Масштабные модели чума что это

ex LiveJournal: Автомобили и автомодели


Цинковая чума — устоявшийся термин, процесс известен и изучается с 1920-х годов, суть процесса — межкристаллитная коррозия, причина — в нарушении технологии и превышении содержания примесей, это как правило олово и свинец в случае масштабных моделей, реже — кадмий. Процесс электрохимический, поэтому при низких температурах замедляется, при высоких — ускоряется. Никакая краска и условия хранения избежать разрушения сплава не помогут. Использование современных полимерных покрытий в качестве ингибитора коррозии себя не оправдало.


Причины, химия и физика процесса были понятны ещё в 1920-х, результатом и стало появление семейства сплавов ZAMAK в 1929 году, которые в разных вариациях используются и по сей день для литья масштабных моделей.

Цинковые сплавы семейства ZAMAK (Zamac) отличаются различным содержанием легирующих элементов и примесей, и состоят из следующих элементов: цинк, алюминий, магний, медь, олово, свинец, кадмий, железо и в некоторых случаях никель.


Китайские масштабные модели для журнальных серий изготовлены из цинкового сплава с повышенным содержанием меди и с добавлением сурьмы и никеля, что приводит к излишней хрупкости сплава. Это не ZAMAK. К тому же сплав неоднороден и возможно не подвергался искусственному старению в процессе производства. Массовой цинковой чумы на журнальных моделях нет, но разрушение их вполне возможно при незначительных нагрузках.


Советские масштабные модели в разные периоды времени и в разных партиях отливались из самых различных сплавов с различными примесями, включая титан и иридий, часто — со значительным превышением доли олова, свинца и кадмия. Разрушение саратовских моделей возможно вне зависимости от года выпуска, известны случаи чумы на моделях середины 1970-х годов, масштабные модели 1990-х чумеют практически поголовно.


Apelian, D., Paliwal, M., Herrschaft, D.C., 1981, Casting with Zinc Alloys, Journal of
Metals, Vol. 33, November 1981, pp.12-20.

Baker, H., et al. (Editors), 1992, ASM Handbook Volume 3, Alloy Phase Diagrams,
ASM International, Materials Park, Ohio, USA, pp. 2·42, 2·49, 2·52, 2·56, 2·131, 2·337,
2·372.

Bierbaum, C.H., 1923, Discussion in: Transactions of the American Institute of Mining
and Metallurgical Engineers, Vol. 68, p. 828.

Brauer, H.E., Pierce, W.M., 1923, The Effect of Impurities on the Oxidation and
Swelling of Zinc Aluminum Alloys, Transactions of the American Institute of Mining
and Metallurgical Engineers, Vol. 68, pp.796-826.

Corbett, R.A., Saldanha, B.J., 1987, Evaluation of intergranular corrosion, Metals
Handbook Ninth Edition, Volume 13, Corrosion, American Society for Metals, Metals
Park, Ohio, USA, pp. 239-241.

Evans, U.R., 1923, The Electrochemical Character of Corrosion, Journal of the Institute
of Metals, Vol. 30, pp. 239-282.

Evans, U.R., 1925, Surface Abrasion as a Potential Cause of Localized Corrosion,
Journal of the Institute of Metals, Vol. 33, pp. 27-43.

Goodway, M., 1985, Disintegration of Zinc Die-Castings, Journal of the Historical
Metallurgy Society, Vol. 19, No. 1, pp. 37-38.

Gross, D.K., 2003, Zinc Die Castings – The Importance of Alloy Chemistry, Die
Casting Engineer, Vol. 47, No. 2, pp. 30-31.

Mongeon, L., Barnhurst, R.J., 1985, Zinc and Zinc Alloys, Metals Handbook Ninth
Edition, Volume 9, Metallography and Microstructures, American Society for Metals,
Metals Park, Ohio, USA, pp. 488-496.

Wood, R., 2000, To Protect and Preserve, Materials World, Vol. 8, No. 6, pp. 30-32.

Старое видео про цинковую чуму:

Чума на номерных моделях — Москвич-433 А5 1976 года выпуска:

Чума на саратовских моделях 1990-х — Москвич-2141 1993 года выпуска:

Меню навигации

Пользовательские ссылки

Информация о пользователе






Вот и я пополнил ряды несчастливых обладателей чумных моделей.

- Москвич пикап, начала 90-х. Заметил эту напасть когда делал фото для показа коллекции. Видимо скоро останутся только запчасти: донышко, колёса, салон и может быть двери. Жаль, отличная была память о школьных временах.









- Уаз 452 В, производства Ульяновского автозавода. Не смотря на крепкий кузов и двери у этой модели зачумели дверные крепления, но я их давно поменял и покрасил в такой-же цвет. Теперь новая напасть (заметил на прошлой недели): начало разбухать донышко, причём не слабыми темпами, что начало выгибать мордочку модели. Сейчас я её разобрал, во избежании дальнейшей деформации кузова, посмотрю что дальше с донышком будет твориться.


- Ваз 2107, чумное донышко, тоже не смотря на крепкий кузов. Но здесь не страшно, изначально брал эту модель за копейки на запчасти или восстановление.




Вот моя заболевшая "Семёрка",передняя левая дверь уже развалилась,на подходе задняя левая.Всё остальное без намека на чуму.Вот теперь незнаю есть ли смысл заменить дверки.




. есть ли смысл заменить дверки

ВАЗ 2105 (февраль 1993 г.)




Рекордно малый срок пребывания в коллекции - 24 часа .
Хорошо, что продавец в магазине оказался вменяемым и порядочным,
поменял мне на другую модель. Продавец, правда, при первом взгляде ЧУМЫ не заметил,
потом все-таки разглядел, заявив при этом - что это ещё "фигня ЧУМА" - вот, говорит - видите - дверь совсем не крошится при нажатии.
"Да, говорю, - вижу, но давайте все же поменяем". Только для справки - цена модели - 900 руб.

Только для справки - цена модели - 900 руб.

Ничего себе. Хоть она и на старом хроме на вид, но 900 как-то совсем дороговато для постномерной "пятёрки".

Очумевшие зубила






ВАЗ 2105 (февраль 1993 г.)


Рекордно малый срок пребывания в коллекции - 24 часа .
Хорошо, что продавец в магазине оказался вменяемым и порядочным,
поменял мне на другую модель. Продавец, правда, при первом взгляде ЧУМЫ не заметил,
потом все-таки разглядел, заявив при этом - что это ещё "фигня ЧУМА" - вот, говорит - видите - дверь совсем не крошится при нажатии.
"Да, говорю, - вижу, но давайте все же поменяем". Только для справки - цена модели - 900 руб.

Знакомые всё лица! Очень она мне нравилась, но пришлось расстаться. Моделька моя всплыла на молотке, только уже почему-то не "чумная". Может и правда вылечилась?
Ссылка

Отредактировано Deus Ex Machine (2013-03-17 23:58:13)

Вот так.


Зато есть немного запчастей.

Недавно обнаружил? Из 90-х? (плохо видно) По резине и коричневой панели приборов вроде из 90-х. Краска родная? Провакцинируешь - покажешь затем.

Такая бралась на запчасти.



Грустная тема.Обидно терять модели.Вот сегодня обнаружил у себя,сейчас пойду в мусорное ведро сброшу.

Отредактировано sergei2812 (2015-01-30 18:34:12)

Я бы лично такую редкую модель склеил бы цианакриловым клеем и поставил бы на полку, а не в мемориз.

Можно и склеить не спорю.Делал это и не раз.Но долго они не стоят.Вот любимчик лежит до сих пор выкинуть рука не поднимается,клеиный и не раз,даже полочку где багажник задний

крепиться самодельную вытачивал,кстати до сих пор держиться.Но сама модель увы опять развалилась,больше клеить его не буду.

Отредактировано RCgarage713 (2015-04-25 22:56:48)

Я на ЛОМО уже давно покрышки отдельно от моделей храню. На некоторых не успел отследить, уплыли сильно. (((

В продолжение темы. Бренные останки УАЗика с прицепом. Ничего выжившего. Один ПРАХ!


Отредактировано PS (2015-10-01 10:39:02)

Это тоже когда то было "волгой" и частью коллекции. ((((


Снова возвращаясь мысленно к теме так называемой чумы на саратовских моделях, недоумеваю зачем многие собиратели и коллекционеры отсеивают чумные модели из коллекции и даже ломают их руками на куски, перемещая остатки в запчасти.
Вот, если у вас, например, старинная картина или икона имеют трещины от времени, вы что, в упоении рубите их топором и топите печь!?
Здесь надо понимать, что некоторые тамповки, заводские цвета и просто модификации при таком отношении к вещам будут утеряны навсегда.

недоумеваю зачем многие собиратели и коллекционеры отсеивают чумные модели из коллекции и даже ломают их руками на куски, перемещая остатки в запчасти.


Как бы банально это не звучало, мне кажется, что руководствуются они одним: отделить "здоровые" модели от "влияния" "заболевших". К сожалению эта тенденция касается не только "модельной чумы". Другими словами: "Бережёного - Бог бережёт!"

Всё. померла. Окончательно.





Делал ревизию запасников - схватил слишком сильно за двери - и вуаля! Труха посыпалась и моделька упала на паркетный пол.


Полез от горя посмотреть детали в интернете - и как издевательство над моей утратой вот такой штабель больных предлагают за 2 400 руб.в Москве.
Ну у меня хоть одна передняя дверь не чумная, а тут абсолютно все двери на всех шести моделях больные.
Пробежала мысль хоть шесть коробок выкупить по 400 руб. за каждую. И бампер со стаканом (они умудрились расколоться при падении) в придачу. Но наверное дорого.

Полез от горя посмотреть детали в интернете - и как издевательство над моей утратой вот такой штабель больных предлагают за 2 400 руб.в Москве.
Ну у меня хоть одна передняя дверь не чумная, а тут абсолютно все двери на всех шести моделях больные.

Печально!
Лёш, а кузовок-то, вроде ещё цел? Да и багажник с капотом?
На "край", если так, то дверки можно целенькие найти, да и покрасить, хоть кисточкой - аккуратно.
Краску в модельных магазинах в малюсеньких баночках можно подобрать. Типа, Рвель или Тамия. Ну - будет без флагов.
У меня "копейка" УЧЕБНАЯ, видимо, ровесница недавно рассыпалась.

Всё целое, кроме трёх дверей. Серёж, три оригинальные Гаишные двери найти архисложно. Бампер найти менее сложно.
Мазать кисточкой не оригинальные двери-доноры тоже не дело. Модель надо всю перекрашивать и делать какую-нибудь конверсионную спецслужбу со "стаканом".

Две недели назад удалось побывать в отделе хранения предметов религиозного культа Исторического музея.
Там я разговорился с научной сотрудницей данного отдела и она рассказала мне, что некоторые ранние предметы были выполнены из цинкового сплава и под воздействием низких температур у них возникала так называемая "цинковая чума".
Я спросил, не разламывают ли они на куски пораженные распадом предметы искусства, и какова вообще дальнейшая судьба таких предметов.
Она сказала, что все без исключения скрепляется в местах разрушения, на сколько это возможно и вновь экспонируется.
Я рассказал ей про моих знакомых коллекционеров, которые в подобных случаях сами ломают - доламывают предмет своей коллекции на куски и выбрасывают.
Она сказала. что если так поступать, то некоторые предметы из фонда наследия, а также общее представление о них будет утрачено
навсегда.
Из этого, дорогие коллекционеры, делаем вывод о том, что редкие вещи, пусть это будут даже чумные редкие тамповки, подлежать уничтожению не должны.
Я лично давно за это выступал на различных форумах, но понимания не находил.
Задумайтесь!



Олег, а на других Чайниках подобного не наблюдаешь?


Олег, а на других Чайниках подобного не наблюдаешь?

нет не встречал,хотя я и такие экземпляры с шагренью не брал.

вот кстати итог.




Если куму-то нужен на запчасти или под проект - обращайтесь


Такое понятие как "ложка дегтя. " к месту, но не когда касается тебя))
Тоже сталкивался со всякими болячками. На память:
- Качество покраски HPi R34 Z-Tune Millenium Jade (не совсем по теме);
- Колеса на тех же HPi (про Ignition не уверен), которые проминаются под весом модели;
- Покраска на моделях от Kyosho. очень часто она не идеальна. А уж про R32, как у Андрея, и говорить не приходится. Имеется такой же в красном цвете - лучше бы сразу в оранжевый покрасили - был бы нормальный апельсин.
А вот последний сюрприз. Долго искал два R34, нашел. Продавец об этом не заявлял. Нашел похожие лоты на Ибее - более менее близкое и качественное фото и у некоторых видна та же болячка. Итак.
Первый скай






Второй






Вот такая вот "чумка".
И вроде бы, можно было бы продать подешевле, добавить и купить, но помню свой опыт с фиолетовым R33, который оба раза пришел в труху и даже не знаю, что и делать. К тому же, как и сказал, уже увидел на аналогичных моделях такие же болячки.


У АА есть еще несколько моделек 1/18, у которых были замечены аналогичные проблемы с краской. К сожалению нет под руками фото самих повреждений, но я помню, что у этих двух ЭВО "паутинка" пошла по участкам кузова с белой краской



а у этого Ниссана аналогичная беда на оранжевых частях.


Такой проблемный Ниссанчик был у меня, я заменил его на другой, пока вроде ОК..
Эвики тоже есть, и тоже удачные.
Остается надеяться, что какие-то партии были выпущены с нарушением технологии и эти косяки не всплывут на других моделях позже..


еще одна моделька СMC с аналогичной проблемой - 1/18 Mercedes Benz SLR McLaren 2003 Black, M-045F





продается на eBay - 351430680877




Lamborghini Countach 5000S



Chevrolet Corvette C6 Z06


а у Nissan 380RS пластмассовые делати (бамперы и спойлер) тоже поменяли цвет


Модели не подвергались воздействию солнечных лучей, тепла и т.д.

Кто замечал что-то подобное у себя на других моделях AA/не АА?
У кого есть такие же, гляньте свои, расскажите как дела..





вот такая неприятность замечена у 1/18 GREENLIGHT 1970 DODGE CHALLENGER R/T

eBay item number: 201425304900












Eagle's race / universal hobbies





вот такой список опубликован на DX,

у кого есть что добавить - пишите, я обновлю.


1/18 Anson:
1931 Peerless, Cream with Maroon accents [SKU-30396] [Fenders, Driver's Door]
1997 Plymouth Prowler, Silver [SKU-30331], Hood
2001 Dodge Durango SLT 4X4, Black & Red [SKU-30399K and 30399R] [Hood, Doors, Rear Truck Gate]
1998 Mercedes E-Class (W210) Estate, Dark Blue[SKU-30328] [Doors & Hood]
2001/02Cadillac Escalades, all versions, Black, Champagne, Pearl White [SKU-30391, 30391, all others] [Full Body, Doors]

1/18 Autoart:
Porsche 911 (997) GT3 RS black with orange stripes Porsche Exclusive [SKU-WAP 021.12.17][Rear windscreen plate]

1/18 Bburago:
1991 Bugatti 110EB, Dark Blue[SKU-3035] [Hood, Quarters]

1/18 DUB:
2002 Cadillac Escalade, Black W/Spintek Stunners [SKU-D63102] [Hood]

1/18 Ertl:
1955 Chevrolet Bel Air - Primer Gray, 'Two Lane Blacktop Movie Edition' - [SKU-33024] [Frame Rails, & Door Hinges]
1957 Chrysler 300C, Black W/Tan interior, 'Walter P Chrysler' Series – [SKU-32503e] [Passenger Side of Hood]
1960 Ford Starliner, Green, American Muscle Memory" series, [SKU-32297] [Passenger Side Body, Upper Rear]
1960 Ford Starliner, Black, American Muscle Memory" series, [SKU-32293] Paint Issue on Plastic Top, Cracks, then Peels off.
1960 Ford Starliner, Silver and White, American Muscle Memory" series, [SKU-32294] Paint Issue on Plastic Top, Cracks, then Peels off.
1962 Chevrolet Corvette - Sateen Silver - [SKU-33144] [Passenger side door]
1963 Chevrolet Corvette – Tuscany Tan – Peachstate Edition [SKU-7024] [Hood]
1963 Chevrolet Corvette – Riverside Red – [SKU-7359] [Hood]
1963 Chevrolet Corvette – Tuxedo Black – [SKU-7365] [Hood]
1965 Shelby AC Cobra 427 S/C, Y*ll*w - Kit [SKU-6589] [Body]
1965 Shelby AC Cobra 427 S/C #98, Blue W/White Stripe, Britons [Sold individually, and in a Set with the Silver version too] [SKU-7200] [Hood]
1967 Corvette L-88 Roadster - Black W/White Stinger Stripe, 50th Anniversary series [SKU-#33245] [Made for Target] [Doors]
1968 Chevelle SS396, Butternut Yellow W/Black Vinyl Top - [SKU-32488] [Roof, body, door hinges] - No Photos
1968 Chevelle SS 396, Black W/Red Stripes - [SKU-32487] [Hood, Hood Hinges] - No Photos
1969 B/M Camaro, Blue W/White Stripes - #10 [SKU-29101] [Body]
1969 Camaro COPO # 3, Black - Supercars [SKU-7872] [Body]
1969 Camaro COPO # 4, White - Supercars [SKU-7873] [Body, Hood, Door, Door Hinges]
1969 Camaro RS convertible black with white stripes - Johnny Lightening [SKU-51050] [Hood]
1969 Camaro SS-396, Burgundy W/White Hockey Stick Side Stripe - TRU Exclusive # 6 [SKU-7148] [Body, Doors]
1969 Camaro Z-10 White with Orange Interior & Stripes - Diamond Collectables [SKU-7719] [Doors, Hood]
1969 Camaro Z/28, White/Black stripes Cannady’s [SKU-7716] [Body]
1969 Camaro Z/28, Hugger Orange W/White stripes - Cannady's [SKU-7715] [Body]
1969 Camaro Z/28, Hugger Orange W/White stripes - Kit [SKU-6590] [Body]
1969 Yenko Camaro, #5 Rally Green W/White stripes – [SKU-7720] [Driver’s Door]
1969 Dodge Charger RT, Red w/Black Bburago Stripe - [SKU-32257] [Doors & Hood]
1969 Ford Mustang Mach 1, Red and Black - Edelbrock Edition - [SKU-32209] [Body, Hood] - No Photos
1969 Ford Mustang Mach 1, Maroon W/Gold tone stripes - [SKU-32263] [Hood, both doors]
1969 Oldsmobile Hurst 4-4-2, White W/Gold Stripes, [SKU-7260] Paint Issue W/Gold Stripes [. ] Cracks reported.
1969 Shelby GT-500 white/blue stripes - TRU [SKU-7943] [Hood]
1969 Shelby GT 500 convertible black W/Red stripes [SKU-7778] [Hood]
1969 Shelby GT 500 convertible Y*ll*w W/Black stripes [SKU-7369][Hood]
1970 Chevelle, Light Silver Blue W/Dark Blue Vinyl Top - Ertl - Kmart/Route 66 [SKU-78009] - [Body]
1970 B/M Chevelle, Yellow W/Black Stripes [SKU-32396] - [Hood]
1970 B/M Chevelle, Black W/White Stripes [SKU-32070] - [Passenger Door]
1970 Chevelle SS 454 LS6 Cranberry red, Super Stock SS/DA drag car, Branch Motor Express Company LE [SKU-29108] - [Body] - there is a 29108 with writing on the door and a 29108r without it. The deterioration was reported on the straight 29108 car, but both were likely on the same run.
1970 Dodge Challenger T/A, White - Campbell’s Collectibles [1 of 2 Car set

SKU-29112] [Door Hinges]
1970 Dodge Challenger R/T, White - 2nd Edition Release, Vanishing Point [SKU-36685] [Doors]
1970 Dodge Challenger, orange - TRU [SKU-32812] [Doors, Body]
1970 Ford Mustang Mach I, Black W/White Hood decal, Ertl’s 2nd Mach 1, [SKU-29046] [Hood]
1970 Plymouth AAR Cuda, Black - Campbell’s Collectibles [2 of 2 Car set

SKU-29112] [Door Hinges, Body]
1970 Plymouth Superbird, Burnt Orange - Diecast Deals [SKU– 29361] [Door Hinges]
1970 Plymouth Superbird, ‘Petty’ or Corporation Blue W/Black Vinyl Top – Ertl 10 Fastest Collection [ SKU– 33016] [Body]
1971 Buick Grand Sport GSX, Black with Gold Stripes [SKU-7604] [Doors, Door Hinges]
1971 Plymouth GTX, Yellow W/Black Vinyl Top [SKU-33138] [Drivers Door 2nd Photo]
1973 Pontiac Trans Am, Palladium Silver - TRU [SKU-7946] [Body]
1977 Pontiac Trans Am, 1st Run of 'Smokey and The Bandit' version [SKU-33121], Black, Drivers Door & Left Quarters
1996 Pontiac Trans Am, Cyclamen Metallic [SKU-7208] [Doors, Hood]
2000 Ford F-150 Extend Cab - Harley Davidson Edition, Black [SKU-32389], Body, Hood.
2001 Ford F-150 Super Crew - Harley Davidson Edition, Black w/Orange & Silver stripes - KIT [SKU-31482], Hood.

1/18 Guilloy
Hispano Suiza HS-21 GTS, Metallic Orange and Red, - SKU-68501 & 68503] [Hood]

1/18 GMP [Potentially Paint Issues Only!]:
1967 Ford Fairlane 390 GT, Candy Apple Red, - [SKU-8081] [Hood - Thin, runny paint with fish-eye type spots] - One Report
1970 Pontiac GTO Convertible, Starlight Black, "D4C Exclusive #2" [SKU-8141][Passenger Side Door - Cracking Paint] - A Few Reports
1971 Pontiac GTO Coupe 455 HO, Arizona Gold, [SKU-8045] [Drivers Side Front Fender - Cracking Paint]

1/18 Kyosho:
1992 Nissan 300ZX – Red

LHD [SKU-8071r] [Hood] Some of this Kyosho Diecast were also sold under the 'JoeufEvolution' brand.
2001 BMW M3 Coupé - Pearl Y*ll*w [SKU-8503Y] [Hood, Hood Hinges, Doors & Roof]
2005 BMW M5 – Silver Blue [SKU-8593] [Passenger Side Front Door]
Nissan Skyline R32 gt-r bnr gray [ky8361h]

1/18 Lane Exact Detail [Potentially Paint Issues Only!]:
1967 Pontiac Firebird Coupes With or Without Vinyl Top - Starlight Black [SKU-WCC-407-V & WCC-407] [All Surfaces]

1/18 Norev:
Audi A6 - Shell Gray [SKU-188302] [Trunk lid]

1/18 Revell of Germany:
1965 Mustang Convertible - Silver Blue [SKU-8753] [All Diecast Surfaces]
1969 Corvette Roadster - Silver Blue [SKU-8691] [All Diecast Surfaces]
1969 Corvette Roadster - Midnight Green [SKU-8829] [All Diecast Surfaces]
1969 Corvette Roadster - Red [SKU-8755] [All Diecast Surfaces]
1969 Corvette Roadster - Silver [SKU-8844] [Doors]
1985 [?] BMW 850i – Yellow [SKU08825] [Rear Deck Lid, Quarters]

1/18 Ricko:
1963 Lincoln Continental Convertible - Pale Y*ll*w [SKU-32122] [Doors, Body]

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.