Ргму инфекционные болезни это


Инфекционные болезни ("infectio" - заражение) - это группа заболеваний, которые вызываются проникновением в организм болезнетворных (патогенных) микроорганизмов. Чтобы патогенный микроб, попавший в организм, мог вызвать инфекционные болезни, он должен быть способен преодолевать сопротивляемость человеческого организма и оказывать на него токсическое действие. Эти качества специалисты называют вирулентностью (ядовитостью). Некоторые патогенные микроорганизмы высвобождают токсины (эндотоксины), в процессе саморазрушения (брюшной тиф, холера). Другие возбудители инфекционных заболеваний выделяют токсины (экзотоксины) в процессе своей жизнедеятельности (дифтерия, столбняк).

На сегодняшний день число известных науке инфекционных заболеваний превышает 1200, и эта цифра постоянно увеличивается. Человек на протяжении всей своей жизни контактирует с несчетным количеством микроорганизмов. Тем не менее, лишь 1/30000 часть микробов является возбудителями инфекционных заболеваний. Это грибки, бактерии, риккетсии и вирусы, обладающие патогенными свойствами. Интенсивность распространения инфекционных болезней зависит, в основном, от социально-бытовых факторов: условий труда, питания, жилищных условий, культурного и экономического уровня населения.

Процесс протекания инфекционных заболеваний


Инфекционные заболевания отличаются от неинфекционных тем, что болезнетворный агент и организм при инфекционных болезнях обладают определённой биологической активностью. Патогенный микроорганизм является мощным раздражителем, в результате воздействия которого на организм возникает сложный процесс. С самого начала этого процесса в нем выделяется два основных звена - физиологическое состояние организма и возбудитель инфекционного заболевания. Соотношения между этими звеньями в каждом конкретном случае могут быть различными в зависимости от этапа, фазы, периода развития инфекционного процесса. Необходимо учитывать, что не только больные, но и выздоравливающие после инфекционных болезней люди могут служить источниками возбудителей (при кишечных инфекциях, дифтерии и некоторых других). Некоторые люди могут являться носителями инфекции, не заболевая сами.

В развитии патологического процесса выделяют несколько основных стадий:

  • момент заражения - происходит проникновение болезнетворных микробов в организм;
  • инкубационный (скрытый, латентный) период - длится с момента инфицирования до проявления первых симптомов заболевания;
  • продромальный период (предвестник заболевания) - сопровождается небольшим повышением температуры, головной болью, чувством разбитости, общим недомоганием;
  • период нарастания заболевания - происходит последовательное появление признаков, характерных для определенной болезни;
  • разгар болезни - время ярко выраженного проявления всех специфических для заболевания симптомов;
  • период угасания заболевания - сопровождается исчезновением клинических признаков заболевания с быстрым (кризис) или медленным (лизис) падением температуры;
  • период выздоровления - продолжительность зависит от общего состояния организма, условий, в которых находится пациент, тяжести перенесенного заболевания.

Для многих инфекционных болезней человека (оспа, тиф, грипп, скарлатина, дифтерия и др.) характерно развитие осложнений в период болезни. После перенесенной инфекционной болезни человек на некоторое время или навсегда становится невосприимчивым к воздействию ее возбудителей (приобретает иммунитет).

Классификация инфекционных болезней

Инфекционные заболевания человека, в зависимости от определенного механизма передачи и места преимущественной локализации процесса делятся на следующие группы:

  • кишечные - сальмонеллез, холера, дизентерия, паратифы А и В, пищевые токсикоинфекции, эшерихиоз, брюшной тиф;
  • инфекции дыхательных путей - ветряная оспа, ОРВИ, корь, грипп, микоплазменная респираторная инфекция;
  • трансмиссовые, или кровяные, инфекции - малярия, чума, возвратный и сыпной тиф, ВИЧ-инфекция;
  • инфекционные заболевания наружных покровов - столбняк, сибирская язва;
  • инфекции с множественными путями передачи - инфекционный мононуклеоз, энтеровирусные инфекции.

По природе возбудителей инфекционные заболевания подразделяются на:

  • вирусные - корь, грипп, парагрипп, ВИЧ-инфекция, вирусные гепатиты, менингит, цитомегаловирусная инфекция;
  • прионные - фатальная семейная бессонница, куру, болезнь Крейтцфельда-Якоба;
  • протозойные - критоспоридиоз, амебиаз, изоспориаз, бабезиоз, токсоплазмоз, бластоцистоз, малярия, балантидиаз;
  • бактериальные - холера, чума, дизентерия, стафилококковая и стрептококковая инфекции, сальмонеллез, менингит;
  • микозы (грибковые инфекции) - эпидермофития, аспергиллёз, кандидоз, мукормикоз, криптококкоз, хромомикоз.

Инфекционные заболевания подразделяются также на зоонозные и антропонозные. К зоонозам относятся болезни животных, возбудители которых могут попадать в организм человека и заражать его (бешенство, сибирская язва, туляремия, ящур, бруцеллез, лептоспироз, листериоз). Антропонозы являются исключительно человеческими болезнями и передаются между людьми (корь, тиф, холера, дизентерия, натуральная оспа, брюшной тиф, дифтерия). Вызываемые паразитами (возбудителями животного происхождения - насекомыми, простейшими, клещами) заболевания называют паразитарными, или инвазионными.

Среди всех инфекционных болезней выделяют ряд особо опасных инфекций, называемых карантинными. Они характеризуются склонностью к быстрому распространению, высокой степенью заразности, тяжелым эпидемическим течением и большим риском быстрого летального исхода. Всемирной организацией здравоохранения к этой группе отнесены натуральная оспа (считается искорененной в мире с 1980 года), чума, желтая лихорадка (и сходные с ней по эпидемиологии лихорадки Марбург и Эбола), холера. В России особо опасными инфекционными заболеваниями считаются также сибирская язва и туляремия.

Способы инфицирования, лечения и профилактики инфекционных заболеваний


Лечение инфекционных заболеваний обычно проводится в специализированных отделениях стационаров, в легких случаях возможно лечение в домашних условиях. Строгое соблюдение противоэпидемического режима является обязательным условием. Современная медицина создала и успешно использует большое число эффективных лекарственных средств. Это антибиотики, вакцины (применяются для профилактики инфекционных заболеваний), иммуноглобулины различного рода, бактериофаги и т.д.

Профилактика инфекционных болезней не менее важна, чем лечение инфекционных заболеваний. Большое значение придается воспитанию чистоплотности у людей. Обыкновенное мытье рук после посещения уборной, выполнения грязной работы, перед едой уже может уберечь от многих кишечных инфекций. Кроме того, источником инфекции могут быть не только места общего пользования, но и деньги, поручни в транспорте, поверхность прилавков и многое другое. Купленные фрукты и овощи могут быть источником гельминтов и других опасных микробов, поэтому их обязательно нужно тщательно вымывать перед употреблением. Инфекционными носителями являются тараканы и грызуны, для борьбы с которыми промышленность производит разнообразные средства, которыми необходимо обрабатывать места их скопления и распространения. Нельзя сбрасывать со счетов комаров и клещей. Эти насекомые особенно опасны, так как переносят не только энцефалит и малярию, но и СПИД вместе с кровью инфицированного человека. Для защиты от клещей и комаров существует множество кремов и аэрозолей для нанесения на одежду, а также фумигаторов и отпугивателей.

Адрес: 364038, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. Урицкого, 2а


Амбалов Юрий Михайлович

доктор медицинских наук,

профессор

Начальник учебной части — Коваленко Анна Петровна кандидат медицинских наук, доцент.

Адрес кафедры: пр. Ворошиловский 105, МБУЗ Городская больница №1 им. Н.А.Семашко, инфекционное отделение №4.

На кафедре ведется преподавание инфекционных болезней студентам, осваивающим образовательные программы по специальностям 31.05.01 Лечебное дело, 31.05.02 Педиатрия, 32.05.01 Медико-профилактическое дело, 31.05.03 Стоматология.

Кафедра основана в 1929 году, первым ее руководителем был профессор Б.Н. Страдомский. В последующие годы кафедрой заведовали профессора Г.П. Руднев, Б.Н. Михайлов, А.А. Дмитриев, В.Н. Слышко, Л.Д. Левина. С 1991г. кафедру возглавляет профессор Ю.М. Амбалов.

Амбалов Юрий Михайлович заведующий кафедрой, д.м.н., профессор
Левина Лидия Дмитриевна профессор кафедры, д.м.н., профессор
Карташев Владимир Васильевич доцент кафедры, д.м.н., доцент
Пройдаков Михаил Андреевич доцент кафедры, к.м.н., доцент
Коваленко Анна Петровна доцент кафедры, к.м.н., доцент
Мамедова Нонна Ильясовна доцент кафедры, к.м.н., доцент
Донцов Денис Владимирович доцент кафедры, д.м.н., доцент
Перепечай Светлана Дмитриевна ассистент, к.м.н.
Зуева Валентина Власовна ассистент, к.м.н.
Усаткин Александр Васильевич ассистент, к.м.н.
Думбадзе Олег Соломонович ассистент, к.м.н.
Суладзе Александр Георгиевич ассистент, к.м.н.
Лаптева Людмила Андреевна ассистент, к.м.н.

Лекции, читаемые студентам, не дублируют учебник, но в то же время характеризуются функциональностью и в достаточном объеме представляют современные сведения о патогенезе, клинике, диагностике и лечении инфекционных заболеваний, входящих в рабочую программу.

За последние 5 лет на кафедре издано свыше 30 учебно-методических пособий для студентов всех факультетов. Постоянно проводится методическая работа по актуализации имеющихся методических указаний, пополнению банка ситуационных задач, тестов и практических умений. Изготавливаются новые лекционные таблицы.

Лечебное дело, военное дело педиатрия, медико- профилактическое дело,

1. Методические рекомендации для студентов

  •  Диагностика и принципы лечения гриппа: методические рекомендации для студентов 5 и 6 курсов лечебно-профилактического факультета. (Амбалов Ю.М., Коваленко А.П., Левина Л.Д., Усаткин А.В., Ростов-на- Дону, 2013, 5с.);
  •  Диагностика и лечение ВИЧ-инфекции: методические рекомендации для студентов медицинских ВУЗов. (С.Д. Перепечай, Н.И. Мамедова, Ю.М. Амбалов, Ростов-на-Дону, 2013, 8 с.);
  •  Диагностика и лечение инфекционного мононуклеоза, вызванного гамма- герпетическим вирусом: методические рекомендации для студентов медицинских ВУЗов. (Н.И. Мамедова, С.Д. Перепечай, Ю.М. Амбалов, Ростов-на-Дону, 2013, 10 с.);
  •  Диагностика и лечение лихорадки Западного Нила: методические рекомендации для студентов медицинских ВУЗов. (Н.И. Мамедова, Ю.М. Амбалов, Ростов-на-Дону, 2013, 7 с.).
  •  Ситуационные задачи по инфекционным болезням: учебное пособие. (Амбалов Ю.М. с соавт., Ростов-на-Дону, 2014, 42с.);
  • Перечни заболеваний, протекающих с различными клиническими и параклиническими проявлениями: методическое пособие для студентов 6 курса лечебно-профилактического факультета. — Ч.I. (Ю.М.Амбалов, Ростов-на-Дону, 2014, 62 с.);
  • Перечни заболеваний, протекающих с различными клиническими и параклиническими проявлениями: методическое пособие для студентов 6 курса лечебно-профилактического факультета. — Ч.II. (Ю.М.Амбалов, Ростов-на-Дону, 2014, 54 с.);
  • Клинические стандарты диагностики и лечения инфекционных болезней для практикующих врачей. (авторский коллектив. под ред. проф. Ю.М. Амбалова, 2014, 192с.).

2. Методические рекомендации для преподавателей

3. Учебные пособия

  • Методические основы диагностики и лечения инфекционных болезней, или как ставить диагноз и назначать лечение: лекция для студентов медицинских ВУЗов. (Амбалов Ю.М., 2014, 39 с.)
  •  Диагностика и принципы лечения острых вирусных гепатитов: лекция для студентов медицинских ВУЗов. (Амбалов Ю.М., Ростов-на-Дону, 2014, 33 с.);
  • Диагностика и лечение шигеллеза, сальмонеллеза и пищевой токсикоинфекции: лекция для студентов медицинских ВУЗов (Ю.М. Амбалов, 2014, 33 с.);
  •  Диагностика и принципы лечения ботулизма: лекция для студентов медицинских ВУЗов. (Ю.М. Амбалов, Ростов-на-Дону, 2014, 22 с.);
  •  Диагностика и лечение гриппа и других ОРВИ: лекция для студентов медицинских ВУЗов (А.П. Коваленко, Ростов-на-Дону, 2014, 19 с.);
  •  Диагностика и принципы лечения лептоспироза: лекция для студентов медицинских ВУЗов. (Ю.М. Амбалов, Ростов-на-Дону, 17 с.);
  • Диагностика и принципы лечения малярии: лекция для студентов медицинских ВУЗов (М.А. Пройдаков, 2014, 19 с.);
  • Диагностика и принципы лечения чумы: лекция для студентов медицинских ВУЗов. (Пройдаков М.А., Ростов-на-Дону, 2014, 15 с.).
  • Диагностика и принципы лечения туляремии: лекция для студентов медицинских ВУЗов. (Пройдаков М.А., Ростов-на-Дону, 2014, 15 с.).

В последние годы научная деятельность кафедры была посвящена разработке новых аспектов патогенеза, диагностики и лечения таких актуальных инфекционных заболеваний, как:

  • острый и хронический гепатиты В;
  • хронический гепатит С;
  • грипп;
  • инфекционный мононуклеоз, вызванный гамма-герпетическим вирусом;
  • инфекция, вызванная вирусом простого герпеса 1 и 2 типов
  • ботулизм;
  • рожа;
  • лямблиоз;
  • трихинеллез;
  • криптоспоридиоз;
  • ВИЧ-инфекция;
  • дирофиляриоз и др.

Цель воспитания студентов РостГМУ: разностороннее развитие личности будущего специалиста, отвечающего запросам современной медицинской науки и здравоохранения, обладающего высокой культурой, интеллигентностью, социальной активностью, качествами гражданина-патриота нашей страны.

Для достижения поставленной цели воспитательная работа на кафедре осуществляется в следующих формах:

Объявления для студентов

В связи с вводом ограничений на массовые мероприятия в РостГМУ.

Инфекционные заболевания вызываются патогенными микроорганизмами, которые, вследствие неоптимальной функциональности иммунной системы, попадают в организм. Эти микроорганизмы обладают определенной степенью вирулентности (ядовитости), которая проявляется по-разному:
- в процессе их жизнедеятельности в организме;
- при собственном разрушении.

Инфекционные заболевания характеризуются инкубационным периодом болезнетворных организмов - это время до появления первых признаков той или иной патологии и длительность этого периода зависит от вида возбудителя, способа заражения. Инкубационный период инфекционного заболевания может длиться от считанных часов до нескольких лет.

Классификация инфекционных заболеваний

Инфекционные заболевания различают по многим "параметрам".

А. По месту локализации инфекции данные болезни бывают:
- кишечные (брюшной тиф, сальмонеллез, эшерихиоз, дизентерия, холера, токсикоинфекции пищевые. );
- легочные (инфекционные заболевания дыхательных путей: грипп, ОРВИ, оспа ветряная, респираторные инфекции, корь. );
- трансмиссовыми (инфекционные заболевания крови: ВИЧ, тиф, чума, малярия. );
- заболеваниями наружных покровов (сибирская язва, столбяк).

Б. По виду возбудителя инфекционные заболевания людей бывают:
- вирусные (цитомегаловирусная инфекция, гепатиты вирусные, ВИЧ, грипп, корь, менингит. );
- прионные (вызываются белковыми инфекционными агентами: болезнь Крейтцфельда-Якоба, куру. );
- протозойные (вызываются простейшими инфекционными агентами: амебиоз, балантидиаз, малярия, изоспориаз. );
- бактериальные (менингит, дизентерия, сальмонеллез, чума, холера. );
- микозы (вызываются грибковыми инфекционными агентами: хромомикоз, кандидоз, эпидермофития, криптококкоз. ).

В. Инфекционные заболевания так же подразделяются на:
- Зоонозные.
Характеризуются способностью возбудителя, относящегося к болезням животных, поражать и организм человека. К таким инфекционным заболеваниям, к примеру, относятся: сибирская язва и бешенство, бруцеллез и ящур, листериоз и туляремия.
- Антропонозные.
Эти инфекционные заболевания поражают только человеческий организм, например, дифтерия, тиф, корь, оспа натуральная, холера.
- Инвазионные или паразитарные.
Вызываются паразитами: клещами, простейшими, насекомыми.

Г. В отдельную группу инфекционных заболеваний выносят особо опасные болезни, которые называют карантинными.
Эта группа характеризуется небольшим инкубационным периодом, высокой скоростью распространения, тяжелым течением и большим процентом летального исхода. Всемирной организацией здравоохранения к этой группе инфекционных заболеваний были отнесены: холера, Эбола, чума, оспа натуральная, некоторые типы гриппа, желтая лихорадка.

Причины инфекционных заболеваний

Причиной всех инфекционных заболеваний является патогенный микроорганизм, который, попадая в тело, возбуждает инфекционные процессы. Как привило, каждая болезнь этой природы имеет "своего" возбудителя, хотя есть исключения, к примеру, сепсис возникает в результате воздействия на организм нескольких возбудителей, а стрептококк может вызывать несколько заболеваний (скарлатина, ангина, рожа).

Организмы разных людей по-разному реагируют на вторжение чужеродных агентов: одни к ним, практически, невосприимчивы, другие, наоборот, сразу же начинают остро реагировать на это, проявляя различные симптомы инфекционного заболевания.
Это происходит оттого, что защитные силы организма у людей разные. Защитные силы характеризуют состояние иммунной системы. И поэтому можно сказать, что основной причиной инфекционных заболеваний является неоптимальная функциональность иммунной системы.

Если иммунная система слаба, то организму не "хватает сил" бороться с патогенными микроорганизмами - это состояние человека называется иммунодефицитным.
Бывает, что иммунная система неадекватно активна и начинает воспринимать ткани собственного организма за чужеродные, и атакует их - это состояние называется аутоиммунным.

- Вирусы.
В переводе с латинского означает "яд". Способны размножаться только внутри живых клеток, куда и стремятся проникнуть.

- Бактерии.
В подавляющем своем большинстве одноклеточные микроорганизмы.

- Простейшие.
Одноклеточные микроорганизмы, которые могут выполнять некоторые функции, свойственные отдельным тканям и органам более высокоразвитых форм.

- Микоплазмы (грибки).
Отличаются от других одноклеточных тем, что не имеют оболочки и могут возбуждать инфекционные процессы, находясь вне клеток.

- Спирохеты.
По своей сути являются бактериями, которые имеют характерную спиралевидную форму.

- Хламидии, риккетсии.
Внутриклеточно функционирующие микроорганизмы, по своей сути занимающие промежуточное положение между вирусами и бактериями.

Степень возможности возникновения инфекционного заболевания у человека зависит от способности его иммунной системы дать адекватный ответ на вторжение какого-либо из этих чужеродных элементов, распознать его и нейтрализовать.

Инфекционные заболевания: симптомы

Симптоматика этих болезней настолько разнообразна, что, несмотря на свою яркую выраженность, зачастую, очень тяжело определить ее вид, а ведь это связано с выбором метода лечения.
Современной медицине известно более 5000 инфекционных заболеваний и около 1500 их симптомов. Это говорит о том, что одни и те же симптомы проявляются во многих болезнях - такие симптомы называют общими или неспецифическими. Вот они:
- повышенная температура тела;
- общая слабость организма;
- снижение аппетита;
- озноб;
- нарушение сна;
- мышечная боль;
- ломота в суставах;
- тошнота и рвота;
- повышенное потоотделение;
- головокружение;
- сильные головные боли;
- апатия.

Но особенную ценность при диагностике инфекционных заболеваний имеют патогномоничные симптомы - признаки, характерные только какой-то одной форме инфекционной патологии. Вот некоторые примеры таких симптомов:
- пятна Вольского-Филатова-Коплика на слизистой ротовой полости характерны только для кори;
- для коклюша характерен особый кашель - судорожный с репризами;
- опистотонус (выгибание спины) является характерным симптомом столбняка;
- водобоязнь - отличительная черта бешенства;
- менингококковую инфекцию можно со 100%-ой уверенностью диагностировать по наличию визикулезной сыпи по ходу нервных стволов.
Патогномоничные симптомы известны для большинства инфекционных заболеваний и каждый врач-инфекционист обязан знать самые распространенные из них.

Кроме всего прочего, существует группа симптомов, которая занимает как бы промежуточное положение между общей и патогномоничной симптоматикой. Эти симптомы могут встречаться не только у инфекционных заболеваний, но и у других тоже. К примеру, увеличенные размеры печени характерны как для вирусного гепатита, так и для цирроза печени, сердечной недостаточности, малярии, брюшном тифе. увеличенный размер селезенки встречается при брюшном тифе, сепсисе, малярии, вирусном гепатите.

Именно поэтому любые инфекционные заболевания людей диагностируются при сочетании множества признаков с применением множества методов анализа и инструментальной диагностики, потому что, повторимся, от этого зависит выбор метода лечения болезни, и, соответственно, успех от этого.

Диагностика инфекционных заболеваний людей

Для диагностики инфекционных заболеваний используется как анамнез (опрос больного), так и лабораторно-инструментальные методы:
- бактериологический;
- серологический;
- вирусологический;
- паразитологический;
- иммунофлюоресцентный.

После опроса больного и предварительных выводов берется материал на анализ, который определяет врач. Этим материалом могут быть: кровь (чаще всего), моча, кал, спинномозговая жидкость, мокроты, мазки со слизистых оболочек, рвотные массы, биоптаты и пунктаты органов.

В последнее время для диагностики инфекционных заболеваний широкое распространение получил иммуноферментный анализ.

Большинство методов диагностики направлены на определение разновидности возбудителя, либо наличия и принадлежности антител к определенным классам иммунных компонентов, что позволяет дифференцировать различные инфекционные заболевания.

Так же, нередко для диагностики этих болезней используют кожные пробы с введенными в них аллергенами для провоцирования соответствующих реакций.

Лечение инфекционных заболеваний людей

В настоящее время имеется огромнейшее количество различных лекарственных препаратов, которые предназначены для лечения разных инфекционных заболеваний людей, и перечислить их все невозможно. да и нет в этом надобности. У многих известных ученых, в настоящее время, очень неоднозначное отношение, к примеру, к антибиотикам, у других - к другим препаратам.

Во-первых, любой лекарственный препарат имеет определенные противопоказания и вызывает какие-то побочные эффекты и это основный их недостаток.
Во-вторых, лекарственные препараты, действие которых, направлены на нейтрализацию чужеродных агентов, на самом деле, оказывают "медвежью услугу" иммунной системе, которая развивается и крепнет только в столкновениях с инфекциями, и поэтому чрезмерный прием лекарств, на самом деле, ослабляет организм. Получается парадокс: лечим от одного и тут же "подхватываем" другое заболевание, а то еще и целый их "букет".
В-третьих, прием лекарственных препаратов (особенно антибиотиков) постепенно уничтожает микрофлору желудка - важнейшего звена иммунной системы человека, а это имеет весьма непредсказуемые последствия. Именно поэтому лечение инфекционных заболеваний необходимо проводить одновременно с приемом пробиотиков и пребиотиков, которые являются на 100% натуральными.

Лечение инфекционных заболеваний людей заключается в применении следующих препаратов:
- антибактериальных ( химио- и антибиотикотерапия);
- гамма- или иммуно-глобулинов (серотерапия);
- интерферонов;
- бактериофагов (фаготерапия);
- вакцины (вакцинотерапия);
- препараты крови (гемотерапия).

Сегодня назрела новая парадигма в лечении инфекционных заболеваний: ученые пришли к выводу, что более важным является поддержка иммунной системы (ИС) в ее борьбе с чужеродными агентами, а не прямое влияние на эти агенты, хотя в тяжелых случаях, конечно же, времени нет на восстановление оптимальной функциональности ИС.
Именно по этой причине необходима комплексная терапия этих патологий, в которой наряду с традиционными лекарственными средствами необходимо применять иммуномодуляторы и иммуностимуляторы. Многие из этих препаратов:
- нейтрализуют побочные эффекты, вызываемые лекарственными средствами;
- укрепляет иммунитет организма;
- усиливает терапевтический эффект применяемых лечебных препаратов;
- быстро восстанавливает организм.

Инфекционные заболевания: профилактика

Профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных заболеваний известны с давних пор и в советский период они носили название: "Здоровый образ жизни". С тех пор они не потеряли свою актуальность, и мы напомним здесь о них.

1. В первую очередь, инфекционные заболевания зависят от нормальной функциональности иммунной системы, состояние которой, в свою очередь зависит от нормального питания. Поэтому правило №1 - питайтесь правильно: не переедайте, употребляйте меньше животных жиров, включите в рацион больше свежих фруктов и овощей, как можно меньше ешьте жаренную пищу, кушайте чаще, но в меньших количествах.

2. Инфекционные заболевания можно предупредить систематическим употреблением иммунных препаратов: иммуномодуляторов и иммуностимуляторов (это второе по важности правило).

3. Укрепляйте иммунитет систематическим употреблением таких растительных продуктов, как лук, чеснок, мед, лимонный сок (не в чистом виде), малина, облепиха, имбирь.

4. Ведите активный образ жизни: делайте зарядку по утрам, посещайте спортзал или бассейн, бегайте по вечерам.

5. Инфекционные заболевания не страшны закаленному организму, поэтому займитесь закалкой (баня и контрастный душ - лучшее средство для этих целей).

6. Откажитесь от вредных привычек: бросьте курить и злоупотреблять алкоголем.

7. Избегайте стрессовых ситуаций и не поддавайтесь депрессивным состояниям, ничто так сильно не подавляет работу иммунной системы, как наши нервные срывы, поэтому станьте оптимистом и поймите, что в этой жизни нет ничего более важного, чем ваше здоровье.

8. Научитесь правильно отдыхать. Постоянный просмотр телевизионных передач и "отдых" на диване - это не отдых. Настоящий отдых должен быть активным и обязательно предусматривать чередование физических и умственных нагрузок.

Это простые правила, которые должны стать образом жизни каждого человека, и тогда гарантируем вам: никакие инфекционные заболевания для вас не будут представлять абсолютно никакой опасности.



Кафедра инфекционных болезней

Обучающие циклы ДПО для врачей будут проходить в электронном формате.

Сканкопии путевок, документов для регистрации присылайте на электронную почту E.Romanova@szgmu.ru.

Вопросы по проведению цикла можно задавать

Романовой Елене Сергеевне

по телефону 717-60-51

Адрес: ул. Миргородская, д.3,

Клиническая инфекционная больница имени С.П. Боткина, корпус 3, 4 этаж.

Режим работы: 9:00 - 16:12 (пн-сб)

  • Республиканская клиническая инфекционная больница в Усть-Ижоре (гл.врач Воронин Е.Е.)
  • ДНК ЦИБ ФМБА РФ (директор Лобзин Ю.В.)

Основные направления деятельности

Кафедра инфекционных болезней Северо-западного государственного медицинского университета имени И.И. Мечникова ведет обучение по четырем основным направлениям:

  • инфекционные болезни для врачей клинического профиля;
  • клиническая лабораторная диагностика инфекционных болезней для врачей-лаборантов, вирусологов, иммунологов, врачей станций переливания крови и других;
  • тропическая медицина, включая эпидемиологические особенности, вопросы клиники, диагностики и лечения паразитарных заболеваний;
  • инфекционные болезни для студентов лечебного, медико-профилактического, иностранного и стоматологического факультетов.

Основной базой кафедры остается - исторически определенная - Клиническая инфекционная больница им. С.П. Боткина. Кроме того, преподавание ведется в:

  • Республиканской клинической инфекционной больнице в Усть-Ижоре (главный врач – профессор кафедры Воронин Е.Е.)
  • ДНК ЦИБ ФМБА РФ
  • Военно-морской госпиталь

Кафедральным коллективом были подготовлены и изданы пособия Инфекционные болезни для студентов 5 курса университета, по дифференциальной диагностике при инфекционных заболеваниях для студентов 6 курса; подготовлено к изданию два пособия Основные синдромы инфекционных заболеваний и Инфекционные болезни для студентов, обучающихся по программе ФГОС 3. В 2013-14 годах 7 учебных пособий были утверждены УМО. Коллектив кафедры постоянно обновляет учебно-методические материалы, разработаны главы в учебно-методическое пособие для преподавателей ВУЗов РФ в рамках работы с УМК по инфекционным болезням РФ. Ежегодно издаются 6-8 учебных пособий для врачей.

Профессорско-преподавательский состав кафедры


Заведующий кафедрой, академик РАН, профессор, доктор медицинских наук, заслуженный деятель науки РФ Лобзин Юрий Владимирович

Сотрудники кафедры - главные специалисты МЗ РФ и Комитета по здравоохранению г. СПб и Ленинградской области; члены РАН, сотрудники, имеющие почетные звания.

Нечаев В.В. – заслуженный работник высшей школы

ПилипенкоВ.В.- начальник Управления по организации стационарной медицинской помощи взрослому населению, медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения Комитета по Здравоохранению правительства Санкт-Петербурга

Васильев В.В. - заместитель главного внештатного инфекциониста Комитета здравоохранения Санкт-Петербурга


Слева направо: доцент Погромская М.Н., ассистент Осиновец О.Ю., ассистент Филипович О.М., доцент Антонов В.М., доцент Токин И.И.,профессор Степанова Е.В., доцент Демиденко Т.П., профессор Нечаев В.В., доцент Старцева Г.Ю., профессор Пилипенко В.В., ассистент Аникина О.В., профессор Воронин Е.Е., доцент Романова Е.С., профессор Кузнецов Н.И., доцент Клур М.В., доцент Федуняк И.П., доцент Блескина Т.Н., Сакра А.А., ассистент Ровный В.Б., доцент Гаврилова Е.П ., доцент Кирпичникова Г.И., заведующий кафедрой, профессор Лобзин Ю.В., доцент Гришанова Г.И ., профессор Васильев В.В.

Методические и иные документы, разработанные кафедрой для обеспечения образовательного процесса

  1. Реактивные артриты, ассоциированные с хламидийной инфекцией.
  2. Менингококковая инфекция.
  3. Хронические вирусные гепатиты и перекрестный синдром.
  4. Инфекции, на которые распространяются международные медико-санитарные правила. Часть I. Общие принципы санитарной охраны территорий. Холера, чума, желтая лихорадка.
  5. Инфекции, на которые распространяются международные медико-санитарные правила. Часть II. Общие принципы санитарной охраны территорий. Геморрагические лихорадки.
  6. Инфекционно-токсический шок.
  7. Диагностика и профилактика заболеваний TORCH-комплекса.
  8. Острая почечная недостаточность при инфекционных заболеваниях.
  9. Основы консультирования больных ВИЧ-инфекции.
  10. Приверженность терапии у больных ВИЧ-инфекцией.
  11. Психологическое сопровождение больных ВИЧ-инфекцией.
  12. Токсоплазмоз,
  13. Хламидийная инфекция,
  14. Цирроз в исходе хронических вирусных гепатитов,
  15. Иммунитет. Иммунодефициты. Лабораторная диагностика нарушений иммунной регуляции.
  16. Антиретровирусная терапия у детей на современном этапе.
  17. Дифференциальная диагностика основных синдромов инфекционных заболеваний: учебное пособие для студентов 6 курса лечебного факультета.
  18. Клиника, диагностика и лечение наиболее часто встречающихся гельминтозов человека.
  19. Дегидратационный синдром при инфекционных заболеваниях.
  20. Терапия вирусных гепатитов: учебное пособие для врачей.
  21. Диагностика, лечение и профилактика некоторых врожденных инфекций
  22. Грипп и другие острые респираторные вирусные инфекции у взрослых
  23. Дифференциальная диагностика диарей в практике врача инфекциониста
  24. Клещевой энцефалит: диагностика, лечение, профилактика
  25. ВИЧ-инфекция: этиопатогенез и лабораторная диагностика
  26. Геморрагические лихорадки Ласа, Марбург и Эбола. Мероприятия при выявлении больного заболеванием, на которое распространяются международные медико-санитарные правила
  27. Дифференциальная диагностика желтух при некоторых инфекционных заболеваниях
  28. Врожденные инфекции у детей: алгоритмы диагностики и прогноза развития
  29. Герпесвирусные инфекции, вызываемые нейро-тегментальнотропными вирусами (HSV-I,II и VZV)
  30. Герпесвирусные инфекции, вызываемые лимфотропными вирусами (EBV, CMV, HHV-6, HHV-7, HHV-8)
  31. Перинатальные аспекты герпетических инфекций
  32. Иммунопрофилактика основных инфекционных заболеваний
  33. Современные методы лабораторной диагностики вирусных инфекций
  34. Сочетанные инфекции: ВИЧ-инфекция, туберкулез и вирусные гепатиты
  35. Малярия
  36. Бактериальные менингиты

В мае 1921 года по приказу правительства на базе медицинского факультета 2-го Петроградского государственного университета (бывшего Психоневрологического института), преобразованного в марте 1920 года в самостоятельный ВУЗ, получивший название Государственный институт медицинских знаний (ГИМЗ) – в последующем Ленинградский санитарно-гигиенический институт имени И.И. Мечникова (ЛСГМИ, СПбГМА) - была основана кафедра инфекционных болезней. Организовал и возглавил кафедру выдающийся ученый Николай Константинович Розенберг. Клинической базой стала крупнейшая в России инфекционная больница имени С.П. Боткина.

В тяжелые годы голода и эпидемий сыпного тифа и холеры Н.К. Розенберг смог организовать на кафедре не только учебный процесс, но и научно-исследовательскую работу. Патология брюшного тифа и скарлатины, учение об иммунитете, ацидозе и обмене веществ у инфекционных больных, изучение особенностей иммунитета при оспе, работа по клинике и профилактике гриппа, исключительная работа о динамике септического процесса - вот далеко не полный перечень работ, выполненный Розенбергом и его учениками. Учебник Н.К. Розенберга по инфекционным болезням, монография “Сыпной тиф” не потеряли актуальности и в настоящее время.

1 сентября 1924 года в Государственном Клиническом институте для усовершенствования врачей (в последующем – ГИДУВ, СПбМАПО) под руководством Н.К. Розенберга была организована кафедра инфекционных болезней, задачей которой была целенаправленная подготовка врачей-инфекционистов. В первые годы существования кафедра давала необходимый уровень знаний по инфекционным болезням терапевтам и педиатрам. Раз в неделю врачи слушали лекции Н.К. Розенберга. Два раза в неделю на базе больницы им. С.П. Боткина под руководством Ф.М. Пастернацкого проходили 4-х часовые практические занятия у постели больных.

В 1928 году кафедру, преподающую инфекционные болезни студентам (ЛСГМИ) возглавил Стефан Валерианович Висковский, а руководить кафедрой инфекционных болезней ГИДУВа был избран Кузьма Петрович Глухов. Кафедры разрабатывали новые научные направления, укрепляя и расширяя знания по специальности инфекционные болезни. Под руководством С. В. Висковского продолжалось развитие патофизиологического направления научных исследований в клинике инфекционных болезней. На кафедре ГИДУВа изучались свойства возбудителей инфекционных болезней, состояние иммунитета и разрабатывались методы специфической терапии. Написанная К.П. Глуховым монография “Инфекционные желтухи” положила начало изучению проблемы вирусных гепатитов. С 1931 года кафедрой стали проводиться циклы усовершенствования для врачей-инфекционистов.

В годы Великой Отечественной войны кафедры не прекращали своей работы. С.В. Висковский был призван в ряды Красной армии и назначен главным эпидемиологом Ленинградского фронта. К.П. Глухов был членом консультационного бюро Санотдела фронта. Одновременно на кафедрах велась научно-исследовательская работа по эпидемиологическим особенностям сыпного тифа, дизентерии и дифтерии, фаготерапии и фагопрофилактике кишечных инфекций - военная обстановка сама диктовала направление развития и работы.

С 1955 года студенческую кафедру инфекционных болезней (ЛСГМИ) возглавлял профессор В.В. Космачевский, в 1922 году впервые в России диагностировавший и описавший болезнь содоку. Им были предложены оригинальные методики лечения малярии, скарлатины, лямблиоза, тифов. В этот период на кафедре начал работать К.Г. Капетанаки, внедривший в медицинскую практику энзимные тесты, что позволило осуществлять раннюю диагностику вирусных гепатитов и упростило дифференциальную диагностику. Именно К.Г. Капетанаки являлся основоположником нового научного направления кафедры - изучения патогенеза вирусных гепатитов.

1952 - 1975 год - в ГИДУВе кафедрой заведовал Петр Иванович Стрелов. Основным научным направлением кафедры являлись кардиологические нарушения при инфекционных заболеваниях. П.И. Стрелов в 1952 г. организовал первый в стране кишечный кабинет в поликлинике, который явился прообразом кабинетов инфекционных заболеваний

Под руководством П.И. Стрелова было выполнено 4 докторские диссертации и 5 кандидатских. Причем все доктора наук стали заведующими кафедрами:

Олег Арсентьевич Дунаевский – заведующий кафедрой, а затем ректор Калининского мединститута;

Дмитрий Викторович Полешко – Минского мединститута;

Алексей Федорович Подлевский – Ленинградского санитарно-гигиенического мединститута (ЛСГМИ);

Тамара Вячеславовна Жернакова – сменила П.И. Стрелова на должности заведующего кафедрой Лен ГИДУВа.

В течение 10 лет руководства кафедрой Т.В. Жернакова изменила направление научных исследований. Совместно с НИИ гематологии и переливания крови сотрудники кафедры начали изучение системы гемостаза при различных заболеваниях – гриппе, болезни Брилля, вирусных гепатитах, псевдотуберкулезе. Результаты научных исследований были отражены в монографии “Геморрагический синдром при инфекционных заболеваниях”

Алексей Федорович Подлевский, возглавив кафедру инфекционных болезней ЛСГМИ, продолжил научное направление исследований по изучению особенностей вирусных гепатитов, а также клиники и диагностики гриппа, сальмонеллеза, псевдотуберкулеза, кампилобактериоза. Было разработано положение о кабинете инфекционных заболеваний поликлиник. На смену ученикам П.И. Стрелова к руководству кафедрами инфекционных болезней ЛСГМИ и ГИДУВа пришли соответственно Тамара Васильевна Сологуб и Аза Гасановна Рахманова.

Научно-исследовательская работа коллектива под руководством Т.В. Сологуб была направлена на расшифровку этиологической структуры гемоконтактных вирусных гепатитов, выяснение эпидемиологических клинических, морфологических и иммуносерологических особенностей. Благодаря разработкам кафедры и усилиям Т.В. Сологуб было начато обязательное обследование доноров плазмы, беременных женщин, пациентов отделения гемодиализа и других лиц высокого риска инфицирования на HCV-инфекцию.

В соответствии с приказом МЗ РСФСР от 11. 07. 1988. в ЛСГМИ им. И.И. Мечникова для подготовки иностранных студентов из развивающихся стран по специальности медико-профилактическое дело была создана кафедра тропической медицины и гигиены жарких стран. Возглавил кафедру профессор Виталий Владимирович Нечаев. Основными научными направлениями кафедры тропической медицины являлись изучение проявлений эпидемического процесса социально значимых инфекций, а также разработка алгоритма эпидемиологического надзора за сочетанными инфекциями. В 1996 году кафедра была превращена в курс тропической медицины и влилась в состав кафедры инфекционных болезней ЛСГМИ.

А.Г. Рахманова, как главный инфекционист Санкт-Петербурга, явилась инициатором перестройки работы инфекционной больницы им. С.П.Боткина, которая стала крупным многопрофильным центром с реанимационным, инфекционно-хирургическим, акушерско-гинекологическим, консультационно-поликлиническим отделениями и отделением гемокоррекции.

Основным научным направлением деятельности кафедры под руководством А.Г. Рахмановой стало изучение клинико-патогенетических особенностей течения, новых методов диагностики, этиопатогенетической терапии вирусных гепатитов, ВИЧ/CПИД инфекции, вторичных заболеваний и других актуальных инфекций (дифтерии, кишечных инфекций и др.).

В 2001 году на посту заведующего кафедрой инфекционных болезней СПб МАПО А.Г. Рахманову сменил академик РАМН, профессор Юрий Владимирович Лобзин, который продолжил развитие и совершенствование преподавания по специальности инфекционные болезни, сохраняя статус кафедры, как одной из ведущих кафедр страны по подготовке кадров. Ежегодно проводилось 20-30 циклов общего и тематического усовершенствования и 3-5 выездных циклов в разные регионы страны, в том числе сертификационных для инфекционистов и врачей лаборантов. Более 700 врачей ежегодно проходили обучение на кафедре.

12 октября 2011 года произошло объединение СПб МАПО и СПбГМА им. И.И. Мечникова в государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Северо-западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова (ГБОУ ВПО СЗГМУ им. И.И. Мечникова). В результате объединились в своем составе кафедра, ведущая преподавание на последипломном уровне и кафедры Тропической медицины и Инфекционных болезней, ведущие преподавание на додипломном уровне. Возглавил объединенную кафедру академик РАН, заслуженный деятель науки РФ, профессор, д.м.н. Юрий Владимирович Лобзин.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.