Инфекционные заболевания для студентов


Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего

Кафедра микробиологии, иммунологии и инфекционных болезней

Декан лечебного факультета

____ __________2005 г.

Начальник учебного отдела

К. м.н., профессор каф. МИиИБ

Заведующий выпускающей кафедрой

Принято на заседании кафедры

1. Цели и задачи изучения дисциплины

Преподавание инфекционной патологии в системе высшего профессионального образования является неотъемлемой частью подготовки врача по специальности 060101 - Лечебное дело.

Это определяется той большой ролью, которую играют инфекционные болезни в структуре общей заболеваемости и смертности, значительным ухудшением эпидемиологической ситуации в России, появлением новых инфекций, ухудшением экологической обстановки, увеличением миграции населения, тенденцией к изменению структуры практического здравоохранения с акцентом на догоспитальный этап.

Программа и тематический план лекций и практических занятий по инфекционным болезням ориентированы на повышение качества подготовки врача по специальности "Лечебное дело".

Программа основывается на требованиях Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Государственных требованиях к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 060101 - Лечебное дело.

В программе особое внимание уделяется вопросам ранней диагностики инфекционных заболеваний, проведению дифференциальной диагностики, лечению больных на догоспитальном этапе, оказанию им неотложной внебольничной помощи.

В основу программы по инфекционным болезням для студентов V курса положен нозологический принцип. На этом курсе предусматривается формирование знаний и умений, выработка практических навыков обеспечивающих клиническую диагностику наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний, а также карантинных инфекций, рациональное использование лабораторных и инструментальных методов обследования больных, назначение адекватного этиотропного и патогенетического лечения, включая элементы неотложной терапии, а также проведение первичных противоэпидемических мероприятий.

При подготовке программы учитывалась интеграция преподавания с другими кафедрами (микробиологии, патологической физиологии, эпидемиологии, внутренних болезней, нервных болезней и др.) как для обеспечения необходимого уровня знаний, так и для исключения дублирования и наиболее оптимального изучения учебного материала.

Основными методами обучения на V курсе являются лекции и практические занятия.

Лекционный курс посвящен наиболее актуальным и сложным проблемам инфекционной патологии и включает сведения о новейших достижениях отечественной и мировой науки в области этиологии, эпидемиологии, патогенеза, клиники, диагностики, терапии и профилактики наиболее широко распространенных инфекционных заболеваний и некоторых завозных и карантинных инфекций. Тематический план лекций в основном включает конкретные нозологические формы, которые могут варьировать с учетом особенностей краевой патологии и сложившейся эпидемиологической ситуации.

Практические занятия проводятся согласно тематическому плану и включают курацию больных, клинические разборы, приобретение, освоение и закрепление знаний и умений, практических навыков. Во время практических занятий часть времени уделяется формированию одного из важнейших навыков - общению с инфекционным больным с учетом этико-деонтологических особенностей клиники инфекционных болезней.

Практические занятия проводятся в условиях, близких к условиям будущей практической деятельности врача, и предусматривают формирование умений клинического обследования инфекционного больного, выбора наиболее информативных методов лабораторной и инструментальной диагностики, дифференциальной диагностики, рациональной терапии (включая неотложную терапию) и профилактику инфекционных болезней. Обязательным следует считать изучение на практических занятиях конвенционных (карантинных) инфекций и ВИЧ-инфекции. Студенты оформляют и представляют к разбору с преподавателем клиническую историю болезни и историю болезни поступившего больного с обязательными реанимационными мероприятиями. Контроль знаний студентов осуществляется постоянно в ходе практических занятий, во время клинических разборов, при решении типовых ситуационных задач и тестовых контрольных заданий. По окончании цикла инфекционных болезней студенты 5-го курса сдают экзамен в три этапа.

Целью обучения инфекционным болезням студентов VI курса является формирование знаний, умений и практических навыков, необходимых:

для ранней диагностики инфекционных заболеваний в условиях поликлиники и на дому;

для проведения комплекса лечебно-профилактических мероприятий на догоспитальном этапе и при лечении инфекционных больных на дому;

для диагностики неотложных состояний и оказания врачебной помощи инфекционным больным на догоспитальном и госпитальном этапе.

Конкретными задачами подготовки студентов VI курса, предусматриваемыми в настоящей программе, следует считать:

обучение раннему распознаванию инфекционного заболевания при осмотре больного, дифференциальной диагностике с другими инфекционными и особенно неинфекционными заболеваниями, протекающими со сходной симптоматикой, на основе их ведущих синдромов, обучение выбору оптимальных методов лабораторного и инструментального обследования для подтверждения или отмены диагноза инфекционного заболевания;

обучение оказанию врачебной помощи на догоспитальном этапе с последующим направлением к врачу-инфекционисту (в инфекционный стационар) больных с нозологическими формами: брюшной тиф и паратифы, вирусные гепатиты, дизентерия и сальмонеллез (тяжелые формы), ботулизм, амебиаз, менингококковая инфекция, лептоспироз, эпидемический сыпной тиф (болезнь Брилла-Цинссера), арбовирусные инфекции (геморрагические лихорадки), дифтерия, малярия, бруцеллез, столбняк, туляремия, чума, холера, ВИЧ-инфекция, лейшманиоз, полиомиелит, бешенство, гельминтозы;

обучение своевременному распознаванию дегидратационного, инфекционно-токсического, анафилактического шоков, коллапса, острой дыхательной недостаточности, крупа, ДВС, острой печеночной недостаточности, острой почечной недостаточности, отека мозга, бульбарных расстройств при ботулизме, оказанию экстренной врачебной помощи на до-госпитальном и госпитальном этапах и определение тактики оказания дальнейшей медицинской помощи при неотложных состояниях.

В основу составления программы для студентов VI курса положены синдромально-патогенетический и дифференциально-диагностический принципы. Особое внимание уделяется изучению тех инфекционных заболеваний, диагностика и лечение которых в полном объеме должны осуществляться в поликлинике и на дому. Наряду с перечисленными выше нозологическими формами с учетом местных условий, наличия природно-очаговой краевой инфекционной патологии может быть предусмотрено изучение других инфекционных заболеваний.

При изучении инфекционных болезней, лечение которых полностью проводится в условиях поликлиники и на дому, одновременно с приобретением умений и практических навыков ранней диагностики должны вырабатываться умения и навыки этапного наблюдения, назначения и проведения адекватного лечения.

При изучении инфекционных болезней, требующих обязательной госпитализации, основное внимание уделяется выработке умений и практических навыков ранней диагностики, лечения и неотложной врачебной помощи на догоспитальном этапе, организации госпитализации больных и оказание квалифицированной помощи на госпитальном этапе.

В задачи преподавания дисциплины входит:

- обучение раннему распознаванию инфекционного заболевания при осмотре больного, дифференциальной диагностике с другими инфекционными и особенно неинфекционными заболеваниями, протекающими со сходной симптоматикой, на основе их ведущих синдромов, обучение выбору оптимальных методов лабораторного и инструментального обследования для подтверждения или отмены диагноза инфекционного заболевания;

1. Инфекционные болезни

Это обширная группа заболеваний человека, вызванных патогенными вирусами, бактериями и простейшими. Суть инфекционных болезней состоит в том, что они развиваются вследствие взаимодействия двух самостоятельных биосистем – макроорганизма и микроорганизма, каждый из которых обладает собственной биологической активностью.

Инфекция – это комплекс взаимодействия возбудителя и макроорганизма в определенных условиях внешней среды. Третий фактор инфекционного процесса – условия внешней среды – оказывает свое влияние как на возбудителей, так и на реактивность макроорганизма. Формы взаимодействия инфекционного агента с организмом человека могут быть различными и зависят от условий инфицирования, биологических свойств возбудителя и особенностей макроорганизма. Инфекционная болезнь – это нарушение функции макроорганизма, формирование морфологического субстрата болезни, появление клинической симптоматики, формирование специфического иммунитета.

Инаппарантная форма инфекционной болезни – это форма, при которой в тропном органе возникают минимальные, но характерные морфологические изменения, в крови нарастает титр специфических антител (АТ).

Здоровое носительство – это отсутствие морфологического субстрата, клинических симптомов болезни, нарастания титра специфических АТ.

Персистентная (латентная) инфекция – это хроническая инфекционная болезнь с доброкачественным течением (при гепатите В, герпетической инфекции, энтеровирусных заболеваниях, кори и др.). Причины появления персистентной инфекции у детей: депрессивное состояние клеточного и гуморального иммунитета, появление L-форм бактерий и вирусов (нейротропных штаммов с изменениями их морфологических, биологических, антигенных и патогенных свойств).

Эндогенная инфекция возникает в результате активации сапрофитной флоры собственного организма, наблюдается:

1) у детей, ослабленных предыдущими заболеваниями;

2) у детей, длительно леченых антибиотиками, гормонами, цитостатиками;

3) у детей раннего возраста.

По типу аутоинфекции протекает кандидозная, стафилококковая, протейная, синегнойная, клебсиеллезная и иная инфекции.

Медленная инфекция – это постепенное (в течение многих лет) прогрессирование болезни, тяжелые органные нарушения, часто возможен неблагоприятный исход.

По типу медленной инфекции протекают врожденная краснуха, подострый склерозирующий энцефалит и др.

Источники инфекции

1) внутриутробное инфицирование;

2) инфицирование в родах (при прохождении родовых путей);

3) постнатально (при уходе за ребенком).

2. Обслуживающий персонал родильного дома.

3. Родственники, обслуживающий персонал домов ребенка, детского сада и т. д.

Пути передачи: трансплацентарный, гемоконтактный, пищевой, водный, контактно-бытовой, капельный, фекально-оральный.

Наиболее восприимчивый коллектив: дети раннего возраста, дети от 6 месяцев до 2 лет, дети с вторичными иммунодефицитами.

Классификации и клинические формы инфекций (А. А. Колтыпин)

1. По типу (тип – выраженность признаков, свойств данного заболевания): типичные, атипичные, стертые, инаппарантные (субклинические, гипертоксические, геморрагические).

2. По тяжести: легкие, среднетяжелые, тяжелые.

3. По характеру течения: гладкое, негладкое, с обострениями и рецидивами;

4. По длительности течения: острое (1—3 месяца), затяжное (4—6 месяцев), хроническое (свыше 6 месяцев).

Принципы лечения:этиотропная терапия ликвидация возбудителя и его токсинов, патогенетическая терапия, повышение специфической и неспецифической защиты. Необходимо учитывать возраст больного, фоновую патологию, период болезни, тяжесть болезни, характер течения, наличие моно– или микст– инфекции и др.

Профилактика:

1) мероприятия, направленные на источник болезни;

2) мероприятия по созданию или повышению невосприимчивости к инфекционным болезням;

3) мероприятия, направленные на разрыв путей передачи возбудителя (в зависимости от конкретного заболевания);

4) изоляция больного, регистрация всех инфекционных больных (заполняется и отправляется экстренное извещение в ЦСЭН).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

  • Все записи
  • Записи сообщества
  • Поиск

Бесплатный доступ для организаций к базе данных GIDEON на 60 дней.

С целью обеспечения медицинских учреждений достоверной актуальной научной информацией по вопросам профилактики, распространения, диагностики и лечения коронавируса и других инфекционных заболеваний, а также в целях сопровождения оперативными данными по эпидемиологической обстановке во всех странах мира, компания Оvid выступила с инициативой предоставить медицинским организациям России бесплатный 60-дневный тестовый доступ к базе данных GIDEON – глобальному ресурсу по инфекционным заболеваниям и эпидемиологии.

GIDEON – уникальный мультимедийный ресурс, охватывающий сведения об эпидемиологической обстановке в любой отдельно взятой стране мира, содержит актуальную информацию и визуальные инструменты для диагностики заболеваний и отслеживания последних тенденций в эпидемиологии и лечении.

Медицина может быть интересной!
И мы попробуем тебе доказать,что и без зубрежки можно запомнить, казалось бы, сложный материал!
Присоединяйся к нам и мы будем вместе разбираться и учить что-то новое каждый день.

Мадагаскар-1903. Тест на сопротивляемость разных рас климатическим болезням

Участие в постройке железной дороги на Мадагаскаре рабочих негров, китайцев и индусов дало возможность сравнить сопротивляемость разных рас климатическим болезням. Наиболее слабыми в этом отношении оказались индусы, вследствие распространенности среди них бугорчатки, пьянства и сифилиса, а также непривычки к тяжелому труду: китайцы являлись большей частью с кожными заболеваниями и скоро впадали в состояние маразма. Те и другие быстро делались добычей болотного отравления. Очень сильно гибли от болотной лихорадки и негры. Что же касается до европейцев, то те из них, которым было 20 – 25 лет, и которые были сами по себе здоровы, выдерживали климат острова удовлетворительно, болели же из них больше пьяницы и венерики.

Лекция посвящена проблеме растущей антибиотикорезистентности нозокомиальных микроорганизмов, основной причиной которой является нерациональное применение антимикробных препаратов. Будут рассмотрены вопросы разумного применения антибиотиков у пациентов, освещены ограничительные стратегии применения этой группы препаратов, методика создания протоколов антибиотикопрофилактики и эмпирической антимикробной терапии, "краеугольные камни" антибиотикотерапии. У слушателей будет возможность задать вопросы лектору в режиме онлайн.

Замечательный и информативные иллюстрации по инфекционным болезням.
Часть 1.

1. Риновирусная инфекция – острое вирусное поражение верхних отделов респираторного тракта - носа и носоглотки. Течение риновирусной инфекции характеризуется общеинфекционной симптоматикой (субфебрилитетом, познабливанием, недомоганием), першением в горле, чиханием, заложенностью и обильными выделениями из носа, ломотой в области переносицы, отсутствием обоняния.
Показать полностью…

2. Аденовирусная инфекция — группа инфекционных заболеваний человека, возбудителем которых являются аденовирусы. Они относятся к группе острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ) и характеризуется поражением слизистых оболочек верхних дыхательных путей, конъюнктив, лимфоидной ткани. Имеет место лихорадка при умеренно выраженных симптомах интоксикации.

3. Корь (лат. Morbilli) — острое инфекционное вирусное заболевание с высоким уровнем восприимчивости (индекс контагиозности приближается к 100 %), которое характеризуется высокой температурой (до 40,5 °C), воспалением слизистых оболочек полости рта и верхних дыхательных путей, конъюнктивитом и характерной пятнисто-папулезной сыпью кожных покровов, общей интоксикацией.

4. Инфекционный мононуклеоз — острое вирусное заболевание, которое характеризуется лихорадкой, поражением зева, лимфатических узлов, печени, селезёнки и своеобразными изменениями состава крови.

В помощь всем студентам-медикам, которые сейчас собираются сдавать сессию, мы решили выложить набор, который поможет им подготовиться. Здесь есть все. Это не очередная "мегаподборка учебников", где есть Привес, Харкевич и пара методичек. Holy fucking shit, это действительно эпический набор. Итак, поехали!
===
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
---
1. НОРМАЛЬНАЯ АНАТОМИЯ
Показать полностью…

1. ПРОПЕДЕВТИКА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ

Видеолекции по оперативной хирургии и топографической анатомии от д.м.н., профессора Большакова И.Н. из КрасГМУ.

Урок 21
Основные инфекционные заболевания. Классификация, пути передачи и профилактика








Человека на протяжении всей жизни окружают микроорганизмы. Они находятся в воздухе, воде, почве, осаждаются на всех предметах, в том числе и на пищевых продуктах. Микробы живут и размножаются на коже, в полости рта и носа, на слизистой верхних дыхательных путей, в кишечнике, особенно в его толстом отделе.

Микроорганизмы играют важную роль в жизни не только человека, но и всего органического мира Земли. Они, например, очищают почву и воду от мертвых тел посредством гниения, брожения, разложения. В то же время, попадая в раны, они могут вызывать нагноение, а проникая во внутреннюю среду организма человека, способны стать причиной инфекционного заболевания.

Все разнообразие известных современной науке микроорганизмов с точки зрения влияния на организм человека подразделяют на три вида, приведенные на схеме 25.


В нашей стране принята классификация инфекционных болезней, в основу которой положен механизм передачи заразного начала и локализации его в организме. Согласно этой классификации, все инфекционные болезни подразделяют на пять групп (табл. 3).


То или иное инфекционное заболевание связано с проникновением в организм определенного микроорганизма. Например, коклюшная палочка вызывает только коклюш, дизентерийная палочка — дизентерию, дифтерийная палочка — дифтерию, холерный вибрион — холеру.

Возникновение и распространение инфекционных заболеваний Инфекционные заболевания отличаются от всех других тем, что достаточно быстро распространяются среди людей. Массовое распространение инфекционного заболевания, значительно превосходящее обычный уровень заболеваемости, называют эпидемией. Если же оно охватывает территорию целого государства или нескольких стран, его называют пандемией.

Чтобы предупредить инфекционное заболевание, надо знать, как оно возникает и каким образом распространяется среди людей.

Все инфекционные заболевания заразны и передаются от больного человека или больного животного к здоровому. Но и здоровый человек может служить источником инфекционного заболевания. После перенесенной болезни по еще неясным причинам возникает парадоксальная ситуация. Человек выздоравливает, чувствует себя хорошо, но в его организме продолжает присутствовать патогенный микроб. Возникает удивительный союз, когда один организм не замечает другого. Это может продолжаться сколько угодно долго. Для самого организма это не опасно, но крайне опасно для окружающих, так как патогенный микроб долгое время сохраняется невредимым и выделяется во внешнюю среду. Этот феномен называют бациллоносительство, а человека — бациллоносителем.


В настоящее время известны по меньшей мере пять путей передачи инфекции (рис. 44):

Отличие инфекционных заболеваний от всех других заключается в том, что организм человека после выздоровления приобретает невосприимчивость к повторному внедрению вызвавшего болезнь микроорганизма. Эту невосприимчивость называют иммунитетом.

С биологической точки зрения иммунитет — это способ защиты внутреннего постоянства организма от живых тел или веществ, несущих в себе признаки генетически чужеродной информации. Эти тела и вещества называют антигенами. К ним относятся патогенные микроорганизмы, клетки и ткани собственного организма, ставшие чужеродными, цветочная пыльца, некоторые растения, некоторые пищевые продукты. В ответ на их внедрение организм начинает вырабатывать специфические вещества белковой природы — антитела.

Иммунитет представляет собой совокупность защитно-приспособительных реакций организма человека, возникающих в ответ на строго определенный антигенный раздражитель в виде возбудителя инфекционной болезни или искусственно введенного антигена (вакцины или анатоксина).

Иммунная реакция организма — это взаимодействие антигена с антителом. Важная особенность иммунитета — распознавание и отличие своего от чуждого.

Иммунитет находится в тесной связи с функциональным состоянием организма и во многом зависит от факторов внешней среды. Голодание, недостаток или отсутствие витаминов (авитаминоз), длительное заболевание, серьезные повреждения, частые стрессовые ситуации могут способствовать снижению сопротивляемости организма и развитию инфекционного заболевания.

В результате перенесенного инфекционного заболевания или искусственной иммунизации (когда в организм вводят искусственно ослабленный патогенный возбудитель) в крови человека появляются антитела, направленные против конкретного антигенного раздражителя. Количество антител чрезвычайно велико.

К органам иммунной системы человека относятся костный мозг, печень, селезенка и лимфатическая система.

Природой предусмотрено несколько разновидностей иммунитета. Наследственный иммунитет связан с видовой принадлежностью человека. Он передается по наследству от родителей к их ребенку.

Далее различают естественно и искусственно приобретенный иммунитет. Первый формируется в результате перенесенного заболевания. Второй формируется активно или пассивно. При активном формировании искусственного иммунитета в организм вводят вакцину. Это ослабленный каким-либо способом, но сохранивший все свои вредные свойства патогенный микроорганизм. Введение его в организм человека вызывает инфекционное заболевание, которое протекает в легкой форме, но с очень выраженной иммунной реакцией. При пассивном формировании искусственного иммунитета в организм вводят уже готовые антитела (сыворотка или гамма-глобулин).

Сформированный тем или иным способом иммунитет имеет определенную продолжительность. У пассивного иммунитета она колеблется от нескольких недель до двух-трех месяцев. Активный иммунитет действует дольше. Например, оспенная вакцинация (прививка) дает полную гарантию, что человек никогда не заболеет оспой. Вакцина от дифтерии или столбняка (при троекратной вакцинации) гарантирует защиту в течение 10 лет. Затем требуется повторная вакцинация (ревакцинация). Надо всегда помнить, что однократная вакцинация при некоторых видах инфекционных заболеваний не дает пожизненной гарантии.

Чтобы предотвратить распространение инфекционных заболеваний, надо разорвать связи, соединяющие элементы общей эпидемиологической цепи, и одновременно воздействовать на каждый из ее элементов.

Первый элемент — больной человек или животное. Больного человека при подозрении на инфекционное заболевание изолируют и лечат. С больным животным поступают по-разному: если это ценное для человека животное, его лечат, во всех других случаях его усыпляют. Сложнее обстоит дело с бациллоносителями. Это вполне здоровые люди, которым и в голову не придет обращаться к врачам. Следовательно, бациллоносителей надо активно выявлять. Обследовать всех людей на бациллоносительство практически невозможно. Поэтому обследование проводят выборочно. Ему подвергают те группы людей, которые заняты в пищеблоках (буфеты, столовые, рестораны) и в детских учреждениях.

Второй элемент эпидемиологической цепи — механизмы ее передачи. Чтобы предотвратить распространение инфекции, надо поставить заслон на путях ее передачи и разрушить механизмы ее распространения. Для этого в повседневной жизни необходимо соблюдать следующие правила:

• все пищевые продукты нужно подвергать тепловой обработке; тарелки, чашки, вилки, ножи надо обязательно мыть с применением препаратов бытовой химии, затем ополаскивать обильным количеством воды; фрукты и овощи необходимо тщательно мыть в проточной воде; нельзя забывать и о мытье рук перед едой и после туалета;
• при простудных заболеваниях простым и надежным способом предупреждения заболевания является обычная трехслойная марлевая повязка, которую можно использовать и на работе и дома; для больного надо обязательно выделить индивидуальную посуду и мыть ее с использованием дезинфицирующих средств; носовые платки больного нужно кипятить и тщательно проглаживать утюгом;
• эффективный способ предупреждения распространения кровяных инфекций — уничтожение или отпугивание насекомых;
• предупреждать зоонозные инфекции нужно несколькими способами: ценные животные в зверосовхозах должны регулярно проходить ветеринарный контроль; больных животных нужно лечить; при значительном увеличении численности переносчиков и хранителей многих инфекционных зоонозных заболеваний (это мыши, крысы и др.) проводят их дератизацию (уничтожение);
• сокращения заболеваний, передающихся контактно-бытовым способом, можно добиться повышением гигиенической культуры людей, укреплением нравственности и морали, стимулированием общественной нетерпимости ко всем проявлениям антикультуры, нарушению этических норм и правил (важный элемент в этом процессе — образование и воспитание детей и подростков, привитие им культуры здоровья и здорового образа жизни).

Третий элемент в общей эпидемиологической цепи имеет прямое отношение к нам с вами. В настоящее время известен единственный надежный способ уберечь себя от инфекционного заболевания: своевременно и аккуратно выполнять рекомендации медиков по проведению вакцинации и ревакцинации.

Полноценное питание, разумный двигательный режим, здоровый режим жизни также уменьшают риск и вероятность заболевания.

Во всех случаях возникновения инфекционного заболевания в коллективе в обязательном порядке вводят в действие систему мер, направленных на предупреждение распространения болезни, так называемый карантин. В упрощенном виде это строгое ограничение передвижения и контактов людей, среди которых было обнаружено заболевание. Продолжительность карантина зависит от скрытого (инкубационного) периода выявленного заболевания и исчисляется с момента изоляции последнего больного (инкубационный период у холеры составляет 5 дней, у дизентерии — 7 дней, у сыпного тифа — 21 день и т. д.).

Комплексное воздействие на все звенья эпидемиологического процесса любого инфекционного заболевания предотвращает его распространение. Для этого требуются усилия не только медицинских специалистов, но и нас с вами. Сделать вовремя прививку, соблюдать гигиеническую культуру, культуру здоровья, воспитывать у себя гигиеническое мировоззрение — это в интересах каждого из нас.

Большинство инфекционных заболеваний сопровождается подъемом температуры, ознобом, разбитостью во всем теле, головной болью. Нередко появляются кашель, чихание, обильные выделения из носа, иногда рвота, неоднократный жидкий стул, боли в области живота. Отличительная особенность многих инфекционных заболеваний — появление сыпи в виде небольших красноватых пятен на коже на различных участках тела. Иногда в центре пятна виден небольшой пузырек, наполненный прозрачной жидкостью. Как правило, диагноз инфекционного заболевания ставят на основании бактериологического обследования естественных отправлений больного (мазок из зева, выделения половых органов, со- скоб с кожи, мазок из прямой кишки).

Внешние признаки инфекционного заболевания появляются не сразу с момента внедрения патогенного микроба в организм, а лишь через некоторое время. Время от момента внедрения микроорганизма до проявления болезни называют инкубационным периодом. Продолжительность инкубационного периода у каждого инфекционного заболевания разная: от нескольких часов до нескольких недель и даже лет.

Инкубационный, или скрытый, период не означает, что в организме ничего не происходит в этот период. Напротив, идет ожесточенная борьба между патогенным микробом и организмом.

В развитии инфекционного заболевания прослеживают несколько последовательно сменяющихся периодов: скрытый (инкубационный) период, начало заболевания, активное проявление болезни, выздоровление. Продолжительность периодов разная и зависит от характера инфекции.

Т.М. Дроздова

САНИТАРИЯ И ГИГИЕНА ПИТАНИЯ

Для студентов вузов

УДК 642.5:[614.3+613.2] (075)

ББК 51.23я7

Д75

Е.Б. Брусина, зав. кафедрой эпидемиологии

ГОУ ВПО Кемеровской государственной медицинской академии МЗ РФ, профессор, д-р мед. наук;

В.И. Зайцев, профессор, д-р мед. наук,

зам. гл. врача Центра Госсанэпиднадзора г. Кемерово

Рекомендовано редакционно-издательским советом

Кемеровского технологического института пищевой промышленности

Дроздова Т.М.

Д75 Санитария и гигиена питания: Учебное пособие. В 2-х частях. Часть 2. / Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. - Кемерово, 2005. - 116 с.

В учебном пособии рассмотрены современные вопросы пищевых заболеваний и их профилактика, гигиенические аспекты опасности и регламентирования вредных веществ в пищевых продуктах, санитарно-эпидемиологические требования к предприятиям общественного питания.

Вторая часть учебного пособия включает основные вопросы, связанные с пищевыми заболеваниями и их профилактикой, загрязнением пищевых продуктов чужеродными химическими веществами. Отражены санитарно-эпидемилогические требования к предприятиям общественного питания, личной гигиене работников и контролю за состоянием здоровья.

В учебном пособии помещен основной список литературы, приложение.

Предназначено для студентов вузов, а также может быть полезно для специалистов, работающих на различных пищевых предприятиях и занятых производством и реализацией продуктов питания.

УДК 642.5:[614.3+613.2] (075)

ББК 51.23я7

Глава 6. Пищевые заболевания и их профилактика

Пищевые заболевания - это заболевания, причиной возникновения которых являются пищевые продукты. Они могут быть инфекционной и неинфекционной природы и подразделяются на три основных вида:

1 - пищевые инфекции,

2 - пищевые отравления (микробной и немикробной природы),

Общие понятия об инфекционных болезнях

Инфекционные болезни - обширная группа заболеваний человека, вызванных патогенными бактериями, вирусами, простейшими и др. Инфекционные болезни отличаются от неинфекционных такими фундаментальными особенностями как:

· формирование в процессе заболевания иммунитета.

Инфекционные болезни могут передаваться от больного человека к здоровому и при определенных условиях поражать большие группы людей (вспышки заболеваний, эпидемии, пандемии).

В инфекционной патологии выделяют этиологию и патогенез каждого заболевания.

Патогенез (от греч. pathos - страдание, genesis - происхождение) - учение о механизмах развития болезни.

Основными факторами инфекционного процесса являются возбудитель, макроорганизм и окружающая среда.

Возбудитель-это микроорганизм, способный вызывать инфекционный процесс. Возбудитель является основным этиологическим фактором инфекционного заболевания. К важнейшим свойствам возбудителей относят патогенность, вирулентность, адгезивность, инвазивность, токсигенность.

Патогенность, или болезнетворность -является видовым признаком и представляет собой потенциальную, закрепленную генетически способность микроорганизма данного вида вызывать заболевание. По наличию или отсутствию этого признака микроорганизмы классифицируются на патогенные, условно-патогенные (вызывающие заболевание только при определенных условиях) и непатогенные или сапрофиты (не вызывающие заболеваний ни при каких условиях).

Вирулентность - степень патогенности, является индивидуальным признаком каждого вида патогенного микроорганизма. В эксперименте она измеряется минимальной смертельной дозой (DLM - dosis letalis minimum). Высоковирулентные микроорганизмы даже в очень малых дозах могут вызвать летальный исход. Вирулентность не является абсолютно стабильным признаком и может существенно колебаться даже у различных штаммов одного вида возбудителя.

Токсигенность - способность синтезировать и выделять токсины. Различают два вида токсинов:

· экзотоксины - белковые токсины, продуцируются в основном грамположительными микроорганизмами и выделяются во внешнюю среду живыми микроорганизмам, обладают ферментативными свойствами, высокой специфичностью и избирательно поражают отдельные ткани и органы (например, экзотоксин ботулизма поражает нервную ткань);

· эндотоксины - небелковые токсины, продуцируются преимущественно грамотрицательными микроорганизмами, тесно связаны с микробной клет-кой и освобождаются только при ее разрушении, обладают значительно меньшей специфичностью и избирательностью действия.

Входные ворота инфекции - место проникновения патогенных микроорганизмов в организм хозяина через определенные ткани. Входными воротами для одних микроорганизмов являются слизистые оболочки дыхательных путей (грипп, ангина и др.), пищеварительного тракта (дизентерия, брюшной тиф и др.), половых органов (половые инфекции), для других - кожные покровы (малярия, сыпной тиф). Некоторые возбудители могут проникать в организм различными путями (туберкулез, вирусный гепатит А, ВИЧ-инфекция и др.).

Из входных ворот возбудитель распространяется по органам и тканям по лимфатическим сосудам (лимфогенный путь распространения) или по кровяному руслу (гематогенный путь распространения). Проникновение и циркуляция бактерий в крови называется бактериемия, вирусов – вирусемия.

Условия внешней среды - оказывают влияние как на возбудителей инфекций, так и на реактивность макроорганизма.

На большинство микроорганизмов окружающая среда влияет, как правило, губительно (температура, высушивание, радиация, дезинфицирующие средства, антагонизм других микроорганизмов).

На реактивность макроорганизма также влияют многочисленные факторы окружающей среды. Так, низкая температура и высокая влажность воздуха снижают устойчивость человека ко многим инфекциям, низкая кислотность желудочного сока - повышает вероятность заражения человека кишечными инфекциями и т.д. Следует учитывать и постоянное нарастание из года в год неблагоприятного воздействия ухудшающейся экологической обстановки.

Кроме того, в человеческой популяции для распространения возбудителей чрезвычайно важными являются социальные факторы среды. Например, одной из причин роста заболеваемости населения России туберкулезом является хронические стрессовые ситуации, ослабляющие иммунитет и расслоение общества, которое сопровождается изменением структуры питания, снижением потребления населением полноценных белков, витаминов и др.

Формы взаимодействия инфекционного агента с организмом человека - могут быть различными и зависят от условий инфицирования, биологических свойств возбудителя и особенностей макроорганизма (восприимчивость, степень неспецифической резистентности и специфической иммунологической реактивности). Взаимодействие макро- и микроорганизмов сопровождается различной степенью проявления заболевания. Различают следующие формы взаимодействия возбудителя с организмом человека:

· манифестные - клинически проявляющиесяострые и хронические формы заболевания;

· субклинические формы - характеризуются отсутствием клинических проявлений;

· носительство инфекции (бактерио-, вирусо- и паразитоносительство) - инфекционный процесс, протекающий бессимптомно.

В последние годы выделена группа медленных (slow) инфекций, которые характеризуется многомесячным или многолетним инкубационным периодом, неуклонным прогрессированием заболевания преимущественно одного органа и всегда смертельным исходом (ВИЧ-инфекция, губчатый энцефалит и др.).

Периоды инфекционного заболевания. Кардинальное отличие инфекционных заболеваний от других заключается в цикличности их течения, выражающееся в наличии последовательно сменяющихся периодов:

· инкубационный (скрытый) период - время с момента проникновения возбудителя в организм до клинического проявления симптомов заболевания. Длительность его различна. Инкубационный период тем короче, чем выше вирулентность и больше доза возбудителя. При одних заболеваниях (грипп, ботулизм) он исчисляется часами, при других (бешенство, вирусный гепатит В) - неделями и даже месяцами, при медленных инфекциях - месяцами и годами. Для большинства инфекционных болезней длительность инкубационного периода составляет 1-3 недели.

· продромальный период, или период предвестников заболевания - появление первых общих признаков болезни (недомогание, головная боль, разбитость, расстройства сна, снижение аппетита и др.). Длительность этого периода обычно не превышает 2-4 дней.

· период разгара болезни - наиболее ярко проявляются характерные для данной инфекции симптомы. Продолжительность - от нескольких дней до нескольких недель.

· период выздоровления (реконвалесценции) - длительность этого периода зависимости от формы болезни, тяжести течения, эффективности терапии и многих других причин. Выздоровление может быть полным, когда все нарушенные в результате заболевания функции восстанавливаются, или неполным, если сохраняются остаточные явления.

Инфекционные болезни широко распространены среди населения. По данным ВОЗ в мире ежегодно умирают 52 млн человек, из них 17 млн - от инфекционных болезней. Из 130 млн детей, ежегодно рождающихся на земном шаре, примерно 13 млн умирают в возрасте до 14 лет, 9 млн из них - от инфекционных болезней. О социальной значимости некоторых инфекционных болезней дают представление показатели сопровождающей их смертности (табл. 11). Среди причин смерти в разных странах инфекционные болезни занимают 3-4-е место после сердечно-сосудистой и онкологической патологии.

Число смертельных исходов некоторых инфекционных болезней в мире

(Б.В. Черкасский, 2003)

Инфекционная болезнь Число смертных случаев, млн Инфекционная болезнь Число смертных случаев, млн
Диареи различной этиологии 3,5 Корь 1,0
Сальмонеллезы 0,6 Туберкулез 0,3
Эшерихиозы 0,7 Коклюш 0,36
Шигеллезы 0,6 Менингококковая инфекция 0,03
Холера 0,12 Гепатит вирусный В 0,9

Профилактика инфекционных заболеваний - важнейшая государственная, социальная и медицинская проблема, которой занимается специальная наука эпидемиология.

Эпидемиология (от греч. epi - над, demos - народ и logos - наука) - медицинская наука, изучающая причины возникновения и особенности распространения заболеваний в обществе с целью их профилактики.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.