Неклеточные формы жизни вирусы тесты

Группа вопросов: Вирусы.

Вирусы - облигатные внутриклеточные паразиты

Ответ: Выбор из вариантов ответа

Правильный вариант: 1. функционируют только внутри бактерии или эукариот

2. функционируют независимо от местонахождения

3. функционируют в мертвых клетках.

Генетический материал вируса окружен -

Ответ: Выбор из вариантов ответа

Правильный вариант: 1. капсидом

2. клеточной стенкой

3. хитиновой оболочкой

Вирус табачной мозаики называется

Ответ: Выбор из вариантов ответа

Правильный вариант: 1. бактериофагом

Ответ: Выбор из вариантов ответа

Правильный вариант: 1. половым путем

2. бытовым путем

3. через грязные руки

Вирус гриппа состоит из

Ответ: Выбор из вариантов ответа

Правильный вариант: 1. РНК в форме многогранника

3. РНК в форме палочки

ВИЧ относят к к группе ретровирусов, генетическим материалом которого является

Ответ: Выбор из вариантов ответа

Правильный вариант: 1. РНК

ВИЧ уничтожает иинфицирует

Ответ: Выбор из вариантов ответа

Правильный вариант: 2. лимфоциты

Ответ: Установите соответствия

• Вирус оспы - Клетки эпителиальной ткани

• Вирус полиомиелита - Клетки нервной ткани

Ответ: Установите соответствия

• Вирусные заболевания - Бешенство, краснуха

• Бактериальные заболевания - Бубонная чума, брюшной тиф

Выберите книгу со скидкой:


ЕГЭ. Биология. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 155.00 руб.


ЕГЭ. Биология. Словарь-справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 155.00 руб.


350 руб. 188.00 руб.


ОГЭ-2020. Биология. Тренировочные варианты

350 руб. 188.00 руб.


Один день из жизни мозга. Нейробиология сознания от рассвета до заката

350 руб. 674.00 руб.


Биология желания. Зависимость — не болезнь

350 руб. 240.00 руб.


Биология. Большой сборник тренировочных вариантов проверочных работ для подготовки к ВПР. 5 класс

350 руб. 189.00 руб.


ОГЭ. Биология. Большой сборник тематических заданий для подготовки к основному государственному экзамену

350 руб. 197.00 руб.


Биология для абитуриентов: ЕГЭ, ОГЭ и Олимпиады любого уровня сложности в 2-х тт. Том 2: Человек, Генетика, Селекция, Эволюция, Экология

350 руб. 768.00 руб.


Биология для абитуриентов: ЕГЭ, ОГЭ и Олимпиады любого уровня сложности, в 2-х тт. Том 1: Основы классификации, Клетка, Вирусы, Растения, Животные

350 руб. 768.00 руб.


ЕГЭ. Биология. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 197.00 руб.


350 руб. 205.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




Тест составлен с использованием УМК Захарова В.Б и соответствует образовательным стандартам, является необходимым дополнением к программе тренировки навыков, выполнения заданий в тестовой форме для успешного прохождения ЕГЭ, оперативно проверять свои знания, подготовиться к контрольным и проверочным работам. Содержание соответствует теме "Неклеточные формы жизни. Вирусы"

  • Алексеева Ирина МихайловнаНаписать 0 23.05.2019

Номер материала: ДБ-599264

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р


Спикер: Анна Быкова (#лениваямама)

    23.05.2019 394
    23.05.2019 117
    23.05.2019 371
    23.05.2019 214
    23.05.2019 279
    23.05.2019 147
    23.05.2019 107
    23.05.2019 142

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:


Список вопросов теста

Укажите ученого, который открыл вирус.

  • Луи Пастер
  • Мартин Бейеринк
  • Дмитрий Ивановский
  • Антони ван Левенгук

Какие вирусы имеют в своем составе суперкапсид?

  • все
  • простоорганизованные
  • сложноорганизованные

Как называются клетки в которых репродуцируются вирусы?

  • клетки-мишени
  • клетки-хозяева
  • клетки-жертвы
  • бактериофаги

Генетический материал вируса может быть представлен.

  • только ДНК
  • только РНК
  • РНК и ДНК
  • либо РНК, либо ДНК

Что показано на рисунке стрелкой?


  • нуклеокапсид
  • капсид
  • белковый матрикс
  • рецептор

Как называется белковая оболочка, которая окружает нуклеиновую кислоту?

  • капсид
  • нуклеокапсид
  • капсомер
  • вирион

Как называется зрелая сформированная вирусная частица?

Что показано на рисунке стрелкой?


  • капсид
  • нуклеокапсид
  • белковый матрикс
  • липидная мембрана

Установите последовательность репродукции вирусов.

  • прикрепление вируса
  • проникновение вируса
  • лишение оболочки вируса
  • репликация генетического материала
  • самосборка вируса
  • выход вируса из клетки

Выберите верные утверждения.

  • генетический материл бактериофагов защищает белковая оболочка - капсид
  • бактериофаг полностью проникает в бактериальную клетку
  • в бактериальную клетку проникает только нуклеиновая кислота бактериофага
  • сборка новых бактериофагов происходит вне бактериальной клетки

Получите комплекты видеоуроков









Комментарии 0

Как работать с тестами?











5 балльная

Введите номер теста


Лицензия на право ведения образовательной деятельности №5251 от 25.08.2017 г.


Правообладатель товарного знака “Мультиурок”, свидетельство №660396


Проверочная работа для учеников 9-11 классов

Скачать:

Вложение Размер
virusy.docx 19.23 КБ

Предварительный просмотр:

Проверочная работа по теме Вирусы". Вариант № 1

1. Вирусы открыл:

а- Виноградский б- Павлов в- Ивановский г- Вернадский

2. Клеточного строения не имеют:

А- сине-зеленые водоросли( цианеи)

3. Вирус нарушает жизнедеятельность клетки-хозяина потому, что:

А- разрушает клеточную мембрану

Б- клетка теряет способность к репродукции

В- разрушает митохондрии в клетке хозяина

Г- ДНК фага осуществляет синтез собственных молекул белка.

4. Вирусы размножаются:

а- только в клетке хозяина

в- варианты а и б

г- не способны у размножению.

5.Какой вирус нарушает работу иммунной системы человека?
а- полиомиелита

6. Какие формы жизни занимают промежуточное положение между телами живой и неживой природы?
а- вирусы;
б- бактерии;
в- лишайники;
г- грибы.

7. Вирусные частицы называются
а- вибрионы;
б- вирионы;
в- эмбрионы;
г- гаметы.

8. Капсид – это:
а- цитоплазма вируса;
б- ДНК вируса;
в- оболочка вируса;
г- ферменты вируса.

9. Выберите НЕВЕРНОЕ утверждение о биологической роли вирусов. Вирусы

а- являются одними из главных патогенов человека

б- грают важную роль как редуценты

в- переносят гены одних биологических видов к другим

г- размножаются внутри клеток хозяина

10. Установите соответствие между признаком объекта и формой жизни, для которой он характерен.
ПРИЗНАК ОБЪЕКТА ФОРМА ЖИЗНИ
А) наличие рибосом
Б) отсутствие плазматической мембраны 1) неклеточная (вирусы)
В) не имеют собственного обмена веществ
Г) большинство гетеротрофы 2) клеточная (бактерии)
Д) размножение только в клетках хозяина
Е) размножение делением клетки

1. Бактериофаг – это:

А- вирус, поражающий бактерии

Б- простейшее, питающееся бактериями

В- вирус, поражающий животных

Г- вирус, поражающий грибы.

2. Вирусы относятся к доклеточным организмам потому , что они:

а- не содержат ядра

б- не способны к самостоятельному обмену веществ

в- являются паразитами

г- не способны размножатся.

а- неклеточная форма жизни

б- древние эукариоты

в- примитивные бактерии

4 . Вирусы были открыты в:
а- 1828 году
б- 1865 году
в- 1892 году
г- 1900 году

5 . Какое из перечисленных заболеваний человека вызвано неклеточными формами жизни?
а- оспа
б- туберкулез
в- дизентерия
г-холера

6. Неклеточная форма жизни, состоящая из молекул ДНК или РНК, заключенных в белковую оболочку, -
а) бактерия гниения;
б) бактерия сапротроф;
в) вирус;
г) одноклеточная водоросль.

7. Вирусы, проникая в клетку хозяина,
а) питаются рибосомами;
б) отравляют её своими продуктами жизнедеятельности;
в) воспроизводят свой генетический материал;
г) поселяются в митохондриях.

8. Первой защитной реакцией клеток человека и животных на заражение вирусом является синтез специальных противовирусных белков, подавляющих развитие вируса в этой клетке и делающих невосприимчивыми к нему соседние. Эти белки называются

9. Вирусы состоят из

а- белков и нуклеиновой кислоты

б- целлюлозы и белков

г- ядра и цитоплазмы

10. Установите последовательность жизненного цикла бактериофага.

А Встраивание ДНК Бактериофага в клетку-хозяина

Б Синтез вирусных ДНК и белков в клетке бактериофага

В прикрепление бактериофага к оболочке бактерии

Г проникновение бактериофага в клетку бактерии

Д выход бактериофага из клетки, заражение других

I вариант.

1. Зная, что некоторые вирусы проникают в организм человека через слизистые оболочки, верно ли утверждение, что вирус может проникнуть в организм человека через слизистую глаз?
а) верно
б) неверно +

2. Кто впервые обнаружил вирусы?
а) Галилео Галилей
б) Мартин Бейеринк
в) Дмитрий Ивановский +

3. ВИЧ относится к …
а) ДНК-содержащим
б) РНК-содержащим +

4. Вирусы гриппа живут в окружающей среде
а) несколько минут
б) несколько часов +

5.Верны ли утверждения:
1. ВИЧ передается через средства личной гигиены: полотенца, салфетки, мыло и т.п.
2. Некоторые вирусы способны размножаться самостоятельно, вне живой клетки.
а) Верно только первое утверждение
б) Верно только второе утверждение
в) Оба утверждения верны
г) Оба утверждения неверны +

6. Вирусы – это …
а) неклеточная форма жизни +
б) древнейшие эукариоты
в) примитивные бактерии

7. Вирусы размножаются
а) только в клетке хозяина +
б) самостоятельно, вне клеток хозяина
в) оба варианта верные

8. Наука, изучающая вирусы:
а) цитология
б) эпидемиология
в) вирусология +

9. Синтез вирусного белка осуществляется
а) на собственных рибосомах вируса
б) на рибосомах клетки-хозяина +
в) на лизосомах клетки-хозяина

10. Что используется для лечения и профилактики вирусных заболеваний?
а) Ферменты
б) Гормоны
в) Витамины
г) Антитела +

11. Вирусами вызываются следующие болезни человека:
а) дифтерия, чума, холера, СПИД
б) СПИД, грипп, герпес +
в) герпес, ангина, бешенство, дизентерия

12. Жизненный цикл инфекции, заканчивающийся быстрой гибелью клетки-хозяина называется:
а) литический. +
б) лизогенный;
в) непермиссивный;
г) сложный;

13. Структура генома вируса гепатита:
а) Линейный дуплекс;
б) Частично одноцепочечная кольцевая ДНК; +
в) Одноцепочечное кольцо;
г) Одноцепочечная молекула.

14. Двунитевый (±) РНК-геном характерен для:
а) вируса табачной мозайки;
б) ретровирусов;
в) ретроидных вирусов.
г) реовирусов; +

15 Репликация ретроидных вирусов осуществляется по схеме:
а) ДНК→РНК→ДНК; +
б) РНК→РНК;
в) РНК→ДНК→РНК;
г) ДНК→ДНК.

16. Жизненный цикл, при котором молекулы ДНК фага встраиваются в кольцевую хромосому клетки хозяина называется:
а) лизогенный. +
б) пермиссивный;
в) литический;
г) сложный;

17.Однонитевый (+) РНК-геном характерен для вируса:
а) гепатита;
б) гриппа;
в) иммунодефицита человека;
г) табачной мозайки. +

18.К опухолевым ДНК-вирусам относят:
а) ретровирусы;
б) ретроидные вирусы;
в) реовирусы;
г) паповавирусы. +

19.Однонитевый (-) РНК-геном характерен для вируса:
а) гриппа; +
б) полиомелита;
в) клещевого энцефалита;
г) табачной мозайки.

20.Животная клетка, в которой ДНК-вирус размножается литическим путем называется:
а) пермиссивной; +
б) плазмидой;
в) непермиссивной;
г) профагом.

II вариант.

1.Диплоидность генома характерна для:
а) реовирусов;
б) ретровирусов; +
в) ретроидных вирусов;
г) вируса гриппа .

2. На основе какого фага сконструировано множество разных векторов:
а) Х174;
б) Т4;
в) λ; +
г) М13 .

3.Фермент, необходимый для внедрения вируса ВИЧ :
а) интеграза; +
б) лигаза;
в) рестриктаза;
г) гираза.

4.Инкубационный период для ВИЧ длится:
а) от 3-х недель до 3-х месяцев; +
б) до года;
в) до пяти лет;
г) больше 10 лет .

5.Высокая генетическая изменчивость характерна для возбудителей:
а) табачной мозайки;
б) кори;
в) менингита;
г) СПИДа . +

6.Препарат, тормозящий обратную транскриптазу:
а) генферон;
б) азотимидин; +
в) арпетол;
г) пентаксим.

7.Вирус ВИЧ поражает клетки:
а) эритроциты;
б) тромбоциты;
в) лимфоциты; +
г) эозиофиллы .

8.Фаг, паразитирующий в кишечных палочках:
а) М13; +
б) Х174;
в) Т4;
г) λ.

9.Структура генома реовируса:
а) 10 разных двуцепочечных молекул; +
б) 8 разных двуцепочечных молекул;
в) одноцепочечная молекула;
г) одноцепочечный диплоидный геном.

10. Фермент, способный синтезировать молекулы РНК без участия ДНК:
а) транспираза;
б) репликаза; +
в) рестриктаза;
г) лиаза.

11.Двунитиевый геном характерен для:
а) ретровирусы;
б) ретроидные вирусы;
в) реовирусы; +
г) паповирусы.

12.К ДНК-содержащим вирусам относят:
а) вирус гриппа;
б) ретровирус;
в) реовирус;
г) вирус осповакцины. +

13.К РНК-содержащим вирусам относят:
а) вирус герпеса;
б) полиовирус; +
в) фаг М13;
г) вирус гепатита.

15. Функции капсида:
а) защитная;+
б) обеспечение прикрепления вируса к поверхности клеточной мембраны;+
в) обеспечение вируса питательными веществами;
г) создание оптимального давления.

16. При чем развивается хроническая инфекция?
а) пермиссивном ж.ц.;
б) литическом ж.ц.;
в) сложном ж.ц.;
г) лизогенном ж.ц. +

17. Вирусы являются облигатными паразитами. Почему?
а) могут функционировать только в эукариотической клетке;
б) способны размножаться вне клетки;
в) не способны функционировать вне клетки;+
г) могут функционировать только в бактериальной клетке.

18. Чем вирусы похожи на живые организмы?
а) имеют свой набор генов и эволюционируют путём естественного отбора;+
б) способны размножаться, создавая собственные копии путём самосборки;+
в) имеют митохондрии для синтеза молекул АТФ;
г) имеют собственный обмен веществ.

19. Внутри каждого вириона находится:
а) гликоген;
б) ДНК или РНК;+
в) молекулы АТФ;
г) ферменты.

20. Из чего состоит капсид?
а) углеводов;
б) целлюлозы;
в) белков;+
г) минеральных веществ.

1. Дайте определения понятий.
Капсид – защитная белковая оболочка вируса.
Бактериофаг – вирус, инфицирующий бактерий.
Ретровирус – вирус, генетическим материалом является РНК.

2. Изобразите схематично строение вируса и подпишите его части.


3. Какое место занимают вирусы в системе органического мира?
Вирусы – неклеточная форма жизни. Занимают промежуточное положение между живой и неживой материей, т.к. совмещают в себе признаки живых организмов и неживой природы. Являются внутриклеточными паразитами.

4. Пользуясь материалом § 2.11 и рисунком 42 на с. 80, опишите жизненный цикл бактериофага.
1)Фаг приближается к бактерии, и хвостовые нити связываются с рецепторными участками на поверхности бактериальной клетки.
2)Нуклеиновая кислота вируса (ДНК или РНК) вводится внутрь бактериальной клетки.
3)Нуклеиновая кислота фага кодирует синтез ферментов фага; инактивируется ДНК и РНК хозяина, а ферменты фага совсем расщепляют ее; НК фага подчиняет себе клеточный аппарат.
5)Нуклеиновая кислота фага реплицируется и кодирует синтез новых белков оболочки.
6) Образуются новые частицы фага в результате самосборки белковой оболочки вокруг
фаговой нуклеиновой кислоты.
7)Клетка лопается; высвобождаются новые фаги, которые инфицируют другие бактерии.

5. В чем особенность жизненного цикла вируса иммунодефицита человека?
Вирус СПИДА – ВИЧ – является ретровирусом. Генетический материал его – РНК. Поражает ВИЧ клетки иммунной системы. При попадании в клетку-хозяина происходит обратная транскрипция, при которой на основе вирусной РНК синтезируется ДНК, которая затем встраивается в клетку-хозяина (в ДНК клетки-хозяина). Затем при делении клетки одновременно с копированием клеточной ДНК копируется и вирусная ДНК. Через определенное время клетки начинают синтезировать вирусные РНК и белки, из которых собираются вирусные частицы.
ВИЧ таким образом уничтожает лимфоциты – Т-хелперы. В результате иммунная система человека разрушается.

7. Укажите основные меры профилактики заражения ВИЧ.
Избегать случайных половых связей.
Использовать презерватив при половых контактах
В больницах, поликлиника, косметологических кабинетах пользоваться только одноразовыми шприцами, а инструменты многоразового применения тщательно
стерилизовать.
Донорскую кровь проверять на наличие антител к ВИЧ.

9. Объясните, в чем заключается эволюционная роль вирусов в природе.
Вирусы корректируют ход эволюции. Вирусы с помощью пандемий истребляют и ослабляют определенные фенотипы, которые больше не участвуют в процессе эволюции.
Около 20% генетического материала человека привнесено вирусами. Иногда вирусные гены становятся клеточными генами.
Вирусы могут не только изменять генетический аппарат клетки, но и осуществлять обмен генетической информацией в пределах вида и между разными группами организмов. В условиях меняющейся внешней среды это мощный эволюционный механизм. То есть, вирусы стимулируют эволюционные процессы в биосфере.

11. Выберите правильный ответ.
Тест 1.
Вирус иммунодефицита человека отличается от холерного вибриона:
3) отсутствием ДНК;

Тест 2.
Клеточного строения не имеют:
4) вирусы.

12. Установите соответствие между вирусами и клетками, которые они инфицируют.
Вирусы
1. Бактериофаг
2. Вирус табачной мозаики
3. Вирус оспы
4. Вирус полиомиелита
5. ВИЧ
Клетки, которые они инфицируют
A. Клетки растения табака
Б. Лейкоциты
B. Клетки нервной ткани
Г. Бактерии
Д. Эпителиальные клетки


13. Объясните происхождение и общее значение слова (термина), опираясь на значение корней, его составляющих.


14. Выберите термин и объясните, насколько его современное значение соответствует первоначальному значению его корней.
Выбранный термин – бактериофаг.
Соответствие – термин не совсем соответствует первоначальному значению. Бактериофаг – вирус, поражающий бактерии, но не пожирающий их.

15. Сформулируйте и запишите основные идеи § 2.11.
Вирусы – неклеточная форма жизни. Вирусы вызывают болезни, часто неизлечимые. Но в то же время вирусы важны для эволюционного процесса, так как стимулируют его, привносят новую генетическую информацию в клетки.
Есть вирусы РНК- и ДНК-содержащие. Первые называют ретровирусами. К ним относится ВИЧ. При попадании ретровируса в клетку-хозяина происходит обратная транскрипция, при которой на основе вирусной РНК синтезируется ДНК, которая затем встраивается в клетку-хозяина.
Различают бактериофаги – вирусы, поражающие бактерий, вирусы человека, растений и животных.
Вирусная частица состоит из белковой оболочки (капсида) и нуклеиновой кислоты (РНК или ДНК) внутри.

Вопрос 1. Как устроены вирусы?
Вирусы — это неклеточная форма жизни. Они имеют очень простое строение. Каждый вирус состоит из нуклеиновой кислоты (РНК или ДНК) и белка. Нуклеиновая кислота представляет собой генетический материал вируса; она окружена защитной оболочкой — капсидом. Капсид состоит из белковых молекул и обладает высокой степенью симметрии, имея, как правило, спиральную или многогранную форму. Кроме нуклеиновой кислоты внутри капсида могут находиться собственные ферменты вируса. Примером может служить вирус табачной мозаики
(рис. 3).


Рис.3. Вирус табачной мозаики

Его оболочка содержит всего один вид белка с небольшой молекулярной массой.
Сложно организованные вирусы имеют дополнительную оболочку, белковую или липопротеиновую. Иногда в наружных оболочках сложных вирусов помимо белков содержатся углеводы. Примером сложно организованных вирусов служат возбудители гриппа (рис. 4) и герпеса (рис. 5).


Рис.4. Вирус гриппа и вирус герпеса


Рис.5. Вирус герпеса

Их наружная оболочка является фрагментом ядерной или цитоплазмптической мембраны клетки-хозяина, из которой вирус выходит во внеклеточную среду. К сложноорганизованным вирусам относятся вирусы гриппа и ВИЧ, они также имеют дополнительную оболочку, образованную из клеточной мембраны хозяина.

Вопрос 2. Каков принцип взаимодействия вируса и клетки?
Вирус функционирует как внутриклеточный паразит. Он внедряется в клетку, блокирует в ней обмен веществ и использует ее ресурсы (ферменты, запасные вещества) для собственного размножения. Некоторые вирусы способны встраиваться в ДНК хозяина и переходить в скрытое состояние, в течение длительного времени никак не выдавая своего присутствия. В такой форме вирусы даже способны передаваться потомству хозяина.

Вопрос 5. Используя знания о путях распространения вирусных и бактериальных инфекций, предложите пути предотвращения инфекционных заболеваний.
Если заболевание широко распространено на данной территории, целесообразно провести вакцинацию населения. Необходим постоянный медицинский контроль, чтобы быстро обнаружить вспышку заболевания и предотвратить его распространение. Многие инфекции передаются воздушно-капельным путем (например, вирус гриппа). Во время вспышек таких заболеваний имеет смысл использовать ватномарлевые повязки или респираторы.
Есть возбудители заболеваний, которые передаются через предметы обихода, пищу и воду. К ним относятся вирус гепатита А, холерный вибрион, чумная палочка и многие другие. Чтобы избежать заражения, необходимо соблюдать правила личной гигиены: мыть руки перед едой, не пользоваться чужими личными вещами (полотенцем, зубной щеткой), мыть фрукты и овощи, избегать контакта с больными. Необходим постоянный санитарный контроль состояния источников воды и пищевых продуктов, а также дезинфекция помещений, стерилизация инструментов и перевязочного материала.
Существуют заболевания, передающиеся через кровь и другие жидкости тела, в частности ВИЧ и вирус гепатита С. В группы риска по таким заболеваниям попадают наркоманы (часто шприцы используются больше одного раза) и лица, практикующие беспорядочные незащищенные половые контакты. Пока не существует эффективных методов лечения таких заболеваний, поэтому лучшим способом защиты является соблюдение следующих мер предосторожности:
• следует избегать случайных половых связей, а при контактах изолировать себя при помощи презерватива;
• в медицине и косметологии необходимо использовать одноразовые шприцы и тщательно стерилизовать инструменты многоразового использования;
• донорскую кровь следует обязательно проверять на наличие вирусов.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.