Картина чума в ашдоде


Практически все время своего существования, не исключая и современность, людей преследовали страшные эпидемии, уносившие человеческих жизней больше, чем самые кровопролитные войны, так как смерть не щадила ни стариков, ни детей.


Первая исторически зарегистрированная пандемия датируется VI-VIII столетием нашей эры. То была страшная, опустошительная чума, получившая название Юстинианова — по имени правившего тогда византийского императора Юстиниана I. Считается, что его страна сильнее всех пострадала от кошмарной напасти.

Предположительно, источник болезни возник в Эфиопии или Египте. Но вскоре она охватила практически весь цивилизованный по тем временам мир. Виной тому прогресс. Его двигателем принято называть торговлю — благодаря ей государства перенимали друг у друга передовые технологии, уникальные продукты и лучшие образцы культуры. Но есть у этого процесса и оборотная сторона. Купцы вместе с товарами привозили из новых земель опасные хвори, до селе неведомые местному населению. Зародившись на Севере Африки, чума очень быстро перекинулась через Средиземное море и поразила процветающую Византию. К середине VII века болезнь уже царствовала по всей Европе, унеся жизни 100-150 миллионов человек, что составляло около трети всего населения тогдашнего мира. В одном только Константинополе ежедневно умирало по 5 тысяч несчастных, а в отдельные дни смертность достигала 10 тысяч.

Из древних трактатов известно, что болезнь у людей протекала по-разному. У некоторых она начиналась с головы — глаза их наливались кровью, лицо опухало, а потом недуг перетекал на горло, лишая человека возможности дышать. Другие имели такие проблемы со стулом, что вскоре умирали от обезвоживания, третьи впадали в помешательство и от него испускали дух. Иногда вскакивали на теле безобразные черные язвы, дарующие смерть.

Способов заражения было множество: прямой контакт с больным или мертвым, воздушно-капельный путь, одежда или предметы. Внешне здоровые люди пытались убежать из охваченных болезнью городов, однако лишь приносили на себе заразу в еще не отмеченные эпидемией населенные пункты.

В начале XIV века на планете начался малый ледниковый период. Среднегодовая температура оказалась значительно ниже нормы, что привело к потере урожая и страшному голоду. Люди стали селиться компактнее, города росли, что уже само по себе благодатная почва для распространения болезней. Но главное — грызуны, природные носители чумной палочки, из-за проблем с пропитанием начали подбираться поближе к людским жилищам. Блохи, обитающие на крысах и мышах, обнаружили новый для себя рацион — человека. Усилиями мелких тварей смертельная зараза, от которой не было спасения (летальность доходила до 90%), собрала богатый урожай. Она прошлась по Китаю, Индии, всей Европе, докатившись даже до Гренландии. И снова помощниками чумы в ее черном деле стали торговые караваны и корабли.



Чумной доктор



Реконструкция лица Максимилиана де Робеспьера

Сегодня болезнь практически побеждена — чудеса сотворило всеобщее вакцинирование. Наблюдательные медики заметили, что оспой значительно меньше и легче болели кавалеристы, имеющие дело с лошадьми, и крестьяне, много времени проводившие в коровнике. Оказалось, что родственный натуральной оспе животный вариант, поражавший домашний скот, значительно лучше переносится человеком. Именно коровьей оспой начали массово прививать население.



Испанка

Смерть на улицах стала обыденной, а похоронное дело превратилось в самый прибыльный бизнес. Известна история про одного гробовщика из Нью-Йорка, который за один месяц заработал 150 тысяч долларов! Правда, распорядиться этой суммой он не успел — умер от гриппа.

Некоторые религиозные деятели утверждают, что пандемии — это своего рода наказание рода человеческого, божья кара за неподобающее поведение. Если так, то скоро нас ждет что-то еще более стремительное, масштабное и смертоносное — больно уж много грехов накопилось на Земле.
@

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.


Когда в фантастических фильмах или книгах изображают конец света, то одним из его признаков обязательно является массовая эпидемия, или пандемия . В истории человечества было столько случаев, когда болезни забирали миллионы жизней, что люди начинали верить в то, что конец света и правда близок. Холера, чума, оспа, СПИД – к сожалению, нельзя утверждать, что эти эпидемии остались в далеком прошлом и больше не представляют опасности. В нашем обзоре – самые смертоносные из всех эпидемий.




Одним из самых опасных убийц в истории человечества была оспа. В 8 в. от оспы погибло 30% населения Японии. Эта болезнь привела к депопуляции Северной и Южной Америки в результате европейской колонизации и только в ХХ в. унесла от 300 до 500 миллионов жизней. Начиная с 1950 г. во всем мире начали делать прививки от оспы.


Вирусное заболевание, которое продолжает уносить человеческие жизни и в наши день, – корь. Она уничтожила цивилизацию инков и сделала безлюдными огромные территории Центральной и Южной Америки. Общее число погибших от кори составляет более 200 млн человек.


Настоящий бич грязных городов и стран – холера. В 19 в. она унесла 15 млн жизней. Основным переносчиком заболевания была вода, загрязненная фекалиями. С помощью надлежащей санитарии и дезинфекции заболевание можно контролировать.


Между 1918 и 1920 гг. эпидемия вируса гриппа H1N1 охватила весь земной шар. Всего за 2 месяца Испанка унесла 20 млн жизней, а общее число погибших – между 50 и 100 млн человек по всему миру. Пандемия носила глобальный характер, заражая даже людей на островах в Тихом океане.



Малярия была прямой угрозой для человека с древних времен – от нее умер фараон Тутанхамон. Хотя сейчас она ограничена тропическими и субтропическими регионами планеты, но когда-то была распространена в Европе и Северной Америке. Ежегодно происходит от 300 до 500 млн случаев заболевания малярией во всем мире. Инфекция передается через укусы комаров.


Многие эпидемии практически исчезли благодаря современной медицине. Но этого, к сожалению, нельзя сказать о туберкулезе. В египетских мумиях он сохранился спустя тысячи лет. А в ХХ в. от этой болезни умерло более 100 млн человек. В первую очередь это проблема густонаселенных мегаполисов и развивающихся стран, хотя случаи заболевания есть во всем мире.


Чумой ХХ века называют СПИД. 34 млн человек в мире ВИЧ-инфицированы, 30 млн погибли, и это только официальная статистика.


Многие из этих трагических событий были задокументированы фотографами, например, вспышка Испанки и другие 10 исторических фотографий, на которых запечатлены самые темные страницы истории

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:


Римская империя была одной из самых крупных и старейших империй в истории человечества. Древнее Римское государство, на территории которого проживало примерно 65 миллионов человек, сопоставимо с китайской империей Хань на Востоке, население которой насчитывало 60 миллионов жителей. На пике своего развития Римская империя занимала примерно 5 миллионов квадратных километров, простираясь почти до земель империи Хань.

Однако в период преследования христиан начался закат этой мощной цивилизации. Западная Римская империя, пережив три основные эпидемии чумы, пала в 476 году. Четвёртое бедствие, Юстинианова чума (541-542 годы), убила ещё 25-50 миллионов человек и ещё больше ослабила империю.

Наиболее жестоким гонениям христиане подверглись во время правления императора Нерона в 64-65 гг. нашей эры. Нерон, пришедший к власти в 54 году, убил свою мать, брата и двух жён. Многочисленные историки свидетельствуют, что для реставрации и расширения Рима 18 июля 64 года н. э. Нерон поджёг город и обвинил в этом христиан.

Нерон назвал сообщество христиан культом, опасным для общества, и мобилизовал римский народ для преследования. В итоге многие христиане были убиты, разорваны на части дикими зверями или сожжены заживо.


Многие люди, которые, следуя приказам Нерона, преследовали христиан, вскоре получили возмездие. Следующей осенью в Риме разразилась эпидемия чумы, которая унесла жизни примерно 30 тысяч человек. Три года спустя началось восстание против Нерона. Он бежал из Рима в 68 году и умер, возможно, совершив самоубийство.

Последствия эпидемии были разрушительными и ужасающими. Киприан, карфагенский епископ и очевидец, описал чуму так:


Иоанн Эфесский, епископ и свидетель Юстиниановой чумы, разразившейся в Восточной Римской империи, описал эпидемию во второй части своей хроники:

« – трупы, разлагающиеся на улицах, некому было хоронить;

– люди погибали, падая на улицах, вызывая ужас и отвращение прохожих. Животы несчастных жертв распухали, рты были широко открыты, их рвало гноем, который потоком изливался из их ртов, глаза воспалялись, а руки были вытянуты вверх. Гниющие трупы лежали повсюду: на улицах, в подъездах дворов, в церквях и на могилах мучеников, и некому их было похоронить;

– дрейфующие в море суда, команда которых была внезапно поражена (Божьим) гневом, стали гробницами для моряков и продолжали плыть по волнам, неся их обезображенные трупы;

К 680 году люди пробудились и начали размышлять о жестокости по отношению к христианам, а также об общем моральном упадке общества. В 680 году римские граждане несли мощи святого Себастьяна (256 – 288 годы, убитого во время Великого гонения при императоре Диоклетиане) и ходили с ними по улицам. Когда люди раскаялись в своих проступках, чума в Риме чудесным образом исчезла.

Люди в других областях империи услышали об этом и последовали их примеру, прося покаяния перед мощами святого Себастьяна. В 1575 году эпидемия чумы в Венеции унесла жизни примерно 50 тысяч человек. В 1599 году чума разразилась в португальском Лиссабоне. В обоих случаях раскаяние людей, которые прошли по городу с мощами святых, привело к прекращению эпидемии.


Подобно Нерону, бывший глава компартии Китая Цзян Цзэминь начал преследование Фалунь Дафа через десять лет после прихода к власти. Однако, в отличие от Нерона, Цзян и компартия накопили тактический опыт в политических кампаниях предыдущих десятилетий. Управляя общенациональными СМИ, Цзян и его последователи окутали страну беспрецедентной пропагандой ненависти, начав репрессии в июле 1999 года.

Возьмём для примера Focus, популярную программу CCTV о текущих событиях. Согласно отчёту 2013 года, опубликованному Всемирной организацией по расследованию преследований в отношении Фалуньгун (WOIPFG), только с июля по декабрь 1999 года Focus показала 39 выпусков с клеветой на Фалуньгун.


Но в Китае после фальсификации самосожжения, а также из-за последовавшей массовой пропагандистской кампании, очень многие китайцы были настроены против Фалуньгун.

Появляется всё больше доказательств ужасных историй об убийствах и нанесении увечий последователям практики в Китае. Полицейские и китайские врачи свидетельствуют о том, что огромное число последователей Фалуньгун были убиты ради извлечения органов и получения злоумышленниками огромной прибыли.


Как обеспечить собственную безопасность в этом тревожном мире? Если обратиться к истории, можно взять в качестве примера Римскую империю. Смертоносные эпидемии прекращались, когда люди раскаивались в преследовании христиан и вставали на сторону добра. Мы верим, что поддержка конституционного права последователей Фалунь Дафа на жизнь и свободу убеждений принесёт благословение людям Китая и всего мира.

Поделиться с друзьями в соцсетях



Попробуем ответить на вопрос о том, что же движет врачами-смельчаками? Для начала — одни из самых загадочных строф из поэтического наследия Константина Симонова:

Всю жизнь лечиться люди шли к нему,

Всю жизнь он смерть преследовал жестоко

И умер, сам привив себе чуму.

Факт есть факт: пропустив это в печать, советская цензура, пусть только одному Симонову, но разрешила хоть как-то намекнуть на глубоко засекреченный эпизод с проявлением в ХХ веке в Москве какого там коронавируса — чумы!

Поэт Константин Симонов посвятил эти строки доктору Абраму Берлину.

Замечательная актриса Нина Ургант в советском документальном фильме озвучила дневники еще одного доктора. То была Любовь Соболева - одна из тех, кто готов был в прямом смысле положить себя на алтарь медицины. "Смешной безобидный зверек этот тарбаган, но появись здесь "черная гостья", и он станет разносчиком смертельных бацилл и их первой жертвой. Местные жители пришли к нам на помощь, начали охоту на тарбаганов, — отмечала в своих дневниках Соболева.

Итак, наш рассказ — о двух переплетающихся подвигах врачей-борцов с чумой и двух медицинских (и не только медицинских) спецоперациях, опыт которых еще как может помочь и нам сегодняшним в коронавирус.

Недавно "Вести в субботу" рассказали, что при строительстве подземного торгового комплекса на Манежной площади в Москве нашли чумные могилы времен эпидемии XVII века. Но тогда мы не рассказали всего об окрестностях торгового центра "Охотный ряд".

Не волнуйтесь, когда здесь обнаружили чумные могилы, то все останки изъяли — с соблюдением и православных обрядов, и, естественно, всех санитарных норм. Но об этом Симонов писать уже не мог — его уже давно не было к тому времени. А вот что он имел в виду, так это то, что в зиму с 1939-го на 1940 год чуму в Москве обнаружили в гостинице "Метрополь". Больным чумой постояльцем оказался саратовский доктор Берлин, к которому вызвали коллегу Соболеву.

"По дороге в гостиницу я вспомнила, что не так давно читала в "Правде" о мужественном поступке саратовских врачей, прививших себе живые культуры штамма чумы. Среди этих врачей был и доктор Берлин", — вспоминала Соболева.

Память о том случае хранят в Музее истории медицины, созданном усилиями единственной в России кафедры истории медицины. Ее руководитель профессор Константин Пашков, недавно сдал мазок на нынешний коронавирус. Результат — отрицательный, поэтому он может без маски. Но почему же такие, как Берлин, сами себя прививали ужасными болезнями?

"Потому что это были люди идейные, которые действительно себя дарили науке, потому что вакцину может сделать только одержимый человек. И самый простой способ доказать всем, что твоя гипотеза верная, что то, что ты сделал, правильно, — это сказать, что я не боюсь", — отметил Константин Пашков, профессор, заведующий кафедрой истории медицины МГМСУ.

Берлина вызвали на коллегию Наркомата здравоохранения.

"Он приезжает в Москву достаточно оперативно, селится в гостинице "Метрополь", где бреется у парикмахера, завтракает, а потом едет на коллегию. Делает свой доклад, возвращается, обедает в кругу коллег, приходит в номер, где ему резко становится плохо", — рассказал Пашков. Назавтра не будет ни его, ни того самого парикмахера.

Причиной вызова в Москву был и смелый эксперимент с прививанием чумой самого себя, но еще и та самая Монголия. В советские годы кто-то в шутку, а кто-то к ужасу всерьез говорил, что Монголии нужно совершить рывок из феодализма сразу в социализм. Но как показывает потребительский бум нынешних лет, и капитализм не лишний эпизод в истории. Что же происходило в Монголии в 30-40-е годы ХХ столетия?

Советская Россия пришла в тогдашнюю Ургу со своими идеями об искоренении не только феодализма, но и чумы. Первую противочумную станцию под Улан-Батором открыл как раз доктор Берлин. Отсюда он съездил в Тибет и потом еще опубликовал в журнале "Современная Монголия" статью о том, что испробованные им тибетские вытяжки и отвары от чумы, к сожалению, бесполезны, а переходить надо на современные методы. Именно их перед вызовом в Москву он продолжал изучать в Саратове.

"Я не думаю, что он был вне противочумного костюма, но, скорее всего, не был выдержан карантин, необходимый в этом случае. Может быть, снял этот костюм не очень правильно", — сказал Константин Пашков.

При этом каким-то чудом не заразилась доктор Соболева, которая вскоре едет совершать еще одно чудо — в Монголию. Еще из ее дневника: "Дурная весть пришла из горной местности. В стойбище пастуха Бабу внезапно слегла вся семья. Я подняла по тревоге наш маленький отряд, всегда ко всему готовый. Стараясь не привлекать внимания, мы поспешили в путь. К исходу вторых суток мы добрались до стойбища старого Бабу, нас никто не встретил. И тут мы увидели мертвеца. Надо было принять все меры предосторожности. В этой юрте все уже бездыханны, и мы обязаны предать огню тела погибших. Хоронить после чумы слишком опасно. Ведь я мечтала о другом, совсем о другом – о балете".

Не Большому театру, а медицине Соболева решила посвятить свою жизнь после того, как еще в Первую мировую при вспышке чумы погибла ее лучшая подруга Регина. В межвоенный период Соболева вышла замуж, родила двоих детей, но уже была так предана науке, что предпочла оставить детей мужу, а сама поехала в Монголию. И вот там во время вспышки чумы она вдруг понимает, что вот только что видела мальчика пятилетнего, который выжил в той семье, которая погибла, но куда-то пропал. И она к ужасу обнаруживает этого мальчика рядом с телом его брата, который умер от чумы. И она идет, по сути, на самоубийство.

"Я велела поставить две новые юрты за рекой — для мальчика и для себя. Решила уйти решила с ним в карантин на 9 дней. Если дымки над юртами погаснут, значит, нас нет в живых. Тогда бросайте сюда факелы — это мой приказ. Когда я стала купать Уфгуна в растворе сулемы, он дважды прокусил мне резиновые перчатки. Если малыш болен, несдобровать", — писала Соболева.

Вот также до этого рядом с заболевшим доктором Берлиным оказался московский врач Горелик, который запирает заболевшего с собой.

- Что движет врачами, когда они так поступают?

- Врачами движет самопожертвование. Каждый врач руководствуется принципом "светя другим, сгораю сам". Люди иные в этой профессии не остаются, как правило. Потому что они дают присягу, и это не формальный акт, это то, чему учат в институте, та среда, которая формирует вообще все медицинское сообщество. Поэтому я абсолютно, например, уверен вот во всех своих коллегах, что если действительно будет проблема, никто не побежит за там противогазом или за какой-то особой способом защитой и сделает то, что нужно в первую очередь, чтобы спасти жизни, а уже потом будет думать, готов он был, самозащищен он был в этот момент или нет, — подчеркнул Константин Пашков.

И вновь Монголия. Конечно, сегодня прогресс не стоит на месте. На монгольских юртах появились солнечные панели, а внутри — телевизоры. Но кое-что неизменно: посреди — очаг.

Когда закрывшуюся со своим маленьким пациентом Соболеву бросило в жар, она из последних сил растопила печь, чтобы дымом дать сигнал, что они все еще живы. Оттуда продолжили приносить продукты на условленное место.

"Связь у нас односторонняя, я им не могу передать ничего, даже записку. Но мне пишут, и я знаю, что пришла помощь из Улан-Батора, прибыли новые врачи, сделали много прививок. Чума, кажется, остановлена", — отмечала Соболева.

А вскоре под бездонным монгольским небом наступил и шестой день карантина, и седьмой. И вот, наконец, на девятый день — топот копыт. Карантин кончился. Выжили оба. А вся Монголия была спасена.

"Уфгуна я увидела лишь через 20 лет и все не верила, неужели этот студент, тот самый малыш", — вспоминала Соболева.

В тот приезд она стала кавалером высшего тогда монгольского ордена Сухэ-Батора. А еще узнала, что спасенный ею малыш из всех профессий выбрал профессию врача.

Но как же в 1939-м от чумы была спасена Москва?

- Больница была мгновенно оцеплена, был определен круг людей, которые контактировали, включая наркома Митерева. И их всех очень деликатно собрали на Соколиной горе — это инфекционная больница, которая всю жизнь специализировалась именно на чуме, — рассказал Константин Пашков.

- Тут я вас поправлю. Вы говорите: "очень деликатно". Насколько мне известно, была спецоперация НКВД.

- Тогда народ был "приучен", к сожалению, к арестам. Под видом ареста их-то и задержали и отправили на Соколиную гору.

"За окном был обычный суматошный московский день, и никто не знал, не должен был знать, что происходит здесь", — писала доктор Соболева.

- И все-таки очень не хотелось бы возвращаться к временам НКВД, когда народ просто "загребают". Наверное, людям самим надо сознательность проявлять сейчас: посидеть в самоизоляции, в карантине?

- Это абсолютно правильно. Причем я хочу сказать, что мы сегодня живем в более выгодных условиях, чем те, кто жили до нас, потому что мы знаем, с чем мы боремся. Мы знаем о том, что коронавирус — это мытье рук. Если вы мылом моете горячей водой в течение нескольких минут руки, вирус прекрасно смывается. Пандемия означает, что для того, чтобы справиться, нужно усилие всего народа. Врачи не решат эту проблему без помощи людей. Нужно делать все то, что сегодня рекомендуется. Маски, мера профилактики в виде перчаток, в виде обработки рук дезсредствами, уборка квартиры, проветривание помещений — понимание вообще всей этой ситуации, оно приближает нас к победе, — уверен Константин Пашков.


15 ИЮНЯ – ДЕНЬ ТВОРЦА ЧУМЫ
В этот день в 1594 году родился французский художник Никола Пуссен

Врач во время чумы

Благодаря фильмам и историческим книгам известно, какой ужас на людей в средние века наводил костюм палача – балахон и маска, скрывающая лицо. Не меньший ужас наводил и костюм так называемого Чумного доктора, говорившего о том, что рядом поселилась Черная Смерть - чума. Кстати, чумой в исторических источниках называли не только случаи бубонной или легочной чумы, но и моровую язву и прочие эпидемии со смертельным исходом.
Показать полностью…

Цикл распространения инфекции от блохи к крысе и от крысы к блохе мог продолжаться до тех пор, пока крысы не вымирали. Голодные блохи в поисках нового хозяина переносили заболевание на человека. В результате ни одно государство Западной Европы не избежало повального мора, даже Гренландия. Считается, что почти незатронутыми остались Нидерланды, чешские, польские, венгерские земли, но география распространения чумы до сих пор еще полностью не изучена. Чума передвигалась со скоростью лошади - основного транспорта того времени. Во время пандемии погибло, по разным данным, от 25 до 40 миллионов человек. Количество жертв в разных регионах колебалось от 1/8 до 2/3 общего числа жителей.

От чумы не был застрахован никто, ни простой горожанин, ни король. Среди умерших - французский король Людовик Святой (Людовик IX0, супруга Филиппа Валуа - Жанна Бурбонская, дочь Людовика X - Жанна Наваррская , Альфонс Испанский, император Германский Гюнтер, братья короля Швеции, художник Тициан.

Врачи того времени не могли сразу распознать заболевание: предполагалось, что передача болезни происходит во время физического контакта, через одежду и постельное белье. На основании этих представлений и возник самый инфернальный костюм средневековья - костюм Чумного доктора. Чтобы посещать больных во время чумы, врачи обязаны были носить эту специальную одежду, оказавшуюся сочетанием предрассудков и здравых с точки зрении эпидемиологии соображений.

Помимо врачей, на улицах и в домах зараженных орудовали Мортусы: их набирали из осужденных преступников или их тех, кто переболел чумой и сумел выжить. Это специальные служащие, чьей обязанностью, было собирать тела умерших и свозить их к месту захоронения.
На старинных гравюрах из Лондона видны мортусы, свозящие трупы на тележках и повозках, роющие могилы и занимающиеся погребением.
На гравюрах того времени можно заметить горящие жаровни. Тогда считалось, что огонь и дым очищают зараженный воздух, поэтому огни горели повсюду, не потухая даже в ночное время, курились благовония, призванные помочь очистить воздух от заразы. Жителей Лондона в 17 веке, например, убеждали курить табак, приравнивая его к исцеляющим благовониям.

Пожалуй, наиболее известным ныне Чумным доктором был Мишель де Нотр-Дам, известный больше как предсказатель Нострадамус. О его методах лечения чумы было известно не очень много. Он рекомендовал пить только кипяченую воду, спать в чистой постели, в случае опасности чумы при первой возможности покидать грязные зловонные города и дышать свежим воздухом в сельской местности.

Для обеззараживания помещений, где скончались больные, врачи рекомендовали, в частности, ставить блюдце с молоком, которое якобы абсорбирует отравленный воздух. При торговых расчетах во время чумы и других эпидемий покупатели опускали деньги на рынке в сосуд с оксимелем (медовым уксусом) или просто уксусом, который был у каждого продавца - считалось, что тогда зараза не могла передаваться с деньгами.

К нарывам прикладывали пиявок, высушенных жаб и ящериц. В открытые раны вкладывали свиное сало и масло. Применялось вскрытие бубонов и прижигание открытых ран раскалённым железом. Неудивительно, что при таком лечении смертность среди заболевших нередко даже и в более позднее время составляла 77-97%. Испытанным рецептом, которого придерживались в народе, было, вплоть до XVII в. да и позже, был "cito, longe, tarde", то есть, бежать из зараженной местности скорее, как можно дальше и возвращаться как можно позже.

Кажется зловещим и невероятным, что мы до сих пор находим общее с людьми, которые жили 500 лет назад. Они также сталкивались с болезнями без какого-либо понимания и даже отдаленных надежд на адекватное лечение. На прошлой неделе Папа Римский Франциск шел по безлюдным улицам Рима, которые опустели из-за коронавируса. Он посещал церковь Сан-Марчелло-аль-Корсо, чтобы почтить крест. Предположительно тот же самый, который защищал Рим от чумы в 1522 году.

Сегодня мы вновь находимся под угрозой эпидемии, которая пока одерживает верх и переворачивает наши представления с ног на голову. Даже предпринятые меры, включая карантин, выходят из мучительного прошлого. Из того прошлого, от которого нам досталась большая часть величайшего западноевропейского искусства. Эти шедевры веками нас впечатляли и утешали. Теперь мы можем взглянуть на них по-новому, или даже найти в них практические идеи, как справиться с кризисом.

Смерть и трое ее приспешников едут по миру, сокрушая под копытами своих лошадей, как правителей, так и простых крестьян. Эта гравюра на дереве наглядно иллюстрирует 6 главу Откровения Иоанна Богослова и определяет трех самых страшных убийц человечества: войну, голод и эпидемию. Дюрер отошёл от привычного представления Смерти в виде ухмыляющегося скелета с косой, он изобразил Смерть в виде худого бородатого старика с трезубцем. Всадник с весами воплощает собой голод. С мечом — войну. А самый дальний лучник представляет собой мор. Потому что стрелы чумы поражают незримо, как будто на расстоянии, без предупреждения. В мире Дюрера этого всадника боялись больше всего.

Каждый город в ранней Европе страдал от повторяющихся эпидемий, которые могли убить 10-50% населения. Считается, что по крайней мере половина жителей Неаполя — более 200 000 человек — умерли от чумы в 1656 году. Картина Розы — репортаж с линии смерти. Она может показаться чрезмерной в жутком преувеличении: новорожденный ребенок подписывает соглашение со Смертью, признавая, что человеческое существование несчастно и кратко. Смерть — это ужасающий скелет с крыльями, которые проступают сквозь мрачную тьму картины.

Роза пережил чуму 1656 года, но потерял своего маленького сына, а также брата, сестру, ее мужа и пятерых детей. Младенец на картине — тот самый молодой сын живописца, Розальдо, принимающий власть смерти.

Эта картина — трогательное признание отчаяния. Старик молится за своего сына и самого себя, в надежде пережить эпидемию. Тициан нарисовал этот сумрачный образ, когда Венеция была разорена чумой. Он изображает себя полуголым, распластанным перед Девой Марией, обнимающей тело мертвого Христа.

Скуола Сан-Рокко свидетельствует о страданиях Венеции, несмотря на все ее усилия. Туристы ежедневно слетались в Венецию, чтобы увидеть картины Тинторетто. Но когда текущий карантин будет закончен, стоит остановиться на той самой лестнице, которую Дзанки погрузил в атмосферу разрушительной чумы 1630 года.

Бубонная чума отразилась на многих величайших произведениях мира. Хендрикье Стоффельс стала одной из ее жертв. Она чувственна и жива на портрете, сделанном ее возлюбленным, Рембрандтом. Мягкие темные глаза создают ощущение близости и откровенности. Стоффельс была домработницей овдовевшего Рембрандта прежде, чем стала его партнером в жизни и бизнесе. От Рембрандта у нее была дочь, и она приняла на воспитание его сына Тита. После того, как живописец обанкротился, она стала его деловым представителем и держала его на плаву. Эта картина является свидетельством их любви.

А затем, в 1663 году, корабль из Алжира принес чуму в Амстердам, и Стоффельс стала одной из ее жертв. Именно ее потеря способствовала трагедии и мукам, которые мы видим в последних автопортретах Рембрандта.

Римский солдат Себастьян, приговоренный к расстрелу из стрел с близкого расстояния за свои христианские убеждения, был защитником от чумы, а также гомоэротической иконой. Живопись Хонтхорста сумела объединить оба элемента. Его родной Утрехт, в Нидерландах, был поражен чумой в 1620-х годах. Эта картина страстно изображает святого как вдохновляющего героя чудесного выживания. Стрелы, глубоко вонзившиеся в его плоть, выглядят так же фатально, как бубоны (увеличения в лимфоузлах), — но Себастьян был вылечен от этого тяжелого испытания. Бледная кожа, темная обстановка и интенсивное насилие этого образа вдохновлены Караваджо, чье искусство взволновало Хонтхорста, когда он отправился в Рим.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.