Возрастные особенности инфекционных заболеваний

2.3.2. Особенности течения инфекционных заболеваний у детей

Анатомо-физиологические отличия детского организма, возрастные особенности неспецифической и иммунной защиты обуславливают необычное течение и исходы инфекционных заболеваний у детей.
Кожа и слизистые оболочки детей, особенно новорожденных, тонкие, с разрыхленным поверхностным слоем, поэтому они обладают сравнительно слабой способностью задерживать и локализовать инфекцию, что позволяет ей легко проникать внутрь.
Лимфатические узлы и мозговые оболочки новорожденного богато снабжены сосудами. Стенки сосудов обладают высокой проницаемостью, что создает условия для достаточно беспрепятственного прохождения микроорганизмов, способствует развитию осложнений со стороны ЦНС и широкому распространению инфекционного процесса по всему организму.
Активность неспецифических факторов гуморальной защиты (которая играет ведущую роль в устойчивости организма ребенка по отношению к инфекции) у новорожденных детей недостаточна и достигает уровня взрослого человека только к 6-12 мес. жизни.
Возрастные особенности неспецифической и иммунной защиты детей подчинены выполнению основной биологической задачи этого периода — интенсивному росту — и предопределяют недостаток в организме ребенка естественных барьеров, их сниженную способность к ограничению распространения инфекции от входных ворот, слабость систем неспецифической защиты и иммунного ответа инфекционным агентам.
Неблагоприятные условия внешней среды также влияют на иммунный статус, задерживая и нарушая его нормальное становление. Нарушения, в свою очередь, оказывают влияние на частоту возникновения и характер инфекционного процесса в течение всей дальнейшей жизни ребенка.
Способствует возникновению инфекционных заболеваний у детей и оказывает влияние на их течение своеобразие обменных процессов в детском организме. Обменные процессы обуславливают наклонность к сочетанию у детей нескольких инфекционных болезней вирусно-вирусного или вирусно-бактериального характера. Болезни могут возникать одновременно или последовательно, изменяя клиническую симптоматику друг друга, затрудняя диагностику, вызывая осложнения, утяжеляя и затягивая течение заболевания и ухудшая его исход.
Особенностью передачи возбудителей среди детей является интенсификация всех известных путей передачи инфекции — воздушно-капельного, пылевого, контактно-бытового, фекально-орального. Механизмы распространения инфекционных агентов реализуются у детей более интенсивно, чем у взрослых, по причинам недостатка навыков личной и общественной гигиены, высокой активности и любопытства (стремление все потрогать руками, попробовать на вкус и т. д.). Большое значение при этом имеет воспитание в семье и семейные традиции.
Массовые плановые профилактические прививки, которые проводят в детском возрасте, формируют коллективный поствакцинальный иммунитет против кори, дифтерии, столбняка, коклюша, полиомиелита. Такой иммунитет сохраняется 5-10 лет, а при правильной ревакцинации может поддерживаться всю жизнь.
Прививки, сделанные ребенку с измененным иммунным ответом, могут не привести к полноценной выработке соответствующих антител. Кроме того, в последние годы все больше детей получает медицинские отводы от профилактических прививок, а также увеличивается число родителей, под разными предлогами отказывающихся от проведения прививок своим детям. В результате иммунная прослойка среди детей и взрослых уменьшается, детские инфекции “взрослеют” и заболеваемость ими растет.
Все вышеописанное приводит тому, что дети в условиях экологических катастроф и стихийных бедствий представляют так называемый взрывоопасный контингент, не только наиболее подверженный инфекции, но и характеризующийся более тяжелым ее течением, различными сочетаниями, склонностью к широкому распространению и септическим осложнениям, высокой летальностью.
Принципы организации и оказания помощи детям с инфекционными заболеваниями в условиях ЧС:
- создание сортировочных бригад из наиболее опытных и квалифицированных педиатров и педиатров-инфекционистов, способных быстро оценить тяжесть состояния ребенка, поставить диагноз, сделать прогноз без длительных и трудоемких методов исследования, установить характер, объем и порядок оказания необходимой медицинской помощи;
- обеспечение сортировочных бригад портативной диагностической аппаратурой, средствами экспресс-диагностики, а также медицинским имуществом, необходимым для оказания неотложной помощи;
- рациональная организация работы персонала сортировочных бригад для быстрого распределения больных детей по соответствующим группам до поступления их в специальные лечебные учреждения;
- организация на базе разнопрофильных больниц бригад экстренной специализированной медицинской помощи (БЭСМП) педиатрического профиля, укомплектованных педиатрами-инфекционистами.
Выделяют два вида предупреждения инфекционных заболеваний: неспецифическую и специфическую профилактику.
Неспецифические профилактические мероприятия планируют и проводят по трем направлениям:
- повышение невосприимчивости людей к инфекционным заболеваниям путем закаливания, ведения здорового образа жизни и т. д.;
- воздействие на источник инфекции — своевременное выявление больных и бациллоносителей, ранняя изоляция на дому или помещение в стационар для обследования и лечения;
- разрыв путей передачи инфекции — соблюдение правил личной и общественной гигиены, санитарных и технологических правил приготовления, хранения, транспортировки продуктов и готовой пищи, использования воды; защита населения от переносчиков инфекции (клещей, комаров, грызунов и др.).
Специфическая профилактика заключается в проведении профилактических прививок. Вакцинация может осуществляться заблаговременно, в том числе поэтапно (прививки против клещевого энцефалита, коклюша, дифтерии, столбняка) или в экстренном порядке, когда человек уже подвергся опасности заражения, например при укусе клещом, животным или грызуном.

ЗНАЧЕНИЕ ВОЗРАСТА В ВОЗНИКНОВЕНИИ И РАЗВИТИИ БОЛЕЗНЕЙ

Факторы, влияющие на формирование типа конституции

В прошлом по этому вопросу высказывались противоположные суждения. Сторонники одного из них (Ю. Тандлер, Р. Миллер, О. Негели, П. Матес и др.) считали, что тип конституции всецело зависит от генотипических особенностей данного человека, т.е. является наследственно обусловленным и в течение всей жизни остается неизменным. Согласно мнению C. Sigaud, тип конституции формируется в процессе жизни и зависит от вида деятельности, тренировки той или иной системы организма. А.А. Богомолец также рассматривал конституцию как совокупность фенотипических особенностей организма и считал, что в формировании типа конституции основную роль играют факторы внешней среды, условия жизни.

В настоящее время большинство ученых (П.Д. Горизонтов, А.Д. Адо, Н.Н. Зайко и др.) считают, что в формировании типа конституции главную роль играют наследственные особенности, но могут оказать влияние и факторы внешней среды (инфекции и интоксикации, избыточное питание или голодание, гиповитаминозы, физическая нагрузка, занятия спортом и др.).

В разные возрастные периоды люди по-разному реагируют на одни и те же воздействия. Каждому возрасту свойственны свои особенности и склонность к развитию определенных заболеваний. В онтогенезе человека(как и других млекопитающих) выделяют два этапа: пренатальныйи постнатальный. Постнатальный этапразвития, в свою очередь, делится на три периода:1) период роста,когда формируются характерные для представителей данного вида морфологические и функциональные системы; 2) период зрелости,который характеризуется завершившимся формированием морфологических и функциональных систем; 3) период старости,при котором происходит постепенное ослабление всех физиологических функций и затухание жизненного процесса.

Ранний детский возраст характеризуется пониженной реактивностью и резистентностью (см. главу 6), что обусловлено незаконченным развитием нервной, эндокринной и иммунной систем, незрелостью ферментных систем, несовершенством внешних и внутренних барьеров.

У новорожденного развитие корковых центров еще не закончено, возбудимость клеток коры низкая; регуляция метаболизма и функций организма осуществляется в основном подкорковыми центрами. Имеются слабость процессов внутреннего торможения и недостаточная способность к дифференцировке поступающих в ЦНС сигналов. Поэтому на воздействие различных безусловных раздражителей ребенок отвечает генерализованной реакцией. Болевая чувствительность у детей первого года жизни выражена слабо, что может затруднить своевременную постановку правильного диагноза при заболеваниях внутренних органов.

Дети первого года жизни, особенно новорожденные, характеризуются недостаточным проявлением защитно-приспособительных и компенсаторных реакций. Из-за незаконченного формирования механизмов теплорегуляции у детей раннего возраста легко возникают состояния перегревания и переохлаждения. Недостаточность аппарата регуляции водно-солевого обмена является причиной

частого развития состояний гипергидратации или обезвоживания (эксикоза) при нарушениях пищеварения, при гипервентиляционном синдроме и других заболеваниях.

Новорожденные тяжелее, чем взрослые, переносят кровопотерю. Вместе с тем дети первого года жизни проявляют большую устойчивость к гипоксии и не реагируют на нее учащением дыхания и пульса. Полностью эти реакции формируются к 6-7-му годам жизни.

Особенностью течения инфекционных заболеваний у детей является их недостаточная способность реагировать специфическими изменениями на действие возбудителя и как следствие этого имеют место стертость и искажение некоторых характерных симптомов, что может создать трудности для диагностики. Характерна также склонность к генерализованным реакциям и развитию осложнений, что связано с недостаточным проявлением защитных механизмов (незавершенность фагоцитоза, пониженное обезвреживание микробных токсинов, слабое развитие тканевых барьеров). Регионарные лимфатические узлы у ребенка начинают функционировать как тканевой барьер только после третьего месяца жизни. До этого срока микробы свободно проникают во внутреннюю среду организма. Вместе с тем в этом периоде жизни понижена чувствительность к возбудителям ряда инфекций (скарлатина, дифтерия, корь, краснуха, брюшной тиф) в связи с наличием пассивного иммунитета, обусловленного поступлением антител из организма матери через плаценту и с молоком при грудном вскармливании. Большую опасность для детей раннего возраста представляет гнойная инфекция, в особенности стафилококковая, а также вирусные инфекции, которые являются одной из частых причин заболевания пневмонией у детей.

Уровень иммуноглобулинов в крови новорожденного соответствует таковому у матери. Спустя 0,5-1 год после рождения восприимчивость к инфекционным заболеваниям повышается вследствие исчезновения из крови ребенка материнских антител. В то же время появляется способность к образованию собственных антител и к развитию аллергических реакций, которые в период новорожденности не выражены. Но в целом объем антителообразования в течение первого года жизни недостаточный.

Одним из частых заболеваний у детей раннего возраста является пневмония. Ее развитию способствует недостаточное расправление легких при вдохе вследствие слабой экскурсии грудной

клетки, ригидности стромы легких, частого образования ателектазов (т.е. спадения альвеол). Пневмония в большинстве случаев является интерстициальной и имеет генерализованный характер. Развитие пневмонии у новорожденных не сопровождается появлением выраженной одышки, что объясняется слабой возбудимостью дыхательного центра. Слабо выражен кашлевой рефлекс. К концу первого года жизни основные функции ребенка еще не устойчивы. Отсутствуют способность к ограничению патологического процесса, например воспаления, в пределах первично пораженного участка ткани, сохраняется склонность к диффузным реакциям и развитию сепсиса. Центральная нервная система ребенка легко истощаема.

В возрасте от одного года до 6-7 лет у детей постепенно совершенствуются все функции организма, ослабляется склонность к генерализованным реакциям при действии патогенных факторов, учащается заболеваемость детскими инфекциями, усиливаются проявления аллергии.

В период полового созревания (пубертатный период) может наблюдаться чрезмерная неустойчивость вегетативной нервной системы, психики и поведения. Возможны нарушения функции сердечно-сосудистой (ювенильная гипертония, акроцианоз) системы. В этом возрасте отмечается также повышенная частота развития туберкулеза и сахарного диабета. Может отклоняться от нормы процесс полового развития - он может быть ускорен или, напротив, замедлен.

По мере роста организма происходит развитие и совершенствование тканевых барьеров и иммунной системы, совершенствуется нервно-эндокринная регуляция. Поэтому у людей зрелого возраста реактивность и резистентность наиболее выражены. Отчетливо проявляются характерные особенности того или другого заболевания и различных патологических процессов. То же можно сказать в отношении развития защитно-приспособительных и компенсаторных реакций, что способствует благоприятному исходу болезни.

При продвижении от зрелого к пожилому и старческому возрасту снова происходит снижение реактивности и резистентности организма. У стариков уменьшается способность адаптироваться к воздействию изменяющихся физиологических и патогенных факторов внешней среды вследствие снижения метаболизма и функциональных резервов различных органов. Происходит угнетение

иммунологической реактивности. Снижается противоинфекционный иммунитет. Особенно часто наблюдается развитие заболеваний, вызываемых вирусами, гноеродными микроорганизмами, что связано не только с недостаточным образованием антител, но и с ослаблением активности фагоцитов и повышением проницаемости тканевых барьеров. Снижается противоопухолевая резистентность. Частому развитию злокачественных опухолей в пожилом и старческом возрасте способствуют не только ослабление иммунного надзора, но и накопление с возрастом соматических мутаций, с которыми связывают опухолевую трансформацию клеток. Возрастает частота сердечно-сосудистой патологии вследствие развития атеросклероза и разбалансированности в системе регуляции сосудистого тонуса. Повышается заболеваемость сахарным диабетом (диабет пожилых), деменцией; учащаются переломы костей в связи с развитием остеопороза.

Многие заболевания в этом возрасте имеют хроническое течение и нередко характеризуются недостаточно четкими проявлениями вследствие пониженной реактивности.

Таким образом, возрастная реактивность имеет существенное значение и должна обязательно учитываться при проведении профилактики, постановке диагноза и лечении пациентов любого возраста.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

В настоящее время дети и подростки с инфекционными (симпто­матическими) психозами поступают в психиатрические больницы ред­ко (Ковалев В. В., 1995; Личко А. Е., 1985; Сухарева Г. Е., 1955). Умень­шение их числа в стационарах вызвано сокращением частоты общих инфекционных болезней, большей эффективностью лечения, а также патоморфозом нервно-психических расстройств при этих заболеваниях (увеличением количества случаев со стертыми неврозоподобными фор­мами). В то же время остаются недостаточно уточненными возрастные особенности клиники выраженных инфекционных психозов, наблю­дающихся в последнее время; недостаточно ясно, в частности, какие факторы приводят к утяжелению этих, как правило, благоприятно про­текающих психических расстройств, что вызывает необходимость стационирования части больных.

Проводя данное исследование, мы поставили перед собой следую­щие задачи: уточнить этиологические диагнозы больных, у которых был констатирован инфекционный психоз, установить своеобразие клини­ческих проявлений и течения этого заболевания у детей разного возра­ста, выявить преморбидные особенности больных и другие факторы, способствующие возникновению и утяжелению психотических рас­стройств.

Обследованы 60 детей с инфекционными психозами, поступивших в течение последних 20 лет в Ленинградскую детскую психиатричес­кую больницу № 9. Больные были разделены по возрасту на три равные (по 20 человек в каждой) группы: от 3 до 7 лет (1-я группа), от 7 до 12 лет (2-я группа), от 12 до 14 лет (3-я группа). Катамнестически об­следовано 26 больных.

Дети от 3 до 7 лет

Эта группа включала 8 девочек и 12 мальчиков. У 7 из них наслед­ственность была отягощена алкоголизмом. Патология беременности имела место в 13 случаях, в 4 случаях она сочеталась с осложненными родами и еще в 7 случаях были патологические роды. Истощающие болезни (сепсис, ожог пищевода, пневмонии, ОРЗ, сопровождавшие­ся судорогами) на 1-м году жизни отмечались у 5 детей; тяжелое тече­ние одного или цепочка нескольких заболеваний на 2—3-м году жиз­ни — у 4 детей. В последующие годы перед началом психоза сомати­ческие заболевания (затяжные тяжелые пневмонии, повторные ОРЗ, аллергические заболевания, нейродермиты, хронический пиелонефрит) были отмечены в анамнезе 16 детей. Невропатия или легкая энцефалопатия имели место у 12 больных.

Психоз развивался в связи с ОРЗ, гриппом, отитом, пневмонией (13 детей), дифтеритом (1), обострением хронического тонзиллита (1), экзематизированным дерматитом (1), ветряной оспой (1), пиелонефритом (1) или субфебрильной температурой неясного происхождения (2). В 2 случаях психозу непосредственно предшествовали психогении.

У 6 детей в психиатрической клинике были явные признаки остро­го соматического заболевания с подъемом температуры, резкими ка­таральными явлениями, в других случаях симптомы инфекционного заболевания были либо менее выражены, либо определялись только анамнестически.

Приблизительно за сутки перед манифестацией психоза у детей появлялись головные боли, капризность, раздражительность, утомля­емость, ухудшение внимания, плохое засыпание, беспокойный сон, снижение аппетита, повышенная возбудимость. Последняя проявля­лась делирием (17 детей), делириозно-онирическим синдромом (1), выраженным астеническим синдромом (2).

При делириозно-онирическом синдроме не первый план выступали сновидные расстройства с фантастической тематикой и более связны­ми сценоподобными зрительными обманами, накал же тревоги, страха, особенно при повторных эпизодах, уменьшался, более выраженными были любопытство, сторонний интерес к переживаемому сюжету. Эпи­зоды этих переживаний длились до получаса, многократно повторяясь в течение суток. Общая длительность синдрома составляла 10 дней.

В промежутках между психотическими вспышками у многих детей можно было отметить отдельные проявления астении, которые сохра­нялись в течение некоторого времени и после завершения выражен­ного психоза. У части больных (4) психотические расстройства сменя­лись ночными страхами и фобиями. При более продолжительном катамнезе у 8 больных этой группы в дальнейшем обнаружились не­вротические проявления.

Дети от 7 до 12 лет

Эта группа состояла из 13 девочек и 7 мальчиков. У 4 из них наслед­ственность отягощена алкоголизмом, язвенной болезнью, пароксизмальной тахикардией или эпилепсией. Патология беременности выявлена в 7 случаях; кроме того, в 3 случаях были тяжелые роды. На 1-м году жиз­ни тяжелые заболевания или несколько следующих друг за другом бо­лезней перенесли 8 детей. У 5 детей на 2-м и 3-м годах жизни были отмечены болезни, протекавшие в тяжелой форме (повторные пневмонии, пиелонефрит, туберкулезный аденит). Серьезные соматические заболе­вания (ревматизм, частые ангины, хронический холецистит, пиелонеф­рит) в более старшем возрасте наблюдались в 10 случаях. У 8 детей были отмечены невропатия или невротические проявления.

Психоз у этих детей возник в связи с ангиной, гриппом, кишечны­ми инфекциями (8 человек), цепью инфекционных болезней (8), обо­стрением хронических заболеваний, неясного происхождения субфебрильной температурой (4 человека).

Среди других симптомов, наблюдавшихся в этой группе, назовем деперсонализацию, сниженное настроение, ипохондрию.

У детей этого возраста психотическая симптоматика оформлялась в делириозный (8), делириозно-онирический (2), тревожно-галлюци­наторный (1), тревожно-ипохондрический (3), тревожный (1), астено-депрессивный (2), астеноипохондрический (1) синдромы, астениче­скую спутанность (2).

Течение психоза было неодинаковым и зависело от типа синдрома. Так, делирий протекал в виде кратковременных эпизодов, многократ­но повторявшихся в продолжение 1—4 недель, главным образом в ве­чернее и ночное время. Тревожные и астенические синдромы развива­лись постепенно и продолжались в течение нескольких месяцев. Асте­ническая спутанность возникала относительно остро, протекала в форме повторяющихся приступов, провоцируемых обострением сома­тического состояния, и сменялась астенией.

Дети от 12 до 14 лет

Эта группа состояла из 10 девочек и 10 мальчиков. У 5 из них на­следственность отягощена соматическими заболеваниями и алкоголизмом, еще у 1 — психозом неясной этиологии. Патологическая бере­менность отмечена у 7 матерей, осложненные роды — у 2. Тяжелые болезни 1 -го года жизни перенесли 6 больных. У12 в дошкольном воз­расте отмечались детские инфекции, пиелит, частые ангины, пневмо­нии. 8 больных отличало наличие истероидных, невропатических или тревожных черт личности. В 5 случаях дети воспитывались в неблаго­приятных условиях (конфликтные отношения родителей или распав­шаяся семья). Трудности в усвоении школьных знаний были у 3 под­ростков. 2 больных перенесли сотрясение головного мозга. Диэнцефальные расстройства, вестибулопатия, раннее начало менструаций или совпадение первых менструаций с возникновением психоза отме­чено у 4 больных. Среди заболеваний, на фоне которых развилось пси­хотическое состояние, были ОРЗ, грипп, ангина, и отит (13 случаев). У 7 подростков психоз возник при этих же болезнях в период реконвалесценции.

Можно считать, что сенестопатические, психосенсорные и депер-сонализационные переживания (в части случаев с ипохондрическими высказываниями) могут рассматриваться как характерные для подро­стковых инфекционных психозов.

Описанная симптоматика складывалась преимущественно в синд­ромы делирия (4), онейроида (2), астенической спутанности (5), аки­нетического мутизма (2), аменции (1). У остальных больных были тревожно-деперсонализационный (3), тревожно-ипохондрический (3) синдромы. Как правило, указанные синдромы сменялись выраженным истеническим состоянием, в котором повторялась препсихотическая симптоматика, но в значительно более тяжелой форме.

Психоз у подростков протекал в 7 случаях остро, в 7 имел затяжное течение, а в 6 было отмечено периодическое течение. В зависимости от типа течения длительность его составляла от одного дня до нескольких месяцев. При периодическом течении приступ заболевания продолжал­ся от 7 до 20 дней, а ремиссии — около месяца.

Сравнивая особенности инфекционных психозов больных трех воз­растных групп, мы пришли к следующим выводам. Частота выражен­ных инфекционных психозов у дошкольников незначительна. Так, за 20 лет в детскую психиатрическую больницу попали лишь 20 больных этого возраста. Несколько чаще отмечается поступление в больницу детей старшего возраста, особенно подростков.

У 1/з обследованных детей дошкольного возраста была отмечена отягощенность алкоголизмом; в других группах она встречалась в 2 раза реже. Отягощенности другими психическими заболеваниями, за ис­ключением 2 случаев, ни в одной из групп отмечено не было.

Патологическая беременность у матери и осложненные роды име­ли место более чем у половины больных 1-й группы и несколько реже во 2-й и 3-й группах.

Тяжелые или истощающие заболевания, а также ряд последователь­но протекавших болезней (болезни 1—3 года жизни) чаще отмечались у детей 2-й группы (13), в 1-й и 3-й группах таких заболеваний было меньше (9).

Преморбид более половины детей 1-й группы отличали невропати­ческие черты и легкая детская энцефалопатия. Свыше трети больных 2-й группы были невропатами либо невротиками. В 3-й группе черты акцентуации и невропатичность отмечены у 8 подростков.

Этиологическими факторами инфекционных психозов у детей трех групп были главным образом одни и те же заболевания (ОРЗ, грипп, ангина, отит), однако в 1-й группе перечень заболеваний, приведших к психическим расстройствам, был больше. Во 2-й группе более трети детей заболели в связи с тем, что перенесли одновременно целый ряд инфекционных и соматических болезней. 3-я группа отличалась раз­витием большого количества психозов в период реконвалесценции.

При анализе наблюдавшихся психотических синдромов обращают на себя внимание следующие особенности. В младшей группе чаще всего (16 случаев) наблюдаются делириозные синдромы, протекающие в виде коротких повторных эпизодов. Астенический же синдром встре­чается редко, он кратковременен и не развернут полностью. Среди больных 2-й группы преобладали аффективно-астенические синдро­мы (тревожный, тревожно-галлюцинаторный, тревожно-ипохондри­ческий, астено-депрессивный, астено-ипохондрический). По своему разнообразию и относительной продолжительности они напоминали психозы подростков. Возможно, это связано с тем, что подавляющее большинство детей этой группы было старше 10 лет, т. е. ближе к пубертатному возрасту. Синдромы расстроенного сознания у этих боль­ных встречались почти в 2 раза реже и были несколько продолжитель­нее. Особенностью психотических состояний у больных 3-й группы было преобладание расстройств сознания, однако эти синдромы, в от­личие от таковых у детей более младшего возраста, были более выра­жены, разнообразны (делирий, онейроид, аменция, астеническая спу­танность); они дольше продолжались и протекали периодически. У больных этой группы чаще отмечался развернутый астенический синдром, который был либо самостоятельным, либо сменял другие пси­хотические состояния,

Описанная симптоматика складывалась преимущественно в синд­ромы делирия (4), онейроида (2), астенической спутанности (5), аки­нетического мутизма (2), аменции (1). У остальных больных были тревожно-деперсонализационный (3), тревожно-ипохондрический (3) синдромы. Как правило, указанные синдромы сменялись выраженным астеническим состоянием, в котором повторялась препсихотическая симптоматика, но в значительно более тяжелой форме.

Своеобразие симптоматики инфекционных психотических рас­стройств в зависимости от возраста можно представить следующим образом. Для детей 1-й группы наряду со зрительными характерны и тактильные обманы чувств. Детям 2-й группы более свойственны со­четания зрительных галлюцинаций со слуховыми, а также отчасти пси­хосенсорные расстройства. Особенно разнообразны проявления пси­хозов у больных 3-й группы, однако наиболее у них выражены психо­сенсорные, сенестопатические и деперсонализационные расстройства.

Клиническая картина, данные неврологического обследования, анамнеза, рентгенографии черепа, электроэнцефалографических ис­следований показали, что у многих больных, особенно младшего воз­раста, имеются признаки резидуально-органического поражения цен­тральной нервной системы. Катамнестически диагноз был подтверж­ден в 25 случаях из 26.

В заключение следует сказать о том, что диагностика инфекцион­ного психоза у детей представляется сложной. Нередко инфекция является последней из предшествующих возникновению психотической симптоматики вредностью или даже сочетанием с другими фактора­ми, такими как психогения, вакцинация, ушибы головы. В других слу­чаях сомнения в диагнозе могут зависеть от того, что психоз развива­ется на фоне неясной по своей этиологии субфебрильной температу­ры или из-за значительной отставленности его от выраженной картины инфекции. Отмеченные преморбидные факторы, такие, например, как невропатия, диэнцефальная патология, невротические проявления резидуальной органики, также являются условиями возникновения инфекционных психозов у детей.

Во всех случаях мы решили вопрос в пользу диагноза инфекцион­ного психоза. Необходимость же стационирования, как правило, оп­ределялась тяжестью или длительностью течения психотических рас­стройств. Сложнее ответить на вопрос, чем, в свою очередь, определя­лась тяжесть заболевания. Из изложенного выше можно предположить, что в разных возрастах эти факторы были различными. У дошкольни­ков соматическая отягощенность, особенно отклонения в пренатальном развитии и перинатальные осложнения, по-видимому, не только способствуют возникновению нервно-психических расстройств, но и обусловливают степень их выраженности. Вероятно, такую же роль у детей 2-й группы сыграли неоднократно повторяющиеся соматичес­кие заболевания и в первую очередь те, которые имели место незадол­го до развития психоза. На характер течения последнего у подростков оказывал влияние комплекс социально-психологических (неблагопри­ятные условия в семье) и биологических (последствия травм головы, поражений мозга и др.) факторов.

Полученные данные имеют, на наш взгляд, значение для диагнос­тики, а также предупреждения инфекционных психозов. Возникнове­ние инфекционного заболевания у детей и подростков с указанной выше отягощенностью требует, помимо этиотропного и общеукрепляющего лечения, профилактического назначения транквилизаторов, а в некоторых случаях и нейролептиков. Это особенно необходимо, если обнаруживаются так называемые препсихотические симптомы (гипертензия, гипнагогические обманы, эмоциональная лабильность, нару­шения сна и т. д.) или имеются сведения об отклонениях в неврологи­ческой сфере.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 21:44, реферат

Внутриутробные инфекции (ВУИ) — инфекционные заболевания, которые выявляются либо пренатально, либо вскоре после рождения, но возникает оно в результате интранатального или антенатального инфицирования плода. Это группа заболеваний при которых и инфицирование и манифестация болезни произошла внутриутробно.

Введение
1. Внутриутробные инфекции
1.1 Эпидемиология и Этиология
1.2 Источник и пути проникновения инфекции
1.3 Симптомы
1.4 Факторы риска развития ВУИ
1.5 Диагностика и клиническая картина
2. Патогенетические особенности инфекция у детей раннего возраста
Заключение
Литература

Внутриутробные инфекции.docx

Внутриутробные инфекции. Возрастные особенности инфекционного процесса. Патогенетические особенности инфекций у детей раннего возраста №12

  • Введение
  • 1. Внутриутробные инфекции
  • 1.1 Эпидемиология и Этиология
  • 1.2 Источник и пути проникновения инфекции
  • 1.3 Симптомы
  • 1.4 Факторы риска развития ВУИ
  • 1.5 Диагностика и клиническая картина
  • 2. Патогенетические особенности инфекция у детей раннего возраста
  • Заключение
  • Литература

Внутриутробные инфекции (ВУИ) — инфекционные заболевания, которые выявляются либо пренатально, либо вскоре после рождения, но возникает оно в результате интранатального или антенатального инфицирования плода. Это группа заболеваний при которых и инфицирование и манифестация болезни произошла внутриутробно.

1.1 Эпидемиология и Этиология

Истинная частота врожденных инфекций до настоящего времени не установлена, но, по данным ряда авторов, распространенность данной патологии в человеческой популяции может достигать 10 %.

Внутриутробным инфекциям присущи те же закономерности, что и инфекционным заболеваниям в целом.

Имеют ведущее место в структуре младенческой смертности.

Доля ВУИ в структуре перинатальной смертности в нашей стране составляет почти 25 %, вместе с тем трансплацентарное инфицирование плода считается одной из наиболее вероятных причин 80 % врожденных пороков развития, которые, в свою очередь, составляют около 30 % всех смертей детей до 1 года

В 1971 году ВОЗ выделил понятие TORCH — синдром. Это аббревиатура наиболее часто встречающихся внутриутробных инфекций ( Т — Токсоплазмоз, О — другие, в которые входит микоплазма, сифилис, гепатиты, стрептококки, кандида и прочие вирусные и бактериальные инфекции, , R-краснуха, C — цитомегаловирус, H — герпес) — и если нет четкого этиологического диагноза, то говорят о TORCH синдроме.

Инфекционный процесс у плода могут вызывать самые разнообразные

возбудители. Согласно этому принципу можно выделить несколько групп.

* Группа ВУИ, вызываемая вирусами: краснуха, ЦМВ, герпесвирусы, вирусный гепатит и др.

* Заболевания, вызываемые бактериями: сифилис, листериоз, туберкулез,ЗППП

* Паразитарные инфекции: токсоплазмоз

* Грибковые инфекции, в том числе ятрогенного генеза

Примечательно, что инфицирование этими же инфекциями в постнеонатальный период протекает в большинстве случаев бессимптомно или в виде легкого инфекционного процесса. Для плода особенно опасны возбудители инфекционных заболеваний, с которыми мать впервые встретилась во время беременности, так как в этот период первичный иммунный ответ снижен, тогда как вторичный — нормален.

  • 1.2 Источник и пути проникновения инфекции

Источником инфекции является мать. Но так же есть и ятрогенные причины инфицирования во время медицинских манипуляций.

Пути проникновения инфекции

* Трансплацентарный (гематогенный) путь — от матери к плоду через плаценту. Чаще передаются вирусные ВУИ, так как вирус легко проникает через гемато-плацентарный барьер и токсоплазмоз.

* Восходящий — когда инфекция из половых путей попадает в полость матки и затем может инфицировать плод. Чаще это бактериальные инфекции, ЗППП, хламидиоз, грибы, микоплазмы, энтерококки.

* Нисходящий путь — из маточных труб в полость матки

* Контактный (интранатальный) путь — заражение во время прохождения через родовые пути.

Для всех ВУИ есть ряд общих симптомов. Схожесть симптомов связяна с несколькими моментами: особенности возбудителей — чаще внутриклеточные инфекции, организм не может самостоятельно элиминировать инфекции — как следствие персистирующее течение. Кроме того у новорожденных возрастная слбость иммунитета, из за чего инфекции принимают медленное течение. В результате действия инфекции на плод возникает комплекс воздействий таких как гипертермия, патологическое действие микроорганизмов и их токсинов вследствие чего происходит нарушение процесса плацентации и нарушения обменных процессов.

1. Проявления инфекции определяется сроком инфицирования плода

в первые 2 недели после зачатия — бластопатия, чаще заканчивается спонтанным абортом на очень раннем сроке

со 2 по 10 неделю беременности — истинные пороки развития вследствие поражений на клеточном уровне.

с 10 по 28 неделю беременности — ранние фетопатии. Плод на внедрение инфекции может ответить генерализованной воспалительной реакцией (ярко выражены 1-я и 3-я фаза воспаления, альтерация и пролиферация и фиброз, а 2-я фаза — экссудация не выражена) вследствие чего у ребенка формируются множественные пороки развития, например фиброэластоз.

с 28 по 40 неделю беременности — поздние фетопатии. Плод уже может ответить полноценной воспалительной реакцией, чаще всего вовлекается несколько органов инфицирование во время родов — воспелание чаще одного органа — пневмония, гепатит.

2. Тератогенный эффект

3. Генерализация процесса

4. Персистентное, длительное течение

5. Высокая частота смешанной, сочетанной патологии

6. Малая специфичность клиники

* задержка внутриутробного развития

* малые аномалии развития (стигмы дисэмбриогенеза) ранняя или прологнированная или интенсивная желтуха

* сыпи различного характера

* синдром дыхательных расстройств

* тяжелые неврологические нарушения

* лихорадочные состояния в первые сутки жизни

1.4 Факторы риска развития ВУИ

* Отягощенный акушерско-гинекологический анамнез

* Патологическое течение беременности

* Заболевания мочеполовой системы у матери

* Инфекционные заболевания любых других органов и систем у матери, которые возникают во время беременности

* Иммунодефициты, в том числе СПИД

* Состояние после трансплантации

Диагностика ВУИ крайне затруднительна. Прежде всего опираются на данные анамнеза, особенности течения беременности. Методы лабораторной диагностики ВУИ можно разделить на прямые и непрямые. К прямым относится:

* культуральный метод, репликация вируса на тканях

* Выявление антигенов РИФ или ИФА

Клиническая картина внутриутробных инфекций существенно зависит от времени и пути инфицирования.

В первые 8-10 нед внутриутробного развития возможна только альтеративная фаза воспаления, процесс заканчивается либо гибелью эмбриона, либо формированием врождённых пороков развития.

Позже начинает проявляться и пролиферативный компонент воспаления. Инфицирование на более поздних сроках (11-28 нед) вызывает разрастание соединительной ткани (например, фиброэластоз миокарда), дисплазию и гипоплазию внутренних органов, задержку внутриутробного развития плода и генерализованные инфекционные процессы.

При инфицировании плода после 28 нед участвуют три компонента воспаления - альтеративный, пролиферативный и сосудистый.

При локализованных формах внутриутробных инфекций происходит поражение внутренних органов (фетальный гепатит, гепатолиенальный синдром, кардиомиопатия, интерстициальный нефрит, внутриутробная пневмония, энтероколит и др.) и ЦНС (энцефалит или менингоэнцефалит).

Клиническая картина при генерализованной внутриутробной инфекции напоминает сепсис (поражение внутренних органов, гемолитическая анемия, тромбоцитопения, геморрагический синдром, недостаточность надпочечников, инфекционный токсикоз).

Возможно бессимптомное начало с последующим развёртыванием клинической картины (отсроченная патология): гипертензионно-гидроцефальный синдром, прогрессирующая катаракта, сахарный диабет, гепатит, патология мочевыделительной системы и т.д.

Следует отметить, что вульвовагиниты у девочек, девушек и женщин в постменопаузе имеют преимущественно бактериальное происхождение и нередко сопровождаются аллергическим компонентом. Важно отметить, что эти возрастные > периоды характеризуются, как правило, гипоэстрогенией, что является фоном для возникновения вульвовагинитов бактериальной этиологии с присоединением аллергического компонента, что, к сожалению, не всегда учитывается врачами при лечении больных. Необходимость включения десенсибилизирующей терапии при лечении воспалительных заболеваний, в том числе нижнего отдела половых путей, у этого контингента больных патогенетически обоснована

2. Патогенетические особенности инфекция у детей раннего возраста

  • Важной отличительной особенностью инфекционной болезни является цикличность течения со сменой периодов: инкубационного, продромального (начального), разгара (развития) и реконвалесцен-ции (выздоровления).
  • Инкубационный период - от внедрения в организм возбудителя до появления первых клинических симптомов болезни. В этот период происходит размножение возбудителя, наблюдаются иммунологические сдвиги и другие процессы, нарушающие нормальную деятельность тканей, органов и систем макроорганизма.
  • Продолжительность инкубационного периода различна - от нескольких часов (грипп, пищевые токсикоинфекции) до нескольких месяцев (вирусный гепатит В, инфекционный мононуклеоз) и даже лет (проказа, лейшманиоз).
  • Продромальный период проявляется рядом симптомов, обычно неспецифических для данной инфекции (повышение температуры тела, недомогание, снижение аппетита). Развиваются изменения в месте входных ворот, т. е. формируется первичный очаг (тонзиллит, катаральные явления в верхних дыхательных путях и др.), с последующим распространением возбудителей в различные органы и ткани. При некоторых заболеваниях наблюдаются патогномоничные, свойственные только данной нозологической форме, симптомы (при кори - симптом Вельского-Филатова-Коплика). Продолжительность продромального периода различна - от нескольких часов до нескольких дней; иногда он отсутствует.
  • Период разгара - наряду с общими для многих инфекций клиническими проявлениями, появляются симптомы и синдромы, свойственные данной болезни
  • Выражены изменения в месте первичного очага; при ряде инфекций появляются высыпания на коже (скарлатина, корь, ветряная оспа, краснуха); при коклюше - приступообразный судорожный кашель; типичный характер приобретают гематологические, биохимические и морфологические изменения.
  • Период реконвалесценции наступает вследствие выработки специфического иммунитета и характеризуется постепенной нормализацией функциональных и морфологических показателей. При некоторых инфекциях восстановление нарушенных функций происходит медленно. В это время сохраняется специфическая сенсибилизация, риск развития аллергических осложнений и суперинфицирования

Внутриутробная инфекция - болезнь плода или новорождённого, возникшая вследствие его антенатального или интранатального заражения возбудителем какого-либо инфекционного заболевания.

Ранее был широко распространён термин TORCH-синдром. В настоящее время его применяют редко, так как он включает только пять заболеваний: токсоплазмоз, сифилис, краснуху, цитомегаловирусную инфекцию и герпес.

  • Дегтярев Д. Н., Дегтярева М. В., Ковтун И. Ю., Шаламова Л. В. Принципы диагностики внутриутробных инфекций у новорожденных и тактика ведения детей группы риска. — М.: Перинатология сегодня, 1997. — Т. 3. — С. 18-24.
  • Володина Н. Н., Дегтярева Д. Н. Диагностика и лечение внутриутробных инфекций. — М.: Метод. рек. для врачей неонатологов, 1999.
  • Чебуркин А. В., Чебуркин А.А Перинатальная инфекция.. — М.: 1999.
  • Н. Н. Володин Актуальные проблемы неонатологии.. — М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. — 448 с с.
  • А. Я. Сенчук, З. М. Дубоссарская Перинатальные инфекции: практич. пособие. — М.: МИА, 2004. — 448 с с.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.