Проявляет свойства живых систем только в чужом организме вирус оспы


Признаки и свойства живого
Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационной работе: гомеостаз, единство живой и неживой природы, изменчивость, наследственность, обмен веществ.
Признаки и свойства живого. Живые системы имеют общие признаки:
– клеточное строение. Все существующие на Земле организмы состоят из клеток. Исключением являются вирусы, проявляющие свойства живого только в других организмах.
Обмен веществ – совокупность биохимических превращений, происходящих в организме и других биосистемах.
Саморегуляция – поддержание постоянства внутренней среды организма (гомеостаза). Стойкое нарушение го– меостаза ведет к гибели организма.
Раздражимость – способность организма реагировать на внешние и внутренние раздражители (рефлексы у животных и тропизмы, таксисы и настии у растений).
Изменчивость – способность организмов приобретать новые признаки и свойства в результате влияния внешней среды и изменений наследственного аппарата – молекул ДНК.
Наследственность – способность организма передавать свои признаки из поколения в поколение.
Репродукция или самовоспроизведение – способность живых систем воспроизводить себе подобных. В основе размножения лежит процесс удвоения молекул ДНК с последующим делением клеток.
Рост и развитие – все организмы растут в течение своей жизни; под развитием понимают как индивидуальное развитие организма, так и историческое развитие живой природы.
Открытость системы – свойство всех живых систем связанное с постоянным поступлением энергии извне и удалении продуктов жизнедеятельности. Иными словами организм жив, пока в нем происходит обмен веществами и энергией с окружающей средой.
Способность к адаптациям – в процессе исторического развития и под действием естественного отбора организмы приобретают приспособления к условиям окружающей среды (адаптации). Организмы, не обладающие необходимыми приспособлениями, вымирают.
Общность химического состава. Главными особенностями химического состава клетки и многоклеточного организма являются соединения углерода – белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты. В неживой природе эти соединения не образуются.

Общность химического состава живых систем и неживой природы говорит о единстве и связи живой и неживой материи. Весь мир представляет собой систему, в основании которой лежат отдельные атомы. Атомы, взаимодействуя друг с другом, образуют молекулы. Из молекул в неживых системах формируются кристаллы горных пород, звезды, планеты, вселенная. Из молекул, входящих в состав организмов формируются живые системы – клетки, ткани, организмы. Взаимосвязь живых и неживых систем отчетливо проявляется на уровне биогеоценозов и биосферы.
Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический
Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационных работах: уровень жизни, биологические системы, изучаемые на данном уровне, молекулярно-генетический, клеточный, организменный, популяционно–видовой, биогеоценотический, биосферный.
Уровни организации живых систем отражают сопод– чиненность, иерархичность структурной организации жизни. Уровни жизни отличаются друг от друга сложностью организации системы. Клетка устроена проще по сравнению с многоклеточным организмом или популяцией.
Уровень жизни – это форма и способ ее существования. Например, вирус существует в виде молекулы ДНК или РНК, заключенной в белковую оболочку. Это форма существования вируса. Однако свойства живой системы вирус проявляет, только попав в клетку другого организма. Там он размножается. Это способ его существования.
Молекулярно-генетический уровень представлен отдельными биополимерами (ДНК, РНК, белками, липидами, углеводами и другими соединениями); на этом уровне жизни изучаются явления, связанные с изменениями (мутациями) и воспроизведением генетического материала, обменом веществ.
Клеточный– уровень, на котором жизнь существует в форме клетки – структурной и функциональной единицы жизни. На этом уровне изучаются такие процессы, как обмен веществ и энергии, обмен информацией, р

Биология | 5 - 9 классы

Проявляет свойства живых систем только в чужом организме 1) туберкулезная палочка 2) таежный клещ 3) вирус оспы 4) печеночный сосальщик.


Возможно ответ под номером 1.


Опишите, в чём заключается сущность такого свойства живых организмов, как раздражимость?

Опишите, в чём заключается сущность такого свойства живых организмов, как раздражимость.


Хвостатые личинки печеночного сосальщика образуется в : ?

Хвостатые личинки печеночного сосальщика образуется в : !


РНК содержащий вирус с двумя нитями нуклеиновой кислоты1) вирус гриппа2)вирус оспы3) ВИЧ4) вирус герпеса?

РНК содержащий вирус с двумя нитями нуклеиновой кислоты

4) вирус герпеса.


Промежуточным хозяином печеночного сосальщика является :А) человекб) свиньяв) собакаг) малый прудовикпомогите пожалуйста?

Промежуточным хозяином печеночного сосальщика является :

г) малый прудовик


Перечисле свойства живых организмов?

Перечисле свойства живых организмов.

Преведи примеры объектов неживой природы и вещей, обладающих свойства живых организмов.


Какие особенности отличают вирусы от других живых организмов?

Какие особенности отличают вирусы от других живых организмов?


К гетеротрофам относят 1) бегемота 2) вирус оспы 3) серобактерию 4) папоротник?

К гетеротрофам относят 1) бегемота 2) вирус оспы 3) серобактерию 4) папоротник.


Какие свойства живого по разному проявляются у растений и животных?

Какие свойства живого по разному проявляются у растений и животных.


Живые организмы записать признаки и свойства предметов?

Живые организмы записать признаки и свойства предметов.


Основные свойства живых организмов?

Основные свойства живых организмов?

На этой странице сайта вы найдете ответы на вопрос Проявляет свойства живых систем только в чужом организме 1) туберкулезная палочка 2) таежный клещ 3) вирус оспы 4) печеночный сосальщик?, относящийся к категории Биология. Сложность вопроса соответствует базовым знаниям учеников 5 - 9 классов. Для получения дополнительной информации найдите другие вопросы, относящимися к данной тематике, с помощью поисковой системы. Или сформулируйте новый вопрос: нажмите кнопку вверху страницы, и задайте нужный запрос с помощью ключевых слов, отвечающих вашим критериям. Общайтесь с посетителями страницы, обсуждайте тему. Возможно, их ответы помогут найти нужную информацию.


У тренированного человека работа сердца увеличивается за счет повышения ударного объема крови. У нетренированного человека сердце усиливает работу за счет значительного увеличения числа сердцебиений.


И чем еж помочь? Мы же не знаем что тебе именно нужно написать.


Давай я тебе помогу а ты мне ты кокой класс .


Мутуализм (тот, в котором оба партнера получают выгоду).


Включаем логику! Если лягушка , которая достаточно нуждается в воде выползает из нее, значит влажность повышается, из чего следует - жди дождя.


Перья налегают друг на друга вершинами. Перья разные. Глаза расположены по бокам головы. Клюв имеет вытянутую, загнутую или широкую и плоскую форму. Ноги птиц покрыты чешуёй. Пальцы на ногах расположены отдельно друг от друга или соединены переп..


Первый этап интерфаза ( состоит из профазы1, метафазы1, анафазы1, телофазы1) Потом идет второй этап - интерекинез ( состоит из профазы2, метафазы2, анафазы2, телофазы2 ).


Профаза 1 и ментафаза 1, подробно - в приложенной картинке.


Можно сказать что главная роль АТФ в организме связана с обеспечением энергией многочисленных биохимических реакций. Удачи в учёбе.


Корневая система может быть стержневой как у моркови и мочковатой как у петрушки. Корень появился у растений как приспособление к почве.

Новые вопросы


Биология
Архивный вопрос



Гость

1) туберкулёзная палочка мне кажется



Гость

Вирус оспы. Потому что вирусы не проявляют свойств живого, пока не попадут в организм

Есть ли микроорганизмы которые помогают человеку в каких-либо отраслях его жизни? назовите 3 представителей…

АТФ, ФАД, НАД, НАДФ одним словом…

Какой признак берёзы обладает самой узкой нормой реакции?

У свеклы диплоидное число хромосом 2n = 18.Обозначить, пользуясь основным числом х: а) триплоидные; б) тетраплоидные; в) пентаплоидные; г) гексаплоидные формы…

В состав молекулы информационной РНК входит 15% адениловых нуклеотидов, 20% -гуаниловых, 40% — урацилових и 25% — цитидилових нуклеотидов. Определите содержание (%) гуаниловых нуклеотидов в молекуле ДНК, на одной из цепей которой синтезирована молекула информационной РНК указанного состава….

У человека альбинизм и дальтонизм наследуются как рецессивные признаки, но дальтонизм сцеплен с Х-хромосомой. Родители не страдают ни тем, ни другим недостатком, но их первый сын оказался дальтоником и альбиносом. Какой из этих признаков может с большей вероятностью носить второй сын?
Если можно, распишите пожалуйста…

Список предметов


Биология, 01.04.2019 12:34

Выберите организм, который узко адаптированным к температурному фактору: пшеница, палочка сена, туберкулёзная палочка, прусак​


Биология, 07.06.2019 09:20

А-11 доминантный ген проявляется: а – только в гомозиготном организме б – только в гетерозиготном, организме в – как гомозиготном, так и в гетерозиготном, организмах г – только в первом поколении в -1 выберите три основных свойства живых систем: 1) биогеациноз 2) самовоспроизведение 3) онтогенез 4) раздражимость 5) регенерация 6) изменчивость


Биология, 09.06.2019 07:10

Установите соответствие между организмом и трофической группой, к которой он относится. организмы трофические группы а) холерный вибрион 1) сапротрофы б) бактерия брожения 2) паразиты в) туберкулёзная палочка 3) симбионты г) столбнячная палочка д) сенная палочка е) клубеньковая бактерия


Биология, 14.06.2019 07:00

Выбрать лишнее холерный вибрион, чумная палочка, туберкулезная палочка, дизентерийная амеба


Химия, 21.06.2019 13:50

Оксид натрия 1.не проявляет кислотно-основных свойств 2.проявляет кислотные свойства 3.проявляет основные свойства 4.проявляет амфотерные свойства


Биология, 01.07.2019 01:30

Проявляет свойства живых систем только в чужом организме 1) туберкулезная палочка 2) таежный клещ 3) вирус оспы 4) печеночный сосальщик


Биология, 28.07.2019 18:30

Среди клещей временными кровососущими паразитами являются? 1) триатомовые клопы 2) таежный клещ 3) поселковый клещ 4) клещи рода дермацентор 5) чесоточный клещ


Химия, 05.08.2019 18:00

Гидроксид цинка 1) проявляет только основные свойства 2) проявляет только кислотные свойства 3) проявляет амфотерные свойства 4) не проявляет кислотно-основных свойств


Биология, 08.09.2019 08:50

1болезнетворные бактерии распространяются воздушно капельным путем: а)холерный вибрион б)столбнячная палочка в)палочка-сальмонелла г)туберкулезная палочка 2грибы и бактерии схожи тем, что а)размножаться спорами б)состоят из гифов в)производят кислород для дыхания животных г)являются разрушителями органического вещества.


Биология, 08.09.2019 11:00

Болезнетворные бактерии распространяются воздушно- капельным путём : 1) холерный вибрион 2) столбнячная палочка 3) палочка сальмонелла 4) туберкулезная палочка


Химия, 15.09.2019 00:40

Фтор в реакциях: 1)проявляет свойства только восстановителя 2)проявляет свойства только окислителя 3)может проявлять свойства и окислителя и восстановителя 4)не проявляет окислительно-восстановительных свойств


Биология, 02.11.2019 18:09

Кровь не выполняет функцию переноса газов у этого животного:

постельный клещ
таёжный клещ
креветка
))

У тебя есть свой ответ?

Проявляет свойства живых систем только в чужом организме 1) туберкулезная палочка 2) таежный клещ 3…


Русский язык, 30.08.2019 14:10


Українська мова, 30.08.2019 14:10


Математика, 30.08.2019 14:10


Математика, 30.08.2019 14:10


Алгебра, 30.08.2019 14:10



Русский язык, 30.08.2019 14:10


Окружающий мир, 30.08.2019 14:10


Математика, 30.08.2019 14:10


Русский язык, 30.08.2019 14:10

Вставить пропущенные буквы факты, , слово, точный , странное , министерство , явное , короткое , лицо, под удар, заявку, машину, , заявление, обидеться, населения, пров…

Существенной характеристикой вируса как организма является его способность к размножению — воспроизведению потомства, сходного с родительской формой. Другим важным свойством является обладание наследственностью. Наследственным материалом служит имеющаяся у вируса нуклеиновая кислота — РНК или ДНК.

Кроме того, вирусу, как и прочим организмам, свойственна изменчи­вость. Примером тому может служить изменчивость, проявляющаяся у вируса гриппа A. Каждая пандемия гриппа A в XX в. вызывалась новой разновиднос­тью этого вируса: A0 (испанка) — в 1918 г., А1 (Сингапур) — в 1947 г., A2 (Гон­конг) — в 1968 г., A3 (Виктория) — в 1972 г. Каждая из названных вариаций гриппа A отличалась некоторой сменой белков в капсиде. Наличие изменчи­вости обеспечивает процесс эволюции видов вирусов.

Вирусы, как и все другие организмы, обладают приспособляемостью к изменяющимся условиям окружающей среды (адаптацией). Следует только помнить, что средой для них является организм хозяина. Каждый вирус имеет строго опре­делённый круг хозяев. Этот круг хозяев может быть очень узким, например у группы бактериофагов, паразитирующих только на кишечной палочке, или очень широким, как у вируса бешенства, поражающего всех млекопитающих животных и человека. Кроме того, проявляя свою активность и воспроизве­дение в ядре или в цитоплазме клеток-хозяев — растений, животных или бак­терий, вирусы занимают различные экологические ниши, что свойственно живому миру.


Рис. 21. Семейства вирусов

Впервые вирусы (вирус мозаики табака) были открыты отечественным учёным-ботаником Дмитрием Иосифовичем Ивановским в 1892 г. С тех пор выявлено более 1 000 различных видов. Виды объединяют в роды и семейства. Все вместе их выде­ляют в особое царство живой природы — Вирусы как неклеточную форму жизни. Более 500 разных видов вирусов могут вызывать разнообразные инфекционные заболевания человека. Семейства этих вирусов показаны на рис. 21.

Таким образом, вирусы являются уникальной формой жизни. С одной стороны, вирусы — дискретные (автономные) генетические структуры, кото­рым присущи основные свойства живых организмов: размножение, изменчи­вость, адаптация и способность к эволюции. С другой стороны, вирусы не име­ют таких важнейших свойств живого организма, как метаболизм (обмен ве­ществ и энергии), и не способны к самостоятельной репродукции своей наслед­ственности вне клетки хозяина. Весь цикл репродукции вирусов и их размно­жение происходят в клетке-хозяине и за счёт её метаболических систем.


На этой странице материал по темам:

Открытие вирусов

В 1892 году Д.И. Ивановский (см. Рис. 1), изучая мозаичную болезнь табака (см. Рис. 2), установил, что причиной заболевания является некое инфекционное начало, содержащееся в листьях больных растений, которое проходит через фильтр, задерживающий обыкновенные бактерии. Если профильтрованный сок внести в листья здоровых растений, то они также заболевают мозаичной болезнью.


Рис. 1. Д.И. Ивановский


Рис. 2. Мозаичная болезнь табака

В 1898 году независимо от Ивановского аналогичные результаты получил голландский микробиолог М. Бейеринк. Однако он предположил, что мозаичную болезнь табака вызывают не мельчайшие бактерии, а некое жидкое заразное начало, которое он назвал фильтрующим вирусом.

Размеры вирусов определяются нанометрами (20-200 нм), поэтому их изучение началось после открытия электронного микроскопа. В настоящее время описаны вирусы практически всех групп живых организмов.

Строение вирусов

Вирусы – неклеточные формы жизни. Они состоят (см. Рис. 3) из фрагмента генетического материала (РНК или ДНК), составляющего сердцевину вируса, и защитной оболочки, которая называется капсид. У некоторых вирусов (герпес, грипп) есть дополнительная липопротеидная оболочка – суперкапсид, которая возникает из плазматической мембраны клетки-хозяина.


Рис. 3. Строение вируса

Вирусы не способны к самостоятельной жизнедеятельности. Они могут проявлять свойства живого, только попав в клетку-хозяина. Они используют потенциал и энергию этой клетки для создания своих новых вирусных частиц, следовательно, вирусы являются внутриклеточными паразитами.

Размножение вирусов

Обычно вирус связывается с поверхностью клетки-хозяина и проникает внутрь. Каждый вирус ищет своего хозяина, то есть клетки строго определенного вида. Например, вирус – возбудитель гепатита (желтуха) проникает и размножается только в клетках печени, а вирус эпидемического паротита (свинка) – только в клетках околоушных слюнных желез человека.

Проникнув внутрь клетки-хозяина, вирусная ДНК или РНК начинает взаимодействовать с ее генетическим аппаратом таким образом, что клетка начинает синтезировать белки, свойственные вирусу (см. Рис. 4).


Рис. 4. Схема репродукции вируса

При заражении ретровирусом (например, вирус иммунодефицита человека (ВИЧ)), у которого в качестве генетического материала используется молекула РНК, наблюдается другая картина. При попадании ретровируса в клетку-хозяина происходит обратная транскрипция. То есть на основе вирусной РНК синтезируется вирусная ДНК, которая встраивается в ДНК человека. Такой тип взаимодействия вируса с клеткой называется интегративным, а встроенная в состав хромосомы клетки ДНК вируса называется провирусом. Далее провирус реплицируется (удваивается) в составе хромосомы и переходит в геном дочерних клеток. Однако под влиянием некоторых физических и химических факторов провирус может выщепляться из хромосомы клетки и переходить к продуктивному типу взаимодействия, то есть синтезировать новые вирусные частицы.

При заражении ВИЧ человек чувствует себя здоровым, пока вирусный генетический материал встроен в хромосому человека. Однако при выщеплении этого вирусного генетического материала из клетки она начинает образовывать новые вирусные частицы, вследствие чего развивается смертельное заболевание – синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД).

Вирусы являются возбудителями большого количества заболеваний человека: корь, грипп, оспа, краснуха, энцефалит, свинка, гепатиты, СПИД. Известен также целый ряд заболеваний растений, вызываемых вирусами, например мозаичная болезнь табака, томатов, огурцов или скручивание листьев картофеля. Всего описано около 500 видов вирусов, поражающих клетки позвоночных животных, и около 300 вирусов растений. Некоторые вирусы участвуют в злокачественном перерождении клеток и тем самым провоцируют онкологические заболевания.

ДНК- и РНК-содержащие вирусы

В зависимости от содержащегося генетического материала вирусы подразделяются на ДНК-содержащие и РНК-содержащие.

Одноцепочные РНК-содержащие вирусы подразделяются на:

1. Плюс-нитевые (положительные). Плюс-нить РНК этих вирусов вы­полняет наследственную (геномную) функцию и функцию информационной РНК (иРНК).

2. Минус-нитевые (отрицательные). Минус-нить РНК этих вирусов выпол­няет только наследственную функцию.

К РНК-содержащим вирусам относятся более
вирусов, вызывающих респираторные заболевания, а также вирус гриппа, кори, краснухи, свинки, ВИЧ. Также существует специфическая группа вирусов – арбовирусы, которые переносятся членистоногими.

Двухцепочные ДНК-содержащие вирусы вызывают такие заболевания, как папиллома человека или герпес, гепатит В (гепатит А и гепатит С вызывается РНК-содержащими вирусами).

ДНК-содержащие вирусы поражают также растения. Они вызывают, например, золотую мозаику бобов или полосатость у кукурузы.

Вирус гепатита С

По своему строению вирус гепатита С – это РНК-содержащий вирус, имеющий сферическую форму, сложно устроенный (см. Рис. 5).

В качестве генетического материала такой вирус содержит линейную однонитчатую молекулу РНК.


Рис. 5. Гепатит С

Вопреки бытующим предрассудкам, подцепить вирус гепатита C невозможно через социальные контакты (поцелуи, объятия), через продукты или воду, через грудное молоко. Вы ничем не рискнете, если разделите с носителем вируса трапезу или напитки. Заразиться гепатитом C можно при контакте с кровью инфицированного человека либо половым путем.

В настоящее время для лечения гепатита С используют два препарата: Интерферон альфа и Рибавирин.

Бактериофаги


Рис. 6. Бактериофаг (Источник)

Особую группу вирусов составляют бактериофаги (или просто фаги), которые заражают бактериальные клетки (см. Рис. 6). Фаг укрепляется на поверхности бактерии при помощи специальных ножек и вводит в ее цитоплазму полый стержень, через который проталкивает внутрь клетки свою ДНК или РНК. Таким образом, генетический материал фага попадает внутрь бактериальной клетки, а капсид остается снаружи. В цитоплазме начинается репликация генетического материала фага, синтез его белков, построение капсида и сборка новых фагов. Уже через 10 мин после заражения в бактерии формируются новые фаги, а через полчаса бактериальная клетка разрушается, и из нее выходят около 200 заново сформированных вирусов – фагов, способных заражать другие бактериальные клетки (см. Рис. 7). Некоторые фаги используются человеком для борьбы с болезнетворными бактериями, вызывающими холеру, дизентерию, брюшной тиф.


Рис. 7. Схема размножения бактериофага (Источник)

Список литературы

  1. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология 10-11 класс Дрофа, 2005.
  2. Биология. 10 класс. Общая биология. Базовый уровень / П.В. Ижевский, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина и др. – 2-е изд., переработанное. – Вентана-Граф, 2010. – 224 стр.
  3. Беляев Д.К. Биология 10-11 класс. Общая биология. Базовый уровень. – 11-е изд., стереотип. – М.: Просвещение, 2012. – 304 с.
  4. Агафонова И.Б., Захарова Е.Т., Сивоглазов В.И. Биология 10-11 класс. Общая биология. Базовый уровень. – 6-е изд., доп. – Дрофа, 2010. – 384 с.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

Вопросы для повторения и задания

1. Как устроены вирусы?

2. Каков принцип взаимодействия вируса и клетки?

3. Опишите процесс проникновения вируса в клетку.

4. В чём проявляется действие вирусов на клетку?

5. Используя знания о путях распространения вирусных и бактериальных инфекций, предложите пути предотвращения инфекционных заболеваний.

6. Предложите несколько разных классификаций вирусов. Какие критерии вы положили в основу этих классификаций? Сравните свои классификации и классификации, которые создали ваши одноклассники.

Подумайте! Выполните!

1. Объясните, почему вирус может проявить свойства живого организма, только внедрившись в живую клетку.

2. Почему вирусные заболевания имеют характер эпидемий? Охарактеризуйте меры борьбы с вирусными инфекциями.

3. Выскажите своё мнение о времени появления на Земле вирусов в историческом прошлом, учитывая, что вирусы могут размножаться только в живых клетках.

4. Объясните, почему в середине XX в. вирусы стали одним из главных объектов экспериментальных генетических исследований.

5. Какие сложности возникают при попытках создать вакцину против ВИЧ-инфекции?

6. Объясните, почему перенос вирусами генетического материала от одного организма к другому называют горизонтальным переносом. Как тогда, по вашему мнению, называют передачу генов от родителей детям?

7. В разные годы как минимум семь Нобелевских премий по физиологии и медицине и три Нобелевских премии по химии были вручены за исследования, непосредственно связанные с изучением вирусов. Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, подготовьте сообщение или презентацию о современных достижениях в области исследования вирусов.

Работа с компьютером

Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал и выполните задания.

Вироиды. В природе обнаружены инфекционные агенты гораздо меньше вирусов – вироиды. Они состоят только из молекулы кольцевой РНК и лишены каких-либо оболочек. Самые малые вироиды имеют длину всего 220 нуклеотидов. Вироиды обнаружены в клетках многих растений. Считается, что они представляют собой вырезанные участки иРНК, которые приобрели способность к репликации. При этом они не работают, как иРНК, и не кодируют белки.

Попадая в клетки растений, вироиды вмешиваются в работу генома клетки-хозяина и вызывают серьёзные заболевания растений. Так погибли миллионы кокосовых пальм на Филиппинах во второй половине XX в. Периодически от вироидов серьёзно страдают посадки картофеля, цитрусовых, огурцов, декоративных цветов и других диких и сельскохозяйственных растений. В животных клетках и у человека вироиды пока не обнаружены.

Вирусы и рак. Многие вирусы способны, проникая в клетки организма, встраивать свой геном в геном клетки, вызывая тем самым серьёзные нарушения в работе генетического аппарата нормальных клеток. В результате может произойти превращение нормальной клетки в раковую.

У многих животных (рыб, амфибий, птиц, млекопитающих) обнаружены десятки вирусов, вызывающих раковые заболевания. У человека обнаружены целые группы онковирусов. Полагают, что около 15 % опухолей человека провоцируются вирусной инфекцией.

Повторите и вспомните!

Человек

Иммунитет. Белки или полисахариды вирусов, попадающих в организм, являются антигенами. Антигены – это любые чужеродные вещества, которые при проникновении в организм воспринимаются как генетически чужеродные и вызывают иммунную реакцию. Иммунитетом называют способность организмов защищаться от болезнетворных микроорганизмов, вирусов и иных чужеродных тел и веществ, сохраняя тем самым постоянство своего состава и свойств.

Существует несколько видов иммунитета. Если иммунитет существует или возникает у человека без каких-либо специальных воздействий, его называют естественным. Иммунитет, полученный путём использования медицинских средств, носит название искусственного.

Естественный врождённый иммунитет одинаков у всех особей вида и передаётся по наследству, т. е. генетически закреплён. Так, человек не болеет многими болезнями, которые встречаются у животных. Например, человек никогда не заболеет собачьей чумкой, так же как собака не заболеет гриппом.

Искусственный пассивный иммунитет возникает при введении человеку лечебной сыворотки, которая уже содержит готовые антитела против возбудителя. Это особенно важно в том случае, если заражение уже произошло. Пассивный иммунитет нестойкий, сохраняется в течение 4–6 недель, на протяжении которых антитела постепенно разрушаются.

Ваша будущая профессия

1. Докажите, что базовые знания о процессах, происходящих на молекулярном и клеточном уровнях организации живого, необходимы не только биологам, но и специалистам в других областях естественных наук.

2. Какие профессии в современном обществе требуют знания строения и особенностей жизнедеятельности прокариотических организмов? Подготовьте небольшое (не более 7–10 предложений) сообщение о той профессии, которая вас наиболее впечатлила. Объясните свой выбор.

Глава 3. Организм

Организм – единое целое. Многообразие организмов

Обмен веществ и превращение энергии

Индивидуальное развитие (онтогенез)

Наследственность и изменчивость

Основы селекции. Биотехнология

Мысленно поднимаясь по лестнице уровней организации живой материи, мы приступаем к изучению нового, более высокого уровня – организменного. Организм (от лат. organisme – устраиваю, придаю стройный вид) – это биологическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов, функционирующая как единое целое. Трактуя это определение в широком смысле, организмом можно считать не только отдельного индивидуума, но и семью, популяцию, экосистему. Мир живых существ – это мир биологических систем разного уровня сложности. Но нас с вами на данном этапе интересует более узкое определение этого понятия – организм как отдельная особь.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.