Презентация окружающая среда как источник инфекционных заболеваний

Разделы: ОБЖ

  1. познакомить учащихся с видами инфекционных заболеваний, причинами возникновения эпидемий, способами защиты от инфекционных заболеваний;
  2. развитие способностей сравнивать, анализировать, делать выводы;
  3. воспитывать культуру устной речи, коммуникативные способности.

Учебно-наглядный комплекс: учебник “Основы безопасности жизнедеятельности”9 класс, под ред. Ю.Л. Воробьева, табличные формы “ Возбудители и переносчики инфекционных заболеваний”,– для каждого учащегося, презентации к уроку.

1. Организационный момент:

– Вы учили дома тему “ Как выплыть в море информации и завоевать друзей”, а теперь давайте проверим домашнее задание.

1-й вопрос: Как справиться с информационными перегрузками?

Научиться правильно работать, чтобы, заодно и тоже время больше сделать;

Рационально организовывать режим умственной работы:

  • постепенное вхождение в работу;
  • чередование умственного и физического труда;

Запоминать материал предварительно его осмыслив;

Материал для запоминания не должен слишком быть большим:

  • настроить себя на работу;
  • повторить и запомнить выученное;
  • информация должна быть последовательной, законченной;
  • запоминается лучше, что связано с эмоциями, и когда привлекаются все органы чувств;
  • повторять перед сном.

2-й вопрос: Назовите правила самоорганизации?

  • определить цель;
  • составить план;
  • намерьте строки;
  • придумайте стимул;
  • уметь отказаться от желаний, которые мешают делу;
  • не откладывать дела, не тянуть время.

3-й вопрос: Что такое искусство общения?

– Делать доброе для других людей, товарищей;
– Испытывать радость общения с друзьями;
– Быть внимательным, уважительным к собеседнику;
– Не ссориться по пустякам, стараться быть добрым, не ябедничать;
– Если друг в чем – то не прав, скажи ему об этом в вежливой форме;
– Не зазнавайся, если у тебя что – то хорошо получается, помоги другу;
– Не падай духом, если что– то не выходит

2. Мы говорим о такой среде обитания– людях. А сегодня поговорим о других обитателях окружающей среды – микроорганизмах, и тема нашего сегодняшнего урока: “ Окружающая среда – источник инфекционных заболеваний”.

3. Цели нашего урока:

  • познакомиться с видами инфекционных заболеваний;
  • причинами возникновения эпидемий;
  • совершенствование навыков безопасного поведения.

  1. Инфекции;
  2. Механизм передачи инфекции;
  3. Профилактика инфекционных заболеваний;
  4. Что такое эпидемия;
  5. СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита.

Что такое здоровье? Часто ли мы задумываемся о нем.

На здоровье человека влияет много факторов. Один из которых окружающая среда. Окружающая среда наполнена различными микроорганизмами, многие из которых вызывают инфекционные заболевания человека. Что же такое инфекционные заболевания?

Инфекционные заболевания – заболевания, вызываемые болезнетворными микроорганизмами.

Каждая инфекционная болезнь вызывается особым возбудителем, Которые находятся в воздухе, воде, почве, в теле других живых организмов и т.д.

Существует много видов различных инфекций: это возбудители ботулизма, гангрены, столбняка, туберкулеза, сальмонеллеза(которые вы видите на экране)

Одним из распространенных вирусов – является вирус “ Гепатит В”, который еще называет “ Болезнь Боткина или “Желтуха”.

ПРИЗНАКИ: желтушный окрас глаза больного.

По данным ВОЗ вирусными гепатитами инфицированы около 250 млн. человек

Эта инфекция поражает печень. На данном рисунке вы видите пораженную инфекцией печень.

Дмитрий Иосифович Ивановский (1864-1920),Русский физиолог растений и микробиолог, основоположник вирусологии, первый, кто открыл в 1882 году проходящий через бактериологический фильтр возбудитель табачной мозаики, который стал называться – ВИРУСОМ.

2. Механизм передачи инфекции:

Существует несколько способов передачи инфекции, такие как:

  1. Пищевой механизм передачи инфекции – через некачественные продукты питания;
  2. Водный механизм передачи инфекции – через использование зараженной воды для питья, мытья продуктов, умывания:
    (летом 2005 года были выявлены десятки случаев СЕРОЗНОГО МЕНИНГИТА у детей, купавшихся в городских водоемах);
  3. Воздушно – капельный механизм передачи инфекции – через вступление в контакт с больными гриппом, ОРЗ, кашлем людьми;
  4. Контактно– бытовой механизм передачи инфекции– через контакты в общественных местах(школа, транспорт, кинотеатр);
  5. Механизм поступления инфекции через передатчиков – при укусе животного, насекомого, птиц.

3. Профилактика инфекционных заболеваний:

Существует несколько видов профилактики инфекционных заболеваний:

1. Устранение возбудителя инфекции (карантин, обсервация); 2. Разрыв путей передачи источника инфекции (дезинфекция, дезинсекция, дератизация) 3. Повышение невосприимчивости людей (вакцинация)

  • ДЕЗИНФЕКЦИЯ – (от де. дез и средневекового лат. infectio – заражение) – комплекс мер по уничтожению возбудителей инфекционных болезней.
  • ДЕЗИНСЕКЦИЯ – (от де. дез и лат. insectum – насекомое) – комплекс мер по уничтожению вредных членистоногих – переносчиков возбудителей болезней (комары, мухи, вши и т.д.)
  • ДЕРАТИЗАЦИЯ – (от де. и франц. rat – крыса) – комплекс мер по борьбе с грызунами.

У вас на столах лежат значения этих слов, прочитайте их:

Карантин (от итал. quaranta – сорок) – комплекс мероприятий, направленных на ограничение контактов (изоляцию) инфицированного лица (лиц), животного, груза, товара, транспортного средства, населенного пункта или подозрительного на инфицирование лица (лиц), животного, груза, товара, транспортного средства, населенного пункта.

История происхождения слова “карантин”.

Первоначально слово “карантин” означало “время, из сорока дней состоящее” (“карантен” – по-французски – “сорок”).

И только в конце XVIII века появилось второе значение этого слова – “самой дом, в котором приезжающие из заразительных мест должны иметь пребывание свое”. Карантин чаще всего при многих инфекционных болезнях, прежде всего оспе и чуме, длился сорок дней.

Первые упоминания карантинных мероприятий встречаются еще в Ветхом завете : Во все дни, доколе на нем язва, он должен быть нечист, нечист он; он должен жить отдельно, вне стана жилище его.

Обсервация (от лат. observatio – наблюдение), система мер по наблюдению за изолированными в специальном помещении лицами, выезжающими или прибывающими из населенных пунктов и стран, неблагополучных по чуме, оспе, холере, желтой лихорадке.

Вакцинация – введение вакцины в организм человека или животного для создания активного иммунитета против инфекционной болезни.

Одним из видов профилактики является забота о своем здоровье.

Она заключается в том, чтобы:

  1. вести здоровый образ жизни;
  2. активный отдых;
  3. физическая зарядка;
  4. режим дня;
  5. обтирание тела холодной водой;
  6. соблюдение правил личной гигиены;
  7. принимать пищу богатую витаминами;
  8. избегать тесных контактов с возможным очагом заражений;
  9. а главное – вырабатывать иммунитет.

Иммунитет – состояние невосприимчивости к возбудителям инфекционных заболеваний.

Достигается ведением здорового образа жизни и вакцинацией

Существует несколько ВИДОВ ВАКЦИН:

  1. Живые вакцины
  2. Вакцины из убитых микробов
  3. Химические вакцины
  4. Анатоксины

Анатоксины – обезвреженные формалином токсины микробов, сохранившие свойство антигена. Используются в качестве вакцин для профилактики дифтерии, столбняка и других инфекций.

Вакцинация – введение вакцины в организм человека или животного для создания активного иммунитета против инфекционной болезни.

Иногда инфекции распространяются так быстро и поражают здоровый организм, что превышают порок заболеваемости на данной местности и это распространение называется ЭПИДЕМИЕЙ, а почему они возникают, вы сейчас узнаете, прочитав текст учебника, стр. 54–56.

4. Что такое эпидемия:

4. Закрепление изученного:

1. Что такое “эпидемия”?

Эпидемия – (от греч. epidemia) – массовое распространение инфекционного заболевания человека в какой-либо местности, стране, значительно превышающее обычный уровень заболеваемости;

2. Назовите факторы возникновения эпидемий?

ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭПИДЕМИЙ:

3. Что влияет на скорость распространения эпидемии?

  • бытовые условия;
  • коммунальное благоустройство;
  • качество медицинской помощи
  • и т.д.

4. Назовите компоненты возникновения инфекций?

1. Источник возбудителя (зараженный человек или животное); 2. фактор, обеспечивающий передачу возбудителей; 3. Восприимчивость к инфекции людей.

И последний вопрос, который мы сегодня рассмотрим на уроке – это.

5.СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита.

В 1981 году в США появилось сообщение о новом неизвестном заболевании, которое часто заканчивалось смертью. В результате проведенных исследований, было установлено, что эта болезнь имеет вирусную природу, ее назвали – Синдром иммунодефицита (СПИД).

Вирус, вызывающий болезнь – получил название ВИЧ (Вирус иммунодефицита человека).

Этот вирус поражает те клетки организма человека, которые предназначены для противодействия вирусной системы, этот вирус проникает внутрь лимфоцитов – клеток крови. На экране вы видите –“Здоровая клетка лимфоцита”.

Вирус ВИЧ проникает внутрь лимфоцитов – клеток крови, обеспечивающих иммунную защиту организма человека, размножается в них и вызывает их гибель.

Новые вирусы поражают новые клетки, но прежде чем количество лимфоцитов снизится до такой степени, что разовьется иммунодефицит, могут пройти годы (чаще 4–6 лет), в течение которых вирусоноситель является источником инфекции для других людей.

На этом слайде вы видите жизненный цикл вируса ВИЧ, который состоит из нескольких этапов:

  1. Вирус ВИЧ прикрепляется к клетке;
  2. Вирус и клеточные мембраны слипаются;
  3. Вирус “высвобождает” генетический материал РНК внутри клетки;
  4. Вирусная РНК трансформируется в ДНК;
  5. Вирусная ДНК смешивается с ДНК клетки;
  6. Образование новых вирусов;
  7. Вирус убивает клетки и поражает всю иммунную систему.

А так выглядит больная клетка.

(Клетка лимфоцита “ оранжевая”, зараженная вирусами СПИДа – “ голубая”, теряет форму и разносит их по всей кровеносной системе.)

В результате этого, у больного появляется Отсутствие иммунной защиты у больного человека приводит к большей восприимчивости к различным инфекциям.

А каковы же признаки заболевания:

  • вторичные инфекции бактериальной, грибковой, вирусной природы (наблюдается увеличение лимфатических желез, воспаление легких, длительные поносы, лихорадки, потеря веса);
  • раковые заболевания;
  • поражением центральной нервной системы (ослабление памяти, интеллекта, нарушение координации движений).

Вирус почти всегда передается следующими способами:

  • половым путь,
  • через кровь и препараты крови,
  • от матери к новорожденному ребенку.

Следует знать, что вирус не передается:

  • через рукопожатие,
  • воздушно-капельным путем,
  • при укусах кровососущих насекомых.

А теперь рассмотрим основные способы профилактики СПИДа:

  • использование одноразовых шприцев и игл.
  • пользоваться личными предметами гигиены.
  • обеззараживание инструментов для маникюра.
  • избегайте лечения иглоукалыванием вне медицинских учреждений,
  • избегайте татуировок и прокалывания мочек ушей нестерильными инструментами.

Чаще всего этим заражаются:

  1. люди, вступающие в беспорядочные половые связи,
  2. наркоманы, пользующиеся загрязненными шприцами при внутривенных инъекциях.

5. Закрепление материала:

  1. Что такое инфекционные заболевания?
  2. Назовите механизмы передачи инфекции?
  3. Укажите виды профилактики инфекционных заболеваний?
  4. Что такое иммунитет?
  5. Перечислите виды вакцин?
  6. Когда и в какой стране появилось впервые заболевание СПИД?
  7. Назовите этапы жизненного цикла вируса ВИЧ?
  8. Перечислите признаки заболевания?
  9. Назовите способы передачи заболевания?
  10. Каковы основные способы профилактики СПИДа?
  11. Кто чаще всего заражается СПИДом?

6. Подведение итогов, выводы к уроку:

Сегодня на уроке речь шла о

  1. видах инфекционных заболеваниях;
  2. причинах их возникновения;
  3. механизмах передачи инфекций;
  4. о чуме 20 века – СПИДе.

7. Выставление и ОБЪЯВЛЕНИЕ оценок за урок.

8. Домашнее задание:

  • Учебник Основы безопасности жизнедеятельности 9 класс, Стр.53–58.

1. Являются ли постоянные ссоры с друзьями проявлением свободы вашего выбора?

А) да, являются;
Б) нет, не являются;
В) все зависит от культуры человека, страны, где он живет, и от законодательства;

2. Дети имеют право свободно делать свой выбор?

А) во все сферах жизни и деятельности;
Б) только в среде своих друзей;
В)только в семье;

3. Почему человек должен следовать общепринятым правилам?

А) потому что так принято в обществе;
Б) потому что это совпадает с его желаниями;
В) потому что так получается;

4. Когда люди договариваются друг с другом, то они:

А) ссорятся;
Б) отстаивают свои позиции;
В) вырабатывают правила;

5. Почему человек не соблюдает правил?

А) жить по правилам не интересно;
Б) он плохо воспитан, у него низкий уровень культуры;
В) что соблюдение – это проявление слабости;

6. Каковы причины конфликтов?

А) грубость;
Б) слабохарактерность;
В) эгоизм;
Г) доброта;
Д) ответственность;
Е) различие взглядов;

7. Может ли быть конфликт без насилия?

А) да;
Б) нет;
В) всегда;

8. К какому понятию относится определение “ состояние взаимной вражды, серьезная размолвка”?

А) конфликт;
Б) ссора;
В) противоречие;

Возбудители и переносчики инфекционных заболеваний.

[youtube.player]

Презентация предназначена для проведения урока по теме: "Инфекционные заболевания". Помимо общих вопросов, приведен материал по таким заболеваниям как туберкулез, ветряная оспа, грипп.

Скачать:

Вложение Размер
infektsionnye_zabolevaniya.ppsx 1.68 МБ

Подписи к слайдам:

Инфекционные заболевания и профилактика их лечения.

История выявления инфекционных заболеваний Инфекционные болезни известны человечеству еще с глубокой древности. Эпидемиями охватывались огромные территории, включая целые государства и народы. Недаром инфекционные болезни получили название “моровых болезней”. Профилактика инфекционных болезней и борьба с ними во все времена и у всех народов представляли собой самую серьезную общественную проблему. Следует подчеркнуть, что инфекционный процесс – один из самых сложных в природе биологических процессов, а инфекционные болезни являются грозными разрушительными факторами для человеческого общества, наносящими ему колоссальный экономический ущерб. Эйфория 50-70-х годов нашего столетия по поводу успешной борьбы с инфекциями и полной ликвидации части из них оказалась преждевременной. Лишь одну инфекционную болезнь – натуральную оспу – можно считать условно ликвидированной на планете, поскольку, несмотря на почти двадцатилетний срок отсутствия ее официальной регистрации, вирус заболевания сохраняется в ряде лабораторий, а прослойка непривитых людей весьма значительна и постоянно возрастает. С другой стороны, увеличивается число новых, ранее неизвестных науке инфекций. Ведь достаточно напомнить, что если в 50-х годах насчитывалось около тысячи инфекционных болезней, то в настоящее время их более 1 200, отсюда возникновение новых заболеваний (СПИД, болезнь Лайма, легионеллез и др.) как для специалистов, так и для нашего общества в целом. В 2010 году в нашей стране в результате значительного ухудшения социальных условий жизни населения, инфекционная заболеваемость имела тенденцию к росту. Конечно, этому способствовали неблагополучие с системами водоснабжения, канализации, запоздалое выявление источников инфекции, позднее обращение к своему врачу и тому подобное.

Классификация инфекционных болезней На биологическом принципе разделения возбудителей инфекций основана статическая классификация инфекционных болезней. Группировка болезней по возбудителю открывает возможности более целенаправленного воздействия на причину болезни. Однако при выявлении больных, уходе за инфекционными больными обращается особое внимание на пути передачи инфекции, способы заражения человека, а также методы предотвращения рассеивания инфекции. В этой связи используется классификация инфекционных болезней, основанная на путях передачи инфекции (по эпидемиологическому принципу).

Выделяют 5 групп инфекционных болезней Кишечные инфекции (фекально-оральный путь распространения, заражение через рот) Инфекции дыхательных путей (воздушно-капельный – аэрозольный путь распространения, заражение через дыхательные пути) Кровяные инфекции трансмиссивные (передача возбудителя через переносчиков – комары, блохи, клещи и др.) Кровяные инфекции нетрансмиссивные (заражение при инъекциях, переливании крови, плазмы и т.п.) Инфекции наружных покровов (контактный путь распространения, заражение через кожу или слизистые оболочки).

В нашей стране обязательной регистрации подлежат заболевания >туберкулезом, >брюшным тифом, >паратифом А, >сальмонеллезом, >бруцеллезом, >дизентерией, >вирусными гепатитами, >скарлатиной, >дифтерией, >коклюшем, >гриппом, >корью, >ветряной оспой, >сыпным тифом, >малярией, >энцефалитами, >туляремией, >бешенством, >сибирской язвой, >холерой, >ВИЧ-инфекцией и др.

Стадии инфекционных заболеваний инкубационный период — период от момента проникновения инфекционного агента в организм человека до появления пер­вых предвестников заболевания. Возбудитель в этот период обычно не выделяется в окружающую среду, и больной не представляет эпидемиологической опасности для окружающих; продромальный период — проявление первых неспецифических симптомов заболевания, характерных для общей интоксикации макроорганизма продуктами жизнедеятельности микроорга­низмов и возможным действием бактериальных эндотоксинов, освобождающихся при гибели возбудителя; они также не вы­деляются в окружающую среду (хотя при кори или коклюше больной в этот период уже эпидемиологически опасен для ок­ружающих); период разгара заболевания — проявление специфических сим­птомов заболевания. При наличии в этом периоде развития за­болевания характерного симптомокомплекса клиницисты на­зывают такое проявление заболевания манифестной инфекцией, а в тех случаях, когда заболевание в этот период протекает без выраженных симптомов, — бессимптомной инфекцией. Этот пе­риод развития инфекционного заболевания, как правило, со­провождается выделением возбудителя из организма, вследст­вие чего больной представляет эпидемиологическую опасность для окружающих; период исходов .

Эпидемический процесс Эпидемический процесс - распространение заразных болезней путем формирования цепи последовательно возникающих эпидемических очагов; является основным объектом, изучаемым эпидемиологией. Эпидемический процесс возникает и поддерживается только при наличии и взаимодействии трех его факторов (звеньев): источника возбудителей инфекции (инвазии), механизма передачи возбудителей, восприимчивости населения к данной инфекции (инвазии). Источниками возбудителей инфекции (инвазии) являются при антропонозах зараженные люди (больные и носители возбудителей), при зоонозах - зараженные животные (больные и носители возбудителей).

Эпидемический процесс Различают три фазы механизма передачи возбудителей: выделение возбудителей в окружающую среду, пребывание в ней и проникновение в новый восприимчивый организм. Передача возбудителей инфекции может происходить: контактно-бытовым, капельным (воздушно-капельным, воздушно-пылевым), фекально-оральным (водным, пищевым ), трансмиссивным путем; кроме того, возможны так наз. вертикальный (от матери к плоду через планцету ) и искусственный (инструментальный, лабораторное заражение) механизмы передачи . Выделяют также факторы передачи возбудителей (предметы обихода, игрушки, вода, почва, пищевые продукты и др. ). Восприимчивость к инфекции (инвазии) определяется неспецифической резистентностью организма, которая зависит от уровня глобулинов, лизоцима, интерферона и других показателей, и специфическим иммунитетом, формирующимся после вакцинации или болезни.

Туберкулез Название туберкулёз произошло от слова tuberculum, что в переводе с латинского языка означает "бугорок". Данный недуг является широко распространённым общим инфекционным заболеванием, причиной которого становятся микобактерии туберкулёза. В большинстве случаев поражает лёгкие, но встречается и в других органах и тканях. Возбудитель передаётся воздушно-капельным путём во время разговора, чихания, кашля больного.

Эпидемиология туберкулеза Распространённость туберкулёза на 100000 населения. По данным Всемирной Организации Здравоохранения третья часть всего населения Земли, что составляет примерно 2 миллиарда людей, являются инфицированными микобактериями туберкулёза. На данный момент ежегодная заболеваемость туберкулёзом во всём мире в среднем составляет 9 миллионов человек, из которых 3 миллиона погибают от его осложнений. Туберкулёз встречается в любом возрасте, но по данным многочисленных исследований, наибольшее количество зарегистрированных случаев приходится на возрастную категорию от 18 до 27 лет. Распространённость туберкулёза и его клинические проявления очень разнообразны. Многих интересует вопрос: почему же одни инфицированные лица заболевают туберкулёзом, а другие нет. Оказывается, что заболеваемость зависит как от условий окружающей среды, так и от индивидуальных характеристик организма.

Факторы риска туберкулеза Факторы риска: Низкий общий доход Пребывание в тюрьме Пребывание в следственном изоляторе Употребление наркотиков Финансовая нестабильность Недостаток пищи Употребление в пищу непастеризованного молока Безработица Недостаток жилой площади Совместное проживание с родственником, больным туберкулёзом Злоупотребление алкоголем Курение (особенно более двух пачек в день) Сахарный диабет Миграция населения

Пути и способы заражения туберкулезом В большинстве случаев источником заболевания является больной человек. Заражение происходит только при длительном, прямом и тесном контакте с больным туберкулёзом. Существует несколько путей передачи заболевания: Воздушно-капельный Алиментарный (через пищеварительный тракт) Контактный Внутриутробное заражение

Ветряная оспа Ветряная оспа , острое инфекционное заболевание, сопровождающееся лихорадкой и характерными пузырьковыми высыпаниями на коже. Заболевают преимущественно дети в возрасте до 10 лет. После перенесения В. о. иммунитет сохраняется на всю жизнь. Возбудитель В. о. — фильтрующийся вирус, который передаётся от больного здоровому, главным образом, воздушно-капельным путём (с мелкими брызгами слюны при кашле, разговоре, чихании). Развивающаяся циркуляция вируса в крови ( вирусемия ) обусловливает его проникновение в различные участки кожи, где и образуются сначала красные пятнышки, слегка приподнятые над уровнем кожи, превращающиеся затем в пузырьки. Инкубационный период (время от заражения до появления первых признаков болезни) — от 11 до 21 сут . Вслед за повышением температуры до 39—39,5° С, которая держится 5—7 сут , на различных участках тела, в зеве и на слизистой оболочке носоглотки появляется сыпь. Образующиеся пузырьки наполнены прозрачной жидкостью и окружены тонким красным ободком. В дальнейшем пузырьки лопаются, их содержимое подсыхает и образует корки. Характерны повторные высыпания и многообразие сыпи. Наряду с пятнышками и пузырьками могут появляться корочки. Сыпь располагается на лице, волосистой части головы, туловище, иногда конечностях, включая ладони и подошвы. Характерны повторные высыпания и многообразие сыпи. Наряду с пятнышками и пузырьками могут появляться корочки.

Ветряная оспа Сыпь располагается на лице, волосистой части головы, туловище, иногда конечностях, включая ладони и подошвы. Осложнения при В. о. чрезвычайно редки (главным образом у ослабленных детей); развиваются при внесении гнойной инфекции при расчесывании сыпи (импетиго, абсцессы и др.). Профилактика : заболевший может передать инфекцию начиная с последних суток инкубационного периода (за 1—2 сут до появления первых высыпаний) по 5-е сутки с момента последнего высыпания пятен. На всё это время всякие контакты здоровых не болевших детей с больным запрещаются, так как заразительность В. о. очень велика. Не болевшие дети, бывшие в контакте с заболевшим, подвергаются карантину (на дому) или разобщению сроком на 21 ст , если точно установлен день контакта, детей изолируют с 11 сут после контакта по 21. Поскольку есть достаточные доказательства идентичности вируса В. о. и опоясывающего лишая , следует оберегать не болевших В. о. детей от контакта с больными опоясывающим лишаем.

Распространение гриппа К гриппу восприимчивы все возрастные категории людей. Источником инфекции является больной человек с явной или стёртой формой болезни, выделяющий вирус с кашлем,чиханьем и т. д. Больной заразен с первых часов заболевания и до 3—5-х суток болезни. Характеризуется аэрозольным (вдыхание мельчайших капель слюны, слизи, которые содержат вирус гриппа) механизмом передачи и чрезвычайно быстрым распространением в виде эпидемий и пандемий . Эпидемии гриппа, вызванные серотипом А, возникают примерно каждые 2—3 года, а вызванные серотипом В — каждые 4—6 лет. Серотип С не вызывает эпидемий, только единичные вспышки у детей и ослабленных людей. В виде эпидемий встречается чаще в осенне-зимний период. Периодичность эпидемий связана с частым изменением антигенной структуры вируса при пребывании его в естественных условиях. Группами высокого риска считаются дети, люди преклонного возраста, беременные женщины, люди с хроническими болезнями сердца, лёгких.

Профилактика гриппа Традиционным способом предупреждения заболевания гриппом является вакцинация . Она осуществляется соответствующей ведущему штамму противогриппозной вакциной и содержит, как правило, антигены трех штаммов вируса гриппа, которые отбираются на основе рекомендаций Всемирной организации здравоохранения. Предложена вакцина для профилактики гриппа в форме живой, убитой (инактивированной), субъединичной вакцины. Вакцинация особенно показана в группах риска — дети, пожилые люди, больные с хроническими заболеваниями сердца и лёгких, а также врачи. Обычно осуществляется, когда эпидемиологический прогноз свидетельствует о целесообразности массовых мероприятий (обычно в середине осени). Возможна и вторая прививка в середине зимы. Эффективность вакцинации зависит от того, насколько создателям удается предсказать циркулирующие в данном эпидемиологическом сезоне штаммы. Помимо вакцинации для экстренной профилактики гриппа и острой респираторной вирусной инфекции применяется интраназальное введение интерферона . Данный метод используется при опасении заболеть после контакта с больными респираторной инфекцией, в период эпидемического подъема заболеваемости. При этом интерферон блокирует репликацию вирусов в месте их внедрения в полости носа. Однако, для того, чтобы интерферон вызвал клеточный ответ, требуется экспозиция интерферона клетке около 4 часов, поэтому эффективность данного метода профилактики невелика. В качестве не специфической профилактики в помещении, где находится больной гриппом, проводится влажная уборка с применением любого дезинфицирующего средства, обладающего вирулицидным действием. Для дезинфекции воздуха используется ультрафиолетовое облучение, аэрозольные дезинфекторы и каталитические очистители воздуха. Чихающие и кашляющие больные опасны для окружающих. Профилактика гриппа обязательно должна включать удаление их из общественных мест (путём призывов быть сознательными).

Как предупредить инфекционное заболевание Мероприятия, направленные на профилактику инфекционных заболеваний, называются противоэпидемическими. Противоэпидемические мероприятия – совокупность рекомендаций, обеспечивающих предупреждение инфекционных заболеваний среди отдельных групп населения, снижение заболеваемости и ликвидацию отдельных инфекций. Описано много методов профилактики инфекционных заболеваний. Из них можно выделить четыре основных: - ограничение контактов; - иммунизация; - химиопрофилактика инфекций: применение лекарственных препаратов для предотвращения заражения и размножения возбудителя; - повышение сопротивляемости человека к инфекционному заболеванию.

Ограничение контактов Ограничение контакта сводится к изоляции больных и инфицированных лиц. Это реально в условиях дома, семьи, где проводятся в основном режимно -ограничительные мероприятия.В ряде случаев необходимо наблюдение за контактными лицами (обсервация) и даже введение карантина В отношении части больных может оказаться необходимой госпитализация. Каждый человек должен помнить, что при появлении первых признаков инфекционного заболевания необходимо немедленно обратиться за медицинской помощью. Утаивание инфекционного заболевания наносит вред, иногда непоправимый, не только заболевшему, но и окружающим. Вспышка инфекционного заболевания может вывести из строя родственников и целый коллектив на работе. Изолированный инфекционный больной перестает быть источником инфекции в коллективе. Выявление бактерионосителей среди окружающих проводится специальной службой. Уклонение от медицинского обследования должно рассматриваться как грубое нарушение мероприятий по борьбе с заразными заболеваниями.

Химиопрофилактика инфекций С целью предупреждения некоторых заболеваний проводится профилактическое применение антибиотиков или химиопрепаратов. Примером может служить профилактика реинфекции при ангине, когда больным после курса пенициллина вводят бициллин-5, что предупреждает осложнение ревматизмом. Употребление мефлохина целесообразно при выезде в климатические зоны, где распространена малярия. Эффективной химиопрофилактикой гриппа является применение ремантадина. Антибиотики не эффективны при профилактическом использовании с целью предупреждения бактериальных осложнений при гриппе, других острых респираторных заболеваниях, вирусных болезнях с высыпаниями на коже (корь, краснуха, ветряная оспа и др.).

Повышение сопротивляемости организма Устойчивость организма к различным инфекциям повышает: строгое соблюдение правил личной гигиены, рациональное и полноценное питание, витаминизация, применение по показаниям адаптогенов, дозированные физические нагрузки и постоянное закаливание организма.

Иммунизация Что касается личной профилактики, то самым надежным способом предупреждения инфекционной болезни является своевременная иммунизация . Необходимо повысить специфическую сопротивляемость организма к тем или иным возбудителям, т. е. воздействовать на иммунитет. Иммунизация может быть активной и пассивной . Иммунитет к инфекционным заболеваниям вырабатывается в период естественного выздоровления инфекционного больного или при искусственном введении здоровому человеку вакцины. Цель активной иммунизации состоит в том, чтобы вызвать специфический иммунный ответ на определенный инфекционный агент – введенную вакцину. Вакцины производятся из убитых или ослабленных микроорганизмов, вызывающих легкие формы заболевания. При снижении иммунитета вакцину можно вводить повторно. Последующее воздействие того же агента приводит к быстрому повышению резистентности с образованием необходимых иммунных клеток. При некоторых заболеваниях создание вакцин пока не осуществлено (сальмонеллез, заразный насморк, СПИД и др.). Пассивная иммунизация – это введение готовых антител (белков-иммуноглобулинов, образующихся в ответ на введение микроорганизмов или их части-антигена), полученных от человека или животного после активной иммунизации. Иммунитет после пассивной иммунизации непродолжительный.

[youtube.player]

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.