Пляска смерти коронавирус

У неё было всё: престижная работа, любящая семья, дом в самой прекрасной стране на свете. Но когда на новую родину пришла беда — эта женщина отправилась на самый тяжёлый участок невидимого фронта. Уроженка Новосибирска отправилась медсестрой в коронавирусный госпиталь в Северной Италии. Публикуем заключительную часть дневниковых записей россиянки Татьяны Гориной об этой тяжелейшей работе.

Напомним, в предыдущих сериях:

ВЗГЛЯД НАЗАД

Пандемия отступает, тяжёлых больных всё меньше. Как раз есть время вспомнить о первых днях.

Первые 11 дней я без выходных работала, вечером до дома чуть не ползла, падала не ужиная, от боли в спине и ногах не могла даже по телефону разговаривать, желание было все бросить и уехать. Чувствовала себя в кошмаре. Привыкала дышать в маске, тошнило от собственного углекислого газа , одежда намокала от пота в первый час — и так ходила до окончания смены.


Уроженка Новосибирска отправилась медсестрой в коронавирусный госпиталь в Северной Италии Фото: Личный архив

Меня постоянно лихорадило. Казалось, болею. Организм сопротивлялся такому отношению. Иногда прокрадывалась мысль — зачем поехала? Не 20 лет уже. Но потом видела молоденьких соседок по съёмной квартире, таких же волонтёрш — и у них было так же. Стало понятно: проблема не во мне, а в объеме работы.

Часто просыпалась ночью и говорила себе, какой ужас приснился: ковид, карантин, больница. Потом смотрела вокруг, понимала, что это не сон.

Муж в эти моменты меня поддерживал и говорил, что потом корить себя буду за то что сдалась, — нужно потерпеть.

Теперь продолжаю дневник.


Вы не представляете, какое горе для людей — не иметь возможности проводить близких в последний путь. А для больных — что к ним не могут прийти близкие Фото: REUTERS

День двадцать второй (7-9 апреля)

После выходных (да, теперь у нас есть выходные!) я снова на работе. Много перемен. Пациентов меньше! Отделения снова начали уплотнять и высвобождать, чтобы провести полную дезинфекцию. Персонал тоже весь переукомплектовали, и завтра я выхожу на работу в другое отделение.

Это самая главная и положительная новость.

Карантин стал приносить плоды! Все было не зря! Моя миссия подходит к концу, скоро я смогу поехать домой и увидеть родных.


Пациентов стало меньше Фото: REUTERS

День двадцать шестой (10-13 апреля)

Меня перевели в другое отделение, в кардиологию. Название нужно, чтобы уточнять местонахождение, поскольку больные здесь те же и с тем же диагнозом.

Прежнее отделение расформировали, его подготовят для приема профильных пациентов, для чего сначала закроют на санобработку.

И теперь можно уделять больше внимания пациентам.

Их возраст снижается. В отделении сейчас проходят лечение 4 мужчины до 50 лет!

Поступил пожилой иностранец. Ни одного слова! Ни он — по- итальянски , ни мы — на его языке! Как работать? Он в скафандре, который сдирает с себя по два раза в час. Пришлось сказать ему: всё! И показать рукой крест, чтобы доходчиво получилось. Ненадолго подействовало.


Карантин стал приносить плоды! Все было не зря! Фото: REUTERS

Не ест! Все выплевывает, не нравится, не родная кухня. Получает только глюкозу в вену .

У меня было подряд пять утренних смен. Но в этом отделении я даже не устаю так, как в предыдущем! И впереди у меня два выходных дня.

Я здесь уже давно, но ни разу не вышла в центр города. Хотя живу в центре! Настолько напугана контролями и штрафами, что наверняка и уеду, не увидев городок, где провела на сегодня уже целый месяц.

День тридцать первый (14-18 апреля)

Сегодня у меня предпоследняя смена. Работать в кардиологии понравилось. Приятный коллектив, много молодых, много шутят, разрисовывают рабочие комбинезоны, красиво подписывают имена, ставят номера, как у футболистов.

У медсестер свои приметы: никогда не говори до окончания смены, что сегодня всё спокойно.


Приятный коллектив, много молодых, много шутят, разрисовывают рабочие комбинезоны, красиво подписывают имена Фото: REUTERS

Пришел новенький медбрат, работает 3-4 дня. Остается пару часов до конца смены, когда он произносит запретную фразу. Все цыкают. Заканчивается смена, приходит новая, начинается передача дел. На одном из компьютеров нон-стоп выведены кардиограммы телеметрий особо неустойчивых пациентов. И вдруг одна начинает мерцать красным: остановка.

Весь персонал, вызванные врачи, реаниматолог — все бегут в палату к больному, по дороге хватают заранее подготовленные тележки со всем необходимым: ЭКГ, дефибриллятор. Врываемся к нему, он на нас смотрит, ничего не понимает.


Наша соотечественница, ставшая в Италии медсестрой, оказалась на передовой борьбы с пандемией Фото: Личный архив

Врач: как дела? Он: все хорошо. Врач: как тебя зовут? Сколько тебе лет? Какое сегодня число? Начинает задавать элементарные тестовые вопросы, чтобы проверить состояние больного. Тот правильно отвечает, но с каждым вопросом всё медленнее. Врач начинает делать разряды: первый. вводятся препараты в вену, смотрят на монитор работы сердца. Продолжает задавать вопросы, просит показать язык, смотрит на монитор и делает второй разряд. На мониторе выравниваются правильные угловатые линии. Пациент начинает плакать и просит: пожалуйста, спасите меня.

Фффффууууххх. пронесло. Он с нами. Самое интересное, что монитор показал все раньше, чем пациент смог что-либо понять!

Я остаюсь с ним и прошу его рассказать о себе, о жене, о детях, внуках, обо всем. Только не молчать! На нем проводов столько, что электрику не снилось. Давление, кислород в крови, ЭКГ, телеметрия, кабели от дефибриллятора.

У него низкое давление, он закрывает глаза, устал, хочет спать. Нет, пока что нельзя, словно прокуроры, мы идем на новый виток вопросов и ответов.

Заходит врач, они разговаривают, врач краем глаза смотрит на показания приборов. Я вижу, как он начинает улыбаться под маской. Потом, уже вслух, говорит: ну что, отвоевали мы сегодня тебя! Пациент благодарит его снова и снова.


У нас свои приметы: никогда не говори до окончания смены, что сегодня всё спокойно Фото: REUTERS

Завтра я работаю последний день.

Карантин приносит плоды. Под моим окном — дорога в больницу. Вначале скорые ездили по 5-6 раз в час. И я точно знаю, когда день идет на улучшение, а когда на ухудшение. Сейчас — ездят по 5-6 раз… в день.

Теперь главное — относиться ко всему серьезно и по окончании карантина еще некоторое время соблюдать осторожность, чтобы не захлестнула вторая волна.

В Италии молятся за умерших родственников по видеосвязи.

ЧИТАЙТЕ ДРУГИЕ ЧАСТИ ДНЕВНИКА

Часть 1 Реанимация рассчитана на шесть человек. Лежат 13. И все на искусственном дыхании.

Часть 2 Видишь смерть и плачешь, но под маской слёз не заметно

Часть 3 У нас появились свободные места. И это — победа

Социальные сети пестрят историями о том, как проходят похороны в условиях пандемии CoViD-19. Родственникам умерших приходится отказываться от ритуалов, соблюдавшихся веками, и наблюдать за погребением по видеосвязи.

"Коронавирус влияет не только на то, как мы живём, но и на то, как мы умираем", — пишет британец Хуссейн Кевани, автор издания MEL. Недавно журналист похоронил своего дедушку. Церемония прощания прошла в нестандартном формате: в целях профилактики CoViD-19 родственникам усопшего пришлось наблюдать за процессом погребения в режиме онлайн. Хуссейн вёл прямую трансляцию с помощью смартфона, а "участники" похорон то и дело просили повернуть камеру, приоткрыть крышку гроба или прислать пару фотографий через WhatsApp.


Сообщения о похоронах, проходящих "на удалёнке", всё чаще появляются в социальных сетях. Как правило, прощальные онлайн-церемонии организуются с использованием Zoom — приложения для видеоконференций, которое завоевало невиданную популярность в условиях пандемии.

Участвовала в похоронах через Zoom. Будущее причудливо

Посетил виртуальные похороны в Дели с помощью Zoom. Что за странные времена!


Верующие размышляют над тем, насколько приемлем новый формат похорон с точки зрения традиционных вероисповеданий: ритуалы, соблюдавшиеся столетиями, в период карантина оказались вне закона. Дмитрий, биохимик из Лондона, рассказал, как сложившаяся ситуация чуть не рассорила его семью религиозных греков-киприотов.

Моя 92-летняя бабушка умерла в разгар пандемии. Мы были лишены возможности собраться всей семьёй в её доме, чтобы помолиться. Тем, кому удалось поучаствовать в похоронах, пришлось соблюдать социальную дистанцию. Многие родственники разозлились на нас за то, что мы их не пригласили. Они считают, что церемонию нужно было проводить в полном составе


Прямая трансляция похорон стала настолько популярной в Великобритании, что официальные органы выпустили рекомендации по поводу того, как это делать с соблюдением всех норм этикета, а крупные поставщики ритуальных услуг начали предлагать видеосъёмку профессионального уровня. Новый формат прощания с усопшими во многом противоречит традициям ислама, отмечает Кевани, но представителями других культур демонстрация тела в режиме онлайн не воспринимается как нечто запретное.

В таких странах, как Мексика, Непал и Таиланд, существует иное представление о том, что значит умереть. Там проводятся фестивали смерти, во время которых активно поощряются фотографирование и видеозапись трупов, выставленных на всеобщее обозрение. Мёртвые наравне с живыми участвуют в этих празднованиях


Другие пандемии также повлияли на то, как мы хороним умерших. Биоархеолог Стейси Хакнер отмечает, что испанский грипп 1918 года привёл к росту популярности кремации из-за переполненности кладбищ. Тем не менее отсутствие возможности полноценно оплакать усопших стало большой проблемой для их семей, добавляет она. По мнению учёного, в этом смысле современные технологии, такие как видеоконференции, являются безусловным благом, поскольку позволяют в минуту скорби объединить людей, связанных общим горем. Возможно, мы становимся свидетелями зарождения новых похоронных традиций, предполагает Хакнер.


Фото: Соловьёв LIVE/YouTube
Телеведущий Владимир Соловьев стал объектом нападок в интернете. Это произошло после того, как он отчитал бывшего спортивного комментатора Василия Уткина: тот в своем блоге раскритиковал режим самоизоляции. Против Соловьева ополчились оппозиционные ресурсы, в ход пошла даже старая петиция об отстранении ведущего от эфира. Впрочем, сам Соловьев заверяет, что знает, кто поднял эту волну против него. Подробности.

Фото: mskagency.ru
К трагедии на праздновании дня рождения блогера-миллионника Екатерины Диденко привели законы физики, известные из школьной программы. В результате высыпания в бассейн 30 кг сухого льда появилась удушающая подушка из углекислоты. Сама Диденко, которая потеряла мужа, а всего погибли трое человек, призналась подписчикам, что осознала произошедшее только на следующий день. Кто должен отвечать за произошедшее? Подробности.
  • Скорее, положительно
  • Скорее, отрицательно




Пандемия коронавируса с ограничительными мерами, которые коснулись большинства граждан и компаний, привела к существенному снижению спроса на нефть, вслед за чем резко упали и сами цены. Кроме того, негативно на рынок повлияло и отсутствие соглашения ОПЕК+, страны смогли договориться по ограничениям добычи лишь в апреле. Это стабилизировало ситуацию, но ненадолго.

22 апреля 2020, 10:59
Фото: Davide Fracassi/Global Look Press
Текст: Евгения Шестак

Исследователи из Гамбурга и Базеля обнародовали результаты вскрытия тел умерших от коронавируса, сообщают немецкие СМИ.

Изначально Институт Роберта Коха рекомендовал не производить вскрытие тел умерших от коронавируса, чтобы защитить медиков от заражения, однако сейчас отозвал свою рекомендацию, отметив при этом важность вскрытия, сообщает InoPressa со ссылкой на немецкое издание Suddeutsche Zeitung.

Ученые из Университетского госпиталя Базеля вскрыли 20 тел пациентов, которые умерли от коронавируса. По словам руководителя патологоанатомического отделения, профессора Александра Цанкова, у всех обследованных была гипертония, также у большой части пациентов было сильно выраженное ожирение.

В свою очередь судмедэксперт Клаус Пюшель из Университетской клиники Гамбург-Эппендорф в период с 22 марта по 11 апреля осуществил вскрытие тел 65 пациентов, умерших от коронавируса.

Отмечается, что у большей части умерших имелись сердечные заболевания, у 55 обследованных в Гамбурге были ранее перенесенные сердечно-сосудистые заболевания, в том числе гипертония, инфаркт, атеросклероз и другие проблемы с сердцем.

При этом 46 человек перенесли заболевания легких, у 28 имелись повреждения других органов, например почек, печени или трансплантированных органов, 16 человек страдали деменцией, у других был рак, сильно выраженный лишний вес или диабет.

Издание отмечает: Пюшель попытался ответить на спорный вопрос о том, умирают ли пациенты от вируса или от сопутствующих заболеваний. Он отметил, что у 61 из 65 умерших в качестве причины смерти был обозначен коронавирус, у остальных четырех вирусное заболевание не было причиной смерти.

Ранее мусульмане установили порядок захоронения умерших после заражения коронавирусом.

Коронавирус — не первая эпидемия в истории человечества. Мор, проявлявший себя во множестве имен и обличий, был постоянным спутником цивилизации, а безумный Danse Macabre, пляска смерти умирающих больных, — едва ли не самый знаменитый из многообразных культурных сюжетов, связанных с массовыми болезнями прошлого. Именно ей посвящен первый из серии этюдов Александра Дугина о метафизике пандемии, который мы сегодня публикуем.


Пляска во имя Вита

Во время пандемий (в первую очередь чумы) в Европе были отмечены случаи необычной болезни: пораженные ей люди начинали танцевать и не могли остановиться в течение суток и даже недель, пока наконец не падали замертво от разрыва сердца. Самым ярким феноменом был танец смерти, широко распространившийся в Страсбурге (Эльзас) в 1518 году, о котором с подробностями писал великий швейцарский врач и алхимик Парацельс. Ранее нечто подобное было зафиксировано в Эрфурте (1237) и Аахене (1417).

Иногда танцующих пытались лечить, но они вырывались и вновь пускались в пляс. В некоторых случаях для них возводились специальные помосты и приглашались музыканты для аккомпанемента — в надежде, что танцующие так быстрее устанут и рухнут на землю (но останутся живыми), хотя, быть может, у такого поощрения были иные мотивы — посмотреть на нечто диковинное, чтобы скрасить ужасающие будни чумы.

Спазмы Ничто

Хозяин погнался за гостем, но, догнав его в последней черной зале с красными окнами, где стояли зловещие часы, рухнул замертво. Прибежавшие гости набросились на незнакомца, но под его маской и одеяниями не было никого.

Ses yeux profonds sont faits de vide et de ténèbres,
Et son crâne, de fleurs artistement coiffé,
Oscille mollement sur ses frêles vertèbres.
Ô charme d’un néant follement attifé.

Ее глубокие глаза, созданные из пустоты и мрака,
И ее череп, изящно украшенный цветами,
Вяло качается на хрупких сочленениях позвоночника,
О шарм безвкусно завуалированного ничто! (Пер. авт.)

Сохранились сборники особых стихов на тему Danse Macabre, посвященные назиданиям и призывам помнить о смерти и о равенстве всех сословий перед нею. Ярчайшими образцами этой сюжетной линии являются серии рисунков Ганса Гольбейна Младшего.


Источник

Истоки театра: могильные танцы

Эсхатологический отсчет

Танцы Маккавеев

Согласно другой легенде, традиция Totentanz (Danse Macabre) берет свое начало с эпизода, произошедшего в Дармштадте. На Пасху, когда священство вело праздничное богослужение, группа нечестивцев собралась у храма и пустилась в разнузданную пляску. Бог проклял плясунов и обрек их на безостановочное кружение вокруг церкви в своем скабрезном галопе.

Участники этого проклятого верчения, продолжавшегося целый год, прокопали своими ногами ров, куда ровно через год в тот же самый час, когда они начали свое богохульное действо, и рухнули замертво.


Непроизвольная реакция тела на смерть

Танцующая смерть в ее сложном символизме и богатых ассоциативных рядах может толковаться по-разному. Но в эпоху эпидемии образ пляшущих мертвецов, рассыпающейся плоти мира и наглядно пробивающихся из-под его обрушенной штукатурки лучей Ничто приобретает новый смысл и особую наглядность, выходящие далеко за границы научных гипотез.

Здравствуй, я твоя Смерть

Но что такое танец во время пандемии, что такое пир во время чумы? Это не что иное, как игнорирование вызова эпидемии, отказ от того, чтобы смотреть приближающейся смерти в лицо .

И его танец, и его обед, и его времяпровождение превращаются в Danse Macabre.

Триумф либералов: все свободны

Нетрудно заметить, насколько современной (модернистской) и даже постмодернистской является классическая маска чумного доктора, предвосхищающая медицинский противогаз.


Цикл, помимо традиционных участников Пляски смерти, так же включает в себя гравюры, посвящённые созданию Евы:



И изгнанию из Рая:


Именно на третьей по порядку картине впервые появляется образ Смерти. Архангел Михаил с пылающим мечом изгоняет провинившихся из Эдема (так же признаком уже свершившегося грехопадения может служить то, что Ева стыдливо прикрывает рукой грудь), обрекая их на тяготы и конечность жизни.


1 Папа и Смерть. Престарелый Папа восседает на троне, за плечи его придерживает Смерть. Сам Папа коронует стоящего перед ним на коленях (коим является император со следующей гравюры). Так же мы видим очередь из кардиналов, епископов и другого люда, а так же ещё одного скелета, копирующего позу и одежду кардинала. Папу окружают чудовища (чёрт в верхнем левом углу, женщины-гибриды, держащие подлокотники кресла), а один из чертей даже несёт ему индульгенцию (правый верхний угол). Из этого мы можем сделать выводы, что Папа, по мнению художника, не вёл праведной жизни, и сейчас, не зная об этом, готовится отправиться в Ад.

Скорее всего (не ручаюсь, это только мои предположения) художник поддерживал идеи Лютера, который говорил, что папство погрязло в грехах и индульгенциями покупает себе место в аду.


2. Император и Смерть. На престоле сидит озирающийся король, с которого Смерть уже снимает корону. В руках король держит обломившийся меч как символ неспособности принимать волевые решения. Скипетр и держава лежат в ногах, что может указывать, что власть король уже выпустил из своих рук. При этом на работе присутствует лишь одна рабополепствующе заискивающая фигура - мужчина на коленях, но Император игнорирует бедняка; все же остальные участники сюжета о чём-то говорят (сговариваются?) за спиной короля. Песочные часы, стоящие в левом нижнем углу, уже почти пусты.


3. Императрица и Смерть. Императрица шествует по городу в окружении множества фрейлин, одной из которых и переоделась Смерть. Никто не замечает присутствия Смерти, все показывают некоторую беспечность и незаинтересованность судьбой правительницы. Да и она сама с отстранённым вином шагает прямо в яму, располагающуюся на дороге.


4. Король и Смерть. Король восседает на фоне геральдических лилий за столом, который полон еды. Смерть же подливает что-то в одну из тарелок, которую из её рук и принимает монарх. На столе стоят уже заканчивающиеся песочные часы.


5. Королева и Смерть. Королева шествует в окружении своих придворных. Она ведёт праздную жизнь, не думая ни о чём, поэтому Смерть, притворившаяся Шутом, пугает её и заставляет пытаться убежать. Смерть-Шут одной рукой держит песочные часы, указывая на отпущенный Королеве срок, а другой рукой крепко держит её. Верный Рыцарь пытается защитить испуганную Королеву, отталкивая скелет.



7. Епископ и Смерть, тогда же. Смерть уводит под руку обеспокоенного Епископа. О чём тот волнуется? На заднем плане мы видим разбежавшихся овец, а так же людей, что мечутся, не зная, что им делать. Можно сделать вывод, Епископ вёл праведную жизнь и теперь волнуется лишь за свою паству, что вынужденно останется без присмотра.


8. Аббат и Смерть. Смерть, отобрав у Аббата тиару и посох, тащит того за полы одеяний. Тот же отпихивает Смерть рукой, потрясая Писанием. Несмотря на то, что аббат должен быть наставником молодых послушников в аскезе, наш герой упитан и, как мы видим по атрибутам (что и украла Смерть) не гнушается мирскими предметами роскоши.



10. Священник и Смерть. Священник совершает традиционный крестный ход ( в руках его что-то очень напоминающее мощехранительницу с буквами IHS (первые 3 буквы Иисуса, транслитерированное из греческого в IHSOVS) сопровождении церковных служек. Именно одним из них и изображена Смерть, оповещающая о ходе в колокол и несущая фонарь (символ света истины).


11. Монах и Смерть. Монах, несмотря на то, что поклялся жить в телесном притеснении, судорожно цепляется за коробку для подаяний и свой мешок. В это же момент его тащит за капюшон Смерть, которой он боится. В то же время в ногах у монаха можно видеть собаку, что иногда могла символизировать козни дьявола и попытки спугнуть праведника с истинного пути (как пугаются путники собак на дорогах, предпочитая развернуться и уйти).


12. Монахиня и Смерть. О, с Монахиней всё интереснее, чем с Монахом! На картине мы видим упавшие и разбитые песочные часы, а так же Смерть, что тушит свечу; оба символа — свеча и часы — символизируют саму жизнь Монахини. Та же, в свою очередь, стоит на коленях и заворожено смотрит на любовника играющего на лютне. Почему можно считать, что это любовник? В языке Средневековых символов живописи игра на музыкальных инструментах значила любовные утехи, а струнные инструменты, в первую очередь лютня, означали женские половые органы.


13. Проповедник и Смерть. Проповедник с трибуны церкви просвещает паству, объясняя им какой-то момент из Писания, в этот же момент Смерть, наряженная в орарь (он же орарий, длинная цветная лента из облачения диакона или иподиакона) демонстрирует пастве кость, что может быть как напоминанием о смертности и конечности бытия, так и частью каких-либо мощей. Забавно, что почти вся паства слушает Проповедника, но в левом нижнем углу можно найти уснувшего мужчину, привалившегося к кафедре.


14. Канонник и Смерть. Задачей Канонника при церкви была помощь и сопровождение епископа, проведение богослужений, пение, а так же причащение епископа в случае его смерти. На гравюре мы видим Канонника, который сопровождает входящий в церковь люд. Среди толпы видно и Смерть, что показывает песочные часы Каноннику. Мы не видим его лица, но можно сделать вывод, что он как сокол на руке у прихожанина не видит Смерти. То, что это именно Канонник нам помогает понять меховая накидка (обычно из беличьего меха), которая называлась almutia.


15. Дворянин и смерть. На гравюре мы видим Дворянина, что схватил Смерть за горло и замахивается на неё мечом. Казалось бы, могучему мужчине ничего не стоит победить тщедушного скелета, но накрытый полотном гроб под ногами Дворянина намекает нам на истинный исход данного поединка.


16. Сенатор и Смерть. На картине мы видим фигуры Бедняка, Графа и Сенатора. Последний игнорирует Бедняка, обращающегося к нему с вопросом, обращая внимание лишь на влиятельного и богатого Графа. За спиной у Сенатора, на уровне шеи, парит один из дьявольских посланников с мехами, которыми он надувает голову Сенатора. Это значит то, что Сенатор давно отступил от праведного пути, его слова несут только зло, а сам он является не более, чем марионеткой своих грехов и Дьявола. Смерть же на данной гравюре находится в ногах у Сенатора и Графа, не замечаемая как и Бедняк. Но она уже приготовила лопату и, ухмыляясь, показывает Сенатору его заканчивающееся время.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.