Абхазам вирус ни по чем


Пути миграций народов иногда бывают поистине удивительны и представляют для науки настоящую загадку. В полной мере это касается нескольких сел современной Абхазии, население которых обладает черным цветом кожи и, по свидетельству некоего путешественника В. Тьебо, абиссинским типом лица.

Считают себя абхазами

Сейчас чернокожие абхазцы живут в селениях Кындыг и Адзюбжа, в Реке, в Елыре, в Тамыше, в Тхине, а в XX веке они жили в Сухуме, в Меркуле, в Анчадаре и в некоторых других населенных пунктах. Пропитание себе добывали и добывают выращиванием мандаринов, винограда и даже кукурузы, работали на шахтах, фабриках, в Сухумском порту; многие в XX веке говорили по-русски.

Известный государственный деятель Российской империи Илларион Иванович Воронцов-Дашков, назначенный наместником на Кавказ в 1905 году, составил себе из местных чернокожих жителей личный конвой. Известно, что негры были одеты в черкески и сопровождали наместника в поездках.

Согласно свидетельству советского партийного деятеля Андрея Максимовича Чочуа, в XIX веке абхазские негры искренне считали себя настоящими абхазами, говорили по-абхазски, носили национальную абхазскую одежду и женились на местных девушках. Например, в селении Адзюбже жила целая семья чернокожих: мать и дети. Сыновей звали Ква-ква, Амбер и Черин. У всех у них были жены-абхазки.

При этом среди чернокожего населения не сохранилось никаких преданий о том, откуда они, и каким образом они очутились вдали от жарких стран. Поэтому среди филологов и этнографов возникли разные версии появления негров на территории Российской империи

Население древней Колхиды

Самой популярной является версия о том, что это потомки древнего государства Колхида (около II тысячелетия до н. э. – 164 г н. э.), которое располагалось на восточном побережье Черного моря и простиралось от Сочи до западной оконечности Грузии, включая Аджарию и Абхазию.

Поэт из Древней Греции Пиндар, живший на рубеже VI и V веков до нашей эры, любил путешествовать и, видимо, бывал на Кавказском берегу Черного моря. Он называл местное население чернокожим. О том, что колхи чернокожи и курчавы, свидетельствовал историк Геродот, практически современник Пиндара. Он думал, что колхи – потомки воинов египетского фараона Сезостриса, который ходил на Кавказ войной. Геродот считал, что во время этого похода часть чернокожих африканских воинов могла остаться жить на черноморском берегу.

И даже Ветхий Завет повествует о Колхиде (страна Хавила), как о стране, населенной чернокожим потомством Хама – кушитами, которые имели черную кожу.

Тем не менее, современная наука считает версию происхождения негроидного населения Кавказа от колхов недостаточно доказанной.

Потомки эфиопов

Писательница русской эмиграции Алла Кторова (Виктория Ивановна Кочурова) в своих публикациях высказывала идею, что абхазские негры – не просто потомки черного населения Эфиопии, а потомки чернокожих иудеев. То есть тех евреев, которые по каким-то причинам не последовали за Моисеем, остались в Египте, где, очевидно, приобрели темный цвет кожи. Даже пращура Александра Сергеевича Пушкина писательница считала эфиопским иудеем, указывая на его имя – Ибрагим (то есть Абрам или Авраам). В пользу этой версии Кторова приводит воспоминания современников о том, что они встречали на Кавказе чернокожих людей, исповедовавших иудаизм.

Есть версия, что негры появились на Кавказе совершенно случайно. Они могли быть привезены сюда турками, которые установили здесь свое владычество в XVI—XVII вв. Наверняка наместники, которые следили на захваченных территориях за порядком, привозили с собой немало слуг и рабов, которые могли бежать, которых могли дарить местной знати, а самых преданных могли оставлять на Кавказе для выполнения работ – например, торговли.

Возможно, неподалеку от побережья Абхазии мог потерпеть крушение попавший в бурю корабль османов, перевозивший невольников, среди которых были и обитатели Африканского континента. Они могли спастись и обосноваться на берегу.

Любопытно, что именно эту версию считал одной из основных советский адмирал Иван Исакович Исаков. В своей докладной записке секретарю ЦК КПСС Никите Сергеевичу Хрущеву он обосновывал именно ее.


Арам Аствацатуров: Спасибо, Давид Мканович, за принятое приглашение. Надеюсь, мы интересно побеседуем. И начнём с самого начала. Каковы корни абхазцев? Есть ли у историков единое мнение о происхождении абхазцев, или есть несколько версий?

Народы, входящие в абхазо-адыгскую группу кавказской семьи языков, являются потомками родных братьев, разделивших несколько тысячелетий назад одну и ту же надочажную цепь. Сомнений в родстве абхазо-адыгов у меня нет. Если бы мы не происходили из одного корня, то в наших языках однозначно не совпадали бы такие древние и звучные слова, как сианэ – моя мать – сан; сибзэ – мой язык – сыбз, сбызшәа (сбызшъуа); симафэ – мой день – сымш; сипсэ – моя душа – сыҧсы (сыпсы); сицэ – мой зуб – сыца (сыцэ); анэш – брат матери – аншьа (анщэ); блэн – гореть, светить – абылра (эбылра); гу – сердце – агәы (эгу); жъуагъуэ (жәаӷәа) – звезда – ажәҩан (небо – ажъуюэн); жъуэн (жәан) – пахать – ажәжәара (рвать, изорвать, разрывать, очищать – ажәжәара – ажъужъуэрэ); жъуэн (жәан) – вариться – ажәра (эжъура); цу (цәы) – бык – ацә (ацу) и т.д. Могу привести ещё сотню и больше параллелей, однако рамки небольшой публикации не позволяют мне это сделать.

Существует несколько теорий происхождения абхазского народа. Как историк-этнолог, я являюсь сторонником так называемой местно-миграционной теории происхождения абхазов. Согласно этой теории, происхождение предков абхазов связано с взаимодействием местных и пришлых племён из Малой Азии. Речь идёт о более древних племенах кашков (предположительно предки адыгов) и абешла (предположительно предки абхазов), сформировавших мощный союз на территории Малой Азии в начале 3-го тысячелетия до н.э.

Кашки и абешла входили в союз хаттских племён, проживавших на территории Анатолии (современная Турция). Хаттский язык (не путать с хеттским) состоит в родстве с абхазо-адыгскими языками. На территории своего нынешнего проживания абхазы являются единственным коренным народом, проживающим здесь с первобытнообщинной эпохи, что подтверждается многочисленными археологическими данными.

Асар Лезгиви: Уважаемый Давид Мканович! Что вы скажете про эту карту? Эгрос имеет что-то с абхазами?


Если в своей летописи Леонтий Мровели гармонично увязывает этносы с их этнической территорией, то при определении границ Эгроса он, скорее всего специально, нарушает этот принцип. Термин Эгрос он употребляет в собирательном значении, включая в него, помимо мегрелов и сванов, этнически не родственных им абхазов, составляя в этом отношении исключение. Но вне пределов территории Эгроса он нарочно оставляет часть мегрелов, проживавших южнее р. Чороха.

Арам Аствацатуров: Уважаемый Давид Мканович, как вы оцениваете численность абхазцев? Какие крупные общины абхазцев есть в мире?

Давид Мканович Дасаниа: Из примерно 250 тысяч человек, являющихся гражданами Республики Абхазия, до 125 тысяч абхазов, что составляет ровно половину населения. Абхазы, проживающие на своей исторической родине, узнав о цифре в 125 тысяч, утверждают, что эта цифра вымышлена. Они говорят, что численность абхазов не более 80 тысяч. Но они забывают о том, что в число этих 125-ти входят и те представители абхазской диаспоры, которые ныне проживают в различных странах Ближнего Востока, Европы и Америки.

Диаспоральные связи абхазов со своей родиной слабы. Свою историческую родину, можно сказать, посещают одни и те же лица из числа активистов, имеющих отношение к общественным структурам Абхазии, находящимся за рубежом. Абхазам необходимо активнее взаимодействовать со своей зарубежной диаспорой.

В Турции примерно 600-700 тысяч абхазов. Их там, на самом деле, больше, но они сильно ассимилированы. Из тех, кто позиционирует себя в качестве абхазов, многие не знают родного языка. Возвращаться на свою историческую родину представители диаспоры не торопятся. Между тем, положение в Абхазии очень сложное. Экономика страны находится в тяжелейшем кризисе, и народ уже реально бедствует.

Арам Аствацатуров: Давид Мканович, Вы затронули проблему ассимиляции абхазцев. Какие причины способствуют этому процессу в Абхазии и в диаспоре? Есть ли программа или какая-то методика противодействия процессу ассимиляции абхазцев в Абхазии, в России, в Турции и других странах?

Лично у меня есть проекты и идеи, направленные на восстановление в Абхазии утраченных абхазским языком позиций. Есть проекты относительно улучшения функционирования абхазского и абазинского языков в Абхазии и Карачаево-Черкесии. Есть также проекты по координации взаимосвязей и сотрудничества между абхазо-адыгскими народами, проживающими на своей исторической родине, и с абхазо-адыгскими диаспорами, проживающими в странах Ближнего Востока, Азии, Африки, Европы и Америки. Я более чем уверен в результатах этой деятельности, но меня в Абхазии и за её пределами никто не слышит. Ни одна живая душа! Правда, за исключением простых граждан, душою и сердцем переживающих за судьбу абхазов и абазин.

Каждый народ, а я в этом с каждым разом убеждаюсь всё больше и больше, заслуживает то, что с ним происходит.

Арам Аствацатуров: Давид Мканович, было ли у абхазцев в прошлом и сейчас разделение по кланам, родам, семьям?

Марина Сантаева: Давид Мканович, существует ли в Абхазии такая проблема, как нехватка национальных школ? Я имею в виду школы, на которых преподавание ведётся на родном языке.

В Абхазии есть поддерживаемая обществом идея создания абхазской национальной школы, в которой основные предметы будут преподаваться на абхазском языке. Пару учебников талантливые учёные действительно перевели на абхазский язык. Я считаю этот опыт вполне успешным. Но, если честно, основная часть абхазов, к сожалению, относится к этой идее скептически. Меня беспокоит и материально-техническая база школ. Крайне недостаточны и зарплаты учителей. Вся система образования нуждается в реформировании. Я не завидую тем, кто придёт во власть в нынешнем году. Проблем ужасно много. Средств преодоления этих проблем из-за коррупции очень мало.

Арам Аствацатуров: Уважаемый Давид Мканович, имена, которые дают родители детям - это один из показателей сохранения самоидентичности. Но на большинство влияет религиозный фактор. Христиане дают детям еврейские, греческие и другие имена, мусульмане арабские и персидские имена. Назовите, пожалуйста, абхазские некоторые интересные, на ваш взгляд, имена и что они обозначают.

В целях конкретизации личности в устной и письменной речи абхазы и абазины, как и адыги и иные народы Кавказа, пользовались сочетанием фамильного и личного имени. Причём фамилию они ставили в препозиции, а имя в постпозиции. Например, Тар Гыд, Цыгу Ханашв, Шамы Осман, Тобыль Татлусҭан, Лаючв Джамладин, Тыгу Владимир. Абазины продолжают свою традицию в использовании фамильного имени в препозиции, а абхазы перешли к иному порядку конкретизации личности, то есть ставят имя перед фамилией и фамилию произносят с окончаниями.

Для актуализации интереса по вопросу определения интенсивности изменений антропонимической системы абхазов мы рассмотрим родословное древо абхазов не абхазского, а, например, русского происхождения. Данный материал, которым я сейчас делюсь с вами, во многом сенсационен. Коснёмся фамилии абхазов Ермоловых, проживающих в с. Лыхны Гудаутского района Абхазии и происходящих, согласно генеалогическому преданию, от генерала А.П. Ермолова.

Значения некоторых мужских и женских абхазских имён: Алма (алым – лев), Бага (волк), Багир (воробей), Жьац (заячий зуб), Квараса (горлица), Мҭы (змея), Таташь (павлин), Уарба (орёл), Шарах (дикие звери, олень), Качич (сорт винограда), Расидац (корень мелкого ореха), Джыр (сталь), Кама (Ҟама ‒ кинжал), Самҧал (курок), Лаша (светлый, светоч), Мац (огонь), Мачвыс (молния), Нага (известный, видный), Шат (щадящий), Амза (Луна), Амзан (покровитель луны), Амра (Солнце), Амран (покровитель солнца), Апта (туча), Дадын (громовой), Дыд (гром), Мара (абазинское наименование солнца), Мрамза (солнце-луна), Мард (древнеиранское племя мардов), Урыс (русский), Чаркяз (черкес), Ахра (скала), Бахуа (скала, утёс) и т.д.

Андрей Смирнов: Здравствуйте, меня интересует вопрос- как вы, являясь лишь половиной населения Абахазии, взаимодействуете с другими народами, русскими и армянами в первую очередь? Я слышал, что у вас там не очень тёплые взаимоотношения с армянами, да и к русским отношение временами не дружеское и что вы не допускаете представителей других народов во властные структуры. Пожалуйста, расскажите об этом сложном клубке межнациональных отношений в вашей республике и о том, как они могут повлиять на будущее абхазского государства?

Давид Мканович Дасаниа: Многое из того, о чём вы информированы, соответствует действительности. Но большинство публикаций на эту тему заказные. Их авторы часто из мухи делают слона. Вернее, из крупной мухи делают маленького слонёнка. Проблемы существуют. Но они возникают не из-за того, что абхазы какие-то такие, какими их рисуют в этих заказных публикациях. Абхазы – один из самых гостеприимных и радушных народов в мире. И сейчас, в массе своей, достаточно, проходя мимо абхазского дома, попросить стакан воды, и вместо стакана хозяин заведёт вас в свою гостиную, накормит и напоит вас совершенно бесплатно, не требуя за это ничего ни сейчас, ни на перспективу.

Следует также отметить, что наши местные армяне, русские, грузины, греки, евреи – это, по мнению самих представителей этих народов, проживающих в Абхазии, иные, чем те же представители, но проживающие на своих исторических землях. Они себя объективно считают лучше, добрее, совестливее, человечнее, чем их же соотечественники, проживающие на своей родине. Я как-то спрашивал разных людей о причине такого обстоятельства. И люди сказали мне, что они таковы потому, что живут в Абхазии, что на них так повлияли обычаи, традиции и культура абхазского народа. Я уверен, что они правы.

И эти люди чувствуют себя плохо, когда находятся за пределами Абхазии. Внутренний мир абхазов и энергетика этого народа невероятно притягательны для представителей иных национальностей. И сами абхазы не представляют себя в однородной массе. Более того, они не хотят жить в моноэтнической стране. У каждого человека свой мир. Мне 51 год. И я ничего плохого не могу сказать об армянах. Среди них есть мои родственники, друзья, знакомые, которых я люблю и уважаю. Из моих старших друзей я хотел бы назвать талантливого армянского народного историка Хачатура Такмазяна. К моей фамилии очень близок армянин Хачик Минасян, живущий в Цандрипше. Мы относимся к нему как к самому родному человеку.

Арам Аствацатуров: Уважаемый Давид Мканович, общеизвестно, что жители Абхазии исповедуют христианство и ислам, а есть ли последователи язычества и что в культуре абхазцев сохранилось из периода доавраамической религии?

Давид Мканович Дасаниа: Подавляющая часть абхазов, проживающих в Абхазии (это примерно 60-65 % абхазского населения), исповедуют православное христианство. Но если взять всех абхазов, проживающих в мире, то примерно 90 % из них являются мусульманами-суннитами. Значительное количество абхазов в Абхазии, одновременно с идентификацией себя христианами или мусульманами, почитают и чисто абхазские дохристианские верования. Часть этнологов считает эти традиции проявлениями так называемого абхазского язычества. Другая часть, и я в том числе, считает их проявлениями абхазского дохристианского монотеизма.

Сегодня большее количество абхазов-христиан посещает церкви. Больше стало и абхазов-мусульман, посещающих единственный в стране молельный дом (даже не мечеть), расположенный в г. Сухуме.

Сергей Булгадаров: Здравствуйте, уважаемый Давид Мканович. Меня интересует вопрос о так называемых абхазцах негроидной расы. Говорят, в 19 веке таковые были, занимали даже видное положение в обществе. Что о них известно, как они появились среди абхазцев?

Давид Мканович Дасаниа: Существует немало преданий, объясняющих историю появления негров в Абхазии, но ни одна из них не соответствует действительности. Я вам расскажу правду об этой интересной истории. В начале отметим, что небольшая негроидная группа абхазского народа проживает сегодня преимущественно в абхазском селении Адзюбжа в устье реки Кодор и окрестных сёлах Абхазии (Члоу, Поквеш, Агдарра, Меркула).

Версия о том, что негры-абхазы являются потомками колхов, совершенно несостоятельна. Версия о том, что вблизи абхазских берегов во время шторма потерпел крушение османский корабль с неграми-невольниками, которых везли на продажу, также ошибочна. Никакого отношения к нартам местные негры не имеют. По одной из легенд, к появлению негров-абхазов причастен Пётр Великий: он, дескать, ввозил в Россию много арапов ‒ и тех из них, которые не смогли акклиматизироваться в северной столице России, Санкт-Петербурге, щедро дарил абхазским князьям. Но и эта легенда не соответствует действительности.

Но что произошло? А произошло то, что нескольких негров один из абхазских владетельных князей, представителей рода Чачба, видел в Мегрельском княжестве, в резиденции мегрельского правителя из рода Дадиани, в ходе своего визита. Произошло это, скорее всего, во второй половине 18-го века. Абхазские и мегрельские князья часто соревновались между собой. Абхазы ревностно относились к любому возможному превосходству мегрельских правителей. И, когда в ходе визита Дадиани представил Чачбе нескольких негров-прислужников, Чачба почувствовал себя обойдённым правителем Мегрелии. И, возвратившись к себе домой, связался с османскими работорговцами и выписал целый корабль негров. Расселить их всех в резиденции правителя Абхазии было невозможно. Поэтому, за исключением 7-8 человек, их всех он расселил по тем местам, где они в настоящее время живут.

В воскресенье в Абхазии прошли досрочные президентские выборы — всего через полгода после предыдущих. Необходимость в них появилась из-за отставки экс-президента Рауля Хаджимбы, покинувшего свой пост после масштабных протестов. Выборы могут стать реваншем лидера оппозиции Аслана Бжании, который не принял участия в прошлогодних выборах.


Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Уже к 18:00 воскресенья явка достигла 58% при пороге 50%. Кроме самой Абхазии голосование проходило в двух ее диппредставительствах — в Москве и Черкесске.

Повлияла пандемия и на состав международных наблюдателей. Россия не прислала представителя ни от одного государственного ведомства, хотя в Сухуме ждали гостей из Госдумы, Совета федерации и ЦИКа. Функцию наблюдателей взяли на себя восемь сотрудников российского посольства. Приехать в Абхазию решились лишь представители непризнанного Приднестровья и частично признанной Южной Осетии.

Проводить повторные выборы понадобилось потому, что Рауль Хаджимба, избранный президентом в сентябре 2019 года, ушел в отставку, продержавшись у власти всего четыре месяца — до 12 января 2020 года. Такое решение господин Хаджимба принял после протестов, организованных героем самопровозглашенной Донецкой народной республики (ДНР) Ахрой Авидзбой и поддержанных лидером оппозиции Асланом Бжанией.


Оппозиционер Аслан Бжания, в свою очередь, считает сентябрьскую победу Рауля Хаджимбы несправедливой, так как убежден: если бы ему удалось принять участие в тех выборах, президентом стал бы он.


Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Как предположил в беседе с “Ъ” абхазский политолог Инал Хашиг, основная борьба развернется между Асланом Бжанией и Адгуром Ардзинбой, в то время как господин Дзапшба сам понимает, что не имеет шансов на победу.


Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Вероятно, поэтому на заключительных теледебатах, которые прошли в пятницу вечером, Леонид Дзапшба ушел из студии, заявив, что кандидаты уже не раз озвучивали свои программы и добавить ему нечего.

Оставшиеся два кандидата в основном обсуждали наиболее чувствительные для республики темы: правомерность многочисленных акций протеста последних десяти лет, возможность торговли с Грузией, которая по-прежнему считает Абхазию своей суверенной территорией, ухудшение экономической ситуации, преступность и коррупцию.

Кроме вопросов, волнующих самих абхазов, есть и темы, затрагивающие интересы Москвы. В первую очередь это возможность снятия запретов на добычу нефти и продажу земли иностранцам. Хотя объективные социологические исследования в Абхазии не проводились, значительная часть населения выступает против таких мер. В первом случае абхазов волнует возможный ущерб экологии, во втором — экономическая экспансия, которая, учитывая размер страны, сможет угрожать ее суверенитету.

Позиции Аслана Бжании и Адгура Ардзинбы по этим вопросам отличаются мало. Говоря о геологической разведке, оба политика делают упор на необходимость взвесить все плюсы и минусы. Что же касается продажи земли, то господин Ардзинба убежден: земля, на которой проживает народ Абхазии, должна принадлежать самому народу — и обсуждать это нет смысла.


Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Вроде и пора подводить итог очередной абхазской революции.

Но мне, пишущему об Абхазии последние 20 лет, хочется уже однажды наконец-то выговориться.

И чтоб меня услышали не только русские. Но и уважаемые абхазы.

И я задумался - не перегибаю ли палку, описывая местные язвы? И не то, что я сильно боюсь получить нож в ребро, скорее из тактичности.

Тут иностранец (в Абхазии, где почти все с российскими паспортами) - я.

Ты пытаешься сказать - лучше. Пытаешься напомнить о такой степени деградации местной власти, что большую часть вопросов в Абхазии, простите, уже решают смотрящие и воры в законе.

Но кто тут слушает русского?!

Ты можешь божиться, что любишь Абхазию и злая ирония у тебя не из ненависти, а наоборот, от боли за Страну души, - бесполезно.


Январь 2020 года. Митингующие у здания Администрации президента Абзахии. Фото Дмитрий Феоктистов/ТАСС

А ведь ничего не предвещало. В Абхазии внезапно началась революция

В здании администрации президента Абхазии.

И я много думал: от чего все это? И пришел к неожиданному выводу.

Жители Абхазии, желая перемен к лучшему, на самом деле их не хотят.

Здесь жизнь не так плоха, как считается. Зарплаты 15 - 20 тысяч рублей, как в какой-нибудь Тверской губернии. Электричество - 40 копеек за киловатт (у нас 4 рубля). Море, солнце, летом - курортные деньги.

И хотя ворчат на неустроенность и беззаконие, все. боятся реформ.

И потому главный запрос абхазов к своему президенту - не вмешивайся в нашу жизнь, не нарушай нормы и традиции. Просто денег дай!

Нет. Придут русские - все скупят.

Нет. Нарушится экология.


Сухум. У здания железнодорожного вокзала. Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Ну то есть все абхазские форумы полны стенаний, что в стране коррупция и кумовство, и даже президент не может посадить ни одного негодяя, потому что за ним чей-то клан. Но все радостно одобряют закон о госязыке, по которому уничтожается единственный вариант обойти клановую систему - назначить на ключевые должности русских. Для страны оказывается важнее иметь на должности носителя абхазского языка, чем некоррумпированного профессионала.

РЕЦЕПТ СААКАШВИЛИ ТУТ НЕ ПРОЙДЕТ

Складывается стойкое впечатление - люди интуитивно чувствуют, что наведение порядка в Абхазии сломает уклад их жизни.

И дело не только в том, что воры, смотрящие будут вышвырнуты из страны или посажены (причем не в местную тюрьму-санаторий, а в обычную российскую зону), а это значит - разруливать конфликты будут не авторитеты и суд родственников, как сейчас, а зачищенные от взяточников милиция и суд.

Сколько людей после чисток лишатся работы!

Сколько несправедливости - в старом понимании этого слова - вдруг обрушится на Абхазию.

Точно так же соседи абхазов - грузины ненавидели президента Саакашвили , чьи суды сажали подростков на 6 лет за кражу зеркал с машин. И сколько людей оказались в нищете, когда Мишико выгнал всех взяточников из полиции - и набрал на хорошие зарплаты честную молодежь (заставив ее, правда, стучать друг на друга).

И тогда людям придется сидеть на работе с 9 до 18, чтобы не потерять работу. И тогда европейская пунктуальность будет тихо разъедать традиции - уже нельзя будет в рабочее время ездить на бесчисленные похороны-свадьбы. И тогда люди заскучают по временам, когда деньги им доставались пусть грязнее, зато проще.


Сочи. Адлер. Торговля абхазскими мандаринами у границы с Абхазией. Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

ЗАТЯНУВШЕЕСЯ ДЕТСТВО

Вот именно то, чего опасается, как мне кажется, мудрая Абхазия, словно сознательно задерживая свое государственное детство.

Ведь ребенка любят, кормят и прощают за шалости просто так. Когда ты ребенок, не надо идти в холодную, взрослую, полную ответственности жизнь взрослых.

Потому и выборы президента в Абхазии (а они назначены на 22 марта) похожи не на соревнование программ и путей развития, а на попытку найти Хорошего Человека, который будет дружить с Москвой .

Иногда кажется, что этот путь верный. А у другого - слишком большие риски.

Но люди устали так жить. От апатии умирают целые государства.

Протестующие ворвались в здание администрации президента Абхазии.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Зачем абхазам новая революция

Во всем мире обостряется ситуация с коронавирусом. Ежедневно число заболевших растет. Тем временем многие страны ужесточают меры борьбы с заболеванием – закрывают границы, приостанавливают работу транспорта, не разрешают своим гражданам покидать дома без необходимости.

Выходцы из Абхазии рассказали Sputnik, как организован карантин в разных странах мира, и как им живется в изоляции.

Сария Кварацхелия, Sputnik

В России, как и во многих странах мира, введен карантин из-за распространения коронавирусной инфекции. Власти Москвы ввели режим домашней самоизоляции.

Проживающая в Москве соотечественница Татьяна Гулиа, рассказала, что если раньше самоизоляция распространялась только на граждан старше 65 лет, то сейчас ограничения коснулись всех возрастных категорий. Разрешается выходить в магазин или в аптеку только рядом с домом.


"В магазинах все есть. Власти призывают никуда не ездить. Метро работает. Многие переведены на "удаленку". На работу выходят только те, кто обязан по долгу службы. Пропуска для выхода на улицу пока еще не выдавали", - отметила Гулиа.


По ее словам, еще на днях на улицах можно было встретит людей, гуляющих с детьми. Но сегодня уже их стало намного меньше. Все парки и детские площадки закрыты.


"В принципе обстановка спокойная. Мы соблюдаем режим самоизоляции, сидим дома. Московская абхазская диаспора также призвала всех абхазов, проживающих в Москве и Московской области, соблюдать все ограничения, предпринятые властями", – добавила Гулиа.

В Италии ситуация с коронавирусной инфекцией не меняется в лучшую сторону. Соотечественник, проживающий в Болонье, Тимур Чкадуа называет ситуацию катастрофичной. Ежедневно, по его словам, в стране выявляют до четырех тысяч новых заболеваний и до 600 человек умирают.


"Хочу развеять сомнения людей, которые все еще не верят в весь ужас происходящего, во все эти цифры умерших. Все это правда, – обратился он на личной страничке в Instagram. – Каждый день выступают по телевизору президент и мэр. Они вводят новые правила безопасности, оглашают кошмарные цифры заболевших и умерших".

По словам Тимура, он 20-й день не имеет права выходить из дома без острой на то необходимости. Разрешают выйти только в магазин или же в аптеку, при этом нужно быть "полностью экипированным" - в маске, перчатках, а также с дезинфицирующим средством при себе.

Чкадуа призвал жителей Абхазии соблюдать меры безопасности, предписанные правительством страны.


"С уровнем здравоохранения в республике, с 11 аппаратами искусственной вентиляции легких, что можно сделать в случае эпидемии? Подумайте сами. Если вы сами не верите, то относитесь с уважением к тому, кто верит, кто боится за жизнь родных и близких. Просто посидите дома. Если я могу 20 дней в одиночестве сидеть в чужой стране, поверьте мне, вы со своими родными и близкими сможете посидеть и месяц. Очень вас прошу прислушаться", – подчеркнул он.

Другой соотечественник, проживающий на севере Италии, Заур Делба тоже сидит на карантине с 11 марта. Он обратился к своим подписчикам, рассказав, что итальянцы и другие европейцы изначально халатно отнеслись к возможности распространения коронавируса, не воспринимая всерьез эту проблему. Он призвал всех соблюдать элементарные меры защиты, не распространять ложную информацию и не верить в неподтвержденные факты, прислушиваться к мнению специалистов и провести время "в заточении" с пользой.

В Чехии из-за распространения коронавируса ужесточили меры безопасности. Ранее в этой стране был введен режим чрезвычайного положения. Но этого, по-видимому, оказалось недостаточно. Власти Праги даже закрыли въезд в город.


"Ни в город, ни из города нельзя выехать. Все остальное остается без изменений: закрыты все торговые, развлекательные и спортивные центры, рестораны, школы и сады. Работают только продовольственные магазины и аптеки", – добавила соотечественница Инесса Дубинина.

В Австралии, как рассказала проживающая там абхазка Хатуна Бения, власти закрыли все магазины, за исключением продуктовых, рестораны и кафе, развлекательные центры. Ввели высокие штрафы за не соблюдение карантина.

"Количество инфицированных дошло до четырех тысяч по всей стране. Из них 600 случаев в штате Квинсленд, это наш штат. Количество умерших - 18 по всей стране. Границы между штатами закрыты.


Есть еще граждане Австралии, которые возвращаются в страну. Аэропорт открыт только для них. Их сразу забирают на принудительный 14-дневный карантин в близлежащие отели, не позволив встретиться с родными. Группе из двух человек разрешается быть вместе на улице с сегодняшнего дня, неделю назад было 10 человек при условии соблюдения дистанции в полтора метра", – отметила Бения.

В Америке продолжается карантин. Люди, входящие в зону риска, не могут выходить из дома. Остальным пока не запрещается.
Закрыты все учреждения, работают только продуктовые магазины и аптеки.

"Я выхожу раз в несколько дней в магазин или аптеку и то уже перешли на онлайн заказы и доставку на дом. Мой муж в группе риска, поэтому "гуляет" на балконе. Все учреждения закрыты.


Как мантру повторяют "социальная дистанция", два человека - два метра. В супермаркетах и аптеках это нормально выдерживается, не запускают больше определенного количества, и на кассе расчерчена дистанция. Но в маленьких магазинах все по-прежнему. Тут уже все зависит от сознательности и ответственности каждого", - рассказала соотечественница, проживающая в США, Хатуна Логуа.


"Мы живем в хасидском районе, это евреи ортодоксы, надо сказать, они держались до последнего, но и они сломались после того, как за одну ночь более 100 человек увезли в больницу. Так что теперь они уже в синагогу не ходят, аккуратненько молятся по домам. Все службы транслируются онлайн. А так, паники не наблюдаю, не могу сказать, что все по домам или что все ходят в масках. Но в основном, да", - добавила Логуа.


В Турции, как сообщает соотечественник Атанур Акусба, уже и выходить-то некуда, кроме продуктовых магазинов и аптек. Закрыты все кафе, рестораны, развлекательные центры. На граждан старше 65 лет наложили штрафные санкций в случае несоблюдения карантина и самоизоляции.

"В основном все сидят дома. На работу ходят только те, кому, прям, необходимо. Граждане старше 65 лет и вовсе не могут выходить и дома. Если они замечены на улице, то на них налагают штраф", – рассказал он.


Как сообщает Минздрав Турции, сейчас зафиксировано более 13 тысяч зараженных и более 200 умерших.

По словам Атанура Акусба, правительство Турции предпринимает все новые ограничительные меры для предотвращения заболевания. Для передвижения из одного города в другой, необходимо получить разрешительную грамоту у властей, при этом причина должна быть веская. Временно запрещены свадьбы, а также посещение похорон.

Соотечественник, проживающий в Турции, также отметил, что цены на продукты и медикаменты остались неизменными.


"Поначалу был ажиотаж на маски. Производители даже начали делать наценку. Но потом власти выступили с заявлением, что будут отбирать торговые точки за повышение цен. Сейчас все успокоились", – добавил Акусба.

В Абхазии до 20 апреля действует режим чрезвычайного положениям. Жителям страны рекомендуется не покидать дома без острой необходимости. Во вторник в Галском районе ввели комендантский час с 20:00 до 07:00.

Все новости о ситуации с коронавирусом в мире и в Абхазии читайте в спецпроекте Sputnik>>

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.