Система мероприятий направленных на предупреждение распространения инфекционных заболеваний

Мероприятия планируются и проводятся по трём направлениям:

1) обезвреживание источника инфекции;

2) разрыв путей передачи инфекции;

3) повышение невосприимчивости людей к инфекционным заболеваниям.

Важнейшее значение имеют:

· своевременное выявление инфекционных больных, ранняя их изоляция и госпитализация;

· контроль над соблюдением правил личной и общественной гигиены.

Дезинфекцию проводят с целью уничтожения во внешней среде возбудителей инфекционных заболеваний.

Она бывает:

Профилактической – для предупреждения возникновения или распространения инфекционных заболеваний через места общественного пользования (столовые, бани, прачечные, парикмахерские, вокзалы и др.) путём их систематического обеззараживания.

Текущей – для обеззараживания выделений инфекционных больных, а также зараженных ими окружающих предметов.

Заключительной – после госпитализации, выздоровления или смерти инфекционного больного.

Методы дезинфекции делятся на физические, механические и химические. Из физических методов обеззараживания наибольшее применение имеют огонь, горячий воздух, кипящая вода, водяной насыщенный пар, ультрафиолетовые лучи. Химические дезинфицирующие вещества применяются в виде растворов и взвесей, а также в парообразном и газообразном состоянии. Чаще используются хлорная известь, хлорамин, лизол.

Дезинсекция – уничтожение насекомых. Используются механические, физические, химические и биологические методы. Истребление насекомых проводится с помощью различных ловушек, липкой бумаги, путем проглаживания одежды и белья горячим утюгом, обработки горячим воздухом и паром в дезинфекционных камерах. Применяют следующие химические вещества: гексахлоран, карбофос, хлорофос в виде растворов, эмульсий и аэрозолей, а также растительные инсектициды (пиретроиды - циперметрин, виртан) и бактериальные препараты (битоксибациллин, лепидоцид).

Дератизация – уничтожение грызунов. Применяются яды, используются различные орудия и способы отлова и уничтожения грызунов, а также заражение грызунов болезнетворными для них и безопасными для человека и домашних животных бактериями.

Профилактические мероприятия, связанные с повышением невосприимчивости людей к инфекционным заболеваниям, достигаются с помощью так называемого искусственного иммунитета, который создается путем введения (прививки) в организм здоровых людей вакцин и анатоксинов.

Карантин – это комплекс санитарно-гигиенических, противоэпидемических, лечебных и административно-хозяйственных мероприятий, направленных на предупреждение распространения заболеваний как внутри очага, так и за его пределами. Карантин устанавливается при возникновении таких особо опасных инфекционных заболеваний, как чума, оспа, холера. При введении карантина достигается полная изоляция очага инфекционных заболеваний. Для этого организуется вооруженная охрана очага, прекращаются въезд и выезд людей, запрещается вывоз какого либо имущества без предварительной дезинфекции его, временно прекращается работа школ, клубов, кинотеатров и мелких предприятий бытового обслуживания, на основных дорогах, ведущих в очаг заражения, развертывают контрольно-пропускные пункты, обеспечивающие пропускной режим в зону карантина.

Особенно важно соблюдать личную гигиену лицам, оказывающим помощь пострадавшим – комплекс мероприятий, выполнение которых помогает человеку сохранить свое здоровье. Уход за кожей является одним из требований личной гигиены. Мыться следует не реже одного раза в неделю, а при работе в условиях воздействия радиоактивных, бактериальных и др. вредных веществ ежедневно по окончании работ. Руки мыть водой с мылом необходимо возможно чаще и обязательно после посещения уборной, выполнения каких-либо грязных работ и перед едой. К личной гигиене относится и уход за полостью рта, за одеждой, обувью, снаряжением, поддержание чистоты в жилище, режим питания, а также физическая культура.

Одежда спасателя должна обладать высокими теплозащитными свойствами, быть хорошо проницаемой для воздуха, впитывать незначительное количество влаги, равномерно и быстро ее испарять, иметь небольшой вес и не стеснять движений, мало загрязняться и легко чиститься. Обувь должна быть по размеру и не сжимать стопу, ее необходимо своевременно очищать от грязи и пыли, просушивать.

При катастрофах и стихийных бедствиях, сопровождающихся загрязнением почвы, воды, продуктов питания фекалиями, нечистотами, навозом существует реальная опасность заражения острыми желудочно-кишечными заболеваниями. Для предупреждения таких заболеваний необходимо соблюдать правила питания, водоснабжения и размещения в полевых условиях. Необходимо создать условия для хранения продуктов питания, исключающие их загрязнение и заражение, а также порчу.

Потребность спасателя в питьевой воде составляет 2–2,5 л. в сутки, в условиях жаркого климата, а также при тяжелой физической работе 5–6 л. в сутки, а в условиях пустыни до 11 л.

Безопасность воды, безвредность ее химического состава обеспечиваются государственным стандартом качества питьевой воды и постоянным контролем над качеством воды специальными лабораториями. Для питья необходимо использовать воду только проверенную такими лабораториями, или обеззараженную воду. Воду обеззараживают кипячением или с помощью химических средств, например пантоцида. Используется одна таблетка пантоцида на один литр воды.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

[youtube.player]

Профилактика (prophylaktikos -- предохранительный) - термин, означающий комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.

Выделяют общественную и индивидуальную профилактику. Индивидуальная профилактика предусматривает соблюдение правил личной гигиены в быту и на производстве, общественная включает систему мероприятий по охране здоровья коллективов.

Мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний можно условно разделить на две большие группы - общие и специальные.

К общим относятся государственные мероприятия, направленные на повышение материального благосостояния, улучшение медицинского обеспечения, условий труда и отдыха населения, а также санитарно-технические, агролесотехнические, гидротехнические и мелиоративные мероприятия, рациональная планировка и застройка населенных пунктов и многое другое, что способствует успехам профилактики и ликвидации инфекционных болезней.

Специальными являются профилактические мероприятия, проводимые специалистами лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений. Система профилактических мероприятий включает и международные меры, когда вопрос касается особо опасных (карантинных) инфекций.

Содержание и масштаб профилактических мероприятий могут относиться непосредственно к очагу инфекции или касаться целого района, города, области.

Противоэпидемические мероприятия можно определить как совокупность обоснованных на данном этапе развития науки рекомендаций, обеспечивающих предупреждение инфекционных заболеваний среди отдельных групп населения, снижение заболеваемости совокупного населения и ликвидацию отдельных инфекций. Противоэпидемические мероприятия проводят при возникновении (выявлении) инфекционной болезни, профилактические — постоянно, независимо от наличия или отсутствия инфекционного больного. Основу профилактики инфекционных болезней в масштабе страны составляют повышение материального благосостояния народа, обеспечение населения благоустроенным жильём, квалифицированной и доступной медицинской помощью, развитие культуры и т.д.

Медицинские аспекты профилактики инфекционных болезней:

• систематический санитарный контроль за водоснабжением населения;

• санитарный и бактериологический контроль за качеством пищевых продуктов, санитарным состоянием предприятий пищевой промышленности и объектов общественного питания, торговли и детских учреждений;

• проведение плановых дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных мероприятий;

• плановая специфическая профилактика среди населения;

• осуществление мер по санитарной охране границ с целью предупреждения заноса на территорию страны инфекционных болезней из-за рубежа и др.

Основы организации противоэпидемической работы.

Организационная структура системы противоэпидемической защиты населения включает медицинские и немедицинские силы и средства. Важную роль в обеспечении противоэпидемического режима играют исполнители немедицинского профиля. Комплекс различных по характеру и направленности мероприятий, связанных с очисткой населённых пунктов, питанием, водоснабжением и т.д., выполняют государственные органы, учреждения и предприятия при активном участии населения. Исполнение многих противоэпидемических мероприятий осуществляют ЛПУ. Работники лечебной сети (поликлиник, амбулаторий, сельских врачебных участков, фельдшерских пунктов и детских учреждений) обеспечивают раннее выявление эпидемического очага на обслуживаемом ими участке. Без выявления инфекционного заболевания информация о наличии эпидемического очага не доступна работникам санитарно-эпидемиологической службы, поскольку её деятельность включает диагностическую (эпидемиологическая диагностика), организационную, методическую и контрольную функции. Сложность управленческой деятельности санитарно-эпидемиологических учреждений заключается в том, что для борьбы с инфекционными заболеваниями необходимо привлечение сил и средств, не подчинённых службе санитарно-эпидемиологического контроля.

Органы и учреждения государственного санитарно-эпидемиологического надзора во взаимодействии с органами и учреждениями здравоохранения разрабатывают целевые комплексные программы профилактических и оздоровительных мероприятий по важнейшим проблемам охраны здоровья населения, принимают совместные решения по вопросам профилактики заболеваний, изучают состояние здоровья населения и демографическую ситуацию в связи с воздействием неблагоприятных факторов среды обитания человека, организуют и контролируют работу по профилактике инфекционных (паразитарных), профессиональных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей. Мероприятия по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в войсках и на специальных объектах Министерства обороны, Министерства путей сообщения, Министерства внутренних дел, органов государственной безопасности осуществляют специальные службы этих министерств и ведомств.

Как было указано выше, возникновение и поддержание эпидемического процесса определяют три фактора: источник инфекции, механизм передачи возбудителя и восприимчивость населения. Устранение одного из факторов неизбежно приводит к прекращению эпидемического процесса и, следовательно, исключает возможность существования инфекционной болезни. Поэтому профилактические и противоэпидемические мероприятия могут быть эффективными в том случае, если они направлены на обезвреживание (нейтрализацию) источника инфекции, перерыв путей передачи возбудителя и повышение невосприимчивости населения.

2. Мероприятия в отношении источника инфекции:

— своевременное выявление больных и носителей патогенных микроорганизмов;

— обеспечение ранней диагностики заболеваний;

— учёт больных и носителей;

— лечение в поликлинических условиях;

— долечивание после выписки из стационара;

— санация носителей и больных хроническими формами заболеваний;

— проведение бактериологического контроля за полнотой освобождения от возбудителей;

— проведение гигиенического воспитания больных и носителей;

— обеспечение диспансерного наблюдения за переболевшими, больными хронической формой инфекционного заболевания и хроническими носителями.

При антропонозах мероприятия, направленные на источник инфекции, разделяют на диагностические, изоляционные, лечебные и режимно-ограничительные, а при зоонозах — на санитарно-ветеринарные, дезинсекционные и дератизационные.

Раннее и полное выявление инфекционных больных — предпосылка своевременно начатого лечения, изоляции и проведения противоэпидемических мероприятий в очаге. Различают пассивное и активное выявление инфекционных больных. В первом случае инициатива обращения за медицинской помощью принадлежит больному или его родственникам. К методам активного выявления инфекционных больных относят выявление больных по сигналам санитарного актива, подворные обходы, выявление больных и носителей при различных профилактических осмотрах и обследованиях (группы риска). Так, обязательному медицинскому осмотру и лабораторному обследованию подлежат дети перед поступлением в детское дошкольное учреждение (ДДУ), взрослые при приёме на работу на пищевые предприятия. К активному выявлению следует также отнести выявление инфекционных больных при проведении медицинского наблюдения в эпидемических очагах.

Эффективность мероприятий в отношении источников инфекции в значительной степени определяет диагностика. Требования к ней с эпидемиологических позиций обусловлены выбором достоверных и прежде всего ранних методов. Причины диагностических ошибок связаны с трудностями дифференциальной диагностики клинически сходных инфекционных заболеваний, полиморфизмом клинических проявлений многих из них, недоучётом эпидемиологических данных и недостаточным использованием возможностей лабораторного подтверждения. Качество диагностики существенно улучшает сочетанное применение различных методов. Например, при кори, эпидемическом паротите, ветряной оспе, скарлатине и некоторых других заболеваниях диагноз практически всегда устанавливают клинически, с учётом эпидемиологических данных (если они есть). Лабораторные методы диагностики значительного применения при этих инфекциях пока не получили.

При наличии широкого набора методов лабораторной диагностики следует каждому из них дать правильную эпидемиологическую оценку. Например, при брюшном тифе раннюю диагностику заболевания осуществляют выделением возбудителя из крови (гемокультура) и серологическими тестами (Vi-гемагглютина-ция, ИФА, ПЦР). При ретроспективной постановке диагноза применяют методы более поздней диагностики — выделение возбудителя из испражнений, мочи и желчи. Эти методы используют для подтверждения диагноза и выявления бактерионосителей. Сложность многих лабораторных тестов ограничивает возможность их широкого применения. Именно по этим причинам аденовирусные и энтеровирусные инфекции очень часто не распознают, хотя они встречаются повсеместно.

Меры в отношении источника инфекции в эпидемическом очаге следует рассматривать как эффективные лишь в случае изоляции больного (в соответствии с патогенезом инфекции) до наступления заразного периода и на весь его срок (брюшной и сыпной тиф). Если больного изолируют в начале, разгаре или даже конце заразного периода (вирусный гепатит, корь, ветряная оспа и др.), такие меры оценивают как малоэффективные.

Больного или носителя обычно изолируют, помещая его в соответствующее ЛПУ вплоть до полного клинического выздоровления или достижения эффективной санации носителя. Сроки и условия изоляции определены специальными инструкциями. При многих инфекционных болезнях допускают изоляцию больного или носителя на дому при соблюдении условий, исключающих возможность передачи инфекции. За своевременную госпитализацию инфекционных больных отвечает участковый врач. Если больной остаётся дома, лечащий врач должен обеспечить его лечение и эпидемиологическое наблюдение за очагом, проводимое до окончания заразного периода у реконвалесцента. Оставляя больного дома, врач обязан сообщить ему и проживающим с ним лицам, какую эпидемиологическую опасность он представляет и как следует ему вести себя для предупреждения новых заболеваний. Для некоторых болезней госпитализация обязательна и предусмотрена законодательными документами. Инфекционных больных госпитализируют силами ЛПУ на специальном транспорте, подлежащем дезинфекции.

При зоонозах домашних животных наиболее радикальная мера — их уничтожение. В отдельных случаях, если речь идёт о высокоценных породах животных, прибегают к лечению или созданию специальных хозяйств для содержания и санации поражённого скота. Наряду с обеззараживанием источников инфекции проводят мероприятия по уничтожению эктопаразитов — переносчиков возбудителей. При зоонозах такие меры проводит ветеринарная служба, предоставляющая соответствующую информацию санитарно-эпидемиологической службе. При зоонозах диких животных (природно-очаговых болезнях) основные мероприятия направлены на истребление либо уменьшение плотности популяции (иногда на больших территориях, особенно при обнаружении чумы, бешенства и др.). Эти мероприятия дорогостоящи, их проводят по эпидемиологическим или эпизоотологическим показаниям специализированные учреждения здравоохранения и ветеринарной службы. Хозяйственное освоение территорий (распашка степей, мелиорация, лесонасаждение) часто приводит к ликвидации природных очагов инфекционных болезней.

Режимно-ограничительные мероприятия проводят в отношении лиц, подвергавшихся или подверженных риску заражения. Продолжительность этих мероприятий определяет время опасности заражения лиц, контактирующих с больным или носителем, плюс время максимального инкубационного периода. Можно выделить три категории режимно-ограничительных мероприятий: усиленное медицинское наблюдение, обсервация и карантин.

• Усиленное медицинское наблюдение направлено на активное выявление инфекционных больных среди лиц, контактировавших с больным (носителем) дома, по месту работы, учебы и т.д. Среди этих лиц в течение максимального инкубационного периода болезни проводят опрос, медицинское обследование, термометрию, лабораторные исследования и др.

• Обсервация — усиленное медицинское наблюдение за здоровьем людей, находящихся в зоне карантина и намеренных её покинуть.

• Карантин — режимно-ограничительное мероприятие в системе противоэпидемического обслуживания населения, предусматривающее административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предполагающие особый режим хозяйственной или иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных. При возникновении очагов особо опасных инфекций осуществляют полную изоляцию контактных лиц, обеспечиваемую вооружённой охраной. При менее опасных инфекциях карантин включает разобщение лиц, бывших в контакте с больным; запрещение приёма новых детей или перевода детей из группы в группу в организованных коллективах; недопущение лиц, общавшихся с больным, в детские коллективы, на пищевые предприятия, ограничение их контакта с другими лицами. Работников пищевых предприятий, водопроводных сооружений, детских учреждений и лиц, осуществляющих непосредственный уход за больными в лечебных учреждениях, а также детей, посещающих ДДУ, при некоторых инфекциях отстраняют от работы, а детей не допускают в детские учреждения. Сроки разобщения лиц из очагов различны. Например, при брюшном тифе, дизентерии и дифтерии разобщение длится в течение срока, необходимого для бактериологического обследования. При других заболеваниях разобщение проводят на весь срок инкубации, отсчитываемый от момента изоляции больного.

3. Мероприятия, направленные на прерывание путей передачи. Мероприятия, ведущие к разрыву механизма передачи возбудителя, называют санитарно-гигиеническими:

— текущая и заключительная дезинфекция в очаге;

— обор проб из объектов внешней среды для лабораторного исследования;

— запрещение использования продуктов, воды, одежды и других предметов, предполагаемых в качестве факторов передачи возбудителя.

Характер мероприятий по разрыву путей передачи инфекции зависит от особенностей эпидемиологии заболевания и степени устойчивости возбудителя во внешней среде. Успех обеспечивают общие санитарные мероприятия, проводимые независимо от наличия заболеваний, — санитарный контроль за водоснабжением и пищевыми продуктами, очистка населённых мест от нечистот, борьба с выплодом мух и т.д. Общие санитарные мероприятия играют решающую роль в профилактике кишечных инфекционных болезней. Кроме общих санитарных мероприятий, большое значение в пресечении дальнейшей передачи инфекции играют дезинфекция, дезинсекция и дератизация.

При инфекциях дыхательных путей фактором передачи бывает воздух, поэтому столь трудны меры по разрушению механизма передачи, особенно в больничных условиях и организованных коллективах. Разработка способов и приборов для дезинфекции воздуха в таких условиях необходима, и такую работу ведут. Для индивидуальной профилактики в очаге инфекции рекомендуют ношение марлевых повязок. Прерывание механизма передачи при инфекциях наружных покровов осуществляют повышением общей и санитарной культуры населения, улучшением жилищных условий, санитарной обстановки в быту и на производстве. Огромное значение мер по прерыванию механизма передачи ярко проявляется при трансмиссивных заболеваниях, где фактором передачи бывают живые переносчики (вши, комары, клещи и др.).

4. Мероприятия, направленные на защиту популяции хозяина. Эти мероприятия сводятся как к общеукрепляющим мерам, повышающим неспецифическую резистентность организма, так и к созданию специфического иммунитета благодаря проведению профилактических прививок.

Для иммунопрофилактики применяют зарегистрированные в соответствии с законодательством отечественные и зарубежные медицинские иммунобиологические препараты. Все препараты, используемые для иммунопрофилактики, подлежат обязательной сертификации. Бактерийные и

вирусные препараты — вид продукции, к производству и контролю которой предъявляют особо жёсткие требования. Всё указанное обусловлено прежде всего тем, что обычно эти препараты готовят на основе патогенных или ослабленных микроорганизмов. Это обстоятельство требует соблюдения чётко регламентированных условий технологии производства, гарантирующих, с одной стороны, безопасность работающего персонала, с другой, — безвредность, эффективность и стандартность препаратов. Ответственность за качество выпускаемых препаратов несёт предприятие-изготовитель.

В соответствии с Национальными требованиями и рекомендациями ВОЗ, в страну разрешено ввозить и применять лишь препараты, зарегистрированные на территории РБ и отвечающие необходимым требованиям. В настоящее время на территории страны зарегистрированы и разрешены к применению многие препараты: против кори, краснухи, полиомиелита, гемофильной инфекции, гриппа, менингококковой инфекции, ВГВ и др.

Учитывая механизм действия и природу иммунобиологических препаратов, их разделяют на следующие группы:

• вакцины (живые и убитые), а также другие препараты, приготовленные из микроорганизмов (эубиотики) или их компонентов и дериватов (анатоксинов, аллергенов, фагов);

• иммуноглобулины и иммунные сыворотки;

• иммуномодуляторы эндогенного (иммуноцитокины) и экзогенного (адъюванты) происхождения;

Все препараты, применяемые для иммунопрофилактики, разделяют на три группы:

1. создающие активный иммунитет;

2. обеспечивающие пассивную защиту;

3. предназначенные для экстренной профилактики или превентивного лечения инфицированных лиц. Такими препаратами служат некоторые вакцины (например, антирабическая), анатоксины (в частности, противостолбнячный), а также бактериофаги и интерфероны (ИФН).

Мероприятия, проводимые в отношении лиц, находившихся в контакте с источником инфекции:

— активное выявление этих лиц;

— специфическая и неспецифическая профилактика.

Отдельную группу составляют лабораторные исследования и санитарно-просветительная работа, помогающие каждому из направлений.

5. Критерия выделения главных мероприятий в профилактике инфекционных заболеваний и борьбе с ними. Первый – особенности эпидемиологии отдельных групп и нозологических форм инфекционных болезней. Например, воздушно-капельные инфекции характеризуются обилием источников инфекции, высокой активностью механизма передачи, основой профилактики их являются диспозиционные мероприятия - иммунопрофилактика, иммунокоррекция и экстренная профилактика.

Главным в профилактике кишечных антропонозных заболеваний являются экспозиционные мероприятия (изоляция, режимно-ограничительные, санитарно-ветеринарные, санитарно-гигиенические, дератизация, дезинфекция, дезинсекция).

Второй критерий выбора главных мероприятий – конкретные причины и условия развития эпидемического процесса. Результаты эпидемиологической диагностики позволяют оценить степень влияния природных и социальных факторов на развитие эпидемического процесса в каждом конкретном случае, а также факторов внутреннего развития эпидемического процесса.

Третий критерий – степень эффективности и доступности противоэпидемических мероприятий для практического применения.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

[youtube.player]

Противоэпидемические мероприятия делят на две группы:

• мероприятия по профилактике возникновения и распространения инфекционных заболеваний;

• мероприятия, направленные на ликвидацию эпидемических очагов среди населения в районе ЧС.

Основные противоэпидемические мероприятиятаковы:

• санитарно-эпидемиологическая разведка предполагаемых районов рассре-доточения и размещения эвакуируемых жителей в загородной зоне;

• эпидемиологическое наблюдение, включающее изучение санитарно-эпи-демиологического состояния населённых пунктов;

• своевременное выявление инфекционных больных, их изоляция и госпи-тализация;

• учёт и санация носителей возбудителей болезней и лиц, страдающих хроническими формами инфекционных болезней;

• профилактика инфекционных заболеваний путём применения вакцин, сывороток, антибиотиков и различных химических препаратов;

• борьба с переносчиками трансмиссивных заболеваний и грызунами.

Наиболее сложная ситуация в плане медико-санитарных последствий ЧС возникает при появлении эпидемических очагов инфекционных заболе-ваний среди населения. Они характеризуются следующими особенностями:

• наличием инфекционных больных среди пострадавших и возможностью ускоренного распространения инфекции;

• активизацией механизмов передачи возбудителей инфекций в зонах ЧС;

• продолжительностью заражающего действия невыявленных источников и появлением длительно действующих очагов;

• сложностью индикации и диагностики инфекционных очагов;

• наличием минимального инкубационного периода в результате постоян-ного контакта с невыявленными источниками инфекции, снижение резистен-тности и большая инфицирующая доза возбудителей.

Для оценки степени эпидемической опасности инфекционных заболеваний в зонах ЧС предложена методика, учитывающая наиболее значимые факторы:

• патогенность инфекционного агента;

• контагиозность (выраженная контагиозным индексом);

• количество заболевших и количество предполагаемых санитарных потерь;

• количество контактных лиц и необходимость в их изоляции (обсервации);

• размеры зоны эпидемии (уровни: локальный, местный, территориальный, региональный, федеральный).

В ЧС эпидемический процесс имеет определённую специфику, и при-сущие ему закономерности развития могут нарушаться. Прежде всего, это касается источника возбудителя инфекции, его вида и места естественной жизнедеятельности (обитания, размножения и накопления). В зонах ката-строф источник заражения зачастую установить трудно, так как меняются формы сохранения места жизнедеятельности возбудителя, расширяется ареал его обитания. По этой причине в зоне катастроф одновременно может воз-никнуть несколько эпидемических очагов разных нозологических форм.

Организация и проведение экстренных санитарно-противоэпидемичес-ких меро­приятий в чрезвычайных ситуациях (ЧС) строятся на общих прин-ципах охраны здо­ровья, оказания медицинской помощи населению в районах бедствия, предупрежде­ния возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Санитарно-противоэпидемическое обеспечение в ЧС включает ком­плекс организационных, правовых, медицинских, гигиенических и противо­эпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникнове­ния и ликвидацию инфекционных заболеваний, соблюдение санитарных пра­вил и норм при резком ухудшении санитарно-эпидемического состояния, сохранение здоровья населения и поддержание его трудоспособности.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) включает функциональную подсистему надзора за санитарно-эпи­демиологической обстановкой, участвующую в ликвидации последствий ЧС природ­ного и техногенного характера.

Основными принципами организации санитарно-противоэпидеми-ческого обес­печения населения в ЧС являются:

• государственный и приоритетный характер санитарно-эпидемиоло-гической службы, постоянная готовность ее сил и средств, их высокая мо-бильность, четкое функциональное предназначение и формирование с учетом регио­нальных особенностей;

• единый подход к организации санитарно-противоэпидемических мероприятий;

• соответствие содержания и объема мероприятий санитарно-эпидемио-логиче­ской обстановке, характеру деятельности и возможностям учреждений и формирований службы;

• дифференцированный подход к формированию сил и средств с уче-том региональ­ных особенностей, уровня и характера потенциальной опас-ности территорий;

• взаимодействие санитарно-эпидемиологической службы Минздрава России с органами и учреждениями других ведомств и ведомственными медико-сани­тарными службами.

Основной целью функционирования подсистемы надзора за санитарно-эпиде­миологической обстановкой РСЧС является организация мероприятий госсанэпидслужбы, направленных на предупреждение и ликвидацию небла-гоприятных медико-санитарных и санитарно-эпидемиологических послед-ствий ЧС. Совершенствование организации и повышение готовности органов и учреждений госсанэпидслужбы к деятельности по наблюдению, оценке и прогнозированию санитарно-эпидемиологи­ческой обстановки обусловлены возникновением реальной или потенциальной угро­зы здоровью населения.

Функциональные основы подсистемы определяют основные задачи и преду­сматривают основные направления деятельности санитарно-профилактических учре­ждений и формирований по санитарно-гигиени-ческому и противоэпидемическому обеспечению в ЧС, а именно:

• принятие главными государственными санитарными врачами адми-нистра­тивных территорий решений, обязательных для исполнения федераль-ными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации и местного самоуправления, предприятия-ми, уч­реждениями и организациями, независимо от их подчиненности и форм соб­ственности, должностными лицами и гражданами при возникнове-нии ЧС са­нитарно-эпидемиологического характера;

• осуществление контроля за соблюдением санитарных правил, гигие-нических нормативов и норм при возникновении ЧС;

• осуществление контроля за проведением специфической и неспеци-фической профилактики инфекционных заболеваний; осуществление контро-ля за организацией и проведением всего комплекса санитарно-противоэпиде-мических мероприятий;

• обеспечение организационно-методического руководства деятельнос-тью са­нитарно-эпидемиологических служб министерств и ведомств Россий-ской Федерации по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия насе­ления при возникновении ЧС;

• разработку предложений по введению и отмене на территории Рос-сийской Федерации особых условий и регламентов проживания населения и ведению хозяйственной деятельности, направленных на предотвращение распростра­нения и ликвидацию инфекционных, паразитарных, профессио-нальных и массовых нс инфекционных заболеваний и отравлений населения;

• образование за счет выделенных из федерального бюджета Россий-ской Фе­дерации ассигнований ведомственного резерва финансовых и мате-риальных ресурсов, в том числе валютного, предназначенного для финанси-рования санитарно-противоэпидемических мероприятий в ЧС;

• обеспечение постоянной готовности системы управления, сил и средств к ра­боте в ЧС, осуществление контроля за созданием и готовностью специализи­рованных формирований госсанэпидслужбы (гигиенические и противоэпиде­мические бригады, санитарно-эпидемиологические отряды и специализиро­ванные противоэпидемические бригады) для включения их в группировку сил и средств, направляемых для ликвидации ЧС;

• обеспечение контроля за готовностью лабораторной базы учреждений гос­санэпидслужбы как составной части сил и средств наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов в целях своевременного обнаружения и осуществления оперативного контроля и из­мерений радиоактивного и химического загрязнения в районах ЧС, а также биологического заражения атмосферного воздуха, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия и других объектов окружающей среды;

• представление доклада Правительству Российской Федерации о са-нитарно-эпидемиологической обстановке в районе ЧС;

• участие в государственной экспертизе в области защиты населения и терри­торий от ЧС.

Санитарно-эпидемиологический надзор за сапэпидобстановкой осу-ществляется на федеральном, региональном, территориальном, мест-ном и объектовом уровнях и решает следующие задачи.

На федеральном уровне:

• разработка и внедрение принципов единой государственной политики в об­ласти обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, охра-ны и укрепления здоровья всех категорий населения, снижения отрицатель-ного влияния вредных факторов окружающей среды;

• осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за разработ-кой но­вых технологий и производств, размещением и функционированием потен­циально опасных объектов;

• научная разработка и внедрение наиболее прогрессивных способов защиты и гигиенического воспитания населения, приемов и методов работы в сети на­блюдения и лабораторного контроля (СНЛК), санитарно-эпидемиоло-гиче­ской, радиационной и химической разведок, а также новых направлений по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

• разработка методических основ гигиенического обоснования разме-щения и материально-бытового обеспечения пострадавшего населения;

• изучение возможностей использования сил и средств санитарно-эпидемиоло­гической службы и разработка необходимых рекомендаций по их работе в ЧС;

• взаимодействие органов, учреждений и формирований службы меди-цины ка­тастроф различных министерств и ведомств по вопросам оказания помощи в проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий;

• совершенствование автоматизированной информационно-управляю-щей сис­темы и подготовка кадров к работе в часто меняющейся санитарно-эпиде­миологической обстановке;

• использование международного опыта в предупреждении и ликвида-ции ме­дико-санитарных последствий ЧС.

На региональном уровне:

• осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за разработ-кой но­вых технологий и производств, размещением и функционированием объек­тов, на которых возможно возникновение региональных ЧС;

• внедрение прогрессивных способов индивидуальной защиты и гигие-ниче­ского воспитания населения, приемов и методов работы СНЛК в ЧС, захва­тывающих несколько территориальных образований;

• взаимодействие органов, учреждений и формирований службы меди-цины ка­тастроф различных министерств и ведомств, расположенных в реги-оне, по вопросам оказания помощи в проведении санитарно-противоэпиде-мических мероприятий;

• совершенствование автоматизированной информационно-управляю-щей сис­темы и подготовки кадров по вопросам специфики территории и ее влияния на проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий в ЧС;

• разработка нормативных и методических документов в области обес-печения санитарно-эпидемиологического благополучия территорий при возникнове­нии региональных ЧС;

• контроль за исполнением санитарного законодательства Российской Федера­ции, участие в экологическом мониторинге и слежении за уровнем содержа­ния токсичных и радиоактивных веществ, микроорганизмов в возду-хе, почве, воде, продовольственном сырье и пищевых продуктах; формиро-вание регио­нальных резервов сил и средств санитарно-эпидемиологической службы;

• рациональное использование сил и средств РСЧС, расположенных в регионе, их своевременный маневр при организации и проведении гигиени-ческих ме­роприятий в зонах ЧС, на территориях, загрязненных химическими и радио­активными веществами, в очагах инфекционных заболеваний;

• обобщение опыта работы органов управления, учреждений и специа-лизиро­ванных формирований по предупреждению и ликвидации санитарно-эпиде­миологических последствий ЧС.

На территориальном уровне:

• контроль за уровнем заболеваемости, динамикой специфического и неспеци­фического иммунитета, накоплением поглощенной дозы, последст-виями от­равлений аварийно-опасными химическими веществами (АОХВ), реализаци­ей мероприятий по защите населения от радиоактивных и высоко-токсичных веществ, усилению иммунной и другой защиты населения;

• разработка нормативных и методических документов в области обес-печения санитарно-эпидемиологического благополучия, в том числе поведе-ния по­страдавших при возникновении радиоактивных, химических и эпиде-миче­ских очагов в зоне ЧС и за ее пределами; контроль за исполнением санитар­ного законодательства РФ, участие в экологическом мониторинге и слеже­нии за уровнем содержания вредных веществ в воздухе, почве, воде, продо­вольственном сырье и пищевых продуктах;

• разработка и реализация неотложных мер по повышению санитарно-эпиде­миологической надежности водоснабжения, организации питания населения, сбора и утилизации бытовых и производственных отходов;

• проведение санитарно-эпидемиологической, санитарно-химической и сани* тарно-радиационной разведок, организация наблюдения и лаборатор-ного контроля на химически опасных и иных объектах и в коллективах, подверг­шихся воздействию вредных веществ;

• выработка рекомендаций по режиму на объектах экономики, обезза-ражива­нию территорий, помещений, транспорта в зависимости от вида опасного для населения вредного фактора;

• контроль за полнотой и качеством санитарно-гигиенических меро-приятий и санитарной обработкой населения, проводимых другими ведомст-вами и служ­бами; за соблюдением гигиенических правил эвакуации населе-ния и больных;

• разработка и реализация неотложных мер по повышению санитарно-гигие­нической надежности водоснабжения и питания населения, сбора и утилиза­ции бытовых и производственных отходов;

• внедрение во всех лечебно-профилактических учреждениях па этапах медицин­ской эвакуации современных приемов и методов оказания помощи при радиаци­онных и химических авариях, усиленного противоэпидемичес-кого режима;

• осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за объектами водо­снабжения, предприятиями общественного питания, детскими и другими уч­реждениями, расположенными в зоне ЧС;

• контроль за полнотой и качеством дезактивации, дегазации, дезин-фекции в зоне ЧС, а также санитарной обработкой населения, проводимых другими ве­домствами и службами;

• подготовка врачей общей практики, терапевтов, педиатров и врачей скорой медицинской помощи по вопросам особенностей радиационных поражений, отравлений и инфекционной патологии в ЧС;

• обучение населения способам защиты от химических и других вред-ных ве­ществ и поведению в очагах загрязнения;

• создание и поддержание специальных финансовых и материальных фондов, резерва лабораторного оборудования, средств индивидуальной защиты, запа­сов диагностических и иных препаратов, питательных сред, дезередств и другого расходного имущества;

• проведение экстренной (общей и специальной) и антидотной профи-лактики.

На местном уровне:

• осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за объектами водо­снабжения, предприятиями общественного питания, детскими и другими уч­реждениями, расположенными в зоне ЧС;

• своевременный переход лечебно-профилактических учреждений на работу в условиях усиленного, а при необходимости и строгого противоэпи-демиче­ского режима;

• целенаправленная работа санитарно-токсикологических, радиологи-ческих и микробиологических лабораторий по проведению массовых иссле-дований по показаниям;

• обучение населения поведению в очагах химического и радиологи-ческого за­грязнения;

• выдача (по показаниям) радиопротекторов и антидотов, проведение экстрен­ной (общей и специальной) профилактики.

На объектовом уровне:

• изучение объектов, представляющих потенциальную опасность осложнения санитарно-эпидемиологической обстановки при возникновении ЧС (объекты атомной, химической, микробиологической, пищевой промыш-ленности и во­доснабжения, канализационные сети и отстойники);

• слежение за состоянием здоровья и работоспособности работающих на объ­екте, их устойчивости к воздействию факторов ЧС в условиях скла-дываю­щейся санитарно-гигиенической обстановки;

• установление необходимого количества привлекаемых сил и средств объекта с указанием сроков их готовности и, по возможности, объемов выполняемых мероприятий;

• защита персонала, материальных средств и уникального оборудова-ния, а так­же лабораторных и иных животных с учетом прогнозируемой обстановки (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация, использование средств инди­видуальной защиты, в том числе и медицинских).

• перевод объекта на режим работы в условиях ЧС (управление и связь, пред­ставление донесений и обмен информацией);

• организация работы специализированных формирований объекта, их снабже­ние медицинским и специальным имуществом, материально-техни-ческое и транспортное обеспечение.

[youtube.player]

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.