Санпросвет работа в детском саду по гриппу

Грипп- это острое инфекционное заболевание, передающиеся воздушно- капельным путём и поражающие верхние дыхательные пути. Эпидемии гриппа происходят почти каждый год по всему миру.

Заболевание гриппом у человека могут вызвать вирусы трёх типов – А, В и С. Вирус гриппа А поражает как человека, так и некоторых животных и птиц (свиньи, лошади, тюлени, куры, утки, индюки). Особенностью вируса гриппа А является изменчивость, в результате чего появляются новые варианты ответственны за появление тяжёлых эпидемий и пандемий. Вирусы типов В и С циркулируют только в человеческой популяции (чаще вызывая заболевания у детей) и практически не изменяют своей антигенной структуры.

Как происходит заражение:

Основной путь передачи вирусов гриппа и ОРВИ – воздушно-капельный. Вирусы передаются при разговоре, кашле и чихании от больного человека к здоровому. Это происходит, когда капельки, образовавшиеся в результате кашля или чихании инфицированного человека, попадают в рот и нос находящихся рядом людей. Вирусы могут также распространяться через загрязнённые руки или предметы, на которых находятся частицы с вирусами гриппа. Известно, что вирусы гриппа способны выжить с возможностью инфицирования человека на таких поверхностях, как столы, телефоны, дверные ручки, в течение 2-8 часов с момента попадания на поверхность.

Люди, инфицированные вирусом гриппа начинают распространять возбудителя инфекции за день до появления первых симптомов заболевания и до седьмого дня болезни. Но есть группа лиц, в которую также входят дети младшего возраста. способных распространять вирус до десяти дней.

Заболевание начинается остро. Уже в первые часы температура тела достигает максимальных показателей 39-40 С., появляется резкая слабость, выраженные головные и мышечные боли, боль при движении глазными яблоками или при надавливании на них. Катаральный синдром часто отступает на второй план, проявляется сухостью и ощущением першения в горле, заложенностью носа и сухим кашлем.

Меры неспецифической профилактики гриппа в первую очередь складываются из соблюдения правил гигиены:

- Рекомендуется мыть руки с мылом или использовать влажные очищающие салфетки.

- Необходимо проводить влажную уборку, особенно тех поверхностей, которые имели наиболее частые контакты с руками, проветривание жилищ.

- Следует держаться подальше от потенциально заражённых людей, избегать посещения массовых мероприятий, мест с большим скоплением людей (общественный транспорт, торговые центры, кинотеатры).

- Использовать маски, что поможет снизить риск контакта с инфекцией.

Не стоит забывать, что наилучшей мерой профилактикой гриппа является формирование собственного иммунитета. Способствует этому здоровый образ жизни, полноценное питание, приём поливитаминов. Старайтесь высыпаться, откажитесь от вредных привычек, занимайтесь физическими упражнениями, избегайте стрессовых ситуаций. Употребляйте в пищу больше лука, чеснока, их можно развешивать в виде гирлянд или раскладывать в открытой посуде в нарезанном виде.

Что делать, если вы начали болеть:

1. Останьтесь дома. Соблюдайте постельный режим.

2. При температуре 38-39С вызовите участкового врача на дом. Не сбивайте температуру до 38 градусов – это показатель того, что в организме активно вырабатываются защитные клетки против вируса.

3. Пейте как можно больше жидкости, чем обычно - тёплый чай, морсы, компоты, соки, отвар из трав, шиповника.

4. Соблюдайте правила личной гигиены: чаще мойте руки, прикрывайте рот и нос салфеткой во время чихания и кашля. Регулярно проветривайте комнату. Пользуйтесь индивидуальной посудой и полотенцем.

Группы риска по возможным осложнениям:

- люди, страдающие хроническими соматическими заболеваниями

- часто болеющие ОРЗ

- дети дошкольного возраста

Группы высокого риска заражения:

- работники сферы обслуживания

- служащие учебных заведений

2. Самолечение при гриппе недопустимо.

3. Своевременное обращение к врачу и раннее начало лечения (первые 48 часов заболевания) снизят риск развития осложнений гриппа: бронхита, пневмонии, отита, менингита, энцефалита, поражения сердца, почек и других внутренних органов и систем.

Грипп до сих пор остается наиболее массовой, повсеместно распространенной инфекцией, которая быстро распространяется, вызывая сезонные эпидемии.

По данным ВОЗ ежегодно в период эпидемического распространения гриппом заболевает каждый 3-5-й ребенок и 5-10-й взрослый.

Массовая иммунизация населения против гриппа, наряду с комплексом других профилактических и противоэпидемических мероприятий, позволяет существенно снизить интенсивность эпидемического процесса гриппа.

Грипп – это острая вирусная инфекционная болезнь с аспирационным (аэрозольным) механизмом передачи возбудителя.

Путь передачи инфекции преимущественно - воздушно-капельный.

Выделение вируса со слизистых инфицированного происходит во время чихания, разговора, кашля. В большой концентрации вирус может находиться во взвешенном состоянии несколько минут.

Существует вероятность контактной передачи вируса через предметы обихода, детские игрушки, посуду, белье.

Высокая контагиозность и постоянная мутация вируса приводят к появлению новых подтипов, против которых у людей нет иммунитета.

Возбудитель гриппа - РНК – содержащий вирус. По антигенной характеристике различают 3 серологических типа вируса гриппа – А, В и С.

Основные возбудители эпидемий гриппа у людей – вирусы типа А (обладают наибольшей изменчивостью) и вирусы типа В.

Вирус гриппа А поражает человека, млекопитающих и птиц, вирусы гриппа В и С – только человека.

Вирус типа А, в отличие от вирусов типа В и С обладает значительной изменчивостью поверхностных антигенов.

Вирусы гриппа могут сохраняться до 3 недель при температуре 4 о С, при нагревании до 50-60 о С инактивируется в течение нескольких минут. При действии дезинфицирующих растворов инактивируется мгновенно, высоко чувствителен к воздействию ультрафиолетовых лучей.

Источник инфекции – больной гриппом человек.

Заразным он становится к концу инкубационного периода, который обычно составляет 2 - 3 суток, однако, может колебаться от 1-7 суток.

При развитии болезни наиболее заразным больной становится в первые 2-5 суток. В некоторых случаях период заразительности может удлиниться до 10-го дня болезни.

Наиболее опасны в плане передачи инфекции больные с легким течением и стертыми формами формами.

Грипп характеризуется острым началом, лихорадкой, общей интоксикацией и поражением дыхательных путей.

Особое внимание следует обратить на течение гриппа у детей. Дети младшего возраста особенно подвержены раннему молниеносному развитию осложнений гриппа. Наиболее часто у них диагностируют пневмонию, которая может развиться в первые дни болезни.

Часто при гриппе обостряются имеющиеся хронические заболевания, кроме этого, могут развиться осложнения:

  • лёгочные (пневмония, бронхит). Пневмония - причина большинства смертельных случаев от гриппа;
  • со стороны ЛОР-органов (отит, синусит, ринит, трахеит);
  • со стороны сердечно-сосудистой системы (миокардит, перикардит);
  • со стороны нервной системы (менингит, менингоэнцефалит, энцефалит, невралгии, полирадикулоневриты);

Предотвратить развитие осложнений можно, своевременно начав профилактику гриппа и соблюдая назначенное лечение заболевания.

Пневмония – наиболее частое осложнение гриппа.

  • Вирусная пневмония - развивается в первые 2 дня от начала заболевания. Всегда протекает тяжело. Основные симптомы -интоксикация и синдром острого вызванного вирусом повреждения лёгочной ткани, который может трансформироваться в острый респираторный дистресс-синдром.
  • Вирусно-бактериальная пневмония развивается на 1-ой неделе заболевания. Наиболее частыми ее возбудителями являются Streptococcus pneumoniae (48 % случаев), Staphylococcus aureus (19 %), реже Haemophilus influenzae.
  • Бактериальная пневмония развивается на 2-ой неделе заболевания.

Летальные исходы от гриппа чаще всего связаны с поздним обращением или необращением за медицинской помощью, с отсутствием лечения и вакцинации, которая должна проводиться в предэпидемический период.

Иммунитет после перенесенного заболевания

Постинфекционный иммунитет типоспецифичен. При гриппе А сохраняется не менее 3 лет, при гриппе В - 3-6 лет.

Материал для исследования - мазки из полости носа и ротоглотки (ПЦР).

Дифференциальная диагностика гриппа проводится с ОРВИ не гриппозной этиологии, менингококкцемией, менингитами, ротавирусной, норовирусной (у детей раннего возраста), энтеровирусной инфекциями.

Показания к госпитализации:

  • Тяжелые формы гриппа.
  • Среднетяжелые формы гриппа с осложненным течением.
  • Новорожденные дети.

Угрожающие признаки тяжёлого течения гриппа, требующие мероприятий в условиях ОРИТ:

  • Появление кашля с примесью крови в мокроте, боли или тяжесть в груди.
  • Нарастание цианоза и одышки в покое, ухудшение показателей пульсоксиметрии.
  • Усиление геморрагического синдрома.
  • Изменения психического состояния, спутанность сознания, возбуждение, судороги.
  • Многократная рвота.
  • Снижение артериального давления и уменьшение мочеотделения.
  • Сохранение высокой лихорадки (более 4-5 суток) с невосприимчивостью к жаропонижающим средствам и развитием тяжелых осложнений.

СП 3.1.2.3117-13 "Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций".

Структура профилактической работы при гриппе и других ОРВИ.

Профилактики гриппа среди населения заключается в вакцинации и проведении санитарно-просветительной работы.

Санитарно-просветительная работа заключается в проведении тематических лекций, семинаров, конференций, ответов на вопросы, раздаче методических материалов, буклетов, памяток.

В поликлиниках в обязательном порядке должна проводиться вакцинация персонала, занятия с врачами по диагностике и лечению гриппа и ОРВИ, а также обеспечение запаса одноразовых средств профилактики инфекционных заболеваний (масок).

Персонал неинфекционных стационаров, также как и персонал поликлиник, должен быть вакцинирован, информирован о способах профилактики гриппа, а также уметь проводить санитарно-просветительную работу с пациентами по профилактике гриппа в стенах учреждения.

Период эпидемического подъема

  • Работа персонала в масках с целью избежания распространения инфекции.
  • Расширение регистратуры и дополнительные телефонные линии.
  • Увеличение количества врачей по оказанию помощи на дому.
  • Должен быть организован отдельный вход для пациентов с повышенной температурой тела.
  • Санитарно-просветительская работа
  • Фильтр для поступающих больных
  • Изоляция заболевших гриппом
  • Запрет посещения больных (карантин)
  • Проветривание и ультрафиолетовое облучение палат.

В эпидемическом очаге гриппа и других ОРВИ рекомендуется соблюдать следующие мероприятия:

В отношении источника инфекции:

В отношении снижения риска передачи инфекции:

  • Проветривание
  • Влажная уборка с применением дезинфицирующих средств
  • Ультрафиолетовое облечение
  • Кипячение белья, посуды, полотенец

В отношении контактных лиц:

  • Медицинское наблюдение
  • 2-кратная термометрия в сутки
  • Раннее выявление и изоляция заболевших.

Основным действенным методом профилактики гриппа является вакцинация, которая, с учетом мутации вируса, типоспецифичности постинфекционного иммунитета, осуществляется ежегодно.

Вакцинация проводится в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014 г.№125н, с изменениями от 16.06.2016 № 370 н.

Главная цель вакцинации против гриппа - защита населения от массового и неконтролируемого распространения инфекции, от эпидемии гриппа. Важно понимать, что вакцинируя население, врачи спасают жизни тех, кто рискует умереть от осложнений. В группы риска входят маленькие дети, у которых иммунитет находится в процессе формирования, пожилые люди, страдающие хроническими заболеваниями и люди с иммунодефицитными состояниями.

Вакцинация рекомендуется всем группам населения, но особенно она показана:

  • детям с 6 месяцев
  • учащимся 1 - 11 классов; обучающимся в профессиональных образовательных организациях
  • взрослым, работающим по отдельным профессиям и должностям (работники медицинских и образовательных организаций, транспорта, коммунальной сферы)
  • беременным женщинам (независимо от триместра беременности)
  • взрослым старше 60 лет
  • лицам, подлежащим призыву на военную службу, военнослужащим
  • лицам с хроническими заболеваниями легких, органов сердечно – сосудистой системы, с метаболическими нарушениями и ожирением.

Вакцинация детей до 9 лет, проводимая впервые, должна проводиться дважды с интервалом в 4 недели.

Вакцинация проводится бесплатно.

Вакцинация должна проводиться за 2–3 недели до начала роста заболеваемости.

Наиболее оптимальный период - с сентября по ноябрь. Иммунитет формируется примерно в течение 2-х недель.

Противопоказания к вакцинации от гриппа.

  • острые лихорадочные состояния,
  • обострение хронических заболеваний,
  • повышенная чувствительность организма к яичному белку (если он входит в состав вакцины).
  • вирус гриппа A (H1N1)
  • вирус гриппа A (H3N2)
  • и вирус гриппа B.

Рекомендуемый Всемирной организацией здравоохранения состав сезонных вакцин против гриппа для использования в сезоне 2018–2019 гг. в Северном полушарии:

  • вирус, подобный A/Michigan/45/2015 (H1N1)
  • вирус, подобный A/Singapore/INFIMH-16-0019/2016 (H3N2);
  • вирус, подобный B/Colorado/06/2017 (линия B/Victoria/2/87);
  • вирус, подобный B/Phuket/3073/2013 (линия B/Yamagata/16/88).

Первые три вирусных штамма входят в состав трехвалентных противогриппозных вакцин, последний – это дополнительный штамм, предназначенный для включения в четырехвалентные вакцины.

Регулярно выявляемые нарушения профилактики гриппа в ЛПО

  • Отсутствие проведения (проведение не в полном объеме) противоэпидемических мероприятий.
  • Отсутствие прививок против гриппа у сотрудников
  • Недостаточный охват иммунизацией против гриппа групп риска
  • Нарушения требований к учету, регистрации и лабораторному обследованию больных гриппом.
  • Нарушения ведения медицинской документации.

Методические материалы, в помощь при проведении санитарно-просветительной работы:

1. Грипп. Важность коллективного иммунитета (материал для работы с населением)


Грипп – чрезвычайно заразная вирусная инфекция с воздушно-капельным и контактно-бытовым путями передачи.

Основной путь распространения инфекции – воздушно-капельный (от зараженного человека здоровому) – при чихании, кашле, во время разговора.

Всем известно, что вакцинация против гриппа – основной действенный способ профилактики заболевания.

Вакцинация проводится ежегодно.

С учетом рекомендаций Всемирной организации здравоохранения охват прививками против гриппа в группах риска должен быть не менее 75%; охват прививками против гриппа населения в целом по стране и по субъектам Российской Федерации в отдельности - не менее 45%.

Оптимальным временем проведения прививок против гриппа является период с сентября по ноябрь, т.к иммунитет формируется примерно в течение 2-х недель .

Иммунитет после проведенной прививки от гриппа должен успеть сформироваться до начала эпидемического подъема заболеваемости.

Вакцинация против гриппа снижает риск заболеваемости гриппом у детей и взрослых на 70-90%. В случае, если привитый человек инфицируется, – грипп протекает в легкой форме, риск развития осложнений минимален.

Вакцинация снижает распространение инфекции среди контактных лиц, а также риск формирования нового варианта вируса гриппа.

Чем больше людей привиты против гриппа, тем больше невосприимчивых к вирусу гриппа лиц среди населения. Чем выше коллективный иммунитет, тем меньше вероятность заболеть у человека, встретившегося с вирусом. При условии, что 90% людей привиты - остальные 10% не заболеют.

Итак, коллективный иммунитет защищает не только привитых, но и остальных группы населения, например тех, кто имеет противопоказания или медотвод от вакцинации (лица, с аллергической реакцией на куриный белок или иные компоненты вакцины, а также те, у кого отмечались сильная температурная или аллергическая реакция на предыдущую вакцинацию против гриппа).


Коллективный иммунитет снижает риск распространения вирусов гриппа.
2. Буклет о вакцинации против гриппа беременных.





3. Памятка школьнику по профилактике гриппа.





Вакцинация - единственный надежный способ защиты от гриппа!

Дезинфекция в детском саду является важным мероприятием для защиты детей от вредоносных вирусов и бактерий с целью предотвращения распространения заболеваний, как меры непосредственной профилактики или для уничтожения вирусов при карантине, а также в случаях высокой эпидемиологической угрозы, как, например, в 2020 году во время пандемии коронавируса COVID-19.


Дети в детском саду очень часто подвержены различным заболеваниям и постоянно находятся в группе риска по распространению инфекций, поэтому профилактика очень важна в борьбе с повышенной заболеваемостью детей и для их полноценного развития. В обычные годы, когда нет повышенной эпидемиологической опасности распространения той или иной инфекции, администрация детских садов в большинстве случаев самостоятельно справляется с распространением вирусов применяя лампы для дезинфекции помещений детского сада или самостоятельно обрабатывая специальными дезинфицирующими растворами помещения детского сада и игрушки.

Главные средства дезинфекции в детском саду - это специализированные моющие и дезинфицирующие средства, применяемые при ежедневной уборке согласно графика дезинфекции

Распространенными средствами дезинфекции в детском саду служат лампы для дезинфекции помещений, которые являются стандартным оборудованием для обеспечения надлежащей санитарной обстановки в группах, где в течение дня проводят своё время дети. Однако, лампы не способны на все 100% защитить всех детей в группах от опасных вирусов и бактерий, особенно в период вспышек заболеваемости с осени до весны.


Поэтому лампы для дезинфекции являются дополнительной мерой в борьбе с заразой, но не являются основным способом сдерживания вирусов и бактерий, особенно в период повышенного риска - будь то сезонное обострение вирусных заболеваний, либо пандемия, вызванная распространением коронавируса COVID-19. Основным же способом эффективной борьбы с заболеваемостью от вирусов среди детей детского сада является строгое соблюдение графика дезинфекции в детском саду, согласно которому производятся обработки от вирусов и бактерий.

График дезинфекции помещений детского сада регулируется нормами СанПиН 2.4.1.3049-13, актуальный на 2020 год, который включает санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.

Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 для предупреждения возникновения инфекционной опасности в дошкольных учреждениях необходимо регулярно проводить дезинфекцию, которая включает своевременную обработку и уборку в помещениях и на прилегающей территории, а также правильное хранение постельного белья, посуды и игрушек.

В период карантина, кроме выполнения мер постоянного санитарного режима, проводят обязательные дополнительные дезинфекционные мероприятия с привлечением специальных СЭС служб.


Дезинфекция помещений в детском саду специалистами СЭС службы необходима в период карантина, когда нужны дополнительные дезинфекционные мероприятия помимо выполнения мер постоянного санитарного режима, описанных в СанПин. Производится тщательная обработка от вирусов каждой группы детского сада, а также всех остальных помещений, включая кухню, туалеты, коридоры, лестницы и кладовки.


Дезинфекция в детском саду при коронавирусе является ответственным мероприятием по предотвращению распространения эпидемии среди детей, посещающих данное дошкольное учреждение, поэтому при обработке используются только самые современные проверенные сертифицированные препараты, гарантированно уничтожающие все вирусы и бактерии. Наряду с обработками всех детских садиков в городе также проводится дезинфекция школ от коронавируса.


Обработка раздевалок и туалетов в детском саду от коронавируса и других болезнетворных вирусов и бактерий позволяет обеспечить безопасность детей по завершении карантина.


Во время дезинфекции от вирусов всех групп в детском саду также обработке подвергаются все игрушки и мебель, с которой контактируют дети во время игр и нахождения в дошкольном учреждении.

Для проведения дезинфекции в помещениях детского сада (ДОУ) в Санкт-Петербурге и Ленинградской области достаточно связаться с нами по телефону или электронной почте, и обговорить все детали предстоящей обработки, после чего наши опытные специалисты готовы оперативно выехать и провести обработку от вирусов.


Дезинфекцию помещений детского сада от вирусов, в том числе против коронавируса COVID-19, следует проводить регулярно, поэтому дошкольным учреждениям (ДОУ) рекомендуется заключить договор на оказание санитарных услуг с надёжной СЭС службой "СЭС контроль", которая будет проводить дезинфекцию в детском саду по согласованному графику или по заявкам, а также подготовит все необходимые документы и акты для предоставления в государственные органы санитарно-эпидемиологического надзора.

Наша СЭС служба Санкт-Петербурга "СЭС Контроль" предлагает полный спектр качественных услуг в области санитарного обслуживания и обеззараживания от вирусов помещений дошкольных учреждений. Также мы проводим профессиональную дезинфекцию помещений от вирусов и бактерий. Поможем успешно справиться с любой проблемой, связанной с дезинфекцией благодаря большому опыту в уничтожении насекомых, грызунов, растений и микроорганизмов.

"Улыбка"

по профилактике гриппа и ОРВИ

на 2019 — 2020 учебный год

Работа с сотрудниками МАДОУ

1. Издание приказа о мероприятиях по профилактике ОРВИ и гриппа Сентябрь Заведующий 2. Проведение вакцинации против гриппа сотрудников и воспитанников Сентябрь-ноябрь 2019г. Заведующий, медсестра 3. Проведение инструктажа среди работников о первых признаках заболевания и порядок действий в случае выявления больных с признаками гриппа и ОРВИ До 20.09.2019 медсестра 4. Ежедневный контроль за заболеваемостью персонала В период эпидемии гриппа медсестра воспитатели 5. Строгий контроль за выполнением режима проветривания помещений и групп МАДОУ Постоянно медсестра,воспитатели 6. Ограничить проведение культурно-массовых мероприятий В период повышения заболеваемости ОРВИ и гриппом Заведующий 7. Предоставлять информацию в отдел образования по утвержденным формам В период эпидемиологического подъема заболеваемости ОРВИ, гриппом ежедневно до 10.00 медсестра 8. Строгий контроль за выполнением санитарно-противоэпидемиологического режима, гигиенических и закаливающих мероприятий Постоянно,ежедневно Заведующий,медсестра,воспитатели 9. Контроль санитарного состояния пищеблока и технологической обработки блюд Постоянно, ежедневно Заведующий,медсестра 10. Ежедневно проводить обработку групп и помещений ДОУ бактерицидной лампой В период эпидемии гриппа медсестра 11. Ежедневно проводить влажную уборку помещений и групп ДОУ с дезинфицирующими средствами В период эпидемии гриппа помощник воспитателя 12. Строгий контроль за выполнением противоэпидемиологических мероприятий и правильной организацией карантинных мероприятий Во время инфекционных заболеваний Заведующий,медсестра 13. Организация просветительской работы по профилактике гриппа среди персонала с регистрацией в журнале: беседы, распространение памяток, санитарные бюллетени и другое. В период эпидемии гриппа медсестра 14. Обеспечить запас моющих и дезинфицирующих средств для проведения уборки, дезинфекции Постоянно Зам.зав.по АХР 15. Подготовка запаса марлевых повязок, бумажных полотенец, мыла для мытья рук. Постоянно Зам.зав.по АХР

Работа с воспитанниками

Работа с родителями (законными представителями) воспитанников

Санитарно-просветительная работа – это комплекс мероприятий, целью которых является профилактика заболеваний, воспитание здорового образа жизни, сохранение здоровья, повышение трудовой, физической и интеллектуальной активности, продление жизни каждого гражданина России. Для продвижения идей и донесения знаний используются пропагандистские, агитационные, образовательные и воспитательные методы.

Основные направления

Проведение санитарно-просветительной работы реализуется путем агитации и воспитания по таким основным направлениям:

  • Популяризация методов, способов здорового образа жизни и профилактических мероприятий путем пропаганды, воспитания, личного примера, убеждения.
  • Обучение, воспитание гигиенических привычек с раннего возраста.
  • Пропаганда, внедрение и призыв целевой аудитории к ведению здорового образа жизни, восполнению знаний о профилактике заболеваний, способах сохранения здоровья.

Методы санитарно-просветительной работы носят пассивный и активный характер.


Актив, пассив, массовость и адресность

К пассивным средствам относятся печатные издания массового распространения среди населения, размещение листовок, постеров, бюллетеней, проведение тематических выставок, демонстрация фильмов. Активные методы – это личные беседы врача, публичные выступления, серии лекций или докладов. Обе формы санитарно-просветительной работы дополняют друг друга и позволяют донести информацию до массового сознания в неискаженном виде.

Преимуществами активной пропаганды являются непосредственные контакты с населением, возможность разрешить все затруднения в понимании, донести информацию в полном объеме в форме непосредственного диалога. Но в этом случае лектор имеет дело только с ограниченным количеством слушателей, которые, лишь по мере собственного желания, будут распространять информацию дальше.

Санитарно-просветительная работа пассивной формы не имеет ограничений во времени и в количественном охвате аудитории. Недостатком является отсутствие прямого контакта с населением, невозможность получить обратную связь в ответ на проведенные мероприятия.

Санитарное просвещение делят на формы охвата – массовое, коллективное и индивидуальное. Массовый охват предусматривает издание книг, печать статей в периодической прессе (газеты, журналы), выступления популярных спикеров на телевидении и создание тематических программ, выпуск документальных и художественных фильмов, выступления на радио.

Для распространения информации в коллективе используются лекции, доклады, выпуски специализированной литературы (бюллетени), постеры для размещения в учреждениях на стенах и т. д. Индивидуальная форма – личные беседы медицинского работника с человеком или семьей.


Агитация или пропаганда

Санитарно-просветительная работа реализуется через пропагандистские или агитационные методы распространения информации для привлечения внимания населения и получения позитивной реакции. Агитация – это адресное обращение к конкретной целевой аудитории – подросткам, детям, клеркам, домохозяйкам, рабочим и т. д.

Пропаганда акцентирует внимание на каком-либо предмете, например, гигиене рук. Внимание акцентируется на всех сторонах полезности процедуры, средствах достижения оптимального результата, причинах, по которым необходимо придерживаться гигиены рук, угрозах, если ими пренебрегать. Словом, пропаганда дает о предмете или действии полную информацию с акцентом на полезности предлагаемых мер, побуждает к действию в согласии с рекомендациями.

Общие темы

Санитарно-просветительная работа с пациентами проводится во всех типах лечебных и профилактических учреждений. Каждая организация составляет собственный план мероприятий в зависимости от своего профиля, с учетом преследуемых целей и задач.


Темы санитарно-просветительной работы в каждой клинике разнятся, но есть определенный общий спектр проблем, который освещается в лекциях и беседах:

  • Режим труда и отдыха.
  • Эмоции и их влияние на самочувствие, здоровье в целом.
  • Вред табакокурения, способы отказа.
  • Алкогольная зависимость и способы излечения.
  • Питание – рациональность, режим, диеты.
  • Кишечные инфекции – возникновение, профилактика.
  • Витамины – их значение, влияние на организм.
  • Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.
  • Профилактика язвенных заболеваний.
  • Ожирение – возникновение, лечение, профилактика.
  • Профилактика онкологических заболеваний.
  • Профилактика аллергических поражений.
  • Проблемы ВИЧ\СПИДа.
  • Роль физической культуры и спорта.
  • Последствия аборта.
  • Профилактика возникновения вредных привычек в пубертатном возрасте.
  • Гиподинамия и ее пагубность для здоровья.
  • Стресс – последствия и способы профилактики.
  • Основы здорового образа жизни и прочие.

Беседы и лекции проводятся с группами пациентов (20-30 человек). Окончание мероприятия происходит после получения аудиторией всех ответов на заданные по теме лекции вопросов. Вся просветительная деятельность персонала медицинского учреждения фиксируется в журнале учета санитарно-просветительной работы (форма № 038-0/у). Фиксируются виды работ, количество часов, ответственное лицо, тема лекции, беседы, дискуссии.

Роль амбулаторно-поликлинических учреждений

В амбулаториях, поликлиниках реализуют методы санитарно-просветительской работы по направлениям:

  • Привлечение внимания населения к профилактике заболеваний и принципам гигиены, в также вовлечение населения в ежедневное выполнение санитарно-гигиенических мероприятий в рамках своей семьи, дома, рабочего места и т. д.
  • Просветительная работа в среде диспансеризуемых лиц и наблюдение за ними в динамике развития.

В период профилактических осмотров применяют краткосрочные, усиленные меры информирования населения для привлечения большего количества участников. В агитации указывается роль диспансеризации, ее значимость для каждого человека, транслируется убеждение в ее неоспоримой полезности. Целью является положительное отношение обслуживаемого населения к профилактическим осмотрам и активное желание принять в них участие.

В остальное время санитарно-просветительская работа в лечебных учреждениях данного типа ориентирована на охват здорового населения, пациентов с хроническими патологиями и лиц с потенциальной угрозой возникновения болезни. Здоровую часть посетителей ориентируют на сохранение имеющегося состояния, укрепление иммунитета. Даются рекомендации гигиенического характера по отношению к труду, отдыху, спорту, питанию, отказу от вредных привычек.

С пациентами, входящими в группу риска появления какого-либо заболевания, проводятся индивидуальные беседы, рассказываются первые симптомы и признаки начала болезни. Специалист подкрепляет свои слова тематическими печатными материалами – памятками, буклетами, где содержатся конкретные советы для устранения причин, факторов, составляющих угрозу здоровью. Также пациенты приглашаются на коллективные мероприятия – лекции, дискуссии, просмотры специальных фильмов.


К наиболее распространенным видам заболеваний на сегодняшний день относятся избыточный вес, гипертоническая болезнь, алкоголизм, преддиабетическое состояние. Пациентам очерчивают круг проблем, приводящих к началу болезни, – гиподинамия, вредные привычки, пищевые нарушения, нарушения баланса труда и отдыха, стрессы и т. д.

Санитарно-просветительская работа с этим контингентом преследует целью изменение привычек, наработку разумного поведения, практическое освоение здорового образа жизни. От произошедших позитивных перемен и собственных усилий пациента, в большей степени, чем от усилий медицинского работника, зависит скорейшее выздоровление, улучшение состояния, устранение угрозы появления патологии.

Просветительство в стационарах

Санитарно-просветительная работа в лечебных учреждениях стационарного типа проводится с целью повышения эффективности лечения заболеваний, привития пациентам гигиенических навыков. Для достижения результатов в отделениях информируют население о следующем:

  • Правилах поведения в отделении для пациентов и посетителей. Особенностях поведения больного после выписки из стационара, мерах предотвращения обострения и развития болезни. При информировании учитывается необходимость полного понимания пациентом природы своего заболевания, его течения, состояния.
  • Освещаются общие медико-гигиенические вопросы, интерес к которым у больных возрастает.

Все темы санитарно-просветительной работы затрагиваются в беседах с пациентом на каждом этапе его пребывания в стационаре:

  • В приемном отделении рассказывают о правилах поведения в учреждении, вручается памятка, где указан распорядок дня, описываются требования к пациенту.
  • В палате проводится беседа в индивидуальном порядке или вовлекается вся группа пациентов палаты.
  • В свободное от процедур время с пациентами ведут дискуссии или беседы в общих холлах. При этом используются наглядные пособия, слайды, иллюстрации с основными медицинскими сведениями, рекомендациями.
  • При выписке врач проводит личную беседу, вручает пациенту памятку о поведении, дает рекомендации по дальнейшей профилактике, реабилитации.

Больных с хроническими заболеваниями информируют о причинах возникшей патологии, дают практические советы по мероприятиям доврачебной самопомощи. Пациент должен знать и ориентироваться в признаках начала обострения своего состояния, чтобы суметь принять первичные меры до прихода врача. Основной аудиторией таких лекций являются пациенты, страдающие сердечно-сосудистыми заболеванием, сахарным диабетом, бронхиальной астмой и рядом других патологий.


Сестринское просветительство

Санитарно-просветительная работа медсестры начинается с момента попадания пациента в медицинское учреждение и длится на протяжении всего срока его лечения или диагностики. Основными задачами среднего медицинского персонала являются:

  • Рекомендации пациенту по подготовке к исследованиям.
  • Разъяснительные беседы с пациентом и его родственниками, сопровождающими лицами.
  • Проведение опросов, анкетирования больных, участие в планировании санитарно-просветительных мероприятий.
  • Ведение учета и документооборота каждого проведенного занятия, лекции, индивидуальной или коллективной беседы.

Санитарно-просветительная работа медицинской сестры базируется на знаниях:

  • Основ гигиены труда, отдыха, психогигиены и профилактики психологических состояний.
  • Факторов риска и методов профилактики распространения заболеваний.
  • Основ физической активности, культуры, закаливания, оптимального режима физической активности для каждой возрастной категории населения.
  • Основ проблематики наркомании, алкоголизма, токсикомании, злоупотреблениями лекарственными препаратами.
  • Вопросов бытовой гигиены, личной гигиены, экологической и радиационной культуры.

Методы работы медсестры

В деятельности медсестры приветствуются различные методы организации санитарно-просветительной работы для распространения знаний и информации. Главным способом является беседа по всем интересующим больных проблемам, а также обсуждение вопросов самопомощи в случаях обострения заболевания. Для полного донесения информации из текста исключаются сложные обороты и непонятные, широкому кругу слушателей термины.


Структура беседы включает вступительную часть, где анонсируется тема и ее важность, в основной части приводится фактический материал, проводится рассмотрение проблемы или вопроса с разных сторон, заключительная часть посвящается выводам. Длительность беседы в санитарно-просветительной работе медсестры составляет не более 20 минут, после беседы необходимо ответить на все возникшие у слушателей вопросы. Перед проведением беседы пишется ее конспект или посвящается реферат (рецензируется врачом).

Темы санитарно-просветительной работы медсестры подбираются в зависимости от профиля отделения, сезонных заболеваний, проявленного интереса со стороны пациентов, уровня образования и возрастной категории больного.

Просветительство для женщин

Санитарно-просветительное воспитание в среде женского населения дифференцируется по возрастному признаку и подразделяется на работу со здоровыми лицами, женщинами групп риска и больными с гинекологическими диагнозами. Работа ведется как с группами посетительниц, так и индивидуально. Пациенткам выдаются буклеты для дальнейшего изучения с мужем.

Женщин репродуктивного возраста агитируют вести здоровый образ жизни. Рассказывают о материнстве, планировании семьи, преподносят знания о медико-генетических исследованиях с целью профилактики наследственных или генетических патологий у будущего ребенка. Также медицинские работники уделяют внимание информированности женщин о методах профилактики нежелательной беременности, гинекологических заболеваний, разъясняют вред аборта. Призывают к прохождению регулярных гинекологических осмотров и явки к специалисту при наступлении беременности.

Пациенткам с диагностированными заболеваниями даются дополнительные рекомендации по дальнейшему поведению с целью скорейшего выздоровления. Каждую посетительницу знакомят с информацией по профилактике онкологических заболеваний.

Женщинам старшей возрастной группы рассказывают об особенностях течения климакса и менопаузы, широко освещаются вопросы гигиены в этом периоде, рекомендуют меры профилактики возрастных гинекологических заболеваний, в том числе онкологических.

Работа с беременными ведется на протяжении всего срока вынашивания ребенка. Женщине прививаются знания о поведении, навыки, способствующие здоровью матери и ребенка, сохранению и благополучному разрешению беременности. Специалисты в индивидуальном порядке и на коллективных лекциях рассказывают о поведении во время родов, в послеродовом периоде, дают знания об уходе за младенцем с первых часов его жизни, пропагандируют грудное вскармливание.

Будущим матерям выдается печатный материал, где систематизирована информация о гигиеническом поведении в каждом периоде беременности, родов. Также проводится просветительная работа с родственниками женщины, в первую очередь с будущим отцом.


Просветительство в детских учреждениях

В детских медицинских учреждениях проводится санитарно-просветительная работа с родителями, другими членами семьи, а также комплекс мероприятий рассчитанный на педагогов школ и воспитателей дошкольных учреждений.

В задачи входит:

  • Распространение знаний об охране здоровья ребенка.
  • Формирование необходимости ежегодного прохождения профосмотров ребенка.
  • Формирование готовности обращения за медицинской помощью, а также неукоснительность выполнения рекомендаций врача для скорейшего выздоровления ребенка.
  • Привитие знаний и навыков создания оптимальных условий жизни, способствующих здоровому развитию ребенка.
  • Призывы формировать у детей здоровые гигиенические привычки.

В основе гигиенического просветительства семьи лежит последовательность изложения необходимых знаний для обеспечения здоровья детей. Индивидуальная беседа специалиста подкрепляется печатными материалами с подробным изложением необходимых знаний относительно особенностей организма ребенка в конкретном возрастном периоде.


В памятке для родителей могут быть собраны рекомендации по вскармливанию, режиму дня, уходу, физическим нагрузкам, закаливающим процедурам. В систему просветительства входит освещение необходимости профосмотров, планового вакцинирования, выполнения всех рекомендаций лечащего врача и т. д.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.