Что будет с ценами из за коронавируса

Нас долго пугали високосным годом — мол, он будет ужас каким непростым, возможны даже катаклизмы мирового масштаба. Как оказалось, 2020 год ожидания оправдывает, даже с лихвой: на дворе пока только март, а испытаний уже выпало на долю жителей Земли немало. Досталось и россиянам. Среди главных потрясений последних дней — эпидемия, снижение цен на нефть и падение курса рубля к доллару и евро. Как это в перспективе скажется на автомобильном рынке?

Цены на авто и дефицит моделей

Увы, но подорожание новых автомобилей прогнозируют все автомобильные эксперты и аналитики. Причина понятна: резкое падение курса рубля как ответ на снижение цен на нефть. Ведь за неделю нефть подешевела практически на треть, а доллар и евро подорожали на десять рублей. Итог ясен — коррекции цен при сохранении негативного тренда на рынке не избежать. Конечно, не исключено, что в ближайшие месяцы нефть несколько подорожает, а рубль "потяжелеет", но когда это будет? В лучшем случае, по прогнозам ведущих аналитиков, по итогам года нас ждет доллар по 68–70 рублей. И как результат — повышение цен на товары. В первую очередь — на те, где есть "валютная составляющая". Автомобиль — из их числа.


В этой ситуации напрасно заламывать руки — мол, не воспользовались годами экономического роста, не создали самостоятельный, самодостаточный автопром… Хорошо это или плохо, но — невозможно: сегодня автопром — одна из самых интернациональных отраслей в мире. Даже в суперзакрытом Советском Союзе не смогли создать полностью свой автомобиль: на какие-то модели или узлы покупали лицензии или готовые технологии, некоторые создавали в кооперации. Скажете, "Жигули" или "Москвичи" полностью собирали из отечественных деталей? Ничего подобного, порядка 10% были импортными, в основном из Восточной Европы. А сейчас любой автомобиль, собранный в Германии или США, скажем, минимум на треть состоит из комплектующих, прибывших из Азии. И никакого тут злого умысла нет — так выгодно с точки зрения экономики.

Так что давайте смиримся с тем, что нынешние российские авто (т.е. собранные в России, к их числу относятся как "Лады" из Тольятти, так и "Рено" из Москвы) в среднем локализованы на 50%. Нет, уровень локализации как раз "Лад" и "Рено" как раз выше, но у "Пежо" из Калуги и "Тойоты" из Питера ниже, а в среднем получается как раз 50%. Это очень хороший показатель, между прочим.

Но раз просел рубль и вырос доллар — значит, выше стала в целом стоимость машины и рост цены в перспективе неизбежен. Но по-разному — в зависимости от того самого уровня локализации (см. выше) и многих других факторов. Немедленного повышения цены, конечно же, ждать не стоит — у дилеров неплохие запасы на складах, целые партии новых машин, уже оплаченных, едут к заказчикам. По существующим ценам, понятно. Да и не станут дилеры и производители дергаться, пытаясь немедленно среагировать, глядя на скачущие котировки. Дурное дело нехитрое — на нашем слабом рынке можно и прогореть, если сразу поднять цену. Пример "Дженерал Моторз" — всем наука: в 2014–2015 годах переписали ценники на "Опели" и "Шевроле", прибавив сразу 40%, и чем это кончилось? Увы, бесславным уходом марок с нашего рынка.

Поэтому пока никто ценники переписывать не будет, зато, похоже, практически все дилеры закрыли (или закрывают) многочисленные акции и программы поддержки, что, конечно же, в итоге приводит к увеличению конечной стоимости покупки для потребителя. И не стоит обвинять их в жадности — впереди всех (и продавцов в первую очередь) ждут тяжелые времена: примерно в апреле начнется реальное подорожание практически всех автомобилей. В результате, по общему мнению всех аналитиков и экспертов, повышение цен из-за падения курса рубля составит до 10% по итогам года. Правда, поэтапное: резкого скачка цен покупатели не вынесут. Цены будут расти медленно, по 2–3% в квартал. Вспомните: после кризиса 2014 года автопроизводители еще три года постепенно корректировали цены.

В первую очередь, по мнению главы ассоциации "Российские автомобильные дилеры" Олега Мосеева, подорожают модели, которые привозят из-за рубежа. Таких у нас вроде бы не так уж и много, примерно 15–20% от всех проданных на рынке, но в списке очень популярные модели — от Suzuki Jimny и Mazda 3 до Toyota Land Cruiser до Lexus RX. Они могут подорожать быстрее всего (уже в апреле, когда закончатся все запасы). Более того — уже в течение этого года некоторые модели и целые компании могут уйти с нашего рынка, хотя официально сегодня никто подобных заявлений не делает. Но — увы! — это реальность. В первую очередь угроза нависает над компаниями, которые не стали организовывать производство в России и чьи продажи невелики. В зоне риска — целый ряд марок: от Honda и Jeep до Fiat и Subaru. О многих китайских брендах я вообще молчу.

Кстати, по данным аналитического агентства "Автостат", за январь-февраль розничные цены на новые автомобили уже выросли на 2–5% (в зависимости от марки и модели); причина — повышение с января утилизационного сбора. Сколько мы получим по итогам года с учетом нынешней экономической ситуации? По мнению главы "Автостата" Сергея Целикова, рост может составить 10%, а то и больше. "Если ситуация не ухудшится", — уточняет он. А падение продаж новых автомобилей по итогам года в России, по его мнению, составит 8–10%. Вслед за подорожанием новых машин вырастут в цене и подержанные, но только с отсрочкой и, может быть, не так сильно.

В этой ситуации все — и производители, и дилеры, и покупатели — ждут от российского правительства каких-то шагов для поддержки автомобильного рынка, для смягчения последствий тяжелой ситуации в экономике. Набор механизмов известен и хорошо себя зарекомендовал уже в 2008–2009 и 2014–2015 годах. Не будет такой поддержки — последствия предсказать трудно.

Дешевого бензина не ждем

После того как стоимость барреля нефти на мировых биржах упала до 35 долларов, президент США Дональд Трамп радостно заявил, что сложившаяся ситуация благоприятна для потребителей и цены на бензин должны снизиться. Российским автомобилистам, честно говоря, не стоит надеяться на снижение цен на АЗС. Топливо в России не будет дешеветь при любом раскладе.

Дело в том, что у нас в России розничные цены на бензин и дизель практически не зависят от стоимости нефти: доля стоимости сырья в цене на топливо составляет примерно 7%. Три четверти цены (порядка 72–73%) приходятся на заложенные в нее государством акциз, НДС и НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых). Остальное — расходы нефтеперерабатывающих компаний на переработку, транспортировку, а также прибыль трейдеров и АЗС. Это, между прочим, не наше изобретение, а типичная схема для нефтедобывающих стран. В Норвегии, к примеру, цена бензина на АЗС — около 2 евро за литр и тоже не падает вслед за нефтью.

Но, если паника на мировых сырьевых и валютных рынках не успокоится в ближайшие недели (а, по некоторым прогнозам, неустойчивость может сохраниться в течение нескольких месяцев), бензин и дизель в рознице и у нас, и во всем мире начнут расти в цене — для начала на уровень инфляции. То есть даже можно ожидать повышения цен на бензин к маю на 2–4%.

Но тут я уверен: государство приложит все силы, чтобы сдержать цены на топливо. Боюсь только, что методы будут… скажем так, не экономического плана. Это позволит удержать цены, но надолго ли?

Запчасти: дядя Вася в помощь

Ситуация на рынке запчастей тоже тревожная. Тут, во-первых, виновата эпидемия коронавируса — ведь весь мир зависит от комплектующих из Китая. Кстати, тут мы в некотором смысле чувствуем себя в более выгодном положении, чем, скажем, США. Они ежегодно получали из КНР комплектующих для автопрома и запчастей больше чем на 10 млрд долларов, а мы — всего на 1 млрд. Так что им еще хуже.

Однако на самом деле все наши производители завязаны на поставки из Поднебесной, кто на 15%, а кто и на все 40%. И задержки (а они неминуемы в связи с закрытием границ), по данным аналитиков рынка, приведут уже в апреле к повышению цен на большой ассортимент запчастей на 15–20%. И, соответственно, могут вырасти цены на обслуживание на автосервисах. Но зато, похоже, наступает золотое время для гаражного умельца дяди Васи, который может не просто заменить стартер, но и разобрать старый и восстановить деталь. Главное, чтобы сделал он это качественно.

В любом случае возможные проблемы с запчастями — временные и будут решены быстро, как только власти объявят об окончательной победе над вирусом и откроют границы. Правда, выросшие цены к прежним показателям вряд ли уже вернутся.

Страна советов

Что делать в этой ситуации? Главный совет: не паниковать и не суетиться. Вы собирались купить автомобиль в этом году, он вам реально нужен? Тогда не следует откладывать покупку, а может быть, даже стоит с ней поспешить. Купить не в июле, как планировали, а в апреле — возможно, вам удастся найти машину по интересной цене. Но опять же соглашаться на первое же предложение не стоит — вам с этим автомобилем жить годы, так что подбирайте именно то, что вам нужно. Чтобы потом не было мучительно больно. Благо, что пока предложений предостаточно.

Эпидемия коронавируса и перебои в работе китайских производств в начале года не только ударили по нефти, но и создали риски удорожания целого ряда товаров, которые Россия закупает в Китае по выгодным ценам, следует из предоставленных Forbes расчетов Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). Китай — крупнейший российский поставщик: в 2019 году в нем закуплено товаров на 54,1 млрд рублей, или 22% от всего импорта в стоимостном выражении, свидетельствуют данные Федеральной таможенной службы. Для сравнения, у поставщика номер два — Германии — было закуплено товаров на 25,1 млрд рублей, у США — на 13,2 млрд рублей, у Белоруссии — на 12,8 млрд рублей, у Италии — на 10,9 млрд рублей.

Сейчас ключевой вопрос заключается в том, не приведет ли восстановление работы китайских производств к новой волне эпидемии, отмечает замдиректора ЦМАКП Владимир Сальников: если она затянется, проблемы с поставками могут вынудить российских импортеров переориентировать закупки на производителей из других стран, с более высокими экспортными ценами.

Как считали

Чтобы определить продукцию с самым большим риском удорожания, эксперты ЦМАКП выбрали товарные группы, в которых существенную долю импорта в Россию обеспечивает Китай (по данным ФТС и Базы статистических данных ООН по торговле товарами). Дальше в каждой группе сравнили среднюю цену у китайских производителей с ценой у других стран-поставщиков.

Те товарные категории, по которым Китай не публикует статистику, в итоговый список не попали. В их числе компьютеры, смартфоны, бытовая электротехника и некоторая одежда и обувь, спортивные товары.

Однако данных, имеющихся в распоряжении экспертов, достаточно для того, чтобы показать примерную динамику цен в случае осложнения ситуации с коронавирусом. При этом приводимые в исследовании данные по разнице цен в Китае и других странах не означают, что в случае прекращения китайского импорта цены в России вырастут именно на эту величину. Они указывают на то, по каким товарным категориям риски резкого подорожания выше, а по каким — ниже.

Подробнее о том, как коронавирус ударил по сервисам по ремонту iPhone и заводам электроники в России, мы писали здесь.

Самые дешевые товары из Китая

Выгоднее всего покупать в Китае фейерверки — производимая здесь пиротехника в 4,5 раза дешевле, чем в других странах. Неудивительно, что более 90% продукции в этой категории, которую Россия импортировала, было куплено в Китае.

Ножницы (от маникюрных до парикмахерских и портновских) стоят в Китае почти втрое дешевле, чем в других странах. В 2019 году Китай обеспечил 67% российского импорта ножниц.

Замыкают тройку товаров с самыми выгодными ценами трости и трости-сиденья, хлысты и кнуты для верховой езды. Китай продавал их в 2,5 раза дешевле. 59% товаров этой группы Россия в прошлом году закупила у своего восточного соседа.

Товары — лидеры по объемам закупок

Самая крупная потребительская товарная категория в импорте из Китая (среди анализируемых ЦМАКП) — игры и игрушки. Их Россия в прошлом году закупила в Поднебесной почти на миллиард долларов ($979,9 млн). Это 74% всего импорта игрушек в прошлом году. Согласно данным ФТС, из Поднебесной в Россию везут самые разные игрушки: трехколесные велосипеды, самокаты, педальные автомобили, кукол, набивные и ненабивные игрушки, конструкторы, игрушечное оружие и музыкальные инструменты. Аналоги из других стран стоят в среднем в полтора раза дороже, свидетельствуют расчеты ЦМАКП.

Из-за коронавируса могут подорожать и импортные детские книжки-картинки, книги для рисования и раскраски. В этой товарной категории доля Китая составляет 82%, а аналогичная продукция из других стран стоит на 26% дороже.

Вторая по объемам закупок категория — антибиотики. В 2019 году Россия импортировала их из Китая на $123,8 млн. В стоимостном выражении это три четверти всех завезенных за год препаратов этой группы. Другие страны продавали антибиотики на 75% дороже. Согласно данным аналитического агентства DSM Group, по итогам 11 месяцев 2019 года (последние актуальные данные) в число самых крупных в стоимостном выражении российских закупок китайских антибиотиков вошли доксициклин, натриевая соль цефтриаксона, натриевая соль цефазолина, капреомицин и меропенем. Однако роста цен на антибиотики в агентстве не ждут: у этих препаратов длительный производственный цикл. Если перебои все-таки возникнут, то можно будет переключиться на индийских производителей — из цены на продукцию в среднем на 10-25% выше, но при больших объемах закупок могут сравняться с китайскими или даже оказаться ниже, сообщил Forbes представитель DSM Group.

Следующая по объему продаж статья китайского потребительского импорта в Россию — головные уборы, которых Россия в 2019 году закупила более чем на $80 млн (70% импорта в этой товарной категории). Цены на китайские шляпы в среднем в 1,8-2,1 раза ниже, чем у конкурентов из других стран.

Данные ЦМАКП фиксируют также большую зависимость России от Китая по закупкам различной химической продукции — в прошлом году ее было импортировано на $850 млн. Конкуренты торгуют в этих товарных категориях с ценами от 8 до 160% выше.

Что еще ввозится из Китая

  • Перчатки, рукавицы, митенки. В других странах они стоят в среднем на 56% дороже, чем в Китае. Китайские производители обеспечили более 60% российского импорта в этой товарной категории.
  • Искусственный мех. На Китай приходится более 80% завезенного в Россию искусственного меха. Цены у других стран в среднем на 18% выше, чем у восточного соседа.
  • Наборы инструментов (в эту категорию входят в том числе инструменты для ремонта автомобилей и наборы гаечных ключей и отверток) у альтернативных поставщиков стоили на 88% дороже, чем в Китае. Доля страны в российском импорте по товарной категории — 42%.
  • Термосы — в других странах на 72% дороже, доля Китая в импорте — 88%.
  • Ручная механическая кухонная техника (соковыжималки, мясорубки, терки и прочие приборы) — разница в цене составляет 65%, доля Китая — 59%.
  • Керамическая посуда (кроме фарфора) — у других поставщиков на 9% дороже, доля Китая — 82%.
  • Манекены — на 70% дороже, доля Китая — 57%.

Из продуктов питания у России большая зависимость от импортируемых из Китая капусты и рыбного филе. Это 44% и 40% российских зарубежных закупок соответственно. Капусту другие экспортеры предлагали на 11% дороже, рыбное филе — на 7%. Судя по данным ФТС, капусту Россия в Китае закупает в основном белокачанную (больше половины импорта), рыбное филе — тунца, тилапии и минтая.

По пряностям на Китай пришлась половина российского импорта, эта продукция у других стран стоила дороже в среднем на 31%. Но в целом снижение ввоза китайского продовольствия сильного негативного эффекта на российский рынок не окажет, отмечается в обзоре ЦМАКП: по большинству сегментов доля Китая незначительна, лишь в отдельных регионах и на конкретных рынках овощей, фруктов, рыбы и морепродуктов есть риски роста цен или значимого сокращения ассортимента.


Что и когда подорожает

Уже возникшие перебои с китайскими импортом могут вызвать колебания цен в пределах одного-трех кварталов, оценивает директор Центра исследований международной торговли РАНХиГС Александр Кнобель. Но по итогам года, если проблему с вирусом решат, последствия будут небольшими, добавляет эксперт.

Если эпидемия в Китае затянется, цены на товары, где доля его импорта сейчас определяющая, должны вырасти, считает Сальников, но не на всю величину их отрыва от мировых цен. Российские поставщики китайских товаров из-за слабого спроса могут не отразить их удорожание в розничных ценах полностью, уверен он. Кроме того, из-за коронавируса снизится мировой спрос в целом, а значит, и мировые цены на товары в сравнении с 2019 годом, считает Кнобель.


Китайский коронавирус — уже не китайский. Очевидно, что распространение заразы стало мировой проблемой. Пока жители разных стран сметают с прилавков защитные маски, вирус подкрадывается к нам с совершенно неожиданной стороны, чтобы нанести решающий удар. Чего больше всего следует опасаться жителям России?

Можно с уверенностью сказать, что коронавирус из топов информационных заголовков постепенно превращается в явление мирового масштаба номер один. Связано это с тем, что на смену оценкам эпидемиологической ситуации и состояния медицины в разных странах приходит осознание неизбежности мировых экономических потерь.

Россия — страна с самой протяжённой границей с Китаем. Коронавирус не затронул жителей Дальнего Востока нашей страны, но уже негативно сказался на товарообороте с Поднебесной и привёл к росту цен на полках региональных магазинов. Границу с Китаем пришлось затем и вовсе закрыть.

Как бы нам ни хотелось остаться в стороне от коронавируса, это вряд ли удастся. Россия не изолирована экономически от всего мира, напротив, мы зависим от экспорта углеводородов в Китай и другие страны. Распространение вируса по Европе (прежде всего, по Италии) уже привело к серьёзному удару по капиталам богатейших людей мира и рекордно обвалило мировые фондовые рынки. Ряд последствий теперь ожидаются и в России.

Для понимания тех ударов, которые может получить Россия, необходимо рассмотреть эффекты коронавируса для мировой экономки в целом, ведь мы — её часть. Международные эксперты пока осторожны в оценках, так как пик распространения вируса ещё не пройден. Но кое-что мы уже знаем.

Первое и самое главное — это вопрос о том, приведёт ли коронавирус к новому мировому финансовому кризису. Для России это важно, ведь мы прекрасно помним кризис 2008 года, когда небывалое падение цен на углеводороды практически обнулило доходы и поставило под вопрос выполнение государством социальных обязательств перед гражданами.

Однозначного ответа на вопрос о новом мировом экономическом кризисе пока нет. Однако по оценкам аналитического центра Oxford Economics, мировой ВВП в 2020 году потеряет из-за коронавируса порядка 1,1 трлн долларов, или 1,3%. Много это или мало? По прогнозу МВФ, мировой ВВП должен был вырасти в 2020 году на 3,3%. Это означает, что коронавирус, по нынешним оценкам, способен замедлить рост мировой экономики почти на треть, а это очень серьёзно.


Американакий фондовый рынок упал на 3%. Фото: Wang Ying / Globallookpress

Аналитики назвали и более точные причины такого падения — снижение потребления, потери в области туризма, сокращение инвестиций и эффект для фондовых рынков. Конечно же, самый существенный спад произойдёт из-за состояния Китая — сокращения его ВВП с 6% до по крайней мере 5,4%.

В понедельник, 24 февраля, богатейшие люди планеты поняли, что шутки с коронавирусом плохи. Только за один день из-за падения мировых финансовых рынков они потеряли 139 млрд долларов, сообщало агентство Bloomberg. Причина — падение американского фондового рынка на 3% и снижение европейских рынков на 3,6-4,4% из-за сообщений о новых заражённых коронавирусом в Италии. Отмечается, что такого падения не фиксировалось с 2016 года.

По состоянию на 24 февраля в Италии коронавирусом заразились 229 человек. Общее число случаев заражения по всему миру приблизилось к 80 тыс. Роспотребнадзор 26 февраля распространил рекомендацию гражданам России отказаться от поездок в Италию, а также в Иран и Южную Корею, где растёт число заражённых.

На ситуацию отреагировали в МВФ. Фонд распространил заявление директора-распорядителя Кристалины Георгиевой. Она допустила развитие ситуации по наихудшему сценарию. Конкретных цифр Георгиева не привела, однако заявление главы центральной мировой монетарной организации — это уже серьёзно. Георгиева признала, что МВФ придётся пересмотреть свой прогноз по росту мирового ВВП на 3,3% "из-за снижения деловой активности в Китае". Наибольшей зоной риска она считает "страны с плохо развитой системой здравоохранения".


Кристалина Георгиева заявила, что МВФ допускает развитие ситуации по наихудшему сценарию. Фото: Liu Jie / Globallookpress

Позволим себе заметить, что едва ли Италия или Франция относятся к числу таких стран, однако коронавирус внезапно активизировался и там.

На общем фоне этой экономическо-аналитической истерии свои прогнозы делают и в России. Наиболее громким заявлением февраля является доклад российских аналитиков Citi. Как и ожидалось, для нашей страны решающим станет снижение цен на нефть — на 11% в 2020 году. Это замедлит темпы роста экономики России на 0,28%, считают экономисты. Они также подготовили и более негативный прогноз, который основан на снижении экспорта российских товаров в Китай и падении туристического потока.

Бесспорно, Китай является самым крупным торговым партнёром России. Объём экспорта нашей страны с Поднебесной достигает 61 млрд долларов, 70% из которых — экспорт нефти и других энергоносителей. Как считают аналитики, Китай снизит в феврале импорт нефти с 13 млн баррелей в день до 10 млн баррелей, а 15% из этих поставок — доля России. Если эти данные применить ко всему 2020 году, то получится средняя цена нефти всего в 54 доллара за баррель.

Однако главный вывод делается дальше. Экономисты полагают, что ВВП России должен прибавить 0,24% из-за реализации предложений президента Владимира Путина по увеличению социальной поддержки населения. Таким образом, негативный сценарий — это удар по населению России, однако не будем спешить с такими выводами.

Баррель нефти Brent уже сейчас стоит 53,88 доллара, а ОПЕК начинает задумываться о необходимости сократить мировую добычу, чтобы поддержать цены в условиях падения спроса на чёрное золото в Китае. В целом же очевидно, что снижение цен на нефть из-за коронавируса — это проблема не только для нашей страны.

Глава Минфина России Антон Силуанов уже заявил, что из-за коронавируса наша страна ежедневно теряет 1 млрд рублей. Причина — падение товарооборота с Китаем. Кроме этого, снижается и турпоток, что бьёт по российской туристической отрасли.


Россия ежедневно теряет до миллиарда рублей из-за снижения товарооборота с Китаем. Фото: Cao Yiming / Globallookpress

"Это деньги, это загрузка гостиниц, транспорта, дополнительные поступления в розничной торговле. Авиаперевозчики бьют в набат. Все от этого теряют", — сказал Силуанов в интервью РБК.

Однако эксперты не разделяют пессимизма господина Силуанова. Так, звучат оценки в потерях для ВВП России в 0,1%, а при затяжном снижении цен на нефть вплоть до второго полугодия 2020 года — в 0,2%. Очевидно, что эти цифры не перекрывают тот позитивный эффект, который ожидается для ВВП России от реализации социальных поручений. Кстати, Минэкономразвития России ранее уже оценивало этот эффект в 0,3% ВВП, что даже больше, чем осторожные прогнозы аналитиков, основанные на негативных сценариях.

Директор по стратегии ИК "ФИНАМ" Ярослав Кабаков рассказал Царьграду, что в условиях ухудшения ситуации с коронавирусом в мире экономика России пока хорошо держит удар.

"На мой взгляд, всё-таки российский рынок пока, в текущем моменте, проявляет достаточно большую стойкость. Напомню, что когда американский рынок падает на 3-4%, то падение российского рынка могло достигать и 10%. Мы сейчас двигаемся в общей канве, и я бы сказал, что реакция российского рынка сегодня достаточно сдержанная", — считает он.


Ярослав Кабаков уверен, что в ближайшее время российякий рынок начнёт отыгрывать потери. Фото: Телеканал "Царьград"

Кабаков добавил, что во многом ситуация остаётся неопределённой, и точные прогнозы вряд ли возможны, так как пока трудно определить темпы падения экономики Китая. Главная же угроза для России, по его мнению, это ситуация на товарных рынках и замедление мировой торговли. Сейчас удар принял на себя рубль, что было неизбежно. Однако уже в ближайшее время произойдёт так называемый отскок, когда российский рынок начнёт отыгрывать потери, вызванные скорее импульсивной реакцией мировых рынков, нежели реальным усугублением ситуации с коронавирусом.

Подводя итог, скажем, что для России с её сырьевой экономикой в ситуации с коронавирусом пока нет ничего нового, кроме снижения торговли с Китаем. Через падение цен на нефть, российского рынка и даже девальвацию рубля мы уже проходили не единожды. В то же время наша страна оказалась в зависимости от торговли с Китаем, поэтому его проблемы косвенно бьют и по России.

Все новости

Вырастут или нет? Что будет с ценами на продукты из-за коронавируса и экономического кризиса

Мы попросили ответить на этот вопрос представителей местных торговых сетей

Цены уже начали расти на отдельные продукты

Фото: Анна Рыбакова / E1.RU

В период пандемии коронавируса и экономического кризиса всех интересует один вопрос: что будет с ценами на продукты? Екатеринбуржцы уже завалили нас фотографиями с космическими ценами на лимоны, чеснок, имбирь… Мы спросили у местных продуктовых сетей, какие еще товары могут подорожать и ждать ли нам дефицита.

Почему уже выросли цены на имбирь, лимоны и чеснок?

— Так уж повелось, что имбирь, лимон, чеснок — это такие продукты, которые считаются лечебными. И хотя все медики говорят, что от коронавируса они вас никак не защитят, но кто же этих медиков слушает? — говорит он. — Поэтому все срочно покупают имбирь, и он, конечно, начинает резко расти в цене, тем более что с ним есть перебои. Я в собственном магазине, увы, не нашел имбиря, вынужден был покупать по 2400 [рублей] маленький корешок, но не потому, что боюсь коронавируса, а тупо люблю чай с имбирем.

Чеснок продают по 400 рублей за килограмм

Фото: читатель E1.RU

Также перебои возникли с лимонами.

— Известный факт, что львиная доля лимонов к нам приходила из Турции, — рассказывает Оглоблин. — Но в Турции сегодня примерно такой же ажиотаж на лимоны, как и у нас. И президент Эрдоган запретил экспорт лимонов. Надолго или нет — не знаю. Но некоторые перебои возникли. Нашим поставщикам еще нужно время, чтобы переориентироваться на какие-то другие страны.

При этом с другими овощами и фруктами таких проблем возникнуть не должно. Наоборот, в ближайшее время они начнут дешеветь, так как появятся первые свежие поставки из Средней Азии.

Лимоны подорожали из-за того, что большинство из них заказывали в Турции, а теперь экспорт прекратили

Фото: читатель E1.RU

Почему выросли цены на антисептики?

В магазинах говорят, что цены на антисептики загибают поставщики и производители, а они вынуждены подчиняться, так как товар необходимый

Фото: читатель E1.RU

Вырастут ли цены на остальные продукты?

— Магазин — это последнее звено в цепочке. Никогда магазин сам цену не поднимает, — говорит Игорь Ковпак. — Если поставщики в этой ситуации совесть имеют, то они ничего поднимать не должны, потому что беда общая.

Что касается финансового кризиса, по мнению Игоря Ковпака, он не должен сильно повлиять на продуктовый рынок.

— Большинство товаров и производителей находятся в России. И даже кофе уже производится в России, и много всего другого, поэтому перебои с поставками продуктов невозможны, — говорит Ковпак. — В России — нет, это фантастика, сейчас не 90-е.

Фото: читатель E1.RU

— Я думаю, что цены расти не будут, — считает он. — В сегодняшней ситуации, я так понимаю, будут падать наценки магазинов, потому что очень сильно падает количество покупателей. Розница точно так же старается в сегодняшних условиях выжить. Несмотря на то что продовольственные магазины открыты, выручка падает очень сильно. А затратная составляющая остается — людям же зарплаты нужно платить, поддерживать все это дело. Может, возникнет дефицит какой-то экзотики. Но у людей будет меньше денег, они будут меньше покупать что-то дорогое. Вот и все. А на основные товары, я думаю, цены не поднимутся.

Александр Оглоблин чуть менее оптимистичен.

— Цены на продукты, увы, будут подрастать. Все накладывается на другую кризисную волну — экспорт нефти, которая сейчас стоит сущие гроши, — говорит он. — Это повлекло за собой повышение курса евро и доллара, а у нас есть либо полностью импортные продукты и алкоголь, либо те, которые имеют в себе импортную составляющую. Те же яйца и молоко. Подавляющее большинство из них российского производства, но корма и добавки для птиц и коров часто бывают импортными. Так или иначе, все это сказывается на себестоимости продукции. Но это будет вести к незначительному росту цен на данную продукцию.

Имбирь — один из тех продуктов, которые серьезно подорожали

Фото: читатель E1.RU

— Сейчас нам нужно решить вопрос с поставками, потому что многие импортные продукты, которые мы приобретали через дистрибьюторов, встали на границе, — рассказывает Эля Халили. — Их просто к нам не пропускают. Например, различные соки. Овощи и зелень, которые мы приобретали в Израиле, тоже встали. Поэтому сейчас мы ищем замену среди российских производителей. Но у нас на рынке трудно найти аналоги такого уровня. Хотя в текущей ситуации российские производители начали работать в сторону увеличения качества. Например, лосось. Раньше мы работали на импортном чилийском лососе, до этого пробовали мурманский — он был отвратительный, прямо разваливался. А буквально в последние полгода у них все поменялось и качество стало намного лучше, чем у чилийского. Сейчас хороший пинок для наших производителей в сторону работы.

Ранее президент Владимир Путин объявил, что этот апрель будет полностью нерабочим. Для частного бизнеса это стало очередным ударом. Мы рассказывали, как бизнесмены планируют выживать в месячник коронавируса.

Сегодня, кстати, стало известно о еще одном подтвержденном случае коронавируса в Свердловской области. Общее количество зараженных в нашем регионе достигло 39. Обо всем, что происходит, мы рассказываем в онлайн-трансляции.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.