Внутрибольничная инфекция судебные прецеденты

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

на заседании ЦМК зам. директора по УР

__________________ Корнева Н. М.

протокол № _______ ________________

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ (ЛЕКЦИИ)

Специальность 060501 Сестринское дело

Акушерское дело

ПМ № 4 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская

Раздел 3. Обеспечение инфекционной безопасности.

МДК 04.02. Безопасная среда для пациента и персонала.

Тема 3.1. Внутрибольничная инфекция.

г. Красноярск 2012г.

СОДЕРЖАНИЕ

3.Место проведения занятия

6.Форма организации учебного процесса

12.Описание хода занятия

ТЕМА: Внутрибольничная инфекция.

Продолжительность занятия – 90 минут.

Место проведения занятия: лекционный кабинет.

Цели занятия: ознакомление студентов с основами внутрибольничной инфекции, согласно рабочей программе и ФГОС СПО от 2011г.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

- масштаб проблемы ВБИ;

- способы передачи инфекции в ЛПУ;

- факторы, влияющие на восприимчивость хозяина к инфекции;

- группы риска развития внутрибольничной инфекции;

- меры профилактики и контроля внутрибольничных инфекций;

- действующие нормативные документы;

- требования к личной гигиене и медицинской одежде персонала;

- уровни мытья рук;

- меры профилактики парентеральных гепатитов и ВИЧ-инфекции в ЛПУ.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

- проводить обработку рук на социальном и гигиеническом уровне;

- пользоваться защитной одеждой;

- производить забор биологического материала на бакпосев и паразитологического исследования.

Владеть компетенциями

Общими:

- соблюдать правила охраны труда, противопожарной безопасности и техники безопасности (ОК-8)

Профессиональными:

- Обеспечивать инфекционную безопасность (ПК-4.7);

- Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте (ПК-4,11);

Развивающая цель: развить познавательную деятельность и интерес к будущей профессии.

Воспитывающая цель: воспитать чувство ответственности к профессии.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративная.

Форма организации учебного процесса: лекция.

ПРОГРАММА ЗАНЯТИЯ

Организация группы - 3 мин.
Мотивация учебной деятельности - 2 мин.
Формирование новых знаний - 80 мин.
Обобщение и систематизация изученного материала - 2 мин.
Подведение итога занятия. Задание на дом - 3 мин.

Описание хода занятия

Название этапа Описание этапа Цель
Организация группы Проверить готовность аудитории, студентов, отметить отсутствующих сообщить тему и план занятия. Подготовка студентов к работе
Мотивация учебной деятельности Обосновать актуальность темы в профессиональной деятельности среднего медработника. Мобилизация внимания студентов, создание мотивации к изучению вопросов темы
Формирование новых знаний Преподаватель раскрывает содержание каждого вопроса по плану лекции. Студенты слушают, осмысливают, конспектируют. Формирование знаний по вопросам темы, умений анализировать, конспектировать
Валеологическая пауза Снятие напряжения во время работы. Результативность: формирование компетентного отношения к своему здоровью Используется элемент здоровьесберегающей технологии. Упражнения студенты выполняют сидя, стоя (см. рекомендации)
Обобщение и систематизация изученного материала Преподаватель делает выводы по ходу изложения вопросов лекции Систематизация и конкретизация изученного материала. Формирование умений обобщать, систематизировать полученную информацию
Подведение итога занятия. Задание на дом Преподаватель подводит итог, ещё раз подчёркивает необходимость знаний будущим медработником изученных вопросов. Сообщает задание на дом: Изучить конспект лекций и предлагаемую преподавателем дополнительную литературу Создание мотивации на самостоятельную работу при подготовке к семинарскому занятию.

План лекции № 5:

1. Внутрибольничная инфекция, понятие, масштаб проблемы.

2. Факторы, способствующие распространению ВБИ.

3. Инфекционный процесс, понятие. Цепочка инфекционного процесса.

4. Возбудители ВБИ.

5. Источники госпитальных инфекций.

6. Резервуары микроорганизмов.

7. Способы передачи ВБИ.

8. Факторы, влияющие на восприимчивость человека к инфекции.

9. Инфекционный контроль. Профилактика ВБИ.

10. Действующие нормативные документы по профилактике ВБИ.

Лекция №5. Внутрибольничная инфекция (ВБИ).

Внутрибольничная инфекция (нозокомиальная, госпитальная) – это любое клинически распознаваемое заболевание, которое поражает больного в результате его поступления в больницу или обращения в нее за лечебной помощью, или инфекционное заболевание сотрудника вследствие его работы в данном учреждении. (Европейское бюро ВОЗ, 1979 г.).

ВБИ являются актуальной медицинской и социально-экономической проблемой. На протяжении последних лет в России разрабатывалась система санитарно-эпидемиологического надзора за ВБИ. В 30 субъектах РФ в структуре центров Госсанэпиднадзора функционируют отделы надзора за ВБИ, на остальных территориях санитарно-эпидемиологический надзор осуществляют эпидемиологические отделы.

Мировой опыт свидетельствует, что ВБИ возникает, по меньшей мере, у 5% больных, находящихся в ЛПУ. Присоединение ВБИ к основному заболеванию сводит на нет результаты операций на жизненно важных органах, усилия, затраченные на выхаживание новорожденных, увеличивает послеоперационную летальность, оказывает влияние на детскую смертность, увеличивает длительность пребывания пациента в стационаре.

Объективно оценить масштабы ВБИ в РФ на сегодняшний день довольно сложно, так как наблюдается недоучет случаев внутрибольничных заболеваний.

Анализ заболеваемости ВБИ, по имеющимся статистическим данным, свидетельствует, что они преимущественно регистрируются в родовспомогательных учреждениях (47,2%) и хирургических стационарах (21,7%).

Во всех случаях возникновения вспышек ВБИ наблюдались схожие причины. Среди них:

• нарушения санитарно-противоэпидемического режима;

• неудовлетворительное качество проведения текущей дезинфекции, ПСО, стерилизации изделий медицинского назначения;

• использование малоэффективных дезсредств;

• перебои в обеспечении холодной и горячей водой;

• несвоевременная изоляция больных и проведение

Заражение медицинского персонала на рабочем месте также является актуальной проблемой ВБИ. Среди зарегистрированных случаев профессионального заражения наибольшую опасность представляют следующие заболевания: туберкулез, вирусные гепатиты В и С.

В последние годы разработаны, испытаны и рекомендованы к применению новые средства, оборудование и материалы для дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации. Разработаны эффективные методы обработки эндоскопов и инструментов к ним.

Важной составляющей профилактики ВБИ является утилизация медицинских отходов. В России в настоящее время образуется 0,6 – 1 млн тонн медицинских отходов в год. ВОЗ относит медицинские отходы к группе опасных. Минздравом России разработан СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений.

Таким образом, проблема профилактики ВБИ требует решения комплекса проблем.

В последнее десятилетие ВБИ становятся все более значимой проблемой здравоохранения.

Это обусловлено:

• увеличением числа лиц пожилого возраста;

• увеличением числа лиц, страдающих хроническими заболева­ниями, интоксикациями;

• широким приемом иммунодепрессивных препаратов.

ВБИ характеризуют:

• возможность вспышек в любое время года;

• наличие пациентов с повышенным риском заболевания;

• широкий спектр возбудителей.

Распространенность ВБИ зависит от типа учреждения, контингента, организации медицинской помощи, качества санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов.

Среди заболевших внутрибольничной инфекцией выделяют три группы:

• пациенты, инфицированные внутри стационара;

• пациенты, инфицированные в условиях поликлиники;

•медицинский персонал, заразившийся при работе в условиях стационара или поликлиники.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Специальность Сестринское дело

Квалификация Медицинская сестра

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ТЕОРЕТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Согласовано на заседании ЦМК

_____________ Черемисина А.А.

___________ Черемисина А.А.

Камалутдинова В Г.

Лекция № 1

Тема 2.1. Внутрибольничная инфекция.

План лекции:

2. Элементы инфекционного процесса.

3. Источники инфекции.

4. Механизм передачи инфекции.

5. Пути передачи.

6. Факторы передачи.

7. Восприимчивый организм.

Инфекционный контроль - система эффективных организационных, профилактических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний в стационаре, базирующихся на результатах эпидемиологической диагностики.

Госпитальные инфекции - любые инфекционные заболевания (состояния), проявившиеся или возникшие в условиях стационара. Понятие ГИ включает в себя заносы инфекции и внутрибольничные инфекции.

Заносы инфекции - это инфекционные заболевания, с местом заражения вне лечебно-профилактического учреждения, но проявившиеся при поступлении в стационар, либо во время пребывания в стационаре.

Внутрибольничные (нозокомиальные) инфекции (ВБИ) это инфекционные заболевания (состояния), возникшие в данном лечебном учреждении и не имевшиеся до поступления в стационар даже в инкубационном периоде, проявившиеся в условиях стационара или после выписки пациента в течение инкубационного периода. Либо связанные с проведением медицинских манипуляций в амбулаторно-поликлинических условиях.

Примечание: инфекции, вызванные условно-патогенными микроорганизмами, могут считаться внутрибольничными в пределах 30 дней после выписки из стационара, если установлен факт внутрибольничного заражения. К внутрибольничным инфекциям относятся также случаи инфицирования работников лечебно-профилактических учреждений, возникшие в результате их профессиональной деятельности. Внутрибольничные инфекции представляют собой одну из важнейших проблем медицинских учреждений.

Исследования в разных странах мира показывают: внутрибольничная инфекция - одно из наиболее частых осложнений в период госпитализации.

Эффективность инфекционного контроля зависит от всех работников системы здравоохранения. Для успеха программ инфекционного контроля на уровне больниц важно взаимопонимание между больничными эпидемиологами, другими специалистами по инфекционному контролю, микробиологами, врачами-клиницистами, медицинскими сестрами и администрацией.

Все работники здравоохранения должны знать и применять основные меры предупреждения инфекционных заболеваний. Однако в силу своих профессиональных обязанностей медицинские сестры имеют более тесный контакт с пациентами. Поэтому именно им отводится лидирующая роль в применении принципов инфекционного контроля в лечебных заведениях.

Особенностью внутрибольничных инфекций является то, что они могут вызываться не только облигатными патогенами, но и оппортунистическими возбудителями со сравнительно невысокой патогенностью, особенно у больных с тяжелым течением патологического процесса.

Заболевания ВБИ обычно вызваны внутригоспитальными штаммами условно-патогенных грамположительных и грамотрицательных бактерий, отличающихся по своей биологической характеристике от внегоспитальных штаммов и обладающих множественной лекарственной резистентностью, более высокой устойчивостью по отношению к неблагоприятным факторам окружающей среды - высушиванию, действию ультрафиолетовых лучей, дезинфицирующих препаратов. При заниженных концентрациях дезинфектантов внутрибольничные штаммы могут не только сохраняться, но и размножаться в них.

Взаимодействие организма хозяина, микроорганизма и окружающей среды составляют основу эпидемиологии инфекционных болезней. Когда речь идет о внутрибольничных инфекциях, вероятность развития инфекций определяет взаимодействия между человеком (госпитализированным пациентом или медицинским работником), возбудителями внутрибольничной инфекции и больничным окружением, включающим, прежде всего, различные лечебные и диагностические процедуры.

Эпидемиологический процесс можно рассматривать в виде цепочки, состоящей из трех звеньев. Чтобы инфекция возникла, должны присутствовать все три звена - возбудитель, средство передачи и вероятный объект попадания, то есть восприимчивый к инфекциям организм человека.

Первое звено в цепи инфекции - возбудители инфекции. К ним относятся:

Возбудители внутрибольничной инфекции варьируют по своей структуре и размерам. Наибольшее значение в качестве возбудителей внутрибольничной инфекции имеют бактерии, некоторые вирусы и грибы.

Для успешной передачи возбудителей восприимчивому организму хозяина необходимо сохранение жизнеспособности микроорганизма в окружающей среде, из которой позже может произойти его передача.

Резервуары, где происходят развитие и размножение внутрибольничных микроорганизмов, могут быть как одушевленными (например, медицинские работники в случае стафилококковой инфекции), так и неодушевленными (например, увлажнители воздуха в случае легионеллеза).

При попадании в организм хозяина микроорганизмы не обязательно вызывают инфекцию. Они могут существовать и размножаться, не повреждая при этом ткани и не вызывая иммунного ответа у хозяина (это состояние называется колонизацией).

Способность микроорганизма вызывать инфекцию и тяжесть течения заболевания зависит от ряда внутренних характеристик микроорганизма.

Способы передачи инфекций

Второе звено в цепочку инфекций - средство передачи. Почти все внутрибольничные инфекционные заболевания могут быть сгруппированы в три основные категории в зависимости от путей передачи, а именно: заболевания, передающиеся контактным путем; заболевания, передающиеся капельным (воздушно-капельным) путем; заболевания, передающиеся воздушным (воздушно-пылевым) путем. Пищевой, водный, трансмиссивный пути передачи, а также вертикальный механизм передачи мало значимы применительно к внутрибольничным инфекциям и не являются центром внимания программ инфекционного контроля в больницах США. Однако эти пути передачи по-прежнему достаточно актуальны в стационарах СНГ, где довольно часто регистрируются вспышки, связанные с реализацией пищевого и водного путей передачи.

Возбудители инфекций могут передаваться:

§ через прямой контакт человека с человеком, такой, как непосредственный контакт медицинского персонала с пациентами или с их секретами, экскретами и другими жидкими выделениями человеческого организма;

§ при непрямом контакте пациента или медицинского работника с загрязненным промежуточным предметом, включая загрязненное оборудование или медицинские принадлежности;

§ через капельный контакт, имеющий место при разговоре, чихании или кашле;

§ при распространении по воздуху возбудителей инфекции, содержащихся в капельных молекулах, частицах пыли или взвешенных в воздухе, проходящем через вентиляционные системы;

§ через обычные средства, поставляемые в медицинские учреждения: загрязненная кровь, лекарства, пища или вода. Микроорганизмы могут размножаться на этих поступающих в больницу средствах, а могут - и нет;

§ через переносчика инфекции. Инфекция может передаваться от человека человеку через животное или насекомое, играющее роль промежуточного хозяина или переносчика заболевания.

Контакт - самое распространенное средство передачи инфекции в современных больницах.

Наиболее распространенные инфекционные заболевания и способы их передачи:

§ ветряная оспа прямой, непрямой или капельный контакт

§ коревая краснуха капельный контакт

§ гепатит В прямой или непрямой контакт

§ краснуха капельный контакт

§ туберкулез воздушный, капельный контакт

§ СПИД прямой контакт (кровь или жидкие выделения)

§ малярия переносчики инфекции

§ желтая лихорадка переносчики инфекции

Восприимчивым называется человек, у которого сопротивляемость определенному патогенному агенту недостаточно эффективна. Развитие инфекции и тяжесть клинических проявлений зависят не только от свойств возбудителя, но и от некоторых факторов, присущих организму хозяина:

§ генетически обусловленный иммунный статус

§ генетически обусловленная неспецифическая резистентность

§ наличие иммунодефицита, приобретенного вследствие заболевания или терапии

Восприимчивость человеческого организма к инфекциям увеличивается при:

§ наличие открытых ран;

§ наличие инвазивных устройств, таких, как внутрисосудистые катетеры, трахеостомы и т.д.;

§ наличии основного хронического заболевания, такого, как сахарный диабет, иммунодефицит, неоплазмоз, лейкемия;

§ определенном терапевтическом вмешательстве, включающем иммуноподавляющую терапию, облучение или антибиотики.

Вся совокупность госпитальных условий приводит к тому, что наряду с возможным возникновением и распространением инфекционных заболеваний, которые встречаются вне стационаров, для госпитализированных пациентов характерны заболевания, вызываемые условно-патогенными микроорганизмами.

В ряде случаев, особенно в стационарах хирургического профиля, условно-патогенные микроорганизмы доминируют в качестве возбудителей заболеваний.

Развитие инфекций, вызываемых условно-патогенными микроорганизмами в госпитальных условиях, возможно при наличии одного из четырех условий:

§ заражение очень большой дозой микроорганизмов одного штамма

§ ослабление организма пациента

§ усиление вирулентности этиологического агента

§ необычные, эволюционно не обусловленные входные ворота и поражение соответствующих тканей, вегетация на которых не обеспечивает сохранения возбудителя как биологического вида.

Необходимо ответить, что чаще имеет место действие не одного, а сразу нескольких упомянутых факторов, приводящих к развитию заболеваний, вызываемых условно-патогенными микроорганизмами.

Как разрушить цепочку инфекций

Если прервать цепочку инфекции в любом из трех вышеприведенных звеньев, эпидемический процесс можно остановить. У медицинского персонала имеется несколько способов разрушить цепочку инфекции, воздействуя на возбудитель, путь передачи и/или восприимчивость (иммунитет) организма человека. Комплексные эпидемиологические мероприятия должны быть направлены на все три звена.

Способы профилактики инфекции

Самые важные способы снижения риска переноса инфекции в лечебном учреждении следующие:

§ добросовестность выполнения персоналом всех требований, относящихся к гигиене, мытью рук и использованию защитной одежды

§ тщательное соблюдение всех приемов ухода за пациентом, что сводит до минимума распространение возбудителей инфекции

§ использование методов санитарии, направленных на уменьшение числа возбудителей инфекции, имеющихся в больнице.

Вопросы для самоконтроля

4. Охарактеризуйте цепочку инфекционного процесса.

5. Назовите механизмы передачи инфекции.

6. Перечислите способы передачи инфекции.

7. Перечислите пути передачи инфекции.

8. Перечислите факторы, способствующие распространению инфекции.

9. Назовите, что способствует восприимчивости человека к инфекции.

10. Расскажите, как можно разрушить цепочку инфекционного процесса.

11. Перечислите способы профилактики инфекции.

Литература

1.Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.

3.Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела. – Ростов е/д.: Феникс, 2002. – (Медицина для вас).

4.Основы сестринского дела: введение в предмет, сестринский процесс. ∕Составитель С.Е. Хвощёва. – М.: ГОУ ВУНМЦ по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию, 2001.

5.Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.

Дополнительная:

СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность".

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Соавтор статьи: Воронкова Татьяна

В настоящее время инфекционная безопасность становится одной из острейших проблем современности и приобретает глобальное значение. Это связано с появлением новых высоковирулентных штаммов патогенных и условно-патогенных микроорганизмов с множественной устойчивостью к физическим и химическим факторам, в том числе лекарственным препаратам, антисептикам и дезинфицирующим средствам.

Обычно инфекция считается внутрибольничной, если её симптомы появляются спустя 48 часов после поступления в стационар, хотя некоторые внутрибольничные инфекции могут развиться и после выписки больного. ВБИ может также развивается после оказания амбулаторной медицинской помощи, а также в результате стоматологического лечения и косметологических процедур. ВБИ легко распространяются среди детей и ослабленных пациентов, особенно пожилых, со сниженной иммунологической реактивностью, которые представляют собой группу риска.

Одной из основных причин распространения ВБИ считается неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние ЛПУ: изношенность зданий, отсутствие капитального ремонта, износ и неудовлетворительное состоряние ЦСО и дезинфекционных блоков. Наблюдается также несоблюдение зонирования в данных помещениях. Как следствие - неудовлетворительная организация процесса проведения дезинфекции и стерилизации медицинской аппаратуры, инструментария и белья в ЛПУ.

Следующая причина наличия ВБИ – несоблюдение правил обработки и утилизации медицинских отходов.

И в самую последнюю очередь в числе причин ВБИ называют, или даже совсем не упоминают, недостаточное качество стирки постельного белья пациентов, одежды больных и спецодежды персонала.

По данным Всемирной организации здравоохранения, уровень ВБИ в мире составляет в среднем 6–7%. ВБИ, присоединяясь к основному заболеванию, усложняет его диагностику, лечение, течение и исход заболевания. И, как следствие, ведет к увеличению срока пребывания больного в стационаре примерно на 6-20 дней и увеличению финансовых затрат на его лечение.

Примерно 85% от всех ВБИ составляют гнойно-септические инфекции (ГСИ), возбудителями которых являются энтеробактерии (сальмонелла, кишечная палочка, чумная палочка), золотистый стафилококк (MRSA), стрептококки групп А, В, Д, синегнойная палочка, неспорообразующие анаэробы; 6—7% — вирусные гепатиты В, С, Д; кишечные инфекции — 7—8%, из них 45% случаев — гастроэнтерит, причинами которого являются вирусы (ротавирус, калицивирусы, норовирус, астровирус и кишечный аденовирус) и бактерии (Vibrio cholerae, энтеротоксогенные штаммы Escherichia coli, Clostridium difficile, Staphylococcus aureus, Bacillus cereus, Clostridium perfringens и прочие).

Ниже приведены примеры серьезных вспышек ВБИ по Российской Федерации.

В марте 2009 г. в роддоме г. Павлово Нижегородской области ГСИ заразились 9 новорожденных. У малышей обнаружили смешанную форму болезней - пузырчатки и везикулопустулеза средней степени тяжести.

В июле 2009 г. в роддоме №6 г. Челябинска – вспышка стафилококка. Два десятка новорожденных попали в больницу. Врачи пытались списать все на ВБИ.

В конце 2010 г. в роддоме №4 г. Саратова зафиксирована ГСИ среди новорожденных. Шестеро детей госпитализированы. Трех младенцев госпитализировали прямо из роддома, а еще трех уже после выписки из родильного учреждения.

В июле 2011 г. из-за инфекции в роддоме № 7 г. Новосибирска госпитализированы 6 младенцев. Всего инфекцией заболели 7 новорожденных.

В Калининградском роддоме № 3 в начале 2012 г. произошла вспышка ГСИ стафилококковой этиологии. Лабораторно подтверждена стафилококковая инфекция у нескольких сотрудников роддома.

Десять новорожденных заболели опасной инфекцией в родильном отделении КБ № 2 Оренбургской области в мае 2012. По предварительным данным, источником распространения инфекции могла стать медицинская сестра, у которой были обнаружены признаки гнойного гидраденита.

Вернемся к одной из причин ВБИ, о которой мы упомянули вначале - к некачественно обработанному белью, одежде и спецодежде, используемому в ЛПУ.

Загрязнения в ЛПУ могут быть разнообразны и зависят от профиля отделения: в отделениях терапевтического профиля – общие загрязнения и небольшое количество пятен от лекарственных препаратов; в хирургических, ожоговых, гинекологических, урологических, инфекционных отделениях – кровь, гнойное отделяемое ран, мокрота, рвотные массы, пятна йода, марганцовокислого калия, мазей, лекарственных средств и т.п.

Кроме перечисленных загрязнений белье лечебных организаций может быть контаминировано самыми разнообразными микроорганизмами, такими как клостридия диффициле, клебсиелла, ацинетобактер, кишечная палочка, золотистый стаффилококк, ванкомицинустойчивые энтерококки, вирусы, патогенные грибы (аспергиллез) и другие. Поэтому некачественно выстиранное и продезинфицированное белье становится фактором передачи инфекционных заболеваний. Кроме того, правильно выстиранное и обработанное белье может быть инфицированно и после – во время транспортировки и хранения.

Так как же сегодня стирают белье в ЛПУ? Стирка сейчас проводится либо в прачечной в составе ЛПУ, либо в специальных коммерческих прачечных.

Но если больничное белье и попало в коммерческую прачечную, то это совершенно не гарантирует качественный результат обработки белья. Несоблюдение требований к разграничению потоков грязного и чистого белья, пренебрежение правилами личной гигиены делают обычную технологию стирки в стандартных машинах с фронтальной загрузкой или туннельных машинах небезопасной с точки зрения борьбы с внутрибольничными инфекциями.


Ручка сушильной машины имеет обсеменение > 100 CFU coagulase-negative Staphylococci (коагулазонегативные стафилококками).


Обсеменение дна тележки для чистого белья Corynebacterium sp., Staphylcoccus aureus, coagulase-negative Staphylococci > 100 CFU


Махровое полотенце после сушки имеет обсемененность 4 CFU Aspergillus 1 CFU, coagulase-negative Staphylococci.


Стол с поверхностью из нержавеющей стали для складывания чистого белья. Обсеменненость 3 CFU Aerococcus viridans


Полка для хранения белья персонала. Обсемененность 62 CFU Corynebacterium sp.

Такие результаты выявлены из-за того, что отсутвует физическое ограничение для перемещения персонала, тележек, нет четкого разделения чистого и грязного белья. Возникает реальная угроза повторного загрязнения белья на этапе сушки, глажения, складывания и хранения.

Если бы прачечная правильно зонировала пространство, требовала от персонала после работы с грязным бельем мыть руки, или, в идеале, использовала бы барьерную технологию стирки белья, подобного сильного обсеменения патогенной флорой можно было бы избежать.

Барьерные технологии обязательны к использованию в инфекционных больницах, гнойной хирургии, роддомах, домах престарелых и хосписах – везде, где происходит контакт с биологическими, потенциально заразными, выделениями человека.

Барьерная концепция стирки белья – это комплексная концепция, включающая в себя все стадии перемещения белья: сбор грязного белья в палатах, передачу белья в прачечную и возврат чистого белья в палату. Грязное белье должно храниться в строго отведенных для этого местах в целях предотвращения заражения людей. Грязного белья должно быть рассортированно в соответствии со степенью загрязнения и доставляться в прачечную в закрытых телжках с особой маркеровкой, которые должны дезинфицироваться после каждой такой доставки.

А белье, подлежащее дезинфекции, должно поступать в прачечную в специальных растворимых мешках, которые будут растворяться при дезинфекции. Грязное белье должно сортироваться как в отделении, так и повторно в зоне приема белья в прачечной, чтобы не допустить не просто попадания в машины медицинских инструментов, но главным образом не допустить ранения сотрудников прачечной этими иниструментами и возможности их инфицирования. Сотрудник прачечной должен работать обязательно в халате, перчатках, лицевой маске и шапочке.

Обработка белья должна осуществляться в барьерных стиральных машинах, где загрузка грязного белья происходит с одной стороны, а выгрузка чистого – с другой. Перемещение между грязной и чистой зонами возможно исключительно через санпропускник. В чистой зоне осуществляется сушка, глажение белья, финишная обработка фасонного белья. Мокрое белье должно быть обработано как можно быстрее (максимум в течение 4 часов) для предотвращения развития микроорганизмов.

Преимущество должно отдаваться автоматическому складыванию и штабелированию. Хранить чистое белье, а также его транспортировать в отделения необходимо в упакованном виде, в отдельных тележках для чистого белья. Хранить чистое белье необходимо на стеллажах из нержавеющей стали. Нельзя допускать слишком длительного хранения чистого белья - за время хранения белье может быть инфицировано. Применение современного оборудования для стирки и последующей обработки белья помогает обеспечить надлежащее качество и безопасность белья в инфекционном отношении.

Особое место в ассортименте продукции Electrolux занимают барьерные стиральные машины с загрузкой от 13 до 110 кг. В начале 2013 года произошло обновление модельного ряда оборудования - начался выпуск машин 5-го поколения. В том числе появилась новая линейка барьерных машин Evolution с загрузкой 18, 25 и 35 кг.


Характеристики барьерных машин Evolution:




Удобная транспортировка, простая установка
- Любую из 3 моделей можно перемещать на гидравлической тележке
- Возможна установка на место старой машины без подведения дополнительных коммуникаций


Максимум надeжности и удобства в эксплуатации:
- Система выявления дисбаланса для гашения вибрации и оптимизации отжима.



Низкая себестоимость стирки:
В начале каждого цикла система автоматически определяет вес загрузки, подает необходимое количество воды и моющих средств, а также оптимизирует время цикла и расход энергоносителя.


Актуальность проблемы внутрибольничных инфекций для теоретической медицины и практического здравоохранения не вызывает сомнения. Проблема ВБИ не просто далека от полного разрешения, от ВБИ избавиться невозможно, несмотря на колоссальные усилия, но мы можем свести их к минимуму. И помните, для статистики 1 смерть в результате внутрибольничной инфекции – это всего лишь 0,0000001% от общего показателя, а для нас это – наши близкие, родные, друзья, и для нас этот показатель всегда будет 100%.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.