей водой в течение нескольких минут руки, вирус прекрасно смывается. Пандемия означает, что для того, чтобы справиться, нужно усилие всего народа. Врачи не решат эту проблему без помощи людей. Нужно делать все то, что сегодня рекомендуется. Маски, мера профилактики в виде перчаток, в виде обработки рук дезсредствами, уборка квартиры, проветривание помещений — понимание вообще всей этой ситуации, оно приближает нас к победе, — уверен Константин Пашков.

Давайте сразу уточним, что такое чума. Это инфекционное заболевание естественного происхождения. Чаще всего переносится грызунами и их блохами. Между людьми очень заразно и при отсутствии лечения имеет почти 100% смертность.
Что из себя представляла Европа 14 века? Вспомните все стереотипы про средневековье. Грязь, мрак и фанатичная вера в Господа. И простые люди и дворяне пренебрегали элементарной гигиеной, в силу чего имели сногсшибательный запах и часто страдали от паразитов. То есть, вшей и блох. Города (по нашим меркам) являли собой зловонные клоаки, кишащие крысами. Грызуны почти без опаски бегали по улицам, забегали в дома, питались и размножались. Конечно, были и относительно чистые города, но отсутствие канализации и скученность населения давали о себе знать.
Надо заметить, что первую половину 14 века европейцев мучил изменчивый климат. Урожай часто погибал то от засухи, то от холодных проливных дождей. Голод погубил много людей и подавил иммунитет живущих. Прибавив к этому постоянные войны, можно заметить значительную убыль населения.
Естественно, в таких условиях различные заболевания вереницей сменяли друг друга. Европа и так на тот момент страдала от проказы и оспы. Адекватных средств борьбы с ними не существовало, да и сами люди предпочитали молитвы лечению.
Появление бубонной чумы стало настоящим шоком для европейцев. Неведомая болезнь очень быстро распространялась, как казалось, даже сквозь стены, а заболевшие почти неизбежно умирали в муках за пару дней (не считая времени до появления бубонов). Суеверный и набожный народ сразу заговорил о небесной каре, а великие умы тех лет были как слепые котята, теряясь в догадках.
Средневековая медицина - тема обширная и столь же смехотворная, сколь страшная. О методах "врачевания" можно было бы написать отдельный пост. Но тут достаточно сказать, что тогдашние врачи имели весьма поверхностное предствление о природе заболеваний. Кроме того, сказывалась нехватка практики, возникшая от недоверия простолюдинов и подозрительного отношения церкви. Но чума встрясла всех. Всё оказалось сдвинуто со своих мест и медицина, наконец, зашевелилась в непроглядном мраке невежества.
Появились сотни тысяч изнывающих от заразы людей. И сотни тысяч трупов. Церковники уже были не в силах призвать людей к смирению на фоне повальной смертности. Миряне нуждались в помощи, оказать которую и пришли чумные доктора.

Одетые в чёрную робу, закрывающую всё тело, доктора носили причудливые маски с подобием птичьих клювов. Маска так же закрывала всё лицо, не считая глаз, а "клюв" был подобием респиратора. В него запихивали пахучие травки и пропитанные кусочки ткани, чтобы воспрепятствовать проникновению заразы. Многие тогда верили, что запах, более сильный, чем вонь больных и покойников может оградить от "моровых поветрий". Увы, это было не так.
Часто в руках чумного доктора можно было видеть щуп, с помощью которого он производил осмотр и касался пациентов. Нередко использовались матерчатые или кожаные перчатки. Но так как чумные доктора не только общались с больными, но и часто хоронили умерших, к которым боялись подходить родные, заболеваемость и смертность среди них была значительной.
Методы лечения соответствовали средневековым, но часто носили и экспериментальный характер (методом тыка, чего уж). Состоятельные люди могли позволить себе такие процедуры, как кровопускание, пиявок, припарки, вдыхание "ароматного" дыма, прижигание. Известный французский хирург Ги де Шолиак сам заболел чумой, но выжил. Обнаружив у себя симптомы, он оградился от окружающих и сам себя лечил. По меньшей мере неделю врач вскрывал собственные бубоны, выдавливал их содержимое и прижигал. Для этого требовалось огромное мужество, ведь бубоны это - распухшие лимфатическиие узлы, где размножается чумная палочка. В дальнейшем он применял этот метод к добровольцам с переменным успехом.
У врачей были постоянные трудности в общении с церковниками. Устойчивым было мнение, что если человек исцелился, то в этом заключалась помощь Господа, а если умер - ему не помог врач. Ещё проблемы создавали и сами пациенты. Существовала практика "аскетизма", когда верующие ограничивали себя во всех земных благах, а об омовении забывали вовсе. Тогда в порядке вещей было встретить человека столь же запущенного, как и вонючий бомж в метро. С той лишь разницей, что тогда чаще мочились не в штаны, а на улице.
Иногда хозяева крепостей и городов приглашали чумных докторов для оказания услуг. То есть, уборки тел умерших. Их уносили с улиц и из опустевших домой. Трупы часто не хоронили по обычаям, а бросали в реки или выгребные ямы. Доктора же могли рассчитывать не только на оплату от нанимателя, но и на откровенное мародёрство в жилищах, которые стояли брошенными, полные сокровищ, но никто не решался в них зайти. Ещё врачам в некоторых регионах (Германии, например) было положено бесплатно наливать в питейных заведениях. Правда, иногда это обращалось в пьяные дебоши. Трудная работа.
Вопреки расхожему мнению, церковь иногда осуждала чумных докторов, но на кострах их массово не жгли. И без них было кого жечь. А этих господ побаивались, не любили, но их работу никто больше делать не хотел.
Под масками часто скрывались образованные люди, пытавшиеся найти средство от мора. Но и в достатке было просто тех, которые о медицине ничего не знали, а занимались только уборкой трупов. К чумным докторам можно отнести известного предсказателя Мишеля Нострадамуса, который занимался поиском способов лечения чумы.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.