Введение в дисциплину инфекционные болезни

Инфекционный процесс — сто комплекс взаимных приспосо­бительных реакций в ответ на внедрение и размножение патоген­ного микроорганизма в макроорганизме, направленный на вос­становление нарушенного гомеостаза и биологического равнове­сия с окружающей средой. В результате инфекционного процес­са нередко развивается инфекционная болезнь, которая предста­вляет собой новое качество инфекционного процесса. Инфекци­онная болезнь в большинстве случаев заканчивается выздоров­лением и полным освобождением макроорганизма от возбудите­ля. Иногда возникает носительство живого возбудителя на фоне качественно измененного инфекционного процесса. Отличитель­ной чертой инфекционных болезней является их заразитель­ность, т.е. больной может быть источником возбудителей для здорового макроорганизма.

В соответствии с динамикой инфекционного процесса можно выделить начальные этапы (заражение), связанные с внедрением микроорганизма в макроорганизм, период адаптации в месте про­никновения или в пограничных областях. При благоприятных ус­ловиях для возбудителя происходит его распространение за пре­делы первичного очага (колонизация). Все эти события пред­ставляют собой инкубационный период инфекцион­ной болезни.

В конце инкубационного периода происходит генерализация инфекционного процесса и его переход либо в период продромы, для которого характерны неспецифические признаки, об­щие для многих инфекционных болезней, либо непосредственно в период острых проявлений, когда можно обнаружить характерные для данной инфекционной болезни симптомы.

После окончания периода острых проявлений болезни начи­нается постепенное или, наоборот, быстрое (кризисное) ее завер­шение — период реконвалесценции, выздоров­ление и период реабилитации.

Инфекционный процесс, однако, далеко не всегда проходит все присущие ему периоды и может заканчиваться выздоровле­нием на ранних этапах. Нередко клинические проявления болез­ни отсутствуют и инфекционный процесс ограничивается суб­клиническим коротким течением.

Помимо острого циклического, т.е. имеющего опре­деленные фазы или периоды развития и течения, существуют ациклические инфекционные процессы (болезни), например сепсис, по-видимому, единственная нозологиче­ская форма, которую вызывают различные возбудители, в том числе и условно-патогенные.

Кроме острого инфекционного процесса (болезни), выделяют хронический инфекционный процесс (болезнь), в том числе и первично-хроническую.

Существуют и другие типы инфекционного процесса: латент­ные и медленные вирусные инфекции, персистирующие вирус­ные инфекции (например, вирусные гепатиты); оппортунистиче­ские инфекционные процессы, вызываемые условно-патогенной флорой, особенно при различных нарушениях иммунитета (пер­вичные и вторичные иммунодефицитные состояния, СПИД); носительство возбудителей инфекции и инвазии (бактерио-, вирусо-, паразитоносительство); смешанные инфекционные процессы (бактерии—бактерии; бактерии—вирусы; вирусы—вирусы; паразитарно-бактериальные и паразитарно-вирусные).

Особняком стоит группа инфекционных болезней, вызывае­мых не живым возбудителем, а продуктами его жизнедеятельно­сти, находящимися вне макроорганизма в различных структурах (пищевые продукты, сырье для них). В патогенезе этих состояний нет инфекционного процесса как такового, а присутствует лишь его составная часть — процесс интоксикации, тяжесть которого определяется видом и количеством токсина или комбинацией то­ксинов. В течении таких интоксикаций нет цикличности, так как нет участия живого микроорганизма. Тем не менее эту группу па­тологических состояний относят к инфекционной патологии че­ловека или животных в связи с наличием определенного этиоло­гического агента, формированием иммунитета (антитоксического, а поэтому неполноценного), а также возможностью развития инфекционного процесса, вызванного этим же возбудителем. К этой группе можно отнести, например, ботулизм, болезни, вызы­ваемые другими представителями токсинообразующих бактерий, некоторыми видами грибов.

Важнейшим методом изучения инфекционных болезней явля­ется эпидемиологический анализ, который пресле­дует по меньшей мере 10 целей: 1) описать виды проявлений ин­фекций в популяции; 2) распознать вспышки и необычные прояв­ления болезни; 3) содействовать лабораторному распознаванию возбудителя; 4) описать проявления асимптоматического течения инфекции; 5) повысить специфичность диагностики заболевания; 6) содействовать в понимании патогенеза; 7) идентифицировать и охарактеризовать факторы, которые участвуют в передаче ин­фекционного агента и развитии заболевания; 8) разработать и оценить клинически эффективность лечения; 9) развить и оце­нить первичную, вторичную и третичную профилактику и конт­роль за индивидуумом; 10) описать и оценить профилактические мероприятия, проводимые в обществе.

Основными задачами эпидемиологического анализа являют­ся исследование и контроль эпидемий и вспышек инфекционных заболеваний. Специфичность и чувствительность служат осново­полагающими принципами при проведении любого лабораторно­го исследования.

Севастопольское государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования

протокол методической цикловой комиссии

от ______________20__г №___

Зам. директора по учебной работе

По теме: « Введение. Общие вопросы эпидемиологии и

МДК.01.01 Пропедевтика клинических дисциплин

Р.01.01.2 Диагностика заболеваний

Р.2.1 Диагностика внутренних болезней

Р.2.1.2 Диагностика инфекционных заболеваний с курсом ВИЧ- инфекции

для специальности 31.02.01 Лечебное дело Курс II

Ф.И.О. автора Павленко Надежда Ивановна

2015-2016 уч. год

- ОК.1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей

профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

- ОК.4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

- ОК.13 Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

- ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента

- ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента

Методическая разработка содержит информацию об основных этапах, методах и формах обучения необходимых для изучения данной темы.

Презентация Power Point

МДК.01.01 Пропедевтика клинических дисциплин

Р.01.01.2 Диагностика заболеваний

Р.2.1 Диагностика внутренних болезней

Р.2.1.2 Диагностика инфекционных заболеваний с курсом ВИЧ- инфекции

В результате освоения темы обучающийся должен знать:

- сущность категорий: инфекция, инфекционный процесс, эпидемический процесс;

- систему организации медицинской помощи инфекционным больным; основные свойства возбудителя,

- эпидемиологическую ситуацию, основные свойства возбудителя, пути

- обеспечить инфекционную безопасность пациента и медицинского персонала;

Ф ормируемые профессиональные компетенции:

- ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента

- ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента

V. Схема интеграционных связей УД и ПМ:

1. Междисциплинарные связи:

Основы микробиологии и иммунологии

Введение. Общие вопросы эпидемиологии и инфекционной патологии

ПМ.01 Диагностическая деятельность

Гигиена и экология человека

ПМ.04 Профилактическая деятельность

Здоровый человек и его окружение

Инфекционные болезни. Особенности инфекционных болезней. Принципы профилактики инфекционных болезней. Использовать полученные знания при профилактике инфекционных заболеваний.

Учебная практика по профилю специальности

V I. Оснащение занятия:

Методическое: методическая разработка теоретического занятия

Техническое: мультимедийная презентация

VII .Методы и приемы

Организация усвоения информации обучаемыми, путём сообщения им учебного материала и обеспечения его успешного восприятия.

-беседа, рассказ, дискуссия, работа с учебным пособием, объяснение;

Формирует теоретические и практические знания. Воспитывает нравственность, терпение. Развивает внимание, логическое мышление.

Формирование умений и навыков использования и применения полученных знаний.

Решение ситуационных задач, выполнение практических заданий, работа по алгоритму.

Обогащают знания, формируют умения и навыки, трудолюбие, наблюдательность, систематичность и аккуратность в работе.

3. Проблемное изложение

Раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их разрешения.

Постановка проблемы, анализ, установление причинно-следственных связей.

Развивает самостоятельность мышления, быстроту реакции, способствует развитию творческих решений.

Постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной подготовке и решению проблем.

Эвристическая беседа, работа с книгой, доказательства, сравнение, обобщение.

Развивает самостоятельность мышления, творческий подход к делу.

VIII . Перечень обязательной, нормативной и дополнительной литературы (по форме):

(при необходимости по разделам/МДК)

с указанием специальности

Наименование учебно-методической литературы (автор(ы), место издания, издательство, год издания, кол-во страниц)

Наличие электронной версии

МДК.01.01 Пропедевтика клинических дисциплин

Р.01.01.2 Диагностика заболеваний

Р.2.1 Диагностика внутренних болезней

Р.2.1.2 Диагностика инфекционных заболеваний с курсом ВИЧ- инфекции

Диагностика инфекционных заболеваний МДК 01.01.Пропедевтика клинических дисциплин

А.К. Белоусова Ростов н/Д : Феникс

Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии

Сестринское дело при

инфекционных болезнях с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии

Хронокарта теоретическ ого занятия:

Структурные элементы урока

Организационная часть занятия

Приветствие, проверка готовности студентов к занятию, их внешнего вида, наличие тетради для конспекта лекции. Отмечает отсутствующих, выясняет причины.

Студенты готовят тетради, ручки.

Сообщает тему занятия,

Записывают тему и план занятия.

Дает рекомендации по выполнению домашнего задания

Слушают, записывают задания, задают вопросы.

Начальная мотивация учебной деятельности (вызвать у студента интерес к восприятию новой темы)

Обращает внимание студентов на актуальность изучаемой темы,

цели и задачи, стоящие перед студентами, важность знания предмета для успешного овладения профессией в целом

Слушают, записывают , задают вопросы.

Раскрывает содержание темы.

Излагает теоретический материал на основе взаимопонимания, задает вопросы студентам, отвечает на вопросы студентов

Слушают изложение материала, записывают, задают вопросы, отвечают на вопросы преподавателя

Рефлексия (самооценка и самоконтроль обучающихся)

Задает вопросы студентам, выслушивает ответы, корректирует ответы студентов, контролирует конспекты лекции у студентов

Систематизируют полученную информацию.

Отвечают на вопросы преподавателя, используют конспекты

Дает методические рекомендации к самостоятельной работе.

II. Информационный блок

1. Теоретическое занятие:

Инфекционные болезни известны человечеству еще с глубокой древности. Эпидемиями охватывались огромные территории, включая целые государства и народы. Профилактика инфекционных заболеваний, борьба с ними во все времена и у всех народов представляли собой самую серьезную общественную проблему. Решающим этапом в познании внутренней сущности эпидемии стали великие микробиологические открытия и достижения второй половины XIX в , которым предшествовало открытие микробов (А Левенгук, 1632—1723).

Луи Пастер (1822-1895, Франция). доказал, что вакцина, изготовленная из возбудителей той или другой болезни, способна уберечь человека от соответствующего заболевания или существенно ослабить его течение

Р.Кох (1843 г. – 1910 г., Германия) Немецкий микробиолог, открывший возбудителей туберкулеза (1882) и холеры (1883).Получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине в 1905 г

Исследования Л. Пастера (1822-1895), Р. Коха (1843-1910) определили не только торжество контагионистской теории эпидемий, но и привели к разработке множества практических мер в борьбе с заразными заболеваниями (современная диагностика заболеваний, использование дезинфекции, разработка и введение в широкую практику специфической профилактики с помощью вакцин и сывороток и т д )

Первая мировая война, последовавшие затем две революции, гражданская война, экономическая разруха, голод привели к невиданному до сих пор распространению различных эпидемий. Именно в этих условиях в 1920 г. в Одессе (Новороссийский университет) была создана первая в мире кафедра эпидемиологии. Ее организатор —Д. К. Заболотный (1866-1929), Заболотному принадлежит открытие наличия природных очагов чумы и первый учебник по эпидемиологии. Д. К. Заболотный создал школу отечественных эпидемиологов, к которой принадлежали Л. В. Громашевский, М. Н. Соловьев и другие, внесшие в последующем огромный вклад в развитие эпидемиологии. Д. К. Заболотный считается основоположником отечественной эпидемиологии.

Л. В. Громашевский (1887-1980), сформулировавший учение об эпидемическом процессе, в частности, о механизме передачи.

Эпидемический процесс – это распространение инфекции в человеческом обществе или сообществе животных. Состоит из трёх звеньев: источника, механизмов и путей передачи и восприимчивого населения. На принципе разделения возбудителей инфекций по месту локализации основана классификация инфекционных болезней по Громашевскому :

Кишечные инфекции (локализация в ЖКТ).

Инфекции дыхательных путей (локализация в дыхательных путях).

Кровяные инфекции трансмиссивные (локализация в крови.).

Инфекции наружных покровов (локализация в коже и слизистых).

Вторая классификация по путям передачи по Черкасскому (1994 год):

1Кишечные инфекции ( пищевой путь, заражение через рот).

2Инфекции дыхательных путей (воздушно-капельный - аэрозольный путь, заражение через дыхательные пути).

3Кровяные инфекции трансмиссивные (передача возбудителя через переносчиков - комары, блохи, клещи и др.).

4Кровяные инфекции не трансмиссивные (заражение при инъекциях, переливании крови, плазмы и т.п.).

5Инфекции наружных покровов (контактный путь распространения, заражение через кожу или слизистые оболочки).

Помимо такого деления, все инфекции, которыми заражается и болеет человек, принято разделять еще на три группы:

Антропонозы - заболевания, свойственные только человеку и передающиеся от человека человеку (от греческих слов: anthropos - человек, nosos - болезнь).

Зоонозы ( от греческого слова zoon - животные) - болезни, свойственные животным и человеку и передающиеся от животного человеку, от человека человеку не передаются.

Сапронозы – заболевания, возбудители которых находятся в окружающей среде.

Инфекционные болезни известны человечеству еще с глубокой древности. Эпидемиями охватывались огромные территории, включая целые государства и народы. Недаром инфекционные болезни получили название "моровых болезней". Профилактика инфекционных заболеваний, борьба с ними во все времена и у всех народов представляли собой самую серьезную общественную проблему.

Следует подчеркнуть, что инфекционный процесс — один из самых сложных в природе биологических процессов, а инфекционные болезни являются грозными разрушительными факторами для человеческого общества, наносящими ему колоссальный экономический ущерб. Эйфория 50-70-х годов нашего столетия по поводу успешной борьбы с инфекциями и полной ликвидации части из них оказалась преждевременной. Лишь одну инфекционную болезнь — натуральную оспу — можно считать условно ликвидированной на планете. Однако вирус заболевания сохраняется в ряде лабораторий, а прослойка не иммунных людей весьма значительна и постоянно возрастает. С другой стороны, увеличивается число новых, ранее неизвестных науке инфекций. Особое значение приобретает медицинская безграмотность населения. Отсюда позднее обращение к врачу и несвоевременная госпитализация инфекционных больных (дифтерия, боррелиоз — болезнь Лайма и др.). Во всех странах мира, независимо от экономического развития, отмечается и рост инфекционных заболеваний , регистрируются эпидемии.

К особо опасным инфекционным болезням относятся карантинные болезни (ООКИ) - холера, чума, натуральная оспа, желтая лихорадка. Натуральная оспа ликвидирована в октябре 1977 г., что было сертифицировано Генеральной Ассамблеей ВОЗ в мае 1980 г. С1994 г. резко ухудшилась эпидемическая обстановка по чуме в мире. На территории России угроза заболевания людей остается высокой в связи с напряженной эпизоотической обстановкой среди диких животных в природных очагах этой опасной болезни (Республика Дагестан, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Горный Алтай). Периодически осложняется эпидемическая обстановка по холере. В результате завоза инфекции паломниками в Республике Дагестан возникла крупная вспышка холеры в 1994 г. Было зарегистрировано 1119 больных и 1249 вибриононосителей. Единичные случаи заболевания холерой были зарегистрированы и на других территориях России. Заболевания преимущественно регистрировались у лиц, занимающиеся коммерческой деятельностью и туризмом. Наиболее вероятными в отношении завоза и распространения чумы и холеры остаются краевые, областные и республиканские центры, имеющие интенсивные связи с эндемичными по этим инфекциям странами. Возможен занос чумы в приграничные населения, расположенные в непосредственной близости к эндемичным территориям Монголии и Северо-Восточного Китая, в которых условия для ранней диагностики ограничены.

3.Понятие об эпидемиологическом процессе и его звеньях.

Эпидемический процесс – это распространение инфекции в человеческом обществе или сообществе животных. Состоит из трёх звеньев: источника, механизмов и путей передачи и восприимчивого населения.

Как известно, для развития эпидемического процесса необходимо наличие трех основных звеньев: источника инфекции, механизма передачи инфекции и восприимчивого населения.

Контрольные вопросы по теме занятия

Контрольные вопросы из смежных дисциплин

Задачи

Цель

Мотивационная характеристика темы

ЗАНЯТИЕ № 1

Осложнения и исходы вирусных гепатитов. Зоонозные инфекции (лептоспироз, бруцеллез).

Острые вирусные гепатиты. (Энтеральные и парентеральные вирусные гепатиты).

Бактериальные нейроинфекции (менингококковая инфекция). Вирусные нейроинфекции (бешенство).

Пищевая токсикоинфекция Ботулизм. Вирусные кишечные инфекции. Протозойные кишечные инфекции.

Гомель 2011

Красавцев Е.Л.

Курс

Учебно-методическое пособие

ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ

Гомель 2011

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для студентов 4 курса лечебного факультета

по инфекционным болезням

Методические рекомендации составил заведующий кафедрой к.м.н., доцент

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Кафедра: ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ

Утверждено на заседании кафедры

Зав. кафедрой ________ Е. Л. Красавцев

для студентов

лечебного факультета

ПЛАН ЗАНЯТИЙ СО СТУДЕНТАМИ

1. Общие вопросы инфектологии. Брюшной тиф. Паратиф А и В.

2. Бактериальные кишечные инфекции (шигеллезы, сальмонеллезы, эшерихиозы, холера, иерсиниозная инфекция).

ТЕМА:Введение в специальность. Учение об общей патологии инфекционных болезней. Принципы диагностики инфекционных болезней.

Брюшной тиф. Паратиф А и В. Этиология. Эпидемиология. Патогенез. Клиника. Осложнения. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение. Профилактика.

Учение об общей патологии инфекций. Тема актуальна как введение в куре инфекционных болезней.

Актуальность темы определяется тем, что брюшной тиф, остается неликвидированной инфекцией и встречается в виде спорадических случаев повсеместно.

Получить представление об учении об общей патологии инфекций, диагностике инфекционных болезней, принципах и методах лечения, структуре инфекционной службы и профилактике инфекционных болезней.

Овладение принципами ранней диагностики брюшного тифа, умение осуществить лечебно — профилактические мероприятия на догоспитальном и госпитальном этапе.

Принципы ранней диагностики инфекционных болезней. Лабораторные методы исследования: вирусологический, бактериологический серологический, паразитологический. Диагностическое значение классов. Методы экспресс-диагностики. Принципы этиотропной и патогенетической терапии. Принципы рациональной АБ-терапии. Принципы серотерапии. Принципы иммунокоррегирующей терапии. Правила работы с ВИЧ-инфицированным больным. Структура инфекционной службы. Показания для госпитализации больных. Принципы профилактики инфекционных болезней.

Собрать эпидемиологический анамнез у инфекционного больного. Уметь провести первичный осмотр больного, распределить больных по отделениям. Провести санитарный осмотр больного при поступлении. Регистрировать инфекционного больного, подать экстренное извещение в СОЭ.

Интерпретацию результатов лабораторных данных у инфекционных больных (общий анализ крови, мочи, бактериологические посевы, результаты серологических исследований).

Этиологию, эпидемиологию, патогенез, клас­сификацию, клинику и лабораторную диагностику брюшного тифа и паратифов А и В. Принципы лечения. Критерии выписки больных. Вопросы диспансерного наблюдения реконвалесцентов брюшного тифа и паратифов А и В.

Забор материала для бактериологического исследования, посев крови, испражнений, желчи. Забор крови для серологического исследования: реакция агглютинации (реакция Видаля). Интерпретация данных имеющихся лабораторных исследований. Уметь выписать лекарственные препараты, используемые для лечения брюшного тифа.

4. План занятия и расчёт учебного времени

№ п/п Содержание Расчет рабочего времени
1. Введение 30 минут
2. Теоретическая часть занятия (определение и коррекция исходного уровня знаний, постановка задач, которые будут решаться на занятии) 3 часа
3. Практическая часть занятия (курация больных, написание дневников, освоение навыков забора материала для лабораторных исследований, техники проведения лечебных и диагностических манипуляций) 1 час
4. Контроль усвоения темы 1 час
5. Заключительная часть занятия. Подведение итогов, проверка протоколов, дневников курации больных и т.д. 1 час

Принципы назначения антибактериальных препаратов. Этиология, диагностика брюшного тифа и паратифов.

Краткие исторические сведения о распространении инфекционных болезней. Основные этапы познания инфекционных заболеваний. Инфекционные болезни как самостоятельная научная и клиническая дисциплина. Участие отечественных ученых в развитии патогенетического, клинического и профилактического направлений изучения инфекционной патологии.

Принцип построения клинических классификаций инфекционных заболеваний. Классификация инфекционных болезней по Л.В.Громашевскому. Классификация болезней ВОЗ.

Принципы ранней диагностики инфекционного заболевания. Значение анамнеза в диагностике. Особенности анамнеза инфекционного больного. Эпидемиологический анамнез. Данные, полученные при объективном осмотре. Выделение отдельных симптомокомплексов в течение заболевания. Оценка клинических симптомов.

Лабораторные методы исследования: вирусологический, бактериологический, серологический, паразитологический. Значение в диагностике определения классов иммуноглобулинов. Диагностическое значение определения микробных антигенов в биологических средах. Методы экспресс-диагностики с использованием реакций коагглютинации, агрегатгемагглютинации /РАГА/, методики иммунофлюоресценции и РНГА с иммуноглобулиновыми диагностикумами. Иммуноноферментный и радиоммунный анализ, клинико-иммунологическая оценка лабораторных данных. Инструментальные методы.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Причины возникновения инфекционных заболеваний и их профилактика. Характеристика воздушно-капельных и кишечных инфекций. Заболевания, вызываемые кокковыми бактериями. Виды и симптомы инфекционных заболеваний. Литература по здоровьесбережению детей.

Рубрика Медицина
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 08.11.2015
Размер файла 41,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

по Медико-биологическим и социальным основам здоровья

1. Инфекционные заболевания

1.1 Причины возникновения инфекционных заболеваний и их профилактика

1.2 Воздушно-капельные инфекции

1.3 Кишечные инфекции

1.4 Заболевания, вызываемые кокковыми бактериями

1.5 Основы эпидемиологии и дезинфекционного дела

2. Виды инфекционных заболеваний, причины, симптомы, профилактика

3. Аннотированный список нормативно-правовой литературы по проблеме здоровьесбережения детей

Человек живет в мире, где его окружает множество опасностей, которые угрожают не только его нормальной жизнедеятельности, но и могут привести к смертельному исходу. Одной из таких опасностей и являются инфекционные болезни.

Инфекционные болезни сопровождают человека с момента его обособления из животного мира и становления как вида. По мере возникновения общества и развития социального образа жизни человека многие инфекции получили массовое распространение.

Вызывает тревогу тот факт, что к моменту поступления в школу отмечается тенденция роста хронической заболеваемости у детей. В связи с этим проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна. Ясно, что состояние здоровья детей далеко не соответствует ни потребности, ни потенциальным возможностям нашего общества.

Важнейшим этапом в повышении качества здоровья детского населения и в снижении показателей заболеваемости является профилактика заболеваний в детских дошкольных учреждениях, профилактика инфекционных заболеваний в частности.

Цель работы заключается в ознакомлении с общими характерными признаками инфекционных болезней. Задача - охарактеризовать симптоматику инфекций и указать методы профилактики. Контрольная состоит из трех глав. В первой главе приводится общие сведения об инфекционных заболеваниях. Во второй главе описываются симптомы и профилактика инфекционных заболеваний. В третьей - составлен аннотированный список нормативно-правовой литературы по проблеме здоровьесбережения детей.

1. Инфекционные заболевания

1.1 Причины возникновения инфекционных заболеваний и их профилактика

Болезнь начинается с проникновения микробов в организм человека. Если защитная система (антитела и иммунитет) не в состоянии подавить болезнетворные бактерии, то развивается инфекционное заболевание.

Инфекционные болезни - обширная группа заболеваний человека, вызванных патогенными вирусами, бактериями (в том числе риккетсиями и хламидиями) и простейшими. Сущность инфекционных болезней состоит в том, что они развиваются вследствие взаимодействия двух самостоятельных биосистем - макроорганизма и микроорганизма, каждый из которых обладает собственной биологической активностью. Поскольку инфекционные заболевания способны переноситься от одного человека к другому, то это может грозить широким распространением инфекции, если не принять соответствующие защитные меры.

Одной из основных причин распространения инфекционных заболеваний в детских коллективах является несоолюдение требований гигиены. Играет роль и то, что в закрытых помещениях тесное и продолжительное общение детей между собой способствует передаче инфекции от одного ребенка к другому. Особенно важно проведение профилактических мероприятий в детских учреждениях закрытого типа. Профилактика инфекций в этих учреждениях должна осуществляться не эпизодически, а путем планомерного выполнения системы мероприятий, предупреждающих занесение инфекции в коллектив и распространение ее, а также мер, повышающих общую и специфическую невосприимчивость детского организма.

Правильная планировка и эксплуатация помещений, строгое выполнение режима дня, рациональное питание детей с достаточным введением в меню витаминов, физическое воспитание и особенно закаливание, а также хорошая постановка общего медицинского обслуживания и воспитательной работы повышают сопротивляемость детского организма к различным вредным воздействиям внешней среды, в том числе и к болезнетворным микробам.

Важным мероприятием в системе борьбы с попаданием инфекции в детские учреждения является правильная организация приема детей. Перед направлением в детское учреждение ребенок должен быть тщательно осмотрен врачом поликлиники, обследован на бактерионосительство дифтерии и кишечных заболеваний. Врач должен выяснить, нет ли инфекционных заболеваний в доме и квартире, где живет ребенок, и уточнить, какими инфекционными болезнями он ранее переболел. На основе данных обследования врач выдает соответствующую справку. Помимо того, в детское учреждение должна быть представлена справка из санитарно-эпидемиологической станции о том, что у ребенка и живущих в соседстве с ним нет заразных заболеваний.

После летнего отдыха в детских учреждениях проводят профилактический осмотр всех детей, в том числе и вновь поступающих.

Большое значение имеет санитарный контроль за приемом персонала на работу, особенно в детские учреждения закрытого типа. Лица, поступающие на работу в пищевые блоки детских учреждений и на должности, связанные с непосредственным обслуживанием детей (воспитатели), подлежат полному медицинскому осмотру, тщательному опросу о перенесенных заболеваниях; вместе с тем выясняется, нет ли инфекционных болезней по месту их жительства. Эти лица должны быть обследованы на бактерионосительство (кишечные инфекции).

Если в семье работающего в дошкольном учреждении возникнут инфекционные заболевания, передающиеся через третьих лиц, он может явиться на работу только после изоляции больного и полной химической дезинфекции всей квартиры.

Большое значение имеет санитарно-просветительная работа, которая ведется с обслуживающим персоналом детских учреждений, с детьми, а также и с их родителями.

С раннего возраста дети должны научиться всегда поддерживать свое тело и одежду в чистоте, пить кипяченую воду из чистой посуды, при кашле и чихании прикрывать рот и нос носовым платком или тыльной стороной ладони и т. д. Взаимное оповещение детских и лечебных учреждений (поликлиника, больница, санитарно-эпидемиологические организации) о наличии заразных больных и бывших с ними в контакте детях является важнейшим средством против заноса инфекции в ясли и детские сады. Следует также добиваться того, чтобы родители немедленно извещали работников детского сада о болезни ребенка, членов семьи и соседей по квартире.

Весьма важен тщательный учет заболеваемости инфекционными болезнями детей и персонала детских учреждений.

В период летней оздоровительной работы на даче необходимо выполнять комплекс специальных профилактических мероприятий. Большое значение имеет санитарно-гигиеническое состояние места, куда выезжает детское учреждение. Вопрос о пригодности участка и помещений для летнего отдыха детей решает санитарно-эпидемиологическая организация. Без визы органов санитарного надзора выезд учреждения не разрешается.

Перед вывозом детей на дачу лучше всего обеспечить круглосуточное пребывание их в дошкольном учреждении в течение 2--3 недель. При этом положении контакт с заразными больными будет в большей мере ограничен.

У детей, выезжающих на летний отдых, должны быть справки от санитарно-эпидемиологической станции об отсутствии заразных заболеваний по месту жительства. [5]

1.2 Воздушно-капельные инфекции

Воздушно-капельные инфекции можно разделить на вирусные инфекции (ОРВИ, грипп, парагрипп, аденовирусная и респираторно-синцитиальная инфекция, ветряная оспа, корь, краснуха, эпидемический паротит) и бактериальные (ангина, скарлатина, дифтерия, менингококковая инфекция).

Имеются следующие общие признаки, позволяющие объединить эти заболевания в одну группу:

1) воздушно-капельный механизм заражения;

2) выраженные местные изменения, сочетающиеся с общими проявлениями;

3) склонность к эпидемиям;

4) широкая распространенность заболеваний вне зависимости от возраста и пола.[1]

1.3 Кишечные инфекции

Тем не менее человека, ни разу не болевшего кишечной инфекцией, просто не существует. Не существует хотя бы потому, что имеется множество способов нейтрализации всех многочисленных защитных сил -- глотать, не пережевывая, чтобы слюна не успела до микробов добраться, переедать, нейтрализовать щелочными напитками кислый желудочный сок, убивать собственных микробов антибиотиками и т. д.

Но наиглавнейшей причиной кишечных инфекций было, есть и будет несоблюдение элементарных гигиенических норм -- неправильное хранение пищевых продуктов, немытые руки, снующие между обеденным столом и туалетом мухи. В конце концов, какими бы замечательными защитными силами человеческий организм ни обладал, всегда найдется такое количество микробов, нейтрализовать которое просто невозможно.

Возбудителями кишечных инфекций могут быть бактерии (дизентерийная палочка, сальмонелла, стафилококк, палочка брюшного тифа, вибрион холеры) и некоторые вирусы.

Конкретное имя конкретного возбудителя конкретной кишечной инфекции интересует, прежде всего, медицинских работников. Объем, направленность и интенсивность противоэпидемических мероприятий во многом определяется именно видом возбудителя.

Одни бактерии распространяются через воду, другие -- через продукты питания, причем продукты эти не какие угодно, а совершенно определенные. В одном случае -- овощи, в другом -- яйца, в третьем -- молочные продукты и т. д.

Одни бактерии очень заразны (например возбудитель холеры), другие -- поменьше.

В одном случае заболевание развивается стремительно и представляет собой реальную угрозу человеческой жизни, в другом -- симптомы развиваются медленно, а сама болезнь не особенно опасна.

Микробы, возбудители кишечных инфекций, могут (как правило, так оно и происходит) поражать не весь желудочно-кишечный тракт, а определенные его отделы. Воспалительный процесс в каждом таком отделе имеет свое медицинское название: воспаление желудка -- ГАСТРИТ, двенадцатиперстной кишки -- ДУОДЕНИТ, тонкого кишечника -- ЭНТЕРИТ, толстого кишечника -- КОЛИТ.

1.4 Заболевания, вызываемые кокковыми бактериями

Кокки, это шаровидные сапрофитные бактерии и основными патологическими видами, являются стрептококки и стафилококки, это в основном обитатели пищеварительных и дыхательных путей, а также слизистых оболочек половых органов.

Рассматривая такие кокки, как стафилококки, следует отметить, что они могут провоцировать процессы знойно - воспалительного характера они могут поразить любые органы и ткани, эти кокки лидируют среди других кокков, по своей устойчивости к воздействию на них любых поколений антибиотиков. Эти кокки также устойчивы к другим факторам воздействия, как к химическому воздействию, так и физическому, они выживают при нагревании 75 градусов и химической обработке 5% раствором фенола. В том случае, когда у человека будет хотя бы микроскопическое повреждение слизистой или кожи, то это будут входные ворота для этого вида кокков, что является причиной пневмонии, ангин, фурункулов, абсцессов и других патологий.

Кроме того стафилококки могут вызвать заражение крови или сепсис и при этом инкубационный период будет длиться не более пяти дней, но болезнь может поразить человека и в течение всего нескольких часов. Поэтому все заболевания, связанные со стафилококковыми инфекциями протекают остро, хотя организм и вырабатывает к ним иммунитет, но на продолжительное время. Кроме того стрептококки могут вызывать заболевания местного характера, это может быть скарлатина, рожа, остеоилит, тонзиллит, фарингит, ангину, а также они могут быть виновниками развития эндокардита, нефрита и ревматизма.

Менингококки обычно проникают через слизистую оболочку носоглотки, а вот гонококки могут быть причиной развития гонореи, это венерическое заболевание и бленнореи, заболевание глаз. Лечение кокковых инфекций проводят с помощью антибиотиков и микролидов, это препараты резерва при лечении кокковых инфекций, особенно при лечении синуситов и воспаления мягких тканей.

Лечение кокковых больных химиотерапевтическими препаратами и антибиотиками, зависит от состояния их иммунной системы, поэтому лечение такими антибиотиками как тетрациклин, биомицин и левомицетин при средних дозах лечения, не вызывают существенных изменений в формировании иммунной реакции организма при заболевании кишечными инфекциями и другими воспалительными процессами, связанными с кокковыми бактериями.

В основном все виды коков поддаются лечением антибиотиками, только следует знать какие антибиотики, и при каких видах коков их можно применять, например гепатиты можно лечить антибиотиками пенициллинового ряда вместе с сульфаниламидными препаратами. Все виды лечения необходимо назначать после проведения анализов, и по назначению врача. [2]

1.5 Основы эпидемиологии и дезинфекционного дела

Слово "эпидемиология" в переводе на русский язык означает учение об эпидемиях, наука об инфекционных заболеваниях, о закономерностях их возникновения, распространения, ликвидации и профилактики. Возникновение и распространения инфекционных болезней в обществе называется эпидемическим процессом. Эпидемия инфекционных или паразитарных болезней - возникновение необычного большого или неожиданного для конкретной территории и времени года числа случаев заболеваний достоверно либо предположительно инфекционной и паразитарной природы. Эпидемия часто развивается очень быстро, поэтому требуется проведение оперативных мероприятий.

Большое влияние на течение эпидемического процесса оказывает социальные фактор - условия жизни населения: плотность населения, степень комнатного благоустройства, уровень санитарной культуры, миграционные процессы, своевременность проведения профилактических мероприятий и др.

Медицинские мероприятия по борьбе с инфекционными болезнями делятся на профилактические и противоэпидемиологические. Профилактические мероприятия проводят независимо от наличия инфекционных болезней. Их цель - предупреждение возникновения инфекционных заболеваний.

Под противоэпидемическими мероприятиями понимают совокупность мероприятий, направленных на локализацию и ликвидацию инфекции в эпидемическом очаге. От того, насколько отработана эта система, какова эффективность и своевременность их проведения, зависит результативность комплекса предпринятых мер борьбы, а следовательно, и уровень последующих заболеваний в очаге.

Комплекс противоэпидемических мероприятий должен включать следующие меры:

· в отношении источника инфекции;

· направленные на разрыв путей передачи инфекции;

· направленные на повышение невосприимчивости к инфекционным заболеваниям.

Особое внимание уделяется осуществлению тех мероприятий, которые являются наиболее эффективными в создавшейся ситуации и в местных условиях, и к которым следует отнести:

· своевременное выявление первого инфекционного заболевания;

· первичную изоляцию больного и выявление лиц, бывших с ним в контакте;

· установление диапазона, эвакуацию с соблюдением требований строгого эпидемического режима, госпитализацию и лечение;

· сигнализацию (экстренное оповещение) о выявленном больном;

· изоляционно-ограничительные или режимные (карантинные) мероприятия;

· дальнейшее выявление, обследование, изоляцию и наблюдение за лицами, контактирующими с заболевшими;

· проведение экстренной и специфической профилактики;

· проведение дезинфекции, дезинсекции и дератизации в эпидемических очагах;

· отбор и исследование пищевых продуктов и питьевой воды на зараженность микроорганизмами, свойственными данной инфекционной болезни в эпидемическом очаге;

· усиление наблюдения за пострадавшим населением из- за возможности появления случаев инфекционных заболеваний и проведение профилактических мероприятий;

· проведение разъяснительной работы о мерах личной, общественной профилактики в очагах инфекции при ЧС.

Дезинфекция является одним из важнейших элементов при борьбе с заразными болезными. Объем и методы дезинфекции устанавливаются в зависимости от природы возбудителя, особенностей путей передачи при данной инфекции и условий обстановки. Она направлена на уничтожение возбудителей инфекционных болезней и их переносчиков. Дезинфекцию проводят механическим, химическим и физическим методами.

Механический метод - обмывание, чистка щетками, протирание влажными тряпками.

Метод обеззараживания химическими средствами включает использование дезинфицирующих растворов : 0,2 - 0,5 % -ного раствора хлорной извести, 3 %-ного раствора хлорамина, 3-5 %-ного раствора фенола и др. При споровых формах (сибирская язва, столбняк и др.) обрабатывают более сильными растворами : 15 %-ным раствором ДТСГК, 20 %-ным раствором хлорной извести из расчета 1 -2 л/м2. Используются формальдегиды из расчета 10 - 12 мг/м3/12ч, 3%-ный раствор перекиси водорода, 4 %-ные растворы щелочей.

Физический метод - это использование высоких температур, солнечных лучей, ионизирующих излучений и др. для уничтожения микробов.

В целях предупреждения заражения спасатели в очаге инфекционных заболеваний должны строго соблюдать правила противоэпидемического режима. Каждый спасатель должен быть вовремя привит против той, инфекции, которая является высококонтагиозной и имеет распространение в очаге катастроф. Например, прививка чумной живой вакциной "ЕВ" делается не менее чем за 6 суток до прибытия в очаг. В эпидемическом очаге, особенно опасных инфекций, спасатель работает в защитной одежде, при показаниях - в противочумном костюме.

Спасателю проводится общая экстренная профилактика, по окончании работы - санитарная обработка. Пища и вода принимаются вне очага.

Спасатели при ликвидации эпидемического очага закрепляются за определенными зонами, объектами, за направлениями эвакуации населения из района катастроф. Их работой руководит представитель здравоохранения. [4]

инфекционный заболевание профилактика

2. Виды инфекционных заболеваний, причины, симптомы, профилактика

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.