Постановление главного государственного санитарного врача о малярии

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 6 октября 2015 г. N 65
"О дополнительных мерах по предупреждению восстановления малярии в Российской Федерации"

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации А.Ю. Попова, в целях обеспечения эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации в соответствии со ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21; ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; N 29 (ч. I), ст. 3418; N 30 (ч. II), ст. 3616; N 44, ст. 4984; N 52 (ч. I), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 6, N 30 (ч. I), ст. 4563, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; N 50, ст. 7359; 2012, N 24 ст. 3069, N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3477, N 30 (ч. I) ст. 4079, N 48, ст. 6165; 2014, N 26 (ч. 1), ст. 3366, ст. 3377; 2015, N 1 (ч. I), ст. 11; N 27, ст. 3951; N 29 (ч. 1), ст.4339; N 29 (ч. I), ст. 4359) и в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 3.2.3215-14 "Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 августа 2014 года N 50 (зарегистрированным в Минюсте России 12 октября 2014 года, регистрационный N 34659), постановляю:

1. Министерству здравоохранения Российской Федерации рекомендовать:

1.1. Принять необходимые меры по обеспечению медицинских организаций противомалярийными препаратами для радикального лечения трехдневной малярии и осложненных форм тропической малярии.

1.2. Рассмотреть возможность восстановления производства противомалярийных препаратов.

2. Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) рекомендовать:

2.1. Рассмотреть на заседаниях санитарно-противоэпидемических комиссий вопрос об усилении мер по профилактике малярии и эффективности проводимых мероприятий по предупреждению малярии.

2.2. Предусмотреть выделение финансовых средств на реализацию комплекса профилактических и противоэпидемических мероприятий по профилактике малярии, в том числе на проведение дезинсекционных мероприятий по уничтожению комаров (имаго, личинок), где возможна передача трехдневной малярии.

3. Руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья рекомендовать:

3.1. Установить строгий контроль за работой медицинских организаций по вопросам своевременной диагностики малярии.

3.2. Поручить руководителям медицинских организаций взять под личный контроль вопросы своевременности выявления и госпитализации больных малярией, проведения лабораторного обследования, оказания им квалифицированной медицинской помощи, регистрации заболеваний и представления экстренных извещений о случаях подозрения на это заболевание.

3.3. Иметь необходимый запас противомалярийных препаратов для радикального лечения трехдневной малярии и резистентной к хлорохину формы тропической малярии.

3.4. Организовать ежегодную подготовку и тестирование медицинских работников медицинских организаций, прежде всего подразделений скорой и неотложной медицинской помощи, по вопросам эпидемиологии, клиники, диагностики, лечения, профилактики малярии.

3.5. Проведение обследования на малярию лиц, прибывших в течение последних трех лет из эндемичных по малярии территорий, обратившихся за медицинской помощью при повышении у них температуры.

3.6.Обеспечить систематическое гигиеническое обучение населения по предупреждению заражения малярией.

4. Руководителям организаций независимо от организационно-правовой формы, командирующих сотрудников в страны субтропического и тропического пояса или организующих путешествия в эти страны, информировать выезжающих:

- о возможности заражения малярией и необходимости соблюдения мер профилактики (защита от укусов комаров и употребление химиопрофилактических препаратов, эффективных в стране пребывания);

- о необходимости после возвращения при возникновении любого лихорадочного заболевания срочно обращаться к врачу и сообщать ему о сроках пребывания в странах субтропического и тропического пояса и приеме химиопрофилактических препаратов.

5. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, по железнодорожному транспорту усилить контроль:

5.1. За реализацией мероприятий по предупреждению завоза малярии из эндемичных стран и ее распространения в соответствии с требованиями санитарных правил 3.2.3215-14 "Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации".

5.2. За проведением мероприятий по предупреждению заражения малярией организациями, командирующими сотрудников в страны субтропического и тропического пояса.

5.3. За проведением профилактических мероприятий по малярии юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими туроператорскую и турагентскую деятельность по организации путешествий в страны, эндемичные по малярии.

5.4. За своевременным (не позднее одного месяца с момента регистрации случая) предоставлением карт эпидемиологического расследования случаев малярии в Роспотребнадзор.

5.5. За оперативным предоставлением внеочередных донесений на летальные случаи от тропической малярии и случаи малярии с местной передачей в Роспотребнадзор.

5.6. За качественным проведением ларвицидных обработок в городах с обязательным использованием специализированных технических средств.

5.7. За проведением обработок инсектицидами остаточного действия мест проживания мигрантов (недостроенных зданий, нелегальных перевалочных баз, общежитий и иных мест проживания мигрантов).

6. Главным врачам Федеральных бюджетных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации, на железнодорожном транспорте совместно с руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья:

6.1. Обеспечить качественное проведение лабораторной диагностики малярии.

6.2. Направлять препараты крови (толстую каплю и тонкий мазок) от больных малярией для подтверждения лабораторного диагноза в Референс-центр по мониторингу за малярией, функционирующий на базе научно исследовательского института медицинской паразитологии и тропической медицины имени Е.И. Марциновского Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации, в недельный срок.

7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека И.В. Брагину.

Принят ряд мер по усилению эффективности проводимых мероприятий по предупреждению малярии. В частности, Минздраву России рекомендовано принять необходимые меры по обеспечению медорганизаций противомалярийными препаратами, а также рассмотреть возможность восстановления их производства. Региональным госорганам следует усилить профилактические меры, а также выделить на это финансовые средства, в том числе, на проведение дезинсекционных мероприятий.

Медорганизациям поручено своевременно выявлять и госпитализировать больных, проводить лабораторное обследование и представлять экстренные извещения о случаях подозрения на заболевание. Они должны иметь необходимый запас противомалярийных препаратов, проводить обследования на малярию лиц, прибывших в течение последних 3 лет из эндемичных по малярии территорий, обратившихся за медпомощью при повышении у них температуры.

Организации, командирующие сотрудников в страны субтропического и тропического пояса или организующих путешествия в эти страны, должны информировать выезжающих о возможности заражения малярией и необходимости соблюдения мер профилактики.

Даны соответствующие рекомендации транспортным организациям.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 6 октября 2015 г. N 65 "О дополнительных мерах по предупреждению восстановления малярии в Российской Федерации"

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
11 февраля 1998 г.
N 6
О МЕРАХ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАБОЛЕВАНИЙ МАЛЯРИЕЙ
Я, главный государственный санитарный врач Российской Федерации, Онищенко Геннадий Григорьевич, рассмотрев ход выполнения Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 11.04.97 N 6 "О мерах по усилению санитарной охраны территории России от завоза инфекционных заболеваний", установил, что указанное Постановление выполняется не в полном объеме.
В 1997 году на территории было зарегистрировано 5 случаев завоза холеры. При этом при локализации и ликвидации очагов инфекции были выявлены серьезные недостатки.
Отмечаются случаи направления граждан в неблагополучные по желтой лихорадке страны без проведения профилактических прививок.
Положение усугубляется в связи с увеличения числа завозных случаев заболеваний малярией. В 1997 году выявлено 772 больных малярией, прибывших из эндемичных по малярии стран. При этом большинство граждан Российской Федерации, заразившихся за рубежом, не получили информации о мерах профилактики малярии, необходимости профилактического лечения перед выездом и во время нахождения в эндемичных странах.
Особенно недопустимое положение сложилось в туристическом бизнесе. Фирмы, получившие лицензии на этот вид деятельности, как правило, не информируют туристов о мерах личной и общественной профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний в странах высокого риска заражения этими инфекциями, не обеспечивают их необходимым минимальным набором лекарственных средств и прежде всего противомалярийными препаратами. Так, в январе 1998 года 20 из 39 человек, выехавших на сафари в Кению по путевкам туристической фирмы ЗАО "Мост - тур", заболели по возвращению тропической малярией. Трое больных в городах Москве и Волгограде, Московская область умерли.
Все это свидетельствует о том, что обязательные для исполнения всеми предприятиями и организациями независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности Санитарные правила и нормы (СанПиН 3.2.569-96) "Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации" не были приняты к руководству в части осуществления мероприятий, направленных на предупреждение завоза малярии из-за рубежа.
СанПиН 3.2.569-96 утратили силу с 30 июня 2003 года в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2003 N 106. Действующие СанПиН 3.2.1333-03 утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача от 30.05.2003 N 105. В целях предупреждения заболеваний малярией у граждан Российской Федерации, выезжающих в неблагополучные по этой инфекции страны, и руководствуясь Федеральным законом "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", постановляю:
Закон РСФСР от 19.04.1991 N 1034-1 утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ. 1. Руководителям предприятий и организаций независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, направляющим граждан Российской Федерации в эндемичные по малярии страны, организовать их информирование об опасности заражения малярией, необходимости соблюдения мер профилактики (защита от укусов комаров, проведение химиопрофилактики малярии), проведение консультаций в лечебно - профилактическом учреждении или центре госсанэпиднадзора.
2. Туристическим фирмам обеспечить каждого туриста, направляемого в эндемичные по малярии страны, памяткой о мерах профилактики малярии и других инфекционных и паразитарных болезней, распространенных в этих странах, а также лекарственными препаратами для предупреждения заражения малярией.
3. Центрам госсанэпиднадзора в регионах на транспорте, центрам госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации осуществлять проверку наличия у туристов, выезжающих в эндемичные по малярии страны, памятки по профилактике малярии и других инфекционных и паразитарных заболеваний.
4. Руководителям органов управления здравоохранением в субъектах Российской Федерации, главным государственным санитарным врачам по субъектам Российской Федерации организовать оказание консультативной помощи гражданам, выезжающим в эндемичные по малярии и другим инфекционным и паразитарным заболеваниям страны, по вопросам профилактики этих заболеваний.
5. Главным государственным санитарным врачам по субъектам Российской Федерации:
5.1. Организовать в течение 2 месяцев проверку фирм, занимающихся туристическим бизнесом, по выполнению ими Санитарных правил и норм "Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации" (СанПиН 3.2.569.96). При выявлении нарушений принимать в установленном порядке меры по отзыву лицензии на этот вид деятельности.
СанПиН 3.2.569-96 утратили силу с 30 июня 2003 года в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2003 N 106. Действующие СанПиН 3.2.1333-03 утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача от 30.05.2003 N 105. 5.2. Организовать на договорной основе обеспечение туристических фирм Санитарными правилами и нормами "Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации", памятками о мерах профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний, распространенных в тропических странах.
5.3. Установить контроль за выполнением Постановления и доложить о принятых мерах до 01.05.98.
Г.Г.ОНИЩЕНКО

(с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2015 года)

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч.1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 21, ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; N 29 (ч. 1), ст. 3418; N 30 (ч. 2), ст. 3616; N 44, ст. 4984; N 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40 ст. 4969; 2011, N 1, ст. 6; N 30 (ч. 1), ст. 4563, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; N 50, ст. 7359; 2012, N 24, ст. 3069; N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3477; N 30 (ч. 1), ст. 4079; N 48, ст. 6165; 2014, N 26 (ч. 1), ст. 3366, ст. 3377 и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295; 2004, N 8, ст. 663; N 47, ст. 4666; 2005, N 39, ст. 3953) постановляю:

  1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 3.2.3215-14 "Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации" (приложение).
  2. Признать утратившим силу постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 мая 2003 года N 105 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 3.2.1333-03" (Санитарные правила "Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации"), зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 9 июня 2003 года, регистрационный N 4662).

Регистрационный N 34659

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 3.2.3215-14 "Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации"
(утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 августа 2014 г. N 50)

1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.2. Санитарные правила устанавливают требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, проведение которых направлено на предупреждение возникновения и распространения паразитарных заболеваний.

1.3. Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил является обязательным на всей территории Российской Федерации для государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, должностных лиц государственных органов, должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, должностных лиц органов местного самоуправления, граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

1.4. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил проводится органами, уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.1. В целях предупреждения возникновения и распространения паразитарных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению производственного контроля, по проведению медицинских осмотров, гигиеническому воспитанию и обучению населения.

2.2. Санитарная охрана территории Российской Федерации по предупреждению завоза паразитарных болезней из других стран осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.1. Мероприятия по обеспечению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора (далее - эпидемиологический надзор) за паразитарными болезнями включают непрерывное наблюдение должностными лицами уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за эпидемическим процессом с целью оценки ситуации в популяции людей и в объектах окружающей среды, разработку и корректировку санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, обеспечивающих предупреждение возникновения, распространения паразитарных болезней среди населения и формирование эпидемических очагов с групповой заболеваемостью.

3.2. Мероприятия эпидемиологического надзора за паразитарными болезнями включают:

- постоянную оценку масштабов, характера распространенности и социально-экономической значимости паразитарных болезней;

- выявление тенденций эпидемического процесса;

- выявление регионов, областей, населенных пунктов с высоким уровнем заболеваемости и риском заражения;

- выявление причин и условий, определяющих уровень и структуру заболеваемости паразитарными болезнями на территории; контроль и обоснованную оценку масштабов их распространенности;

- оценку качества и эффективности осуществляемых профилактических и противоэпидемических мероприятий;

- планирование последовательности мероприятий и сроков их реализации;

- разработку прогнозов эпидемиологической ситуации.

3.3. Основным инструментом эпидемиологического надзора является эпидемиологическая диагностика.

Эпидемиологическая диагностика осуществляется с помощью ретроспективного и оперативного эпидемиологического анализа заболеваемости.

3.4. Многолетний ретроспективный эпидемиологический анализ проводится не менее чем за последние 5 лет и предусматривает:

- анализ многолетней динамики заболеваемости (пораженности);

- анализ заболеваемости по территориям;

- анализ заболеваемости по возрастным группам, полу, контингентам населения;

- анализ эпидемических очагов паразитарных болезней по конкретным нозологическим формам;

- анализ по факторам риска с учетом источников и факторов передачи паразитоза;

- анализ лабораторной диагностики паразитозов;

- выводы и предложения по разработке профилактических мероприятий.

Ретроспективный эпидемиологический анализ заболеваемости паразитозами должен проводиться ежегодно.

3.5. Оперативный эпидемиологический анализ проводится в условии эпидемического подъема заболеваемости или регистрации эпидемических очагов групповой заболеваемости. Эпидемиологический анализ включает постоянное наблюдение за динамикой заболеваемости с учетом определенного этиологического агента, оценку санитарно-эпидемиологической ситуации, формулирование предварительного и окончательного эпидемиологического диагноза с установлением причин и условий подъема заболеваемости или формирования эпидемического очага.

3.6. По эпидемическим показаниям (внепланово) должностными лицами, уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, принимается решение о кратности и объеме лабораторных исследований почвы, сточных вод и их осадков, вод поверхностных водоёмов, которые используются для целей рекреации и в качестве источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, вод плавательных бассейнов, питьевой воды на различных этапах водоподготовки.

4.1. Выявление больных и лиц с подозрением на паразитозы осуществляется медицинскими организациями при всех видах оказания медицинской помощи.

Обследованию на гельминтозы и кишечные протозоозы подлежат: дети, посещающие детские дошкольные образовательные организации; персонал детских дошкольных образовательных организаций; школьники младших классов, дети, подростки, декретированные и приравненные к ним группы населения при диспансеризации и профилактических осмотрах; дети, подростки по эпидемическим показаниям; дети и подростки, оформляющиеся в детские дошкольные и другие образовательные организации, приюты, дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, на санаторно-курортное лечение, в оздоровительные организации, в детские отделения больниц; дети всех возрастов детских организаций закрытого типа и круглогодичного пребывания, больные детских и взрослых поликлиник и больниц, лица, общавшиеся с больными.

4.2. Отбор биологических проб для исследования на паразитозы проводится медицинскими работниками медицинских организаций, образовательных и иных организаций.

4.3. Доставка биологического материала в лабораторию производится в герметичных контейнерах, обеспечивающих его сохранность и безопасность транспортировки.

4.4. Лабораторные исследования на выявление возбудителей паразитозов осуществляют организации и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на выполнение работ с микроорганизмами III - IV групп патогенности.

4.5. Организация и проведение плановых обследований детей, посещающих дошкольные, школьные образовательные организации и другие детские организации, обеспечивается руководителями таких организаций.

4.6. В целях ежегодного планового обследования детей на паразитозы руководителями образовательных организаций совместно с медицинскими организациями (государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения) разрабатывается график отбора и доставки проб биологического материала на исследование.

4.7. О каждом случае паразитозов медицинские работники медицинских организаций (государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения) в течение 12 часов направляют экстренное извещение в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

4.8. При выявлении лиц, пораженных паразитозами, должностными лицами уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор проводится эпидемиологическое расследование с заполнением карты эпидемиологического расследования случая паразитарного заболевания.

4.9. В случае изменения или уточнения диагноза медицинские работники медицинских организаций сообщают по телефону, а затем в течение 12 часов направляют экстренное извещение в письменной форме об изменении или уточнении диагноза в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

4.10. Каждый случай паразитарных заболеваний подлежит регистрации и учету в журнале учета инфекционных заболеваний по месту их выявления.

4.11. Инвазированные подлежат лечению в амбулаторных или стационарных условиях на основании их информированного добровольного согласия и с учетом права на отказ от медицинского вмешательства.

4.12. В целях активного выявления и предупреждения распространения паразитарных болезней проводятся плановые профилактические обследования должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения (далее - декретированные группы населения).

4.13. При угрозе возникновения и распространения паразитарных заболеваний должностные лица, уполномоченные осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, выдают гражданам и юридическим лицам предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических мероприятий, в том числе в рамках лабораторного обследования и медицинского наблюдения и выполнения работ по дезинфекции, дезинвазии, дезинсекции и дератизации.

4.14. Организация и проведение плановых и по эпидемическим показаниям обследований декретированных групп населения на наличие паразитарных болезней обеспечивается руководителями организаций и индивидуальными предпринимателями по месту их работу.

4.15. Все выявленные инвазированные лица обеспечиваются диспансерным наблюдением в соответствующих медицинских организациях.

4.16. На каждого инвазированного заполняется форма диспансерного наблюдения.

4.17. Снятие с диспансерного учёта осуществляется после проведения лечения и получения отрицательных результатов лабораторного исследования биологического материала.

4.18. Ответственность за полноту, достоверность и своевременность регистрации и учета случаев паразитозов, а также оперативное и полное информирование о них несет руководитель медицинской организации по месту выявления больного.

  1. Мероприятия по профилактике малярии.

5.1. Сбор и анализ данных о местных или завозных случаях малярии осуществляется медицинскими организациями и органами, уполномоченными осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор.

5.2. Органы, уполномоченные осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор, определяют комплекс санитарно-противоэпидемических (профилактических) противомалярийных мероприятий (таблица 1).

5.3. Организация проведения мероприятий по профилактике малярии на территории субъекта Российской Федерации осуществляется органами государственной власти в сфере охраны здоровья субъектов Российской Федерации совместно с заинтересованными ведомствами, органами местного самоуправления в муниципальных образованиях. При организации противомалярийных мероприятий обеспечивается наличие неснижаемого запаса противомалярийных средств для лечения всех видов малярии, в том числе примахина, и проведение дезинсекционных мероприятий по уничтожению комаров (имаго, личинок), где возможна передача трехдневной малярии.

5.4. Период проведения мероприятий по профилактике малярии в активном очаге трехдневной малярии осуществляется в течение 3 лет ввиду возможного появления больных малярией после длительной инкубации.

5.5. Организации, командирующие сотрудников в страны субтропического и тропического пояса, или туристические агентства, организующие путешествия в эти страны, информируют выезжающих:

- о возможности заражения малярией и необходимости соблюдения мер профилактики (защита от укусов комаров и употребление химиопрофилактических препаратов, эффективных в стране пребывания);

- о необходимости немедленного обращения за квалифицированной медицинской помощью при возникновении лихорадочного заболевания во время пребывания в эндемичной стране;

- о необходимости после возвращения при возникновении любого лихорадочного заболевания срочно обращаться к врачу и сообщать ему о сроках пребывания в странах субтропического и тропического пояса и приеме химиопрофилактических препаратов.

Специалисты, командируемые в страны субтропического и тропического пояса в местности, где отсутствует доврачебная помощь, обеспечиваются курсовой дозой противомалярийных препаратов.

5.6. Руководители транспортных организаций, выполняющих рейсы в страны, где распространена тропическая малярия, а также спасатели и военнослужащие, временно находящиеся в указанных странах, обеспечиваются укладкой, содержащей противомалярийные профилактические препараты и средства защиты от укусов комаров. Указанным лицам проводят химиопрофилактику.

5.7. Военнослужащим пограничных войск и общевойсковых соединений, которые проходят службу на территории стран, где распространена трехдневная малярия, за 14 дней до демобилизации или выезда из эндемичных районов на территорию Российской Федерации проводят курс профилактического лечения против малярии.

5.8. Обследованию на малярию подлежат:

- лица, прибывшие из эндемичных по малярии местностей или посетившие эндемичные страны в течение последних трех лет при повышении температуры, с любым из следующих симптомов на фоне температуры тела выше 37°С: недомогание, головная боль, увеличение печени, селезенки, желтушность склер и кожных покровов, герпес, анемия;

- лица, с неустановленным диагнозом, лихорадящие в течение 5 дней;

- больные, с установленным диагнозом, но с продолжающимися периодическими подъемами температуры, несмотря на проводимое специфическое лечение;

- лица, проживающие в активном очаге, при любом повышении температуры.

При отсутствии инфекции

При завозе инфекции в период, когда возможна передача

На территории большинства субъектов Российской Федерации принимаются действенные меры по элиминации малярии, в том числе по возникновению местных случаев трехдневной малярии, проведению фенологических наблюдений и противокомариных мероприятий, улучшению качества лабораторной диагностики малярии и по предупреждению летальных исходов от тропической малярии.

В результате принятых мер заболеваемость малярией сократилось с 128 случаев в 2007 году до 105 случаев в 2009 году. В 2009 году впервые на территории Российской Федерации не зарегистрированы случаи малярии с местной передачей, после четырнадцатилетней непрерывной регистрации.

В 2009 году отмечено снижение числа летальных исходов от тропической малярии по сравнению с предыдущими годами (от 5 сл. в 2004 году до 1 сл. в 2009году), что обусловлено обеспечением ранней диагностикой заболевания, назначением адекватного лечения, а также улучшением знаний у медицинских работников по малярии в результате ежегодной подготовки медицинских работников по данной проблеме с проведением тестирования.

Вместе с тем результаты плановой проверки Управления Роспотребнадзора Мурманской области по вопросу эпиднадзора за малярией свидетельствуют о крайне низком уровне подготовки медицинских работников в ряде лечебно-профилактических учреждений и эпидемиологическом надзоре за малярией. В 2008 году в Самарской области был зарегистрирован летальный исход от тропической малярии и в 2009 году вновь отмечается ошибка в лабораторной диагностике малярии. Так, в препаратах крови были обнаружены P.vivax вместо P.falciparum, что послужило причиной назначения неадекватной терапии.

Во всех субъектах Российской Федерации проводится организационная работа по профилактике паразитозов. Вопросы борьбы с паразитозами рассматриваются на межведомственных санитарно-противоэпидемических комиссиях, вносятся на рассмотрение в органы исполнительной власти и местного самоуправления. Информация о принятых решениях направляется в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Прокуратуры.

Вместе с тем, на территориях (Тюменской, Томской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов), где регистрируется 97% случаев заболевания описторхозом в Российской Федерации, и откуда происходит завоз инвазии на другие территории, на протяжении ряда лет отсутствуют целевые комплексные программы по профилактике описторхоза.

Животноводческие хозяйства (комплексы) являются объектами эпидемиологической опасности по распространению возбудителей паразитарных заболеваний. Вместе с тем в ряде субъектов Российской Федерации не проводились исследования почвы: в Пермском и Хабаровском краях, Ханты-Мансийском автономном округе, республиках Алтай, Тыва, Башкортостан, Хакасия, Коми, Чеченской Республике, Астраханской, Архангельской, Рязанской, Псковской, Новосибирской, Омской, Томской, Амурской, Магаданской областях.

Следует отметить, что информация в Референс- центр о состоянии очистных канализационных сооружений из Управлений Роспотребнадзора по Ставропольскому краю, республикам Калмыкии, Ингушетии, Северной Осетии (Алании), Чеченской Республике, Астраханской области не поступила в полном объеме.

Анализ материалов ОСК показал, что 67% сооружений имеют биологическую очистку и 33% механическую. Утилизация осадков сточных вод осуществляется в 42 % на сельскохозяйственные удобрения, в 13 % осадок вывозится на полигоны ТБО (твердых бытовых отходов) и 26 % - на складирование.

Только 59,5% учреждений ОСК перед утилизацией выдерживают осадки сточных вод с разделением территории на климатические пояса. Однако и эти учреждения, несмотря на требования СанПиНа 2.1.7.573-96 "Гигиенические требования к использованию сточных вод и их осадков для орошения и удобрения", для подтверждения безопасности осадка по паразитологическим показателям не определяют экспериментальным путем сроки выдерживания осадков на иловых площадках.

Определение жизнеспособности яиц гельминтов и цист простейших проводится в 6% исследований.

В результате нарушения режимов дезинвазии сточных вод, многократной длительной эксплуатации иловых площадок происходит значительное обсеменение осадков. Так, например, на Ростовском ОСК в 1кг осадка выявлено яиц гельминтов - 425, на ОСК г. Анапы свыше 2000 яиц гельминтов.

На ОСК Южного федерального округа дегельминтизация и дезинвазия сточных вод осуществляется в 42,2% (в том числе препаратами биологического ингибирования в 9,8%).

Обращает внимание, что хлорирование не обеспечивает дезинвазию сточных вод и их осадков.

В г. Москве отсутствует надлежащий контроль за дезинвазией сточной воды. Так, по данным формы №18 на выходе из очистных сооружений в г. Москве исследовано всего 2 пробы сточной воды.

Результаты плановой проверки управлений Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу, Волгоградской, Мурманской, Курской, Новосибирской, Иркутской областям, Еврейской автономной области по вопросу эпиднадзора за паразитозами свидетельствуют о низком качестве надзора за эффективностью применяемых технологических режимов по обеззараживанию сточных вод и их осадков.

Анализ представленных материалов показал, что в 2009 году в ряде субъектов Российской Федерации проведена определенная работа по укреплению материально-технической базы паразитологических лабораторий. По-прежнему укрепление материально-технической базы (пробоотборниками, бинокулярными микроскопами, вытяжными шкафами и др.) ведется, в основном, в Центрах гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации, в то время как их филиалы оснащаются по остаточному принципу.

В ряде субъектов Российской Федерации принимаются меры по повышению квалификации специалистов по разделу паразитологии, в том числе на центральных базах Российской медицинской академии последипломного образования и в Институте медицинской паразитологии и тропических болезней им. Е.И.Марциновского ММА им. И.М.Сеченова. Краснодарский край использует такую форму для подготовки специалистов, как выездные циклы.

В целях улучшения профилактических, противоэпидемических, лечебных мероприятий по паразитозам предлагается:

1.2. Принять дополнительные меры по улучшению подготовки специалистов лечебно-профилактических учреждений по диагностике и лечению больных паразитарными болезнями, специалистов Роспотребнадзора, курирующих вопросы по паразитарным заболеваниям.

2. Руководителям Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:

2.1. Применять меры административной ответственности к руководителям водоканалов и иных предприятий, допускающих сброс сточных вод в водоемы, являющиеся источниками питьевого водоснабжения, а также используемые для рекреационного водопользования и в черте населенных мест, без проведения дезинвазии.

2.2. Усилить государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства в части обеспечения населения питьевой водой, продуктами питания безопасными по паразитологическим показателям.

2.3. Усилить надзор за проведением комплекса противопаразитарных мероприятий в курортных городах.

3. Главным врачам ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации:

3.1. Принять необходимые меры по дальнейшему укреплению материально-технической базы паразитологических лабораторий (бинокулярными микроскопами, центрифугами, пробоотборниками, вытяжными шкафами и т.д.).

3.2. Принять меры по повышению качества лабораторной диагностики малярии (в том числе качество приготовления препаратов крови).

4. Руководителям Роспотребнадзора по Ставропольскому краю, республиках: Калмыкии, Ингушетии, Северной Осетии (Алании), Чеченской Республике, Астраханской области представить в полном объеме информацию в Референс- центр по санитарной паразитологии и ларвальным гельминтозам к 01.08.2010.

5. Руководителю Роспотребнадзора по Самарской области принять действенные меры по подготовке специалистов по малярии.

6. Руководителям Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому, Ханты-Мансийскому автономным округам, Томской, Тюменской областям усилить эпидемиологический надзор за описторхозом.

7. Руководителю Роспотребнадзора по Мурманской области принять действенные меры по усилению эпидемиологического надзора за малярией, по улучшению качества лабораторной диагностики малярии, по организации подготовки кадров по паразитологии, в том числе малярии.

8. Руководителю Роспотребнадзора по республикам Дагестан, Чеченской Республике и Ямало-Ненецкому автономному округу усилить эпидемиологический надзор за тениаринхозом.

Информацию о проделанной работе представить в Роспотребнадзор в срок до 01.10.2010.

Версия для печати Версия для MS Word Эпидемиологический надзор

(c) Федеральное бюджетное учреждение науки "Научно-исследовательский институт дезинфектологии" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2006-2020 г.

Адрес: 117246, Российская Федерация, Москва, Научный проезд, д. 18

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.