Директору школы о кишечных инфекциях


Что нужно знать родителям по профилактике острых кишечных инфекционных заболеваний у детей

К группе острых кишечных инфекционных заболеваний относятся бактериальные (гастроэнтерит, дизентерия, сальмонеллез и др.) и вирусные (ротавирусная, энтеровирусная и др.).

Общими клиническими проявлениями для всех видов кишечных инфекционных заболеваний являются:

  • Повышение температуры тела (иногда до высоких цифр);
  • Расстройство пищеварения (тошнота, рвота, понос);
  • Острые боли в животе, вздутие живота.

Могут проявляться все эти признаки одновременно или только некоторые из них.

Заражение кишечными инфекциями происходит только через рот. Человек заражается при употреблении продуктов, обсемененных возбудителями кишечных инфекций, недоброкачественной воды, через предметы обихода при контакте с больным. Источник инфекции – больной острой или скрытой формой заболевания человек, при некоторых кишечных инфекциях – это еще и птицы, домашние животные. Заражение маленьких детей происходит чаще всего от больной матери при несоблюдении ею правил личной гигиены во время кормления и ухода за ребенком. Нередко дети заражаются от своих братиков и сестричек через инфицированные игрушки, посуду.

В ранний период профилактикой кишечных инфекционных заболеваний являются следующие мероприятия:

  • перед едой нужно всегда мыть руки с мылом;
  • после посещения руки следует мыть руки тщательным образом.
  • Вся посуда должна быть хорошо вымытой и просушенной;
  • Питание для ребенка готовить из хорошо обработанных продуктов питания; желательно пищу готовить и употреблять ее сразу( пища не должна храниться долго даже в холодильнике);
  • Cледует проводить чаще влажную уборку, проветрить чаще помещение;
  • Постельное белье и одежду ребенка после стирки проглаживать;
  • Следует строго следить за выполнением детьми правил соблюдения личной гигиены;
  • Очень часто дети 7-10 летнего возраста берут в рот пальцы, ручки, карандаши - это увеличивает риск сосал пальцы (повышается не только риск заражения кишечными инфекциями, -Приучайте своих детей пользоваться одноразовыми салфетками, платками, индивидуальными полотенцами;
  • Все скоропортящиеся продукты храните в холодильнике;
  • Перед приготовлением пищи, после работы с сырым мясом, яйцами мойте руки с мылом;
  • Тщательно мойте свежие овощи и фрукты, после чего обдавайте их кипятком;
  • Мясные продукты перед употреблением проваривайте не меньше часа, от шашлыков, мяса-гриль придется отказаться;
  • Готовую пищу тщательно оберегайте от любого загрязнения, в частности не пользуйтесь одним и тем же инвентарем при разделке сырых и готовых продуктов;
  • После разделки сырого мяса, рыбы тщательно промойте ножи, доски, посуду, обдайте их кипятком;
  • Сырое мясо, яйца храните в холодильнике отдельно от готовых блюд;
  • При закупке продуктов не складывайте в одну сумку сырые яйца, мясо, рыбу с продуктами, которые перед употреблением не подвергаются термической обработке;
  • Следите за чистотой поверхности столов, на которых проводите приготовление пищи, столовую посуду ошпаривайте;
  • При проведении уборки обязательно мойте ручки дверей унитазов с применением дезинфицирующих моющих средств.

В последние годы в нашей стране наблюдается рост рождаемости. В большинстве семей растут двое и более детей. Может произойти так, что старший ребенок заразился кишечной инфекцией (дома или во время пребывания в гостях у родственников). Может случиться еще хуже – заболела мать. Как оградить Вашего малыша от заболевания? Не надо отчаиваться. Больного ребенка лучше поместить в другую комнату, выделить для него отдельную посуду, индивидуальные гигиенические принадлежности. Кроме этого – менять одежду при уходе за больным и за здоровым ребенком, полностью выполнять назначения врача-педиатра. При появлении любых признаков кишечных заболеваний немедленно обращайтесь к врачу.

Смешанные инфекции (разные механизмы заражения).

Контактные инфекции (контактный механизм заражения).

Гематогенные инфекции (кровяной механизм заражения).

Начало и развитие любого инфекционного заболевания проявляется симптомами общей интоксикации организма, а также локальной, местной симптоматикой, то есть признаками поражения тех органов, которые главным образом и в первую очередь вовлекаются в развитие инфекционного процесса при данном заболевании.

Признаки общей интоксикации:

— общая слабость, повышенная утомляемость, чувство разбитости, потеря работоспособности и снижение интереса к происходящему;

— ломота в суставах и мышцах;

— тяжесть в голове, головная боль, головокружение;

— озноб, охлаждение конечностей и повышение температуры тела.

При нарастании интоксикации указанные симптомы усиливаются и могут сопровождаться рвотой, расстройством сознания и судорогами.

Локальная симптоматика зависит от особенностей инфекционного процесса, от нарушения функции тех органов и систем, которые поражаются в первую очередь и главным образом при ином инфекционном заболевании.

Так, при кишечной инфекции а первый план выступают симптомы поражения желудочно-кишечного тракта: потеря аппетита, тошнота, рвота, расстройство кишечника (частый жидкий стул) схваткообразные боли в животе, вздутие живота, урчание в животе.

При воздушно-капельных, респираторных инфекциях уже с самого начала наблюдаются: чихание, насморк, кашель, осиплость голоса, першение и боль в горле. Эти признаки могут сопровождаться покраснением лица и шеи, появлением элементов пятнистой сыпи (экзантемы) на теле. Картина инфекционной экзантемы обычно настолько специфична, что позволяет поставить диагноз почти безошибочно.

При появлении признаков инфекционного заболевания следует вызвать врача, а не пытаться идти к врачу в поликлинику, поскольку инфекционное заболевание заразно для окружающих. По той же причине нельзя идти в школу с признаками начинающегоcя или уже развившегося заболевания.

В случае обнаружения в классе ученика с симптомами инфекционного заболевания педагог должен сразу принять все необходимые меры, чтобы уменьшить возможность распространения инфекции в школе и ускорить оказание квалифицированной медицинской помощи заболевшему.

В подобных обстоятельствах педагогу следует предпринять ряд последовательных действий:

1. Изолировать больного от окружающих (например отвести в медицинский кабинет под наблюдение медицинской сестры).

2. Оказать больному первую медицинскую помощь.

3. Обеспечить наблюдение и уход за больным до прибытия врача.

4. Вызвать врача, обслуживающего данное учреждение, либо неотложную помощь (по обстоятельствам).

5. Сообщить о случившемся директору школы.

6. Вызвать родителей для препровождения ребенка домой на амбулаторное лечение или для сопровождения больного в инфекционную больницу.

7. Попытаться установить причину заболевания и устранить дальнейшее ее воздействие на детей, если это возможно.

8. Определить круг лиц, которым непосредственно угрожает опасность заболевания, чтобы в первую очередь наблюдать за состоянием их здоровья.

9. По прибытии врача информировать его о вероятных причинах заболевания и о принятых к данному времени мерах; при этом необходимо помнить, что время, требующееся для прибытия врача и оказания неотложной помощи больному, полностью зависит от точности названных координат детского учреждения и от ответственности лиц, встречающих санитарный транспорт.

10. Обеспечить точное выполнение всех указаний врача и работников санитарно-противоэпидемической группы; обеспечить выполнение режима карантина и проведение дезинфекционных мероприятий.

11. Провести в классе беседу и разъяснить детям причины возникшего заболевания, рассказать о его начальных признаках, о методах предупреждения заболевания и правилах оказания первой помощи заболевшему; следует объяснить детям, какими

путями инфекция может передаваться от больного к здоровому, особо подчеркнуть, что при появлении подобных симптомов необходимо сразу же обратиться к педагогу или медицинскому работнику, чтобы не допустить распространения инфекционного

заболевания среди окружающих и ускорить начало лечения.

Таким образом, раннее выявление случаев инфекционного заболевания, своевременная изоляция заболевших, применение методов дезинфекции, а также строгое выполнение требований режима карантина и налаженная иммунопрофилактика способствуют предупреждению возникновения и распространения инфекционных заболеваний в организованных коллективах. При этом большое значение имеет воспитательная санитарно-просветительная работа педагога с учащимися.

Внимательное наблюдение педагога за изменениями поведения, настроения, самочувствия ребенка помогает обнаружить первые признаки начинающегося заболевания. Для педагога, который видит ребенка ежедневно, эти изменения особенно заметны.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет


Анастасия Данова, главный специалист-эксперт Управления Роспотребнадзора по городу Москве

Инфекционные заболевания могут привести к серьезным последствиям, поэтому во всех странах, в том числе в России, законодательно утверждены профилактические меры, которые нужно принять в случае их выявления. Особые меры предусмотрены для детских учреждений.

Если у работника либо учащегося выявлено опасное инфекционное или паразитарное заболевание, директор школы обязан ввести ограничительные меры. Иначе единичный случай может перерасти в массовое заражение.

Опасные заболевания перечислены в санитарно-эпидемиологических правилах. К ним относятся:

    грипп и ОРВИ (СП 3.1.2.3117–13); коклюш (СП 3.1.2.3162–14); острые кишечные инфекции (СП 3.1.1.3108–13); туберкулез (СП 3.1.2.3114–13); пневмония (СП 3.1.2.3116–13); столбняк (СП 3.1.2.3113–13); дифтерия (СП 3.1.2.3109–13); легионеллез (СП 3.1.2.2626–10); сальмонеллез (СП 3.1.7.2616–10); корь, краснуха, эпидемический паротит (СП 3.1.2952–11); менингококковая инфекция (СП 3.1.2.2512–09); ветряная оспа (СП 3.1/3.2.3146–13).

Факт инфекционного или паразитарного заболевания в школе должна подтвердить медицинская организация после проведения лабораторных исследований.

Сообщить учредителю и убедиться, что информация поступила в Роспотребнадзор

Сразу после того, как в школе были выявлены лица с подозрением на инфекционное заболевание или стало известно о диагнозе и количестве заболевших, медицинский работник должен сообщить об этом в территориальный орган Роспотребнадзора: в течение 2 часов позвонить по телефону и в течение 12 часов представить экстренное извещение по форме 058/у.

Общие требования к профилактике инфекционных и паразитарных болезней установлены СП 3.1/3.2.3146–13

Задача директора школы – проследить за тем, чтобы информация поступила в Роспотребнадзор, сообщить о случившемся учредителю и, если учредитель примет такое решение, издать приказ об ограничительных мерах еще до подтверждения диагноза.

Если инфекция опасна или заболело много человек, сотрудники Роспотребнадзора проведут эпидемиологическое расследование, чтобы:

1) выявить источник возбудителя и контактных лиц;
2) установить границы очага, локализовать его и устранить;
3) определить круг лиц, которым нужна экстренная иммунопрофилактика;
4) назначить санитарно-противоэпидемические мероприятия.

По результатам расследования Роспотребнадзор должен решить: вводить или нет на территории школы ограничительные меры.

Если не принять меры, препятствующие распространению инфекции, школу и директора ждет административное наказание. Штраф невелик: для школы – до 20 тысяч рублей, для директора – до 1000 рублей. Однако если инфекция распространится, директор может быть привлечен к уголовной ответственности. Часть 1 статьи 236 УК РФ гласит: за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее массовое заболевание людей, должностное лицо может быть оштрафовано на сумму до 80 тысяч рублей или в размере зарплаты за 6 месяцев, лишено права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, приговорено к обязательным работам на срок до 360 часов, исправительным работам на срок до 1 года либо ограничению свободы на срок до 1 года.

Школе также грозит административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Разработать с медицинским работником план профилактических мероприятий

Чтобы предотвратить распространение инфекции в школе, нужно:

– выявить и изолировать источник заболевания;
– перекрыть пути передачи инфекции;
– уменьшить восприимчивость работников и учащихся к вирусам и бактериям

Если директор школы получил предписание Роспотребнадзора о введении ограничительных мер, он должен вместе с медицинским работником подготовить план профилактических мероприятий и утвердить его распорядительным актом (приказом, распоряжением).

В распорядительном акте следует указать:

    период, на который класс или школа приостанавливает образовательную деятельность, или период, на который в классе или школе введены ограничительные меры; перечень профилактических мероприятий (дезинфекция, ежедневный осмотр учащихся, разъяснительная работа с родителями); Ф. И. О. работников, которые отвечают за проведение профилактических мероприятий.

План нужно составлять с учетом положений соответствующих санитарных правил.

Допустим, в школе выявлен очаг кори. В этом случае директор обязан:

1. Запретить принимать в коллектив лиц, не болевших корью и не привитых против этой инфекции, с момента выявления первого больного до 21 дня с момента выявления последнего заболевшего.

2. Организовать ежедневный осмотр учащихся и работников, которые контактировали с заболевшим.

3. Провести разъяснительную работу с работниками школы и родителями учащихся о признаках заболевания и необходимости иммунизации.

Согласно разделу 5 СП 3.1.2952–11 иммунизации против кори по эпидемическим показаниям подлежат лица, которые контактировали с больным (при подозрении на заболевание), не болели корью ранее, не были привиты, не имеют сведений о прививках, и лица, привитые против кори однократно, – без ограничения возраста.

4. Отменить кабинетную систему обучения.

5. Усилить дезинфекционный режим, режим проветривания и обеззараживания воздуха в помещениях.

Девочки,такая ситуация в школе:в нашем классе( 3 класс) уже у семерых детей тошнота,рвота,слабость,боли в животе.Вчера разговаривала с учительницей,она сказала,что и в соседнем кабинете( там второклашки) тоже такое же(кабинеты на первом этаже).Разговаривали еще вчера с нашим доктором в школе(не медсестра школьная,а именно была доктор педиатр из районной поликлиники),она про это ни сном ни духом(может,конечно,сделала вид) не ведает,и начала какие-то глупые отговорки на наши вопросы говорить,что это может быть нервное у детей( сразу у семерых и перекинулось на соседний кабинет?!) или глисты(тоже сразу у такого количества детей решили в один миг взбунтоваться в животах?!).И вообще,у нее нет никаких предпосылок поднимать панику,и нам нужно идти к своему педиатру и общаться там по этому поводу.Одна из мамочек вчера водила такого ребенка к врачу,пощупали живот,сказали все нормально,выписали противорвотное,уголь и Атоксил и отпустили домой,ни анализов,ничего такого не назначала.Что это может быть,вирус,кишечная инфекция? Что делать в таких случаях,куда можно обратиться,что бы обратили внимание на эту ситуацию(первому ребенку,оказывается,стало плохо еще на прошлой неделе).Понятно,что администрация школы будет всячески прикрывать своих(если это столовка,то работников столовой).Стоит ли идти к директору? Мы недавно переболели,иммунитет ослаблен,естественно еще.Просто,боюсь,что бы тоже не подхватил сын такую заразу,да чтобы другие дети не заразились.

52 комментария

Kvetka 10 ноября 2017, 11:09 7

Ротовирусная инфекция, у нас такое в саду 2 недели назад было.

Kvetka 10 ноября 2017, 11:10 1

Это если ещё температура присутствует, у нас была небольшая 37.8-38.2

busja 10 ноября 2017, 12:48 8

JuliaL 10 ноября 2017, 11:11 3

Если ребенок плохо себя чувствует, родители обращаются к педиатру или инфекционисту. Если что-то находят, то сами врачи сообщают куда нужно и в школу. При необходимости вводят карантин и посылают проверку. Если родители проводят лечение дома, к врачу не обращались, а просто сообщили о причине отсутствия классному руководителю, то педиатр курирующий школу может ничего и не знать.

JuliaL 10 ноября 2017, 12:38

Да, тоже где-то краем глаза видела, что можно в домашних условиях. Гугл в помощь)

My_land 10 ноября 2017, 17:52

Да, тест в аптеке в районе 100 грн

MammyTanya81 10 ноября 2017, 21:23

Да,есть такой тест

Vladka9295 10 ноября 2017, 11:33

Ну наверное стоит сообщить в санэпидемстанцию вашего района ну или директору.

Alinkamalinka 10 ноября 2017, 11:55

Так вот же,одна мамочка обратилась,но ей ничего не назначили,никаких анализов.

Nina006 10 ноября 2017, 12:26 1

это и плохо что один человек обратился, случай защитался как одиночный и никто не обратил на него внимания. к сожалению - горькая правда.

Alinkamalinka 10 ноября 2017, 12:29

Киев, в понедельник сын пришёл со школы и началась диарея без рвоты и температуры. Доктор назначил автоксил, энтерол. Сдали кал, ещё ничего не высеяли.

lena4_ 10 ноября 2017, 11:48

Нужно как минимум класс продезинфецировать. Вымыть парты и стены с дезинфекторами на выходных

Pery_sv 10 ноября 2017, 12:07

Лампы надо покупать, лучше всего безозоновые, их можно включать в присутствии людей.

Alinkamalinka 10 ноября 2017, 12:10

Так и я об этом подумала,но к доктору обратился пока только один человек,все остальные дома сидят сами лечатся.

Nina006 10 ноября 2017, 12:11 1

нет смысла. кабинеты не изолированы друг от друга- лампы не помогут. только деньги выбросите. ребенок выйдет в коридор или др.класс где нет бакламп - а вирусы в организованных коллективах быстро разносятся

maksim 10 ноября 2017, 11:55 1

Не ведите в школу. Здоровье дороже. У нас тоже карантин. Ветрянка. Дети в одном классе . На физик на улицу. Еще и вши у кого -то. Пипец.

Alinkamalinka 10 ноября 2017, 12:08

В конце концов,потом это нужно же будет объяснять,почему отсутствовал,по какой причине,у нас без причины можно один день отсутствовать,потом только справка от доктора.

maksim 10 ноября 2017, 12:14

Ну так пятница, а там выходные . Может легче будет всем.

Alinkamalinka 10 ноября 2017, 12:16

Надеюсь.Но это уже две недели длиться и захватывает другие классы.

Pery_sv 10 ноября 2017, 12:06

Недавно была у педиатра, так тоже приходила к ней заведующая и спрашивала не обращались ли к ней дети одной из школ по поводу болей в животе и т.д. Если будет много обращений в школе будет проверка. Надо чтобы мамы не лечили сами, а обращались к врачу.

Alinkamalinka 10 ноября 2017, 12:13

Сегодня обязательно скажу всем об этом.Еще на следующей неделе у нас всеобщешкольное собрание,обязательно пойду и подниму этот вопрос.Обидно,что мало активных родителей.Никому ни до чего нет дела,все сидят дома,пьют атоксилы с углем.А если,например это какая-то кишечная инфекция,от какой нибудь поварихи или уборщицы,и это может продолжаться бесконечно.

Julia_Z 10 ноября 2017, 13:51

В сентябре мои дети болели подобным. В аптеке купите Рототест, и проведите анализ, все подробно в инструкции описано. Школа хочет замять. Почему? Потому что их будут проверять санэпидемстанция, и не знаю как в школе, но группу где ребёнок хоть один заболел в саду, закрывают на месяц и проводят дезинфекцию. После результата рототеста, езжайте в детскую инфекционен, там тоже возьмут у ребёнка анализ из попы и понесутся разборки если ротавирус подтвердится. Инфекционка назначит вам правильное лечение , напишите заявление с отказом на госпитализацию и поедете домой лечится.

Alinkamalinka 10 ноября 2017, 16:35

Мы,тьфу-тьфу пока держимся,но в классе еще один ребенок заболел.А этот тест можно даже без симптомов проводить?

Alinkamalinka 10 ноября 2017, 16:44

А какой лучше тест брать,их просто есть несколько видов?

Julia_Z 10 ноября 2017, 19:25

Мы просто купили рототест. Но вот есть ли смысл тратить деньги если нет симптомов? Желаю вашему ребёнку здоровья, чтоб эта хворь прошла мимо!

Wild_fairy 10 ноября 2017, 15:21

это может быть так называемый желудочный/кишечный грипп. вещь малоприятная, очень заразная, но быстропроходящая

Alinkamalinka 10 ноября 2017, 16:38

Вчера еще,как выяснила я,в класс приходила то ли зауч,то ли еще кто-то(кто именно у детей не удалось выяснить) и расспрашивала их,кто носит воду в бутылках из дому,кто пьет в школе из крана,кто не моет руки перед столовой.Т.е.,я так понимаю,все в школе уже в курсе,а нам ничего не говорят.

Iva777 10 ноября 2017, 18:13 1

Дотримання санітарних та технічних умов: або недомили або несвіже дали дітям

Nadin1704 10 ноября 2017, 18:57

++Очень может быть

Iva777 10 ноября 2017, 18:21

Санепідемстанцію , щоб провели роботи

Alinkamalinka 10 ноября 2017, 18:46

Iva777 10 ноября 2017, 18:52

Тоді виясніть, хто виконує іі функціі- будете мати спокій

Iva777 10 ноября 2017, 18:54 1

Школа і іі дирекція ніколи не визнають, що це був іх косяк , поки іх організаціі не потрусять

Kalina 10 ноября 2017, 19:54

Мед сестра школьная и правда по хорошему ничего не может сделать, она относится к поликлинике, если будет зафиксирован факт инфекции, врачом, то тогда он , сообщит в СЕС и будет проверка ( столовая , туалеты и т.д.). иначе увы.

Alinkamalinka 11 ноября 2017, 00:40

угу,наши врачи как раз зафиксируют.Они даже в карточку ничего не пишут.Пока в сад ходили,очень часто болели,неделю ходим-две болеем,а по карточке все прекрасно.

Gvelana_Anna 11 ноября 2017, 10:53

правильні поради дають - потрібно, щоб батьки хворих дітей (не одна, а всі), звернулись до лікаря дільнічого, він фіксує такі випадки, направляє на аналізи і т.д.. у випадку, якщо це інфекція - повідомляють школу і проводять необхідні заходи.
мені розповідала вихователь садочку, що в разі, якщо дитині з ознаками гострої кишкової інфекції викликають швидку і вона відвідує садок, то до садочку одразу направляється СЕС, групу закривають на карантин

Профилактика инфекционных заболеваний в школе

Каждый школьник должен соблюдать следующие правила личной гигиены.

1. Ежедневно совершать утренний туалет.

2. Тщательно мыть руки перед приемом пищи и после каждого посещения туалета.

3. Не брать в рот посторонние предметы: ручку, карандаш и др.; при чтении книг не слюнявить пальцы.

4. Содержать свое рабочее место в чистоте и порядке.

5. Принимать пищу только в специально отведенных для этого местах (при их наличии) и др.

Существует также ряд мер профилактики инфекционных и других видов заболеваний, выполнение которых должно контролироваться учителем и администрацией школы. В этих целях:

регулярно проветриваются учебные помещения;

ежедневно проводится влажная уборка классов и коридоров школы;

проверяется наличие сменной обуви у учеников, особенно в осенний и весенний периоды;

проводится противобактериальная обработку туалетов;

соблюдается гигиеническая чистота пищеблоков;

осуществлятся контроль продуктов питания.

Инфекционные заболевания вызываются болезнетворными микроорганизмами, вирусами, грибами и передаются от зараженного человека или животного здоровому. Для возникновения инфекционных болезней необходимо наличие возбудителя, объекта заражения (человек или животное) и факторов передачи инфекции (различные элементы окружающей среды). Возбудители кишечных инфекций: дизентерии, сальмонеллеза, брюшного тифа и др.— распространяются через воду, пищевые продукты, грязные руки, посуду и т. д.; возбудители воздушно-капельных инфекций: гриппа, кори, коклюша, дифтерии и др.— попадают от больного к здоровому через воздух при разговоре, кашле, чиханье; грибковые заболевания кожных покровов передаются,, при непосредственном контакте здоровых с больным человеком или животным. Такие болезни, как возвратный тиф, малярия, энцефалит, бешенство и др., передаются через кровососущих насекомых (вши, комары, клещи, москиты) или при укусе больными животными. Источниками инфекционных болезней в организованных детских коллективах являются больные или носители инфекции (дети или обслуживающий персонал). Для предупреждения возникновения инфекционных заболеваний среди детей и подростков необходимы: своевременное выявление больных и носителей инфекции, изоляция их от здоровых и затем лечение; исключение контакта здоровых с загрязненными предметами (посуда, игрушки и другие предметы обихода); строгое соблюдение санитарно-гигиенического и санитарно-противоэпидемического режима в учреждениях и дома. При поступлении детей в детское учреждение при них обязательно должны быть заключение педиатра о состоянии здоровья ребенка, результаты лабораторных исследований и заключение эпидемиолога об отсутствии в течение двух предшествующих недель контактов с инфекционными больными. Ежедневно при приеме детей в учреждение медицинская сестра или педагог опрашивает родителей о состоянии здоровья детей. При подозрении на заболевание ребенка изолируют до установления причины плохого самочувствия. При выявлении инфекционного заболевания должны быть немедленно приняты меры по предупреждению распространения инфекции. Каждый медицинский работник (врач, фельдшер, медицинская сестра), обнаруживший инфекционного больного или подозрительного на инфекционное заболевание, обязан заполнить карту экстренного извещения и направить ее в районную или городскую СЭС; в организованном детском коллективе — поставить в известность руководство учреждения. Каждый случай инфекционного заболевания регистрируется в специальном журнале. Педагоги ежедневно отмечают в журналах отсутствующих детей и сообщают об этом медицинскому работнику учреждения для выяснения причин отсутствия ребенка. По указанию эпидемиолога проводятся санитарно-противоэпидемические мероприятия, направленные на предупреждение распространения инфекции среди организованных детских коллективов. В зависимости от характера инфекции и способа ее передачи может предусматриваться карантин, дезинфекция, вакцинация и др. или комплекс предупредительных мероприятий. Кроме того, принимаются все меры для контроля за всеми контактными детьми и персоналом, проводятся обследования по выявлению носительства и т. д. Как правило, медицинский персонал учреждения принимает участие в эпидемиологическом обследовании, проводимом эпидемиологом, санитарным врачом или их помощниками. Медицинский персонал детских и подростковых учреждений поддерживает также тесный контакт с эпидемиологом и санитарным врачом тех районов, на территории которых находятся детские учреждения и куда направляются дети на отдых, с целью получения от них сведений об эпидемиологической обстановке в данных районах. Среди профилактических мероприятий важное место занимает формирование невосприимчивости организма детей и создание у них иммунитета к различным болезням путем проведения предохранительных прививок, закаливающих процедур и других оздоровительных мероприятий. Невосприимчивость организма к инфекционным болезням достигается применением препаратов специфической профилактики (вакцины, сыворотки, Y-глобулин), а также использованием химиопрепаратов (антибиотики, сульфаниламиды и пр.). В настоящее время в качестве основных средств специфической профилактики широко применяются вакцины, на введение которых организм формирует специфический иммунитет к соответствующей инфекции. Организацию и проведение профилактических прививок осуществляет медицинский персонал детских и подростковых учреждений. Вакцинация детей проводится как в плановом порядке (обязательные прививки), так и по эпидемиологическим показаниям. Плановые прививки предусмотрены приказами и инструкциями Министерства здравоохранения СССР. Прививки по эпидемиологическим показаниям проводятся по решению Министерства здравоохранения СССР, союзных республик, территориальных органов и учреждений здравоохранения.

Профилактика дизентерии в школе – одна из необходимых мер локализации заболевания. При выявлении больного дизентерией ребенка нужна его немедленная изоляция и обследование лиц, находившихся в непосредственном контакте с ним. Проводится дезинфекция школьных помещений: классной комнаты, пищеблока, туалета, вестибюля, спортзала и др. Сотрудников общепита обследуют на бациллоносительство. Переболевшие дизентерией дети посещают занятия только после разрешения врача.

К мерам предотвращения появления и распространения дизентерии в школе относят:

соблюдение чистоты учебных помещений;

выполнение правил хранения и торговли пищевыми продуктами;

содержание в порядке общественных туалетов;

своевременное опорожнение мусорных ящиков;

строгий контроль за личной гигиеной школьников;

правильную организацию питьевого режима в школе;

ознакомление учащихся и их родителей с симптомами и опасностью дизентерии.

Профилактика вирусного гепатита в школе включает следующие мероприятия.

В медицинские пункты передаются сведения об отсутствии учащихся на занятиях.

Учебное заведение оповещается обо всех случаях заболеваний учащихся и их семей.

Учащиеся, пропустившие занятия в школе более трех дней, допускаются к урокам только с разрешения врача.

Ведется разъяснительная работа с учащимися и их родителями об опасности, симптомах и мерах профилактики вирусного гепатита.

Осуществляется строгий контроль за работниками школы, особенно работниками общепита.

Строго проверяется соблюдение санитарно-гигиенических требований, правил перевозки и хранения продуктов питания и др.

В случае появления в школе заболевших вирусным гепатитом принимаются дополнительные меры.

Проводится активная работа по выявлению заболевших, у которых отсутствуют симптомы заболевания.

Обо всех случаях заболевания сообщается в санитарно-эпидемические службы.

Проводится дезинфекция всех помещений школы (особенно туалетов).

В случае необходимости объявляется карантин.

В предупреждении заболеваемости гепатитом В основную роль играют санитарные меры, направленные на предотвращение инъекционного заражения, в первую очередь – при проведении массовых профилактических прививок. Возбудитель гепатита В устойчив к физическим и химическим факторам, он теряет свою активность только при стерилизации паром под давлением или при кипячении. Также необходим постоянный контроль со стороны учителей и родителей за соблюдением ребенком необходимых норм и правил личной гигиены.

Профилактика гриппа и орви.

Мероприятия по профилактике гриппа в общеобразовательных учреждениях проводятся в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях

При повышенном уровне заболеваемости гриппом для большей разобщенности детей рекомендуется:

отменить кабинетную систему образования, при этом учащиеся остаются в одной классной комнате;

отменить уроки, во время которых учащиеся из нескольких классов должны находиться вместе;

отменить мероприятия, во время которых учащиеся из нескольких классов или школ находятся вместе в больших группах в тесном контакте;

на каждой перемене проветривать классные комнаты в отсутствии детей и заканчивать проветривание на 30 минут до прихода детей;

проводить уроки на улице (вне помещений).

Если уровень заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями (ОРВИ) продолжает расти, по решению органов осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор проводится приостановление учебного процесса в классе или школе. Возобновление обучения после приостановления учебного процесса в классе или школе должно сопровождаться усилением санитарно-противоэпидемических мер в общеобразовательном учреждении. Неспецифическая и специфическая профилактика гриппа К основным методам защиты населения от гриппа относят: вакцинопрофилактику с использованием различных типов вакцин в предэпидемический период; неспецифическую профилактику гриппа с использованием медицинских иммунобиологических и других препаратов; экстренную профилактику заболеваний в период эпидемий гриппа. Для специфической профилактики сезонного гриппа используют гриппозные вакцины отечественного и зарубежного производства, приготовленные из эпидемически актуальных штаммов вирусов A(H1N1), A(H3N2) и В, зарегистрированные на территории Российской Федерации в установленном порядке в соответствии с инструкциями по их применению. В рамках Национального календаря прививок иммунизация против сезонного гриппа в Российской Федерации проводится ежегодно следующим категориям населения: детям, посещающим дошкольные учреждения, учащимся 1-11 классов, студентам высших профессиональных и средних профессиональных учебных заведений; взрослым, работающим по отдельным профессиям и должностям (работники медицинских и образовательных учреждений, транспорта, коммунальной сферы и др.), взрослым старше 60 лет.

В связи с пандемией гриппа типа А(H1N1)09 ВОЗ рекомендует проведение вакцинопрофилактики:

Лицам, подверженным повышенному риску заражения: - детям дошкольного возраста, посещающим ДОУ; - школьникам; - медицинским работникам; - работникам сферы обслуживания, транспорта, учебных заведений; - воинским контингентам.

Лицам, предрасположенным к развитию осложнений после гриппа: - детям до 5 лет, но особенно детям до 2 лет; - лицам от 65 лет и старше; - беременным женщинам; - лицам, у которых имеются следующие заболевания: рак; заболевания сердца и крови; хронические заболевания лёгких; диабет; болезни печени, почек; неврологические и нейромышечные расстройства; ослабленная иммунная система (включая больных СПИДом).

Неспецифическая профилактика гриппа включает использование медицинских иммунобиологических, противовирусных химиопрепаратов, интерферонов и других препаратов, разрешенных к применению и зарегистрированных на территории Российской Федерации в установленном порядке, в соответствии с инструкциями по их применению.

Санитарно-гигиенические и оздоровительные мероприятия предусматривают: формирование здорового образа жизни у населения, соблюдение распорядка дня, полноценное питание с включением в рацион свежих овощей и фруктов, витаминных препаратов;

проведение закаливающих процедур, физические упражнения, игры, прогулки на свежем воздухе;

оздоровление условий труда и быта и другие.

В любом деле важно начало. Очень значимо, с каким настроем ребенок войдет в учебный год. Задача родителей - помочь детям встретить перемены позитивно и в хорошем здравии.

СОБЛЮДАЙТЕ ПРОСТЫЕ ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ! УМЕЙТЕ ЗАБОТИТЬСЯ О СВОЁМ ЗДОРОВЬЕ. ПОМНИТЕ! ЗДОРОВЬЕ - БОЛЬШАЯ ЦЕННОСТЬ!

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.