Дорожная карта по ящуру

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

от 28 декабря 2017 года N 1363-р

[Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Организация проведения мероприятий по недопущению заноса, распространения и ликвидации ящура животных на территории Республики Башкортостан"]

1. Утвердить прилагаемый план мероприятий ("дорожную карту") "Организация проведения мероприятий по недопущению заноса, распространения и ликвидации ящура животных на территории Республики Башкортостан" (далее - план).


2. Поручить республиканским органам исполнительной власти и рекомендовать администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, ответственным за реализацию мероприятий плана:


обеспечить реализацию мероприятий плана;


ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, представлять в Управление ветеринарии Республики Башкортостан информацию о ходе реализации мероприятий плана.


3. Установить, что финансирование мероприятий плана производится за счет средств, запланированных в соответствующих бюджетах, смет исполнителей и внебюджетных источников.


4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан - министра сельского хозяйства Республики Башкортостан Фазрахманова И.И.

План мероприятий ("дорожная карта") "Организация проведения мероприятий по недопущению заноса, распространения и ликвидации ящура животных на территории Республики Башкортостан"

Утвержден
распоряжением Правительства
Республики Башкортостан
от 28 декабря 2017 г. N 1363-р


Целями плана мероприятий ("дорожной карты") "Организация проведения мероприятий по недопущению заноса, распространения и ликвидации ящура животных на территории Республики Башкортостан" (далее - "дорожная карта") являются обеспечение эпизоотического и санитарно-эпидемиологического благополучия на территории Республики Башкортостан и минимизация риска возникновения заболеваний животных и человека ящуром.


"Дорожная карта" является основой для разработки на республиканском и муниципальном уровнях нормативных правовых актов, других организационных и методических документов, направленных на ликвидацию и недопущение распространения ящура на территории Республики Башкортостан.


В настоящее время проблемы, связанные с возникновением ящура, представляют опасность для всех групп населения, наносят колоссальный ущерб производителям сельскохозяйственной продукции, а также предприятиям, занимающимся торговлей.


Реализация "дорожной карты" направлена на поэтапное принятие мер, призванных обеспечить эпизоотическое благополучие по вышеназванному инфекционному заболеванию животных и включает в себя:


разработку и принятие нормативных правовых актов, регламентирующих идентификацию всех видов животных, создание единой базы данных животных;


усиление контроля за планированием и организацией противоэпизоотических мероприятий в Республике Башкортостан;


поголовную вакцинацию всего восприимчивого поголовья в пределах угрожаемой зоны по ящуру;


контроль за проведением вакцинации и исследование проб сыворотки крови в угрожаемых зонах вокруг неблагополучных пунктов в целях выявления случаев скрытого переболевания животных ящуром;


осуществление мероприятий по выявлению и пресечению фактов неправомерных перевозок сельскохозяйственных животных и животноводческой продукции на территории Республики Башкортостан;


освещение в средствах массовой информации материалов об опасности возникновения заразных, в том числе особо опасных болезней животных, и действиях владельцев животных и животноводческих хозяйств всех форм собственности при возникновении заболеваний или подозрении на их возникновение.


Результатом успешной реализации "дорожной карты" является достижение следующих целевых показателей:


"Обеспечение эпизоотического благополучия Республики Башкортостан по ящуру животных";


"Обеспечение показателя заболеваемости по ящуру естественно-восприимчивых сельскохозяйственных животных - 0 случаев";


"Обеспечение отсутствия циркуляции возбудителя ящура на территории Республики Башкортостан и выявление генома возбудителя или антигена в сельскохозяйственной продукции, находящейся на территории региона".

1 МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЕТЕРИНАРНАЯ НАДЗОРНАЯ СЛУЖБА Дорожная Карта Прогрессивного контроля по ящуру 6-ая ежегодная встреча западно-европейского региона ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР И ПРОФИЛАКТИКА ЯЩУРА В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ Тамилла Алиева, Национальный консультант Эльдар Гасанов, зав. эпизоотологическим отделом ветеринарного управления г.баку апреля 2015, Алматы, Казахстан 6th West Eurasia Roadmap Meeting Almaty, Kazakhstan April

2 Действия, направленные на профилактику и борьбу с ящуром Действия, направленные на профилактику и борьбу с ящуром 1. Согласно Указу Президента об институциональном развитии сельского хозяйства (2014), продолжается работа по проведению реформ, направленных на соответствие всем современным международным требованиям, утверждена структура и план мероприятий Министерства Сельского Хозяйства и всех вверенных ему подразделений 2. Указом Президента страны 2015 год объявлен годом сельского хозяйства, определены основные цели и задачи на текущий год 3. Продолжается работа по реализации Комплекса совместных мер государств-участников СНГ по профилактике и борьбе с ящуром на период до 2020 года, отчет о деятельности представлен в Кабинет Министров страны 4. Продолжается работа по гармонизации Ветеринарного Законодательства международным требованиям и директивам 5. В рамках Государственной Программы по развитию регионов на гг. продолжается строительство и реконструкция районных ветеринарных управлений, зональных ветеринарных лабораторий, полное их оснащение всем необходимым оборудованием и материалами 6th West Eurasia Roadmap Meeting Almaty, Kazakhstan April 2015

3 Действия, направленные на профилактику и борьбу с ящуром 6. Начато строительство ветеринарного городка в г.баку, заканчивается реконструкция здания ГВНС и РВЛ, объявлен тендер на закупку лабораторного оборудования на 3 млн манат 7. Строится новое здание Научно-Исследовательского и Контрольного института с полным оснащением (в том числе лаборатория 3-го уровня биобезопасности), работа осуществляется в тесном сотрудничестве и по рекомендациям международных экспертов МЭБ 9. Проведена последующая миссия МЭБ по оценке деятельности ГВНС с целью обновления стратегии развития ветеринарной службы. 10. Осуществлен аудит предприятий со стороны Российской Федерации с целью экспорта мясной и молочной продукции (4 получили право на экспорт) 11. Процесс регистрации хозяйств и идентификации животных продолжается (взяты на учет все животноводческие хозяйства, осуществляется подготовка к тендеру по осуществлению всего проекта (компьютеризация, программное обеспечение), регистрация животных и хозяйств, содержащих лошадей и племенной скот, закончена 6th West Eurasia Roadmap Meeting Almaty, Kazakhstan April 2015

4 6th West Eurasia Roadmap Meeting Almaty, Kazakhstan April 2015 Действия, направленные на профилактику и борьбу с ящуром 12. Национальные информационные системы отчетности (AzVET и EIDSS) охватывают все районные ветеринарные управления и лаборатории (координируются эпидемиологическим отделом ГВНС) 13. Осуществляются мероприятия по получению Апшеронским полуостровом статуса зоны, свободной от болезней лошадей (регионализация), осуществляется строительство контрольно-пропускных карантинных пунктов на въездах в этот район (контроль за передвижением животных) 14. Продолжатся сотрудничество ветеринаров на границе между Азербайджаном и Грузией, проведены встречи, обмен информацией, определены основные задачи и мероприятия по контролю за особо опасными заболеваниями, в том числе и ящуром

6 НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ПРОФИЛАКТИКИ ЯЩУРА Компонент 1. Система эпидемиологического надзора основана на анализе риска, определении критических контрольных пунктов АНАЛИЗ РИСКА Оценка международной эпизоотической ситуации, наличие вспышек в соседних странах Интенсивная торговля и экономические отношения с неблагополучными по ящуру картами, нелегальная торговля животными Сезонные передвижения животных (зима-лето) Передвижения животных во время религиозных праздников Схема работы рынков живых животных в различных районах страны Система идентификации животных и регистрации хозяйств Отсутствие иммунитета у части восприимчивого поголовья животных (МРС) 6th West Eurasia Roadmap Meeting Almaty, Kazakhstan April

7 6th West Eurasia Roadmap Meeting Almaty, Kazakhstan April 2015 НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ПРОФИЛАКТИКИ ЯЩУРА Компонент 2. ВАКЦИНАЦИЯ Увеличен бюджет на противоэпизоотические мероприятия, в том числе на приобретение вакцины против ящура (6 млн, из них 3,5 4 млн на ящур) Весной 2014 года против ящура вакцинировано : Крупный рогатый скот: голов (94,5%) Мелкий рогатый скот: (46,4%) На 2015 год закуплено: 1,0 млн доз А (Иран 2005), О Panasia O2, Азия 1 (Шамир) производство ВНИИЗЖ, 4,2 млн доз А (Иран 2005), О Panasia O2, Азия 1 (Турция 2011) и 5, 0 млн доз А (Иран 2005), О Panasia O2 производства VITAL (Турция)

8 НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ПРОФИЛАКТИКИ ЯЩУРА НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ПРОФИЛАКТИКИ ЯЩУРА Компонент 3. СЕРОМОНИТОРИНГ С 2008 года ежегодно проводятся серомониторинги. В 2015 в конце мая году планируется протестировать около 1,5 2,0 тыс. сывороток крови КРС и до 1000 сывороток МРС. Дизайн серомониторинга будет разработан на основании эпидемиологического анализа с акцентом на зоны высокой степени риска. 6th West Eurasia Roadmap Meeting Almaty, Kazakhstan April 2015

9 НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ПРОФИЛАКТИКИ ЯЩУРА Компонент 4. Контроль за передвижением животных Усиление контроля за передвижением животных (мониторинги) Выявлена схема сезонного передвижения животных между районами, а также передвижение, связанное с торговлей (между базарами) Контроль на границах (сотрудничество и координация с таможенными органами и ветеринарными службами соседних стран) под пристальным вниманием органов власти 6th West Eurasia Roadmap Meeting Almaty, Kazakhstan April

10 Меры по усилению биобезопасности Работа с фермерами (на примерах хорошо организованных хозяйств), повышение их информированности Использование сайта ГВНС, горячей линии, освещение на телевидении, в средствах массовой информации Мероприятия во время религиозных праздников (строгий контроль осуществляется со стороны ветеринарной службы) Еженедельные встречи министра сельского хозяйства и других ответственных лиц (в том числе главы Ветеринарной Надзорной Службы) с фермерами в районах (интерактивное общение и оперативное решение проблем) 6th West Eurasia Roadmap Meeting Almaty, Kazakhstan April

11 Краткосрочные планы: Завершение реконструкции и оснащения всей лабораторной системы Вакцинация и ревакцинация всего восприимчивого поголовья крупного и мелкого рогатого скота Ежегодные компании серомониторингов Внедрение практики организованного и контролируемого убоя животных Контроль на границах, на базарах и во время религиозных праздников Повышение информированности населения, работа с фермерами Тренинги специалистов (эпидемиологи и лаборатория) Разработка системы оценки проведенных мероприятий по контролю за ящуром Ежегодное участие в межлабораторном тестировании Проведение региональных симуляционных упражнений 6th West Eurasia Roadmap Meeting Almaty, Kazakhstan April

12 Долгосрочные планы: Завершение процесса регистрации и идентификации животных и хозяйств Гармонизация Ветеринарного Законодательства в соответствии с международными требованиями Улучшение системы эпидемиологического надзора за болезнями с целью защиты здоровья людей и безопасностью продуктов питания (все компоненты) Развитие частной ветеринарной практики Установленный контроль за передвижением животных на границах, базарах, во время религиозных праздников Создание системы регулируемого и контролируемого убоя животных Повышение уровня ветеринарного образования и создание системы постоянного обучения и повышения квалификации ветеринарных специалистов Международная аккредитация всех ветеринарных лабораторий страны Дальнейшее усиление материально-технической базы ГВНС 6th West Eurasia Roadmap Meeting Almaty, Kazakhstan April

13 Ожидаемые результаты: Доработка и утверждение Национальной Стратегии по ящуру Выполнение всех требований 2 стадии PCP и сохранение статуса Осуществление всех надлежащих мер по профилактике ящура в стране Ликвидация циркуляции вируса Переход на 3-ю стадию PCP 6th West Eurasia Roadmap Meeting Almaty, Kazakhstan April

14 6th West Eurasia Roadmap Meeting Almaty, Kazakhstan April

15 6th West Eurasia Roadmap Meeting Almaty, Kazakhstan April

16 6th West Eurasia Roadmap Meeting Almaty, Kazakhstan April

17 6th West Eurasia Roadmap Meeting Almaty, Kazakhstan April

18 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! 6th West Eurasia Roadmap Meeting Almaty, Kazakhstan April

Высокий процент содержания титра антител к вирусу ящура типа О отмечается в Восточно-Казахстанской области (западный регион - 100% среди КРС), Жамбылская (100% среди КРС и МРС), Карагандинская область (северный регион - 100 % среди МРС). Низкий процент содержания титра антител по данному типу вируса ящура в сыворотке крови обнаружен в Алматинской (южный регион – 82,0 % среди КРС) и Восточно-Казахстанской (западный регион – 86% среди МРС) областях.

При исследовании сывороток крови сельскохозяйственных животных на определение поствакцинальных антител к вирусу ящура типа Азия-1 наиболее высокий процент содержания титра антител к вирусу Азия-1 наблюдается в Алматинской области (северный регион – 96,6% среди КРС), Восточно-Казахстанская область (восточный регион – 94,4% среди МРС). Низкий процент содержания титра антител к аналогичному типу вируса в сыворотке крови регистрируется в Кызылординском регионе (52,5% среди КРС).

Для исследования поголовья крупного и мелкого рогатого скота, неиммунизированного против ящура, на наличие неструктурных белков в течение 2007 года был отобран биоматериал (сыворотка крови) от поголовья животных из трех благополучных областей – Акмолинской, Костанайской и Северо-Казахстанской.

Было исследовано 2385 проб сывороток крови КРС методом ИФА на наличие неструктурных белков вируса ящура, в т.ч. из хозяйств Акмолинской области - 824 пробы, Костанайской области - 890 пробы и Северо-Казахстанской области - 671 пробы. При этом в 9 (0,37%) пробах выявлено наличие неструктурных белков вируса ящура.

Результаты лабораторных исследований по определению неструктурных белков вируса ящура у вакцинированных против данного заболевания восприимчивых животных в северных регионах РК свидетельствуют о проявлении положительной реакции в 9 из 2385 исследованных проб сывороток крови животных, взятых на территории Акмолинской, Костанайской и Северо-Казахстанской областей: Целиноградский (3), Аршалинский (3), Буландинский районы (1), г. Кокшетау (1), г. Щучинск (1).

Таким образом, на основании анализа полученных данных распространения вируса ящура по типам, установлена основная концентрация вспышек вызванных типом А в северных и восточных регионах РК, типа О - в западных, северных и юго-восточных регионах РК, и типа Азия-1, эпизоотии которого имеют спорадический характер в большинстве случаев в юго-восточных и центральных регионах РК.

Результаты серомониторинга ящура у вакцинированных животных по типу А показывают, что самый большой процент (99-100%) титра антител в сыворотке крови наблюдается в Алматинской области, низкий (79,3%) в Восточно-Казахстанской области; по типу О высокий процент (100%) отмечен в Жамбылской и Карагандинской областях, низкий (82-86%) в ВКО и Алматинской области; по типу Азия-1 (94-96%) по ВКО и Алматинской областям, 52% по Кызылординской области.

Зонирование территории республики по степени потенциального неблагополучия.

В эпизоотологии сложился взгляд на зонирование как разделение территории на зоны в зависимости от интенсивности распространения болезней животных и пространственной структуры природных очагов.

В результате сравнения данных напряженности эпизоотической ситуации по степени риска заноса, возникновения и распространения ящура в период с 2006 по 2010 гг. территорию Казахстана разделили на три зоны (рисунок 5):

В зону высокой степени риска заноса и возникновения ящура в 2006 г. включены южные и восточные регионы Республики (Алматинская, Южно-Казахстанская, Жамбылская, Кызылординская и Восточно-Казахстанская области). В 2007 году добавились две области - Атырауская и Западно-Казахстанская. В 2008 и 2009 гг. ситуация сохранилась на уровне 2006 г. В 2010 г. добавилась Акмолинская область.

К зоне средней степени риска заноса и возникновения ящура в 2006 г. отнесены Карагандинская и Павлодарская области. В 2007 г.: Костанайская, и северо-восточная часть Актюбинской.


Рисунок 5 - Зонирование территории Республики по степени потенциального риска возникновения ящура на 2006 - 2010 гг.

В 2008 г.: Западно-Казахстанская, Акмолинская, Атырауская, Актюбинская и Костанайская. В связи со вспышкой ящура в Атырауской области (с/о Сагыз, Кызыл-Когинского р-на) распространение ящура по республике приобрело западное направление. Заболевание перешло с зоны высокого риска заражения в зону со средней степенью риска заражения. В зону высокой степени риска дополнительно вошли Атырауская область и часть Актюбинской области. В зоне средней степени риска заражения оказались Западно-Казахстанская и Костанайская области.

К зоне низкой степени риска заноса и возникновения ящура относятся регионы, не вошедшие в две предыдущие зоны.

Результаты районирования территории республики по ящуру отражают потенциальную угрозу возникновения данной инфекции на территориях, входящих в высокую степень риска (Алматинская, Южно-Казахстанская, Жамбылская, Кызылординская, Восточно-Казахстанская, Атырауская и Западно-Казахстанская области). Результаты проведенных исследований по зонированию взяты за основу при планировании и проведении противоэпизоотических мероприятий в 2008, 2009 и 2010 гг.

Обширные торговые связи и транспортные пути между вышеуказанными областями оказывают существенное влияние на уровень риска заноса ящура.

Анализ риска заноса ящура

Ящур, как заболевание с высокой контагиозностью, приковывает к себе особенно пристальное внимание ветеринарных специалистов. Поэтому вопрос о риске заноса ящура на территорию республики представляет несомненный практический интерес. В связи с появлением ящура в последние годы на территории РК, ни одна область не может считать себя защищенной от риска заноса заболевания на ее территорию.

Своевременность противоэпизоотических мероприятий в случае возникновения ящура – критический фактор недопущения распространения болезни (Дудников С.А., 2009).

В связи с развитыми торгово-экономическими отношениями и импортом пищевых продуктов животного и растительного происхождения представляется реальной возможность завоза в страну возбудителя заболевания с импортируемой с/х. продукцией и животными.

Достаточно серьезным в эпизоотическом отношении остается положение РК с сопредельными странами. Из 5 стран, имеющих сухопутную границу с Казахстаном, три в последние годы неблагополучны по ящуру: Киргизия (неблагополучна в 2007 году (тип О), Китай (2007 год - тип Азия-1), Россия (2005 год - тип О). Наиболее опасными в отношении возможности заноса ящура представляются страны, расположенные по периметру Казахстана: Китай, Кыргызстан, Узбекистан, Российская Федерация.

Следующим фактором, способным существенно влиять на эпизоотическую обстановку при ящуре является приграничная торговля и миграция населения. Наиболее интенсивная приграничная торговля осуществляется в юго-восточном регионе с неблагополучным по ящуру Китаем, Кыргызстаном, Узбекистаном. При этом не исключены случаи контрабандного ввоза на территорию Казахстана молодняка крупного и мелкого рогатого скота, а так же экзотических животных, что существенно повышает риск завоза возбудителя ящура на территорию Казахстана.

Сложная экономическая ситуация в странах Центральной Азии и низкий экономический уровень жизни населения ведут к тому, что мигрирующее население перевозит с собой (иногда значительные) объемы пищевых продуктов (в т.ч. животного происхождения) из регионов, представляющих потенциальную опасность в отношении ящура.

Безусловно, ящур будет представлять максимальную угрозу для регионов с высокой плотностью восприимчивых животных на единицу площади. К таким регионам относятся: Южно-Казахстанская, Жамбылская, Алматинская, Кызылординская, Карагандинская, Восточно-Казахстанская области.

Вероятность возникновения ящура складывается из множества факторов:

1 - пути проникновения возбудителя (инфицированные животные, контаминированный материал, дикие миграционные животные и птица);

2 – восприимчивые к ящуру животные (КРС, МРС, свиньи, верблюды, дикие животные);

3 – объекты повышенного риска (перерабатывающие предприятия, убойные площадки);

4 – возможные связи областей с неблагополучной по ящуру территорией (хозяйственные связи, основные авто- и железнодорожные пути);

5 – неучтенные в анализе факторы: миграция населения с перемещением мясопродуктов, неучтенный бизнес в скотоводстве, неконтролируемое движение восприимчивых животных и продуктов животного происхождения; движение кормов и инвентаря, отходы из бортов самолетов, авто- и ж/д транспорта; аэрогенное распространение.

Оценка последствий и мероприятия по снижению риска

Наиболее тревожная ситуация по риску заноса ящура складывается в южных и восточных регионах, а так же в южной части Центрального Казахстана. Остальная часть центрального Казахстана, хотя и подвержена серьезному риску заноса ящура, но за счет низкой плотности восприимчивого поголовья, разобщенности сельхозугодий, низкой интенсивности хозяйственных связей не является столь тревожным, как регионы первой группы. Северный и западный регионы, хотя и находится в отдалении от неблагополучных по ящуру стран, также подвержены серьезному риску из-за интенсивных транспортных связей, большого количества перерабатывающих предприятий и исключительной продовольственной зависимости от импортируемых продуктов.

Вакцинация, как мера специфической профилактики, должна проводиться в Южном регионе с охватом всего восприимчивого поголовья; в Восточном регионе - вдоль границы с Китаем на глубину района; в Центральном и Западном регионах - в районах, где в последние годы регистрировались вспышки ящура, а также вдоль транспортных магистралей.

Таким образом, угроза заноса ящура на территорию РК обусловлена нелегальным ввозом восприимчивых животных и продуктов их убоя и транспортным потоком из неблагополучных регионов (Китай, Кыргызстан, Узбекистан, Российская Федерация).

Анализ распространения ящура с применением ГИС-технологий

Распространение ящура во многом зависит от хозяйственных и экономических связей, способов ведения животноводства, плотности поголовья животных, степени миграции населения, условий заготовок, хранения и переработки продуктов и сырья животного происхождения. Это наглядно показывает программа ArcGis. С использованием данной программы нами внесены GPS точки неблагополучных пунктов по ящуру сельскохозяйственных животных за период с 1955 по 2010 гг.

Для составления электронного кадастра очагов неблагополучных пунктов, расположенных на территории Казахстана применялась географическая информационная система (ГИС), с использованием программы ArcGIS 9.1, ArcМap.

Динамическая электронная база очагов, неблагополучных пунктов была сформирована из учетных форм первичной документации (карты эпизоотологического и эпидемиологического обследования очагов, неблагополучных по ящуру населенных пунктов). При проведении работы по дифференциации территории республики Казахстан по степени опасности заражения ящуру был использован индекс эпизоотичности, отражающий частоту или интенсивность проявлений активности ящура на конкретных территориях, а также программы ArcGIS 9.1, ArcМap, которые сделали результаты исследования более достоверными. В программу ArcGIS 9.1 были введены необходимые данные (базовые и тематические).

Использование ГИС происходило поэтапно и включало помимо сбора информации, формирование электронных баз данных, а также послойное их отображение. Вся имеющаяся информация по очагам, неблагополучным по ящуру населенным пунктам, имеющимся на территории Казахстана, была упорядочена в виде электронных баз данных в программах Excel, ArcGIS 9.1.

Географические координаты (широта и долгота очагов, неблагополучных по ящуру населенных пунктов, расположенных на территории Казахстана) были преобразованы из минут в десятичные значения, с помощью специальной формулы и инструментов Excel. После этого данные по всем областям были конвертированы в ArcGIS-шепфайлы и вынесены на электронную карту Казахстана. Исходные данные по различным параметрам наносились на карту послойно. В результате проведенной работы были получены электронные карты территории Казахстана (это визуальное отображение базы данных в ГИС) на которых обозначено точное местонахождение 5245 неблагополучных по ящуру населенных пунктов. Затем на карту были наложены слои железных и автомобильных дорог, в результате чего получили карту республики, с отображением данных объектов (рисунок 6).

Анализ распространенности ящура на территории республики показывает, что в 80 % случаев неблагополучные пункты по ящуру возникали вдоль железных и автомобильных дорог. Следовательно, в механизме распространения ящура важную роль имеет перенос вируса по железным и автомобильным дорогам, в случаях бесконтрольной перевозки скота или другого биоматериала.

В последнее время придают большое значение связи между распространением ящура и климатическими условиями, что было изучено нами в дальнейших исследованиях. С помощью программы ArcGis мы нанесли на карту с неблагополучными пунктами слой среднегодовых климатических температур (рисунок 7).


Рисунок 6 - Расположение неблагополучных пунктов по ящуру вдоль железных и авто- дорог республики, данные по QIS 2009 г.


Рисунок 7 - Связь неблагополучных пунктов по ящуру со среднегодовыми климатическими температурами РК

Как видно из рисунка 7, во всех областях Республики Казахстан в разные годы регистрировались вспышки ящура. Из этого можно заключить, что климатические условия не оказывают существенного влияния на распространения ящура.

Разработанное Мартином Куллдорфом (Martin Kulldorff) программное обеспечение SaTScan имеет интуитивный графический интерфейс пользователя (GUI), обеспечивающий большую гибкость при выборе модели. Это позволяет пользователю быстро понять, присутствуют ли на ландшафте статистически значимые кластеры. Кластер определяет возникновение необычно большого количества событий в пространстве и/или во времени, пики наличия заболевания, возникающего на эндемическом уровне, изменения в географическом распределении или группировка событий во времени. В идеале выявление кластеров заболевания следует проводить одновременно по пространству и по времени.

Так нами были обработаны данные с помощью программы SaTScan с целью выявления кластеров неблагополучных пунктов по ящуру в РК за период 1955-2010 гг. (рисунок 8).


Рисунок 8 - Кластеры неблагополучных пунктов по ящуру в РК (1955 - 2010 гг.)

Как видно из рисунка 9 на территории РК по ящуру наблюдается 6 кластеров. Самый большой охватывал в период 1958 по 1959 гг. центральную часть страны и составляет 625,42 км, далее по величине идет кластер, расположенный на юго-востоке РК, он составлял в 1955 г. 386,42 км.

Третий кластер отмечен в 1962 г. на западе РК и составил 383,81 км. Четвертый кластер зафиксирован на северо-востоке в 1963 г., площадью 310,87 км. Пятый кластер охватывал восточную часть РК в 1960 г. и составлял 244,96 км. Наименьший кластер зафиксирован в период 1965 по 1988 гг. в южной части РК и составил 66,0 км.

Для определения плотности расположения неблагополучных пунктов использовали детерминированный метод, который позволяет рассчитать величины на основе соседних значений и характеристик, без вероятной оценки. Данный метод разработан доктором PhD Джейсон Блэкбёрном (Jason K. Blackburn, 2009) (Институт распространяющихся патогенов и факультет географии Университета штата Флорида).

Для вычисления детерминированного метода используется оценка плотности по ядру, которая позволяет оценить плотность заполнения площади точками исходя из общего числа точек в исследуемой области и пространственных отношений между точками. Здесь мы используем эту меру для оценки того, где в период времени происходит больше всего случаев вспышек ящура. На рисунке 9 изображена кластеризация неблагополучных пунктов по ящуру среди КРС за период 1955-2010 гг. с использованием детерминированного метода, который показывает наибольшую кластеризацию неблагополучных пунктов по ящуру среди КРС. В указанный период наибольшая кластеризация образуется в южной и центральной части страны, наименьшая сконцентрирована в северной части РК, кластеризация в малой степени находится в восточной и западной части республики.

При кластеризации неблагополучных пунктов по ящуру среди МРС за аналогичный период времени, необходимо отметить наивысшую кластеризацию на юге РК, в наименьшем объеме на западе и севере республики (рисунок 10).

Наибольшая кластеризация неблагополучных пунктов по ящуру среди свиней в период 1955-2010 гг. образуется в северной и южной части РК, в наименьшем объеме на западе республики (рисунок 11).


Рисунок 9 - Кластеризация неблагополучных пунктов по ящуру среди КРС за период 1955-2010 гг.


Рисунок 10 - Кластеризация неблагополучных пунктов по ящуру среди МРС за период 1955-2010 гг.


Рисунок 11 - Кластеризация неблагополучных пунктов по ящуру среди свиней за период 1955-2010 гг.

Для правильного выбора профилактических мероприятий проведено районирование территории Казахстана в зависимости от степени риска заражения возбудителем ящура О, А и Азия-1, методом локальной статистики Морана (программа GeoDa).

Высокая кластеризация неблагополучных пунктов по ящуру в РК за период 2001-2010 гг. наблюдается в административных районах центрального и западного Казахстана (рисунок 12).


Рисунок 12 - Кластеризация неблагополучных пунктов по ящуру в РК за период 2001-2010 гг. по методу Морана, программа GeoDa.

При анализе распространенности ящура на территории РК выявлена зависимость распространения вируса от наличия железных и автомобильных дорог. Данная тенденция прослеживается в 80% случаев. Следовательно, бесконтрольный перевоз скота и другого биоматериала играет важную роль в механизме распространения ящура.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.