Андрей ткачев про коронавирус


В воскресной проповеди в Неделю Крестопоклонную в храме Святителя Василия Великого в Зайцеве известный православный пастырь и проповедник, ведущий телеканала "Царьград" протоиерей Андрей Ткачёв коснулся ряда очень важных социальных тем, в том числе – навязываемой обществу паники вокруг коронавируса.

От редакции: В Неделю Крестопоклонную, 22 марта 2020 года, по завершении Божественной Литургии в подмосковном храме Святителя Василия Великого в Зайцеве отец вышел на амвон в необычном виде: в богослужебном облачении и мощном респираторе, напоминающем противогаз. Чем вызвал живую реакцию верующих, после чего, в ответ на смех прихожан, батюшка, сняв респиратор, произнёс: "Чтоб вы так ржали над этими бесовскими гадостями всю жизнь! Эти гады нас замучили: все эти телевизоры, вся эта нечисть проклятая!"

Тем самым отец Андрей, со свойственным ему чувством юмора и умением иронизировать над навязываемой нам массовой паникой из-за коронавируса, наглядно показал, как правильно реагировать на сегодняшнее вирусобесие. По сути, батюшка использовал древний метод православных юродивых, порой доводивших до абсурда и мнимого безумия свою реакцию на ключевые проблемы и пороки общества и благодаря этому вскрывавших их куда глубже многих других проповедников. Далее публикуем текст этой проповеди протоиерея Андрея Ткачёва с небольшими сокращениями.

Поговорим не о том, что нас повеселило, а о том, что нас спасет: о Кресте Господнем. Наш Жизнодавец Иисус Христос сказал на Кресте семь слов. До 30 лет он не проповедовал, потому что нельзя слушать людей молодых: евреи прекрасно понимали, что пока ты ещё "зеленый", чему ты будешь меня учить. Если мне, например, 70, а тебе 20. Это наша современная блудная цивилизация привыкла ставить малолеток на великие посты. Но пока у тебя молочные зубки, сиди в углу и не чирикай.


Протоирей Андрей Ткачёв рассказывает, как правильно реагировать на сегодняшнее вирусобесие. Фото: Телеканал "Царьград"

А потому и Сам Христос по закону еврейскому до 30 лет никому ничего не проповедовал, а потом всего лишь три года проповедовал. Вот, например, я уже 27 лет проповедую, а Он только три года. Некоторые из нас, священников, уже 50-60 лет в сане, но не перевернули весь мир, многие вообще почти ничего не сделали. А у Христа, проповедовавшего всего три года, вместе были и Слово, и Дело: "встань!" – встал, "исцелись!" – исцелился. Ветру говорил, морям говорил, рыбам говорил, птицам говорил, земле говорил, хлебу говорил, и все Его слушались.

А потом замолчал. Когда Господь пошёл на Крест, он прекратил разговаривать. Как сказал Екклесиаст: "Есть время говорить и время молчать". Так оно и есть: бывает, что нужно рассказывать, а бывает, что уже не нужно ничего говорить: либо уже все всё поняли, либо уже никто ничего не поймёт. В какой-то момент нужно уметь замолчать. И вот Христос довольно долго висел на Кресте и сказал за это время всего семь слов, и я бы хотел, чтобы вы знали их наизусть. C XVIII века существует европейская музыкальная традиция писать оратории о семи словах Христа на Кресте.

Первое, что Он говорил – говорил Отцу Небесному: "Отче, прости им, они не знают, что творят". Эти слова знают все. Конечно, когда мы грешим, зачастую не понимаем, что делаем. И Он, безгрешный, висевший за нас на Кресте, молился о нас.

Потом он разговаривал с Мамой, Богородицей, и Своим любимым учеником апостолом Иоанном. Маме говорит: "Это сын Твой", а ему: "Это мама твоя". Потому что у Неё больше никого нет: только один Сын, и ни одной живой души родственников: Иосиф Обручник уже умер, а Сын висит Распятый. В этих словах много смысла: некоторые богословы говорят, что так, через Иоанна, нас всех Господь усыновил Матери Божией. Думаю, так и есть, но нужно быть немного похожим на самого Иоанна, чтобы быть усыновлёнными Божией Матерью. Или хотя бы прочитать Евангелие от Иоанна.
Если Бог добрый, почему мы так страдаем?

Затем Господь обратился к разбойникам. Разбойники оба до какого-то времени хулили Христа: и праведный, и неправедный. Говорили, если Ты Христос, сними и Себя, и нас. И это понятно: мы с вами только об этом и говорим Богу: Если Ты такой добрый, то почему мы так страдаем? Либо Ты недобрый, либо Ты слабый. Либо Ты не можешь меня спасти, либо не хочешь. Вот что говорит человеческое сердце, прелюбодейное и разбойничье, постоянно обвиняющее Бога в своих бедах: мне так плохо, а Ты где вообще?


Ситуация в Москве в связи с угрозой распространения коронавируса. Фото: Александр Авилов / АГН "Москва"

Но один из разбойников, тот, что висел справа, вдруг прозрел, уверовал. Это великая вера, которую мы вспоминаем, говоря перед Причастием: "Яко разбойник исповедую Тя". То есть каждый раз причащаемся с памятью про этого святого разбойника, который, уверовав, говорит Христу очень важные, огненные слова: "Вспомни меня". Не "спаси", не "дай мне Рай", а просто "вспомни в Царствии Твоём".

Представьте: Христос был обезображен, унижен, осмеян, оплёван и изувечен. Разбойники не были такими избитыми, как Он. Казалось бы, какое у Него может быть Царство? И вдруг одному из разбойников стало понятно, что это – Господь. Большей веры нет, ведь хорошо верить, когда Господь по водам ходит, хлебы умножает и мёртвых воскрешает, а совсем другое – уверовать в Распятого, прибитого ко Кресту. И Господь отвечает разбойнику: "Сегодня будешь со Мною в Раю".

Это, конечно, всё про нас, потому что мы с вами разбойники. Либо те, что слева, либо те, что справа. И это наша надежда, поскольку таких больших дел, которыми мы можем спастись, у нас не будет. Мы слабые грешники, которых червяк съест, и нам только "через разбойника" спасаться, "разбойничьей верой", "разбойничьим покаянием".

Это три первых, больших слова Господа на Кресте. Потом пошли малые. Дальше Он говорит "жажду!", и стоит перед Ним сосуд с уксусом, воины берут губку, втыкают на трость, обмачивают и тычут Ему в лицо. Конечно, чтобы понять это, нужно самим попробовать не пить весь день и в момент сильнейшей жажды обмочить губы уксусом.

Следующие слова в Евангелии переданы в арамейском произношении: "Или, Или! лама савахфани". Невозможно произносить их нормальным голосом, в душе всё переворачивается: "Боже мой! Боже мой! Зачем Ты Меня оставил?" – это слова из 21-го псалма. Христос страдал по писанному в Священном Писании: в 21-м псалме написано всё про Распятие. Как будто перед ветхозаветным царём Давидом, автором псалмов, всё это происходило. За полтысячи лет до страданий Христа он описал их. И начинается этот псалом со слов, которые затем Господь произнёс.

То есть Господь всё на Себя взял, даже то, что ему иноприродно. Он не может быть вне Отца, но даже это почувствовал на Кресте. Это вообще самые кошмарные слова, которые вообще когда-либо были в мире. Внутри этих слов помещается вся трагедия человеческой жизни. Мы оторвались от Господа, и нам от этого плохо, ужасно плохо. И ничем не заменишь этого, сколько ни бегай в поисках замены, находя только всякую дешёвку.

Это было пятое слово Христа. Затем Он произнес "свершилось!", то есть всё. Всё, что нужно, Я уже сделал. И наконец, когда преклонил главу, сказал последние слова Отцу: "Отче, с миром прими Дух Мой", и отдал Душу в Его руки. А после этого сошел в ад заканчивать наше спасение.

Работа у Христа не закончилась, Он и сейчас работает, сидя одесную Отца, но если нужно, Он встанет. А потом придёт и будет всех нас судить. И где окажутся те, кто боится всякого чиха? Ведь никто ещё никого даже не бил за веру, только чихнул кто-то, и они все испугались. Как же мы дёшево стоим! Говорим "святые мученики, молите Бога о нас", и так испугались! Стыд и кошмар! Это не русское поведение. Русский вообще не должен ничего бояться, русский человек должен только Христу служить и умирать с улыбкой. Всё остальное – не наше занятие.


Профилактические меры в храме Илии Пророка в Черкизово в связи с ситуацией с коронавирусом. Фото: Александр Авилов / АГН "Москва"

И когда вы будете подходить ко Кресту, выучите семь слов Господа. Потому каждое из них даёт человеку то, о чём ему думать и плакать. И так возле Креста можно стоять. Зайдя в храм, не беги к свечкам, не нужно сразу писать записки, это потом. Иди ко Кресту, встань возле Креста и вспомни семь слов, которые Господь сказал, когда умирал за нас. Многие были в Иерусалиме, а толку с того. А если не были ни разу, но всю жизнь знали Божие слово, был бы толк. На Голгофе был тот, кто любит Господа и знает и носит в сердце Его святые слова. Вот это – настоящий Иерусалим. И я зову вас в настоящий Иерусалим, в Божий Город.

Держитесь за Крест, и так спасёмся. А на все остальное – плевать. Мы должны быть смелые и весёлые, а плакать должны возле Креста Господня. Аминь и Богу слава!

Диктофонная запись, на которой пастырь объясняет, как не прослыть подкаблучником, стала предметом бурных дискуссий

02.03.2016 в 17:05, просмотров: 89290

После того, когда на батюшку обрушился вал критики, поддержать и оправдать служителя церкви взялся священник Святослав Шевченко.

Тут уже не выдержал, восстал против публичного призыва к насилию преподаватель православного духовного училища во Владикавказе священник Александр Пикалев. В общем, дискуссия набирает обороты.


Значит, на кнопку нажмешь, кнопка №1, спускайся вниз, чтобы не воняло тобой здесь, коза дурная, пошла отсюда. Таких, как ты, дорогая, с каждым годом все больше и больше… То есть я могу до 45 отдыхать, от 17 до 50 у меня выбор. А ты — нет. Не понимаешь — ты дура. Дура, причем стоеросовая. Это значит непроходимая. Это такое редкое дерево.

Что же известно о самом пастыре? Протоиерею Андрею Ткачеву 46 лет, он женат, у него четверо детей. Отец Андрей — фигура публичная: служит, пишет книги, активно проповедует. Родился он во Львове, окончил суворовское училище в Москве. В Военном Краснознаменном институте Министерства обороны учился на отделении, которое готовило специалистов по спецпропаганде со знанием персидского языка. На втором курсе, решив оставить институт, пошел служить в армию, после чего поступил в Киевскую духовную семинарию.


Скрываясь от гонений, переехал в Москву. Сейчас служит в столичном храме Воскресения Словущего и преподает закон Божий в православной гимназии.

Проследив столь солидный послужной список, впору было усомниться, действительно ли на скандальной диктофонной записи голос отца Андрея? Многие из православных, например, посчитали запись монтажом.

Сомнения развеял сам протоиерей Андрей Ткачев, с которым нам удалось связаться:

— Этой записи 6 лет. У меня в Киеве были доверительные отношения с прихожанами, где я мог себе позволить сказать то, что не позволяю себе сказать в публичном пространстве. Это была беседа с моими друзьями, всегдашними моими посетителями храма. Я беседовал с людьми, имея в виду, что мы говорим в закрытом помещении, о конкретных вещах, не требующих лишних ушей. Мы там залечили одну житейскую проблему.

Характер общения в семье и с чужими людьми отличается. У меня в Киеве была семья прихожан, с которыми я мог разговаривать как угодно, они понимали меня, уважали, любили и, если даже я ошибался, пропускали мои слова мимо ушей. Эта речь для чужих ушей не предназначалась. В этом-то и вся соль.

Священник, когда он хоть немного чувствителен к проблеме паствы, встречается с людьми, общается с ними, он, по сути, ассенизатор. Жизнь человеческая с изнанки — это выгребная яма. И мы все это вычищаем. Иногда нужны радикальные меры. Есть люди, которые понимают мягкие слова, а есть те, кто не понимает. И им нужно сказать что-то по-русски крепкое. И они прозревают, и все становится на свои места. Но это не публичная речь, не программная статья. Это просто разговор с конкретным человеком.

Я думаю, что эту диктофонную запись не случайно достали из нафталина, подняли по щелчку информационный бум. Есть некий заказ, чувствуется спрограммированная работа. И это делают отнюдь не борцы за женскую честь. По части женской чести придите и схлестнемся. Потому что мы, священники, только тем и занимаемся, что защищаем женскую честь, мужскую честь, девичью честь, честь ребенка, честь семьи. Это наша ежедневная работа. Не думайте, что они нашли врага семьи. Боже сохрани, это был частный разговор.

Что важно, эти слова не являются руководством к действию для всех домашних насильников, Боже сохрани. Ни одна живая душа, совершающая домашнее насилие или какие-то домашние грехи, не имеет права оправдывать мною свое поведение. Если вы собираетесь бить своих жен или жены собираются бить своих мужей — а такое тоже есть, — забудьте про меня, я с вами не разговаривал. Мне есть что сказать домашним насильникам, но я не с ними тогда общался. Это вытащенная из контекста речь.

Я — человек нервный, страшный, грешный, могу быть эмоциональным. Я — не Чемберлен и не лорд Дизраэли. У меня нет задачи дипломатично, мягко обходить острые углы. Если я говорю с теми, кого хорошо знаю, то говорю прямым текстом. Люди это знали, и там не было провокаций, просто нашелся услужливый дурак, который опаснее врага.

— Вы вынуждены были уехать из Украины, считаете, что кто-то сводит с вами личные счеты?

- Конечно, хвостики — в России, а рожки и копытца, безусловно, в Украине. Человек, не ошибающийся в слове, не существует во Вселенной, кроме одного человека, имя которому Иисус Христос, сын Божий, ставший человеком. Все остальные люди ошибаются.

Мы ошибаемся в словах тысячу раз на дню, будьте готовы, что и вас прихватят за язычок, вытащат на свет Божий и накажут. Это нужно знать всем любителям замечать чужие ошибки или создавать на пустом месте информационный повод.

Мы нашли священника, который обратил внимание на диктофонную запись протоиерея Андрея Ткачева.

Александр Пикалев преподает во Владикавказском православном духовном училище и является помощником проректора по воспитательной работе. В свое время он закончил медицинский колледж, работал на городской Станции скорой помощи. После окончания Ставропольской духовной семинарии служил в кафедральном соборе Святого Мученика Георгия Победоносца во Владикавказе, в храме Пророка Божия Илии. В его семье подрастает трое детей.

- О существовании записи я знал давно, — говорит Александр Пикалев. — Вполне возможно, что она была записана частным образом, в узком кругу слушателей. Я отреагировал на нее, когда другой священник, Святослав Шевченко, начал оправдывать Ткачева и писать о какой-то глобальной феминизации.


Меня возмутило то, что появился священник Святослав Шевченко, который начал за него заступаться и оправдывать. В частности, он пишет: «Просто уверен, что отец протоиерей намеренно сгущает краски для того, чтобы донести важную мысль до сердец слушателей. Проблема в том, что в наш век повальной либерализации и феминизации всего и вся очень сложно это сделать.

— Говорить, что батюшка в принципе прав, что он нормально все сказал, может быть, чуть-чуть перегнул палку, — отвратительно. И, конечно, я не выдержал, — говорит Александр Пикалев. — Подобная позиция, как и любая речь, публично призывающая к насилию и отрицающая человеческое достоинство в человеке по национальному, расовому, социальному или, как мы видим здесь, половому признаку, — недопустима.

- Эта запись сделана в узком кругу, не на проповеди, хотя это не умаляет сказанного. По сути дела, это призывы к расправе над женщинами. И с этой точки зрения наш Уголовный кодекс отвечает на все вопросы.

Кроме того, если человек является духовным лицом, он, безусловно, глубоко дискредитирует православную церковь. И если у нее есть другая позиция, она должна от него отмежеваться и кто-то из представителей аппарата РПЦ должен сделать некое заявление. В противном случае это очередное пятно на ее рясе.

— Отца Андрея взялся поддержать и оправдать известный блогер священник Святослав Шевченко.

— Количество людей, поддержавших преступные заявления, не умаляет их преступности. Немало маниакальных мужчин по стране считает, что насилие — это язык, которым разговаривают в обществе, в семье и так далее. От этого насилие не перестает быть преступлением, которое наказывается по закону точно так же, как и призывы к насилию.

- А что же официальная позиция церкви?

- Можно по-разному относиться к тому, что звучит в этой записи, особых сторонников такого подхода в нашей церкви я не знаю, — говорит заместитель председателя Синодального отдела по взаимодействию церкви с обществом и СМИ Вахтанг Владимирович Кипшидзе. — В любом случае это было сказано для какого-то узкого круга лиц. Мало ли что кто на кухне сказал.

Я думаю, что не совсем корректно выносить это на общий суд и всеобщее обсуждение. Это частная беседа, частная запись, которая по каким-то причинам стала публичной. У нас нет комментариев по этому поводу, поскольку это частная запись. Мы же не будем комментировать то, что происходит в каких-то частных отношениях. Есть основы социальной концепции Русской православной церкви. В частности, глава десятая, касающаяся вопросов личной, семейной и общественной нравственности.

Читайте — это и есть официальная позиция церкви.

В свете опасности распространения коронавируса в России Священный Синод Русской Православной Церкви принял инструкцию, в которой указал меры, снижающие риск передачи опасной инфекции в храмах Русской Церкви. Одной из таких мер стала практика дезинфекции лжицы при совершении причащения молящихся спиртовыми растворами перед причащением каждого человека.


Основные тезисы, выдвигаемые скептиками сводятся к следующему:

— в Чаше находится Сам Господь наш Иисус Христос, присутствующий в Теле и Крови Своих, а потому через причащение не может передаваться никакая зараза, Чаша Христова стерильна по вере молящихся;

— во времена всех эпидемий люди ходили толпами в храмы, совершали крестные ходы, и никто не заразился и не умер;

— священник потребляет каждый раз Чашу Христову, не спрашивая у причастников, чем они больны, и если бы через Чашу передавались болезни, то уже давно бы вымерли священники.

Часто дискутирующие на тему нововведений обвиняют несогласных в маловерии, новаторстве, обновленчестве и еще Бог весть в чем.

Я почти 13 лет служу священником, служил в разных условиях, в том числе в качестве тюремного священника в мужской колонии строгого режима и в качестве окормляющего районную больницу. И вот, какие мысли мне бы хотелось адресовать и скептикам, и вообще всему читающему народу.

1. Церковь не имеет никакого догмата, гласящего, что через лжицу невозможно заразиться какой-то болезнью. Нет в Церкви такого учения. И если есть такое частное мнение (пусть даже массовое, поддерживаемое даже канонизированными людьми) вошедшее в быт благодаря тому, что так считают и проповедуют многие отцы, то это не означает, что это мнение — истина и является учением Церкви.

2. В Церкви нет учения о том, что таинство меняет природу его веществ. Вода в крещальной купели физически остается водою, ароматические масла в составе Мира остаются маслами, хлеб и вино в Чаше остаются Хлебом и Вином со всеми вытекающими из этого физическими последствиями. Все эти вещества имеют свойство портиться и становиться рассадниками грибков, бактерий и вирусов. Да, они освящаются, становятся частью мира духовного, несут благодать Божью верующим, однако, сами при этом остаются явлениями нашего земного мира, подверженного тлению. Собственно, так же Церковь учит о своих святых — они святы, но это не мешает им быть подверженными греху, болезням и смерти.


5. Святое Причастие — это не меньше и не больше, чем способ наиболее тесного общения человека с Богом. А храм — это горница для этой встречи. И наше дело, как христиан, приготовить эту встречу для себя максимально чистой. А дело священника — обустроить эту встречу в чистоте для целого прихода. И это именно мы, священники, должны обустроить чистоту и гигиену этой встречи, а не требовать этого от Бога — приди, Боже, сотвори тут нам чудо и простерилизуй все вокруг.

Ветхий Завет свидетельствует о том, что в жертву приносились исключительно здоровые животные, не имеющие увечий и пороков. А это был прообраз Евхаристии, Жертвы Христовой, и недаром мы Христа зовем Агнец НЕПОРОЧНЫЙ. Ветхий Завет содержит целый кодекс об обрядовой чистоте, потому что древние очень боялись распространения различных опасных болезней, особенно лютой в тот период была проказа. Потому священникам предписывалось осматривать не только религиозную утварь, но и людей, животных и одежду на предмет проказы.

Однако же, навык требований гигиены почему-то утратили мы, люди XXI века. Потому забота о чистоте веществ таинств лежит на священнике: чистая вода, хорошие просфоры из чистой и лучшей муки, хорошее вино, чистота сосудов и облачений, чистота храмов в целом. Так в чем проблема очищения лжицы ради каждого причастника? Оскорбление веры, оскорбление Бога? В чем оно заключается? Зачем тогда священник при совершении Литургии дважды моет руки в Алтаре (один раз перед совершением Проскомидии, второй — перед преломлением Хлеба)? Пусть Бог твои руки сделает чистыми без воды, вера ведь твоя так крепка?


6. Все эти разговоры на тему того, что веками люди причащались и ничем в храмах не заражались — лишь устоявшееся мнение, основанное на убеждениях. Статистики никакой никто никогда не вел. Однако, исторические прецеденты, когда людей через причастие травили — вполне имеются, а заплесневеть Агнец на Престоле может у любого священника, если там сыро и слабое проветривание. Так почему в Чаше может быть яд и грибок, но не могут быть бактерии и вирусы? Люди ходили в храмы веками, ходили крестными ходами, причащались и лобызали святые образа, и вымирали целыми городами от эпидемий, в том числе и священники, епископы и монашествующие. Это факт, и нет никаких статистик того, где именно заболел тот или иной человек, особенно если учесть инкубационный период.

7. Если наша вера так крепка, слава Богу! Не заразимся и не заболеем — аллилуйя! Но мы, отцы — мало того, что священники, мы иногда — известные медиа-персоны. И мы в ответе за всех тех людей, к кому обращены наши тексты. Готовы ли мы взять на свою совесть ответственность за болезни и смерти других людей, которые плевать будут на правила гигиены не потому, что так искренне доверяют Богу, а лишь потому, что фанатеют и слепо верят лично нам, отцам, вещающим на весь мир, что от лжицы заразиться невозможно? Готовы? Есть стойкость в вере даже до смерти ради Христа — это свидетельство во Христе. Но есть стойкость в вере даже до смерти ради каких-то второстепенных принципов, и это фанатизм и мракобесие. Мне думается, что стоит различать смерть ради Христа и смерть ради необтертой спиртом лжицы…

8. У нас у всех есть супруги, дети и просто близкие люди, и мы друг друга очень любим. Между нами есть общение, отношения есть. Но невзирая на вашу с супругой крепкую любовь, вы с нею соблюдаете определенные принципы гигиены. Неужели соблюдение норм гигиены как-то подрывает любовь между вами? Или ты, муж, будешь целовать супругу, будучи больным ангиной, к примеру? Ну а что, ведь любовь творит чудеса! Давайте не верить в возможность передачи вируса между любящими людьми, ведь по слову апостола Павла, истинная любовь побеждает страх? Будем таким образом измерять силу и глубину нашей любви? Так почему мы именно таким образом вдруг стали измерять силу нашей любви и доверия к Богу?

9. Мы себя ведем очень странно порою, живем по двойным стандартам. С одной стороны, мы направо и налево твердим, что Церковь никогда не выступала против науки, наоборот, мы истинные партнеры науки и боремся с суевериями, мракобесием.

Мы теологию в нашей постсоветской стране смогли ввести в научный мир. Мы вещаем, что труд врача благословен Богом, что нельзя пренебрегать здоровьем и жизнью, как ценнейшим даром Божьим. Но при всем этом тут же размениваем эти постулаты на обрядовые принципы, не имеющие в реальности никакого отношения к вере и Богу.


10. Ну и напоследок, давайте теоретически порассуждаем. Практика причащения в Церкви менялась на протяжении всей истории бытия христианства. Сначала пекли опресночный хлеб, как это и полагается по закону Моисея, преломляли его с благословением и раздавали участникам Вечери Господней, и пускали по кругу Чашу с Кровью Христовой.

Затем в мире Церкви появилось множество изменений, которые коснулись и Евхаристии: появились квасной хлеб, просфоры, Престол и Антиминс, специальные священные сосуды, копие и лжица в конце концов. Все это — исторический путь литургики в Церкви, потому как менялись жизненные обстоятельства. И Церковь вырабатывала новые правила своего бытия, в том числе вела практические разработки в технике совершения Литургии и причастия в частности.

Далеко не все люди способны внутренне победить свои страхи, убеждения, да и физически и психологически переступить порог естественной брезгливости. Увы, но это не всем под силу. Что нам мешает пойти навстречу людям? Это все теоретизация, и этими вопросами безусловно необходимо заниматься церковным ученым мужам, священноначалию. Собственно, именно священноначалие Церкви, имея возможность консультироваться с ведущими медиками и санитарными врачами страны, выработало инструкции, принятые на последнем заседании Священного Синода, что как мне кажется — вполне своевременно и актуально.

В завершение хотелось бы сказать, что служа в тюрьме полтора года, я тоже причащал и туберкулезников всяких, и вообще — людей в храме никогда не спрашиваешь, чем они больны. Но это вовсе не означает, что я уверен в своем бессмертии, уверен в невозможности заразиться от лжицы. Это значит лишь то, что я священник, и должен быть готов умереть в любой день от любой болезни и любой смерти, должен быть готов предстать перед Богом. Но это вовсе не повод воспитывать в своей пастве слепую веру в чудеса, пренебрегать жизнью и здоровьем своих прихожан.

Безусловно, Господь творит чудеса, и творит их и посредством Тела и Крови Своих, но это не означает, что мы вправе требовать этого чуда и пренебрегать всеми возможными правилами по сохранению своих жизни и здоровья, и тем более — рисковать жизнью и здоровьем наших ближних. Не искушай Господа Бога твоего — так говорит Господь.

Название: Платить Заставят Раз Сам Не Хочешь Отец Андрей Ткачев О Финтах Коронавируса Для Олигархов

Загрузил: Царьград ТВ

Длительность: 9 мин и 11 сек

Битрейт: 192 Kbps

12.09 MB и длительностью 9 мин и 11 сек в формате mp3.

Мертвые Как Навоз Будут Лежать На Земле Отец Андрей Ткачев О Настоящем Кризисе

Если Бог Добрый Почему Мы Так Страдаем Протоиерей Андрей Ткачёв

Протоиерей Андрей Ткачёв

Уже Слышны Шаги Антихриста О Владимир Головин

На Кону Будущее Мира Главная Тайна Грефа Ольга Четверикова

Коронавирус Шокирующая Информация Что Нас Ждет Людмила Фионова

Нет Дороги Унывать Радость Моя Отец Андрей Ткачев Указал Где Брать Силы

Евангелие Дня Что Случится Перед Концом Света

Все Умрём Но Отец Андрей Ткачёв О Заразном Страхе Коронавируса

Там Трупы Лежали Отец Андрей Ткачев Напомнил Сторонникам Пасхи Дома Блокадный Ленинград

Люди Будут Издыхать От Страха Грядущих Бедствий Отец Андрей Ткачев Об Актуальности Апокалипсиса

Старец Гавриил Все О Коронавирусе Крест Маслом Закрытие Церквей Дезинфекция Лжицы Голод

Информационный портал Святой Горы Афон

Врачи Увидев Чудо Рвали Свои Дипломы Отец Андрей Ткачев О Помогающих При Эпидемиях

Посиди С Умирающим Послушай Отец Андрей Ткачев О Наступлении Времени Когда Надо Сильно Молиться

За Грехи Властей Господь Наказывает Народы Отец Андрей Ткачев Об Эпидемиях

Самые Полезные Люди Отец Андрей Ткачев О Наиболее Пострадавших От Коронавируса

Сеть Спящих Отец Андрей Ткачев О Тех Кто Ждет Ухода Путина

Мифы И Правда О Соборовании Отец Андрей Ткачев О Самом Загадочном Православном Таинстве

Что Останавливает Нас От Великих Подвигов

Алексей Ильич Осипов

Николай Стариков Бактериологическое Оружие Лукашенко И Уроки Истории

Бал У Сатаны В Посольстве Сша Святая Правда

Примеры Прошлого Проливают Свет На Происходящее Протоиерей Андрей Ткачёв

Протоиерей Андрей Ткачёв

Отец Андрей Ответы На Ваши Вопросы Отвечает Протоиерей Андрей Ткачёв

Россия Воспрянет Лет На Пятнадцать Потом Придёт Антихрист Пророчества Прп Серафима Вырицкого

Он Будет Всех Нас Судить В День Пасхи Андрей Ткачев Рассказал Кому Явился Воскресший Христос

Не Забудьте Выбросить Телевизор Отец Андрей Ткачев Ополчился На Шоу Андрея Малахова

Деньги Давайте В Великую Среду Отец Андрей Ткачев Рассказал Об Иудиной Цивилизации

Псалмы Это Действительно Оружие Обстоятельства Их Появления Протоиерей Андрей Ткачёв

Протоиерей Андрей Ткачёв

Живые Не Успевали Хоронить Мёртвых Отец Андрей Ткачев Об Эпидемии Чумы Xviii Века

Люди Будут Издыхать От Страха И Ожидания Грядущих Бедствий

Алексей Ильич Осипов

Там Зараза А Чиновники Молчат Отец Андрей Ткачев О Заведениях Которые Надо Срочно Закрыть

Итальянцы Меняют Флаги Ес На Российские Отец Андрей Ткачев О Коронавирусном Закате Европы

Анатолий Вассерман После Коронавируса Война

Сидите Дома Со Скорбью В Великий Четверг Андрей Ткачев Рассказал О Ветхозаветной Самоизоляции

Наши Дети Отец Андрей Ткачев Нашел Плюс В Карантине Из За Коронавируса

Господь Воскресит Мертвых Отец Андрей Ткачев О Лазаревой Субботе Кануне Вербного Воскресенья

Лукашенко О Коронавирусе Люди Возьмитесь За Голову И Успокойтесь Не Надо Беситься От Психоза

Нас Просто Так Не Оставят В Покое Протоиерей Андрей Ткачёв

Протоиерей Андрей Ткачёв

Встреча В Филях Протоиерей Андрей Ткачёв

Протоиерей Андрей Ткачёв

Натуральная Защита От Коронавируса Эффективные Способы Профилактики

Вечерние Молитвы На Сон Грядущий Аудио Текст

Пережить С Семьёй Карантин Протоиерей Андрей Ткачёв

Протоиерей Андрей Ткачёв

О Грехах Которые Вопиют К Небу Протоиерей Андрей Ткачёв

Протоиерей Андрей Ткачёв

Встреча В Туле Протоиерей Андрей Ткачёв

Протоиерей Андрей Ткачёв

Юрий Пронько Настоящее Свинство Оптимизаторы Медицины Теперь Будут Ее Модернизировать

Цб Обновил Рекорд По Продаже Валюты Тотальное Недоверие Рублю

Церковь И Власть Протоиерей Андрей Ткачёв

Протоиерей Андрей Ткачёв

У Нас Много Сложностей И Нет Святости Протоиерей Андрей Ткачёв

Протоиерей Андрей Ткачёв

Главное Спецвыпуск Молитва Патриарха Карантин С Доктором Мясниковым

Давайте Жить Лучше Иначе Зачем Жить Протоиерей Андрей Ткачёв

Протоиерей Андрей Ткачёв

Павел Глоба Астрологический Прогноз О Коронавирусе

Институт Павла Глобы

The Borking Dead

Максим Аверин Жизнь Она Здесь И Сейчас

Polina Gagarina Sings Chinese Полина Гагарина Поет Китаец Спектакль Окончен Rewatch

Doja Cat Tyga Juicy Official Video

I Want It That Way Brooklyn Nine Nine Minecraft Animation

Платить Заставят Раз Сам Не Хочешь Отец Андрей Ткачев О Финтах Коронавируса Для Олигархов

Maskot Trzymam Kurs Official 2015

Шарль Азнавур Rip

25 Медиков Круглосуточно Находятся В Больнице Ради Пациентки

Summoners War Chilling Water Jack Trolling Again More Fire Lich Action

Revenant Afognon De Zebou Porto Novo

Красивая Музыка На Гармони

Fortnite Na West 4Th Zone Scrims Customs Solos Duos Squads Pc Ps4 Xbox Mobile Switch

Live Fortnite Proviamo A Vincere Creativa Arena Iscritto Ricambio

Replay Revue De Presse Pr Mamadou Mouhamed Ndiaye 21 Avril 2020

Egoun Savalou 2019

Hamari Adhuri Kahani Title Song Arijit Singh Lyrics With English Translate

Doctors Talk About Patients That Should Be Dead Askreddit

Ну Ка Все Вместе Выпуск 5 Сезон 2 Елизавета Курицина Ищу Тебя All Together Now

Rpg Meme Gacha Life

Pubg Mobile Esports Plo 2 Liga Tpp Live Aznlaw Deutsch German Handcam Livestream

Bitcoin Technical Analysis Biggest Btc Bull Trap In The Making April 2020

Порча И Сглаз Биопатогенный Фактор Правда Про Порчу И Сглаз

Fortnite Patch V12 41 Fortnite Battle Royale

Kalamazoo Bochum Total 2009

Heathens Glmv Glmv Animated Special 10K Ft Hatsumi Rou Bloukie Savella And Cutie Punx2

Doja Cat Say So Lyrics Why Dont You Say So

Cooking Madness Level 34 2

Покатушки На Автобусе Нефаз 5299 30 33 В Omsi 2

Best Bluetooth Headphones On Amazon Under 3K Techwiser

Moonsun Solar Moonbyul I Love You Too

Live League Of Legends Rankeds Flex

Никита Михалков Многа Букав

Отчим Личная Жизнь Биография Актеров

Egungun Dalmeida Rencontre Womey 3

Sony Wf Xb700 Headphones I Official Product Video I Sony Wf Xb700 First Look

Mambo Kurt Remmidemmi Live With Full Force 2010

Travis Scott Live Concert Fortnite Cinematic From Replay Files

Agar Io Live Dns 8 8 8 8

Стендап 7 Сезон 22 Серия Выпуск 2020

Am I A Cheater 3 Fingers Claw Handcam Pubg Mobile 1 Gunslinger In Pro Pubg Player

Divine Masculine S Message Coming To Divine Feminine 42Mins Nov 24 30

Morning Routine Of Me My Son During Isolation Sara Dzodzo

Angry Birds 2 Ab2 Mighty Eagle Bootcamp Mebc Season 18 Day 12

Расклад Как Дальше Будут Развиваться Ваши Отношения

Sony Wh Xb700 Wireless Headphones With Extra Bass Unboxing Overview Mind Blowing

Валера Готовит Пиццу Черепухусу

Мы С Тобой Не Пара Original Meme Collab With Товарищ Камень Countryhumans Au

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.