Особенности наблюдения детей больных инфекционными заболеваниями

Эталоны ответов

1г, 2а, 3б, 4а, 5б, 6в, 7б, 8а, 9г, 10в, 11б, 12г, 13а, 14в, 15г, 16г, 17в, 18а, 19а, 20г, 21г, 22в, 23а, 24г, 25а, 26б, 27б, 28в, 29г, 30а, 31б, 32а, 33в, 34а, 35в.

1. Вирус гриппа обладает

2. Преимущественное поражение трахеи у детей происходит при

3. Судорожный синдром у детей чаще возникает при

4. Развитие ларингита с синдромом крупа у детей наблюдается при

5. Конъюнктивиты, вовлечение лимфатической системы у детей характерны для клиники

а) аденовирусной инфекции

6. После перенесенного инфекционного заболевания формируется иммунитет

г) активный, естественный

7. Наибольшей контагиозностью обладает инфекция

8. Ведущим признаком крупа у детей является

в) инспираторная одышка

9. Наиболее частое осложнение ОРВИ у детей

10. Медицинская сестра при уходе за ребенком с ОРВИ для уменьшения симптомов интоксикации применит

в) обильное теплое питье

11. Для проведения оральной регидратации детям назначают

г) "Оралит", "Регидрон"

12. В качестве этиотропного лечения при ОРВИ детям назначают препараты

13. Возбудителем кори является

14. Продолжительность инкубационного периода при кори в типичных случаях (в днях)

15. Симптом Бельского-Филатова-Коплика характерен для

16. Пятна Бельского-Филатова-Коплика появляются на

г) слизистой оболочке щек

17. Сыпь при кори появляется на день болезни

18. Первые элементы сыпи при кори у детей появляются на

19. Сыпь при кори у детей

20. Пигментация сыпи у детей наблюдается при

21. Карантин на детей, имевших контакт с больным корью, составляет (дней)

22. Активную иммунизацию против кори проводят детям

а) живой коревой вакциной

23. Возбудителем краснухи является

24. Краснухой заболевают преимущественно дети в возрасте

25. Краснуха, возникшая в I триместре беременности, опасна развитием

г) врожденных пороков у ребенка

26. Продолжительность инкубационного периода при краснухе (дни)

27. Мелкая сыпь розового цвета, пятнистого характера, на неизмененном фоне кожи без тенденции к слиянию наблюдается при

28. Возбудителем ветряной оспы у детей является

29. Продолжительность инкубационного периода при ветряной оспе у детей (дни)

30. Полиморфизм сыпи (пятно, папула, везикула) характерен для

в) ветряной оспы

31. Для обработки везикул при ветряной оспе у детей медицинская сестра использует раствор

г) бриллиантового зеленого

32. Детей в возрасте до 3 лет по контакту с ветряной оспой изолируют (дни)

б) с 11-го по 21-й

33. Возбудителем эпидемического паротита у детей является

34. Продолжительность инкубационного периода при эпидемическом паротите у детей составляет (дни)

35. Увеличение околоушных слюнных желез у детей характерно для

г) эпидемического паротита

36. Воспаление яичек при эпидемическом паротите у мальчиков

37. Перенесенный двусторонний орхит при эпидемическом паротите у детей может привести к развитию

38. Приступообразный спазматический кашель характерен для

39. Средняя продолжительность инкубационного периода при коклюше у детей составляет (дни)

40. Глубокий свистящий вдох при коклюше, прерывающий кашлевые толчки, – это

41. Особенности клиники коклюша у детей первых месяцев жизни

а) отсутствие репризов, развитие апноэ

42. Появление язвочки на уздечке языка в результате сильного кашля у детей наблюдается при

43. Возбудителем скарлатины у детей является

б) b-гемолитический стрептококк группы А

44. b-гемолитический стрептококк группы А является возбудителем

45. Продолжительность инкубационного периода при скарлатине (дни)

46. Мелкоточечная сыпь на гиперемированном фоне кожи, бледный носогубный треугольник характерны для

47. Ангина у детей является постоянным симптомом

48. Типичная локализация сыпи при скарлатине

б) сгибательная поверхность конечностей, в естественных складках кожи

49. Возбудителем дифтерии у детей является

50. Продолжительность инкубационного периода при дифтерии составляет (дни)

51. Истинный круп развивается у детей при

52. Антитоксическая сыворотка применяется у детей при лечении

53. Продолжительность инкубационного периода при менингококковой инфекции составляет (дни)

54. Наиболее частая форма менингококковой инфекции у детей

55. Геморрагическая сыпь зведчатой формы характерна для

г) менингококковой инфекции

56. Вынужденное положение ребенка на боку с запрокинутой головой и согнутыми ногами характерно для

г) менингококкового менингита

57. При лечении менингококковой инфекции у детей с этиотропной целью применяют

58. Вирус гепатита А у детей обладает выраженной

59. Источником инфекции при гепатите А у детей являются

60. Гепатит А вызывается

61. Выраженная сезонность вирусного гепатита А проявляется в период

62. Стойкий пожизненный иммунитет формируется у детей после перенесенного гепатита

63. Циклической последовательной сменой 4 периодов характеризуется течение вирусного гепатита

64. Инкубационный период при вирусном гепатите А у детей продолжается (в днях)

65. Инкубационный период при вирусном гепатите В у детей продолжается (в днях)

66. В среднем желтушный период при вирусном гепатите В у детей длится (в нед.)

67. Наиболее важным объективным симптомом для начального периода вирусного гепатита А у детей является

а) увеличение размеров и болезненность печени

68. Потемнение мочи у детей, больных вирусным гепатитом А, отмечается к концу периода

69. Преджелтушный период длится при вирусном гепатите А у детей до (в днях)

70. Срок карантина для контактных по гепатиту А

71. Детей, перенесших вирусный гепатит А, обычно наблюдают после выписки из стационара в течение (мес.)

72. Источником инфекции при вирусном гепатите В у детей является

б) больной и вирусоноситель

73. Вирус гепатита В у детей отсутствует в

74. Основной путь передачи инфекции при вирусном гепатите В у детей

75. Общее инфекционное заболевание, протекающее с преимущественным поражением толстого кишечника, характеризующееся развитием дистального колита у детей, — это

76. Возбудителями дизентерии у детей являются

77. Редко болеют дизентерией дети

78. Жидкий стул с примесью слизи и прожилок крови у детей ("ректальный плевок") характерен для

79. Тенезмы характерны для

80. Госпитализации подлежат дети, больные дизентерией в форме

81. Симптомы кишечного эксикоза

а) сухость кожи, олигурия

82. Эшерихиозом чаще болеют дети в возрасте

г) первого года жизни

83. Особую опасность, как источник инфекции при сальмонеллезе, представляют

б) водоплавающие птицы, куры

84. Продолжительность инкубационного периода при сальмонеллезе у детей от нескольких часов до (дней)

85. Для сальмонеллеза у детей характерен стул в виде

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

[youtube.player]

1. Выраженной нейротропностью обладают

б) вирусы гриппа

г) респираторно-синцитиальные вирусы

2. Преимущественное поражение трахеи у детей происходит при

а) аденовирусной инфекции

в) риновирусной инфекции

г) респираторно-синцитиальной инфекции

3. Судорожный синдром у детей чаще возникает при

а) аденовирусной инфекции

в) риновирусной инфекции

г) респираторно-синцитиальной инфекции

4. Развитие ларингита с синдромом крупа у детей наблюдается при

а) аденовирусной инфекции

в) риновирусной инфекции

г) респираторно-синцитиальной инфекции

5. Конъюнктивиты, вовлечение лимфатической системы у детей характерно для клиники

а) аденовирусной инфекции

в) риновирусной инфекции

г) респираторно-синцитиальной инфекции

6. Признаки бронхиолита с обструктивным синдромом у детей преобладают в клинике

а) аденовирусной инфекции

в) риновирусной инфекции

г) респираторно-синцитиальной инфекции

7. Для риновирусной инфекции у детей наиболее характерно

а) высокая температура тела

б) резко выраженная одышка

в) кашель со "ржавой" мокротой

г) обильные выделения из носа

8. Ведущим признаком крупа у детей является

б) гиперемия лица

в) инспираторная одышка

г) экспираторная одышка

9. Наиболее частое осложнение ОРВИ у детей

в) сахарный диабет

10. Медицинская сестра при уходе за ребенком с ОРВИ для уменьшения симптомов интоксикации применит

а) банки, горчичники

в) обильное теплое питье

г) обливание прохладной водой

11. Для проведения оральной регидратации детям назначают

а) физраствор, гемодез

б) полиглюкин, гемодез

в) полиглюкин, реополиглюкин

г) "Оралит", "Регидрон"

12. В качестве этиотропного лечения при ОРВИ детям назначают препараты

13. Возбудителем кори является

14. Продолжительность инкубационного периода при кори в типичных случаях (в днях)

15. Пятна Бельского-Филатова-Коплика появляются у детей при

а) аденовирусной инфекции

в) ветряной оспе

16. Пятна Бельского-Филатова-Коплика появляются у детей на

г) слизистой оболочке щек

17. Сыпь при кори появляется на день болезни

18. Первые элементы сыпи при кори у детей появляются на

19. Сыпь при кори у детей

20. Пигментация сыпи у детей наблюдается при

а) ветряной оспе

21. Карантин на детей, имевших контакт с больным корью, составляет (дней)

22. Активную иммунизацию против кори проводят детям

а) живой коревой вакциной

б) человеческим иммуноглобулином

г) аскорбиновой кислотой

23. Возбудителем краснухи является

24. Краснухой заболевают преимущественно дети в возрасте

25. Краснуха, возникшая в I триместре беременности, опасна развитием

а) бронхиальной астмы у женщины

б) обострения пиелонефрита у женщины

в) сахарного диабета у женщины

г) врожденных пороков у ребенка

26. Продолжительность инкубационного периода при краснухе (дни)

27. Мелкая сыпь розового цвета, пятнистого характера, на неизмененном фоне кожи без тенденции к сливанию наблюдается при

а) менингококковой инфекции

28. Возбудителем ветряной оспы у детей является

29. Продолжительность инкубационного периода при ветряной оспе у детей (дни)

30. Полиморфизм сыпи (пятно, папула, везикула) характерен для

в) ветряной оспы

31. Для обработки везикул при ветряной оспе у детей медицинская сестра использует раствор

б) хлорида натрия

г) бриллиантового зеленого

32. Детей в возрасте до 3-х лет, бывших в контакте с больным ветряной оспой, изолируют из коллектива с момента контакта (дни)

б) с 11-го по 21-й

в) с 22-го по 30-й

г) с 30-го по 40-й

33. Возбудителем эпидемического паротита у детей является

б) кишечная палочка

в) синегнойная палочка

34. Продолжительность инкубационного периода при эпидемическом паротите у детей составляет (дни)

35. Увеличение околоушных слюнных желез у детей характерно для

в) ветряной оспы

г) эпидемического паротита

36. Воспаление яичек при эпидемическом паротите у мальчиков

37. Перенесенный двусторонний орхит при эпидемическом паротите у детей может привести к развитию

38. Приступообразный спазматический кашель характерен для

а) риновирусной инфекции

б) ветряной оспы

г) эпидемического паротита

39. Средняя продолжительность инкубационного периода при коклюше у детей составляет (дни)

40. Глубокий свистящий вдох при коклюше, прерывающий кашлевые толчки, - это

41. Особенности клиники коклюша у детей первых месяцев жизни

а) отсутствие репризов, развитие апноэ

б) лихорадка, везикулезная сыпь

в) лихорадка, пустулезная сыпь

г) омфалит, снижение массы тела

42. Появление язвочки на уздечке языка в результате сильного кашля у детей наблюдается при

в) ветряной оспе

г) риновирусной ифекции

43. Возбудителем скарлатины у детей является

б) b-гемолитический стрептококк группы А

44. b-гемолитический стрептококк группы А является возбудителем

а) ветряной оспы

45. Продолжительность инкубационного периода при скарлатине (дни)

46. Мелкоточечная сыпь на гиперемированном фоне кожи, бледный носогубный треугольник характерны для

а) ветряной оспы

47. Ангина у детей является постоянным симптомом

б) ветряной оспы

г) риновирусной инфекции

48. Типичная локализация сыпи при скарлатине

а) разгибательная поверхность конечностей

б) сгибательная поверхность конечностей

в) только на лице

г) равномерное расположение

49. Возбудителем дифтерии у детей является

50. Продолжительность инкубационного периода при дифтерии составляет (дни)

51. Истинный круп развивается у детей при

52. Антитоксическая сыворотка применяется у детей при лечении

б) ветряной оспы

53. Продолжительность инкубационного периода при менингококковой инфекции составляет (дни)

54. Наиболее частая форма менингококковой инфекции у детей

55. Геморрагическая сыпь зведчатой формы, слегка возвышающаяся над уровнем кожи, характерна для

г) менингококковой инфекции

56. Вынужденное положение ребенка на боку с запрокинутой головой и согнутыми ногами характерно для

г) менингококкового менингита

57. При лечении менингококковой инфекции у детей с этиотропной целью применяют

в) сердечные гликозиды

г) плазмозамещающие растворы

58. Вирус гепатита А у детей обладает выраженной

59. Источником инфекции при гепатите А у детей являются

б) больные животные

60. У детей, больных гепатитом А, вирус отсутствует в

61. Выраженная сезонность вирусного гепатита А проявляется в период

62. Стойкий пожизненный иммунитет формируется у детей после перенесенного гепатита

63. Циклической последовательной сменой 4 периодов характеризуется течение вирусного гепатита

64. Инкубационный период при вирусном гепатите А у детей продолжается (в днях)

65. Инкубационный период при вирусном гепатите В у детей продолжается (в днях)

66. В среднем желтушный период при вирусном гепатите В у детей длится (в нед.)

67. Наиболее важным объективным симптомом для начального периода вирусного гепатита А у детей является

а) увеличение размеров и болезненность печени

б) появление катаральных явлений

в) появление диспепсических явлений

г) наличие симптомов интоксикации

68. Потемнение мочи у детей, больных вирусным гепатитом А, отмечается к концу периода

69. Преджелтушный период длится при вирусном гепатите А у детей до (в днях)

70. При остром течении вирусный гепатит А продолжается у детей (мес.)

71. Детей, перенесших вирусный гепатит А, наблюдают после выписки из стационара в течение (месяцев)

72. Источником инфекции при вирусном гепатите В у детей является

а) больной человек

б) больной и вирусоноситель

г) больные животные

73. Вирус гепатита В у детей отсутствует в

74. Основной путь передачи инфекции при вирусном гепатите В у детей

75. Общее инфекционное заболевание, протекающее с преимущественным поражением толстого кишечника, характеризующееся развитием дистального колита у детей — это

г) энтеровирусная инфекция

76. Возбудителями дизентерии у детей являются

77. Редко болеют дизентерией дети

78. Жидкий стул с примесью слизи и прожилок крови у детей ("ректальный плевок") характерен при

в) энтеровирусной инфекции

79. Развитие колитического симптомокомплекса на фоне интоксикации у детей наблюдают при форме дизентерии

80. Госпитализации подлежат дети, больные дизентерией в форме

81. Препаратами выбора в лечении дизентерии у детей являются

а) фуразолидан, гентамицин

б) бисептол, ампициллин

в) септифрил, оксациллин

г) бактрим, карбенициллин

82. При уходе за детьми грудного возраста в острый период дизентерии применяют

б) чреззондовое питание

в) водно-чайную диету

г) дробное дозированное питание

83. Особую опасность, как источник инфекции при сальмонеллезе, представляют

а) домашние животные

б) водоплавающие птицы, куры

в) больной человек

84. Продолжительность инкубационного периода при сальмонеллезе у детей от нескольких часов до (дней)

85. При сальмонеллезе у детей характерен стул в виде

а) рисового отвара

б) крахмальных зерен

в) горохового пюре

г) болотной тины

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

[youtube.player]

НАБЛЮДЕНИЕ ДЕТЕЙ, БОЛЬНЫХ ИНФЕКЦИОННЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ


При лечении на дому ребенка с острым инфекционным заболеванием участковый педиатр знакомит всех проживающих в квартире с мерами профилактики, периодически осматривает детей, бывших в контакте с больным, разъясняет окружающим больного, какую опасность для всех представляет данный случай инфекционного заболевания. Врач обязан обеспечить раннюю диагностику инфекционных заболеваний. Он принимает меры по своевременной госпитализации инфекционных больных и предупреждению распространения заболевания.


ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ В ОЧАГЕ


Участковый педиатр при работе с инфекционными больными (работа в очаге) решает следующие задачи:

• планирует конкретные лечебные и профилактические мероприя
тия;
• определяет характер карантина (табл. 4-1);
• назначает сроки разобщения контактных детей;
• разрабатывает санитарно-эпидемиологические мероприятия на до
му (табл. А-2)\
• выявляет показания к госпитализации детей;
• извещает районный центр санэпиднадзора о случае инфекционно
го заболевания на участке.
Противоэпидемические мероприятия включают:
• обеспечение ранней диагностики заболеваний;
• своевременную госпитализацию и предупреждение распростране
ния заболевания; если ребенок оставлен дома, ему обеспечивают адек
ватное лечение и своевременный контроль соблюдения противоэпиде
мического режима;
• изоляцию из организованных коллективов контактных;
• при установлении диагноза инфекционного заболевания немедлен
ное направление в ГСЭН экстренного извещения;
• регистрацию всех случаев инфекционных заболеваний;
• разъяснение окружающим больного лицам опасности инфекцион
ного заболевания;
• при пищевых отравлениях изъятие из употребления остатков по
дозреваемой пищи и передача их в ГСЭН;
• участие в санитарно-оздоровительной и санитарно-просветитель-
ной работе по предупреждению инфекционных заболеваний;
• участие в диспансерном наблюдении за лицами, перенесшими ин
фекционные заболевания.

Дезинфекция показана при инфекционных болезнях, вызываемых более или менее стойкими возбудителями (дифтерия, скарлатина, оспа, полиомиелит, кишечные инфекции, вирусный гепатит и др.). При заболеваниях, вызываемых нестойкими возбудителями (корь, коклюш, ветряная оспа, эпидемический паротит, краснуха), применяется лишь обычная влажная уборка помещения и проветривание
При инфекциях, передающихся паразитами-членистоногими, применяется дезинсекция, а при инфекциях, в эпидемиологии которых большую роль играют грызуны, дератизация.
Различают текущую и заключительную дезинфекцию. Текущая дезинфекция проводится в непосредственном окружении больного вплоть до его изоляции или, если он не изолирован, до конца срока его инфицированности. Заключительная дезинфекция производится в очаге после изоляции (госпитализации) больного или, если он не госпитализируется, после окончания срока изоляции.
При текущей дезинфекции, проводимой силами населения под контролем медицинских работников, особое внимание обращают на дезинфекцию выделений больного (кал, рвотные массы), которые обеззараживают следующим образом: содержимое горшка заливают кипятком, закрывают крышкой и оставляют на 15 мин, после чего выливают в канализацию. Посуду больного вместе с остатками пищи после каждого использования кипятят в 2% растворе питьевой соды в течение 15 мин или в воде в течение 30 мин Игрушки больного ребенка (пластмассовые, резиновые, металлические, деревянные) мою г теплой водой с мылом. Мягкие игрушки чистят щеткой, смоченной в этом же растворе. Книги обтирают тряпкой, смоченной в растворе стирального порошка, часто прополаскивая тряпку и меняя раствор. Грязное нательное и постельное белье больного замачивают в 2% растворе стирального порошка на 1 ч, перед стиркой его кипятят в течение 15 мин в этом же растворе. Предметы ухода за больным (термометры, грелки и др.) моют теплым раствором стирального порошка.

Пол в комнатах и местах общего пользования, двери и дверные ручки, ручку смывного бачка, сиденье унитаза моют горячим раствором стирального порошка. Уборочный инвентарь (швабры, тряпки) опускают на 30 мин в 1% раствор хлорной извести. Уборку производят 0,5% раствором хлорной извести.
Заключительную дезинфекцию производят теми же средствами работники гордезстанции после госпитализации больного или родители, если ребенок оставлен для лечения на дому, после его выздоровления.


Таблица 4-1. Длительность инкубационного периода некоторых
инфекционных заболеваний, сроки изоляции больных, карантинный срок

[youtube.player]

Разветвленная сеть детских поликлиник в российских городах, врачебных участков и врачебных амбулаторий в сельских районах, в которых работают педиатры первичного звена российской системы здравоохранения, предназначены, прежде всего, для раннего выявления случаев острых заболеваний, установления правильных диагнозов, решения вопросов о месте терапии больных детей и проведения эффективной терапии на дому, если к тому есть показания.

Показания для амбулаторного лечения детей (дома):
— дети любого возраста с легкими и стертыми формами болезней, не нуждающиеся в обязательной госпитализации по эпидемиологическим показаниям;
— больные со среднетяжелыми формами острых инфекционных заболеваний в возрасте старше 1 года, состояние которых и условия проживания позволяют организовать лечение на дому;
— больные дети, выписанные из стационара интенсивного лечения для завершения курса терапии дома под наблюдением участкового педиатра.

Медикаментозное обеспечение детей, получающих лечение в амбулаторных условиях, осуществляется за счет граждан (за исключением лиц, имеющих льготы: дети до 3 лет, дети до 6 лет из многодетных семей, дети-инвалиды).

Анализ структуры заболеваний у детей, лечившихся в одной из детских поликлиник г. Хабаровска, представлен в табл. 1.

Количество пролеченных больных

Продолжи­тельность терапии (в днях)

Острый тонзиллит (ангина)

Из материалов наблюдения, представленных в таблице, видно, что из всех острых заболеваний наиболее часто встречалась инфекционная патология верхних и нижних дыхательных путей (74,7%).

Кратность наблюдения детей зависит от возраста и составляет для детей до 1 года ежедневные его посещения до клинического выздоровления, для детей старше 1 года — ежедневно только в острый период болезни.

Отсутствие положительной динамики или ухудшение в состоянии больного являются основанием для госпитализации пациента.

Совместно с эпидемиологом организуются противоэпидемические мероприятия.

Основными принципами лечения детей в амбулаторных условиях, направленными на предупреждение неотложных состояний, являются: правильно подобранная (обычно эмпирическим путем) этиотропная терапия, патогенетическая терапия с учетом прогноза реализации факторов риска и патологических фоновых состояний ребенка, симптоматические средства.

Практика показывает, что шаблонное длительное назначение инфекционным больным, в том числе детям, больным ОРВИ, препаратов из группы НПВС и антибиотиков, особенно широкого спектра действия, не только не облегчает течение болезни, но зачастую ухудшает прогноз и затягивает выздоровление. Важную роль играет своевременно назначенная восстановительная терапия, правильный уход за больным ребенком, обеспечение свободного дыхания (в том числе носового — больным с респираторной патологией), диетотерапия.

Инфекционные заболевания с обязательной госпитализацией (абсолютные показания):
1) дифтерия и подозрение на дифтерию;
2) менингококковая инфекция и все нейроинфекции;
3) полиомиелит и подозрение на полиомиелит;
4) брюшной тиф, паратифы и подозрение на них; б) все острые вирусные гепатиты;
6) сальмонеллез, дизентерия и другие ОКИ — дети из ДДУ, закрытых детских коллективов;
7) скарлатина — все дети в возрасте до 2 лет, в связи с развитием септических осложнений, тяжелые и осложненные формы.

Показания для госпитализации детей:
1) по клиническим показаниям:
■ тяжелые формы (токсемия 2-3 степени, нейротоксикоз, токсикоз с эксикозом, шок и другие синдромы, определяющие тяжесть болезни);
■ осложнения: специфические, неспецифические (вторичные, бактериальные, вирусные);
■ неблагоприятный преморбидный фон ребенка (дистрофия, недоношенность, тимомегалия, суб- и декомпенсированная перинатальная энцефалопатия);

2) по эпидемиологическим показаниям: закрытые коллективы, наличие в семье маленьких детей, не болевших данной инфекцией, отсутствие возможностей обеспечения противоэпидемических мероприятий в очаге;

3) по социальным показаниям: неблагополучные семьи.

Обследование в начале болезни

Сроки изоляции больного

Критерии выписки и допуска реконва-лесцентов в детский коллектив

[youtube.player]

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Уход за больными независимо от профиля стационара состав­ляет важную часть лечебных мероприятий, способствующих выз­доровлению пациентов. В условиях инфекционного стационара обес­печение правильного ухода за больными имеет особо важное зна­чение, поскольку способствует не только физической и психологической поддержке больных, но и предотвращению развития ос­ложнений.

При уходе за инфекционными больными необходимо учитывать степень общетоксических органных поражений при определенных заболеваниях. Чаще проявления интоксикации при ИБ имеют общие закономерности и сходную клиническую картину. В разгар заболевания вследствие выраженной лихорадочной реакции и интоксикации инфекционные больные, особенно при тяжелых и среднетяжелых формах, должны соблюдать постельный режим. В таких условиях возможности боль­ных по самообслуживанию ограничены, и они нуждаются в постоянной помощи и уходе медицинского персонала. Отсюда и специфика ухода за больными в условиях пребывания их в постели. По мере выздоровления, когда больному разрешают вставать с постели, уход за ним сводится в основном к выполнению санитарно-гигиенических мероприятий.

Инфекционные больные могут весьма своеобразно реагировать на окружающую обстановку, что объясняется особенностями раз­вития заболевания. Так, больные с брюшным тифом в период раз­гара заболевания бывают замкнуты, немногословны, неохотно всту­пают в словесный контакт, у них часто нарушается сон, а больные с сыпным тифом, наоборот - эйфоричны, словоохотливы, не всегда адекватно оценивают свое состояние. Даже больные с лег­ким течением инфекционных болезней также своеобразно могут реаги­ровать на больничную обстановку, что объясняется не только ха­рактером инфекционного процесса, но и особенностями нервно-психического склада самого больного.

Т.к. микробы и их токсины воздействуют на ЦНС, то у больных часто наблюдается повышенная утомляемость, неустойчивость настроения, раздражительность, плаксивость, быстрая истощаемость психики, легкая внушаемость.

Столь разное психологичес­кое состояние пациентов требует от медицинской сестры терпе­ния и выдержки. Ни при каких обстоятельствах не следует показы­вать раздражения. Медицинская сестра своим вниманием к пациенту, чутким отношением создает обстановку покоя, которая способствует скорейшему выздоровлению. Искреннее внимание к больному, спокойная и терпеливая реакция на просьбы и даже капризы, готовность оказать помощь иногда могут быть более эффективными, чем лекарственная терапия.

В присутствии больного, даже если он находится в бессознательном состоянии, недопустимо вести разговоры о тяжести его состояния. Наоборот, в беседах с больным надо укреплять его веру в благоприятный прогноз заболевания.

В палатах необходимо соблюдать и поддерживать чистоту и порядок, регулярно проветривать их, поддерживая температуру воздуха 18 — 20 °С. В отделении, где находится больной, следует посто­янно соблюдать тишину и покой, особенно в ночные часы. Катего­рически недопустимы громкие разговоры и смех в палатах и коридорах. Необходимо помнить, что внезапно появившийся шум плохо переносится больными.

Медицинский персонал отделения должен постоянно следить за чистотой постели и белья больного, поскольку это создает определенный комфорт и улучшает настроение больного. При потоотделении нательное белье нужно менять по мере необходимости, не следует повторно использовать высушенное, пропитанное потом белье. Нельзя допускать, чтобы лихорадящий больной находился в прохладном и влажном белье, поскольку это может привести к развитию осложнений (пневмо­нии и т.д.). Перед каждой сменой нательного белья тело больного необходимо насухо протереть.

Постель больного должна быть удобной, на простыне и наволочке не должно быть складок. Особенно внимательно за этим необходимо следить у тяжелых (лежачих) больных. Нельзя допускать, чтобы белье под больным было влажным или мокрым. У тяжелобольных, которые находятся в бессознательном состоянии, часто бывают непроизвольные мочеиспускание и дефекация. В этих случаях во избежание частой смены всего постельного белья рекомендуется под таз больного подкладывать клеенку, покрытую пеленкой подстилкой, которые меняются по мере загрязнения. Это позволяет дольше сохранить постельное белье сухим и чистым. При смене постельного белья у тяжелобольных их или приподнимают на руках, или осторожно передвигают в постели сначала к одному ее краю, снимают старую и застилают новую простыню, а затем к другому краю и проделывают аналогичные процедуры. При этом необходимо проследить, чтобы на простыне не было складок. О каждой смене белья медицинская сестра должна делать пометку в истории болезни или в температурном листе.

В зависимости от характера инфекционного заболевания, его стадии и периода больному предписываются различные виды больничных режимов, являющиеся наиболее благоприятными для его выздоровления.

Медицинский персонал должен строго следить за соблюдением больными режима, который им предписал врач. Нарушение постельного режима больными Нр: с брюшным или сыпным тифом может привести к развитию серьезных осложнений. В то же самое время длительное пребывание больных в лежачем положении мо­жет вызвать развитие застойных явлений в легких и развитие пневмонии, что резко ухудшает их и без того тяжелое состояние.

Расширение больничного режима (особенно переход от постельного к полупостельному) является ответственным шагом, и в таких случаях его следует делать постепенно, разрешая на первых порах боль ному только садиться в постели. Следует помнить, что у лиц старшего возраста возможны патологические реакции со стороны сердечно-сосудистой системы при излишне быстром переходе на полупостельный режим.

Медицинские сестры должны следить за больным и не допускать его длительного пребывания в одном и том же положении (например, на спине), для чего следует переворачивать больного время от времени с одного бока на другой. Если больной ослаблен или находится в бессознательном состоянии, для удержания его в положении на боку необходимо подложить под спину подушку. Менять положение больного в постели необходимо с большой осторожностью и без резких движений. Режим больного может изменить только его лечащий врач.

Уход за кожными покровами и слизистыми оболочками.

Медицинский персонал должен постоянно следить за чистотой кожи больных. Если больной не в состоянии самостоятельно пользо­ваться ванной или душем, то необходимо делать обтирание кожи. Лихорадка не является противопоказанием к проведению гигие­нических мероприятий. Кожу тяжелых больных нужно системати­чески обмывать (не менее двух раз в сутки), особенно тщательно следя за ее состоянием в области промежности, подмышечных впа­динах, межпальцевых пространствах, а у женщин и под молочны­ми железами. У тяжелых больных, находящихся в бессознательном состоянии, при недостаточном уходе быстро развивается раздра­жение кожи, образуются опрелости и могут появиться пролежни и гнойнички.

Ранним признаком формирования пролежней явля­ется появление на коже в месте постоянного давления болезнен­ного красного пятна, которое в дальнейшем темнеет, затем фор­мируется некроз с образованием глубоких, плохо заживающих язв.

Необходимо также следить за чистотой половых органов и заднего прохода больных, находящихся на стро­гом постельном режиме. Кожу таких больных следует обмывать после каждой дефекации, а затем обтирать насухо.

Перед каждым приемом пищи больной должен мыть руки с мы­лом. Необходимо следить за его ногтями, которые должны быть коротко острижены.

Такие гигиенические процедуры, как умыва­ние и чистка зубов, должны проводиться больными ежедневно. Если состояние больного позволяет, то он сам чистит зубы утром и вечером. После каждого приема пищи больные должны полоскать ротовую по­лость. Тщательный туалет ротовой полости у инфекционных боль­ных предупреждает развитие стоматита, воспаления околоушных слюнных желез (паротита), воспаления среднего уха. Эти осложне­ния могут существенно ухудшить общее состояние больного.

Необходимо следить и за проходимостью носовых ходов. При образовании и скоплении сухих корок их размягчают вазелиновым маслом и удаляют с по­мощью ватного тампона.

Уход при нарушении функции органов дыхания.

У ряда инфекционных больных (корь, дифтерия), особенно при ОРВИ, в патологический процесс вовлекаются органы дыхания. В носовой полости, трахее и бронхах у них скапливается и загустевает слизь, это создает благоприятные условия для размножения патогенной бактериальной флоры и развития осложнений (пневмония, трахеит), которые утяжеляют состояние больного. Для профилактики этих осложнений нужно следить за чистотой и проходимостью дыхательных путей, создавать больному положение в постели, облегчающее его дыхание, проводить дыхательную гимнастику.

Для разжижения и облегчения отхаркивания густой мокроты делают ингаляции с препаратами, стимулирующими отхаркивание, ставят горчичники.

Уход при нарушении функции органов пищеварения.

У инфекци­онных больных, особенно в острой стадии заболевания, часто на­блюдается нарушение функции органов пищеварения. Как прави­ло, у больных отмечается снижение аппетита, вплоть до анорексии (полного отсутствия аппетита). Снижение аппетита в острую стадию, особенно при среднетяжелом и тяжелом течении заболе­вания, является скорее нормальной реакцией организма на бо­лезнь, поскольку в этот период отмечается снижение секреторных функций пищеварительных желез. Не следует поэтому стремиться насильно кормить такого больного, так как это может вызвать по­явление рвоты.

Иначе обстоит дело с приемом жидкости. У инфек­ционных больных с лихорадкой всегда имеются на­рушения водного баланса, поэтому ограничивать им прием жид­кости не следует, особенно с учетом того факта, что повышение температуры тела сопровождается дополнительной потерей жид­кости. Если больной находится в бессознательном состоянии или у него нарушено глотание вследствие паралича глотки или других причин, то поступление жидкости и кормление таких больных должны осуществляться только через специальный зонд, введен­ный в желудок через нос. Таким больным через зонд вводятся так­же и лекарственные средства.

Однако зондовое питание имеет свои недостатки и ограничения, связанные с тем, что зонд может вызвать пролежни. В связи с этим зондовое питание больного необхо­димо начинать только со 2 — 3 дня после того, как он перестает глотать. В таких случаях целесообразно проводить также паренте­ральное питание, вводя внутривенно растворы глюкозы, амино­кислотные составы и т.д.

Для обеспечения необходимого ухода за больными, имеющими нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта, медицинс­кая сестра должна знать причины и механизмы развития этих на­рушений для того, чтобы по возможности предотвратить их разви­тие или оказать необходимую помощь, если эти расстройства уже возникли.

Инфекционным больным в зависимости от характера, тяжести и периода болезни назначаются различные пищевые рационы, которые максимально адаптированы к особенностям развивающегося патологического процесса. В пищевом рационе должно содержаться достаточное количество белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов. Энергетическая ценность принимаемой пищи должна быть не ниже 2000 — 3000 ккал, что соответствует суточ­ным потребностям взрослого человека при лихорадке.

При назначении соответствующей диеты, номер ко­торой указывается в истории болезни, необходимо учитывать осо­бенности поражения тех или иных органов при разных заболева­ниях. Диета больному назначается лечащим врачом, а в обязанно­сти медицинской сестры входит контроль за ее соблюдением. Боль­ные должны принимать пищу небольшими порциями 4—5 раз в сут­ки. Больные, не имеющие ограничений в режиме, обычно пита­ются в столовой, а лежачим больным пищу подают в постель.

В инфекционных больницах в основном используют следующие столы (диеты) лечебного питания:

Помощь при вздутии кишечника: Вздутие кишечника (метеоризм) может причинять больному значительные неудобства и беспокой­ство. В основе развития метеоризма лежит усиление процесса бро­жения. Для облегчения состояния больного используется резино­вая газоотводная трубка.

Своевременное опорожнение кишечника также помогает уст­ранить метеоризм. Отсутствие в течение 2 дней самостоятельного стула у тяжелых лежачих больных служит показанием для проведения очистительной клизмы.

Помощь при рвоте: У инфекционных больных рвота может быть желудочного и центрального генеза.

Особенно опасно появление рвоты у больных, находящихся в бессознательном состоянии, так как при отсутствии должного внимания со стороны медицинского персонала рвотные массы могут попасть в дыхательные пути и стать причиной смерти.

Помощь при задержке мочеиспускания.

При многих инфекцион­ных болезнях может наблюдаться задержка мочеиспускания. Сле­дует знать причины ее возникновения, поскольку в зависимости от этого оказывается та или иная помощь.

Помощь при лихорадке.

Лихорадка наблюдается при многих ин­фекционных заболеваниях.

Сложившиеся в нашей стране представления о медсестре как о помощнике врача свидетельствует о недооценке ее роли в системе здравоохранения. Реформа сестринского дела, проводимая в нашей стране с 1993г, ориентированна на повышение престижа и социального статуса медсестры и на достижение качественно нового уровня ее работы с пациентом. Именно медсестры работают в непосредственном контакте с пациентом и от их знаний, умений, отношения к больному во многом зависит качество мед. обслуживания в целом. В функции медсестры входит осуществление сестринского ухода. Сюда относится проведение профилактических мероприятий, сестринское вмешательство, реабилитация, психологическая помощь в отношении самого больного или членов его семьи и др. Эффективность данной функции намного выше, если она осуществляется в рамках сестринского процесса.

Сестринский процесс представляет собой метод организации и оказания сестринской помощи. СП предусматривает наличие схемы действий медсестры по отношению к пациенту, направленных на предупреждение, облегчение, уменьшение и сведение до минимума возникающих у пациента проблем.

снижение уровня гигиены (дефицит навыков самопомощи)

длительное изменение паттернов питания

изменение паттернов выделения

неэффективность системы терморегуляции

брезгливость по отношению к себе или окружающим

нарушение самооценки, в т.ч. чувство вины

нарушение схемы тела

нарушение личностной идентичности

высокий уровень тревожности

страх заразить близких

утрата контроля над ситуацией в профессиональном, деловом и других аспектах

неэффективные механизмы совладания со стрессом

ограничение прав (настоящее и потенциальное)

нарушение семейных коммуникаций, в т.ч. отказ семьи от пациента (нарушение модели семейных отношений)

финансовые трудности, в т.ч. необходимость значительных дополнительных затрат

высокий риск заражения окружающих

высокий риск заражения окружающими

нарушение социальных коммуникаций

Выберите книгу со скидкой:


ЕГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.


350 руб. 171.00 руб.


ЕГЭ-2019. География. Теория и практика

350 руб. 213.00 руб.


ОГЭ. География. Большой сборник тематических заданий для подготовки к основному государственному экзамену

350 руб. 197.00 руб.


География. 10-11 классы. Атлас. (Традиционный комплект) (РГО)

350 руб. 106.00 руб.


География. 7 класс. Атлас. (Традиционный комплект)(РГО)

350 руб. 106.00 руб.


География. 5 класс. Атлас. (Традиционный комплект).

350 руб. 106.00 руб.


География. 10-11 классы. Контурные карты. (Традиционный комплект) (РГО)

350 руб. 59.00 руб.


География. 6 класс. Атлас. (Традиционный комплект)(РГО)

350 руб. 106.00 руб.


География. Материки, океаны, народы и страны. 7класс. Атлас

350 руб. 184.00 руб.


География. 9 класс. Контурные карты. (Традиционный комплект) (РГО)

350 руб. 59.00 руб.


География. Начальный курс географии. 6класс. Контурные карты

350 руб. 101.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

[youtube.player]

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.