Определите происхождение болезней приведенных в списке малярия

ВПР Всероссийская Проверочная Работа- Биология 11 класс

Пояснения к образцу всероссийской проверочной работы

При ознакомлении с образцом проверочной работы следует иметь в виду, что задания, включённые в образец, не отражают всех умений и вопросов содержания, которые будут проверяться в рамках всероссийской проверочной работы. Полный перечень элементов содержания и умений, которые могут проверяться в работе, приведены в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню
подготовки выпускников для разработки всероссийской проверочной работы по биологии.
Назначение образца проверочной работы заключается в том, чтобы дать представление о структуре всероссийской проверочной работы, количестве и форме заданий, уровне их сложности.

Инструкция по выполнению работы

Проверочная работа включает в себя 16 заданий. На выполнение работы по биологии отводится 1 час 30 минут (90 минут).
Записывайте ответы на задания в отведённом для этого месте в работе. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении работы разрешается использовать калькулятор.
При выполнении заданий Вы можете использовать черновик. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!

1. Выберите из приведённого перечня систематических таксонов три таксона, которые являются общими при описании изображённых организмов.


Перечень таксонов:
1) класс Двудольные
2) империя Неклеточные
3) надцарство Прокариоты
4) царство Растения
5) подцарство Многоклеточные
6) отдел Цветковые
Запишите номера выбранных таксонов.

Все существующие на нашей планете растения объединяют в одно царство, которое называется Растения.

Растения делятся на два подцарства — высшие и низшие.

К низшим растениям относят водоросли.

А высшие растения делятся на Споровые и Семенные. К споровым относят отделы Мхи, Хвощи, Плауны и Папоротники. А к семенным — отдел Голосеменные и отдел Покрытосеменные (Цветковые).

Голосеменные растения не имеют травянистых форм, а так как мы видим, что данные нам растения точно не деревья и не кустарники, то они относятся к отделу Цветковые (такой же вывод можно было сделать и по наличию цветков и плодов).

Капуста огородная — растение семейства Крестоцветные (Капустные), горох посевной принадлежит к семейству Бобовые, а картофель из семейства Паслёновые. Растения этих семейств принадлежат к классу Двудольные.

Таким образом, правильными ответами являются пункты 1, 4, 6.

Давайте, исключим остальные варианты ответов.

Эти растения не относят к империи Неклеточные, так как они имеют клеточное строение, то есть состоят из клеток. Их не относят к надцарству Прокариоты, так как прокариоты — организмы, не имеющие ядра в клетке, а у растений ядро есть. Они не относятся к подцарству Многоклеточные, так как в систематике растений есть подцарства Высшие и Низшие, а подцарства Многоклеточны0е вообще нет.

2. Правило Аллена гласит, что среди родственных форм теплокровных животных, ведущих сходный образ жизни, те, которые обитают в более холодном климате, имеют относительно меньшие выступающие части тела: уши, ноги, хвосты и т.д.
Рассмотрите фотографии, на которых изображены представители трёх близкородственных видов млекопитающих. Расположите этих животных в той последовательности, в которой их природные ареалы расположены по поверхности Земли с севера на юг.

1. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр, которыми обозначены
фотографии.


2. Используя знания в области терморегуляции, объясните правило Аллена.
Ответ: __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

Ответ на первый вопрос: 312
Ответ на второй вопрос: чем больше поверхность тела теплокровного животного, тем интенсивнее идёт отдача тепла. Этому способствуют большие уши.

Ответить на первый вопрос совсем не трудно. Стоит учесть, что требуется расставить животных, начиная с самого северного, а по правилу Аллена у северных животных выступающие части тела меньше. Значит, мы должны расставить животных, начиная с того, которое имеет самые маленькие уши.

Уменьшение у животных выступающих частей тела приводит к уменьшению поверхности тела, а следовательно, к уменьшению теплоотдачи. Это помогает животным, обитающим в холодных условиях, экономить тепло. На этом должен основываться ответ на второй вопрос.

3.

1. Распределите организмы по их положению в пищевой цепи.
В каждую ячейку запишите
название одного из предложенных организмов.
Перечень организмов: кузнечики, растения, змеи, лягушки, орёл.


1. растения – кузнечики – лягушки – змеи – орёл

4. Изучите рисунок. Благодаря какому процессу образовалось такое многообразие изображённых организмов?


Искусственный отбор,
ИЛИ мутационная изменчивость,
ИЛИ наследственная изменчивость

5. Изучите график, отражающий зависимость скорости реакции, катализируемой ферментом, от температуры тела собаки (по оси х отложена температура тела собаки (в °С), а по оси у – скорость химической реакции (в усл. ед.)).


Известно, что температура тела здоровой собаки находится в пределах 37,5–38,5 °С. Как изменится скорость химических реакций в организме собаки, если температура её тела будет выше нормальной?

Скорость химических реакций будет снижаться (падать)

6. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите и запишите в таблицу номер нужного элемента.

Уровень организации Наука, изучающая данный уровень Пример
________________(А) ______________(Б) Сердце
Органоидно-клеточный _______________(В) _____________(Г)
________________(Д) Биохимия _____________(Е)

Пропущенные элементы:
1) ДНК
2) анатомия
3) организменный
4) хлоропласт
5) молекулярно-генетический
6) цитология

Уровень организации Наука, изучающая данный уровень Пример
3 (А) 2 (Б) Сердце
Органоидно-клеточный 6 (В) 4 (Г)
5 (Д) Биохимия 1 (Е)

7. Холестерин играет важную роль в обмене веществ и работе нервной системы. Он поступает в организм из продуктов животного происхождения. В растительных продуктах его практически нет. Количество холестерина, поступающего в организм с пищей, не должно превышать 0,3–0,5 г в сутки.


2. Какую опасность для здоровья человека представляет избыток холестерина в организме человека?

Ответ: __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

2. поражение кровеносных сосудов,
ИЛИ развитие атеросклероза,
ИЛИ ишемическая болезнь сердца

8. Сергей пришёл к врачу из-за плохого самочувствия. Врач дал ему направление на анализ, результаты которого показали, что количество лейкоцитов равно 2,5×108 при норме 4–9×109. Какой анализ предложил сдать врач и какой диагноз он поставил на основе полученных результатов? Выберите ответы из следующего списка и запишите в таблицу их номера.

Список ответов:
1) нарушение углеводного обмена
2) кислородная недостаточность
3) анализ крови
4) снижение иммунитета
5) анализ кала

Анализ Диагноз

9. Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер каждой из
болезней в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть
записано несколько номеров.

Список болезней человека:
1) ветряная оспа
2) синдром Дауна
3) инфаркт миокарда
4) дизентерия
5) малярия

Наследственное
заболевание
Приобретённое заболевание
Инфекционное Неинфекционное

2 145 3

10. медицинской генетике широко используется генеалогический метод. Он основан на составлении родословной человека и изучении наследования того или иного признака. В подобных исследованиях используются определённые обозначения. Изучите фрагмент родословного древа одной семьи, у некоторых членов которой имеется глухонемота.

Фрагмент родословного древа семьи


Используя предложенную схему, определите:
1) данный признак доминантный или рецессивный;
2) данный признак не сцеплен или сцеплен с половыми хромосомами.

Ответ:
1)______________________________________________________________________________;
2)______________________________________________________________________________

2. признак не сцеплен с полом

Мать Отец Дочь

Мать – Аа; отец – аа; дочь – аа

12. В суде рассматривался иск об установлении отцовства ребёнка. Был сделан анализ крови ребёнка и его матери. У ребёнка она оказалась II(А), а у матери – I(0). Проанализируйте
данные таблицы и ответьте на вопросы.


1. Мать ребёнка заявляла в суде, что отцом её сына является мужчина с IV(АВ) группой
крови. Мог ли он быть отцом ребёнка?
Ответ: __________________________________________________________________________

2. Руководствуясь правилами переливания крови, решите, может ли ребёнок быть донором
крови для своей матери.



* Примечание.
Антиген — любое вещество, которое организм рассматривает как чужеродное или потенциально опасное и против которого обычно начинает вырабатывать собственные антитела.
Антитела — белки плазмы крови, образующиеся в ответ на введение в организм человека бактерий, вирусов, белковых токсинов и других антигенов.

Ответ: __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

Ответ на первый вопрос: да
Ответ на второй вопрос: нет
Ответ на третий вопрос: в результате одновременного нахождения в
кровяном русле матери, при переливании, одноименных антигенов А
ребёнка и антител α (матери) произойдёт склеивание эритроцитов, что
может привести к смерти матери

13. В биохимической лаборатории изучался нуклеотидный состав фрагмента молекулы ДНК пшеницы. Было установлено, что в пробе доля адениновых нуклеотидов составляет 10%.
Пользуясь правилом Чаргаффа, описывающим количественные соотношения между различными типами азотистых оснований в ДНК (Г + Т = А + Ц), рассчитайте в этой пробе процент нуклеотидов с цитозином.

14.


1. Рассмотрите изображение двумембранного органоида эукариотической клетки. Как он называется?

2. Нарушение какого процесса произойдёт в клетке в случае повреждений (нарушений в работе) данных органоидов?

2. энергетического обмена,
ИЛИ процесса дыхания,
ИЛИ биологического окисления

15. Генетический код — свойственный всем живым организмам способ кодирования последовательности аминокислотных остатков в составе белков при помощи
последовательности нуклеотидов в составе нуклеиновой кислоты.
Изучите таблицу генетического кода, в которой продемонстрировано соответствие аминокислотных остатков составу кодонов. На примере аминокислоты серин (Сер), объясните следующее свойство генетического кода: код триплетен.

Таблица генетического кода


Ответ: __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

1) каждой аминокислоте соответствует сочетание из трёх нуклеотидов
(триплетов, кодонов);
2) кодирование аминокислоты серин (Сер) может произойти с
помощью одного из следующих кодонов (триплетов): ТЦТ, ТЦЦ,
ТЦА, ТЦГ, АГТ, АГЦ

16. На рисунке изображён археоптерикс – вымершее животное, обитавшее 150–147 млн лет назад.


Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который
обитал данный организм, а также его возможного предка уровня класса (надотряда)
животных.


Эра: ______________________________________________________________
Период:___________________________________________________________
Возможный предок:_________________________________________________

Эра: мезозойская эра;
Период: юрский период;
Возможный предок: древние пресмыкающиеся, ИЛИ
пресмыкающиеся, ИЛИ рептилии, ИЛИ динозавры

Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер каждой из болезней в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.

Список болезней человека:

Глистные инвазии Вирусная инфекция Неинфекционное заболевание

Глистная инвазия – это большая группа болезней, связанная с проникновением паразитических червей в организм человека.

Неинфекционные заболевания — известные также как хронические болезни, не передаются от человека человеку. Они имеют длительную продолжительность и, как правило, медленно прогрессируют.

Вирусные инфекции – большая группа заболеваний, причиной которых служит вирус.

Ответ: Глистные инвазии — 13, вирусная инфекция — 4, неинфекционное заболевание — 25.

Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер каждой из болезней в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.

Список болезней человека:

Инфекционные заболевания — группа заболеваний, вызываемых проникновением в организм патогенных (болезнетворных) микроорганизмов, вирусов.

Неинфекционные заболевания — известные также как хронические болезни, не передаются от человека человеку. Они имеют длительную продолжительность и, как правило, медленно прогрессируют.

Ответ: Бактериологические — 13, вирусные — 4, неинфекционное заболевание — 25.

Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер каждой из болезней в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.

Список болезней человека:

5) куриная слепота

Инфекционные заболевания Неинфекционные заболевания
бактериологические вирусные

Инфекционные заболевания — группа заболеваний, вызываемых проникновением в организм патогенных (болезнетворных) микроорганизмов, вирусов.

Неинфекционные заболевания — известные также как хронические болезни, не передаются от человека человеку. Они имеют длительную продолжительность и, как правило, медленно прогрессируют.

Наследственные заболевания – это болезни, появление и развитие которых связано со сложными нарушениями в наследственном аппарате клеток, передаваемых через гаметы (репродуктивные клетки). Обусловлено возникновение таких недугов нарушениями в процессах хранения, реализации и передачи генетической информации.

Ответ: Инфекционные — 14, неинфекционные — 25, наследственные — 3.

Определите преимущественный способ размножения растений. Запишите номер каждого из растений в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.

Приобретенные заболевания Наследственные заболевания
инфекционные неинфекционные

Вегетативное размножение — образование новой особи из многоклеточной части тела родительской особи, один из способов бесполого размножения, свойственный многоклеточным организмам.

Видоизмененными подземными побегами — корневище, клубень, луковица.

Черенкование – это получение молодых растений из кусочков стебля материнской культуры.

Половое размножение отличается наличием полового процесса, который обеспечивает обмен наследственной информацией и создает условия для возникновения наследственной изменчивости. В нем, как правило, участвуют две особи — женская и мужская, которые образуют гаплоидные женские и мужские половые клетки — гаметы.

Ответ: половое размножение — 14, побегами — 35, черенками — 2.

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?



Проверочная работа включает в себя 16 заданий. На выполнение работы по биологии отводится 1 час 30 минут (90 минут).

Выберите из приведённого перечня систематических таксонов три таксона, которые являются общими при описании изображённых организмов.



Запишите номера выбранных таксонов.



Законы Г. Менделя. Рассмотрите схемы, на которых изображены законы Г. Менделя. Расположите схемы в той последовательности, в которой их открыл Г. Мендель.

1. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр, которыми обозначены схемы.



Объясните суть первого закона Г. Менделя (правило Менделя).

1. Распределите организмы по их положению в пищевой цепи. В каждую ячейку напишите название одного из предложенных организмов.

Перечень организмов : фитопланктон, дельфин, нехищная рыба, зоопланктон, хищная рыба. Пищевая цепь

Изучите рисунок. В результате какого процесса образовалось такое многообразие изображённых на рисунке живых организмов?

Изучите показатели таблицы, которые отражают количество эритроцитов в крови человека в зависимости от высоты над уровнем моря.

Высота над уровнем моря

Количество эритроцитов, 1 мм 3

Определите, какая существует зависимость между высотой над уровнем моря и количеством эритроцитов в крови человека.

Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите и запишите в таблицу номер нужного элемента.



Наука, изучающая данный уровень

взаимодействие клеток между собой

Витамин С — водорастворимый витамин, участвующий в окислительно-восстановительных реакциях; необходим для образования коллагена. Суточная потребность человека в витамине С составляет 60-100 мг.

Используя данные таблицы, рассчитайте количество витамина С в завтраке человека, который съел 200 г фруктового салата, состоящего из малины (50 г), груши (30 г), ежевики (30 г), земляники (30 г), киви (30 г), персика (30 г). Такое количество витамина С соответствует суточной норме потребления?

Количество витамина С,

Количество витамина С,

мг/100 г продукта

мг/100 г продукта

Почему в осенне-зимний период врачи рекомендуют употреблять больше продуктов, содержащих витамин С?

При прохождении плановой диспансеризации у Марины (25 лет) был установлен уровень гемоглобина 105 г/л при норме 120-155 г/л. Какой анализ сдавала Марина и какой диагноз поставит врач на основе полученного результата? Выберите ответы из следующего списка и запишите в таблицу их номера.

нарушение липидного обмена



Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер каждой из болезней в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.

Список болезней человека:

Изучите фрагмент родословной:

Установите характер наследования признака, выделенного на схеме чёрным цветом.

Данный признак доминантный или рецессивный?

Данный признак сцеплен или не сцеплен с полом?

Какую группу крови может иметь их сын?

Руководствуясь правилами переливания крови, решите, может ли сын быть донором крови для своего отца.

Правила переливания крови:

Антиген любое вещество, которое организм рассматривает как чужеродное или потенциально опасное и против которого обычно начинает вырабатывать собственные антитела.

Антитела белки плазмы крови, образующиеся в ответ на введение в организм человека бактерий, вирусов, белковых токсинов и других антигенов.

При изучении нуклеотидного состава фрагмента молекулы ДНК растения было установлено, что в пробе доля адениловых нуклеотидов составляет 15%. Пользуясь правилом Чаргаффа, описывающим количественные соотношения между различными типами азотистых оснований в ДНК (Г + Т = А + Ц), рассчитайте в этой пробе процент нуклеотидов с гуанином.

Рассмотрите изображение органоида. Как он называется?

Какой процесс обеспечивает изображённый органоид?

Генетический код — способ кодирования последовательности аминокислот в составе белков при помощи последовательности нуклеотидов в составе нуклеиновой кислоты у всех живых организмов.

Изучите таблицу генетического кода, в которой продемонстрировано соответствие аминокислотных остатков составу кодонов. На примере аминокислоты валин (ВАЛ) объясните такое свойство генетического кода, как избыточность.

На рисунке изображён семенной папоротник — вымершее растение.

Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который произрастал данный организм, а также его возможного предка.

Появляются и распространяются покрытосеменные;

сокращаются папоротники и голосеменные

Господствуют современные голосеменные, древние

Господствуют древние голосеменные; появляются

современные голосеменные; семенные папоротники

Появляются древние голосеменные; большое

разнообразие семенных и травянистых папоротников;

древовидные хвощи, плауны и папоротники вымирают

Расцвет древовидных папоротников, плаунов и хвощей

семенные папоротники; псилофиты исчезают

Развитие, а затем вымирание псилофитов; возникновение

основных групп споровых растений — плауновидных,

хвощевидных, папоротниковидных; появление первых

примитивных голосеменных; возникновение грибов

Господство водорослей; выход растений на сушу —

появление риниофитов (псилофитов)

Широко распространены синезелёные и зелёные

одноклеточные водоросли, бактерии; появляются



Возможный предок: ________________

145 (цифры могут быть приведены в любом порядке)

Ответ на первый вопрос: 231

Ответ на второй вопрос: при моногибридном скрещивании гомозиготных особей

(полное доминирование) у гибридов первого поколения проявляются только

доминантные признаки, т.е. первое поколение гибридов фенотипически

3.1. фитопланктон → зоопланктон → нехищная рыба → хищная рыба → дельфин

искусственный отбор, или мутационная изменчивость, или наследственная

прямая пропорциональная зависимость (чем выше над уровнем моря, тем больше

эритроцитов в крови)

7.2. витамин С повышает иммунитет

10.1. рецессивный признак

10.2. с полом не сцеплен

мать — Аа, отец — Аа, ребёнок — аа

Ответ на первый вопрос: вторая (А), третья (В), четвёртая (АВ)

Ответ на второй вопрос: да

Ответ на третий вопрос: человек с четвёртой группой крови является

14.2. фотосинтез, или воздушное питание

1) многим аминокислотам соответствует не один, а несколько триплетов (кодонов),

что повышает надёжность хранения и передачи генетической информации при

2) кодирование аминокислоты валин (ВАЛ) может происходить с помощью

следующих триплетов (кодонов): ЦАА, ЦАГ, ЦАТ, ЦАЦ (ГУУ, ГУЦ, ГУА, ГУГ)

Период: каменноугольный (карбон)

Возможный предок: споровые папоротники



Обо всех неточностях пишите на почту (с указанием номера варианта и задания):

gregory @ neznaika . pro

ID_1070 8/8 neznaika.pro

Выберите книгу со скидкой:


Подарочный набор "Кисти и краски(4 по цене 2)"

350 руб. 297.00 руб.


Рисование головы и рук

350 руб. 1087.00 руб.


3D-рисование. Гиперреализм Рисунки, которые оживают

350 руб. 553.00 руб.


Изобразительное искусство.3 класс. Рабочий альбом

350 руб. 148.00 руб.


История цвета. Как краски изменили наш мир (новое оформление)

350 руб. 1025.00 руб.


350 руб. 1087.00 руб.


Радиевые девушки. Скандальное дело работниц фабрик, получивших дозу радиации от новомодной светящейся краски

350 руб. 427.00 руб.


Совушки. Раскраски, поднимающие настроение (ПР)

350 руб. 96.00 руб.


350 руб. 1087.00 руб.


Совушки. Раскраски, поднимающие настроение

350 руб. 283.00 руб.


Котики. Раскраски, поднимающие настроение

350 руб. 283.00 руб.


В цветочном вальсе. Открытки-раскраски

350 руб. 225.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Бесплатный
Дистанционный конкурс "Стоп коронавирус"





  • Макеева Ирина ВалерьевнаНаписать 3254 26.06.2017

Номер материала: ДБ-580867

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    26.06.2017 836
    26.06.2017 1358
    26.06.2017 795
    26.06.2017 399
    26.06.2017 191
    26.06.2017 601
    26.06.2017 629

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Инфекционные заболевания

Половое размножение Вегетативное размножение
Видоизмененными подземными побегами Стеблевыми черенками