И и мечников и его учение о невосприимчивости к инфекционным болезням

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ ПО МИКРОБИОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 3 КУРСА

ЛЕЧЕБНОГО,

ПЕДИАТРИЧЕСКОГО

И МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ

2015

ЧАСТЬ 1. ИСТОРИЯ И ОБЩАЯ МИКРОБИОЛОГИЯ.

1. Предмет медицинской микробиологии. Цели, задачи медицинской микробиологии

2. Л. Пастер - основоположник микробиологии как науки. Влияние работ Пастера на развитие медицинской микробиологии. Формирование прикладной иммунологии.

3. Работы Р. Koxa и их значение в медицинской микробиологии и инфекционной патологии.

4. И.Мечников и его учение о невосприимчивости к инфекционным болезням - важный этап в развитии медицины.

5. Д. Ивановский - основоположник учения о вирусах.

6. Развитие микробиологии в России. Г.Н. Габричевский, Н.Ф. гамалея, Д.К. Заболотный, Л.Н. Тарасевич.

7. Роль отечественных ученых в развитии вирусологии и риккетсиологии, учения об антибиотиках: Л.А. Зильбер, П.Ф. Здродовский, З.В. Ермольева, В.Д. Тимаков.

8. Основы классификации микробов. Понятие о виде, культуре, штамме. Биологические особенности прокариотов.

9. История развития микробиологии на Западном Урале.

10 Основные методы исследования морфологии бактерий. Микроскопия. Простые и сложные методы окраски бактерий. Метод Грама.

11 Морфология и ультраструктура бактерий. Химический состав.

12 Капсулы бактерий. Патогенные бактерии, образующие капсулы. Методы обнаружения капсул. Их значение.

13 Спорообразование. Патогенные бактерии, образующие споры: бациллы и клостридии. Методы обнаружения спор.

14 Жгутики бактерий. Их строение. Классификация бактерий по расположению жгутиков. Подвижность бактерий и методы ее изучения. Значение в лабораторной диагностике инфекционных заболеваний.

15 Спирохеты. Классификация, морфология, ультраструктура. Их роль в инфекционной патологии человека.

16 Биологические свойства риккетсий. Методы культивирования. Примеры патогенных для человека видов риккетсий.

17 Биологические особенности вирусов бактерий (бактериофагов). Особенности взаимодействия вирулентного и умеренного фагов с бактериальной клеткой. Морфология и ультраструктура фагов.

18 Биологические особенности вирусов. Морфология, ультраструктура, механизм репродукции. Основы классификации. Методы культивирования вирусов.

19 Профаг. Лизогения. Лизогенная культура. Лизогенная конверсия. Фаговары. Практическое использование фагов.

20 Классификация бактерий по типам питания. Ферменты. Значение для идентификации бактерий. Методы изучения.

21 Основные типы и сущность дыхания бактерий. Механизм дыхания бактерий. Методы культивирования анаэробов.

22 Рост и размножение бактерий. Механизм деления. Фазы развития бактериальной популяции.

23 Основные принципы культивирования бактерий. Требования к питательным средам, их классификация.

24 Принципы и методы выделения и идентификации чистой культуры бактерий. Этапы исследования.

25 Биохимические свойства бактерий. Определение. Методы изучения и практическое использование в микробиологической диагностике инфекционных заболеваний.

26 Методы культивирования вирусов. Понятие о первичных и перевиваемых культурах клеток.

27 Антибиотикорезистентность микробов. Механизм формирования. Пути преодоления. Методы определения чувствительности микробов к антибиотикам. Осложнения при антибиотикотерапии.

28 Микрофлорa тела человека. Определение. Классификация. Роль микробов постоянных обитателей человеческого организма в физиологических процессах.

29 Дисбиоз. Определение. Причины возникновения. Клинические проявления. Лечебные препараты, применяемые в терапии дисбактериоза. Принципы лабораторной диагностики дисбактериоза.

30 Методы стерилизации и дезинфекции. Определение. Виды. Контроль эффективности стерилизации.

31 Цель, принципы и методы лабораторной диагностики бактериальных инфекций.

32 Особенности лабораторной диагностики вирусных инфекций.

33 Индикация и идентификация вирусов при различных методах культивирования.

34 Антибиотики. Определение. История открытия. Классификация. Механизм действия на микробов.

35 Наследственная и ненаследственная изменчивость микроорганизмов. Дисоциации бактерий, S и R формы колоний. L – формы бактерий.

36 Асептика и антисептика. Определения. Методы.

ЧАСТЬ 2. ИНФЕКЦИЯ И ИММУНИТЕТ.

1 Понятие об инфекционном процессе. Факторы инфекционного процесса. Формы симбиоза макро- и микроорганизма. Роль макроорганизма и микроорганизмов в инфекционном процессе.

2. Патогенность и вирулентность бактерий. Количественное определение. Факторы патогенности бактерий.

Микробные экзо- и эндотоксины. Свойства. Химический состав.

3. Местная и генерализованная инфекция. Понятие о бактериемии, токсинемии, сепсисе.

4 Понятие об инфекции. Факторы инфекционного процесса. Экзогенная и эндогенная инфекция. Ворота инфекции. Механизм заражения. Периоды инфекционного процесса, клинически выраженная, стертая, бессимптомная инфекция. Бактерионосительство.

5 Понятие об инфекции. Факторы инфекционного процесса. Формы инфекции (острая и хроническая, моноинфекция, смешанная инфекция, реинфекция, рецидив, вторичная инфекция, суперинфекция. Понятие о спорадической и эпидемической заболеваемости, эпидемии и пандемии).

7 Виды инфекционного иммунитета. Характеристика.

8 Учение об иммунитете. История. Современное представление.

9 Факторы врожденного иммунитета (клеточные, гуморальные, функциональные)

10 Центральные и периферические органы иммунитета. Иммунокомпетентные клетки (Т- и В-лимфоциты, их субпопуляции. Макрофаги).

11 Формы иммунного ответа. Понятие об иммунопатологии.

12 Серодиагностика инфекционных заболеваний. Принципы. Понятия о титре и диагностическом титре.

13 Понятие об антигенах и гаптенах. Адъюванты. Антигенная структура бактериальной клетки.

14 Интерферон. Природа. Свойства. Механизм действия. Практическое применение.

15 Классы иммуноглобулинов (антитела) Структура. Свойства. Функции.

16 Антитоксические сыворотки. Методы получения. Диаферм. Применение антитоксических сывороток в медицине

17 Реакция агглютинации, ее разновидности (ориентировочная, непрямая, развернутая). Механизм. Практическое применение.

18 Реакция непрямой (пассивной) гемагглютиниции. Механизм. Практическое использование.

19 Реакция преципитации. Механизм. Разновидности (кольцепреципитация, реакция преципитации в геле). Применение в медицинской практике.

20 Реакция иммунофлуоресценции (прямая и непрямая). Механизм. Использование в диагностике.

21 Реакция нейтрализации. Принцип. Механизм. Использование в микробиологии при бактериальных и вирусных инфекциях.

22 Реакция гемагглютинации и торможения гемагглютинации в вирусологии.

23 Иммуноферментный метод исследования. Принцип метода. Определение антигенов и антител с помощью ИФА.

24 Гиперчувствительность замедленного типа. Механизм ее проявления. Аллергические пробы. Практическое использование в диагностике инфекционных заболеваний.

25 Гиперчувствительность немедленного типа. Анафилаксия. Сывороточная болезнь. Механизм ее возникновения. Методы предупреждения.

26 Вакцины. Определение. Типы вакцин. Их получение. Вакцинопрофилактика и вакцинотерапия.

27 Анатоксины. Общая характеристика, получение и применение. Значение в профилактике инфекционных болезней.

28 Иммунные сыворотки. Классификация. Получение. Применение. Понятие о серотерапии и серопрофилактике.

29 Иммуноглобулины (гамма-глобулины) гомологичные и гетерологичные. Получение и применение.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

[youtube.player]

Илья Мечников и Пауль Эрлих

"С самых древнейших и до самых позднейших времен принималось за несомненное, что организм обладает какой-то способностью реагировать против входящих в негр извне вредных влияний. Эту способность сопротивления называли разно. Исследования Мечникова довольно твердо устанавливают факт, что эта способность зависит от свойств фагоцитов, главным образом, белых кровяных телец и соединительно-тканных клеток, пожирать попадающие в тело высшего животного микроскопические организмы". Так рассказывал журнал "Русская медицина" о докладе Ильи Ильича Мечникова в Обществе киевских врачей, сделанном 21 января 1884 года.

Можно ли день доклада считать днем рождения первой научно обоснованной теории, объясняющей механизмы невосприимчивости к инфекционным болезням?

Конечно нет. Доклад формулировал мысли, родившиеся в голове ученого много раньше, во время работы. Отдельные элементы фагоцитарной теории были обнародованы раньше в статьях и докладах. Но назвать эту дату днем рождения великой дискуссии по теории иммунитета можно.

Дискуссия длилась 15 лет. Жестокая война, в которой цвета одной точки зрения были на знамени, поднятом Мечниковым. Цвета другого знамени защищали такие великие рыцари бактериологии, как Беринг, Пфейффер, Кох и Эммерих. Возглавлял их в этой борьбе Пауль Эрлих - автор принципиально иной теории иммунитета.

Теории Мечникова и Эрлиха исключали одна другую. На конференциях и съездах, на страницах журналов и книг - всюду скрещивали оружие оппоненты. Оружием были факты. Только факты.

Идея родилась внезапно. Ночью. Мечников сидел один за своим микроскопом и наблюдал жизнь подвижных клеток в теле прозрачных личинок морских звезд. Он вспоминал, что именно в этот вечер, когда вся семья ушла в цирк, а он остался работать, его осенила мысль. Мысль, что эти подвижные клетки должны иметь отношение к защите организма. (Наверное, это и надо считать "мигом рождения".)

Последовали десятки опытов. Инородные частицы - заноза, зерна краски, бактерии - захватываются подвижными клетками. Под микроскопом видно, как собираются клетки вокруг непрошеных пришельцев. Часть клетки вытягивается, образуя ложную ножку, по-латыни - "псевдоподию". Инородные частицы охватываются псевдоподиями и оказываются внутри клетки, как бы пожираются ею. Мечников так и назвал эти клетки фагоцитами, что значит клетки-пожиратели.

Ученый обнаружил их у самых разных животных. У морской звезды и у червей, у лягушек и кроликов и, конечно, у человека. У всех представителей царства животных почти во всех тканях и в крови присутствуют специализированные клетки-фагоциты.

Самое интересное - конечно, фагоцитоз бактерий.

Ученый вводит в ткани лягушки возбудителей сибирской язвы. К месту введения микробов стекаются фагоциты. Каждый захватывает одну, две, а то и десяток бацилл. Клетки пожирают эти палочки и переваривают их.

Так вот он, таинственный механизм невосприимчивости! Вот как идет борьба с возбудителями заразных болезней. Теперь понятно, почему один человек заболевает во время эпидемии холеры (да и не только холеры!), а другой нет. Значит, главное - это количество и активность фагоцитов.

В то же самое время, в начале 80-х годов ученые Европы, особенно Германии, несколько по-иному объяснили механизм иммунитета. Они считали, что микробы, оказавшиеся в организме, уничтожаются вовсе не клетками, а специальными веществами, находящимися в крови и других жидкостях организма. Концепция получила название гуморальной, то есть жидкостной.

1887 год. Международный гигиенический конгресс в Вене. О фагоцитах Мечникова и его теории говорят лишь попутно, как о чем-то совсем неправдоподобном. Мюнхенский бактериолог, ученик гигиениста Макса Петтенкофера Рудольф Эммерих сообщает, что он вводил иммунным, то есть предварительно вакцинированным, свиньям микроб краснухи и бактерии погибали в течение часа. Погибали без всякого вмешательства фагоцитов, которые за это время не успевали даже "подплыть" к микробам.

Что делает Мечников? Он воспроизводит опыт Эммериха. Мюнхенский коллега ошибся. Даже через 4 часа микробы еще живы. Мечников сообщает результаты своих опытов Эммериху.

Эммерих повторяет эксперименты и убеждается в своей ошибке. Микробы краснухи гибнут через 8-10 часов. А это как раз то время, которое и нужно фагоцитам для работы. В 1891 году Эммерих публично признает свою ошибку.



Илья Мечников и Пауль Эрлих

1891 год. Очередной международный гигиенический конгресс. Теперь в Лондоне. В дискуссию вступает Эмиль Беринг - также немецкий бактериолог. Его имя навсегда останется в памяти людей. Оно связано с открытием, спасшим миллионы жизней. Беринг - создатель противодифтерийной сыворотки.

Последователь гуморальной теории иммунитета, Беринг сделал очень логичное предположение. Если животное перенесло в прошлом какую-нибудь заразную болезнь и у него создался иммунитет, то и сыворотка крови, ее бесклеточная часть, должна повысить свою бактериоубийственную силу. Если это так, то можно искусственно вводить животным микробы, ослабленные или в малых количествах.

Можно искусственно получить такой иммунитет. И сыворотка этого животного должна убивать соответствующие микробы. Беринг создал противостолбнячную сыворотку. Чтобы ее получить, он вводил кроликам яд столбнячных бацилл, постепенно увеличивая дозу его. А теперь надо проверить силу этой сыворотки. Крысу, кролика или мышь заразить столбняком, а потом ввести противостолбнячную сыворотку, сыворотку крови иммунизированного кролика.

Болезнь не развивалась. Животные оставались живыми. То же самое Беринг проделал и с дифтерийными палочками. И именно так дифтерию стали лечить у детей и лечат до сих пор. В 1901 году Беринг за это получил Нобелевскую премию.

Но при чем здесь клетки-пожиратели? Вводили сыворотку, часть крови, где нет клеток. И сыворотка помогала бороться с микробами. Никакие клетки, никакие фагоциты в организм не попадали, и тем не менее он получал какое-то оружие против микробов. Следовательно, клетки ни при чем. Что-то есть в бесклеточной части крови. Значит, верна теория гуморальная. Фагоцитарная теория неверна.

В результате такого удара ученый получает толчок к новой работе, к новым исследованиям. И Мечников опять отвечает экспериментами. В результате выясняется: не сыворотка убивает возбудителей дифтерии и столбняка. Она обезвреживает выделяемые ими токсины, яды, и стимулирует фагоциты. Активизированные сывороткой фагоциты легко расправляются с обезоруженными бактериями, чьи ядовитые выделения нейтрализованы находящимися в той же сыворотке антитоксинами, то есть антиядами.

Две теории начинают сближаться. Мечников по-прежнему убедительно доказывает, что в борьбе с микробами главная роль отводится фагоциту. Ведь в конце концов фагоцит делает решающий шаг и пожирает микробов. Тем не менее и Мечников вынужден принять некоторые элементы гуморальной теории.

Гуморальные механизмы в борьбе с микробами все же действуют. После беринговских исследований приходится согласиться, что контакт организма с микробными телами приводит к накоплению циркулирующих в крови антител. (Появилось новое понятие - антитело; подробнее об антителах будет дальше.) Некоторые микробы, например холерные вибрионы, под влиянием антител гибнут и растворяются.

Отменяет ли это клеточную теорию? Ни в коем случае. Ведь антитела должны вырабатываться, как и все в организме, клетками. И конечно же, на фагоцитах лежит основная работа по захвату и уничтожению бактерий.

1894 год. Будапешт. Очередной международный конгресс. И опять страстная полемика Мечникова, но на этот раз с Августом Пфейффером. Менялись города, менялись темы. Дискуссия уводила все дальше в глубины сложных отношений животных с микробами.

Сила спора, страсть и накал полемики оставались прежними. Через десять лет, на юбилее Ильи Ильича Мечникова, Эмиль Ру вспоминал эти дни:

"До сих пор я так и вижу вас на Будапештском конгрессе 1894 года, возражающим вашим противникам: лицо горит, глаза сверкают, волосы спутались. Вы походили на демона науки, но ваши слова, ваши неопровержимые доводы вызывали рукоплескания аудитории. Новые факты, сначала казавшиеся в противоречии с фагоцитарной теорией, вскоре приходили в стройное сочетание с нею".

Таков был спор. Кто победил в нем? Все! Мечниковская теория стала стройной и всеобъемлющей. Гуморальная теория нашла свои главные действующие факторы - антитела. Пауль Эрлих, объединив и проанализировав данные гуморальной теории, создал в 1901 году теорию образования антител.

15 лет спора. 15 лет взаимных опровержений и уточнений. 15 лет спора и взаимопомощи.

1908 год. Высшее признание для ученого - Нобелевская премия присуждена Илье Мечникову - создателю фагоцитарной теории и Паулю Эрлиху - создателю теории образования антител, то есть гуморальной части общей теории иммунитета.

Мечников и Эрлих создали теорию иммунитета. Они спорили и победили. Все оказались правы, даже те, кто, казалось, прав не был. Кто все-таки выиграл в этом споре? Выиграла наука. Выиграло человечество. В научном споре побеждают все!

[youtube.player]

Илья Ильич Мечников (1845—1916) сыграл огромную роль в развитии микробиологии и эпидемиологии, в создании иммунологии. Его исследования в этих областях явились про­должением и развитием его капитальных работ в области па­тологии, имевших широкую общебиологическую основу. И. И. Мечников был выдающимся ученым в ряде областей знания—зоологии, эмбриологии, патологии и иммунологии, одним из создателей современной микробиологии, основателем сравнительной эволюционной патологии.

Деятельность И. И. Мечникова распадается на два периода. В первый период (1862—1882) И. И. Мечников, зоолог и по преимуществу эмбриолог, разрешил ряд сложных проблем эм­бриологии. Он показал существование зародышевых листков — общие для всех животных законы развития животного орга­низма. Он установил генетическую связь между развитием беспозвоночных и полостных животных. Данные эмбриологии, установленные И. И. Мечниковым, послужили одной из суще­ственных опор эволюционного учения.

Исследования по вопросу о происхождении многоклеточных животных привели И. И. Мечникова к открытию внутрикле­точного пищеварения. Он показал, что в организме животного, снабженного пищеварительными органами, существуют клет­ки, способные переваривать пищу, но не принимающие прямо­го участия в пищеварении. Работами о внутриклеточном пище­варении завершился первый период научной деятельности И. И. Мечникова.

И. И. Мечников провел много исследований по частным вопросам медицины. Он изучал экспериментальный сифилис, холеру, возвратный и брюшной тифы, туберкулез, детские кишечные инфекции. Ему принадлежат идеи о наличии анта­гонизма и борьбы между различными видами микробов и об изменчивости микробов. И. И. Мечников предвидел возможно­сти использования микробного антагонизма в целях борьбы против болезнетворных микробов, что получило осуществление и дальнейшее развитие в учении об антибиотиках.

Мировоззрение его было стихийно-диалектическим. Для него были характерны сравнительно биологический метод, стремление рассматривать явления органической природы в их связи и взаимообусловленности и в противоречивом развитии. И. И. Мечников не был последователен в своих воззрениях: будучи материалистом в понимании явлений природы, он оста­вался идеалистом в объяснении явлений общественной жизни. Он стремился к изменению реакционного политического строя в России, но отрицательно относился к революционной борьбе.

Основная ошибка его состояла в том, что он не учитывал значения социально-экономических факторов и условий жизни человека в современном обществе. Эти стороны мировоззрения И. И. Мечникова с особой яркостью сказались в его учении о преждевременном старении и борьбе с ним. Проблема прод­ления жизни не только биологическая, как думал И. И. Меч­ников, но главным образом социальная.

И. И. Мечников создал обширную школу микробиологов и эпидемиологов как в России, так и за границей. Его учениками были Г. Н. Габричевский, Н. Ф. Гамалея, Л. А. Тарасович, Д. К. Заболотный, А. М. Безредка, первая женщина — профес­сор микробиологии П. В. Циклинская и многие другие.

5. С.П.Боткин – выдающийся клиницист и общественный деятель.

С. П. Боткин отличался большой наблюдательностью, уме­нием индивидуализировать больного, правильно оценивать значение отдельных проявлений болезни, что и делало его тонким диагностом. С. П. Боткин дал глубокий анализ поражений нервной системы, системы кровообращения, кроветворения. Он пришел к широким обобщениям в области патологии. С. П. Боткин и его ученики разрабатывали вопросы физиологии, экспериментальной патологии как научной основы терапии. Исходя из идей И. М. Сеченова о роли центров голов­ного мозга в рефлекторном механизме физиологических про­цессов, С. П. Боткин показал рефлекторный механизм ряда патологических процессов.

В 1886 г. он руководил работой комиссии по улучшению санитарных условий и уменьшению смертности в России. Соб­ранные этой комиссией обширные материалы о состоянии здо­ровья населения России, об ужасающей детской смертности, недостаточности медицинской помощи убедительно говорили о том, что условия царского строя вели не только к значитель­ному ухудшению здоровья населения, но и к вырождению. Комиссия показала низкое санитарное состояние страны и ее здравоохранения. В условиях царского режима работа комис­сии осталась бесплодной и не смогла приостановить процесса вырождения и вымирания населения страны, а С. П. Боткин даже не смог довести предложения комиссии до серьезного рассмотрения в какой-либо государственной инстанции. Только после Великой Октябрьской социалистической революции в условиях советского строя представились условия для прове­дения в жизнь широких оздоровительных мероприятий.

С. П. Боткин был выдающимся преподавателем высшей ме­дицинской школы и создал обширную школу своих последо­вателей. Влияние С. П. Боткина не ограничилось клиникой внутренних болезней, его ученики занимали кафедры по дру­гим дисциплинам: детским болезням, дерматологии, ларинголо­гии, фармакологии; физиологии, общей патологии.

[youtube.player]









  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 258 784
  • КНИГИ 594 551
  • СЕРИИ 22 261
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 556 436

Северные ветры принесли долгожданные морозы. Первым ледком затянуло лужи и трясины. В один из таких морозных дней по Екатеринославской улице Харькова шел юноша в большом, не по росту штатском костюме. Из-под пальто виднелись брюки, волочившиеся по земле.

Молодой человек миновал деревянный мост через маленькую и грязную речонку Лопань и стал подниматься по лестнице к зданиям университета. Он прошел мимо главного корпуса в университетский двор. Подойдя к группе студентов, юноша неожиданно высоким голосом спросил:

— Господа! Скажите, как мне пройти на кафедру сравнительной анатомии, к профессору Масловскому?

Студенты указали подъезд, куда нужно было направиться незнакомцу.

Юноша вошел в дом, поднялся на второй этаж и решительно зашагал по коридору, заставленному чучелами птиц, зверей и банками с заспиртованными рыбами. Это и было помещение кафедры сравнительной анатомии.

Служитель с огромными топорщащимися усами подошел к посетителю и грозно спросил:

— Вам кого тут надо, милостивый государь?

— Пройдите в эту дверь, — указал служитель.

Молодой человек подошел к двери, постучал и, не дожидаясь разрешения, вошел в кабинет. За большим письменным столом сидел человек со строгими серыми глазами и седыми бакенбардами. Это был профессор Масловский.

Мечников решил немедленно заняться научной работой в лаборатории. С этой целью, сменив свой гимназический мундир на штатское платье, он и пришел к Масловскому.

— Прошу садиться. Чем могу быть полезным, молодой человек? — ответив на приветствие Ильи, спросил профессор.

Мечников сел на краешек кресла и робко начал говорить:

— Я прошу, господин профессор, разрешения изучать под вашим руководством протоплазму…

Масловский холодно и немного иронически посмотрел на юношу.

— Я, господин профессор, прочел много книг по зоологии, и мне кажется недопустимым, что ученые, не зная простого, работают над изучением сложного. В книгах я познакомился с анатомией человека, по как живет мельчайшая амеба или инфузория, там не написано. В чем сущность жизни и какова роль протоплазмы во всех клетках организмов — об этом нигде не сказано. Вот я и хочу поискать ответа на эти вопросы.

— Вы правы, молодой человек: не зная простого, нельзя изучать сложного. Именно поэтому я вам советую сначала окончить гимназию, а потом уж приходить к нам изучать то, что вы хотите. Идите домой, смените этот шутовской костюм на форму гимназиста и пока забудьте дорогу в университет.

Масловский поднялся из-за стола, давая понять сконфуженному юноше, что разговор окончен.

Низко опустив голову, Илья прошел по университетскому двору, спустился по лестнице к деревянному мосту через Лопань и побрел к своему дому.

Холодное зимнее солнце скрылось на западе. Тусклые масляные фонари еле освещали здания университета. В деканате физико-математического факультета, в ожидании начала заседания, собрались профессора.

Александр Федорович Масловский рассказывал своему коллеге профессору физиологии Ивану Петровичу Щелкову о необычном посетителе, который сегодня побывал у него на кафедре.

Щелков спросил Масловского, не назвал ли свою фамилию гимназист.

— Как же, отрекомендовался Ильей Мечниковым.

Щелков на секунду задумался, а затем сказал:

— Вспомнил, учится у нас на факультете студент Ходунов, он-то и рассказывал об этом юноше. Прелюбопытнейший молодой человек, свободно читает специальную литературу, составил превосходный гербарий и коллекцию минералов, берет у студентов микроскоп и наблюдает за жизнью инфузорий. Жаль, что вы его так нелюбезно встретили, дорогой Александр Федорович. Об этом мальчике уже несколько лет в Харькове из уст в уста передают легенды. В Зальцбурге шестилетний Моцарт поражал и изумлял слушателей игрой на фортепьяно и своими композициями. У нас в богоспасаемом граде Харькове живет незаурядный юный природовед, а мы, служители науки, поворачиваемся к нему спиной. Не ладно это…

— Иван Петрович, голубчик, мы с вами не на фортепьянах сонаты разыгрываем, наши сухие материи не под силу детскому уму. Пусть учится в гимназии новоявленный Ломоносов. Если он и всерьез такой, каким вы его обрисовали, наука от него не убежит. А торопиться не нужно.

Прозвенел колокольчик, профессоров пригласили на заседание. Щелков и Масловский. прервали свою беседу.

Проследуем вместе с Ильей Мечниковым в дом, где живет его семья. Познакомимся с представителями этой скромной, не большого достатка дворянской фамилии.

В самом начале сороковых годов XIX века гвардейский офицер Илья Иванович Мечников был вынужден покинуть столицу империи Петербург и вместе со всеми своими домочадцами отправиться в далекие южные степи Харьковской губернии, в родовое имение Панасовку[1]. Это событие никого, кроме семьи Мечниковых, не взволновало. Дело было обыкновенное, житейское. Офицер жил не по средствам, любил азартную карточную игру. В игре ему не везло. Проигрыши следовали один за другим. Наследство, оставшееся от родителей, быстро исчезло. В результате Петербург — это недавний, волнующий сон, а явь — Панасовка, глушь, деревня.

Нужно отдать должное Илье Ивановичу — в этот переломный момент своей жизни он обнаружил умение точно исполнять советы самого близкого друга и жены Эмилии Львовны.

Обеспокоенная за судьбу детей, а их в то время уже было трое, Эмилия Львовна проявила рассудительность и твердость. Она предложила Илье Ивановичу подать прошение о назначении его на вакантное место ремонтера[2] двух гвардейских полков и после удовлетворения ходатайства настояла на немедленном выезде из Петербурга.

Дом в деревне, куда переехали Мечниковы, был стар и неудобен. Илья Иванович выстроил новый. Здесь 3/15 мая 1845 года родился последний в семье ребенок — Илья.

В 1636 году в Молдавии родился боярский сын Николай Милеску. Он получил блестящее образование. В Константинополе изучал церковные науки, философию, историю, овладел многими иностранными языками. В Италии постигал тайны математики и естествознания. В результате многих лет учения Милеску стал одним из просвещеннейших людей своей родины. Николай Милеску был принят правителем Молдавии и удостоен почетного звания Спафария, то есть Мечника, при особе главы государства. Правители Молдавии часто сменяли друг друга, их легко назначали и смещали турецкие поработители страны. В сложных условиях политической жизни Молдавии Николай Спафарий благодаря своей ловкости сумел удержаться при нескольких правителях.

[youtube.player]

Илья Ильич Мечников (1845—1916) сыграл огромную роль в развитии микробиологии и эпидемиологии, в создании иммунологии. Его исследования в этих областях явились про­должением и развитием его капитальных работ в области па­тологии, имевших широкую общебиологическую основу. И. И. Мечников был выдающимся ученым в ряде областей знания—зоологии, эмбриологии, патологии и иммунологии, одним из создателей современной микробиологии, основателем сравнительной эволюционной патологии.

Деятельность И. И. Мечникова распадается на два периода. В первый период (1862—1882) И. И. Мечников, зоолог и по преимуществу эмбриолог, разрешил ряд сложных проблем эм­бриологии. Он показал существование зародышевых листков — общие для всех животных законы развития животного орга­низма. Он установил генетическую связь между развитием беспозвоночных и полостных животных. Данные эмбриологии, установленные И. И. Мечниковым, послужили одной из суще­ственных опор эволюционного учения.

Исследования по вопросу о происхождении многоклеточных животных привели И. И. Мечникова к открытию внутрикле­точного пищеварения. Он показал, что в организме животного, снабженного пищеварительными органами, существуют клет­ки, способные переваривать пищу, но не принимающие прямо­го участия в пищеварении. Работами о внутриклеточном пище­варении завершился первый период научной деятельности И. И. Мечникова.

И. И. Мечников провел много исследований по частным вопросам медицины. Он изучал экспериментальный сифилис, холеру, возвратный и брюшной тифы, туберкулез, детские кишечные инфекции. Ему принадлежат идеи о наличии анта­гонизма и борьбы между различными видами микробов и об изменчивости микробов. И. И. Мечников предвидел возможно­сти использования микробного антагонизма в целях борьбы против болезнетворных микробов, что получило осуществление и дальнейшее развитие в учении об антибиотиках.

Мировоззрение его было стихийно-диалектическим. Для него были характерны сравнительно биологический метод, стремление рассматривать явления органической природы в их связи и взаимообусловленности и в противоречивом развитии. И. И. Мечников не был последователен в своих воззрениях: будучи материалистом в понимании явлений природы, он оста­вался идеалистом в объяснении явлений общественной жизни. Он стремился к изменению реакционного политического строя в России, но отрицательно относился к революционной борьбе.

Основная ошибка его состояла в том, что он не учитывал значения социально-экономических факторов и условий жизни человека в современном обществе. Эти стороны мировоззрения И. И. Мечникова с особой яркостью сказались в его учении о преждевременном старении и борьбе с ним. Проблема прод­ления жизни не только биологическая, как думал И. И. Меч­ников, но главным образом социальная.

И. И. Мечников создал обширную школу микробиологов и эпидемиологов как в России, так и за границей. Его учениками были Г. Н. Габричевский, Н. Ф. Гамалея, Л. А. Тарасович, Д. К. Заболотный, А. М. Безредка, первая женщина — профес­сор микробиологии П. В. Циклинская и многие другие.

5. С.П.Боткин – выдающийся клиницист и общественный деятель.

С. П. Боткин отличался большой наблюдательностью, уме­нием индивидуализировать больного, правильно оценивать значение отдельных проявлений болезни, что и делало его тонким диагностом. С. П. Боткин дал глубокий анализ поражений нервной системы, системы кровообращения, кроветворения. Он пришел к широким обобщениям в области патологии. С. П. Боткин и его ученики разрабатывали вопросы физиологии, экспериментальной патологии как научной основы терапии. Исходя из идей И. М. Сеченова о роли центров голов­ного мозга в рефлекторном механизме физиологических про­цессов, С. П. Боткин показал рефлекторный механизм ряда патологических процессов.

В 1886 г. он руководил работой комиссии по улучшению санитарных условий и уменьшению смертности в России. Соб­ранные этой комиссией обширные материалы о состоянии здо­ровья населения России, об ужасающей детской смертности, недостаточности медицинской помощи убедительно говорили о том, что условия царского строя вели не только к значитель­ному ухудшению здоровья населения, но и к вырождению. Комиссия показала низкое санитарное состояние страны и ее здравоохранения. В условиях царского режима работа комис­сии осталась бесплодной и не смогла приостановить процесса вырождения и вымирания населения страны, а С. П. Боткин даже не смог довести предложения комиссии до серьезного рассмотрения в какой-либо государственной инстанции. Только после Великой Октябрьской социалистической революции в условиях советского строя представились условия для прове­дения в жизнь широких оздоровительных мероприятий.

С. П. Боткин был выдающимся преподавателем высшей ме­дицинской школы и создал обширную школу своих последо­вателей. Влияние С. П. Боткина не ограничилось клиникой внутренних болезней, его ученики занимали кафедры по дру­гим дисциплинам: детским болезням, дерматологии, ларинголо­гии, фармакологии; физиологии, общей патологии.

[youtube.player]

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.