Маглыш каревский биология 11 класс вирусы параграф

Биология, 11 класс, Маглыш С.С., Каревский А.Е., 2010.

Дорогие друзья! Вы приступаете к изучению завершающего раздела школьного курса биологии, очень важного для формирования правильного и целостного представления о существовании жизни на Земле. В рамках данного курса вам предстоит получить основы экологических знаний. Они помогут вам понять законы существования живой природы на разных уровнях ее организации. На конкретных примерах вы сможете познакомиться с экологическими последствиями хозяйственной деятельности человека, многие из которых в настоящее время являются глобальными экологическими проблемами. Решать эти проблемы предстоит нынешнему и будущим поколениям людей, а значит и вам. Зная и соблюдая законы природы, человек сможет сохранить равновесие в биосфере и обеспечить потомкам будущее. Материал учебного пособия состоит из семи глав, главы разделены на параграфы. В тексте параграфов выделяются ключевые изучаемые вопросы, главные понятия и их определения. Мелким шрифтом дается дополнительный материал, позволяющий расширить и углубить знания — он обозначается знаком. После основного текста параграфа на цветной плашке приводится главная информация по изучаемому материалу (выводы), на которую надо обратить особое внимание и запомнить ее. К этому призывает знак ! (обратите внимание — это важно!).


Организм и среда. Уровни организации живых систем.
Уровни организации живых систем. Живая природа представляет собой сложноорганизованную соподчиненную (иерархичную) систему, состоящую из разных биологических систем (биосистем). Биологическая система (биосистема) — биологический объект, состоящий из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов и обладающий свойствами целостности, относительной устойчивости, а также способностью к развитию, самовоспроизведению и приспособлению к внешней среде. Свойства каждой биосистемы не сводятся к сумме свойств ее элементов (подсистем), они значительно сложнее и разнообразнее. Их нельзя точно предсказать. исходя из свойств подсистем, так как свойства системы зависят от степени сложности ее строения, т. е. от уровня организации самой системы. По мере усложнения уровня организации увеличивается многообразие свойств и характеристик биосистемы. На основании особенностей проявления свойств живого выделяют несколько уровней организации жизни.

Первый уровень — молекулярный. Элементарными единицами этого уровня являются биомолекулы: нуклеиновые кислоты, белки, липиды, углевода и другие органические соединения, которые вступают во взаимодействие между собой и формируют более сложные системы. Этот уровень организации жизни изучают молекулярная биология и биологическая химия. Следующим уровнем организации жизни является клеточный уровень Элементарные единицы этого уровня — клетки. Их структурными элементами выступают компоненты, состоящие из взаимосвязанных биомолекул. Клетку как структурную и функциональную единицу жизни изучает наука цитология. Клетки, взаимодействуя, формируют ткани, из которых образуются органы. Органы и ткани представляют органно-тканевой уровень организации жизни. Ткани изучает гистология, а органы — анатомия и физиология.

СОДЕРЖАНИЕ
От авторов
Глава 1. Организм и среда
§ 1. Уровни организации живых систем. Экология как наука
§ 2. Факторы среды и их классификация
§ 3. Закономерности действия факторов среды на организм
§ 4. Взаимодействие экологических факторов. Лимитирующий фактор
§ 5. Свет в жизни организмов
§ 6. Температура как экологический фактор
§ 7. Влажность как экологический фактор
§ 8. Понятие о среде жизни. Водная среда
§ 9. Наземно-воздушная и почвенная среды жизни
§ 10. Живой организм как среда жизни
Глава 2. Вид и популяция
§ 11. Понятие вида. Критерии вида
§ 12. Свойства популяции
§ 13. Структура популяции
§ 14. Динамика численности популяций и ее регуляция
Глава 3. Экосистемы
§ 15. Биоценоз и биотоп. Связи популяций в биоценозах
§ 16. Видовая структура биоценоза
§ 17. Пространственная структура биоценоза
§ 18. Экосистема. Биогеоценоз. Структура экосистемы
§ 19. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды
§ 20. Продуктивность экосистем
§ 21. Биотические взаимоотношения популяции в экосистемах
§ 22. Динамика экосистем
§ 23. Агроэкосистемы и их особенности
Глава 4. Эволюция органического мира
§ 24. Основные гипотезы происхождения жизни
§ 25. Общая характеристика теории эволюции Ч. Дарвина
§ 26. Теория искусственного отбора
§ 27. Движущие силы и основные результаты эволюции по Ч. Дарвину
§ 28. Популяция — элементарная единица эволюции. Предпосылки эволюции
§ 29. Движущие силы эволюции
§ 30. Приспособления — основной результат эволюции
§ 31. Видообразование. Факторы и способы видообразования
§ 32. Общая характеристика синтетической теории эволюции
§ 33. Макроэволюция. Основные доказательства эволюции
§ 34. Прогресс и регресс в эволюции. Пути достижения биологического прогресса
§ 35. Способы осуществления эволюционного процесса
§ 36. Классификация организмов. Принципы систематики. Современная биологическая система
§ 37. Вирусы
Глава 5. Происхождение и эволюция человека
§ 38. Формирование представлений об эволюции человека. Место человека в зоологической системе
§ 39. Предшественники человека. Древние и ископаемые люди современного типа
§ 40. Роль биологических и социальных факторов в эволюции человека
§ 41. Человеческие расы. Эволюция человека на современном этапе
Глава 6. Поведение как результат эволюции
§ 42. Поведение как форма адаптации организмов
§ 43. Инстинктивное и общественное поведение животных
§ 44. Поведение человека
Глава 7. Биосфера — живая оболочка планеты
§ 45. Понятие биосферы. Границы биосферы
§ 46. Компоненты биосферы. Функции живого вещества
§ 47. Круговорот веществ в биосфере
§ 48. Основные этапы развития биосферы
§ 49. Влияние хозяйственной деятельности человека на биосферу
§ 50. Угроза экологических катастроф и их предупреждение
§ 51. Заповедное дело и охрана природы
§ 52. Рациональное природопользование
Словарь основных терминов и понятий.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Биология, 11 класс, Маглыш С.С., Каревский А.Е., 2010 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Открытие вирусов

В 1892 году Д.И. Ивановский (см. Рис. 1), изучая мозаичную болезнь табака (см. Рис. 2), установил, что причиной заболевания является некое инфекционное начало, содержащееся в листьях больных растений, которое проходит через фильтр, задерживающий обыкновенные бактерии. Если профильтрованный сок внести в листья здоровых растений, то они также заболевают мозаичной болезнью.


Рис. 1. Д.И. Ивановский


Рис. 2. Мозаичная болезнь табака

В 1898 году независимо от Ивановского аналогичные результаты получил голландский микробиолог М. Бейеринк. Однако он предположил, что мозаичную болезнь табака вызывают не мельчайшие бактерии, а некое жидкое заразное начало, которое он назвал фильтрующим вирусом.

Размеры вирусов определяются нанометрами (20-200 нм), поэтому их изучение началось после открытия электронного микроскопа. В настоящее время описаны вирусы практически всех групп живых организмов.

Строение вирусов

Вирусы – неклеточные формы жизни. Они состоят (см. Рис. 3) из фрагмента генетического материала (РНК или ДНК), составляющего сердцевину вируса, и защитной оболочки, которая называется капсид. У некоторых вирусов (герпес, грипп) есть дополнительная липопротеидная оболочка – суперкапсид, которая возникает из плазматической мембраны клетки-хозяина.


Рис. 3. Строение вируса

Вирусы не способны к самостоятельной жизнедеятельности. Они могут проявлять свойства живого, только попав в клетку-хозяина. Они используют потенциал и энергию этой клетки для создания своих новых вирусных частиц, следовательно, вирусы являются внутриклеточными паразитами.

Размножение вирусов

Обычно вирус связывается с поверхностью клетки-хозяина и проникает внутрь. Каждый вирус ищет своего хозяина, то есть клетки строго определенного вида. Например, вирус – возбудитель гепатита (желтуха) проникает и размножается только в клетках печени, а вирус эпидемического паротита (свинка) – только в клетках околоушных слюнных желез человека.

Проникнув внутрь клетки-хозяина, вирусная ДНК или РНК начинает взаимодействовать с ее генетическим аппаратом таким образом, что клетка начинает синтезировать белки, свойственные вирусу (см. Рис. 4).


Рис. 4. Схема репродукции вируса

При заражении ретровирусом (например, вирус иммунодефицита человека (ВИЧ)), у которого в качестве генетического материала используется молекула РНК, наблюдается другая картина. При попадании ретровируса в клетку-хозяина происходит обратная транскрипция. То есть на основе вирусной РНК синтезируется вирусная ДНК, которая встраивается в ДНК человека. Такой тип взаимодействия вируса с клеткой называется интегративным, а встроенная в состав хромосомы клетки ДНК вируса называется провирусом. Далее провирус реплицируется (удваивается) в составе хромосомы и переходит в геном дочерних клеток. Однако под влиянием некоторых физических и химических факторов провирус может выщепляться из хромосомы клетки и переходить к продуктивному типу взаимодействия, то есть синтезировать новые вирусные частицы.

При заражении ВИЧ человек чувствует себя здоровым, пока вирусный генетический материал встроен в хромосому человека. Однако при выщеплении этого вирусного генетического материала из клетки она начинает образовывать новые вирусные частицы, вследствие чего развивается смертельное заболевание – синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД).

Вирусы являются возбудителями большого количества заболеваний человека: корь, грипп, оспа, краснуха, энцефалит, свинка, гепатиты, СПИД. Известен также целый ряд заболеваний растений, вызываемых вирусами, например мозаичная болезнь табака, томатов, огурцов или скручивание листьев картофеля. Всего описано около 500 видов вирусов, поражающих клетки позвоночных животных, и около 300 вирусов растений. Некоторые вирусы участвуют в злокачественном перерождении клеток и тем самым провоцируют онкологические заболевания.

ДНК- и РНК-содержащие вирусы

В зависимости от содержащегося генетического материала вирусы подразделяются на ДНК-содержащие и РНК-содержащие.

Одноцепочные РНК-содержащие вирусы подразделяются на:

1. Плюс-нитевые (положительные). Плюс-нить РНК этих вирусов вы­полняет наследственную (геномную) функцию и функцию информационной РНК (иРНК).

2. Минус-нитевые (отрицательные). Минус-нить РНК этих вирусов выпол­няет только наследственную функцию.

К РНК-содержащим вирусам относятся более
вирусов, вызывающих респираторные заболевания, а также вирус гриппа, кори, краснухи, свинки, ВИЧ. Также существует специфическая группа вирусов – арбовирусы, которые переносятся членистоногими.

Двухцепочные ДНК-содержащие вирусы вызывают такие заболевания, как папиллома человека или герпес, гепатит В (гепатит А и гепатит С вызывается РНК-содержащими вирусами).

ДНК-содержащие вирусы поражают также растения. Они вызывают, например, золотую мозаику бобов или полосатость у кукурузы.

Вирус гепатита С

По своему строению вирус гепатита С – это РНК-содержащий вирус, имеющий сферическую форму, сложно устроенный (см. Рис. 5).

В качестве генетического материала такой вирус содержит линейную однонитчатую молекулу РНК.


Рис. 5. Гепатит С

Вопреки бытующим предрассудкам, подцепить вирус гепатита C невозможно через социальные контакты (поцелуи, объятия), через продукты или воду, через грудное молоко. Вы ничем не рискнете, если разделите с носителем вируса трапезу или напитки. Заразиться гепатитом C можно при контакте с кровью инфицированного человека либо половым путем.

В настоящее время для лечения гепатита С используют два препарата: Интерферон альфа и Рибавирин.

Бактериофаги


Рис. 6. Бактериофаг (Источник)

Особую группу вирусов составляют бактериофаги (или просто фаги), которые заражают бактериальные клетки (см. Рис. 6). Фаг укрепляется на поверхности бактерии при помощи специальных ножек и вводит в ее цитоплазму полый стержень, через который проталкивает внутрь клетки свою ДНК или РНК. Таким образом, генетический материал фага попадает внутрь бактериальной клетки, а капсид остается снаружи. В цитоплазме начинается репликация генетического материала фага, синтез его белков, построение капсида и сборка новых фагов. Уже через 10 мин после заражения в бактерии формируются новые фаги, а через полчаса бактериальная клетка разрушается, и из нее выходят около 200 заново сформированных вирусов – фагов, способных заражать другие бактериальные клетки (см. Рис. 7). Некоторые фаги используются человеком для борьбы с болезнетворными бактериями, вызывающими холеру, дизентерию, брюшной тиф.


Рис. 7. Схема размножения бактериофага (Источник)

Список литературы

  1. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология 10-11 класс Дрофа, 2005.
  2. Биология. 10 класс. Общая биология. Базовый уровень / П.В. Ижевский, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина и др. – 2-е изд., переработанное. – Вентана-Граф, 2010. – 224 стр.
  3. Беляев Д.К. Биология 10-11 класс. Общая биология. Базовый уровень. – 11-е изд., стереотип. – М.: Просвещение, 2012. – 304 с.
  4. Агафонова И.Б., Захарова Е.Т., Сивоглазов В.И. Биология 10-11 класс. Общая биология. Базовый уровень. – 6-е изд., доп. – Дрофа, 2010. – 384 с.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.













Описание презентации по отдельным слайдам:

История исследования вирусов В 1892 году русский ученый Дмитрий Иосифович Ивановский, изучил мо-заичную болезнь табака После проведения эксперимента Ивановский пришел к выводу, что заболевание вызывают очень маленькие существа. Позже их назвали вирусами, что значит - яд. Долгое время частицы были неуловимы, поскольку очень малы. Разглядеть их удалось лишь с изобретением микроскопа.

Строение вирусов Каждая вирусная частица состоит из РНК или ДНК, заключенной в белковую оболочку, которую называют капсидом. Сложно организованные вирусы имеют дополнительную оболочку —белковую или липопротеиновую.

Схема строения вирусов 1 - сердцевина (однонитчатая РНК); 2 - белковая оболочка (капсид); 3 - дополнительная липопротеидная оболочка; 4 - капсомеры (структурные части капсида).

Размеры вирусов Мельчайшие живые организмы Размеры варьируют от 20 до 300нм В среднем в 50 раз меньше бактерий Нельзя увидеть с помощью светового микроскопа Проходят через фильтры, не пропускающие бактерий

Диаграмма, характеризующая сравнительные размеры микроорганизмов

Свойства вирусов Не имеют клеточного строения Способны жить и воспроизводиться, паразитируя внутри других клеток. Большинство вызывает болезни Устроены очень просто Находятся на границе живого и неживого Каждый тип вируса распознает и инфицирует лишь определенные типы клеток

Классификация вирусов Вирусы Простые (белковая оболочка – капсид и ДНК или РНК ) Вирус табачной мозаики Сложные (белковая оболочка - капсид и мембрана из молекул углеводов и липидов и ДНК или РНК) Вирус гриппа

Классификация вирусов Вирусы ДНК-содержащие Вирус оспы Вирус герпеса РНК-содержащие Вирус бешенства Вирус кори Вирус гриппа Вирус СПИДа Не имеющие оболочки Иридовирусы Аденовирусы

Многообразие строения вирусов Герпес Грипп Табачная мозаика Бактериофаг Полиомиелит Аденовирус

Роль вирусов в природе Вирусы играют важную роль в регуляции численности популяций некоторых видов живых организмов. Вирусы используют в генетической инженерии. Вирусы являются возбудителями многих опасных болезней человека, животных и растений. Также, есть попытки использовать вирусы на пользу человечеству. Они довольно немногочисленны. Благодаря успехам генетики в будущем, возможно, искусственные вирусы смогут уничтожать больные клетки, не затрагивая при этом здоровые, или излечивать их, добавляя необходимый ген.

Выберите книгу со скидкой:


ШСГ Шестой год обучения. География для малышей.

350 руб. 122.00 руб.


ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 242.00 руб.


География. Для тех, кто хочет все успеть

350 руб. 154.00 руб.


Современная школа игры на фортепиано

350 руб. 410.00 руб.


Готовимся к школе. Учимся проходить лабиринты.KUMON

350 руб. 541.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Английский алфавит в картинках. 100 развивающих заданий на карточках

350 руб. 171.00 руб.


Краткий справочник по биологии

350 руб. 162.00 руб.


Рисую узоры: для детей 4-5 лет. Ч. 2

350 руб. 145.00 руб.


Все словарные слова. 3 класс

350 руб. 121.00 руб.


Английский язык для малышей. Самый лучший самоучитель (+ CD)

350 руб. 1035.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Запорожец Людмила ЮрьевнаНаписать 0 17.11.2017

Номер материала: ДБ-874757

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р


Спикер: Анна Быкова (#лениваямама)

    17.11.2017 3279
    16.11.2017 410
    15.11.2017 316
    15.11.2017 2027
    13.11.2017 778
    12.11.2017 1290
    12.11.2017 327
    09.11.2017 747

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:


Урок биологии в 11 классе на тему

Цель урока: изучение особенностей неклеточных форм жизни.

Задачи урока: 1. Обучающая. Формировать знания о неклеточных формах жизни – вирусах, их эволюционном происхождении, строении, классификации, размножении. Познакомить с разнообразием вирусных заболеваний и методами их профилактики. 2. Развивающая. Развивать умения: видеть проблему и находить пути её решения, икать ответы на поставленные вопросы; формировать навыки работы с дополнительными источниками информации. 3. Воспитательная. Воспитывать уважительное отношение у учащихся при работе в паре и в группе.

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок-поиск с использованием технологии развивающего обучения.

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал на каждую парту с информацией о разных вирусах, рабочие листы у каждого на парте, словарь новых терминов на каждой парте.

Ход урока: I. Организационный момент. Знакомство с рабочими листами. (Приложение 1)

II. Актуализация знаний.

Учитель: На уроках мы изучили строение и особенности процессов жизнедеятельности клеточных организмов: прокариотических и эукариотических, представителей царства Растений, Животных, Грибов, Бактерий. Однако, существуют ещё неклеточные формы жизни - Вирусы.

Что вам известно о вирусах? (Это клеточные паразиты, возбудители опасных заболеваний). Сегодня на уроке нам предстоит более подробно познакомиться с вирусами и ответить на ряд сложных вопросов.

III. Основная часть.

Учитель: Немного из истории открытия вирусов.

Лишь в 1892 году Дмитрий Иосифович Ивановский (), продолжая в Никитинском ботаническом саду (под Ялтой) и ботанической лаборатории Академии наук заниматься поисками возбудителя болезни табачной мозаики, приходит к выводу, что мозаичная болезнь табака вызывается бактериями, проходящими через фильтры Шамберлана. Возбудитель мозаичной болезни называется Ивановским, то “фильтрующимися” бактериями, то микроорганизмами.

Увидеть вирус удалось лишь в электронном микроскопе спустя 50 лет после их открытия. Впервые был сфотографирован именно вирус табачной мозаики (ВТМ), который является наиболее изученным. Но ученый мир не сразу признал природу вирусов.

Учитель: О каких особенностях вирусов свидетельствует история их открытия? (маленьких размерах) С момента открытия вирусов возникло немало вопросов. И сегодня мы должны ответить на эти вопросы и сделать вывод о происхождении вирусов. ( Цели и задачи урока для учащихся на слайде) ли и задачи урока для учащихся на слайде тических

Цель урока: Найти ответ на вопрос: вирусы - это существа или вещества, они живые или неживые?

В течение урока мы будем заполнять таблицу:

Характерные особенности вируса

Сходство с живыми организмами

Отличие от живых организмов

Учитель: Какие определения даны вирусам в справочной литературе?

Работа класса с информационными – листами и последующая фронтальная беседа.

Учитель: Вирусов существует очень много. Предлагаю познакомиться подробнее со строением некоторых из них. Информацию вы найдёте у себя на парте. Изучите её и расскажите остальным.

Работа в группах – знакомство с информацией о вирусах в течение 5 минут по информационным листам.

Рассказы учащихся о вирусах в течение 3-х минут в сопровождении слайдов по предложенному плану.

Учитель: Что же представляет собой вирус? Подпишите его части на схеме в рабочем листе.


Схематичное строение вируса: 1 - сердцевина (ДНК или РНК ); 2 - белковая оболочка (капсид); 3 - дополнительная липопротеидная оболочка; 4 - капсомеры (структурные части капсида).

Вирусы очень разнообразны. Они отличаются формой и величиной частиц, типом симметрии.

Давайте попробуем классифицировать вирусы. Что можно положить в основу их классификации? ( Наличие определённой нуклеиновой кислоты, наличие или отсутствие внешних оболочек, тип симметрии).

Пример похожей классификации вы можете увидеть на слайде.

Учитель: Мы убедились, что вирусы не имеют клеточного строения. А как же осуществляются их процессы жизнедеятельности?

Предварительно вы разбились на три группы. Каждая получила на прошлом уроке задание. Расскажите коротко и понятно как осуществляется:

Учитель: Итак, вы познакомились с вирусами и заполнили таблицу. Давайте ее проверим.

Характерные особенности вируса

Сходство с живыми организмами

Отличие от живых организмов

1. Способность к размножению

1. Во внешней среде имеют форму кристаллов, не проявляя никаких свойств живого

1. Очень маленькие размеры

2. Не потребляют пищи

2. Простота организации (нуклеиновая кислота + белок)

3. Не вырабатывают энергии

З. Занимает пограничное положение между неживой и живой материей

4. Характерна приспособляемость к меняющимся условиям окружающей среды

4. Носитель наследственной информации либо ДНК, либо РНК

5. Нет обмена веществ

6. Имеют неклеточное строение

Вывод (формулируют учащиеся): вирусы обладают некоторыми свойствами живого организма, находясь в клетке хозяине, а в свободном виде вирусы не обладают признаками живого. Вирусы – это особая группа организмов, занимающая промежуточное положение между живыми организмами и неживой природой.

Учитель: А как возникли вирусы? Как вы думаете? (ответы учащихся)

Это ещё один сложный вопрос. Происхождение вирусов в процессе эволюции пока неясно. Их зависимость от других организмов, в клетках которых они растут и размножаются, дает основание считать, что они появились не раньше клеточных организмов. Предполагается, что вирусы представляют собой сильно дегенерировавшие клетки или их фрагменты, утратившие в процессе приспособления к паразитизму все, без чего можно обойтись (клеточную стенку, цитоплазму с органеллами), за исключением своего наследственного аппарата в виде нуклеиновой кислоты (РНК или ДНК) и защитного аппарата в форме белковой капсулы.

Существует целая наука, изучающая вирусы – вирусология. Как вы думаете, какова её главная задача? (профилактика болезней) Действительно, важно научиться лечить и предупреждать болезни. Однако, вирусология – наука, быстро развивающаяся и очевидно её задачи более разнообразны. О том, как можно использовать вирусы мы узнаем, прослушав сообщение.

IV. Рефлексия. Давайте ответим на поставленные в начале урока задачи:

1. Что нового вы узнали о вирусах?

2. Какая особенность вирусов, вас больше всего удивила?

3. И всё-таки вирус – существо или вещество?

Д/З § 16-17, стр.92, вопросы.

Пономарева : 11 класс: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Графф, 2009.

Шапиро : 10-11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана - Графф, 2008.

, Шапиро : 10-11 классы: методическое пособие.- М.: Вентана-Графф, 2008.

Рабочий лист ________________________________________________________________

Тема урока. Вирусы – неклеточные формы жизни.

Вопросы и варианты ответа.

Правильный ответ (буква)

Что кодирует ген? а) последовательность аминокислот в белке; б) последовательность моносахаридов в углеводе; в) последовательность карбоновых кислот в жире.

Укажите пары комплементарных нуклеотидов в ДНК? а) адениловый – гуаниловый; б) гуаниловый – цитидиловый; в) тиминовый – урациловый.

Что необходимо для репликации ДНК? а) ДНК-полимераза; б) РНК - полимераза; в) АТФ.

Что такое транскрипция? а) удвоение ДНК; б) синтез и-РНК; в) синтез полипептидной цепи на и-РНК.

Что является матрицей для транскрипции? а) и-РНК; б) ген; в) кодирующая цепь ДНК.

Как называют свойство генетического кода, которое заключается в том, что одну аминокислоту кодирует не один, ни два, а три нуклеотида? а) специфичность; б) вырожденность; в) триплетность.

Какое свойство кода называют универсальностью? а) один кодон кодирует одну аминокислоту; б) у всех организмов Земли генетический код одинаков; в) одну аминокислоту могут кодировать до 6 кодонов.

Участок молекулы ДНК (обе цепи), с которых начинается транскрипция, содержит 30 000 нуклеотидов. Сколько нуклеотидов потребуется для транскрипции? а) 30 000; б) 15 000; в) 60 000.

Сколько кодовых триплетов кодирует всё многообразие аминокислот, входящих в состав белков? а) 20; б) 64; в) 61.

II. Основная часть урока.

1. Внимательно слушай учителя, допиши предложения:

Вирусы были открыты в ………………….году.

Вирусы были открыты русским учёным …..

2. На схеме строения вируса подпишите его части:


3. Ответьте на вопрос: чем вирусы отличаются друг от друга?

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.