Урок биологии по теме вирусы 11 класс биология

Класс: 11

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Образовательная: расширить и углубить знания учащихся о вирусах, особенностях строения и жизнедеятельности.
  • Развивающая: развивать информационную компетентность.
  • Воспитательная: формировать понятие ЗОЖ.

Тип урока: изучение нового материала, первичное закрепление знаний.

Оборудование: учебник, статьи, дополнительная литература, презентация, программированная карта, карта самопроверки.

Новые понятия: вирус, вирион, вирусология, бактериофаг, ретровирус.

1. Актуализация знаний.

- Сегодня на уроке мы должны рассмотреть удивительные биологические системы, которые вызывают массу отрицательных эмоций. Описание деятельности этих биологических объектов можно встретить в стихах японской императрицы Кокэн в 8 веке.

Скажите, может быть
В селенье этом
Все время иней падал без конца?
Трава. Что видела я летом
Багряно-алой стала на полях!

До сих пор идет спор о том к живой или неживой природе отнести эти объекты. Если перевести с латинского их название, то мы получим слово - яд! Вы,наверное,догадались, что речь сегодня пойдет о:(ответы учащихся) (слайд 1)

- как вы думаете, нам в жизни могу пригодиться знания о вирусах? (ответы учащихся)

- сформулируйте цель и задачи сегодняшнего урока (ответы учащихся) (слайд 2)

- познакомьтесь с планом работы на уроке (слайд 3)

2. Изучение нового материала

- прежде чем вы приступите к работе несколько слово выдающемся русском ученом Дмитрии, Ивановском который, изучая заболевания растения, табак открыл мельчайшие организмы вирусы, (слайд 4,5). Вот посмотрите, так красиво выглядят вирусы на иллюстрациях и электронных фотографиях (слайд 6,7,8). Вирусы вызывают много опасных инфекционных заболеваний, (слайд 9) но одно может угрожать, каждому и лекарственных препаратов нет. Наш город эта беда не обошла стороной (слайд 10). Что же это за заболевание? (слайд 11-14).

Но защитить себя и своих близких можно (слайд 15).

Сейчас каждый получает программированную карту и литературу. Ответы можно записывать на листе - они остаются у вас. Когда закончите, можете проверить свою работу по карте самопроверки, если на задание не нашли ответ, то это задание остается на дом.

Затем учащиеся приступают к выполнению заданий и последующей самопроверке

3.закрепление знанийблеф-клуб. Учащимся предлагаются утверждения по изученной теме, с которыми можно или согласиться или не согласиться. После обдумывания по цепочке учащиеся дают ответы:да или нет с кратким пояснением.

1. Размеры вирусов в несколько раз превышают размеры бактерий

2. Крестным отцом вирусологии по праву считают нашего русского ученого Ивановского.

3. Вирусы нельзя назвать живым организмом.

4. В отличие от бактерий вирусы содержат нуклеиновые кислоты в оформленном ядре.

5. У вирусов наследственную информацию несет ДНК.

6. Вирусы и вирионы это разные виды микроорганизмов.

7. Вирус - это плохая новость в белковой оболочке.

8. Вирусам характерны процессы роста, деления, обмена веществ и энергии.

9 Сборка вирусов происходит во внешней среде, а не в пораженных клетках.

10. Бактериофаги - это разновидности бактерий

11. Вирусные инфекции - грипп, туберкулез, гепатиты, СПИД.

12. ВИЧ и СПИД - это разные понятия.

13. СПИДОМ можно заразиться при рукопожатии, пользовании общей посудой.

14. Вирусы - это паразиты

- Итак, давайте вернемся к цели и задачам нашего урока (файл 1) . Что вы узнали нового? (ответы учащихся). Поднимите руки - кто выполнил все задания! Кто справился с утверждениями блеф-клуба? Молодцы! Кто допустил одну-две ошибки? Это хороший результат! Ну а кто не все нашел ответы или допустил ошибки - не расстраивайтесь, у вас победы впереди.

4. Задание на дом:составить синквейк по теме.

В завершение урока мне хочется познакомить вас с притчей о мудреце и бабочке:

В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей.Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: "Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесумудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся". Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: "Все в твоих руках".

Помните что ваше здоровье и ваша жизнь в ваших руках. Спасибо за работу.

1. Изучить строение вируса и ответить на вопросы:

1) Почему иммунная система пораженного организма просто не замечает вирусы?

2) Прокомментируйте высказывание Нобелевского лауреат Питера Медавара о том, что вирусы - это плохие новости в упаковке из белка.

2. Какие классификации, и по каким признакам относительно вирусов можете предложить?

3. Установите соответствие между рисунком и этапом репродукции, (приложение 1.) Назовите отличия репродукции вирусов от процессов деления

4. Установите соответствие между вирусом и инфицированными клетками

Инфицированные клетки Вирусы
А. растения табака 1. Бактериофаг
Б .лейкоциты 2.вирус оспы
В. Клетки нервной ткани 3.вирус гепатита
Г. бактерии 4.вирус табачной мозаики
Д. эпителий 5.полиомиелита
Е. слизистую носа 6. ВИЧ
Ж. гепатоциты 7. Гриппа

5. Справедливо ли утверждение о том что вирусы -можно использовать как лекарственный препарат?

6. В современных средствах массовой информации термины ВИЧ и СПИД часто используют как синонимы. Возможна ли такая взаимозамена? Объясните почему.

7. Почему ВИЧ так назвали?

8. Почему ВИЧ не передается через предметы быта, рукопожатия. Вспомни строение ЖКТ.

9. Укажите основные меры профилактики заражения ВИЧ.

10. Исходя, из всего изученного перечислите отличительные признаки вирусов. Если затрудняешься, то ответь на вопросы.

1) размеры вирусов?

2) можно ли вирус назвать клеткой и из чего он состоит?

3) что является носителем наследственной информации у вирусов?

4) Чем питаются вирусы, как растут и какой обмен веществ у них?


Урок биологии в 11 классе на тему

Цель урока: изучение особенностей неклеточных форм жизни.

Задачи урока: 1. Обучающая. Формировать знания о неклеточных формах жизни – вирусах, их эволюционном происхождении, строении, классификации, размножении. Познакомить с разнообразием вирусных заболеваний и методами их профилактики. 2. Развивающая. Развивать умения: видеть проблему и находить пути её решения, икать ответы на поставленные вопросы; формировать навыки работы с дополнительными источниками информации. 3. Воспитательная. Воспитывать уважительное отношение у учащихся при работе в паре и в группе.

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок-поиск с использованием технологии развивающего обучения.

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал на каждую парту с информацией о разных вирусах, рабочие листы у каждого на парте, словарь новых терминов на каждой парте.

Ход урока: I. Организационный момент. Знакомство с рабочими листами. (Приложение 1)

II. Актуализация знаний.

Учитель: На уроках мы изучили строение и особенности процессов жизнедеятельности клеточных организмов: прокариотических и эукариотических, представителей царства Растений, Животных, Грибов, Бактерий. Однако, существуют ещё неклеточные формы жизни - Вирусы.

Что вам известно о вирусах? (Это клеточные паразиты, возбудители опасных заболеваний). Сегодня на уроке нам предстоит более подробно познакомиться с вирусами и ответить на ряд сложных вопросов.

III. Основная часть.

Учитель: Немного из истории открытия вирусов.

Лишь в 1892 году Дмитрий Иосифович Ивановский (), продолжая в Никитинском ботаническом саду (под Ялтой) и ботанической лаборатории Академии наук заниматься поисками возбудителя болезни табачной мозаики, приходит к выводу, что мозаичная болезнь табака вызывается бактериями, проходящими через фильтры Шамберлана. Возбудитель мозаичной болезни называется Ивановским, то “фильтрующимися” бактериями, то микроорганизмами.

Увидеть вирус удалось лишь в электронном микроскопе спустя 50 лет после их открытия. Впервые был сфотографирован именно вирус табачной мозаики (ВТМ), который является наиболее изученным. Но ученый мир не сразу признал природу вирусов.

Учитель: О каких особенностях вирусов свидетельствует история их открытия? (маленьких размерах) С момента открытия вирусов возникло немало вопросов. И сегодня мы должны ответить на эти вопросы и сделать вывод о происхождении вирусов. ( Цели и задачи урока для учащихся на слайде) ли и задачи урока для учащихся на слайде тических

Цель урока: Найти ответ на вопрос: вирусы - это существа или вещества, они живые или неживые?

В течение урока мы будем заполнять таблицу:

Характерные особенности вируса

Сходство с живыми организмами

Отличие от живых организмов

Учитель: Какие определения даны вирусам в справочной литературе?

Работа класса с информационными – листами и последующая фронтальная беседа.

Учитель: Вирусов существует очень много. Предлагаю познакомиться подробнее со строением некоторых из них. Информацию вы найдёте у себя на парте. Изучите её и расскажите остальным.

Работа в группах – знакомство с информацией о вирусах в течение 5 минут по информационным листам.

Рассказы учащихся о вирусах в течение 3-х минут в сопровождении слайдов по предложенному плану.

Учитель: Что же представляет собой вирус? Подпишите его части на схеме в рабочем листе.


Схематичное строение вируса: 1 - сердцевина (ДНК или РНК ); 2 - белковая оболочка (капсид); 3 - дополнительная липопротеидная оболочка; 4 - капсомеры (структурные части капсида).

Вирусы очень разнообразны. Они отличаются формой и величиной частиц, типом симметрии.

Давайте попробуем классифицировать вирусы. Что можно положить в основу их классификации? ( Наличие определённой нуклеиновой кислоты, наличие или отсутствие внешних оболочек, тип симметрии).

Пример похожей классификации вы можете увидеть на слайде.

Учитель: Мы убедились, что вирусы не имеют клеточного строения. А как же осуществляются их процессы жизнедеятельности?

Предварительно вы разбились на три группы. Каждая получила на прошлом уроке задание. Расскажите коротко и понятно как осуществляется:

Учитель: Итак, вы познакомились с вирусами и заполнили таблицу. Давайте ее проверим.

Характерные особенности вируса

Сходство с живыми организмами

Отличие от живых организмов

1. Способность к размножению

1. Во внешней среде имеют форму кристаллов, не проявляя никаких свойств живого

1. Очень маленькие размеры

2. Не потребляют пищи

2. Простота организации (нуклеиновая кислота + белок)

3. Не вырабатывают энергии

З. Занимает пограничное положение между неживой и живой материей

4. Характерна приспособляемость к меняющимся условиям окружающей среды

4. Носитель наследственной информации либо ДНК, либо РНК

5. Нет обмена веществ

6. Имеют неклеточное строение

Вывод (формулируют учащиеся): вирусы обладают некоторыми свойствами живого организма, находясь в клетке хозяине, а в свободном виде вирусы не обладают признаками живого. Вирусы – это особая группа организмов, занимающая промежуточное положение между живыми организмами и неживой природой.

Учитель: А как возникли вирусы? Как вы думаете? (ответы учащихся)

Это ещё один сложный вопрос. Происхождение вирусов в процессе эволюции пока неясно. Их зависимость от других организмов, в клетках которых они растут и размножаются, дает основание считать, что они появились не раньше клеточных организмов. Предполагается, что вирусы представляют собой сильно дегенерировавшие клетки или их фрагменты, утратившие в процессе приспособления к паразитизму все, без чего можно обойтись (клеточную стенку, цитоплазму с органеллами), за исключением своего наследственного аппарата в виде нуклеиновой кислоты (РНК или ДНК) и защитного аппарата в форме белковой капсулы.

Существует целая наука, изучающая вирусы – вирусология. Как вы думаете, какова её главная задача? (профилактика болезней) Действительно, важно научиться лечить и предупреждать болезни. Однако, вирусология – наука, быстро развивающаяся и очевидно её задачи более разнообразны. О том, как можно использовать вирусы мы узнаем, прослушав сообщение.

IV. Рефлексия. Давайте ответим на поставленные в начале урока задачи:

1. Что нового вы узнали о вирусах?

2. Какая особенность вирусов, вас больше всего удивила?

3. И всё-таки вирус – существо или вещество?

Д/З § 16-17, стр.92, вопросы.

Пономарева : 11 класс: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Графф, 2009.

Шапиро : 10-11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана - Графф, 2008.

, Шапиро : 10-11 классы: методическое пособие.- М.: Вентана-Графф, 2008.

Рабочий лист ________________________________________________________________

Тема урока. Вирусы – неклеточные формы жизни.

Вопросы и варианты ответа.

Правильный ответ (буква)

Что кодирует ген? а) последовательность аминокислот в белке; б) последовательность моносахаридов в углеводе; в) последовательность карбоновых кислот в жире.

Укажите пары комплементарных нуклеотидов в ДНК? а) адениловый – гуаниловый; б) гуаниловый – цитидиловый; в) тиминовый – урациловый.

Что необходимо для репликации ДНК? а) ДНК-полимераза; б) РНК - полимераза; в) АТФ.

Что такое транскрипция? а) удвоение ДНК; б) синтез и-РНК; в) синтез полипептидной цепи на и-РНК.

Что является матрицей для транскрипции? а) и-РНК; б) ген; в) кодирующая цепь ДНК.

Как называют свойство генетического кода, которое заключается в том, что одну аминокислоту кодирует не один, ни два, а три нуклеотида? а) специфичность; б) вырожденность; в) триплетность.

Какое свойство кода называют универсальностью? а) один кодон кодирует одну аминокислоту; б) у всех организмов Земли генетический код одинаков; в) одну аминокислоту могут кодировать до 6 кодонов.

Участок молекулы ДНК (обе цепи), с которых начинается транскрипция, содержит 30 000 нуклеотидов. Сколько нуклеотидов потребуется для транскрипции? а) 30 000; б) 15 000; в) 60 000.

Сколько кодовых триплетов кодирует всё многообразие аминокислот, входящих в состав белков? а) 20; б) 64; в) 61.

II. Основная часть урока.

1. Внимательно слушай учителя, допиши предложения:

Вирусы были открыты в ………………….году.

Вирусы были открыты русским учёным …..

2. На схеме строения вируса подпишите его части:


3. Ответьте на вопрос: чем вирусы отличаются друг от друга?


На уроке учащихся изучают строение и классификацию вирусов, особенности их строения и жизнедеятельности. Урок проводится с применением модульной технологии. В ходе урока продолжаем формировать умение учащихся работать с учебником, дополнительной литературой; учим учащихся выражать своё собственное мнение по определённому вопросу; развиваем коммуникативных умений учащихся.

Скачать:

Вложение Размер
urok_11_klass_virusy.rar 652.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Открытый урок на тему:

Выполнила: Учитель биологии

г Сергиев Посад

Цели урока: познакомить учащихся с неклеточными формами жизни – вирусами, раскрыть особенности их строения и жизнедеятельности.

Изучить строение и классификацию вирусов;

Познакомить с жизненным циклом вируса и их значением;

Закрепить интерес к данной теме и придать знаниям учащихся научный характер.

Формировать умение учащихся работать с учебником, дополнительной литературой и компьютерными средствами;

Научить учащихся выражать своё собственное мнение по определённому вопросу;

Развитие коммуникативных умений учащихся.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме.

I. Организационный момент

II. Постановка цели урока.

Как вы считаете, эта тема актуальна? Имеет ли она отношение к каждому из вас? Какие чувства вы испытываете, когда слышите слово “вирус”? (Ответы учащихся)

Если зайти в аптеку и посмотреть на витрину медицинских препаратов против бактерий (антибиотики), то увидим очень много различных препаратов. А если обратиться к фармацевтам и попросить их показать противовирусные препараты, то предложат всего 4–5 лекарств.

Почему же так мало противовирусных препаратов? Почему же до сих пор (несмотря на то, что медицина достигла больших высот) эпидемии гриппа выводят из строя миллионы людей, нет лекарств против СПИДа? Какой проблемный вопрос можно поставить? (Ответы учащихся).

Что для этого надо знать, чтобы противостоять вирусам? Представьте себя в роли тех людей, которые должны защитить человечество от вирусов? Какие знания о вирусах вам необходимы, чтобы выполнить эту важную миссию? Какую цель ставите перед собой на уроке? (слайд 2).

III. Изучение нового материала

1. История открытия вирусов .

Конец XIX века. Бактериология достигла больших успехов. В этот период учеными были открыты возбудители чумы, холеры, туберкулеза, дифтерии и других наиболее часто встречающихся и широко распространенных болезней. Однако возбудителей многих других заболеваний, в том числе и очень опасных (например, натуральная оспа, корь, грипп, гепатит и др.), обнаружить не удавалось, хотя об этих болезнях знали давно.

Лишь в 1892 г. Дмитрий Иосифович Ивановский (1864—1920), занимаясь поисками возбудителя болезни табачной мозаики, установил, что он невидим в микроскоп даже при самом сильном увеличении и проходит через фильтры, которые задерживают бактериальные клетки; не растет на обычных искусственных питательных средах, применяемых в бактериологии. Ученый предположил, что возбудителем болезни табака являются либо мельчайшие бактерии, либо выделенные ими ядовитые вещества — токсины (слайд 4).

Оба ученых были отчасти правы, но отчасти и ошибались.

Возбудителем мозаики табака оказались не бактерии, как утверждал Ивановский, но и не жидкое заразное начало, как предполагал Бейеринк. Хотя удалось достичь значительных успехов в получении высокоочищенных проб и было установлено, что по химической природе это нуклеопротеины (нуклеиновые кислоты + белки), сами частицы все еще оставались неуловимыми и загадочными. Увидеть вирусы удалось лишь в электронный микроскоп спустя 50 лет после их открытия. И первым был сфотографирован именно вирус табачной мозаики (ВТМ), который является одним из наиболее изученных.

Но ученый мир не сразу признал особую природу вирусов. С момента их открытия возникало немало вопросов: это существа или вещества; они живые или неживые?

На данном этапе урока (УЭ – 3) нам с вами предстоит выявить черты сходства и отличия вирусов и живых организмов, вы будете работать в парах с текстом. Прочитав текст вы должны ответить на вопрос задания, а затем дать ответ классу. (слайды 6, 7).

Организуется самостоятельная работа с текстом, а затем учащиеся отвечают и на экран выводятся правильные ответы.

Таблица. Характерные особенности вирусов

Сходство с живыми организмами

Отличие от живых организмов

1. Способность к размножению

1. Во внешней среде имеют форму кристаллов, не проявляя никаких свойств живого

1. Очень маленькие размеры

2. Не потребляют пищи

2. Простота организации (нуклеиновая кислота + белки)

3. Не вырабатывают энергию

3. Занимают пограничное положение между неживой и живой материей

4. Характерна приспособляемость к меняющимся условиям окружающей среды

4. Высокая скорость размножения

5. Нет обмена веществ

5. Носитель наследственной информации или ДНК, или РНК

6. Имеют неклеточное строение

Определение вируса даётся под запись в тетрадь. (слайд 7)

УЭ - 4. Размеры вирусов Вопрос: Чтобы узнать, как устроен вирус, на него необходимо посмотреть. Как вы думаете, почему я не предлагаю вам для этого световой микроскоп? (Ответы учащихся)

Комментарий учителя. Действительно, увидеть вирусы можно только с помощью электронного микроскопа. Сегодня науке известно около полутора тысяч вирусов. Но они настолько малы, что, по словам одного из ученых, коллекция, собранная из всех известных вирусов, “поместилась бы в коробочке размером с маковое зернышко” (слайд 8).

Самый крупный вирус (вирус оспы) приближается по размерам к небольшой бактерии; самые мелкие (возбудители полиомелита, энцефалита, ящура) близки по размерам к крупным белковым молекулам (например гемоглобин крови) в среднем они в 50 раз меньше бактерий.

3. Строение вируса

Каждая вирусная частица состоит из небольшого количества генетического материала (ДНК или РНК), заключённого в белковую оболочку (капсид) (слайд 9).

Различают три основных типа капсид в зависимости от типа симметрии (слайд 10):

Форма капсид у ДНК и РНК вирусов разная: у РНК вирусов только кубическая и спиральная, а у ДНК вирусов она кубическая, спиральная, сложная и двойная.

Классификация вирусов . (слайд 11 – 12)

Вирусы с оболочкой

Вирусы без оболочки

Ретровирусы- к ним относятся опухолеродные вирусы, и ВИЧ, вызывающий СПИД

Строение бактериофага. (слайд 13).

Бактериофаги – вирусы, которые поселяются в клетках бактерий. Эти вирусы полностью разрушают бактериальные клетки и потому могут быть использованы для лечения бактериальных заболеваний, например дизентерии, брюшного тифа, холеры.

Фаги проникнув в клетку, переключают ее обмена синтез ферментов, белков и нуклеиновых кислот фага. Через 10 минут после проникновения фага в бактерию в ней обнаруживаются частицы фага, через 20 минут – 100-200 фагов, т.е. число фагов возрастает в 100-200 раз. Оболочка разрывается и фаги готовы к заражению новых бактерий. Жизненный цикл фага длится около20 минут.

Тело бактериофага состоит из головки, хвоста и нескольких хвостовых фибрилл. Внутри головки находится ДНК, а внутри хвостика проходит канал

Бактериофагами называют вирусы, живущие в бактериях. Фаг приближается к бактерии, хвостовые нити связываются с рецепторами на поверхности бактериальной клетки. Под действием фермента лизоцима клеточная стенка бактерии размягчается. Хвостовой чехол фага сокращается и полый стержень входит в клетку-хозяина. Таким образом, ДНК фага попадает в бактериальную клетку.

ДНК вируса начинает кодировать синтез ферментов, используя для этого рибосомы хозяина. ДНК бактерии при этом сначала подавляется, а затем и вовсе расщепляется ферментами фага. ДНК фага реплицируется, кодирует синтез новых белков оболочки. В результате её самосборки внутри клетки вокруг фаговой ДНК образуются новые частицы фага; синтезируется лизоцим. Примерно через полчаса после вирусной атаки мембрана бактериальной клетки разрушается под действием лицозима; несколько сотен новых фагов покидают её и инфицируют новую клетку.

Некоторые фаги (их называют умеренными фагами), попав внутрь бактерии, не реплицируются. Вместо этого их ДНК включается в ДНК клетки-хозяина, где остаётся в течение нескольких поколений, реплицируясь вместе с собственной ДНК хозяина. Жизненный цикл подобных бактериофагов называется лизогенным.

УЭ - 5. Этапы жизненного цикла вируса (слайд 14)

Вирусы вне клетки являются просто веществом. Как же вирусу – мельчайшей частице, которую и живым организмом можно назвать с большой натяжкой, удается быстро поражать клетки своих хозяев? Посмотрим, как это происходит (слайд 14).

Этап 1. Прикрепление вируса к клетке. На поверхности клеток имеются специальные рецепторы, с которыми бактериофаг связывается хвостовыми нитями. Этим объясняется строгая “прописка” вирусов в тех или иных клетках. (Например, грипп – эпителиальные клетки верхних дыхательных путей, гепатит – печень, ВИЧ – лимфоциты).

Этап 2 . Проникновение вируса в клетку. Обратите внимание на экран. Бактериофаг вводит внутрь клетки хвост, который представляет собой полый стержень. И, как через иглу шприца, проталкивает внутрь клетки свою ДНК или РНК. Таким образом, генетический материал фага попадает внутрь клетки, а капсид остается снаружи. Вирус работает как своеобразный генетический шприц.

Этап 3 . Размножение вируса, т.е. редупликация вирусного генома. Проникнув внутрь клетки, вирусная ДНК встраивается в ДНК клетки хозяина. Проникает в святая святых клетки, в центр управления жизнедеятельностью – в ядро.

Этап 4 . Синтез вирусных белков и самосборка капсида. Клетка, сама того не желая, начинает синтезировать вирусные белки вместо собственных. При этом используются структуры и энергия самой клетки. Из этих вирусных белков и образуются новые вирусные оболочки – капсиды. Этот процесс размножения не сравним с размножением других биологических видов. “Происходит смерть ради жизни” - при попадании в клетку вирус сначала разрушается. Но ему достаточно одной нуклеиновой кислоты, чтобы через 10 минут внутри клетки хозяина образовалось сотни новых вирусных частиц.

Этап 5. Выход вирусов из клетки. А что происходит с самой клеткой? Она гибнет. А вирусные частицы уже готовы к очередной атаке, готовы разрушить сотни других клеток.

Запись в тетрадь жизненный цикл вирусов. (слайд 15).

1 этап Прикрепление к клетке (адсорбция)

2 этап Проникновение в клетку хозяина

3 этап Растворение капсида

4 этап Синтез вирусных частиц

5 этап Выход вирусных частиц клетки

Вот так протекает инфекционный процесс. Таким образом, мы рассмотрели основные этапы жизнедеятельности вирусов.

6. Значение вирусов (слайды 16, 17, 18).

Заслушивание сообщений о значении вирусов.

1. Вирусы являются возбудителями многих опасных болезней человека, животных и растений

Более десяти групп вирусов патогенны для человека. Среди них имеются как

ДНК-вирусы (вирус оспы, группа герпеса, гепатит B), так и РНК-вирусы (гепатит A, полиомиелит, ОРЗ, грипп, корь, свинка),

Меры борьбы: Из-за высокой мутабельности вирусов лечение вирусных заболеваний довольно сложно. Гораздо успешнее применять вакцинацию, заключающуюся во введении аттенуированных (то есть ослабленных) микроорганизмов или умеренных (близкородственных, но не патогенных) штаммов.

Опасность для здоровья представляют и фитопатогенные вирусы. Ученые установили связь вируса огуречной мозаики с болезнями, вызывающими образование опухолей у животных и человека.

Опасность для здоровья представляют и фитопатогенные вирусы. Ученые установили связь вируса огуречной мозаики с болезнями, вызывающими образование опухолей у животных и человека.

2. Использование в генетике и в селекции для получения вакцин против вирусных заболеваний, уничтожение вредных для сельского хозяйства насекомых, растений, животных (слайд 16).

Попытки использовать вирусы на пользу человечеству довольно немногочисленны. Так, в середине XX века вирус кроличьего миксоматоза использовали в Австралии, чтобы уменьшить поголовье этих чрезвычайно расплодившихся животных. Благодаря успехам генетики в будущем, возможно, искусственные вирусы смогут уничтожать больные клетки, не затрагивая при этом здоровые, или излечивать их, добавляя необходимый ген.

Самое удивительное, что человек, по всей видимости, может выступать в роли переносчика растительных инфекций. Выделенные из человеческих фекалий вирусы РММУ полностью сохранили способность инфицировать растения. Очевидно, заражать растения вирусными инфекциями способны не только люди, но и другие млекопитающие. Это открытие может иметь большое значение для растениеводства. Подумать только: навоз, издавна используемый в качестве удобрения, может оказаться для растений источником опасных инфекций!

V. Закрепление знаний

УЭ -7. Вопрос. Почему трудно бороться с вирусами, попавшими внутрь клетки?

Вирусные заболевания людей и животных почти всегда протекают тяжело и имеют существенные последствия. В чем причина тяжелого протекания болезней?

Комментарий учителя . К лекарству, которое разрабатывается против вируса, предъявляются определенные требования. Оно должно губительно действовать на вирус, но не влиять на жизнедеятельность самой клетки. Лечение вирусных болезней – задача весьма сложная.

Из-за высокой мутабельности вирусов лечение вирусных заболеваний довольно сложно. Гораздо успешнее применять вакцинацию, заключающуюся во введении аттенуированных (то есть ослабленных) микроорганизмов или умеренных (близкородственных, но не патогенных) штаммов.

УЭ – 8. Составьте сенквейн. Правило составления синквейна дано в модульной карточке

Вывод урока: Вирусы – неклеточные формы жизни, но существовать без клеток они не могут. Значит, они возникли эволюционно позже клеточных форм организации жизни. Человек может использовать особенности вирусов как переносчиков генов между организмами.

VI. Подведение итогов

Ответы на вопросы:

Что такое вирус?

Какие бывают вирусы (классификация)?

Что такое вирион?

Назовите основные типы капсид.

Назовите этапы функционирования вирусов.

Из чего состоит вирус?

Из чего состоит бактериофаг?

Приведите примеры вирусов.

Какое значение имеют вирусы?

Что вы узнали новое на уроке?

Вирусы – неклеточные формы жизни, но существовать без клеток они не могут. Значит, они возникли эволюционно позже клеточных форм организации жизни. Человек может использовать особенности вирусов как переносчиков генов между организмами.

VII. Домашнее задание

Подготовить презентацию о значении в природе и для человека какого-либо вируса (по плану). Подготовить сообщения на тему:

3. Течение заболевания и клинические признаки болезни.

4. Профилактика и способы лечения.

1. Медицинская микробиология (под ред. В.И. Покровского и О.К. Поздеева). М.: Гэотар Медицина,1998.

2. Маянский А.Н. Микробиология. Нижний Новгород: Издательство НГМА, 1999.

3. Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология: В 3-х т. Т.1: Пер. с англ./Под ред. Р.Сопера – 3-е изд. – М.: Мир, 2001.

Приложение. Тест на закреплению материала

ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ

а) неклеточные формы жизни

б) древнейшие эукариоты

в) примитивные бактерии

2. Обязательным компонентом вируса является:

в) нуклеиновые кислоты

3. Вирусы размножаются:

а) в клетках хозяина

б) вне клетки хозяина

в) в клетках и не в клетках хозяина

4. Вирусы были открыты:

5. Свойства живого, которые проявляют вирусы:

а) обмен веществ

6. Синтез вирусного белка осуществляется:

а) на рибосомах клетки

б) на рибосомах вируса

в) на ДНК вируса

7. Инфекционным началом вируса являются

б) белок и его капсида

в) липидная мембрана

г) нуклеиновая кислота

8. Вирусами вызываются следующие болезни человека

г) сибирская язва

Ответы: 1 а, 2 в, 3 а, 4 в, 5 б, 6 а, 7 г, 8 а, в, е.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект разработан для проведения урока математики в классе- комплекте, где сидят учащиеся 5 и 6 классов.

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс).

Данные методические разработки можно использовать во время проведения предметной недели географии в 6-11 классах. Разработка урока систематизирует знания учащихся по теме "Африка" в 11 классе.

Урок-игра-одна из современных образовательных технологий.На таких уроках у учащихся расширяется кругозор, развивается познавательная активность, формируются определенные умения и навыки, необходимые в.

Рабочие программы составлены согласно рекомендациям ЦРО г.Братска.

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.