Строение клеток растений животных и грибов вирусы

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА в 5 классе _________________

Цель: узнать об общих чертах строения ядерных клеток, об отличиях клеток растений, животных, грибов.

познакомить обучающихся со строением клеток животных, грибов; с особенностями строения и жизнедеятельности вирусов;

выявить общие черты в строении растительной, животной и грибной клетках, а также отличия между ними.

развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли;

развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации;

развивать умение анализировать, делать выводы и аргументированно отвечать на поставленные вопросы.

формировать у учащихся интерес к изучению биологии;

развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к природе, потребность в бережном отношении к ней, в охране растительного и животного мира;

продолжить работу по воспитанию у учащихся научного мировоззрения.

Планируемые образовательные результаты:

предметные – формирование целостных представлений о клетках; формирование систематизированных понятий о строении и жизнедеятельности клеток; сформировать умение понимать смысл биологических терминов: эукариоты, ядро, мембрана, клеточная стенка, органоиды, пластиды, фотосинтез, хлорофилл; анализировать полученную информацию о растительной клетке;

метапредметные – развитие умения работать с разными источниками биологической информации, анализировать ее; развитие навыков самостоятельного приобретения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую; умение создавать презентации своих учебных и исследовательских работ;

личностные – развитие мотивации к обучению и познанию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками и учителем в образовательной и учебно-исследовательской деятельности; осознание важности и необходимости для природы всех видов живых организмов; осознание необходимости сохранения многообразия и природных местообитания живых организмов; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Личностные – смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Регулятивные – целеполагание, планирование, прогнозирование, различать способ и результат действия, вносить необходимые коррективы в действие,контроль, оценка, волевая саморегуляция и самооценка в ситуации затруднения.

Познавательные – поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Коммуникативные – учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера.

Основные понятия: эукариоты, мембрана, клеточная стенка, ядро, органоиды, пластиды, хлоропласты, фотосинтез, хлорофилл, вакуоли, царства живой природы, вирусы.

Тип урока: комбинированный урок.

План изучения нового материала:

Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Изучение нового материала.

Первичное закрепление, усвоение и контроль усвоения знаний.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Рефлексия (подведение итогов урока).

Этап урока и цель

Содержание (деятельность учителя)

Цель:организация самооценки учащимися готовности к предстоящей деятельности на уроке; эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку, фиксация отсутствующих. Проверка подготовленности классного помещения. Организация внимания школьников.

А сейчас проверь, дружок

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Выполняют самооценку готовности: правильность выбора учебных принадлежностей (тетрадь, учебник, ручки, карандаши, линейка), самостоятельность подготовки.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

Познавательные: слушают учителя.

Регулятивная: демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.

Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Цель:сформулировать тему, цели и задачи урока

Уже на протяжении 2 уроков мы с вами совершаем путешествие в удивительную страну под названием КЛЕТКА.

Так клетка, кажется мала!

Но в микроскоп взгляните:

Ведь это целая страна…

С какой клеткой мы познакомились на прошлом уроке?

А с клетками каких организмов ещё не знакомились?

Сформулируйте тему урока: Строение клеток животных и грибов.

Сформулируем цели и задачи урока:узнать об общих чертах строения ядерных клеток, об отличиях клеток растений, животных, грибов.

Дают ответы на вопросы.

Формулируют тему, цели и задачи урока.

Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Личностные: смыслообразование, мотивация и интерес к уроку.

Цель: установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з всеми учащимися; выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы

А поможет нам узнать больше о клетке багаж знаний, который мы возьмём с собой в дальнейшее путешествие.

А. Индивидуальная работа.

Распределите вещества по группам:

а) крахмал, б) вода; в) жиры, г) минеральные соли, д) белок.

Вставьте пропущенные слова в тексте:

Б. Тестирование (диктант).

Этот органоид защищает содержимое клеткиот воздействий внешней среды. ( Мембрана)

Самое распространенное вещество клетки.(Вода)

Оптический прибор, позволяющий увидетьувеличенное изображение мелких предметов. (Микроскоп)

Органоидклетки,гдехранитсянаследственная информация. (Ядро)

Организмы, в клетке которых отсутствуетоформленное ядро. (Доядерные)

Подчеркните буквы в словах: 1-1, 2-2, 3-1, 4-5, 5-2, 6-5, 7-1.

Выполняют индивидуальные задания по карточкам.

Выполняют тестовые задания под диктовку учителя.

Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Регулятивные: ориентируются в карточке; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи

Изучение нового материала

Цель:обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление учащимися изучаемого материала; содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определённому выводу (обобщению); создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.

Каждая пара учащихся для работы на уроке получает раздаточный материал с определениями основных понятий урока, фотографиями, рисунками и иллюстрациями по данной теме (Приложение)

Организация работы с Приложением.

Учитель: Сообщения об использовании вирусов в сельском хозяйстве и о вирусах – помощниках человека. (Приложение)

Все знают, какой ущерб наносят гусеницы и жуки пилильщики. Первые поедают листья полезных растений, вторые поражают деревья в садах и лесах. Для борьбы с ними используют специальные вирусы. На небольших участках их распыляют пульверизаторами, а для обработки больших площадей применяют самолёты. Так поступали в США (в штате Калифорния) при борьбе с гусеницами, которые поражали поля люцерны, и в Канаде при уничтожении соснового пилильщика. Перспективно такое использование вирусов также для борьбы с гусеницами, поражающими капусту и свёклу, а также для уничтожения домашней моли.

Постановка познавательной задачи (работа в парах): подумайте, какое значение имеют вирусы в жизни человека?

Постановка познавательной задачи (работа в парах): сформулируйте определение о вирусах.

Вирусы – это неклеточные формы жизни, способные проникать в клетки и размножаться только внутри клеток.

Вывод: Характерные черты вирусов – …

Как известно, живые организмы эукариоты делятся на три царства: растения, грибы и животные. На этом уроке мы узнаем, в чем сходство и отличие между эукариотическими клетками. Также мы ответим на вопрос: почему грибы выделены в отдельное царство, хотя совсем недавно их относили к растениям?

Сходства эукариотических клеток

О сходстве эукариотических клеток свидетельствует целый ряд общих признаков:

1. Общий план строения клетки (наличие клеточной мембраны, цитоплазмы и ядра с органеллами).

2. Принципиальное сходство процессов обмена веществ и энергии в клетке.

3. Кодирование наследственной информации при помощи нуклеиновых кислот.

4. Единство химического состава клеток.

5. Сходные процессы деления клеток.

Различия клеток животных и растений


Рис. 1. Различие клеток растений и животных

Главное отличие между клетками царств животных и растений заключается в их способе питания. Клетки растений являются автотрофами, то есть они синтезируют органические вещества из неорганических за счет энергии солнечного света в процессе фотосинтеза. Клетки животных являются гетеротрофами, то есть источником углерода для них служат органические вещества, поступающие вместе с пищей; эти же вещества служат и источником энергии.

Для обеспечения фотосинтеза в клетках растений содержатся пластиды, например хлоропласты, в которых содержится основной пигмент фотосинтеза – хлорофилл. В клетках животных пластид нет, однако существуют исключения, например растительные жгутиконосцы, к которым относится эвглена зеленая. В темноте она питается готовыми органическими веществами (как животное), а на свету она способна к фотосинтезу.

Поскольку клетки растений по-разному синтезируют органические вещества, то и запасной углевод у них тоже различный. У растений накапливается в клетках крахмал, а у животных откладывается гликоген.

Для растительной клетки характерно наличие клеточной стенки, состоящей из целлюлозы и пектиновых веществ. Клеточная стенка придает клеткам растений механическую прочность и опору.

Большую часть растительной клетки занимает вакуоль, в которой содержится жидкость. Вакуоли в растительной клетке хранят органические вещества, в них содержатся гидролитические ферменты (выполняют функцию лизосом), также они участвуют в регуляции рН клетки и в них происходит изолирование и обезвреживание токсических веществ. В животной клетке могут содержаться небольшие вакуоли, которые выполняют пищеварительную и сократительную функцию. Строение вакуоли в животной клетке отличается от растительной.

В животной клетке, в отличие от растительной, находятся центриоли.

Так как растительная клетка имеет клеточную стенку, которая защищает ее содержимое и обеспечивает постоянную форму, то она делится с образованием перегородки. Животная клетка делится с образованием перетяжки, так как не имеет клеточной стенки.

Некоторые функции вакуолей у растений

Вакуоли – это ограниченные мембраной участки клетки, заполненные жидкостью. Мембрана, которая ограничивает вакуоль от цитоплазмы, носит название тонопласт. Она является одинарной мембраной.

Молодая растительная клетка, как правило, имеет много мелких вакуолей, которые сливаются в одну большую по мере взросления клетки. В зрелой растительной клетке вакуоль может занимать до 90 % ее объема. Рост клетки происходит за счет увеличения вакуоли – в этом состоит основная роль вакуоли и тонопласта.

Основной компонент вакуолярного сока – это вода, все остальные компоненты сильно варьируются в зависимости от типа растений и его физиологического состояния. В вакуолях могут содержаться сахара, соли, реже белки, иногда в них откладываются пигменты.

Тонопласт играет активную роль в транспорте некоторых ионов в вакуоли.

Содержимое в вакуоли имеет слабокислую, кислую и, в редких случаях, сильнокислую (лимон) реакцию.

Вакуоли – это место накопления продуктов обмена веществ. Иногда в них накапливаются ядовитые для человека вещества (алкалоид никотина).

Вакуоли могут выполнять функцию лизосом, поскольку содержат гидролитические ферменты, которые переваривают вещества, попавшие вовнутрь вакуоли. Когда клетка погибает, то содержимое вакуоли изливается наружу и начинает переваривать клетку (процесс автолиз).

Особенности строения клеток грибов

Клетки грибов содержат признаки растений и животных. Также они имеют свои специфические особенности.

Признаки животных клеток

Клетки грибов являются гетеротрофами, следовательно, у них нет пластид и не происходит процесс фотосинтеза. Запасным углеводом у них является гликоген. Они могут быть сапротрофами (питаются органикой мертвых существ) или паразитами. Среди грибов встречаются симбионты (см. Рис. 2), которые вступают во взаимовыгодную связь с другими живыми организмами (с растениями или с цианобактериями).


Рис. 2. Грибы-симбионты

Среди грибов существуют хищники, образующие в почве клейкие петли, в которых запутываются мелкие черви-нематоды (см. Рис. 3). Затем грибница разрастается и проникает в тело червя, высасывая из него все содержимое.


Рис. 3. Червь-нематод в клейкой петле

Признаки растительной клетки

С растительной клеткой сходство грибной проявляется в наличии клеточной стенки поверх плазматической мембраны, но клеточная стенка грибов в основном состоит из хитина.

Так же как и растения, грибы не способны к активному движению, но способны к неограниченному росту.

Размножение и распространение спорами также сближает грибы с растениями.

Особые признаки грибов

Тело гриба образовано нитевидными структурами в один ряд клеток – гифами. У некоторых грибов перегородки между гифами утрачиваются и возникает грибница, состоящая из одной гигантской многоядерной клетки. Совокупность гиф образовывают мицелий.

Таким образом, выделение грибов в отдельное царство, насчитывающее более ста тысяч видов, обоснованно.

Микориза

Микориза известна в большинстве групп сосудистых растений. Всего несколько семейств цветковых не образуют ее или образуют очень редко, например крестоцветные и осоковые.

Хищные грибы

В процессе эволюции у хищных грибов сформировались различные приспособления для захвата и переваривания крошечных животных, например круглых червей нематод.

Микроскопические представители хищных грибов известны достаточно давно, но недавно было выяснено, что некоторые пластинчатые грибы, такие как вешенка, тоже являются хищными грибами. Вешенка выделяет специальное вещество, которое обездвиживает нематод, после этого грибница опутывает червя и внедряется в него. Затем продуцируются ферменты, которые переваривают тело червя. В дальнейшем грибницы высасывают содержимое нематод. Поскольку вешенка обитает на трухлявой древесине, которая бедна азотом, то черви для этого гриба являются источником этого элемента.

Некоторые микроскопические грибы выделяют на поверхности гиф клейкое вещество, к которому прилипают мелкие животные (простейшие, мелкие насекомые). Другие грибы образуют петли, которые захватываю нематод.

Список литературы

  1. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология 10-11 класс Дрофа, 2005.
  2. Биология. 10 класс. Общая биология. Базовый уровень / П.В. Ижевский, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина и др. – 2-е изд., переработанное. – Вентана-Граф, 2010. – 224 стр.
  3. Беляев Д.К. Биология 10-11 класс. Общая биология. Базовый уровень. – 11-е изд., стереотип. – М.: Просвещение, 2012. – 304 с.
  4. Агафонова И.Б., Захарова Е.Т., Сивоглазов В.И. Биология 10-11 класс. Общая биология. Базовый уровень. – 6-е изд., доп. – Дрофа, 2010. – 384 с.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

Выбранный для просмотра документ Вирусы.ppt










Описание презентации по отдельным слайдам:

Подумайте, какое значение имеют вирусы в жизни человека?

Вирус иммунодефицита человека Вирусы – это неклеточные формы жизни, способные проникать в клетки и размножаться только внутри клеток.

Хвостовые нити Чехол из сократительных белков Белковая оболочка, заключающая наследственную информацию

Паразитируют внутри клеток Способны жить и размножаться только в клетках живых организмов : растений, животных, бактерий

Выбранный для просмотра документ Конспект урока. Строение клеток растений, животных и грибов. Вирусы 5 классdocx.docx

Муниципальное Бюджетное Образовательное учреждение

Красноярская общеобразовательная школа.

Разработала учитель биологии и географии

1 квалификационной категории

МБОУ Красноярской СОШ

Кондратова Надежда Сергеевна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. учителя – Кондратова Надежда Сергеевна

О.У. – МБОУ Красноярская СОШ

Цель : узнать об общих чертах строения ядерных клеток, об отличиях клеток растений, животных, грибов.

познакомить обучающихся со строением клеток животных, грибов; с особенностями строения и жизнедеятельности вирусов;

выявить общие черты в строении растительной, животной и грибной клетках, а также отличия между ними.

развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли;

развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации;

развивать умение анализировать, делать выводы и аргументированно отвечать на поставленные вопросы.

формировать у учащихся интерес к изучению биологии;

развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к природе, потребность в бережном отношении к ней, в охране растительного и животного мира;

продолжить работу по воспитанию у учащихся научного мировоззрения.

Планируемые образовательные результаты:

предметные – формирование целостных представлений о клетках; формирование систематизированных понятий о строении и жизнедеятельности клеток; сформировать умение понимать смысл биологических терминов: эукариоты, ядро, мембрана, клеточная стенка, органоиды, пластиды, фотосинтез, хлорофилл; анализировать полученную информацию о растительной клетке;

метапредметные – развитие умения работать с разными источниками биологической информации, анализировать ее; развитие навыков самостоятельного приобретения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую; умение создавать презентации своих учебных и исследовательских работ;

личностные – развитие мотивации к обучению и познанию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками и учителем в образовательной и учебно-исследовательской деятельности; осознание важности и необходимости для природы всех видов живых организмов; осознание необходимости сохранения многообразия и природных местообитания живых организмов; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Личностные – смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Регулятивные – целеполагание, планирование, прогнозирование, различать способ и результат действия, вносить необходимые коррективы в действие, контроль, оценка, волевая саморегуляция и самооценка в ситуации затруднения.

Познавательные – поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Коммуникативные – учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера.

Основные понятия: эукариоты, мембрана, клеточная стенка, ядро, органоиды, пластиды, хлоропласты, фотосинтез, хлорофилл, вакуоли, карства живой природы, вирусы.

Тип урока: комбинированный урок.

План изучения нового материала:

Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Проверка домашнего задания

Изучение нового материала.

Первичное закрепление, усвоение и контроль усвоения знаний.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Рефлексия (подведение итогов урока).

Цель: организация самооценки учащимися готовности к предстоящей деятельности на уроке; эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку, фиксация отсутствующих. Проверка подготовленности классного помещения. Организация внимания школьников.

А сейчас проверь, дружок

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Выполняют самооценку готовности: правильность выбора учебных принадлежностей (тетрадь, учебник, ручки, карандаши, линейка), самостоятельность подготовки.

Личностные : понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

Познавательные : слушают учителя.

Регулятивная : демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.

Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Цель: сформулировать тему, цели и задачи урока

Уже на протяжении 2 уроков мы с вами совершаем путешествие в удивительную страну под названием КЛЕТКА.

Так клетка, кажется мала!

Но в микроскоп взгляните:

Ведь это целая страна…

С какой клеткой мы познакомились на прошлом уроке?

А с клетками каких организмов ещё не знакомились?

Сформулируйте тему урока : Строение клеток животных и грибов.

Сформулируем цели и задачи урока: узнать об общих чертах строения ядерных клеток, об отличиях клеток растений, животных, грибов.

Дают ответы на вопросы.

Формулируют тему, цели и задачи урока.

Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Личностные: смыслообразование, мотивация и интерес к уроку.

Цель: установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з всеми учащимися; выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы

А поможет нам узнать больше о клетке багаж знаний, который мы возьмём с собой в дальнейшее путешествие.

А. Индивидуальная работа.

Распределите вещества по группам:

а) крахмал, б) вода; в) жиры, г) минеральные соли, д) белок.

Вставьте пропущенные слова в тексте:

Б. Тестирование (диктант).

Этот органоид защищает содержимое клетки от воздействий внешней среды. ( Мембрана)

Самое распространенное вещество клетки. (Вода)

Самый простой увеличительный прибор. (Лупа)

Оптический прибор, позволяющий увидеть увеличенное изображение мелких предметов. (Микроскоп)

Органоид клетки, где хранится наследственная информация. (Ядро)

Организмы, в клетке которых отсутствует оформленное ядро. (Доядерные)

Вязкое полужидкое вещество. (Цитоплазма)

Подчеркните буквы в словах: 1-1, 2-2, 3-1, 4-5, 5-2, 6-5, 7-1.

Выполняют индивидуальные задания по карточкам.

Выполняют тестовые задания под диктовку учителя.

Коммуникативные : работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.

Личностные : осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Регулятивные : ориентируются в карточке; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи

Изучение нового материала

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление учащимися изучаемого материала; содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определённому выводу (обобщению); создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.

Каждая пара учащихся для работы на уроке получает раздаточный материал с определениями основных понятий урока, фотографиями, рисунками и иллюстрациями по данной теме (Приложение)

Организация работы с Приложением.

Учитель : Сообщения об использовании вирусов в сельском хозяйстве и о вирусах – помощниках человека. (Приложение)

Все знают, какой ущерб наносят гусеницы и жуки пилильщики. Первые поедают листья полезных растений, вторые поражают деревья в садах и лесах. Для борьбы с ними используют специальные вирусы. На небольших участках их распыляют пульверизаторами, а для обработки больших площадей применяют самолёты. Так поступали в США (в штате Калифорния) при борьбе с гусеницами, которые поражали поля люцерны, и в Канаде при уничтожении соснового пилильщика. Перспективно такое использование вирусов также для борьбы с гусеницами, поражающими капусту и свёклу, а также для уничтожения домашней моли.

Постановка познавательной задачи (работа в парах): подумайте, какое значение имеют вирусы в жизни человека?

Постановка познавательной задачи (работа в парах): сформулируйте определение о вирусах.

Вирусы – это неклеточные формы жизни, способные проникать в клетки и размножаться только внутри клеток.

Вывод : Характерные черты вирусов – …

Разделы:

Дидактическая цель: Создать условия для получения новых знаний о строении клеток организмов разных царств живой природы на основе технологии ключевого слова.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели урока:

Образовательные:

  1. Выяснить характерные черты строения клетки животных, растений и грибов.
  2. Дать понятие о вирусах.

Развивающие: Продолжить формирование логического мышления у школьников в зоне ближайшего развития.

Воспитательные: Развивать информационно-коммуникативную компетенцию учащихся.

Технология: Адаптивного обучения в зоне ближайшего развития.

Ход урока

Учитель: на предыдущих уроках мы познакомились с составом и строением клеток живых организмов. Вспомните, каковы общие черты строения клеток всех организмов и скажите, чем окружена снаружи любая клетка?

Ученики: плазматической мембраной.

Учитель: плазматическая мембрана защищает содержимое клетки, основу которого составляет …?

Ученики: цитоплазма

Учитель: цитоплазма содержит клеточные структуры, которые называются…?

Ученики: органоиды

Учитель: назовите важнейший и самый крупный органоид клетки?

Ученики: ядро

Учитель: ядро имеют клетки всех организмов?

Ученики: ядро есть не у всех

Учитель: каким термином называют организмы, клетки которых ядер не содержат?

Ученики: доядерные или прокариоты

Учитель: назовите организмы, относящиеся к прокариотам?

Ученики: бактерии

Учитель: из курса природоведения мы знаем, что бактерии одно из царств живой природы. А какие еще царства вы знаете?

Ученики: грибы, растения и животные

Учитель: назовите главное отличие в строении клеток грибов, растений и животных от клеток бактерий?

Ученики: клетки этих организмов имеют ядро

Учитель: как называются организмы, клетки которых содержат ядро?

Ученики: ядерные или эукариоты

Учитель: ядро – важнейший органоид клетки, т.к. участвует в процессе деления клетки и содержит специальные тельца – хромосомы, в которых хранится наследственная информация клетки. Что еще общего, кроме ядра, имеют в своем строении клетки эукариот? (обращение к рисунку изображения клеток эукариот на интерактивной доске)

Ученики: мембрану и цитоплазму

Учитель: мы выяснили, что клетки царства грибов, растений и животных имеют общие черты в своем строении. Как вы думаете о чем это может свидетельствовать?

Ученики: об их родстве

Учитель: можно ли утверждать, что родство указывает на единство их происхождения?

Ученики: да, можно

Учитель: мы выяснили общие черты строения эукариотических клеток разных царств, а теперь разберемся, чем же отличаются по строению клетки грибов, растений и животных.

Обратите внимание на изображение клеток на интерактивной доске и скажите, чем покрыты клетки грибов и растений в отличие от клетки животных?

Ученики: клеточной оболочкой

Учитель: действительно у грибов оболочка построена из хитина, а у растений из целлюлозы. Животная клетка имеет только клеточную мембрану, плотной оболочки не имеет. Посмотрите на рисунок, что еще общего можно отметить в строении грибной и растительной клеток?

Ученики: вакуоли

Учитель: вакуоли – прозрачные пузырьки, заполненные клеточным соком, являются тем признаком, который сближает клетки грибов с клетками растений. Но между ними, как и между клетками животных и растений, есть очень важное отличие. Найдите его на рисунке?

Ученики: клетки растений имеют хлоропласты, а клетки животных и грибов нет

Учитель: действительно, хлоропласты – это особые образования, пластиды зеленого цвета, т.к. содержат пигмент хлорофилл. С помощью хлорофилла клетки растений улавливают энергию солнечных лучей и образуют органические вещества. Могут ли грибы и животные образовывать органические вещества, если их клетки лишены хлоропластов?

Ученики: конечно, нет

Ученики: растения

Учитель: посмотрев на рисунок, назовите еще одну общую структуру для всех трех клеток?

Ученики: включения

Учитель: это запасные питательные вещества, которые в клетках растений составляет крахмал, а в клетках грибов и животных – гликоген.

Таким образом, мы познакомились с вами со сходством и отличием клеток царств грибов, растений и животных. Для закрепления изученного материала выполните самостоятельно задания в тетради-тренажере №1 на стр. 20 и №3 на стр. 21

В конце урока дается понятие о неклеточной форме жизни – вирусах.

Домашнее задание:

  • параграф №7 на стр. 22-23;
  • в тетради-тренажере №3 на стр. 18.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.