Как написать введение к контрольной по теме лихорадка

1. Понятие о лихорадке, причины, механизм развития.

2. Изменения, происходящие в организме при лихорадке.

3. Значение лихорадки.

4. Типы температурных кривых при различных заболеваниях.

5. Устройство термометра и правила дезинфекции.

6. Правила заполнения температурного листа. Его место в истории болезни.

Тепловой обмен и его регуляция.

Прежде чем мы начнём разговор о лихорадке, необходимо вспомнить, что такое тепловой обмен и как осуществляется его регуляция.

Человек относится к теплокровным существам, температура тела у человека является постоянной и не зависит от окружа­ющей среды. В течение суток возможны колебания температуры тела, но они незначительный и составляют примерно 0,3-0,5С В норме температура здорового взрослого человека соответс­твует 36,4-36,9 С

Тепло образуется в клетках и тканях организма в резуль­тате проникающих в них окислительных процессов распада пита­тельных веществ (большое количество при распаде углеводов и жиров) Постоянство температуры тела регулируется соотношением между теплопродукцией и теплоотдачей. Чем больше тепла образуется, тем больше должно его и выделяться.

Если происходит усиление теплопродукции, например при уси­ленной мышечной работе, то происходит расширение капилляров кожи и начинается потоотделение. При расширении кожных капилляров большое количество крови проникает к коже, она становится более горячей, увеличивается разность температур между кожей и окружа­ющей средой -усиливается теплоотдача.

Усиление теплоотдачи при потоотделении происходит за счет того, что при испарении нота с поверхности тела теряется много тепла.

Часть тепла теряется с поверхности легких, при усиленной мышечной работе человек дышит чаще и глубже.

Снижение теплопродукции характеризуется сужением сосудов кожи, её побледнением и похолоданием – теплоотдача уменьшается. Появляется непроизвольная дрожь - результат сокращения мыши. Это способствует усилению теплообразования.

Процессы теплопродукции и теплоотдачи регулируются центральной нервной системой.

Центр терморегуляции находится в промежуточном мозге, а именно гипоталамической области.

Лихорадка - защитно-приспособительная реакция организма, возникающая в ответ на действие пирогенных раздражителей и выражающаяся в перестройке терморегуляции на поддержание более высокой, чем в норме, температуре тела.

Причинами лихорадки могут быть самые разнообразные па­тологические процессы, но она всегда проникает стереотипно, т.е.является типовым патологическим процессом.

I. Инфекционные (вирусы, бактерии, паразиты и др.)

а) эндогенные - собственные белки организма, изменившие свойства в результате какого-либо патологического процесса(пример ге­молиз, некроз тканей)

б) экзогенные - введение чужеродных белков сыворотки, вакцины (при­мер, повышение температуры тела на введение вакцины АКДС)

З.Нейрогенная лихорадка-повышение температуры тела при трав­мах головного мозга, нервном возбуждении, а также при гиперфункции щитовидной железы.

Вещества, вызывающие в организме лихорадку носят название пирогены. Пирогены могут быть:

а) первичными - они изменяют работу системы терморегуляции опос­редованно. К первичным пирогенам относятся вирусы, бактерии и др. Они захватываются лейкоцитами, которые вырабатывают

б) вторичные пирогены - это липополисахариды. Квторичным относит­ся искусственный пироген – пирогенал – это препарат, который в малых дозах способен вызвать выраженную лихорадку.

Механизм развития лихорадки.

Развитие лихорадки связано с перестройкой работы центра тер­морегуляции, расположенного как мы уже говорили в гипоталамической области. Основное значение в изменение работы этого центра име­ют центральные хеморецепторы, которые и воспринимают вторичные пирогены. Под влиянием вторичных пирогенов в нейронах центра терморегуляции изменяется образование простагландинов, это в свою очередь ведет к снижению возбудимости этих нейронов. В результате снижения возбудимости центр терморегуляции вос­принимает нервные импульсы от терморецепторов кожи и протекаю­щую в мозге кровь как сигналы охлаждения организма. Происходит включение симпатико-адреналовой системы, что вызывает спазм микрососудов кожи, ослабление теплоизлучения и уменьшение по­тоотделения, это ведет к уменьшению теплоотдачи и увеличению теплопродукции. Увеличение теплопродукции идет за счет усиле­ния окислительных процессов. После того, как будет уничтожен инфекционный агент и исчезнут вторичные пирогены, работа цен­тра терморегуляции нормализуется и температура возвращается к обычному уровню.

1) стация подъема температуры

2) стадия её относительного стояния

3) стадия падения температуры

Первая стадия характеризуется повышением температуры те­ла выше нормальных цифр. Подъем температуры может быть быстрым, когда за несколько минут она возрастает до 39,0-39,5 о С (харак­терно для крупозной пневмонии) и может быть медленным в тече­ние нескольких дней, порой незаметно для самого больного.

Следующей является стадия относительного стояния темпера­туры. Продолжительность её различна. По степени максимального подъем? температуры во время стадии стояния лихорадку целят на слабую или субфебрильную - температура не превышает 39,О 0 С, умеренную или фибрильную - 38,0-39,0 0 С, высокую или пиретическую-39,0-41, 0 С и очень высокую или гиперпиретическую, когда температура под­нимается выше 41 о С.

Падение температуры тела, так же как и её повышение, может быть быстрым, т.е. в течение нескольких часов -полусуток, и медленным, в течение нескольких дней. Быстрое падение температуры тела называется кризисом, а медленное - лизисом. Минимальная тем­пература отличается утром в 6 часов, а максимальная вечером в 18 часов.

Изменение теплового баланса организма при лихорадке.

В процессе развития лихорадки происходит изменение тепло­вого баланса организма.

В стадии подъема температуры процессы теплопродукции преобла­дают над процессами теплоотдачи, вследствие спазма сосудов кожи. В этой стадии больной бледен, ему холодно. При быстром подъеме температуры больного знобит, вследствие сокращения кожных и ске­летных мышц происходит усиленное теплообразование.

В стадии относительного стояния температуры происходит возрастание теплоотдачи, однако теплопродукция все еще остается высокой и тепловой баланс поддерживается на более высоком, чем в норме, уровне. Поэтому температура тела остаётся постоянно вы­сокой.

В стадии падения температуры происходит резкое возрастание теплоотдачи при снижении процессов теплопродукции. Это происходит вследствие расширения кожных сосудов и усиление потоотделения. Критическое падение температуры тела происходит при обильном "проливном" потоотделении.

Озноб при подъеме температуры тела и проливной пот при критическом её падении наблюдается не только в начале и конце заболевания, но и на всем протяжении болезни, когда температура тела быстро повышается и также быстро падает.

Типы температурных кривых.

Температурная кривая - это графическое отображение суточного колебания температуры.

Тип температурной кривой зависит от природы фактора, вызва­вшего лихорадку, а также от реактивности организма человека.

Выделяют следующие типы температурных кривых:

1. Постоянная - суточные колебания температуры не превышают 1,0С Такой тип температурной кривой наблюдается при крупозной

2. Ремитирующая - колебания температуры составляют 1,0-2,ОС Наблюдается при туберкулёзе.

З. Интермитирующая - большие размахи температуры: утренняя мо­жет снижаться до нормы или даже ниже нормы. Данный тип наблю­дается при малярии, каждый подъем температуры сопровождается потрясающим ознобом, а её падение - проливным потом.

4. Гектическая - колебания составляют 3,0-5,ОС,температура дости­гает 41,ОС,характерна для тяжелых форм туберкулеза.

5. Извращенная - утренний подъем температуры и вечерние падения её. Наблюдается при септических заболеваниях,

6. Возвратная - периоды подъема температуры до нескольких суток с короткими промежутками нормальной температуры - характерна для возвратного тифа.

Изменение внутренних органов при лихорадке.

При лихорадке происходит перестройка обмена веществ: усиле­ние обмена веществ - окислительных процессов в тканях приводит к повышению потребности организма в кислороде. Повышается активность систем транспорта кислорода, однако, несмотря на это, потребность организма в нем превышает потребление и поэтому на высоте лихо­радки развивается кислородное голодание. Повышение активности симпатико-адреналовой системы приводит к усиленному распаду гли­когена, вследствие этого развивается гипергликемия. В результате недостатка кислорода в клетках повышается анаэробный гликолиз и результатом этого явления увеличение в крови уровня молоч­ной кислоты - возникает ацидоз. На высоте лихорадки усиливается распад белков и жиров, в крови повышается уровень кетокислот, что также способствует развитию ацидоза.

Изменение со стороны нервной системы:

слабость, недомогание, апатия, головная боль, а при высокой лихорад­ке возможны бред и галлюцинации, развивается инфекционный психоз.

Изменения со стороны сердечно-сосудистой системы: увеличение ЧСС (с увеличением температуры на 1,0С ЧСС увеличи­вается на 10 сокращений),однако при некоторых заболеваниях наблюдаются так называемые "ножницы", когда с увеличением температуры тела отличается ЧСС. Отмечается артериальная гипертония (сказывается влияние симпатико-адреналовой системы)

Изменения со стороны желудочно-кишечного тракта - снижение аппетита, секреторной и моторной функции.

Лихорадка имеет защитно-приспособительное значение: усили­вает выработку антител, активирует фагоцитоз, повышает бактерицидные свойства крови, стимулирует выделение почками продуктов распада.

Положительные эффекты лихорадки используются в терапии раз­личных заболеваний у ослабленных больных со сниженной активнос­тью иммунной системы - пиротерапия.

Отрицательный эффект - возникают расстройства высшей нервной деятельности, нарушение кровообращения и дыхания. Особенно опасно резкое снижение температуры - риск развития коллапса.

Гипертермия-нарушение теплового баланса организма, характеризующееся повышениемтемпературы тела выше нормальных зна­чений.

Гипертермия может быть экзогенной и эндогенной. Экзогенная -возникает при высокой температуре окружающей среды, особенно если одновременно ограничивается теплоотдача, усиле­ние теплопродукции при физической работе(интенсивной). Эндогенная -возникает при чрезмерных психоэмоциональных нап­ряжениях, действии некоторых химических агентах, усиливающих процесс окисления в митохондриях и ослабляющих накопление энер­гии в форме АТФ.

I.Стадия компенсации - несмотря на повышение температуры окружа­ющей среды, температура тела остается нормальной, активация сис­темы терморегуляции, увеличивается теплоотдача и ограничивается теплопродукция.

2.Стадия относительной компенсации -теплопродукция преобладает над теплоотдачей и в результате этого температура тела начина­ет повышаться. Характерным является сочетание расстройств термо­регуляции : снижение теплоизлучения, повышение окислительных про­цессов, общее возбуждение при сохранении некоторых защитно-при­способительных реакций: усиленное потоотделение, гипервентиляция лёгких.

3.Стадия декомпенсации -угнетение центра терморегуляции, резкое угнетение всех путей теплоотдачи, увеличение теплопродукции в результате временного усиления окислительных процессов в тка­нях под влиянием высокой температуры. В этой стадии происходит внешнего дыхания, меняется его характер, оно становится, частым, поверхностным, нарушается кровообращение, артериаль­ная гипотония, тахикардия, а затем угнетение ритма. В тяжелых случаях появляется гипоксия и возникают судороги. Лихорадка и гипертермия.

Б чем же разница между лихорадкой и гипертермией? Казалось бы, и в том и в другом случае идет повышение темпера­туры тела, однако, лихорадка и гипертермия являются принци­пиально различными состояниями.

Лихорадка -это активная реакция организма, его системы терморегуляции на пирогены.

Гипертермия является пассивным процессом - перегревание вследствие повреждения системы терморегуляции. Лихорадка развивается вне зависимости от температуры окружающей сре­ды, а степень гипертермии определяется внешней температурой. Сущность лихорадки состоит в активной перестройке деятель­ности системы терморегуляции, регулирование температуры сохраняе­тся. При гипертермии из-за расстройства деятельности сис­темы терморегуляции регулирование температуры тела нару­шается.

Гипотермия-нарушение теплового баланса, сопровождающееся снижением температуры тела ниже нормальных условий. Может быть экзогенной и эндогенной. Проходит три стадии развития:

1. Стадия компенсации.

2. Стадия относительной компенсации.

3. Стадия декомпенсации.

Свойство гипотермии -уменьшать потребность организма в кислороде и повышать его устойчивость к патогенным воздейст­виям. Используется в практической медицине. При тяжелых хиру­ргических операциях применяется общая или местная (краниоцеребральная ) гипотермия. Метод носит название"искусственная гибернация".Наряду с общим и местным охлаждением мозга при таких операциях используют лекарственные препараты, ослабля­ющие защитно-приспособительные реакции, направленные на сох­ранение температуры тела на нормальном уровне. Эти препараты снижают потребность организма в кислороде. Легкая гипотермия используется как метод закаливания организма.

[youtube.player]

Итоговый контроль на тему "Термометрия. Лихорадка"

Задание № 1 Тест

1. Лихорадка это –

а) это повышение температуры тела выше 37° С, возникающее как активная

защитно-приспособительная реакция организма в ответ на разнообразные внешние и

б) это повышение температуры тела выше 38 С, возникающее как активная

защитно-приспособительная реакция организма в ответ на разнообразные внешние и

в) это повышение температуры тела выше в ответ на разнообразные внешние и

г) это повышение температуры тела - как активная защитно-приспособительная реакция

2 . Повышение температуры тела выше нормальной называется:

3. Цена деления шкалы медицинского термометра составляет:

4. Температура тела в норме составляет:

в) 36,0 до 39,9, ° С

5. Измерение температуры тела чаще всего проводится:

а) в подмышечной впадине

в) в прямой кишке

6. Установите последовательность действий при измерении температуры:

а) поместить термометр в подмышечную впадину

б) убедитесь, что ртуть опустилась до самых низких показателей шкалы

в) протрите подмышечную впадину полотенцем

г) через 10 минут извлеките термометр

7. После использования термометр необходимо:

а) продезинфицировать, ополоснуть водой, просушить.

в) протереть сухой салфеткой

8. Установите соответствие

1) измерение температуры тела в стационаре

А. Через каждые три часа

2) измерение профиля (динамики) температуры

Б. Утром после сна

В. Утром натощак и вечером

9. При перегревании организма происходит рефлекторно … сосудов кожи.

10. Лихорадка по латыни называется:

11. Медицинским термометром можно измерить температуру тела человека от. до… С .

12. Физиологические колебания температуры тела в течение дня составляют:

13. Второй период в развитии лихорадки называется:

а) период относительного постоянства температуры

б) период подъема температуры

в) период снижения температуры (лизис)

г) период снижения температуры (кризис)

14. В период подъема температуры теплопродукция …теплоотдачи.

в) равна теплоотдаче

г) теплоотдачи нет вообще

15. Установить соответствие.

В. Обильный холодный пот

16. В I-й период лихорадки кожа часто приобретает вид:

б) гиперемированной кожи

17. В течении лихорадки различают … периода.

18. Резкое снижение температуры называется:

Задание № 2 Дайте определения следующим терминам

3. Температура тела человека

Задание № 3 Заполнить схему " Правила дезинфекции и хранения медицинских термометров "

(указать - как долго)

Задание № 4 Дать определение типу лихорадки, изобразить кривую лихорадки

1. Перемежающаяся (интермиттирующая) лихорадка - это

2. Истощающая (гектическая) лихорадка - это

Задание № 5 Решите ситуационную задачу (заполните карту сестринского процесса)

Карта сестринского процесса

1. Поставить сестринский диагноз. Свой ответ обоснуйте.

2. заполните карту сестринского процесса.

Эталон ответа на задание № 1 Тест

1-а; 2-в; 3-а; 4-а; 5-а; 6-б,в,а,г; 7-а; 8-1в,2а; 9-б; 10-а; 11-а; 12-б; 13-а; 14-а; 15-1а, 2б,в; 16-г,а; 17-в; 18-б

Эталон ответа на задание № 2 Дайте определения следующим терминам

1. Терморегуляция - это способность организма поддерживать постоянную температуру в условиях изменяющейся внешней среды

2. Теплоотдача - процесс выделения живым организмом в окружающую среду теплоты, освобождающейся в результате энергетических превращений, обеспечивающих жизнедеятельность организма, и (или) полученной извне

3. Температура тела человека — это баланс между образованием тепла в организме (как продукта всех обменных процессов в организме) и отдачей тепла через поверхность тела.

4. Антипиретики – жаропонижающие средства.

Эталон ответа на задание № 3 Заполнить схему " Правила дезинфекции и хранения медицинских термометров "

Эталон ответа на задание № 4 Дать определение типу лихорадки, изобразить кривую лихорадки

1. Перемежающаяся (интермиттирующая) лихорадка - кратковременные повышения температуры до высоких цифр строго чередуются с периодами (1- 2 дня) нормальной температуры.

2. Истощающая (гектическая) лихорадка - характеризуется большими (3- 4 °С) суточными колебаниями температуры, которые чередуются с падением ее до нормы и ниже, что сопровождается изнуряющими потами.

Эталон ответа на з адание № 5 Решите ситуационную задачу

2. головная боль.

4. снижение аппетита.

5.трещины на губах.

6.сухость во рту.

7. повышение температуры.

1.Облегчить состояние пациента.

2. контроль за функциональным состоянием пациента.

1. убрать теплое одеяло.

2.дать витаминизированное питье..

3.следить за состоянием диеты №13.

4. трещины на губах обработать вазелиновым маслом.

5. при усилении головной боли приложить пузырь со льдом.

6. измерить АД, подсчитать пульс и ЧДД.

1. м\с уберет с пациента теплое одеяло.

2.Дала настой шиповника пациенту.

3. проведет беседу с родственниками о правильном подборе продуктов для передачи.

4. трещины на губах обработала вазелиновым маслом.

5. применила пузырь со льдом.

6. проведет оценку функционального состояния пациента: АД-130\80мм.рт.ст., Пульс – 80 в мин, ЧДД – 16 в мин.

Выберите книгу со скидкой:


ЕГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.


350 руб. 171.00 руб.


ЕГЭ-2019. География. Теория и практика

350 руб. 213.00 руб.


ОГЭ. География. Большой сборник тематических заданий для подготовки к основному государственному экзамену

350 руб. 197.00 руб.


География. 10-11 классы. Атлас. (Традиционный комплект) (РГО)

350 руб. 106.00 руб.


География. 7 класс. Атлас. (Традиционный комплект)(РГО)

350 руб. 106.00 руб.


География. 5 класс. Атлас. (Традиционный комплект).

350 руб. 106.00 руб.


География. 10-11 классы. Контурные карты. (Традиционный комплект) (РГО)

350 руб. 59.00 руб.


География. 6 класс. Атлас. (Традиционный комплект)(РГО)

350 руб. 106.00 руб.


География. Материки, океаны, народы и страны. 7класс. Атлас

350 руб. 184.00 руб.


География. 9 класс. Контурные карты. (Традиционный комплект) (РГО)

350 руб. 59.00 руб.


География. Начальный курс географии. 6класс. Контурные карты

350 руб. 101.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Бесплатный
Дистанционный конкурс "Стоп коронавирус"





  • Баннова Оксана ВасильевнаНаписать 1287 17.04.2018

Номер материала: ДБ-1462203

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    17.04.2018 2173
    17.04.2018 1742
    17.04.2018 147
    17.04.2018 571
    17.04.2018 229
    17.04.2018 628
    17.04.2018 231
    17.04.2018 241

Не нашли то что искали?

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Вам будут интересны эти курсы:

[youtube.player]


Оформление курсовой работы не обходится без правильного составления введения. Этот этап требует серьезного подхода. Писать введение к курсовой работе удобней в конце, когда имеешь полное представление об исследовании.

Каждый ВУЗ разрабатывает собственные рекомендации, касающиеся содержания введения. Для обеспечения правильной структуры важно обозначить цели, задачи, научную базу исследования.

Написать введение в курсовой работе, как и введение в реферате, невозможно без приведения доказательств актуальности темы. Если проблема не актуальна на данный момент, в ее освещении нет необходимости. Такая работа вряд ли понравится преподавателю. Поэтому важно четко обосновать выбор темы, продемонстрировать необходимость решения поставленной проблемы.

Объем введения зависит от общего количества страниц курсовой работы и составляет примерно 2-3 страницы. Введение и заключение курсовой работы должны перекликаться между собой, поэтому писать эти части работы удобнее одновременно.

Как написать идеальное введение в курсовой работе: тонкости, секреты


Полноценная курсовая работа должна включать введение, содержащее следующие элементы:
• Актуальность;
• Объект;
• Предмет;
• Цель;
• Задачи;
• Гипотезу;
• Теоретико-методологическую основу;
• Методы исследования;
• Теоретическую и практическую значимость.

Первым важным звеном написания введения к курсовой работе является актуальность темы исследования. Под актуальностью понимается значимость данной проблемы на настоящее время. Чтобы дать точную формулировку актуальности, надо найти ответы на ряд вопросов:

  • Какова тематическая значимость в настоящий момент времени? Следует определить степень востребованности, остроты на данный период;
  • Освещают ли проблему различные источники? Целесообразно указание средств массовой информации, журналов, где встречается тема;
  • Какие важные преобразования исследуемой тематики произошли за прошедшие годы?
  • Почему рассматриваемый вопрос важен автору курсовой, каким образом он влияет на выбор специальности.

Объект исследования в курсовой работе определить нетрудно при качественном знании тематического материала изучаемой дисциплины. Объект — это то, что студенту предстоит изучить — общее понятие, которое находится в тесной взаимосвязи с основной темой.

Предметом исследования считают сферу деятельности, в которой будет проводиться анализ тематического содержания. То есть проблема, решение которой надо найти.

Понятие исследуемого предмета позволяет из общей структуры науки выбрать какую-то конкретную часть либо определенный процесс.

Таким образом, когда определение тематики четкое, ее название соответствует исследуемому предмету.


Написать введение к курсовой работе нельзя без выделения цель и задач исследования.

Чтобы цель была реализована, надо поставить конкретизирующие вопросы. Суть этих вопросов содержится в названии глав, пунктах исследуемой идеи, которые помогут при формулировке задач.

Если в содержании мало глав, несколько подпунктов или параграфов, лучше сформулировать задачи по каждому параграфу для более подробного освещения целей.

Что означает понятие гипотезы? Как ее сформулировать? Гипотеза — предварительная версия либо предположение, которое необходимо подтвердить или опровергнуть.

Изучая проблематику, студент осуществляет огромную исследовательскую деятельность, знакомится с литературой, пользуется различными источниками, делает предположения, выводы.
Выводы и предположения являются гипотезами исследования.

Их структура, характер, уровень, форма — разные. Однако существует основное свойство — все они проверяемы. По ходу изучения материала любая гипотеза проверяется, подтверждается либо опровергается.

Гипотезу можно проверить опытами, экспериментами, наблюдениями, применением других эмпирических приемов.

Ее уместно формулировать после написания курсовой, когда студент понимает, какие факты он проверил в ходе исследовательской деятельности, каким образом доказал, либо опроверг данные.


Это звено обычно пишут в диссертациях и дипломных работах. Но на старших курсах вузов требуется прописывание теоретической базы.

Указать этот элемент — значит перечислить используемые источники, авторов, названия работ, дату выхода материала, то что будет потом оформлено в списке литературы. Информацию можно подкрепить ссылками на литературу.

Также здесь важно отражение разных точек зрения ученых, позиций авторов по изучаемой проблеме. Теоретическая база во введении курсовой работы может содержать данные о том, насколько исследуемый предмет разработан в отечественной и мировой литературе.

По ходу изучения тематических сведений студент применяет разнообразную методику.

Методы — это приемы, определенные технологии исследования. Для получения знаний и сбора необходимой информации студент прочитывает множество книг, осуществляет счет показателей, проводит опросы, беседы, то есть использует разные экспериментально-исследовательские технологии.

Во введении к курсовой работе важно указать следующие методы исследования:

  • Теоретические — применение классификаций, аналогий, аналитико-синтетической техники, мысленного моделирования;
  • Практические — с применением наблюдения, экспериментальной деятельности, сравнения.

При перечислении желательно указать только использованные методы, чтобы при опросе конкретно сформулировать ответы о том, с какой целью, где, когда применялся каждый из них. Четкие ответы, объяснение сущности использования методов позволят преподавателю получить исчерпывающее впечатление от ответа, а также повлияют на определение уровня оценки работы.

Пример введения курсовой работы



[youtube.player]

Во введении следует обозначить цель, которую поставил перед собой студент при выполнении контрольной работы. Это, прежде всего своеобразное введение в психодиагностику, где студент описывает свое видение стоящих перед собой задач по овладению умениями и навыками практического психолога.

Основная часть состоит из теоретической части и психологического практикума. Каждый из разделов должен быть четко обозначен и иметь наименование. То же самое относится к заданиям к каждому разделу.

Заключение. После выполнения всех трех разделов контрольной работы пишется заключение, в котором автор подводит итог проведенной работы, кратко формулирует степень достижения целей и задач, которые он ставил перед собой, дает самооценку уровня сформированности у себя тех или иных профессионально важных качеств практического психолога.

Описание произведений печати. В контрольных работах это – список использованной литературы. Описание произведений печати должно соответствовать ГОСТ 7.1-84 (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления). Список использованной литературы должен содержать не менее 10 источников, который включает в себя учебные пособия, периодическую литературу, энциклопедические источники, словари и приложение

2.4 Методические рекомендации по подготовке курсовых работ

В процессе выполнения курсовых работ происходит развитие навыков самостоятельной учебной, исследовательской и научной работы студентов. Цельювыполнения курсовой работы является обогащение знаниями студентов, обучение их методам теоретического анализа явлений и закономерностей науки, формирование навыков применения теоретических знаний к комплексному решению профессиональных задач, использования справочной литературы, методов математической обработки экспериментальных данных, компьютерных технологий. Система курсовых работ является этапом подготовки к выполнению дипломной работы.

В процессе выполнения курсовой работы решаются следующие задачи:

1. Приобретение студентами новых теоретических знаний в соответствии с темой работы и заданием руководителя.

2. Развитие умений систематизировать, обобщать и логично излагать концепции, альтернативные точки зрения исследуемых проблем.

3. Развитие учебно-исследовательских и методических умений, необходимых для построения системы научного анализа изучаемых проблем.

4. Совершенствование профессиональной подготовки.

Тематика курсовых работ

Тематика курсовых работ актуальна, отвечает учебным задачам данного предмета, а также потребностям науки и практики.

Предлагаемые темы курсовых работ комплексные, т. е. содержат ряд взаимосвязанных проблем и строятся на итогах учебной производственной практики студентов, на научных работах членов кафедры и студенческих научных кружков, проблемных групп, с использованием новейших достижений отечественной и зарубежной науки, имеют прикладное значение.

Темы курсовых работ определены и утверждены кафедрой общей психологии и истории психологии и деканом факультета.

Основные содержательные и процессуальные аспекты, необходимые для выполнения работы, определяются в задании (плане) к курсовой работе, в котором следует четко сформулировать название темы работы и требования, определяющие ее объем, содержание, а также исходные данные для выполнения количественных расчетов эмпирических данных.

Содержание и структура курсовой работы

Курсовая работа должна содержать элементы новизны, наряду с фундаментальным аспектом отражать современное состояние изучаемой проблемы, а также региональные особенности. Курсовая работа должна показать, насколько глубоко студент овладел теоретическими знаниями, умениями пользоваться научной литературой, навыками анализа.

Курсовая работа должна состоять из введения, теоретической части, эмпирических данных, заключения, списка литературы и приложения. В отдельных случаях, в соответствии с тематикой работы, эмпирическая часть может отсутствовать. Однако и в такой работе должна быть самостоятельность мысли, особенно в тех разделах, главах, параграфах, где требуется сопоставление и анализ собранных фактов, различных теорий, концепций, взглядов ученых.

Весь ход научного исследования можно представить в виде следующей логической схемы:

Ø обоснование актуальности выбранной темы;

Ø постановка цели и конкретных задач исследования;

Ø определение объекта и предмета исследования;

Ø выбор методов (методики) проведения исследования;

Ø описание процесса исследования;

Ø обсуждение результатов исследования;

Ø формулировка выводов и оценка полученных результатов.

Обоснование актуальности выбранной темы, постановка цели, задач, определение объекта и предмета исследования, выдвижение гипотезы, выбор методов, описание новизны исследования производится во введении к курсовой работе.

Обоснование актуальности выбранной темы

Освещение актуальности должно быть немногословным. Достаточно в пределах одной страницы показать главное - суть проблемной ситуации, из чего и будет ясна актуальность темы.

Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Эти трудности в наиболее отчетливой форме проявляют себя в так называемых проблемных ситуациях, когда существующее научное знание оказывается недостаточным для решения новых задач.

Таким образом, если исследователю удается показать, где проходит граница между знанием и незнанием, то ему нетрудно четко и однозначно определить научную проблему, а, следовательно, и сформулировать ее суть.

К методам научного исследования относят: методы системного анализа и исследования операций, математический, статистические, метод сравнений и аналогий, обсервационный, биографический, метод обобщений, метод натурального моделирования и пр.

Формулирование методологической основы исследования носит стандартный характер и сводится к утверждению, что такую основу составили научные труды отечественных и зарубежных авторов в области социальной психологии.

Гипотеза – это расхождение между ожидаемым и фактическим состоянием дел, так называемое предположение.

Объект – это область научных изысканий, в пределах которой выявлена и существует исследуемая проблема; это система закономерностей, связей, отношений, видов деятельности, в рамках которых зарождается проблема.

Предмет – более узок и конкретен. Благодаря его формулированию в курсовой работе из общей системы, представляющей объект исследования, выделяется часть системы или процесс, протекающий в системе, являющийся непосредственным предметом исследования.

Цель – состоит в решении научной проблемы путем совершенствования выбранной сферы деятельности конкретного объекта.

В соответствии с основной целью следует выделить 3-4 целевые задачи, которые необходимо решить для достижения главной цели исследования. Это либо решение подпроблем, вытекающих из общей проблемы, либо задачи анализа, обобщения, выявления, обоснования, разработки, оценки отдельных аспектов общей проблемы, решение которых ведет к решению самой проблемы. Каждая из задач формулируется в соответствии с главами курсовой работы.

Теоретическая часть должна содержать анализ состояния изучаемой проблемы на основе обзора научной, научно-информационной, справочной литературы. Представленный материал должен быть логически связан с целью исследования. В параграфах теоретической части необходимо отражать отдельные части проблемы и завершать их выводами.

Эмпирическая часть включает описание экспериментального исследования, обоснование методов исследования, анализ результатов экспериментального исследования, схемы, графические и математические способы интерпретации полученных данных, выводы.

Заключение содержит выводы, подтверждающие или опровергающие первоначальные предположения (гипотезы), перспективы дальнейшего изучения проблемы, связь с практикой, анализ реализации целей и задач исследования.

Список литературы должен быть оформлен в соответствии с требованиями ГОСТа. В библиографию включаются все источники, цитируемые или используемые в работе. Нумерация источников приводится либо по алфавиту (предпочитаемый вариант), либо в порядке ссылок в тексте. В общую нумерацию не включаются законодательные акты, приказы, указы, правительственные документы, также отдельной нумерации подлежат источники на иностранных языках.

Приложениеследует оформлять как продолжение курсовой работы. Оно содержит фактический материал экспериментальных исследований (анкеты, опросники, схемы, чертежи, расчетные материалы, карты, рисунки, ответы респондентов и т.д.).

Страницы приложения не должны содержать нумерации.

[youtube.player]

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.