О дополнительных мероприятиях по ликвидации кори на территории российской федерации

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 14 сентября 2011 г. N 120
"О дополнительных мероприятиях по ликвидации кори на территории Российской Федерации"

Во исполнение настоящего постановления см. приказ ФМБА России от 20 февраля 2012 г. N 32

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко, проанализировав результаты реализации мероприятий по ликвидации кори на территории Российской Федерации и эпидемиологическую ситуацию по кори в 2011 году, отмечаю следующее.

Вакцинопрофилактика и эффективный эпидемиологический надзор за корью, предусматривающий активное выявление клинических случаев кори с обязательным лабораторным подтверждением диагноза, существенно повлияли на уровень заболеваемости и характер эпидемического процесса кори в Российской Федерации.

На большинстве территорий страны достигнут и удерживается на протяжении ряда лет показатель заболеваемости корью на уровне менее 1,0 на миллион населения, соответствующий критерию элиминации кори, определенному Всемирной организацией здравоохранения.

Проводимые в стране молекулярно-генетические исследования свидетельствуют об отсутствии циркуляции в последние годы эндемичного для России штамма кори D6.

Данная ситуация позволила начать процедуру сертификации - документального подтверждения статуса субъектов Российской Федерации как территорий, свободных от эндемичной кори * .

Вместе с тем, по предварительным результатам рассмотрения представленных в 2011 году субъектами Российской Федерации документов, Национальной Сертификационной Комиссией выявлен ряд недостатков в организации профилактических и противоэпидемических мероприятий, а также подготовке отчетной документации.

В Оренбургской, Пензенской областях, республиках Башкортостан, Ингушетия, Хабаровском крае требуется уточнить данные охвата профилактическими прививками против кори взрослого населения в возрасте 18 - 35 лет.

Отмечен недостаточный охват прививками взрослых (менее 95%) в некоторых районах и медицинских организациях в Чукотском, Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском и Ненецком автономных округах, в Тюменской и Томской областях, Республике Карелия.

Имеются недостатки в планировании профилактических прививок взрослому населению в возрасте 18 - 35 лет в Республике Чувашия, Нижегородской, Ивановской и Владимирской областях.

Отсутствуют или требуют уточнения данные охвата прививками мигрантов в Оренбургской и Сахалинской областях, Республике Башкортостан и в Приморском крае.

В Ханты-Мансийском автономном округе, Ленинградской, Мурманской областях, Чеченской Республике, Чукотском автономном округе в отдельные годы не достигнут расчетный критерий обследования больных с экзантемными заболеваниями, что свидетельствует о недостатках в организации активного выявления случаев кори.

В Красноярском крае, республиках Хакасия и Бурятия, Иркутской и Амурской областях, г. Москве заболеваемость корью превысила рекомендуемый уровень в связи с регистрацией групповых заболеваний.

Изложенное выше свидетельствует о необходимости дополнительного углубленного анализа сложившейся эпидситуации в указанных субъектах Российской Федерации, а также оценки эффективности проведенных в них профилактических и противоэпидемических мероприятий в 2010 - 2011 годах.

Осложнение эпидситуации в 2010 - 2011 годах в некоторых субъектах Российской Федерации связано с завозными случаями кори из ряда стран Европейского и Азиатского регионов, где были зарегистрированы крупные вспышки кори. Всего по данным ВОЗ заболеваемость корью в 2011 году регистрировалась в 38 странах Европы и Азии, суммарно выявлено более 21000 случаев.

Около 90% случаев заболеваний выявлены во Франции, Германии, Италии, Испании, Румынии, Бельгии, Швейцарии, Соединенном Королевстве и Узбекистане. Согласно опубликованным ВОЗ данным, вспышки кори были связаны с циркуляцией вируса генотипа D4 (в Бельгии, Болгарии, Франции, Сербии), генотипа В3 (в Испании), генотипа D9 (в Турции).

Учитывая развивающиеся международные связи, прежде всего туристические, а также значительный поток мигрантов из стран СНГ, риск завоза кори на территорию России ежегодно увеличивается.

Так, удельный вес завозных случаев кори с 2003 года по 2010 год возрос с 1% до 21,7%. Только за первую половину 2011 года в России выявлено 33 завозных случая кори, тогда как за весь 2010 год было зарегистрировано 28 таких случаев. Наибольшее число импортированных случаев наблюдалось с территории Франции (11 случаев) и Узбекистана (9). Установлен завоз инфекции также из Англии, Германии, Италии, Латвии, Украины, Таджикистана, Индии, Индонезии, КНР и Испании.

По данным формы федерального статистического наблюдения N 1 "Сведения об инфекционных и паразитарных заболеваниях" за 7 месяцев 2011 года в Российской Федерации зарегистрировано 167 случаев кори в 18 субъектах страны. Еще 3 случая заболевания корью выявлены среди служащих различных ведомств. Показатель заболеваемости корью по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос в 1,6 раза - с 0,07 до 0,12 на 100 тыс. населения. Наибольшее число случаев кори зарегистрировано в г. Москве (59 случаев), Астраханской области (26 случаев), Красноярском крае (20 случаев), Томской области (14 случаев) и Ставропольском крае (17 случаев).

Рост заболеваемости корью в 2011 году обусловлен ростом числа заболевших взрослых, которые в структуре общей заболеваемости составили 78,4%. При этом из числа заболевших взрослых в возрасте 18 - 35 лет свыше 53% не были привиты или не имели сведений о прививках против кори, более 11% - были привиты однократно.

По результатам эпидрасследования вспышечной заболеваемости в некоторых субъектах Российской Федерации выявлены серьезные недостатки в работе по иммунизации населения против кори, включая дефекты планирования и отчетности, недостаточный охват прививками населения, прежде всего из числа групп риска (работников медицинских и образовательных организаций, работников торговли, мигрантов и других).

По отчетным данным, представленным в Роспотребнадзор по итогам за 7 месяцев 2011 года, в целом по стране привито против кори лиц в возрасте 18 - 35 лет всего 31,1% от числа подлежащих прививкам в 2011 году, а по Воронежской, Ростовской, Саратовской, Ульяновской, Амурской, Магаданской областям, Алтайскому краю, Удмуртской Республике - менее 10%.

Не начата иммунизация в Орловской, Смоленской, Вологодской, Новосибирской, Сахалинской областях, республиках Калмыкия, Башкортостан, Хакасия, Чувашия, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской и Чеченской республиках.

В целях обеспечения готовности субъектов Российской Федерации к сертификации территорий, свободных от эндемичной кори, и поддержания данного статуса, в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52, (ч. 1) ст. 5498; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 21; N 1 (ч. 1), ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; N 29 (ч. 1), ст. 3418; N 30 (ч. 2), ст. 3616; N 44, ст. 4984; N 52, (ч. 1), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 6; N 30 (ч. 1), ст. 4563; N 30 (ч. 1), ст. 4591) постановляю:

1. Руководителям органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовать:

1.1. Обсудить результаты рассмотрения документов, представленных в Национальную Сертификационную Комиссию для подтверждения статуса субъекта Российской Федерации как территории, свободной от эндемичной кори с принятием при необходимости дополнительных мер по устранению выявленных недостатков.

1.2. Предусмотреть выделение ассигнований на закупку вакцины против кори для иммунизации населения по эпидемическим показаниям, а также для групп риска (работников медицинских и образовательных организаций, торговли, социальных работников, студентов, мигрантов, труднодоступного населения и других) **.

2. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан рекомендовать обеспечить:

2.1. Поддержание высоких (не менее 95%) уровней охватов профилактическими прививками против кори населения в рамках национального календаря профилактических прививок, а также лиц из числа контингентов групп риска (работников медицинских и образовательных организаций, работников торговли, социальных работников, мигрантов, студентов и других).

2.2. Представление медицинскими организациями достоверных данных о выполненных профилактических прививках против кори для формирования федеральных государственных статистических форм.

3. Руководителям органов исполнительной власти в области охраны здоровья граждан Воронежской, Ростовской, Саратовской, Ульяновской, Амурской, Магаданской, Орловской, Смоленской, Вологодской, Новосибирской, Сахалинской областей, Алтайского края, республик Калмыкия, Башкортостан, Хакасия, Чувашия, Удмуртия, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской и Чеченской республик принять меры по увеличению темпов иммунизации контингентов, подлежащих прививкам против кори в 2011 году.

4. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан:

4.1. Провести расчет потребности в вакцине против кори для иммунизации групп риска и населения по эпидемическим показаниям и представить его в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в целях выделения ассигнований на закупку вакцины.

4.2. Обеспечить своевременное и в полном объеме проведение противоэпидемических и профилактических мероприятий в очагах кори согласно требованиям санитарного законодательства.

4.3. Обеспечить повсеместно достижение расчетного критерия обследования больных с экзантемными заболеваниями.

4.4. Информировать туроператоров, турагентов и туристов, выезжающих в страны, где зарегистрированы вспышки кори, об угрозе инфицирования и необходимости иммунизации лиц, не привитых против кори.

4.5. Организовать обучение медицинских работников по вопросам эпиднадзора, диагностики и профилактики коревой инфекции.

4.6. Проводить систематическую информационно-разъяснительную работу с населением по вопросам профилактики кори.

4.7. Обеспечить взаимодействие с медицинскими организациями ведомственного подчинения в части организации и проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий при выявлении случаев заболевания корью.

5. Руководителям управлений Роспотребнадзора по г. Москве, Республике Бурятия, Красноярскому краю, Томской и Амурской областям, Чукотскому автономному округу совместно с органами исполнительной власти в области охраны здоровья граждан указанных субъектов Российской Федерации принять меры по достижению критериев готовности субъекта Российской Федерации к сертификации территории, свободной от эндемичной кори.

6. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации проводить контроль за планированием иммунизации населения против кори в рамках национального календаря профилактических прививок, а также контингентов из групп риска, организацией и проведением иммунизации населения, достоверностью представляемых отчетных сведений о прививках против кори, безопасными условиями иммунизации населения - в соответствии с требованиями санитарного законодательства.

7. Руководителю ФБУН "Московский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского" Роспотребнадзора (В.А. Алешкин):

7.1. Обеспечить оказание консультативной помощи региональным центрам по надзору за корью и краснухой, управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации по вопросам организации эпидемиологического надзора и иммунизации населения.

7.2. В срок до 01.11.2011 представить в Роспотребнадзор проект Национального плана мероприятий по поддержанию статуса территорий Российской Федерации, свободных от эндемичной кори на 2012 - 2015 годы.

8. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.

* Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 12.04.2010 N 23 "О реализации Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году в рамках стратегического плана Европейского региона ВОЗ 2005 - 2010" (зарегистрировано Минюстом России 13.08.2010, регистрационный N 18149).

** Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.02.2011 N 12 "О дополнительных мероприятиях по реализации "Программы ликвидации кори на территории Российской Федерации" (зарегистрировано Минюстом России 10.03.2011, регистрационный N 20044).

Регистрационный N 21979

Проанализирована эпидситуация по кори.

На большинстве территорий страны достигнут и несколько лет удерживается показатель заболеваемости на уровне менее 1 на млн населения. Это соответствует критерию элиминации кори, определенному ВОЗ.

Проводимые молекулярно-генетические исследования свидетельствуют, что в последние годы эндемичный для России штамм кори D6 не циркулирует.

Данная ситуация позволила начать процедуру сертификации - документального подтверждения статуса регионов как территорий, свободных от эндемичной кори.

Вместе с тем в 2011 г. выявлен ряд недостатков в организации профилактических и противоэпидемических мероприятий, а также в подготовке отчетной документации. Приведены основные из них.

Так, по итогам за 7 месяцев 2011 г. в целом по стране против кори привито всего 31,1% лиц от 18 до 35 лет от числа подлежащих вакцинации. В некоторых регионах иммунизация не началась (в Орловской, Смоленской, Вологодской, Новосибирской, Сахалинской областях, Калмыкии, Башкортостане, Хакасии, Чувашии, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской и Чеченской Республиках).

Даны соответствующие рекомендации и поручения.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 14 сентября 2011 г. N 120 "О дополнительных мероприятиях по ликвидации кори на территории Российской Федерации"

Регистрационный N 21979

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 14 октября 2011 г. N 231

[youtube.player]

Постановление Главного государственного санитарного врача РФN 2 "О проведении подчищающей иммунизации против кори на территории Российской Федерации" от 6 марта 2019 г.

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "Осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собраниезаконодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1,(ч. I), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35,ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч. I), ст. 5498;2007, N 1 (ч. I), ст. 21; N 1 (ч. I), ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46,ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418; N 30 (ч. II),ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 6; N 30(ч. I), ст. 4563, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; N 50, ст. 7359; 2012,N 24, ст. 3069;N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3477; N 30 (ч. I),ст. 4079; N 48, ст. 6165; 2014, N 26 (ч. I), ст. 3366, ст. 3377; 2015,N 1 (ч. I), ст. 11; N 27, ст. 3951, N 29 (ч. I), ст. 4339; N 29 (ч. I),ст. 4359; N 48 (ч. I), ст. 6724; 2016, N 27 (ч. I), ст. 4160; N 27 (ч. 11), ст. 4238; 2017, N 27, ст. 3932; N 27, ст. 3938; N 31 (ч. I),ст. 4765; N 31 (ч. I), ст. 4770; 2018, N 17, ст. 2430; N 18, ст. 2571;N 30, ст. 4543; N 32 (ч. II), ст. 5135) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения огосударственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерациии Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании"(Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295;2004, N 8, ст. 663; N 47, ст. 4666; 2005, N 39, ст. 3953), в целях создания устойчивого коллективного иммунитета к кори для обеспечениясанитарно-эпидемиологического благополучия населения по кори натерритории Российской Федерации, постановляю:
1. Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации(руководителям высшего исполнительного органа государственной властисубъектов Российской Федерации) обеспечить:
1.1. В срок с 01.04.2019 по 01.10.2019 провести в субъектахРоссийской Федерации мероприятия по подчищающей иммунизации против коринаселения, а также трудовых мигрантов, не привитых против кори.
1.2. В срок до 25.03.2019 рассмотреть вопросы о ходе подготовки всубъектах Российской Федерации кампании подчищающей иммунизации противкори, в том числе:
о результатах работы иммунологических комиссий по пересмотрумедицинских отводов и работы медицинских организаций с населением,направленной на снижение числа лиц, отказывающихся от профилактическихпрививок;
об организации работы по информированию населения о мерахпрофилактики кори и преимуществах иммунопрофилактики;
об организации иммунизации против кори трудовых мигрантов;
о планировании кампании подчищающей иммунизации.
1.3. Обеспечить выделение ассигнований на закупку живой коревойвакцины для подчищающей иммунизации населения в соответствии с расчетнойпотребностью.
1.4. Оказать содействие органам исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации в сфере охраны здоровья в организации и проведениимероприятий по иммунизации против кори населения и трудовых мигрантов, непривитых против кори.
2. Руководителям органов исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации в сфере охраны здоровья рекомендовать совместно сруководителями территориальных органов Роспотребнадзора:
2.1. Обеспечить проведение активного информирования населения опреимуществах иммунопрофилактики кори.
2.2. Организовать работу по выявлению лиц из числа детского ивзрослого населения (в том числе среди лиц, ведущих кочевой и (или)полукочевой образ жизни и не имеющих места, где они постоянно илипреимущественно проживают, беженцев, вынужденных переселенцев,
мигрантов), не болевших корью, не получивших прививки против кори всоответствии с национальным календарем профилактических прививок (непривитых против кори, привитых однократно), не имеющих сведений опрививках против кори и не включенных в утвержденный на 2019 год планпрофилактических прививок.
2.3. Организовать и в срок до 25.03.2019 завершить:
работу иммунологических комиссий по пересмотру медицинскихпротивопоказаний к проведению прививок против кори;
мероприятия по работе с населением, отказывающимся отпрофилактических прививок.
2.4. В срок до 29.03.2019 сформировать и утвердить планы проведенияподчищающей иммунизации против кори в медицинских организациях.
2.5. С учетом численности населения, подлежащего иммунизации противкори в рамках подчищающей иммунизации, рассчитать необходимый объемвакцины против кори и направить высшим должностным лицам субъектовРоссийской Федерации (руководителям высших исполнительных органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации) произведенныерасчеты потребности в вакцине против кори в целях выделения (принеобходимости) финансовых средств на ее закупку для проведениямероприятий по подчищающей иммунизации населения.
3. Работодателям, привлекающим к трудовой деятельности иностранныхграждан, в срок до 31.12.2019 обеспечить проведение иммунизации противкори указанных иностранных граждан, не болевших корью и не имеющихпрививок или сведений о прививках против кори.
4. Руководителям органов исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации в сфере охраны здоровья рекомендовать:
4.1. Обеспечить в период с 01.04.2019 по 01.10.2019 проведениекампании по подчищающей иммунизации против кори лиц, не получившихпрививки своевременно в рамках национального календаря профилактическихпрививок, предусмотрев:
составление списков лиц, подлежащих прививкам против кори, планов играфиков иммунизации по каждой медицинской организации;
формирование, подготовку и оснащение вакциной и расходнымиматериалами прививочных бригад для иммунизации населения в рамкахкампании по подчищающей иммунизации;
оперативную отчетность о ходе проведения кампании подчищающейиммунизации.
4.2. Создать необходимый запас вакцины (в соответствии с расчетнойпотребностью) для обеспечения кампании подчищающей иммунизации противкори.
4.3. Обеспечить надлежащие условия хранения и транспортированиявакцины против кори на всех уровнях "холодовой цепи" - в соответствии стребованиями санитарно-эпидемиологических правил СП 3.3.2.3332-16"Условия транспортирования и хранения иммунобиологических лекарственныхпрепаратов", утвержденных постановлением Главного государственногосанитарного врача Российской Федерации от 17.02.2016 N 19(зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 28 апреля2016 г., регистрационный N 41968).
5. Руководителям территориальных органов Роспотребнадзора:
5.1. Обеспечить контроль за ходом подготовки и проведениеммероприятий по подчищающей иммунизации против кори, соблюдением условийтранспортирования и хранения коревой вакцины на всех уровнях "холодовойцепи".
5.2. Представить в Роспотребнадзор информацию:
в срок до 01.04.2019 - об итогах подготовительных мероприятий дляпроведения кампании подчищающей иммунизации;
в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным, - о ходе кампанииподчищающей иммунизации (начиная с 05.05.2019 по 05.09.2019);
в срок до 10.10.2019 - об итогах проведения кампании подчищающейиммунизации против кори.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю засобой.

[youtube.player]

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ

от 8 февраля 2011 г. N 12

О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ "ПРОГРАММЫ ЛИКВИДАЦИИ КОРИ НА ТЕРРИТОРИИ

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко, проанализировав результаты реализации "Программы ликвидации кори на территории Российской Федерации к 2010 году", отмечаю следующее.

Следует отметить, что в Амурской области, в Республике Бурятия, Тюменской области и Красноярском крае одним из основных источников при формировании очагов кори явились медицинские работники лечебно-профилактических учреждений, что обусловлено наиболее тесным профессиональным контактом с больными корью и свидетельствует об отсутствии у данной категории лиц иммунитета к кори.

Результаты выборочного серологического мониторинга напряженности иммунитета против кори, проведенного в рамках эпидемиологического расследования в связи с регистрацией случаев заболевания корью у привитых медицинских работников в Красноярском крае, подтвердили отсутствие иммунитета у 27% обследованных, что ставит под сомнение достоверность данных об их иммунизации.

Недостаточно охвачены прививками другие контингенты из групп риска, в том числе работники образовательных организаций, работники торговли, студенты. Неудовлетворительно проводится иммунизация труднодоступных групп населения (мигрирующие группы, вынужденные переселенцы, представители религиозных общин и др.).

Просчеты в планировании, недостаточный контроль за организацией иммунопрофилактики, в первую очередь, в группах высокого риска инфицирования, низкий уровень подготовки на ряде территорий медицинских работников по вопросам клиники, диагностики и профилактики коревой инфекции явились причиной возникновения в 2010 - 2011 годах вспышек кори среди населения.

В целях усиления мероприятий по реализации "Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году" в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; 2006, N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29; 2007, N 27, ст. 3213; 2007, ст. 3213; 2007, N 46, ст. 5554; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418; 2008, N 44, ст. 4984; 2008, N 52 (ч. I), ст. 6223; 2008, N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17) постановляю:

1. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации совместно с органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

1.1. Провести углубленный анализ фактического состояния иммунизации детей и взрослых против кори в субъектах Российской Федерации (в разрезе муниципальных образований, лечебно-профилактических учреждений, терапевтических, педиатрических участков), приняв необходимые меры по обеспечению достоверности представляемых данных.

1.2. При необходимости откорректировать планы профилактических прививок населения против кори на 2011 год с учетом проведенного анализа.

1.3. В первоочередном порядке организовать прививки против кори контингентам из групп риска (работникам организаций здравоохранения, образования, торговли, социальным работникам, а также студентам высших и средних учебных заведений, призывникам, мигрантам и труднодоступным группам населения, особенно на территориях с высоким риском завоза кори из сопредельных стран): не привитым лицам - двукратно, лицам, имеющим документальное подтверждение о вакцинации, - однократно с охватом не менее 95% от числа подлежащих прививкам.

1.4. При необходимости вынести на рассмотрение санитарно-противоэпидемической комиссии субъекта Российской Федерации вопрос о достоверности охвата профилактическими прививками взрослого и детского населения и о привлечении дополнительных финансовых средств на закупку вакцины из региональных бюджетов.

1.5. Организовать дополнительное обучение медицинских работников по вопросам профилактики, диагностики и лечения кори.

1.6. Проводить информационно-разъяснительную работу с населением по вопросам профилактики кори.

2. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации обеспечить контроль:

2.1. За организацией и проведением иммунизации против кори взрослого населения в возрасте 18 - 35 лет из групп риска;

2.2. За достоверностью сведений о профилактических прививках против кори, представляемых лечебно-профилактическими организациями при формировании отчетных форм;

2.3. За соблюдением требований санитарного законодательства при транспортировании и хранении вакцины против кори.

3. ФГУН "Московский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского" Роспотребнадзора (Национальный научно-методический центр по надзору за корью и краснухой) обеспечить оказание консультативной помощи региональным центрам по надзору за корью и краснухой, управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации по вопросам организации вакцинации населения.

4. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Главного государственного санитарного врача Российской Федерации И.В. Брагину.

[youtube.player]

Началось всё не вчера. Наш Главный государственный санитарный врач, по совместительству самый главный специалист по вакциноуправляемым инфекциям, решил немножко поуправлять корью после того как поуправлял в 2010 году полиомиелитом. Еще в феврале прошлого года Г.Онищенко выпустил следующий документ:
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 8 февраля 2011 г. N 12 г. Москва "О дополнительных мероприятиях по реализации "Программы ликвидации кори на территории Российской Федерации""

В регионах приступили к реализации постановления. Но Главный государственный санитарный врач Москвы господин Филатов пошел еще дальше: его первым постановлением в 2012 году стало:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 23 января 2012 № 1 "О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий против кори по г.Москва", в котором Филатов "объявил войну" всем не привитым против кори гражданам Москвы: медицинским работникам, работникам образования, школьникам, студентам, малолетним детям и даже гастарбайтерам. В своем постановлении он прямо пишет о том, что указанные категории граждан в сады и школы не пускать, а взрослых от работы отстранять. Или пусть они такие-сякие прививаются немедленно! А охват прививками всем ответственным товарищам до конца февраля довести до 95 %.

Исходя из существующих законов, такой охват в принципе невозможно произвести. Объясняю, почему: в ФЗ №157 "Об иммунопрофилактике" есть статья, в которой прописано право любого гражданина отказаться от такой медицинской услуги, как прививка, а значит требовать 95 % охвата такими услугами означает только одно: плевать на законы и права граждан. Это первое.

И второе. В ФЗ №157 "Об иммунопрофилактике" в статья 5. Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики написано:

2. Отсутствие профилактических прививок влечет:
-временный отказ в приеме граждан в образовательные и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий

Чтобы чиновники могли сегодня выполнить эту статью закона, в Москве в учреждениях и организациях должны произойти следующие события: должны возникнуть заболевания корью. И меры эти применять должны к тем гражданам, которые явились вновь прибывшими в коллектив или учреждение, в котором оказались заболевшие. Для граждан, которые были членами коллектива, устанавливаются уже другие меры и в соответствии с Санитарными правилами.

В своем Постановлении Филатов ни слова не пишет о том, что он своей властью объявляет карантин из-за большого количества заболевших. Да, заболевшие есть, но их не так уж много. И карантины объявляются, как правило, локально: в отдельно взятом садике или школе. Или в больнице, как в Сан-Петербурге. Точно также вопрос решается и для каждого населенного пункта или целого региона. Отчего же вдруг Филатов приказывает применять такие чрезвычайные меры? - В данном случае господин Филатов пишет, про ". угрозу формирования эндемичного штамма вируса кори". Согласитесь, что это не о карантине!


Итак! Дальнейший текст адресован родителям малолетних детей, посещающих садики, потому что именно они оказались самыми незащищенными от произвола высокого чиновника.


Уважаемые родители! Если в вашем саду нет заболевших корью детей, то отстранять вашего не привитого против кори ребенка не имеют никакого права, даже если Филатов или Онищенко напишут 33 письма-постановления.


Наступила пора разъяснить Санитарные правила СП 3.1.2952-11 "ПРОФИЛАКТИКА КОРИ, КРАСНУХИ И ЭПИДЕМИЧЕСКОГО ПАРОТИТА":

ЦИТАТА:
"V. Мероприятия в очагах кори, краснухи и эпидемического паротита

5.1. Целью проведения противоэпидемических мероприятий в очаге инфекции является его локализация и ликвидация.

5.2. Первичные противоэпидемические мероприятия в очагах проводятся медицинскими работниками организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, а также иных организаций, частнопрактикующими медицинскими работниками сразу после выявления больного или при подозрении на корь, краснуху или эпидемический паротит.

5.3. При получении экстренного извещения специалисты территориальных органов, осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор, в течение 24 часов проводят эпидемиологическое обследование очага (очагов) инфекции: определяют границы очага (очагов) по месту проживания, работы, обучения, пребывания заболевшего (при подозрении на заболевание); круг лиц, бывших в контакте с заболевшим, их прививочный и инфекционный анамнез в отношении кори, или краснухи, или эпидемического паротита; осуществляют контроль за проведением противоэпидемических и профилактических мероприятий в очагах.

5.4. При выявлении очага инфекции в дошкольных организациях и общеобразовательных учреждениях, а также в организациях с круглосуточным пребыванием взрослых с момента выявления первого больного до 21 дня с момента выявления последнего заболевшего в коллектив не принимаются лица, не болевшие корью, краснухой или эпидемическим паротитом и не привитые против этих инфекций. (Моя вставка: здесь следует иметь в виду, что не принимаются дети, на момент обнаружения больного не присутствовавшие в садике, т.е. не имевшие контакта)

5.5. Источники инфекции - больные корью, краснухой, эпидемическим паротитом (или при подозрении на эти инфекции) - подлежат обязательной госпитализации в случаях:
- тяжелого клинического течения заболевания;
- независимо от формы течения заболевания - лица из организаций с круглосуточным пребыванием детей или взрослых; лица, проживающие в общежитиях и в неблагоприятных бытовых условиях (в том числе коммунальных квартирах); при наличии в семье заболевшего лиц из числа декретированных групп населения.
В направлениях на госпитализацию больных корью, краснухой и эпидемическим паротитом (или при подозрении на эти инфекции), наряду с анкетными данными, указываются первоначальные симптомы заболевания, сведения о проведенном лечении и профилактических прививках, а также данные эпидемиологического анамнеза.
Госпитализированные лица должны находиться в стационаре до исчезновения клинических симптомов, но не менее чем:
- 5 дней с момента появления сыпи при кори,
- 7 дней - с момента появления сыпи при краснухе,
- 9 дней - с момента появления сыпи при эпидемическом паротите.
Допуск реконвалесцентов кори, краснухи и эпидемического паротита в организованные коллективы детей и взрослых разрешается после их клинического выздоровления.

5.6. Ребенок с врожденной краснухой, независимо от ее клинической формы (манифестной или бессимптомной), в течение первого года жизни является источником инфекции и подлежит на протяжении этого срока динамическому лабораторному обследованию в установленном порядке.
Очаг ВКИ/СВК считается ликвидированным после получения отрицательных результатов исследования двух клинических образцов, собранных с интервалом в 2 - 4 недели.

5.7. За лицами, общавшимися с больными корью, краснухой или эпидемическим паротитом, устанавливается медицинское наблюдение в течение 21 дня с момента выявления последнего случая заболевания в очаге.

5.8. В дошкольных организациях и общеобразовательных учреждениях, а также в организациях с круглосуточным пребыванием взрослых организуется ежедневный осмотр контактных лиц медицинскими работниками в целях активного выявления и изоляции лиц с признаками заболевания. (Моя вставка: т.е. никого из группы, в которой обнаружен больной ребенок, выводить не могут, а только организовать медицинское наблюдение. Иначе нужно выводить воспитателей и нянечек тоже)

5.9. В очагах кори и эпидемического паротита определяется круг лиц, подлежащих иммунизации против этих инфекций по эпидемическим показаниям.

5.10. Иммунизации против кори по эпидемическим показаниям подлежат лица, имевшие контакт с больным (при подозрении на заболевание), не болевшие корью ранее, не привитые, не имеющие сведений о прививках против кори, а также лица, привитые против кори однократно - без ограничения возраста.
Иммунизация против кори по эпидемическим показаниям проводится в течение первых 72 часов с момента выявления больного. При расширении границ очага кори (по месту работы, учебы, в пределах района, населенного пункта) сроки иммунизации могут продлеваться до 7 дней с момента выявления первого больного в очаге. (Моя вставка: и только при вашем на то согласии)

5.11. Иммунизации против эпидемического паротита по эпидемическим показаниям подлежат лица, имевшие контакт с больным (при подозрении на заболевание), не болевшие эпидемическим паротитом ранее, не привитые или не имеющие сведений о прививках против эпидемического паротита.
Иммунизация против эпидемического паротита по эпидемическим показаниям проводится в течение 7 дней с момента выявления первого больного в очаге.

5.12. Детям, не привитым против кори или эпидемического паротита (не достигшим прививочного возраста или не получившим прививки в связи с медицинскими противопоказаниями или отказом от прививок), не позднее 5-го дня с момента контакта с больным вводится иммуноглобулин человека нормальный (далее - иммуноглобулин) в соответствии с инструкцией по его применению. (Моя вставка: и только при вашем на то согласии)

5.13. Сведения о проведенных прививках и введении иммуноглобулина (дата, название препарата, доза, серия, контрольный номер, срок годности, предприятие-изготовитель) вносят в учетные формы в соответствии с требованиями к организации вакцинопрофилактики.

5.14. Контактные лица из очагов кори, краснухи или эпидемического паротита, не привитые и не болевшие указанными инфекциями ранее, не допускаются к плановой госпитализации в медицинские организации неинфекционного профиля и социальные организации в течение всего периода медицинского наблюдения, указанного в пункте 5.7 настоящих санитарных правил.
Госпитализация таких пациентов в период медицинского наблюдения в медицинские организации неинфекционного профиля осуществляется по жизненным показаниям, при этом в стационаре организуются дополнительные санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в целях предупреждения распространения инфекции."


Теперь про КАРАНТИН:

1. В саду при выявлении больного заведующей должен быть объявлен карантин официально, т.е. обязательно должен быть приказ, в котором все расписано: а) что объявлен карантин; б) на основании чего карантин объявлен, это может быть, например, письмо об объявлении карантина из поликлиники или из СЭС, или какое-нибудь письмо Роспотребнадзора.

2. Далее заведующая пишет опять приказ о мероприятиях во время карантина, примерно такой:


"Приказ №___от ______

"О неотложных мерах по недопущению распространения инфекционного заболевания (гриппа, кори, краснухи т.д.) в дошкольном учреждении"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Центр развития ребенка – детский сад № 306"
г. Красноярска

В связи с регистрацией заболевания у воспитанника подготовительной группы Иванова Антона (дата рождения: 15.01.2004) с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, предупреждения возникновения и распространения инфекционного заболевания в детском коллективе, руководствуясь приказом Главного управления образования администрации г. Красноярска от 19.10.2009 № 601/п "О санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях по недопущению распространения гриппа (кори, краснухи и т.д.)"
приказываю:

1. Медицинским работникам:
1.1. Подготовить и разместить в родительских уголках индивидуальные памятки для детей и родителей по профилактике гриппа (кори, краснухи и т.д.).
1.2. Не допускать в ДОУ детей и сотрудников, возвратившихся из зарубежных стран, в течение 7 дней с момента возвращения в РФ.
1.3. Не допускать в ДОУ детей и сотрудников с признаками заболевания острыми респираторными инфекциями.
1.4. Немедленно изолировать детей и персонал с признаками гриппоподобного заболевания (кори, краснухи и т.д.) на момент прихода в ДОУ или заболевших в течение дня от других детей и персонала.
1.5. Допускать до занятий детей и персонал только после полного выздоровления.
1.6. Обеспечить сотрудников ДОУ дезинфицирующими средствами и индивидуальными средствами защиты.
1.7. Запретить проведение профилактических прививок и RM (реакция манту).
1.8. Запретить прием в ДОУ вновь прибывших детей, не привитых против гриппа (кори, краснухи и т.д.).
1.9. При регистрировании 5 и более случаев заболевания гриппом в ДОУ обеспечить медицинское наблюдение за контактными детьми в течение 14 дней (измерение температуры тела, осмотр слизистой носоглотки).

2. Воспитателям:
2.1. Проводить активную разъяснительную работу среди детей и родителей по профилактике гриппа.
2.2. Осуществлять обязательный ежедневный осмотр детей с последующей фиксацией в листе наблюдения за контактными детьми и персоналом группы (кори, краснухи и т.д.).
2.3. Усилить соблюдение гигиены рук (частое мытье с мылом, смена полотенец 2 раза в неделю и по мере загрязнения на период подъема заболеваемости).
2.4. Провести 21–22 октября собрания с родителями (с обязательным присутствием медицинского персонала) о неотложных мерах по недопущению распространения гриппа (кори, краснухи и т.д.).
2.5. В старших, подготовительных группах провести внеочередные занятия с детьми по предупреждению распространения инфекционных заболеваний.

3. Младшим воспитателям:
3.1. Регулярно и качественно проводить влажную уборку с применением дезинфицирующих средств, обладающих вирулицидной активностью, обращая особое внимание на поверхности и предметы, которые имеют наиболее частые контакты с руками.
3.2. Обеспечить кварцевание и сквозное проветривание групповых помещений в отсутствие детей, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и норм.

4. Заместителям заведующего по УВР, АХР:
4.1. Провести собрания с трудовым коллективом (с обязательным присутствием медицинского персонала) о неотложных мерах по недопущению распространения гриппа (кори, краснухи и т.д.).
4.2. Отменить запланированные массовые мероприятия до 30.10.2009.
4.3. Организовать усиленный контроль выполнения противоэпидемических мероприятий в группах, где установлен карантин.
4.4. Контроль исполнения приказа возложить на заместителя заведующего по АХР Н.А. Черных и старшую медсестру Т.С. Белову.


Если ребенок отсутствовал в группе на момент объявления карантина, т.е. не имел контакта с заболевшим ребенком, его могут не допустить в группу, но в этом случае родителям обязаны оформить больничный лист на время карантина.

Не привитому ребенку может быть предложена вакцинация не позднее 72-х часов с момента обнаружения больного, или введение иммуноглобулина не позднее 5-ого дня с момента контакта. НО! эти мероприятия обязательно требуют согласия родителей на мед.вмешательство. Если родители не дают согласия, такие мероприятия в отношении ребенка не проводят.


Информация для работающих родителей о больничном листе в связи с карантином:


Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" гласит:

"Глава 2. Обеспечение пособием по временной нетрудоспособности

Статья 5. Случаи обеспечения пособием по временной нетрудоспособности

1. Обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях:
3) карантина застрахованного лица, а также карантина ребенка в возрасте до 7 лет, посещающего дошкольное образовательное учреждение, или другого члена семьи, признанного в установленном порядке недееспособным;

Статья 6. Условия и продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности

6. Пособие по временной нетрудоспособности в случае карантина выплачивается застрахованному лицу, которое контактировало с инфекционным больным или у которого выявлено бактерионосительство, за все время его отстранения от работы в связи с карантином. Если карантину подлежат дети в возрасте до 7 лет, посещающие дошкольные образовательные учреждения, или другие члены семьи, признанные в установленном порядке недееспособными, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу (одному из родителей, иному законному представителю или иному члену семьи) за весь период карантина."


Как поступить если мед.сестра в садике выдала вам Постановление глав.сан.врача по г.Москва Филатова и сказала, чтобы вы не приводили вашего не привитого против кори ребенка в садик?

Нужно написать заявление, текст которого приведен ниже, на имя зав.садиком, зав.поликлиникой, в районную прокуратуру, комитет по образованию и т.д. Текст можно редактировать, изменять под свою ситуацию. Он годится для случая, когда заболевших нет и карантин не объявлен.

Если в вашем садике появились заболевшие, то к заявлению нужно добавлять текст из Сан.правил о мед.наблюдении за детьми в группе, и требованиями выдать больничный лист, если ваш ребенок не присутствовал в садике на момент появления заболевшего ребенка и его не допустили к посещению.

Мне также известно о содержании Федерального Закона от 17 сентября 1998 года №157 статья 5 пункт 2. Отсутствие профилактических прививок влечет:
-временный отказ в приеме граждан в образовательные и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий;

Мне известно, что в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 19.07.2011, с изм. от 07.12.2011) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" статьей 51 пунктом 6 – главные государственные санитарные врачи и их заместители имеют полномочия при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах.

В соответствии со всем вышеизложенным, до тех пор, пока не будет выполнено одно из условий, определенное действующим Федеральным Законом от 17 сентября 1998 г. №157, Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ, любые предложения по отказу в приеме моего ребенка ФИО будут рассматриваться, как незаконные и, следовательно, не обязательные для исполнения.

Число, ФИО, подпись."

Я намеренно не касалась в этой статье вопросов пользы или вреда вакцинопрофилактики, опасностей заболевания или опасностей поствакцинальных осложнений. Каждый гражданин вправе решать самостоятельно, хочет ли он воспользоваться медицинской услугой в виде прививки или же отказаться от нее, исходя из собственных представлений и убеждений.

Привитые и непривитые граждане обладают равными правами перед законами, и медицинские чиновники обязаны следовать действующему законодательству, а не вольно трактовать его в свою пользу, чтобы обеспечить себе работу и премии за "охваты".

[youtube.player]

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.