Введение в специальность инфекционные болезни

Инфекционные болезни: введение в специальность

Иркутск-2007

Учебно-методическое пособие рассмотрено и утверждено на заседании ЦКМС Иркутского государственного медицинского университета.

Аитов К.А. - доктор медицинских наук, профессор кафедры инфекционных болезней ИГМУ, заслуженный врач РФ;

Борисов В.А. - доктор медицинских наук, профессор кафедры инфекционных болезней ИГМУ, заслуженный врач РФ;

Малов И.В. - член-корреспондент РАЕН, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой инфекционных болезней, ректор ИГМУ.

Киклевич В.Т. - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой детских инфекционных болезней, заслуженный врач РФ.

Владимиров н.И. - доктор медицинских наук, профессор кафедры эпидемиологии игму.

Аитов К.А., Борисов В.А., Малов И.В.

Инфекционные болезни: введение в специальность (учебно-методическое пособие). – Иркутск, 2007. – 106 с.

В пособии рассмотрены различные формы и варианты инфекционного процесса. Приведены классификации инфекционных болезней, описаны ведущие синдромы инфекционных заболеваний, основные методы диагностики и принципы комплексного лечения инфекционных больных. В отдельных разделах описаны общие принципы работы с больными карантинными (особо опасными) и нозокомиальными (внутрибольничными) инфекциями. Уделено внимание на диетотерапии при различных инфекциях. Приведена схема написания историй болезни на инфекционного больного. В конце пособия даны тесты для самоконтроля.

Данное пособие рассчитано на студентов старших курсов лечебного, медико-профилактического и педиатрического факультетов медицинских вузов. Пособие может быть полезным и для практикующих врачей.

Иркутский государственный медицинский университет

Кафедра инфекционных болезней

К.А. Аитов, В.А. Борисов, И.В. Малов

Инфекционные болезни: введение в специальность

Инфекционные болезни известны человечеству еще с глубокой древности. Эпидемиями охватывались огромные территории, включая целые государства и народы. Недаром инфекционные болезни получили название "моровых болезней". Профилактика инфекционных заболеваний, борьба с ними во все времена и у всех народов представляли собой самую серьезную общественную проблему.

Следует подчеркнуть, что инфекционный процесс - один из самых сложных в природе биологических процессов, а инфекционные болезни являются грозными разрушительными факторами для человеческого общества, наносящими ему колоссальный экономический ущерб.

Эйфория 50-70-х годов прошлого столетия по поводу успешной борьбы с инфекциями и полной ликвидации части из них оказалась преждевременной. Лишь одну инфекционную болезнь - натуральную оспу - можно считать условно ликвидированной на планете, поскольку, несмотря на почти двадцатилетний срок отсутствия ее официальной регистрации, вирус заболевания сохраняется в ряде лабораторий, а прослойка неиммунных людей весьма значительна и постоянно возрастает.

С другой стороны, увеличивается число новых, ранее неизвестных науке инфекций. Достаточно напомнить, что если в 50-х годах насчитывалось около тысячи инфекционных болезней, то в настоящее время их более 1200, отсюда возникновение новых проблем (ВИЧ/СПИД, болезнь Лайма, легионеллез, эрлихиоз, бабезиоз, арбовирусные геморрагические лихорадки и др.) как для специалистов, так и для общества в целом.

В последние годы в нашей стране в результате значительного ухудшения социальных условий жизни населения инфекционная заболеваемость имела тенденцию к росту. Этому способствовали неблагополучие с системами водоснабжения, канализации, запоздалое выявление источников инфекции, позднее обращение к врачу и т.п.

Особое значение приобретает медицинская неосведомленность, иногда медицинская безграмотность населения. Отсюда проистекает и позднее обращение к врачу и несвоевременная госпитализация инфекционных больных.

В связи с этим перед здравоохранением стоят серьезные задачи по профилактике и борьбе с инфекционной заболеваемостью. Трудности реализации этих задач в сложившихся непростых условиях жизни нашего общества очевидны. Поэтому необходимо использовать весь арсенал имеющихся в нашем распоряжении средств и методов для нормализации эпидемиологической обстановки и снижения инфекционной заболеваемости.

Знания по инфекционным болезням были бы неполными, если бы мы не знали историческую хронику тех трагедий, которые принесли человечеству неисчислимые беды.







Несмотря на плановую вакцинацию встречаются случаи коклюша, которые у детей младшего возраста могут привести к летальному исходу. В старших возрастных группах коклюш протекает со стертой клинической картиной и такие больные являются источником заболевания.

Массовая вакцинация против полиомиелита привела к резкому снижению заболеваемости во многих странах мира и коренным образом изменила эпидемиологическую ситуацию. Однако спорадические случаи и локальные вспышки этого заболевания, как правило среди невакцинированных контингентов, сохраняются до сих пор. Это говорит о необходимости дальнейшего изучения проблемы острого полиомиелита и его профилактики.

Изучить этиологию, эпидемиологию, патогенез, классификацию, клиническую картину, диагностику, лечение, профилактику энтеровирусной инфекции, коклюша, полиомиелита.

Уметь собрать эпидемиологический анамнез, анамнез заболевания, провести клинический осмотр больного, обосновать предварительный диагноз, назначить необходимое обследование и лечение, провести диф. диагностику с группой сходных заболеваний, знать сроки изоляции больного, показания к госпитализации, критерии выписки, профилактические мероприятия.

4. Основные учебные вопросы

Определение понятий полиомиелита. Эпидемиологическая ситуация по полиомиелиту в РБ, странах СНГ, в мире на современном этапе. Этиология заболевания, типы вирусов полиомиелита, характеристика вирусов.

Эпидемиология заболевания: источники, пути передачи инфекции, восприимчивый контингент, сезонность заболевания. Патогенез полиомиелита. Клиническая характеристика, классификация (полиомиелит без поражения и с поражением ЦНС, непаралитическая и паралитическая формы). Эпидемиологический надзор, организация и сроки проведения профилактических прививок.

Дифференциальные признаки острого вялого паралича при остром полиомиелите, инфекционно-аллергическом демиелинизирующем синдроме ГБ и острой моторно аксональной нейропатии. Принципы лечения полиомиелита по периодам болезни. Правила выписки из стационара.

Характеристика энтеровирусной инфекции. Многообразие клинических проявлений, большой удельный вес поражения ЦНС, миокарда.

Эпидемиология. Источники инфекции, пути передачи распространения инфекции. Сезонность, восприимчивый контингент. Этиология заболевания. Семейство, род вирусов, разнообразие вирусов. Развитие энтеровирусной инфекции (Коксаки А,Б, ЭКХО). Общие свойства энтеровирусов. Патогенез возникновения ЭИ; (входные ворота-синдром ОРЗ, фарингиты, герпангина, вирусемия, тропизм вирусов к нервной, мышечной и эпителиальной ткани).

Клиническая картина. Краткая характеристика отдельных клинических форм - герпангина, эпидемическая миалгия, серозный менингит, миелит, энцефаломиокардит новорожденных, энцефалит, перекардит, миокардит, инфекционная экзантема, малая болезнь, острый катар ВДП, энтеровирусная диарея, геморрагический коньюктивит, полиомиелитоподобная форма. Диагноз и дифференциальный диагноз, лечение, прогноз, профилактика, мероприятия в очаге.

Этиология, эпидемиологические особенности коклюша в современных условиях (распространенность, источники и пути передачи инфекции, индекс контагиозности). Патогенез. Классификация. Клиника (клиника продрома, характеристика приступа), критерии тяжести. Особенности коклюша у детей раннего возраста, у привитых.

Осложнения. Прогноз. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение (режим, диета, этиотропная, патогенетическая, симптоматическая терапия). Мероприятия в очаге. Специфическая профилактика.

5. Вспомогательные материалы по теме

6. Материалы для контроля за усвоением темы

Контрольная работа, ситуационные задачи, тест-контроль.

7. Задания для самоподготовки и УИРС

Ответы на вопросы

8. Ответы на вопросы

- Шувалова Е.П. Инфекционные болезни. М. 1990г., 1995г.

- Носов С.Д. Руководство по инфекционным заболеваниям у детей М.1982г.

- Нисевич Н.И., Учайкин В.Ф. Инфекционные болезни у детей М.1985г.

ЗАНЯТИЕ № 11

ТЕМА: Грипп и другие ОРВИ. Герпетическая инфекция.

Актуальность данной темы продиктована высокой частотой заболеваемости респираторными инфекциями с эпидемическим характером распространения в зимне-весенний период.

Овладеть принципами диагностики и терапии заболеваний, протекающих с респираторным синдромом.

Этиологию и эпидемиологию ринита, фарингита, ларингита, трахеита, бронхита, интоксикации.

Клиническую картину заболеваний, входящих в структуру ОРЗ: гриппа, парагриппа, аденовирусной инфекции, респираторно-синтициальной инфекции, риновирусной инфекции. Показания к госпитализации больных с респираторным синдромом. Показания к назначению антибиотиков при респираторных инфекциях. Принципы терапии. Этиологию, патогенез, клинику, классификацию.

Назначить план обследования больного с респираторным синдромом. Назначить план ведения больного с ОРВИ на дому. Назначить план обследования и ведение больного с герпетической

Контрольные вопросы по теме занятия

Контрольные вопросы из смежных дисциплин

Задачи

Цель

Мотивационная характеристика темы

ЗАНЯТИЕ № 1

Осложнения и исходы вирусных гепатитов. Зоонозные инфекции (лептоспироз, бруцеллез).

Острые вирусные гепатиты. (Энтеральные и парентеральные вирусные гепатиты).

Бактериальные нейроинфекции (менингококковая инфекция). Вирусные нейроинфекции (бешенство).

Пищевая токсикоинфекция Ботулизм. Вирусные кишечные инфекции. Протозойные кишечные инфекции.

Гомель 2011

Красавцев Е.Л.

Курс

Учебно-методическое пособие

ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ

Гомель 2011

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для студентов 4 курса лечебного факультета

по инфекционным болезням

Методические рекомендации составил заведующий кафедрой к.м.н., доцент

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Кафедра: ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ

Утверждено на заседании кафедры

Зав. кафедрой ________ Е. Л. Красавцев

для студентов

лечебного факультета

ПЛАН ЗАНЯТИЙ СО СТУДЕНТАМИ

1. Общие вопросы инфектологии. Брюшной тиф. Паратиф А и В.

2. Бактериальные кишечные инфекции (шигеллезы, сальмонеллезы, эшерихиозы, холера, иерсиниозная инфекция).

ТЕМА:Введение в специальность. Учение об общей патологии инфекционных болезней. Принципы диагностики инфекционных болезней.

Брюшной тиф. Паратиф А и В. Этиология. Эпидемиология. Патогенез. Клиника. Осложнения. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение. Профилактика.

Учение об общей патологии инфекций. Тема актуальна как введение в куре инфекционных болезней.

Актуальность темы определяется тем, что брюшной тиф, остается неликвидированной инфекцией и встречается в виде спорадических случаев повсеместно.

Получить представление об учении об общей патологии инфекций, диагностике инфекционных болезней, принципах и методах лечения, структуре инфекционной службы и профилактике инфекционных болезней.

Овладение принципами ранней диагностики брюшного тифа, умение осуществить лечебно — профилактические мероприятия на догоспитальном и госпитальном этапе.

Принципы ранней диагностики инфекционных болезней. Лабораторные методы исследования: вирусологический, бактериологический серологический, паразитологический. Диагностическое значение классов. Методы экспресс-диагностики. Принципы этиотропной и патогенетической терапии. Принципы рациональной АБ-терапии. Принципы серотерапии. Принципы иммунокоррегирующей терапии. Правила работы с ВИЧ-инфицированным больным. Структура инфекционной службы. Показания для госпитализации больных. Принципы профилактики инфекционных болезней.

Собрать эпидемиологический анамнез у инфекционного больного. Уметь провести первичный осмотр больного, распределить больных по отделениям. Провести санитарный осмотр больного при поступлении. Регистрировать инфекционного больного, подать экстренное извещение в СОЭ.

Интерпретацию результатов лабораторных данных у инфекционных больных (общий анализ крови, мочи, бактериологические посевы, результаты серологических исследований).

Этиологию, эпидемиологию, патогенез, клас­сификацию, клинику и лабораторную диагностику брюшного тифа и паратифов А и В. Принципы лечения. Критерии выписки больных. Вопросы диспансерного наблюдения реконвалесцентов брюшного тифа и паратифов А и В.

Забор материала для бактериологического исследования, посев крови, испражнений, желчи. Забор крови для серологического исследования: реакция агглютинации (реакция Видаля). Интерпретация данных имеющихся лабораторных исследований. Уметь выписать лекарственные препараты, используемые для лечения брюшного тифа.

4. План занятия и расчёт учебного времени

№ п/п Содержание Расчет рабочего времени
1. Введение 30 минут
2. Теоретическая часть занятия (определение и коррекция исходного уровня знаний, постановка задач, которые будут решаться на занятии) 3 часа
3. Практическая часть занятия (курация больных, написание дневников, освоение навыков забора материала для лабораторных исследований, техники проведения лечебных и диагностических манипуляций) 1 час
4. Контроль усвоения темы 1 час
5. Заключительная часть занятия. Подведение итогов, проверка протоколов, дневников курации больных и т.д. 1 час

Принципы назначения антибактериальных препаратов. Этиология, диагностика брюшного тифа и паратифов.

Краткие исторические сведения о распространении инфекционных болезней. Основные этапы познания инфекционных заболеваний. Инфекционные болезни как самостоятельная научная и клиническая дисциплина. Участие отечественных ученых в развитии патогенетического, клинического и профилактического направлений изучения инфекционной патологии.

Принцип построения клинических классификаций инфекционных заболеваний. Классификация инфекционных болезней по Л.В.Громашевскому. Классификация болезней ВОЗ.

Принципы ранней диагностики инфекционного заболевания. Значение анамнеза в диагностике. Особенности анамнеза инфекционного больного. Эпидемиологический анамнез. Данные, полученные при объективном осмотре. Выделение отдельных симптомокомплексов в течение заболевания. Оценка клинических симптомов.

Лабораторные методы исследования: вирусологический, бактериологический, серологический, паразитологический. Значение в диагностике определения классов иммуноглобулинов. Диагностическое значение определения микробных антигенов в биологических средах. Методы экспресс-диагностики с использованием реакций коагглютинации, агрегатгемагглютинации /РАГА/, методики иммунофлюоресценции и РНГА с иммуноглобулиновыми диагностикумами. Иммуноноферментный и радиоммунный анализ, клинико-иммунологическая оценка лабораторных данных. Инструментальные методы.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Presentation on theme: "Введение в инфектологию. Принципы диагностики инфекционных болезней Зав.кафедрой инфекционных болезней д.мед.н., проф. Рябоконь Елена Вячеславовна Запорожский."— Presentation transcript:

1 Введение в инфектологию. Принципы диагностики инфекционных болезней Зав.кафедрой инфекционных болезней д.мед.н., проф. Рябоконь Елена Вячеславовна Запорожский государственный медицинский университет Кафедра инфекционных болезней

2 План лекции 1.Определение инфекционный процесс и инфекционная болезнь. Особенности инфекционных болезней. 2. Свойства возбудителей инфекционных болезней. 3. Компоненты естественной невосприимчивости к инфекционным болезням. 4. Формы инфекционных болезней. 5. Лихорадка при инфекционных болезнях: основные варианты температурных кривых и их диагностическое значение. 6. Экзантемы при инфекционных болезнях и их диагностическое значение. 7. Основные методы специфической диагностики инфекционных болезней.

3 В настоящее время известно более 2500 микроорганизмов, способных вызвать заболевание у человека Диагностика инфекционных болезней при первичном осмотре больного очень часто проводится врачами амбулаторных служб Описано более 300 нозологических форм инфекционных болезней Ранняя диагностика инфекционных заболеваний имеет большое значение не только для своевременного адекватного лечения, но и для эффективной организации противоэпидемических мероприятий

4 Инфекционный процесс это процесс взаимодействия биологических систем микро- (возбудитель) и макроорганизма, протекающий в определенных условиях внешней среды Инфекционная болезнь это конкретная форма проявления инфекционного процесса, имеющая характерные нозологические признаки

5 Особенности инфекционных болезней передаются от зараженного человека или животного здоровому (контагиозные) и способны к эпидемическому распространению. протекают как правило циклически (периоды: инкубационный, продромальный, разгара, реконвалесценции). могут развиваться как моноинфекция или как микст-инфекция.

6 Инфекционный процесс Свойства возбудителя: патогенность вирулентность инвазивность токсигенность Состояние макроорганизма: резистентность (генотипическая и фенотипическая) специфический иммунитет Этиопатогенетические особенности инфекционного процесса

7 Свойства возбудителей инфекционных болезней Патогенность – видовой признак микроорганизма, закрепленный генетически и характеризующий способность микроорганизма вызывать заболевание. Патогенность отличается специфичностью и обуславливает характерные клинические и морфологические изменения в организме. Вирулентность – степень патогенности. Клинически о вирулентности судят по тяжести заболевания.

8 Свойства возбудителей инфекционных болезней Инвазивность – способность возбудителей проникать через естественные барьеры (кожу, слизистые оболочки) внутрь клеток с помощью продуцируемых ими ферментов (гиалуронидаза, фибринолизин и др.). Токсигенность – способность микроорганизмов вырабатывать токсические вещества: экзотоксины (продукты метаболизма белкового обмена, выделяемые живыми организмами; высокоспецифичны!) и эндотоксины (выделяются при разрушении микробной стенки; липидно-полисахаридный комплекс).

9 патогенностьпатогенность Инфицирующая доза – это минимальное количество возбудителя, которое можно вызвать болезнь у иммунокомпетентного человека. вирулентностьвирулентность инвазивностьинвазивность токсигенностьтоксигенность

10 Компоненты естественной невосприимчивости: Неповрежденные кожные покровы и слизистые оболочки, выделяющие секреты с бактерицидным действием (кожа – молочная и жирные кислоты, выделяемые потовыми и сальными железами; слизистые оболочки – ферменты и секреторные IgA). Лизоцим (муколитический фермент) продуцируется моноцитами крови, тканевыми макрофагами и содержится в слезах, слюне, перитонеальной жидкости, плазме крови и др. Оказывает выраженное лизирующее действие на ряд патогенных микроорганизмов. Соляная кислота желудочного сока обладает бактерицидным действием в отношении многих возбудителей кишечных инфекций. Нормальная микрофлора кишечника является антагонистом патогенных микроорганизмов.

11 Компоненты естественной невосприимчивости: Система комплемента – комплекс белков крови, относящихся к α- и β-глобулинам. Образовавшиеся в ходе инфекционного процесса иммунные комплексы разрушаются мононуклеарными фагоцитами после активации системы комплемента. Естественные клетки-киллеры (4-5 % от общего числа лимфоцитов) обладают естественной цитотоксичностью по отношению к инфицированным вирусами и другими возбудителями клеткам.

12 Индукция синтеза ИФН предшествует формированию специфических иммунных реакций ИНТЕРФЕРОН сигнал неинфицированным соседним клеткам к разрушению РНК и прекращению синтеза протеинов сигнал соседним инфицированным клеткам к апоптозу активация иммунных клеток. Интерфероны – белки, оказывающие неспецифическое защитное действие. На вирус ИФН действует опосредованно: под его действием в инфицированной клетке синтезируются протеинкиназы, тормозящие репликацию вируса.

13 Иммунитет – совокупность биологических реакций, направленных на сохранение гомеостаза и обеспечивающих специфическую защиту организма от инфекционных и других чужеродных агентов. Активный (постинфекционный и поствакцинальный); Пассивный (при введении специфических иммуноглобулинов и сывороток) ПРИОБРЕТЕННЫЙ от полной устойчивости к отдельным возбудителям до относительной, которая может быть преодолена в результате неблагоприятных воздействий ВИДОВОЙ Состояние макроорганизма

14 Манифестная инфекция – взаимодействие макро- и микроорганизма, результатом которого является нарушение функции макроорганизма, формирование морфологического субстрата болезни и появление клинических симптомов. Инаппарантная (бессимптомная) инфекция – своеобразный вариант инфекционного процесса, при котором клинические симптомы полностью отсутствуют, однако в организме наблюдаются характерные биохимические, морфологические и биохимические сдвиги. Формы инфекционных болезней

15 Латентная (персистирующая) инфекция – обусловлена возбудителями, находящимися внутриклеточно в дефектной форме (вирус – в виде субвирусных интерферирующих частиц, бактерии – в виде L-форм). Под влиянием различных факторов может трансформироваться в манифестную

16 ОСЛОЖНЕНИЯ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ обусловлены другими возбудителями и возникают, как правило, в результате экзогенного инфицирования НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ связаны с данным инфекционным заболеванием этиологически и патогенетически. Они являются следствием изменений, вызванных возбудителем и (или) продуктами его жизнедеятельности СПЕЦИФИЧЕСКИЕ

17 вариант взаимодействия микро- и макроорганизма, при котором отсутствуют клинические проявления, а также морфологические и иммунологические изменения. Транзиторное (однократное выделение возбудителя); Кратковременное (до 2-х недель); Затяжное (до 3-х месяцев); Хроническое (более 3-х месяцев). НОСИТЕЛЬСТВО

18 ДИАГНОСТИКА ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ КЛИНИЧЕСКИЙ МЕТОД ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ЛАБОРАТОРНЫЙ МЕТОД

19 ЛИХОРАДКА дифференциально-диагностичское значение имеют особенности лихорадки (начало, выраженность, тип температурной кривой, длительность лихорадочного периода, сроки появления органных поражений и др.); Повышение температуры может быть острым (малярия), часто с ознобом; или постепенным (брюшной тиф); По выраженности повышения температуры тела выделяют: субфебрилитет (37-37,9˚С); умеренная (38-39,9˚С); высокая лихорадка (40-40,9˚С); гиперпирексию (41˚С и выше).

20 ЭКЗАНТЕМЫ частота экзантем при инфекционных болезнях разная: высыпания являются обязательным компонентом заболевания (корь, скарлатина, ветряная оспа); сыпь не обязательна, но встречается часто в 50-70 % случаев (сыпной тиф, инфекционный мононуклеоз); экзантема не появляется (холера, ботулизм).

21 Для клинической диагностики инфекционных болезней имеет значение интервал между началом лихорадки и появлением органных поражений Появляется в течение первых часов болезни (герпетическая инфекция, скарлатина, краснуха, менингококкцемия); Появляется после продромального периода – через 1-5 суток (корь, ветряная оспа); Появляется в периоде разгара (брюшной тиф, вирусный гепатит).

22 Розеола (roseola) - пятнышко (2-5 мм в d) розового или красного цвета, округлой формы, образовано в результате локального расширения сосудов сосочкового слоя кожи. Розеолезная сыпь у больного брюшным тифом

23 Пятнисто-папулезная сыпь у больного корью Папула (papula) - бесполостное образование, выступающее над уровнем кожи (1-20 мм в d), мягкой или плотноватой консистенции, подвергающееся обратному развитию без образования рубца. Папулы обусловлены пролиферацией эпидермиса и развитием инфильтрата в сосочковом слое дермы, с расширением сосудов и ограниченным отеком

24 Кольцевидная эритема при Лайм-боррелиозе Эритема (erythema) - обширные участки гиперемированной кожи с фестончататыми краями, внутри эритематозных полей могут быть отдельные участки кожи с нормальной окраской. Эритема возникает в результате расширения сосудов сосочков кожи и подсосочкового сосудистого сплетения.

25 Волдыри при сывороточной болезни Волдырь (urtica)- бесполостной элемент островоспалительного характера - острый ограниченный отек сосочкового слоя кожи вследствие расширения капилляров сосочкового слоя дермы, повышения их проницаемости и выхода через сосудистую стенку безбелкового экссудата, сдавливающего сосуды. Характерен зуд кожи.

26 Везикулы при герпетической инфекции Везикула (vesicula) - мелке полостное образование, формирующееся в эпидермисе, содержащее серозную жидкость. Везикула возвышается над уровнем кожи, полушаровидной формы (2-5 мм в d). Везикула является одним из звеньев в цепочке развития экзантемы (розеола – папула – везикула - корочка)

27 Пузырь при роже лица Пузырь (bulla) - полостное образование размером более 5 мм (иногда 10 см) с четкими границами, выступающее над уровнем кожи. Содержимое может быть серозным или серозно-геморрагическим

28 Крупнопластинчатое шелушение при псевдотуберкулезе (squama) Чешуйка (squama) - разрыхленные отторгающиеся клетки рогового слоя, потерявшие связь с подлежащим эпидермисом. При крупнопластинчатом шелушении чешуйки отделяются от кожи целыми пластами в периоде выздоровления

29 Корки при ветряной оспе (crusta) Корка (crusta) - продукт сгущения и высыхания различного рода экссудатов других элементов сыпи. Величина корок соответствует величине предшествовавшего ей элемента

30 При клиническом анализе экзантемы у инфекционного больного необходимо учитывать: Характер элементов сыпи Количество элементов сыпи Порядок высыпания Другие проявления заболевания

31 Энантема при кори: пятнистая энантема и пятна Филатова-Коплика (участки микронекроза эпителия с последующим слущиванием)

32 Увеличение периферических лимфатических узлов при Эпштейна-Барр вирусной инфекции

33 Желтуха при вирусном гепатите

34 ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНСТИКА Позволяет поставить синдромальный диагноз, определить тяжесть заболевания, своевременно выявить осложнения НЕСПЕЦИФИЧЕСКАЯ Визуализация возбудителя Выделение: возбудителя антигенов возбудителя специфических антител Кожные аллергические пробы СПЕЦИФИЧЕСКАЯ

35 Визуализация возбудителя малярии vivax при микроскопическом исследовании мазка крови

36 Визуализация аскарид (макроскопическая диагностика)

37 Визуализация личинок трихинелл при микроскопии мышц

38 Визуализация яиц гельминтов (микроскопия) Яйца Enterobius vermicularis, свежий мазок фекалий Яйца Diphillobothrium latum

39 Выделение возбудителя (бактериологический метод) C. diphtheriae колонии C. diphtheriae

40 Выделение антигенов возбудителя Иммуноферментный анализ (например определение отдельных антигенов вируса гепатита В: HBsAg, HBeAg); Полимеразная цепная реакция (молекулярный метод диагностики, выявляет DNA разных возбудителей, позволяет определить их генотип, количественное содержание).

41 Выделение специфических антител (РА, РНГА, РСК, РТГА, ИФА) Диагностический титр (например для брюшного тифа 1:400); Диагностически значимое нарастание титра специфических антител (в 4 и более раз); Расшифровка класса специфических антител IgM и IgG, их количественного содержания, авидности IgM; Определение авидности специфических IgG.

42 Кожные аллергические пробы Позволяют выявить специфическую сенсибилизацию макроорганизма при введении аллергена внутрикожно. Предложены для диагностики: Туберкулеза; Бруцеллеза; Туляремии; Орнитоза; Токсоплазмоза.

43 Оценку клинико-лабораторных данных необходимо проводить с учетом особенностей течения заболевания, периода и формы болезни, наличия осложнений и микст-инфекции, прививочного анамнеза и характера этиопатогенетической терапии

Севастопольское государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования

протокол методической цикловой комиссии

от ______________20__г №___

Зам. директора по учебной работе

По теме: « Введение. Общие вопросы эпидемиологии и

МДК.01.01 Пропедевтика клинических дисциплин

Р.01.01.2 Диагностика заболеваний

Р.2.1 Диагностика внутренних болезней

Р.2.1.2 Диагностика инфекционных заболеваний с курсом ВИЧ- инфекции

для специальности 31.02.01 Лечебное дело Курс II

Ф.И.О. автора Павленко Надежда Ивановна

2015-2016 уч. год

- ОК.1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей

профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

- ОК.4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

- ОК.13 Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

- ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента

- ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента

Методическая разработка содержит информацию об основных этапах, методах и формах обучения необходимых для изучения данной темы.

Презентация Power Point

МДК.01.01 Пропедевтика клинических дисциплин

Р.01.01.2 Диагностика заболеваний

Р.2.1 Диагностика внутренних болезней

Р.2.1.2 Диагностика инфекционных заболеваний с курсом ВИЧ- инфекции

В результате освоения темы обучающийся должен знать:

- сущность категорий: инфекция, инфекционный процесс, эпидемический процесс;

- систему организации медицинской помощи инфекционным больным; основные свойства возбудителя,

- эпидемиологическую ситуацию, основные свойства возбудителя, пути

- обеспечить инфекционную безопасность пациента и медицинского персонала;

Ф ормируемые профессиональные компетенции:

- ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента

- ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента

V. Схема интеграционных связей УД и ПМ:

1. Междисциплинарные связи:

Основы микробиологии и иммунологии

Введение. Общие вопросы эпидемиологии и инфекционной патологии

ПМ.01 Диагностическая деятельность

Гигиена и экология человека

ПМ.04 Профилактическая деятельность

Здоровый человек и его окружение

Инфекционные болезни. Особенности инфекционных болезней. Принципы профилактики инфекционных болезней. Использовать полученные знания при профилактике инфекционных заболеваний.

Учебная практика по профилю специальности

V I. Оснащение занятия:

Методическое: методическая разработка теоретического занятия

Техническое: мультимедийная презентация

VII .Методы и приемы

Организация усвоения информации обучаемыми, путём сообщения им учебного материала и обеспечения его успешного восприятия.

-беседа, рассказ, дискуссия, работа с учебным пособием, объяснение;

Формирует теоретические и практические знания. Воспитывает нравственность, терпение. Развивает внимание, логическое мышление.

Формирование умений и навыков использования и применения полученных знаний.

Решение ситуационных задач, выполнение практических заданий, работа по алгоритму.

Обогащают знания, формируют умения и навыки, трудолюбие, наблюдательность, систематичность и аккуратность в работе.

3. Проблемное изложение

Раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их разрешения.

Постановка проблемы, анализ, установление причинно-следственных связей.

Развивает самостоятельность мышления, быстроту реакции, способствует развитию творческих решений.

Постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной подготовке и решению проблем.

Эвристическая беседа, работа с книгой, доказательства, сравнение, обобщение.

Развивает самостоятельность мышления, творческий подход к делу.

VIII . Перечень обязательной, нормативной и дополнительной литературы (по форме):

(при необходимости по разделам/МДК)

с указанием специальности

Наименование учебно-методической литературы (автор(ы), место издания, издательство, год издания, кол-во страниц)

Наличие электронной версии

МДК.01.01 Пропедевтика клинических дисциплин

Р.01.01.2 Диагностика заболеваний

Р.2.1 Диагностика внутренних болезней

Р.2.1.2 Диагностика инфекционных заболеваний с курсом ВИЧ- инфекции

Диагностика инфекционных заболеваний МДК 01.01.Пропедевтика клинических дисциплин

А.К. Белоусова Ростов н/Д : Феникс

Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии

Сестринское дело при

инфекционных болезнях с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии

Хронокарта теоретическ ого занятия:

Структурные элементы урока

Организационная часть занятия

Приветствие, проверка готовности студентов к занятию, их внешнего вида, наличие тетради для конспекта лекции. Отмечает отсутствующих, выясняет причины.

Студенты готовят тетради, ручки.

Сообщает тему занятия,

Записывают тему и план занятия.

Дает рекомендации по выполнению домашнего задания

Слушают, записывают задания, задают вопросы.

Начальная мотивация учебной деятельности (вызвать у студента интерес к восприятию новой темы)

Обращает внимание студентов на актуальность изучаемой темы,

цели и задачи, стоящие перед студентами, важность знания предмета для успешного овладения профессией в целом

Слушают, записывают , задают вопросы.

Раскрывает содержание темы.

Излагает теоретический материал на основе взаимопонимания, задает вопросы студентам, отвечает на вопросы студентов

Слушают изложение материала, записывают, задают вопросы, отвечают на вопросы преподавателя

Рефлексия (самооценка и самоконтроль обучающихся)

Задает вопросы студентам, выслушивает ответы, корректирует ответы студентов, контролирует конспекты лекции у студентов

Систематизируют полученную информацию.

Отвечают на вопросы преподавателя, используют конспекты

Дает методические рекомендации к самостоятельной работе.

II. Информационный блок

1. Теоретическое занятие:

Инфекционные болезни известны человечеству еще с глубокой древности. Эпидемиями охватывались огромные территории, включая целые государства и народы. Профилактика инфекционных заболеваний, борьба с ними во все времена и у всех народов представляли собой самую серьезную общественную проблему. Решающим этапом в познании внутренней сущности эпидемии стали великие микробиологические открытия и достижения второй половины XIX в , которым предшествовало открытие микробов (А Левенгук, 1632—1723).

Луи Пастер (1822-1895, Франция). доказал, что вакцина, изготовленная из возбудителей той или другой болезни, способна уберечь человека от соответствующего заболевания или существенно ослабить его течение

Р.Кох (1843 г. – 1910 г., Германия) Немецкий микробиолог, открывший возбудителей туберкулеза (1882) и холеры (1883).Получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине в 1905 г

Исследования Л. Пастера (1822-1895), Р. Коха (1843-1910) определили не только торжество контагионистской теории эпидемий, но и привели к разработке множества практических мер в борьбе с заразными заболеваниями (современная диагностика заболеваний, использование дезинфекции, разработка и введение в широкую практику специфической профилактики с помощью вакцин и сывороток и т д )

Первая мировая война, последовавшие затем две революции, гражданская война, экономическая разруха, голод привели к невиданному до сих пор распространению различных эпидемий. Именно в этих условиях в 1920 г. в Одессе (Новороссийский университет) была создана первая в мире кафедра эпидемиологии. Ее организатор —Д. К. Заболотный (1866-1929), Заболотному принадлежит открытие наличия природных очагов чумы и первый учебник по эпидемиологии. Д. К. Заболотный создал школу отечественных эпидемиологов, к которой принадлежали Л. В. Громашевский, М. Н. Соловьев и другие, внесшие в последующем огромный вклад в развитие эпидемиологии. Д. К. Заболотный считается основоположником отечественной эпидемиологии.

Л. В. Громашевский (1887-1980), сформулировавший учение об эпидемическом процессе, в частности, о механизме передачи.

Эпидемический процесс – это распространение инфекции в человеческом обществе или сообществе животных. Состоит из трёх звеньев: источника, механизмов и путей передачи и восприимчивого населения. На принципе разделения возбудителей инфекций по месту локализации основана классификация инфекционных болезней по Громашевскому :

Кишечные инфекции (локализация в ЖКТ).

Инфекции дыхательных путей (локализация в дыхательных путях).

Кровяные инфекции трансмиссивные (локализация в крови.).

Инфекции наружных покровов (локализация в коже и слизистых).

Вторая классификация по путям передачи по Черкасскому (1994 год):

1Кишечные инфекции ( пищевой путь, заражение через рот).

2Инфекции дыхательных путей (воздушно-капельный - аэрозольный путь, заражение через дыхательные пути).

3Кровяные инфекции трансмиссивные (передача возбудителя через переносчиков - комары, блохи, клещи и др.).

4Кровяные инфекции не трансмиссивные (заражение при инъекциях, переливании крови, плазмы и т.п.).

5Инфекции наружных покровов (контактный путь распространения, заражение через кожу или слизистые оболочки).

Помимо такого деления, все инфекции, которыми заражается и болеет человек, принято разделять еще на три группы:

Антропонозы - заболевания, свойственные только человеку и передающиеся от человека человеку (от греческих слов: anthropos - человек, nosos - болезнь).

Зоонозы ( от греческого слова zoon - животные) - болезни, свойственные животным и человеку и передающиеся от животного человеку, от человека человеку не передаются.

Сапронозы – заболевания, возбудители которых находятся в окружающей среде.

Инфекционные болезни известны человечеству еще с глубокой древности. Эпидемиями охватывались огромные территории, включая целые государства и народы. Недаром инфекционные болезни получили название "моровых болезней". Профилактика инфекционных заболеваний, борьба с ними во все времена и у всех народов представляли собой самую серьезную общественную проблему.

Следует подчеркнуть, что инфекционный процесс — один из самых сложных в природе биологических процессов, а инфекционные болезни являются грозными разрушительными факторами для человеческого общества, наносящими ему колоссальный экономический ущерб. Эйфория 50-70-х годов нашего столетия по поводу успешной борьбы с инфекциями и полной ликвидации части из них оказалась преждевременной. Лишь одну инфекционную болезнь — натуральную оспу — можно считать условно ликвидированной на планете. Однако вирус заболевания сохраняется в ряде лабораторий, а прослойка не иммунных людей весьма значительна и постоянно возрастает. С другой стороны, увеличивается число новых, ранее неизвестных науке инфекций. Особое значение приобретает медицинская безграмотность населения. Отсюда позднее обращение к врачу и несвоевременная госпитализация инфекционных больных (дифтерия, боррелиоз — болезнь Лайма и др.). Во всех странах мира, независимо от экономического развития, отмечается и рост инфекционных заболеваний , регистрируются эпидемии.

К особо опасным инфекционным болезням относятся карантинные болезни (ООКИ) - холера, чума, натуральная оспа, желтая лихорадка. Натуральная оспа ликвидирована в октябре 1977 г., что было сертифицировано Генеральной Ассамблеей ВОЗ в мае 1980 г. С1994 г. резко ухудшилась эпидемическая обстановка по чуме в мире. На территории России угроза заболевания людей остается высокой в связи с напряженной эпизоотической обстановкой среди диких животных в природных очагах этой опасной болезни (Республика Дагестан, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Горный Алтай). Периодически осложняется эпидемическая обстановка по холере. В результате завоза инфекции паломниками в Республике Дагестан возникла крупная вспышка холеры в 1994 г. Было зарегистрировано 1119 больных и 1249 вибриононосителей. Единичные случаи заболевания холерой были зарегистрированы и на других территориях России. Заболевания преимущественно регистрировались у лиц, занимающиеся коммерческой деятельностью и туризмом. Наиболее вероятными в отношении завоза и распространения чумы и холеры остаются краевые, областные и республиканские центры, имеющие интенсивные связи с эндемичными по этим инфекциям странами. Возможен занос чумы в приграничные населения, расположенные в непосредственной близости к эндемичным территориям Монголии и Северо-Восточного Китая, в которых условия для ранней диагностики ограничены.

3.Понятие об эпидемиологическом процессе и его звеньях.

Эпидемический процесс – это распространение инфекции в человеческом обществе или сообществе животных. Состоит из трёх звеньев: источника, механизмов и путей передачи и восприимчивого населения.

Как известно, для развития эпидемического процесса необходимо наличие трех основных звеньев: источника инфекции, механизма передачи инфекции и восприимчивого населения.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.