Логопедическая характеристика неговорящего дошкольника перенесенного энцефалита


Представлены основные критерии оценки состояния речи ребенка.Обозначенные критерии оценки позволят сократить время на оформление результатов диагностики.

Скачать:

Вложение Размер
Логопедическая характеристика 16.86 КБ

Предварительный просмотр:

Фамилия, имя ребёнка: _________________________________________________________ ______________
Дата рождения: _________________________ ДОУ № ______________ _группа ____________________
Домашний адрес: ______________________________________________________________ ______________

Понимание речи: в полном объеме; на бытовом уровне; испытывает трудности в понимании учебной инструкции; понимание речи резко ограничено;

Язык : Мышечный тонус языка в норме; нарушен – спастичность, гипотония, дистония .

Движения языка : артикуляционную позу (не) удерживает; при удержании артикуляционной позы наблюдается элементы беспокойства; отмечается тремор, саливации, гиперкинезы, синкинезии; движения языком осуществляет в полном объеме, отмечаются незначительные нарушения дифференцированных артикуляционных движений; затруднена смена артикуляционных движений; стойкие ограничения движений, объема, темпа; Уздечка (норма, укороченная)

Губы : без особенностей, тонкие, массивные, паретичные, спастичные

Зубы : без особенностей, отсутствуют верхние зубы, отсутствуют нижние зубы

Прикус : норма, прямой, прогнатия, прогения, открытый, боковой

Темп речи замедленный (быстрый).

Голос тихий, сильный, звонкий, хриплый, дрожащий, назализованный.

Тип дыхания диафрагмальный, речевое дыхание плавное; недостаточно плавное, речевой выдох продолжительный; не продолжительный .

Звукопроизношение (замены, искажения,пропуски )

с- _______; сь -_______; з- _______; зь- _______; ц- ______; ш - ______; ж- ___; ч- ______; щ-______; л- ______; ль- ______ р - ______; рь - ______,_____________________________

Слоговая структура : не нарушена, нарушена, грубо нарушена, замена сложных по артикуляции звуков на легкие , пропуски слогов, перестановка слогов , наращивание, не может воспроизвести слова сложной структуры ____

Фонематические функции : фонематические функции не сформированы (сформированы): (не )выделяет заданный звук на фоне слова и из слова.(не) может отобрать картинки с заданным звуком , придумать слова.;с простым анализом и синтезом не справляется.

Словарный запас : соответствует возрастной норме; пассивный словарь преобладает над активным, обобщающие понятие (не) сформированы; пассивный и активный словарь значительно ниже возрастной нормы; активный словарь представлен звукокомплексами;

Грамматический строй речи: ( не) сформирован ,сформирован, словоизменение осуществляет правильно; допускает незначительные ошибки; допускает грубые аграмматизмы;( не) понимает грамматическую форму. Виды нарушений: изменение существительных по падежам; согласование существительных с числительными 1,2,5.;образование множественного числа существительных;, образование прилагательных от существительных, образование приставочных глаголов; понимание предложно-падежных конструкций, пропуск предлогов; используемые типы предложений

Связная речь; (не) соответствует возрастной норме.; ребёнок пользуется простой распространенной фразой;; фразовая речь односложна; фразы нет.;(не)воспроизводит самостоятельно смысловые звенья, рассказ оформлен грамматически (не) правильно; рассказ составляет с минимальной помощью взрослого (1-2 вопроса); рассказ аграмматичен,, при составлении рассказа выделяет частности; рассказ не оформлен, наблюдаются простые перечисления отдельных предметов;.

Общее недоразвитие речи___ уровень речевого развития.___________________________________________

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи._____________________________________________________

Фонематическое недоразвитие речи.______________________________________________________________

Фонетическое недоразвитие речи.________________________________________________________________

[youtube.player]

Глинкина Анастасия Дмитриевна – студентка магистратуры Смоленского государственного университета.

В настоящее время количество детей, имеющих нарушения развития, растет с каждым годом. Данные учёных свидетельствуют о том, что среди рождающихся детей уменьшилось число здоровых младенцев. Вероятно, поэтому появляется все меньше детей, речь которых развивалась бы без отклонений от нормы [4, с. 3].

Неговорящий ребенок не имеет возможности полноценно общаться и мыслить, так как отсутствие речи не обеспечивает полноценного формирования языковых функций: регулирующей, коммуникативной, познавательной, что приводит к задержке познавательных процессов, а так же эмоциональных и личностных особенностей, таким образом, неговорящий ребенок не может осуществлять полноценную мыслительную деятельность.

Принято считать, что после 3 лет ребенок практически полностью овладел обиходным словарем, без труда общается с окружающими, а так же высказывает свои мысли. Речь для него становится основным средством общения и орудием мышления.

Безречевые дети – это условное обозначение разнородной группы детей, которые в силу разных причин лишены возможности речевого общения [5, с. 21].

Дети, у которых отсутствует речь, имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет проведение коррекционной работы.

В такую группу входят дети:

  • с моторной и сенсорной алалией;
  • задержки речевого развития (до 4 лет);
  • общее недоразвитие речи;
  • различными задержками психоречевого развития;
  • ранним детским аутизмом;
  • интеллектуальной недостаточностью;
  • детским церебральным параличом;
  • нарушением слуха [4, с. 3].

При каждом из нарушения отмечаются различные нарушения речи:

  • Алалия характеризуется поздним появлением речевых реакций, нарушением слоговой структуры слова, фонематических процессов, наблюдается недостаточная сформированность ВПФ, речь полностью не понятна;
  • Задержка психоречевого развития (ЗПР) выражается в замедленном темпе интеллектуального и личностного и речевого развития.
  • Общее недоразвитие речи от первого до четвертого уровня речевого развития. Один из ведущих признаков – наиболее позднее начало речи. У детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы (звуковая, смысловая сторона речи). Речь очень аграмматична, смазанна.
  • Нарушение речи при аутистических расстройствах. Как правило, наблюдается полный или частичный мутизм. Нарушение развития импрессивной и экспрессивной речи.
  • Нарушение речи у детей с нарушением интеллекта носит стистемный характер и характеризуется довольно поздним началом речи.
  • Нарушение речи у детей с нарушением слуха зависит непосредственно от степени выраженности нарушения. Чем тяжелее степень, тем хуже речь.
  • Дезонтогенетическое развитие детей. Развитие ребенка в условиях дизонтогенеза является одной из причин нарушения речи. У ребенка отмечается замкнутость либо повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость.
  • Дети с детским церебральным параличом имеют органические нарушения двигательных и речедвигательных систем мозга. Как правило отмечаются различные нарушения речи.

По данным Голубевой Л. П., речевой аппарат у неговорящего ребёнка вял, пассивен, от того, что слишком долго находился в состоянии бездействия.

Общим для детей, у которых нет речи является отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, разлаженность поведения, повышенная истощаемость, недостаточность целенаправленной деятельности, периодические приступы плача, постоянное беспокойство. Все это мешает полноценному развитию речи и взаимодействию ребенка с окружающим миром [2, с. 4]. Для оказания своевременной помощи необходимо полное обследование специалистов и комплексная коррекционная работа. Это поможет сформировать у ребенка азы общения и развить психические функции, провести профилактику вторичных нарушений, развить личность ребенка в целом.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что:

[youtube.player]


Перечень логопедических заболеваний у детей

У детей логопедические диагнозы бывают двух форм: физиологические и патологические. В отличие от патологических физиологические виды исчезают самостоятельно до 5 лет. Чем быстрее поставлен диагноз, тем больше возможность откорректировать речь дошкольника.


Обучение ребенка логопедическим урокам

На сегодняшний день перечень логопедических болезней детей достаточно широк.

Дислалия. Дошкольник не может четко произносить некоторые звуки при нормальном слухе и отсутствии со стороны патологий иннервации артикуляционного аппарата. Физиологическая дислалия, возможно, до 5 лет пройдет самостоятельно. Профилактика состоит в усердном развитии речи с 1 года.

Дизартрия – неправильное произношение слов из-за плохой иннервации аппарата речи в заднелобных и подкорковых отделах мозга. Речь похожа на разговор с кашей во рту. Причиной является поражение подкорковых отделов мозга. Ограничение подвижности языка, верхнего неба приводит к затруднению артикуляции. Патология лечится логопедическими методами, ЛФК, развитием мелкой моторики пальцев.

Обратите внимание! Здесь поможет лепка из пластилина, игры с мелкими предметами (при условии, что родители будут находиться вместе с малышом во избежание несчастных случаев).

Данная форма логопедического нарушения у дошкольников сопровождается распадом речевой системы: нарушения восприятия речи на слух, трудность в чтении, письме. В детском же возрасте дизартрия нередко приводит к нарушению произношения слов, иногда к общему недоразвитию речи. Недостатки речи при дизартрии могут быть исправлены с помощью логопедических занятий.

Ринолалия – неполноценная речь в результате наличия врожденных патологий полости рта: заячья губа, расщелина неба. В большинстве случаев речь монотонна, невнятна.

Реактивный мутизм – немота, появившаяся вследствие нервного стресса или психологического шока.

Методические рекомендации по написанию характеристик для детей с нарушениями речи для ПМПК

Рекомендации составляются в виде небольшого протокола, в котором указываются строение речевого аппарата, оценка слуха, психическое здоровье. В итоге проводится заключение, выводится результат и ставится логопедический диагноз.

Ветвицкая Анастасия ходит в Дет сад № 14. Речь развита неправильно, не выговаривает звуки К, Г, Д, Т. Моторика пальцев рук действует пассивно, не слушается. Родители в детстве не страдали патологией речи. Правая рука преобладает в движениях над левой. Строение лица соответствует нормам. Задание нахмурить брови, наморщить щеки выполняет плохо. Слабо развиты мимические мышцы.


Строение рта. Язык. Корень – в напряженном состоянии, кончик пассивный, вялый, общее строение соответствует норме.

Речь непонятна, монотонна, голос звонкий. В задании повторить предложение, пропускает слоги, не выговаривает некоторые буквы. Имеет маленький словарный запас, в общении пропускает местоимения, может путать предлоги во времени.

Итог: наблюдение показало, что ребенок имеет нарушение речи 3 уровня.

Туконов Денис ходит в старшую группу, семья полная, родители имеют высшие образования. Наличие патологий со стороны речи не выявлены.

Моторика развита слабо, движения медлительны, часто заторможены.

Анатомическое строение речевого аппарата без особенностей: строение лица соответствует норме. Идет смена молочных зубов на постоянные. Подъязычная связка без особенностей (не растянута, не укорочена). Имеется гипотонус язычной мышцы.

Речь не выразительна, плохо произносятся звуки, разговор малопонятен для окружающих. Голос тихий, глухой. Мимика функционирует слабо.

Слух со стороны фонематического плана сформирован недостаточно. В процессе разговора смешивает глухие и звонкие звуки. Контур слова произносит нечетко, неразборчиво.

Строй речи на грамматической основе развит не удовлетворительно. Эксперимент показал грубое недоразвитие связной речи. Денис пересказал 1-2 предложения вместо полного смыслового рассказа.

Обратите внимание! Психическое здоровье в норме.

Итог: Наблюдение установило недоразвитие речи 2 уровня.

Подготовительная группа, Журавская Ксения ходит на занятия ежедневно, как может, общается со сверстниками. Семья полная, благополучная. Со стороны родителей речевые нарушения отсутствуют. Родственники активно принимают участие в развитии речи: проводят дома самостоятельные занятия.

Страдает общая моторика, нарушена координация движений, заметны неточности в двигательных процессах, заторможенность. Правая рука является главной.

Анатомическое расположение разговорного аппарата в полости рта соответствует норме. Подъязычная связка нормальная. Язык в напряженном тонусе, малоподвижен. Зубы меняются на коренные. При выполнении артикуляционных заданий появляются мышечные спазмы. В разговоре используются конструкции синтаксических предложений. Пересказывает по картинкам самостоятельно, используя широкий словарный запас. Верно представляет историю и логично собирает рассказ.

Итог: в результате наблюдения комиссия поставила недоразвитие речи 4 уровня, нвонр.

Примерные формулировки логопедического заключения для детей с заболеваниями

Формулировка патологий речи строится следующим образом:

Впереди ставится степень развития речи, затем следующим предложением выводится диагноз (если он есть).

Обратите внимание! Но в разных городах России заключение может звучать по-разному.

У умственно слабых детей и ЗПР диагноз звучит: аграмматическая дисграфия и дислекксия, стертая форма бульбарной дизартрии, системное недоразвитие речи легкой степени.

У интеллектуально здоровых детей: общее недоразвитие (2 уровень), детская афазия, общее недоразвитие (1 уровень), сенсомоторная алалия.

Девочка пяти лет. Аутизм первой степени, недоразвитие речи 2 ст., ффнр.


Ребенок с аутизмом

Мышечная дистрофия, гипотонус, движения медленные вялые. Общая моторика задержана в развитии, не может стоять на одной ноге, держать равновесие, сидя на велосипеде; не может застегивать пуговицы самостоятельно, что свидетельствует о нарушении мелкой моторики.

Правильно подобранная логопедическая программа дает больным детям условия и дополнительные возможности для развития речи и совершенствование других полезных навыков.

Обратите внимание! Логопедическое сопровождение детей с овз в школе проводится непосредственно комиссией специалистов. Руководителем организации создаются индивидуальные классы, где педагоги проводят уроки в форме презентаций. Курс будет окончен, когда у детей будут полностью отсутствовать логопедические нарушения.

Как помочь умственно отсталому ребенку овладеть речью

Логопедическая программа для детей с умственной отсталостью по фгос специально разрабатывается после диагностики педагогическим составом. Результат исследований выводится сразу после обследования.

По каждому не выговариваемому звуку должна быть разработана программа, по которой детки смогут повысить свои речевые навыки. Занятия невербального и частично вербального общения позволят дошкольнику восстановить артикуляционный аппарат.


Самостоятельные речевые навыки

Первый и второй этап программы приходится на диагностику и подготовку детей к занятиям. Здесь же развивается мелкую моторику, речь, внимание, мышление. Отсутствие развития одного элемента в процессе приостанавливает нормальное развитие речи.

Третий этап. Проводится коррекция звуков, развивается фонематический слух, расширяется словарный запас, строится правильная речь на основе лексическо-грамматических определений.

Четвертый этап. После проведенного курса программы логопедии ставится оценка, результат сравнивается с первоначальным уроком.

Пример написания логопедической характеристики на ребенка

Диана Шкулепина перешла в среднюю группу, детский сад № 1123, дошкольник, 4 года, поставлен диагноз: задержка речевого развития с задержкой умственных процессов.

Домашняя среда. Родители обеспокоены проблемами дочери, хотят помочь, неоднократно обращались к специалистам, проводился консилиум. Моторика рук развита слабо, наблюдаются неровности в движениях рук.

Логопедический диагноз: Задержка речевого развития 3 уровня. ОНР.

Образцы наблюдений логопедических характеристик понадобятся для работы как логопедическому педагогическому составу, так и для родителей которые обеспокоены неправильным произношением слов детей.

Поочередность наблюдений позволит правильно установить степень поражения речевой системы ребенка и избежать ошибок в системе контроля установки группы логопедического здоровья.

Обратите внимание! В настоящее время правильная речь играет большую роль в обществе. Правильный подход к урокам сделает ребенка полноценным, самостоятельным, уверенным в себе в современном обществе.


Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

[youtube.player]

Обследование безречевого (неговорящего) ребенка

1. Система обследования ребенка дошкольного возраста

2. Система обследования ребенка - школьника

1. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников, - М., 1985.

2. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников.— 1973.

3. 3ееман М. Расстройства речи в детском возрасте.- М., 1962

При обследовании принимается во внимание ряд факторов, которые помогают разграничить детей с алалией от детей, страдающих другими речевыми нарушениями.

При сборе анамнестических сведений обращает на себя внимание отсутствие или резкое ограничение лепета. Родители отмечают молчаливость, характеризуют детей как понимающих, но не желающих говорить. Отсутствие возможности общения родители в ряде случаев ошибочно расценивают как проявление упрямства и лени.

Вместо речи развиваются мимика и жестикуляция, которыми дети пользуются избирательно в эмоционально окрашенных ситуациях общения.

Первые слова появляются поздно, фразовая речь в большинстве случаев начинает формироваться только после 5—6 лет.

Обследование обычно не заканчивается разовой встречей с ребенком, особенно, если он мал и негативистичен, а продолжается параллельно с начатой логопедической работой. Уста­навливается, как ребенок вступает в контакт, есть ли у него негативные реакции общего и речевого характера, в чем они проявляются и как преодолеваются. Обращается внимание на отношение ребенка к ходу и материалу занятий, его реакции на изменения ситуации. Отмечается наличие или отсутствие критичности к своему состоянию, возможности внеречевого и речевого общения, наличие у ребенка стремления к общению и желания исправить свою речь.

Для изучения состояния словаря, грамматического строя и фонетико-фонематической стороны речи используется общепринятая в логопедии схема обследования и специально подготовленные пособия, применяются речевые упражнения, задания на словообразование и словоизменение. Ведется длительное динамическое наблюдение за детьми в процессе выполнения ими разных видов деятельности.

Уточняется состояние слуха и понимания, это важно для отграничения детей с сенсорной алалией от слабослышащих и глухих, а также от детей с преимущественным нарушением восприятия, а не собственной речи. Уточняются особенности гнозиса, праксиса. Обращается внимание на четкость латералиты (латерализация — преобладание левого или правого в парных органах), состояние мелкой моторики и общедвигательной сферы. Выявляется степень владения практическими навыками: самообслуживание, бытовые действия, предметно-практическая деятельность.

Специальными упражнениями в игровой форме исследуется артикуляционная моторика — возможность выполнения определенных движений, удержания артикуляционных поз, выполнения последовательных действий с переключением, способность ребенка подражать артикуляционным движениям и возможность отраженного проговаривания слов и сочетаний.

1. Система обследования ребенка дошкольного возраста

Логопед выявляет объем речевых навыков, сопоставляет его с возрастными нормативами, с уровнем пси­хического развития, определяет соотношение дефекта и компенсаторного фона, речевой и познавательной активности.

Выделяются три этапа обследования.

Первый этап — ориентировочный. Логопед заполняет карту развития ребенка со слов родителей, изучает документацию, беседует с ребенком.

На втором этапе проводится обследованием компонентов языковой системы и на основе полученных данных делается логопедическое заключение.

На третьем этапе логопед проводит динамическое наблюдение за ребенком в процессе обучения и уточняет проявления дефекта.

В беседе с родителями выявляются предречевые реакции ребенка, в том числе гуление, лепет (модулированный). Важно выяснить, в каком возрасте появились первые слова и каково количественное соотношение слов в пассивной и активной речи.

Во время беседы с родителями важно выявить, когда появились двухсловные, многословные предложения, не прерывалось ли речевое развитие (если да, то по какой причине), какова речевая активность ребенка, его общительность, стремление к установлению контактов с окружающими, в каком возрасте родителями обнаружено отставание в развитии речи, каково речевое окружение (особенности естественной речевой среды).

В процессе беседы с ребенком логопед устанавливает контакт с ним, нацеливает его на общение. Ребенку предлагаются вопросы, помогающие выяснить его кругозор, интересы, отношение к окружающим, ориентировку во времени и пространстве.

Выявляется правильность употребления детьми категории рода, числа, падежа существительных, предложных конструкций, умение согласовывать существительное с прилагательным и числительным в роде, числе, падеже. Материалом обследования являются картинки, изображающие предметы и их признаки, действия. Для выявления умения пользоваться морфологическими формами слов проверяется образование множествен­ного числа от существительных в единственном числе и, наоборот, образование уменьшительной формы существительного от данного слова, а также глаголов с оттенками действий.

При обследовании словарного запаса выявляется умение ребенка соотносить слово (как звуковой комплекс) с обозначаемым предметом, действием и правильно употреблять его в речи.

Обследование строения артикуляционного аппарата и его моторики имеет важное значение для определения причин дефекта звуковой стороны речи ребенка и для планирования коррекционных упражнений. Оценивается степень и качество нарушений двигательных функций органов артикуляции и выявляется уровень доступных движений.

Для обследования звукопроизношения подбираются слоги, слова и предложения с основными группами звуков русского языка.

Для выявления уровня фонематического восприятия, возможности запоминания и воспроизведения слогового ряда ребенку предлагается повторить сочетания из 2—3—4 сло­гов. Для определения наличия звука в слове слова подбираются так, чтобы заданный звук находился в разных позициях (в начале, середине и в конце слова), чтобы наряду со словами, включающими данный звук, были слова без этого звука и со смешиваемыми звуками. Это позволит в дальнейшем установить степень смешения как далеких, так и близких звуков.

Для обследования слоговой структуры и звуконаполняемости подбираются слова с определенными звуками, с разным ко­личеством и типом слогов; слова со стечением согласных в начале, середине, в конце слова. Предлагается отраженное и самостоятельное называние картинок: предметных и сюжетных.

При обследовании общей и мелкой моторики логопед об­ращает внимание на общий вид ребенка, его осанку, походку, навыки самообслуживания (завязать бант, заплести косу, зас­тегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки и т. д.), особенности бега, выполнение упражнений с мячом, прыжки в длину на точность приземления. Проверяется умение сохранить рав­новесие (стояние на левой, правой ноге), попеременно посто­ять (попрыгать) на одной ноге, выполнить упражнения на переключаемость движений (правую руку к плечу, левую — на затылок, левую руку на пояс, правую — за спину и т. д.).

Оценивается точность воспроизведения задания по про­странственно-временным параметрам, удерживанию в памя­ти составных частей и последовательности элементов струк­туры действия, наличию самоконтроля при выполнении заданий.

Логопедическое заключение базируется на всестороннем анализе результатов изучения ребенка, на достаточно большом количестве примеров детской речи и на динамическом наблю­дении в процессе коррекционно-педагогической работы.

Результаты комплексного обследования обобщаются в виде логопедического заключения, где указывается уровень рече­вого развития ребенка и форма речевой аномалии. Примера­ми логопедических заключений могут быть следующие: ОНР третьего уровня у ребенка с дизартрией; ОНР второго уровня у ребенка с алалией; ОНР второго-третьего уровня у ребенка с открытой ринолалией и т. п.

2. Система обследования ребенка - школьника

Своевременное выявление среди них учащихся с речевой патологией, правильная квалификация имеющихся у них дефектов устной речи и организация адек­ватного дефекту коррекционного обучения позволяют не только предупредить появление у этих детей нарушений письма и чтения (как вторичного дефекта по отношению к устной речи), но и не допустить отставания в усвоении программного мате­риала по родному языку.

Согласно положению о логопедических пунктах при общеоб­разовательных школах с частью детей, поступающих в первые классы, учитель-логопед знакомится на приемных комиссиях (в апреле—мае) и выявляет среди них тех, кто нуждается в логопедической помощи. Основной же контингент учащихся первых классов, имеющих различные нарушения устной речи, учитель-логопед выявляет в процессе обследова­ния школьников в начале учебного года (с 1 по 15 сентября).

Логопедическое обследование предполагает обязательную фик­сацию состояния речевой деятельности в целом и уровня сфор­мированности всех языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй.

Установление в процессе обследования уровня сформи­рованности языковых средств позволяет определить:

а) огра­ничивается ли дефект речи только несформированностью про­изношения;

б) распространяется ли он на всю звуковую сторо­ну речи (звукопроизношение и . фонематические процессы);

в) охватывает ли дефект основные компоненты речевой систе­мы (звуковую сторону речи и лексико-грамматический строй).

Необходимо отмечать состояние речевой деятельности и уровень сформированности языковых средств, четко фиксировать состояние звукопроизношения у каждо­го ребенка, обязательно отражая в протоколе характер (тип) на­рушения, например: искажение звуков: с—межзубное, ш—ниж­нее; р — велярное. Замена звуков: с = ш; р = л; б = п; ч = т и т. д. Смешение звуков: с - ш; з-с; р - л, ч – с.

Сопоставление характера (типа) недостатков произношения с уровнем развития фонематических процессов, лексического запаса, грамматического строя позволяет уточнить роль дефек­тов произношения в общей картине нарушения устной речи.

Ориентируясь на характер (тип) недостат­ков произношения, учитель-логопед составляет предварительное представление о том, является ли данный дефект звукопроизношения само­стоятельным или он представляет собой одно из проявлений структурно более сложного речевого нарушения.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

[youtube.player]

Ф.И.ребенка:_Костя Т. 8 лет.

возраст: 8 лет Школа: __________Класс: . Обучается с 1 сентября 2017г.

Краткий анамнез раннего речевого развития: со слов мамы имело место более позднее начало речи. Речевое развитие протекало неравномерно, волнообразно, на фоне недостаточной речевой активности с преобладающим отставанием экспрессивной речи от импрессивной.

Речевая среда и социальные условия: В дошкольном периоде ребенок эпизодически посещал индивидуальные логопедические занятия в частном порядке, с минимальной положительной динамикой.

Общая и мелкая моторика: навыки работы с карандашом, ручкой, ножницами недостаточно развиты; объем движений ограничен, переключаемость крайне затрудненная, отмечается застревание на одном движении; движения нескоординированные, слабые, неточные. Имеется общая моторная неловкость.

Анатомическое строение органов артикуляции: нарушение зубного ряда, зубы вне челюстной дуги. Готическое клиновидное нёбо, боковые края утолщены. Подъязычная связка – без особенностей.

Артикуляционный моторика: сниженный тонус в покое, сглаженность носогубных складок, при произвольных движениях и речевой нагрузке отмечается повышение тонуса мышц.

Устная речь:

Общее звучание речи: речь замедленная, неразборчивая, малопонятная, интонационно неоформленная. Голос слабый, маломодулированный.

Понимание речи: сформировано на бытовом уровне, имеет место недостаточное понимание обращённой речи. Не всегда понимает инструкции учителя.

Звукопроизношение: нарушено полиморфно, имеются искажения, замены и смешения (замена [Ц] на [С]; [Ш] на[С]; [Ж] на [З]; [Щ] на [СЬ]; [Ч] на [C]; [j] на [Л]; [Р] на [Л]; [РЬ] на [Ль]– горловые, тотальное оглушение звонких согласных). Следует отметить выраженные трудности в формировании речевых навыков, автоматизации, дифференциации звуков в спонтанной речи.

Фонематическое восприятие: нарушено.

Звуковой анализ: недостаточно сформирован, особенно его сложные формы, затрудняется при определении места и последовательности звуков в слове на материале слов из 4-х и более звуков, выполняет задания с опорой на наглядность. Фонематический синтез недостаточен. Фонематические представления недостаточно сформированы, с трудом подбирает слова с заданным звуком на определенном месте.

Слоговая структура речи: ритмический рисунок простого по составу слова может воспроизвести правильно. При усложнении речевого материала допускает ошибки. Воспроизводит 3-4-хсложные слова с ошибками, сокращает количество слогов, упрощает структуру, пропускает, заменяет, переставляет звуки, слоги в словах как при изолированном произнесении, так и в составе предложений.

Активный словарь: ограничен бытовой лексикой, с преобладанием существительных и глаголов, незначительный объем прилагательных, наречий, категорий состояния. Отмечаются трудности подбора однокоренных слов и применения способов словообразования. Слов-обобщений также недостаточно, их количество ограничено бытовыми обобщающими понятиями.

Грамматический строй языка: предложение односоставное, простое нераспространенное. Аграмматизм грубый, проявляется как на уровне словоизменения, так на уровне словообразования, синтаксиса.

Связная речь: при составлении рассказа по серии картинок использует простую нераспространенную фразу или одно слово, причинно-следственные связи не устанавливает, пересказывает фрагментарно, упуская существенные детали.

Письменная речь:

Письмо: формируется очень медленно, с многочисленными ошибками. При списывании механически копирует материал. Нарушена ориентация в тетради. В строке также не ориентируется.

Чтение: формируется очень медленно, с многочисленными ошибками. Буквы забывает, путает их, звуко-буквенная соотнесенность не сформирована. Смысл прочитанного не понимает , скрытый смысл текста не выделяет.

Логопедическое заключение: Дисграфия и дислексия на фоне ОНР II –III уровня.

Рекомендации: консультация врача-оториноларинголога, консультация врача стоматолога-ортодонта с целью коррекции зубно-челюстной системы; консультация дефектолога. Организация единого речевого режима в школе и дома для закрепления полученных речевых навыков вне логопедического кабинета, продолжить систематические индивидуальные и групповые логопедические с целью коррекции имеющихся речевых нарушений.

Вас может заинтересовать:

[youtube.player]

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.