Федеральная программа по лечению туберкулеза

Уменьшение социального и экономического бремени туберкулеза возможно при условии принятия единой национальной программы, направленной на совершенствование системы профилактики и медицинской помощи, разработку эффективных, научно обоснованных технологий борьбы с туберкулезом и адекватных современных мер по медико-социальной реабилитации после лечения.

В Российской Федерации международная стратегия стартовала в 1994 г. в Томской области. В 2003 году, в соответствии с рекомендациями ВОЗ, работали 26 территорий России, охватывающих 25% всего населения страны. Внедрение основных принципов стратегии в субъектах Российской Федерации сопровождалось рядом организационно-методических мероприятий, обеспечением лечеб­ных учреждений лабораторным оборудованием, противотуберкулезными препаратами.

Более выраженные изменения произошли в территориях с длительными сроками применения ре­комендаций ВОЗ. Тем не менее эффективность лечения больных туберкулезом оставалась субоптимальной и выяв­ление туберкулеза легких с бактериовыделением в территориях, работающих в соответствии с реко­мендациями ВОЗ, составила 33% в 2003 г. и 33,6% в 2007 г. В шести территориях (Владимирской, Томской, Орловской, Ивановской областях, Республиках Ингушетия и Чувашия) доля выявленных больных туберкулезом легких с бактериовыделением превышает 50%.

Территории, работающие в соответствии с реко­мендациями ВОЗ в течение 10 лет и более, пока­зывают высокие показатели выявления больных с бактериовыделением, определяемым методом мик­роскопии, в том числе в учреждениях общей лечебной сети. Низкая эффективность метода прямой бактериоскопии была обусловлена несоблюдением методики ее проведения. Благодаря комплексу ме­роприятий (обучение персонала и больных методи­ке забора мокроты, обучение лаборантов проведению исследования мокроты, оснащение лабораторий современным оборудованием) эффективность выявления бактериовыделителей в общей лечебной сети значительно повысилась и составила по ито­гам 2007 г. от 55 до 60%.
Среди больных, зарегистрированных в 2002 г. в пилотных территориях, по показателю прекращения бактериовыделения методом микроскопии из­лечения удалось достичь лишь в 66,7% случаев, умерли 9,2%, прервали лечение 7,2% больных. Разброс показателей превышал 48%. К концу 2007 года эффективность лечения не превышала 58,3% среди лиц, взятых на лечение в предыдущем году.

Таким образом, несмотря на в целом успешное применение рекомендаций ВОЗ, в Российской Федерации сохраняются как трудности выявления туберкулеза, особенно в общей лечебной сети, так и низкая эффективность лечения этого заболевания при высокой смертности больных. Необходим но­вый подход к организации медицинской помощи больным туберкулезом на основе принципа ком­плексной оценки ситуации.
Требуется принятие кардинальных организационных мер для снижения заболеваемости, инва­лидности и смертности от туберкулеза, включая улучшение качества его диагностики, лечения и профилактики.

Следует подчеркнуть, что еще в 2003 г. М. Danzon, директор Европейского регионального бюро ВОЗ, отмечал, что выявление новых случаев туберкулеза с применением DOTS в Европейском регио­не составляет лишь 10,1%, а не 70%, предусматриваемых Глобальным планом ВОЗ по борьбе с туберкулезом. Среди 22 стран с высокой заболеваемостью туберкулезом лишь в 6 отмечен прогресс внедрения DOTS, а в 9 этот метод не используется. По мнению ведущих специалистов ВОЗ, програм­ма DOTS гибко учитывает особенности каждой страны и подходит для стран с ограниченными ресурсами. Специалисты ВОЗ считают, что DOTS способствует быстрому снижению распространения туберкулеза и снижению развития туберкулеза с лекарственной устойчивостью.

Однако многочисленные факторы свидетельствуют о противоположном. Растет распространение полирезистентных форм туберкулеза. В странах СНГ отмечается угрожающий рост заболеваемости туберкулезом с множественной вторичной и первичной лекарственной устойчивостью.
Необходимо учитывать и тот факт, что расширение стратегии ВОЗ произошло на фоне измене­ний в законодательной и нормативной базе, касающейся противотуберкулезной службы.

Действующая Федеральная целевая программа (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.12.06 №1706-р) предусматривает необходимость комплексного решения проблемы туберкулеза, которая обусловлена такими причинами, как сложность и многообразие методов профилактики, диагностики, лечения и реа­билитации при туберкулезе, что предполагает раз­работку и осуществление комплекса мероприятий, многоуровневую координацию деятельности органов государственной власти различных уровней и негосударственных организаций.

  • строительство и реконструкция лечебно-профилактических учреждений, оказывающих противотуберкулезную помощь населению;
  • разработка и совершенствование высокодостоверных методов и систем диагностики туберкулеза;
  • разработка комплексных программ по повы­шению резистентности к заболеванию туберкулезом детского населения;
  • разработка программы организационных мероприятий по повышению эффективности лечения туберкулеза;
  • разработка комплексных программ медицинской и социальной реабилитации больных туберкулезом;
  • разработка санитарных нормативов и мер ин­фекционного контроля за распространением туберкулеза;
  • предоставление профильными научно-исследовательскими институтами систематической организационно-методической и консультационной помощи субъектам Российской Федерации;
  • создание действенной системы государствен­ного мониторинга лечения и лекарственной устойчивости возбудителя туберкулеза, основанной на персональном учете больных;
  • обеспечение снабжения лечебно-профилакти­ческих учреждений системы здравоохранения и учреждений, подведомственных Федеральной службе исполнения наказаний, противотуберкулезными препаратами;
  • совершенствование лабораторной диагности­ки туберкулеза;
  • внедрение современных методов диагностики, лечения и реабилитации больных туберкулезом в учреждениях системы здравоохранения и учреждениях, подведомственных Федеральной службе ис­полнения наказаний.

Однако деятельность в рамках этих проектов и программ не подчинена единой общегосударственной стратегии борьбы с туберкулезом. Нередко проводимые в субъектах Российской Федерации мероприятия противоречат приоритетам государственной политики в данной сфере, дублируют друг друга, вызывают отрицательное к ним и их результатам отношение специалистов. Поэтому становится необходимой единая стратегия противотуберкулезных мероприятий на территории Российской Федерации. Генеральной целью стратегии остается ограничение распространения туберкулеза на территории Российской Федерации.


– Ирина Анатольевна, какова статистика заболеваемости и смертности?

– По предварительным данным, в 2017 году заболеваемость туберкулезом составила 48,3 случая на 100 тыс. населения, в 2016 году эта цифра была 53,3 на 100 тыс. То есть снижение составило 9,4%. Показатели смертности от туберкулеза: 6,4 на 100 тыс., в 2016 году было 7,8 на 100 тыс., достигнуто снижение на 17,9%. Я считаю, что это очень хорошая динамика, поскольку ВОЗ рекомендует снижение заболеваемости и смертности ежегодно на 10% и больше. Но в мире этого не происходит, снижение составляет максимум 1,5%. Так что у нас динамика положительная.

– За счет каких мер удалось этого достичь?

Комплексная противотуберкулезная программа реально стала работать с 2015 года. Тогда по призыву Правительства РФ мы сформировали комплекс мер по снижению смертности от 7 ведущих нозологий, одна из которых туберкулез, внедрили программу и активно мониторируем ее со стороны Минздрава России и главного фтизиатра.

– Сейчас много говорят о развитии отечественной фармакологии и импортозамещении. На ваш взгляд, каковы в лечении туберкулеза перспективы отказаться от зарубежных препаратов и перейти полностью на отечественные?

– Все препараты, которые применяем в лечении туберкулеза, у нас отечественного производства, зарубежных нет. Есть препараты, которые в нашей стране не зарегистрированы, поэтому еще и не производятся. Например, два известных препарата, применяемых в мире для лечения больных туберкулезом. В нашей стране они пока не зарегистрированы, но уже известно, что один из них одна из российских компаний берет на производство и регистрацию. Мы ожидаем, что он тоже появится в стране уже как отечественный.

– Как обстоят дела с лекарственным обеспечением больных туберкулезом?

– Есть проблема обеспечения больных с лекарственно-устойчивыми формами. Дело в том, что курс терапии для таких пациентов дорогостоящий и длительный , до двух лет. Лечение одного больного с крайней степенью лекарственной устойчивости (правильный термин – широкая лекарственная устойчивость) обходится в 1,5 млн рублей за двухлетний курс. У регионов недостаточно средств, поэтому Минздрав закупает эти препараты на средства федерального бюджета и поставляет в субъекты. Здесь двойное обеспечение – со стороны регионов и со стороны федерального бюджета.

– Позволяет это охватить всех нуждающихся в лечении?

– Не могу так сказать. Федеральный бюджет оказывает помощь, но не покрывает все региональные потребности. А вот субъекты недорабатывают, не осознают необходимости выделения средств на лечение этих больных. В регионах понимают онкологию, ССЗ, но, к сожалению, не все осознают, что на туберкулез тоже нужны деньги. Чтобы статистика пошла на убыль, мы должны излечивать 75% больных. Пока по пациентам с лекарственно-устойчивым туберкулезом этого уровня не достигли. Для этого все нуждающиеся в лечении должны быть обеспечены препаратами на полный курс лечения. Часть курса – это ничто, трата денег без стабильного результата, у такого пациента велика вероятность рецидива туберкулеза, и опять потребуется лечение, но еще более длительное. К сожалению, не во всех регионах это понимают.

– Даже у тех пациентов, у которых врачи добились клинического излечения, все равно сохраняется нарушение функционирования дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Какие методы помогают больным лечиться с наименьшими остаточными изменениями и быстрее восстановиться?

– Вообще, если пациент вовремя выявлен и хорошо пролечен, у него все функции восстановлены и не требуется никакой особой реабилитации. Но есть сложные категории больных, например те, которые перенесли операцию по поводу туберкулеза или имеют различные сопутствующие хронические заболевания, в том числе дыхательной системы. У них на втором этапе лечения, когда уже завершена интенсивная фаза, могут использоваться физиотерапевтические методики, дыхательная гимнастика.

– Насколько патогенетическая терапия может помочь врачу в лечении больных, особенно с лекарственно-устойчивым туберкулезом?

– Если противотуберкулезная терапия направлена на подавление возбудителя - микобактерии туберкулеза (историческое название - палочка Коха), то патогенетическая терапия призвана способствовать восстановлению функций организма, пострадавших в результате болезни, ускорению процессов регенерации поврежденных тканей, чаще всего, в легком. В современной фтизиатрии наиболее эффективным патогенетическим методом является бронхоблокация – разработка отечественных ученых и врачей, она быстро получила признание и широкое распространение в России, а теперь и за рубежом. Также используются патогенетические медикаментозные методы у больных туберкулезом.

– Классическая фтизиатрическая школа и советская фтизиатрическая служба обеспечивали этапность лечения: стационар – санаторий - амбулаторное лечение. Это гарантировало достаточно полноценную реабилитацию больного и возвращение его к трудовой жизни. Какова сейчас ситуация?

– Этапность сохраняется. Функционирует сеть санаториев противотуберкулезного профиля: 15 – федерального уровня, из которых 12 для взрослых и 3 для детей, и еще региональные санатории – 21 для взрослых и 60 для детей. Они все работают, этапность в лечении соблюдается, но другое дело, что она не во всех регионах выполняется, опять же из-за недостаточно активного взаимодействия фтизиатрических служб и санаториев. Вот я знаю, что санатории федерального уровня недовыполняют план государственного задания. Койки есть, а больных мало. Здесь разные причины: плохое взаимодействие, недостаточная активность фтизиатров по направлению в санатории и самих санаториев по обеспечению потока к ним больных. Мы хотим усовершенствовать порядок оказания медицинской помощи, чтобы снять и эту проблему.

- В 2018 году ожидается принятие законопроекта о признании клинических рекомендаций обязательными к использованию на территории РФ. Насколько область фтизиатрии готова к этому?

- Фтизиатрия полностью готова. У нас уже третий выпуск рекомендаций, которые были одобрены в 2015 году. В 2016 и 2017 годах они не обновлялись, но уже накопились новые данные. Мы полностью готовы к тому, чтобы рекомендации стали обязательными. В советское время лечение туберкулеза прописывалось в приказах, которые были обязательными к исполнению. В новой законодательной системе такое невозможно, и это правильно, потому что приказ не может учесть все нюансы. Все равно врач лучше знает пациента и может возникнуть объективная необходимость некоторых изменений прописанных схем лечения.То, что клинические рекомендации станут обязательными, это очень хорошо, потому что они прописывают алгоритмы ведения больного с разными проблемами.

– Какие еще имеются обновления в сфере нормативного регулирования фтизиатрии?

– В 2017 году был утвержден Порядок проведения профосмотров. Это очень важно, потому что в нем прописано, как проводить эти осмотры среди взрослых и детей. До сих пор были дискуссии по этому поводу, долго мы шли к этомуи наконец Порядок принят. Это серьезное достижение.

Надеюсь, что в этом году завершится работа по изменению Порядка оказания медицинской помощи больным туберкулезом. Проект документа уже разработан. У нас действует порядок, принятый в 2012 году, но как только он был принят, сразу посыпались критические замечания из регионов, так как многое в нем не было учтено. Сейчас мы готовы представить новый документ. Изменения коснутся в том числе маршрутизации больного, оказания помощи на разных уровнях действующей трехуровневой системы, роли федеральных организаций. Все это нами уже пересмотрено, в апреле проект будет опубликован для обсуждения.

И еще очень важна разработка стандартов диагностики и лечения больных туберкулезом. В них прописывается применение тех или иных методик диагностики, а также лечение : препараты, кратность их применения для разных форм туберкулеза и разных категорий пациентов. Стандарты находятся на рассмотрении в Минздраве. Я надеюсь, что они тоже в этом году будут утверждены. Это станет большим облегчением для регионов, они смогут правильно планировать расходы и правильно оказывать медицинскую помощь.

– Ирина Анатольевна, как главный специалист решение каких задач фтизиатрии вы считаете самым важным?

– Важнейшей остается проблема выполнения комплекса мероприятий, которые стоят перед нами. Они расписаны, но где-то выполняются хорошо, а где-то не очень. Моя задача добиться того, чтобы всеми регионами это было правильно осознано и выполнялось. И вторая очень важная часть – это развитие фтизиатрических научных исследований. Несмотря на то, что научная школа у нас всегда была и есть сеть НИИ, в последнее время не было прорывных разработок, которые бы радикально изменили наши возможности влиять на туберкулез. Я считаю, что сейчас моя задача консолидировать научные силы, инициировать исследования во фтизиатрии, определиться с приоритетными научными направлениями, которые позволят осуществить те цели и задачи, которые поставлены Правительством РФ, Всемирной организацией здравоохранения по ликвидации туберкулеза как проблемы общественного здравоохранения.

– Вероника Скворцова недавно заявила, что Минздрав России планирует ликвидировать туберкулез в стране к 2030 году. Насколько это реальная задача?

– Она реальна при выполнении наших планов и при правильном понимании задачи на местах не только фтизиатрами, но еще и администрацией территорий. Вот это очень важно! Там, где администрация принимает активное участие, там все получается, где взаимопонимания нет страдает дело.

Что такое ликвидировать? Это не значит, что совсем не будет туберкулеза. Под этим понимается снижение заболеваемости до 10 случаев и менее на 100 тыс. населения. Этот рубеж мы должны достичь к 2030 году, а это очень близко, учитывая специфику заболевания. В чем специфика? Человек может инфицироваться возбудителем туберкулеза в молодом возрасте, а заболеть спустя десятки лет при определенных условиях. Сейчас среди взрослого населения если не все, то большая часть инфицирована. Снижение иммунитета в результате разных заболеваний и состояний или даже лечения ряда заболеваний, аутоиммунных, онкологических, может активировать размножение возбудителя туберкулеза и привести к болезни. Поэтому для полной ликвидации туберкулеза должны появиться поколения неинфицированного населения. Полностью ликвидировать туберкулез к 2030 году мы не сможем, но достичь минимума, который ВОЗ в своей терминологии определяет как ликвидацию, это нам по силам.

Отчеты, доклады, статистика

Всемирная организация здравоохранения.

В 2014 году туберкулезом заболели 9,6 млн человек (5,4 млн мужчин, 3,2 млн женщин, 1,0 млн детей), из которых 12% случаев пришлось на лиц, инфицированных ВИЧ.

В 2014 году туберкулез унес жизнь 1,5 млн человек (1,1 млн ВИЧ-отрицательных и 0,4 млн ВИЧ-положительных). Впрочем, с 1990 года показатель смертности от туберкулеза снизился на 47% с учетом того факта, что практически всё это улучшение в целом было достигнуто начиная с 2000 года, когда были установлены Цели тысячелетия в области развития.

В период с 2000–2014 гг. эффективная диагностика и лечение туберкулеза позволили спасти жизнь 43 млн человек.

Разобраны следующие вопросы:

  • глобальное бремя туберкулеза;
  • уведомление о случаях заболевания и результатах лечения;
  • лекарственно-устойчивый туберкулез;
  • средства диагностики и укрепление лабораторного потенциала;
  • борьба с сочетанной эпидемией туберкулеза и ВИЧ-инфекции;
  • финансирование;
  • научные исследования и разработки.

Всемирная организация здравоохранения.

Доклад раскрывает глобальные целевые показатели борьбы с туберкулезом, которая стремится полностью избавить мир от этого заболевания, остановив его эпидемию.

Так, к 2025 году намечено 75-процентное по сравнению с 2015-м снижение смертности от туберкулеза и 50-процентное снижение заболеваемости (менее 55 случаев на 100 тыс. населения). К 2035 году целевые показатели должны составить соответственно 95% и 90% (менее 10 случаев).

Подробности: доклад .

Исследование диагностической и клинической практики.

Странам с низким и средним уровнем дохода необходимо совершенствовать стратегии борьбы с туберкулезом и предпринимать смелые шаги, чтобы сократить размах эпидемии. Следует пересмотреть все аспекты для создания комплексной и эффективной противотуберкулезной программы.

Диагностика и исследование лекарственной устойчивости туберкулеза, режимы лечения туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью, доступ к новым и перепрофилированным препаратам, финансирование, нормативная база — всё это требует пристального внимания со стороны правительств.

Подробности: отчет .

DR-TB Drugs Under the Microscope

Анализ барьеров и факторов, препятствующих свободному доступу к препаратам для лечения туберкулеза с лекарственной устойчивостью. Представлены подробные ценовые профили основных медикаментов.

Target generic prices for novel treatments for drug-resistant tuberculosis

Международный центр по закупкам медикаментов против СПИДа (ЮНИТЭЙД).

Существует потенциал, что комплексное лечение МЛУ-ТБ будет обходиться в 100–400 долларов за курс на одного пациента.

Подробности: отчет (англ.).

В 2015 году по сравнению с 2014-м показатели по туберкулезу снизились: общая заболеваемость — на 3,0%, распространенность — на 6,0%, смертность — на 8,9%.

Представлен анализ показателей, рассчитанных на основании данных федерального государственного и отраслевого статистического наблюдения и Глобальных отчетов ВОЗ по туберкулезу, обсуждено их значение для оценки эпидемиологической ситуации и качества противотуберкулезной помощи в Российской Федерации в 2007–2013 гг., рассмотрена динамика за последние 10–15 лет. Анализ данных проведен с учетом международных определений и подходов, используемых в области обработки медицинской и эпидемиологической статистической информации.

Подробности: отчет .

Подробности: отчет .

В 2014 году по сравнению с 2013-м показатель общей заболеваемости туберкулезом снизился на 5,6% — с 63,0 до 59,5 человек на 100 тыс. населения, а с 2008 года, когда отмечался пик показателя (85,1 человек), снижение составило 30,1%.

Заболевают туберкулезом преимущественно лица в возрасте 18–44 года (2014 год — 62,3%). Пик заболеваемости приходится на возраст 25–34 года среди женщин и 35–44 года среди мужчин. Мужчины составили 68,2% впервые заболевших туберкулезом.

Подробности: отчет .

Профилактика, диагностика, терапия

Всемирная организация здравоохранения.

Схема стоимостью менее 1 тыс. долларов может быть завершена за 9–12 месяцев — прежде на это уходило 18–24 месяцев. Традиционный курс за 3 тыс. долларов, вовлекающий прием в среднем 14 тыс. (!) таблеток, характеризуется низким показателем излечения (не выше 50%): пациентам сложно в течение длительного времени принимать зачастую токсичные препараты второй линии, потому они нередко прерывают терапию.

Сокращенная схема ориентирована на пациентов с неосложненным МЛУ-ТБ, то есть без устойчивости к наиболее важным лекарствам второй линии (фторхинолонам и инъекционным препаратам). Она также пригодится и тем, кто еще не проходил курс второй линии.

Диагностический экспресс-тест MTBDRsl, предназначенный для выявления устойчивости к лекарственным средствам второй линии, опирается на определение специфических мутаций в штаммах МЛУ-ТБ. Результаты теста ориентировочной стоимостью 20–30 долларов доступны через день-два — прежде на это уходило как минимум три месяца.

Национальный институт здоровья и качества медицинской помощи (NICE).

Постановлением Правительства РФ от 13 ноября 2001 г. N 790 настоящее постановление признано утратившим силу

Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1999 г. N 1153 пункт 2 настоящего постановления изложен в новой редакции

2. Возложить на Министерство здравоохранения Российской Федерации функции государственного заказчика — координатора Программы.

3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации включить Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета в 1999 году и в последующие годы.

4. Федеральным органам исполнительной власти и организациям, являющимся исполнителями мероприятий Программы, обеспечить их реализацию в пределах выделенных на эти цели средств.

5. Установить, что в ходе реализации Программы отдельные мероприятия могут уточняться, а объемы финансирования мероприятий подлежат корректировке с учетом утвержденных расходов федерального бюджета.

Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1999 г. N 1153 в пункт 6 настоящего постановления внесены изменения

6. Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству юстиции Российской Федерации, Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и Министерству экономики Российской Федерации согласовывать с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельные объемы бюджетного финансирования на 1999 год и последующие годы и предусматривать их долевое участие в финансировании программных мероприятий, включая текущие расходы и расходы на капитальное строительство и реконструкцию, имея в виду, что совокупные расходы на реализацию Программы, финансируемые из федерального бюджета, должны составить не более 20 процентов общих расходов.

7. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах средств их бюджетов:

принять участие в реализации мероприятий Программы;

предусматривать разработку региональных программ борьбы с туберкулезом.

8. Федеральной службе России по телевидению и радиовещанию оказывать содействие в освещении в средствах массовой информации хода реализации Программы.

Председатель Правительства
Российской Федерации

О мерах по реализации настоящей программы см. приказ Минздрава РФ от 4 августа 1998 г. N 233

Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1999 г. N 1153 в Паспорт настоящей федеральной целевой программы внесены изменения

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения

Туберкулез является медико-социальной проблемой, на которую оказывают влияние экономические и социальные факторы, качество жизни и питания. Особенности развития в России в последние годы эпидемиологической ситуации, связанной с туберкулезом, могут быть оценены как угроза начинающейся эпидемии туберкулеза. Подъем заболеваемости туберкулезом начался с 1992 года, и в 1996 году показатель ее достиг 67,5 на 100 тыс.населения.

Лица в возрасте от 20 до 39 лет составляют 44,8 процента от общего числа впервые выявленных больных, лица работоспособного возраста (от 20 до 59 лет) — 80,6 процента.

Эпидемическая опасность туберкулезной инфекции выражается в высокой степени инфицирования детей России — свыше 1 процента (на отдельных территориях — 14-25 процентов), что в 10 раз выше, чем в развитых странах мира.

Основными причинами резкого повышения заболеваемости туберкулезом являются: отсутствие адекватного финансирования противотуберкулезных мероприятий, ухудшение условий жизни населения, недостаточное и низкое качество питания, атмосфера неуверенности и нервные стрессы, нарушение профилактической системы ежегодного отдыха населения в санаториях, домах отдыха, детей — в пионерских лагерях; появление новых групп риска: беженцев, лиц без определенного места жительства; увеличение числа асоциальных лиц среди населения. Нарушена сложившаяся система противотуберкулезной помощи, ухудшается материально-техническая база, снижается уровень профилактических осмотров, ухудшается обеспечение медикаментами, изменяются свойства возбудителя туберкулеза.

Угрожающий характер принимает эпидемиологическая ситуация, связанная с туберкулезом, в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Уровень заболеваемости осужденных в 50 раз превышает среднероссийский показатель. В 1996 году этот показатель составил 3395,17 на 100 тыс.населения, смертность от туберкулеза — 307,5 на 100 тыс.населения, первичная инвалидизация по туберкулезу составила 37 процентов в общей структуре, при этом 77,4 процента лиц являются инвалидами II группы.

Источником инфекции является крупный рогатый скот, больной туберкулезом. В стране насчитывается более 1000 неблагополучных в этом отношении ферм, в которых содержится 44,2 тыс. голов больного туберкулезом скота. Ежегодно заболевают до 80 тыс.животных.

В Российской Федерации производится недостаточно противотуберкулезных препаратов; на закупку их за рубежом ежегодно расходуется более 30 млн.долларов США.

Существующее финансирование противотуберкулезной службы обеспечивает потребность в медикаментах и продуктах питания не более чем на 30 процентов. Средняя заработная плата врача-фтизиатра с учетом 25 процентной надбавки за вредность составляет 430 тыс.рублей, медсестры 240 тыс.рублей.

Анализ сложившейся в России ситуации, связанной с туберкулезом, выявляет ряд проблем, требующих неотложного решения: сохранение и развитие материально-технической базы противотуберкулезной службы; дооснащение учреждений медицинским оборудованием в соответствии с нормативной потребностью; обеспечение основными противотуберкулезными препаратами; введение лечебно-диагностических стандартов; подготовка кадров врачей-фтизиатров; распространение знаний о туберкулезе среди населения; своевременное выявление больных туберкулезом, особенно в группах повышенного риска, среди детей и подростков, асоциальных элементов и лиц, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы; излечение больных туберкулезом; выпуск в достаточном объеме отечественных противотуберкулезных препаратов и вакцин БЦЖ и БЦЖ-М.

Проблема борьбы с туберкулезом требует комплексного подхода к ее решению, привлечения целевых средств из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных источников финансирования, что возможно осуществить только в рамках федеральной целевой программы.

Расчеты свидетельствуют, что экономический ущерб, связанный с заболеваемостью туберкулезом в России, составит в 1998 году 12 млрд.рублей (в ценах 1998 года), к 2005 году суммарные потери возрастут до 128,89 млрд.рублей. Реализация Программы позволит снизить эти потери к 2005 году на 45,25 млрд.рублей.

II. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы

Основными целями Программы являются стабилизация эпидемиологической ситуации, связанной с туберкулезом; снижение основных показателей по туберкулезу: заболеваемости — с 67,5 до 50 на 100 тыс. населения; смертности — с 17 до 12; заболеваемости детей — с 13,2 до 8 на 100 тыс. населения.

Для достижения указанных целей предусматривается решение следующих задач:

развитие материально-технической базы противотуберкулезной службы; проведение мероприятий по своевременному выявлению туберкулеза; организация современного лечения больных туберкулезом; подготовка кадров, обучение персонала и распространение знаний о туберкулезе среди населения;

проведение лечебно-профилактических мероприятий среди подозреваемых, обвиняемых и осужденных, больных туберкулезом, в учреждениях уголовно-исполнительной системы;

реализация профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний сельскохозяйственных животных;

организация отечественного производства противотуберкулезных препаратов и вакцин БЦЖ, БЦЖ-М.

Сроки реализации Программы — 1998 — 2004 годы. Реализация будет проводиться поэтапно:

первый этап — 1998 — 2000 годы — предполагается подготовка и реализация первоочередных мероприятий по сдерживанию распространения туберкулезной инфекции среди населения;

второй этап — 2001 — 2004 годы — будут реализованы основные обязательные противотуберкулезные мероприятия по стабилизации эпидемиологической ситуации, связанной с туберкулезом.

III. Система программных мероприятий

Программные мероприятия будут осуществляться в системе здравоохранения, в уголовно-исполнительной системе, в сельском хозяйстве, в области отечественного производства противотуберкулезных диагностических и лечебных препаратов.

В системе здравоохранения развитие материально-технической базы противотуберкулезной службы предусматривает строительство и реконструкцию федеральных научно-исследовательских институтов туберкулеза, противотуберкулезных диспансеров, туберкулезных больниц, санаториев, дооснащение и переоснащение лечебно-профилактических туберкулезных учреждений медицинским оборудованием, совершенствование системы подготовки кадров для противотуберкулезных учреждений.

Лечебно-профилактические мероприятия, связанные с предупреждением заболевания туберкулезом, направлены на совершенствование санитарно-просветительной работы среди населения и больных туберкулезом, расширение объема и повышение качества проведения обязательных профилактических мероприятий в очагах туберкулеза, среди групп повышенного риска и проведение специфических профилактических мероприятий среди детей и подростков, усиление работы, связанной с профилактическими флюорографическими исследованиями населения. Предусматриваются разработка и внедрение новых форм организации лечебно-диагностического процесса, обеспечение лечебных учреждений противотуберкулезными препаратами.

В уголовно-исполнительной системе развитие материально-технической базы противотуберкулезной службы предусматривает строительство и реконструкцию лечебно-профилактических учреждений, медицинских частей следственных изоляторов, исправительных и воспитательных колоний, туберкулезных больниц и туберкулезных отделений общесоматических больниц, создание изолированных участков в исправительных учреждениях для больных туберкулезом осужденных, укрепление материально-технической базы и дооснащение медицинской техникой лечебно-профилактических учреждений уголовно-исполнительной системы.

Лечебно-профилактические мероприятия среди подозреваемых, обвиняемых и осужденных, больных туберкулезом, предусматривают совершенствование и внедрение новых методов, повышение объема и качества профилактики, лечения и реабилитации подозреваемых, обвиняемых и осужденных, больных туберкулезом.

В системе сельского хозяйства предусматривается проведение комплекса противотуберкулезных мероприятий, включающих своевременное выявление больных животных и сдачу их на убой, обеззараживание молока и обрата на неблагополучных фермах, проведение дезинфекции и ремонта с учетом санитарных требований к животноводческим помещениям, оснащение неблагополучных по заболеваемости туберкулезом ферм безыгольными инъекторами, дезинфицирующими средствами, автоматическими дезинфицирующими установками, оборудованием для пастеризации молока.

Программой предусмотрена организация отечественного производства высокоэффективных противотуберкулезных диагностических и лечебных препаратов при одновременном увеличении мощностей выпускаемых препаратов; строительство цеха по производству готовых лекарственных форм, реконструкция опытно-экспериментальной лаборатории. Проведение указанных работ будет осуществляться на конкурсной основе.

IV. Ресурсное обеспечение Программы

О финансировании настоящей программы см. постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 5 ноября 1998 г. N 3204-II ГД

Программа реализуется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и других источников.

Ориентировочные объемы финансирования мероприятий на 1998-2004 годы в ценах 1998 года составят 17550,5 млн.рублей, в том числе по источникам финансирования: 7693,6 млн.рублей за счет средств федерального бюджета, 9598,5 млн.рублей за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Капитальные вложения составят 5720,7 млн.рублей, прочие текущие расходы — 11829,8 млн.рублей (приложения N 1, 2, 3).

Объемы ассигнований на 1998 год составят 1655 млн.рублей, в том числе 460 млн.рублей за счет средств федерального бюджета (приложение N 4), 1048,7 млн.рублей за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, 146,3 млн. рублей за счет внебюджетных источников.

Финансовые средства ежегодно уточняются в установленном порядке.

V. Механизм реализации Программы

Ответственным за реализацию Программы является государственный заказчик Программы — Министерство здравоохранения Российской Федерации. Основными исполнителями Программы являются Министерство экономики Российской Федерации (по вопросам методологического и ресурсного обеспечения Программы), Министерство финансов Российской Федерации (по вопросам финансового обеспечения Программы), другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации (по вопросам, отнесенным к их компетенции) с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых Министерством здравоохранения Российской Федерации с исполнителями программных мероприятий.

Государственный заказчик обеспечивает в ходе реализации Программы координацию деятельности основных исполнителей, контролирует целенаправленное и эффективное использование ассигнований и выполнение намеченных мероприятий; формирует совместно с основными исполнителями Программы свободную бюджетную заявку, предусматривая в ней объемы ассигнований на последовательную поэтапную реализацию мероприятий Программы, и ежегодно представляет ее в Министерство экономики Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации для учета при формировании проектов годовых прогнозов социально-экономического развития страны и федерального бюджета; принимает возможные меры по полному финансированию Программы.

Основные исполнители Программы с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и утверждают ежегодные планы работ по выполнению соответствующих мероприятий; осуществляют организацию, контроль и обеспечение выполнения в полном объеме предусмотренных Программой работ; подготавливают и направляют государственному заказчику предложения к сводной бюджетной заявке с указанием конкретных мероприятий в стоимостных и натуральных показателях с соответствующими обоснованиями.

Предусматривается активное привлечение средств фондов и общественных организаций, других поступлений. В ходе реализации Программы Министерством здравоохранения Российской Федерации будут осуществляться мероприятия по формированию договоров с международными организациями в целях привлечения финансовых средств для осуществления совместных проектов по укреплению материально-технической базы противотуберкулезных учреждений, внедрению новых технологий профилактики и лечения, обеспечению противотуберкулезной службы лекарственными средствами, а также по развитию сотрудничества и кооперации на взаимовыгодной (паритетной) основе с государствами — участниками Содружества Независимых Государств.

VI. Организация управления и контроль за ходом реализации Программы

Управление реализацией Программы осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Министерство здравоохранения Российской Федерации как государственный заказчик Программы совместно с Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти осуществляют контроль за ее выполнением.

Ежегодно на заседаниях коллегии Министерства здравоохранения Российской Федерации рассматриваются вопросы о ходе реализации программных мероприятий и об эффективности использования финансовых средств.

Информация и доклады о ходе выполнения Программы и об использовании средств федерального бюджета представляются в установленном порядке.

VII. Оценка эффективности реализации Программы

Экономическая эффективность от реализации Программы ожидается в виде снижения прямых и косвенных экономических потерь и приведет к улучшению состояния здоровья населения.

Реализация мероприятий Программы позволит:

стабилизировать эпидемиологическую ситуацию, связанную с туберкулезом: снизить заболеваемость до 50, смертность — до 12, заболеваемость детей — до 8 на 100 тыс. населения;

сократить сроки излечения, снизить число тяжелых форм туберкулеза и уровень нетрудоспособности населения, что будет способствовать экономии средств, затрачиваемых на лечение и выплату пособий по больничным листам и инвалидности;

снизить заболеваемость туберкулезом в очагах инфекции, среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, выявлять при профилактических осмотрах не менее 65-70 процентов впервые заболевших, повысить уровень излечиваемости впервые выявленных больных туберкулезом до 85 процентов;

сократить расходы на оказание дорогостоящей стационарной медицинской помощи больным туберкулезом при использовании стационара дневного пребывания больных на 30 процентов, а при амбулаторном лечении — более чем на 60 процентов;

отказаться от закупки противотуберкулезных препаратов за рубежом.

Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1999 г. N 1153 в настоящее приложение внесены изменения

(млн.рублей, в ценах 1998 года)

Наименование
мероприятий 1998-2004
годы — всего
в том числе
из феде-
рального
бюджета В том числе 1998
год 1999-
2000
годы

Продолжение таблицы. Правая часть.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.