Вич что такое стигма дискриминация

В обществе существуют различные виды проявлений стигмы, который поддерживает друг друга:

  • Культурная стигма
  • Институциональная стигма
  • Личная стигма
  • Межличностная стигма

У стигмы, как у медали есть 2 стороны, она может быть внешней и внутренней, в зависимости от того, направленно ли она на других людей либо на самого себя.

Причина в том, что для развития стигмы необходимо почва: не зная и страх. Если людям не хватает информации, то они выполняют эту не хватку, обобщая и изобретая ложные стереотипы. Если, эти стереотипы связаны с чем- то, что пугает человека, то людям, обладающими этим качеством начинают приписываться негативные черты, поддерживающие существующие страхи и целый ряд факторов способствует стигматизации людей с ВИЧ.

Важно также помнить о том, что стигма - это полностью иррациональное чувство, и даже эти факторы не могут объяснить, почему люди так слепо соглашаются со стигматизированной точкой зрения.

Гонение и дискриминация представляет собой серьезнейшее препятствия на пути осуществления эффективности профилактики и медицинского ухода связи с ВИЧ и СПИДом. Страх подвергнуться дискриминации может удерживать людей от того, чтобы обратиться за лечением в связи со СПИДом или открыто признать свой ВИЧ- статус. Людям инфицированным ВИЧ или подозреваемым в этом, может быть отказано в получении медико-санитарных услуг, жилья или работы в страховании или въезде в иностранное государство, от них могут отвернуться их друзья и коллеги. В некоторых случаях их выгоняют из дома их собственные семьи, их супруги подают на развод: известны случаи физического насилия и даже убийство. Стигма, окружающая ВИЧ и СПИД, может переходить и на следующее поколение, ложась тяжким бременем на плечи детей, пытающихся справиться с последствиями смерти своих родителей от СПИДа.

В определенной степени стигма, основанная на страхе, вызвана боязнью людей перед последствиями ВИЧ-инфекции, в частности, высокой смертностью (особенно если лечение не предоставляется широко), или боязнью заразиться, или страхом тех, кто воочию увидел состояние больных СПИДом на последней стадии болезни.

Стигма имеет глубокие корни и основана на критериях повседневной жизни. Хотя связанные со СПИДом образы и различаются, принципиальная основа стигмы в связи со СПИДом способствует усилению социального неравенства. Особенно это касается неравенства по гендерному, расовому и национальному признаку, а также по сексуальной ориентации. Так, например, зачастую к женщинам и мужчинам относятся по-разному, если они инфицированы ВИЧ или если их в этом только подозревают: чаще всего вину возлагают на женщину, даже если источником инфицирования был ее муж; кроме того, инфицированные женщины имеют меньше шансов на то, что их не отвергнут общины, к которым они принадлежат.

Таким образом, стигматизация в связи с ВИЧ представляет собой процесс дискредитации людей, живущих с ВИЧ. От этого могут пострадать не только люди, действительно инфицированные ВИЧ, или только подозреваемые в этом, но и те, кто пострадал от СПИДа косвенно – например, сироты или дети и члены семей ВИЧ-инфицированных.

Что такое дискриминация?

  • Медицинские учреждения: пониженные стандарты ухода, отказ в доступе к уходу и лечению, проведение тестирования на ВИЧ без согласия пациента, нарушение конфиденциальности, включая раскрытие информации о ВИЧ-положительном статусе пациента его родственникам и внешним организациям, негативное отношение и унижающие человеческое достоинство действия со стороны медицинского персонала.
  • Рабочие места: отказ в трудоустройстве из-за ВИЧ-положительного статуса, обязательное тестирование на ВИЧ, исключение ВИЧ-положительных сотрудников из пенсионных схем и списков получающих пособия по болезни.
  • Школы: отказ в приеме детей, пострадавших от ВИЧ, или увольнение учителей.
  • Тюрьмы: принудительная изоляция ВИЧ-положительных заключенных, недопущение к коллективной деятельности.

На национальном уровне дискриминация может стать отражением официально принятой или узаконенной стигмы, которая закреплена в существующих законах и политике и применяется на практике. Это может привести к дальнейшей стигматизации людей, живущих с ВИЧ и, в свою очередь, узаконить дискриминацию.

Так, например, во многих странах действуют законы, ограничивающие права отдельных граждан и групп населения, пострадавших от ВИЧ. Предусмотренные ими действия включают:

  • обязательное тестирование и скрининг групп населения и отдельных лиц;
  • запрет людям, живущим с ВИЧ, заниматься определенными видами деятельности и профессиями;
  • изоляция, заключение под арест и принудительное медицинское обследование, и лечение инфицированных лиц;
  • ограничения на международные поездки и миграцию, включая обязательное тестирование на ВИЧ для тех, кто обращается за разрешением на работу, а также депортация ВИЧ-инфицированных иностранцев.

Дискриминация происходит и вследствие бездействия, например, из-за отсутствия или невыполнения законов, политики и процедур, направленных на удовлетворение и защиту прав людей, живущих с ВИЧ.

Правозащитник — об устаревших представлениях о вирусе иммунодефицита и новых разработках в области лечения СПИДа

— Анна, я прочитала в одной из ваших статей, что лечение в России получают далеко не все люди с ВИЧ. На учете в СПИД-центрах состоит только 75% из тех, у кого выявлен вирус, но и среди них лечение получает только половина. В чем причина?

— Это сложная многоаспектная тема. Почему не все становятся на диспансерный учет, который позволяет получать бесплатное лечение? По разным причинам. Не все люди лечат заболевания, которые у них есть. Потому что боятся, заняты другим или не считают это важным. Влияет на это также СПИД-диссидентство.

До недавнего времени считалось, что начинать лечение нужно людям, у которых есть не только ВИЧ-инфекция, но и снижение иммунного статуса и повышение концентрации вируса в крови до определенного уровня, после чего они получали право на терапию. Некоторые врачи до сих пор предпочитают лечить своих пациентов через какое-то время после выявления диагноза, аргументируя это, например, возможностью побочных эффектов, негативного влияния препаратов на печень. Сейчас считается, что начинать лечение нужно как можно быстрее, и в некоторых регионах такой подход уже реализуется. Например, Московская область говорит, что у них минимальный разрыв между подтверждением диагноза и началом лечения.

— Вы упомянули ВИЧ-диссидентство. Можно поподробнее о нем? И насколько оно распространено у нас?

— Это одна из теорий заговора — в ряду представлений о планете Нибиру, отрицания высадки на Луну или теории строительства египетских пирамид инопланетянами. С тем только отличием, что ВИЧ-диссидентство имеет реальные негативные последствия для здоровья и жизней людей. Что с этим делать? Главный путь — просвещение.

— А наказание?

— Недавно российский Минздрав выступил с идеей наказания за распространение идей ВИЧ-диссидентства. Но наказание за мысли и идеи — это очень спорная практика. Образование и просвещение — самый здоровый подход, он долгий и непростой, но стабильный и эффективный. Например, в Западной Европе такого явления, как ВИЧ-диссидентство, фактически нет. Когда я рассказываю своим друзьям в Европе о ВИЧ-диссидентах, они смеются и не верят, что такое бывает. У них получается на уровне общества исключать это явление с помощью просвещения и правильного общественного настроя.

— То есть ВИЧ-диссидентство — это следствие невежества?

— Я полагаю, что большую роль в распространении этих идей у нас играет стигматизация ВИЧ. Многие люди отрицают само существование ВИЧ именно из-за страха принять и понять эту реальность, начинать лечение. Гораздо проще психологически поверить тем, кто утверждает, что ничего этого нет. Думаю, это не столько невежество, сколько слабая рефлексия.


Фото miloserdie.ru

Недавно российский Минздрав выступил с идеей наказания за распространение идей ВИЧ-диссидентства. Но наказание за мысли и идеи — это очень спорная практика. Образование и просвещение — самый здоровый подход, он долгий и непростой, но стабильный и эффективный

— Какие стигмы или устаревшие представления о СПИДе существуют в российском обществе?

— Люди боятся ВИЧ, сложно назвать это ложным представлением, но оно явно устаревшее. ВИЧ остается неизлечимым заболеванием, но сегодня существуют лекарства, которые позволяют контролировать болезнь, и продолжительность жизни человека с ВИЧ сравнялась с продолжительностью жизни человека без ВИЧ. Просто в умах людей, далеких от медицины, с 80-х годов закрепился страх перед ВИЧ, однако с тех пор многое изменилось. ВИЧ сегодня не смертельное, но хроническое заболевание, как, например, диабет, которое требует постоянного контроля и приема лекарств.

Стигматизация ВИЧ обусловлена тем, что часто он связан с ключевыми группами, практикующими социально порицаемое в России поведение. Это употребление наркотиков, секс-работа, гомосексуальные связи. Действительно, такие практики, как прием наркотиков и большое количество половых связей, влияют на риски передачи ВИЧ-инфекции.

С другой стороны, тенденция последних лет показывает, что в России более чем в половине новых случаев осуществляется гетеросексуальная передача вируса — тут ни при чем наркотики и геи, речь идет о гетеросексуальных постоянных парах, порой даже в браке. Мы знаем, что большое количество людей имеют связи на стороне. Часто бывает так, что мужчина инфицируется при приеме наркотиков, возможно, разовом. Он не наркозависимый, он просто попробовал, а потом вступил в стабильную связь с женщиной и инфицирует ее, а у нее ВИЧ обнаруживается во время беременности. При беременности сдается много анализов, в том числе тест на ВИЧ, и для России это обычный путь выявления инфекции. В недавнем докладе о эпидситуации по ВИЧ-инфекции в России сказано, что в Иркутской и Кемеровской областях 2,6 процента всех рожденных в 2018 году детей родились у ВИЧ-положительных матерей, в Свердловской области — 2,7 процента детей, в Самарской области — 2,3 процента.

— Расскажите о последних исследованиях в области профилактики ВИЧ.

Это до сих пор довольно малоизвестный факт. Когда я работала с проектом Life4me+ , мы запускали программу, и даже врачам было сложно поверить в этот тезис, существовал большой психологический барьер. Потому что в обществе сохраняется очень высокий страх перед ВИЧ. Но этот тезис подтверждает доказательная медицина.


Фото Максима Платонова

Тенденция последних лет показывает, что в России более чем в половине новых случаев осуществляется гетеросексуальная передача вируса — тут ни при чем наркотики и геи, речь идет о гетеросексуальных постоянных парах, порой даже в браке

— А доконтактная профилактика?

— Это тоже относительно новое явление. Оказалось, что если препараты, которые используются во время лечения, принимать превентивно, они могут защитить и от инфицирования ВИЧ. Это особенно актуально для людей в дискордантных парах, когда один ВИЧ-положительный, а другой —отрицательный. У доконтактной профилактики большой опыт применения и эффективности. Часто ее принимают люди, у которых нет постоянного партнера, они часто меняют своих половых партнеров. Доконтактная профилактика позволяет им защититься от вируса.

Для нашей страны это вопрос явно не ближайших лет в силу большого консервативного поворота, который диктует отношение к проблеме ВИЧ. Но это эффективная мера, и я знаю, что в частном порядке довольно много людей ее используют. Это вещь, которую важно знать: от ВИЧ есть больше способов защититься, чем раньше.

— Что вы имеете в виду, говоря о консервативном повороте?

В общем, на мой взгляд, консервативный поворот вступает в очевидное столкновение с реальностью. Пока реалистичный подход проигрывает, но это сильно бьет по всем нам. Потому что, если смотреть статистику по ВИЧ в Западной Европе, то мне плакать хочется. Цифры несопоставимые. В некоторых странах это буквально десятки новых случаев инфицирования в год. В России — 80—100 тысяч в год. И даже в пересчете на процентное соотношение это все равно большая разница. Больше 2 процентов беременных женщин в России инфицированы. То есть из каждой сотни две-три молодые женщины репродуктивного возраста имеют ВИЧ-инфекцию. Среди российских мужчин 35—39 лет больше 3 процентов имеют установленный диагноз ВИЧ-инфекция. В мировой статистике нас опережают только страны Африки.


Фото ugra-tv.ru

Из каждой сотни две-три молодые женщины репродуктивного возраста имеют ВИЧ-инфекцию. Среди российских мужчин 35-39 лет больше 3 процентов имеют установленный диагноз ВИЧ-инфекция. В мировой статистике нас опережают только страны Африки

— С какими проблемами сталкиваются люди, зараженные ВИЧ?

— Люди с ВИЧ повсеместно подвергаются дискриминации — например, их увольняют с работы. Точнее, вынуждают уволиться, поскольку по закону за это уволить нельзя. Если человек работает уборщиком в магазине бытовой техники, его ВИЧ-статус совершенно не важен, он не донор. Но если, особенно в маленьких городах, о заболевании узнают, человека заставляют уволиться — обычно под страхом разглашения диагноза. Вообще, тайна диагноза у нас в стране охраняется законом. Но в отношении ВИЧ это часто нарушается. Это тоже результат стигматизации. Если кто-то случайно узнает про ВИЧ-инфекцию у своего коллеги или соседа, он может рассказать об этом другим коллегам или соседям — для того, чтобы, как он думает, защитить их от риска. Это конкретное нарушение закона и прав человека.

В России существует уголовное наказание за заражение ВИЧ другого человека и даже за постановку в опасность заражения. Если сознательное заражение другого человека еще можно инкриминировать, то постановку в опасность заражения я не понимаю. Но эта статья регулярно используется на практике. Недавно произошел довольно резонансный случай в Поволжье. Молодая девушка встречалась с мужчиной, предлагала ему использовать презерватив, он отмахнулся, она не стала ему рассказывать про свой ВИЧ-статус. Потом он узнал, что она инфицирована. Она его не заразила, но он подал на нее в суд за постановку в опасность заражения. Таким образом, этот закон фактически говорит, что не ты ответственен за свое здоровье, а твой партнер, который должен о тебе позаботиться.

Или недавняя история с женщиной, которая покормила ребенка грудью — это тоже один из способов передачи ВИЧ. Ее обвинили в постановке своего ребенка в опасность заражения и сейчас преследуют по этой же статье.

Это одна из причин, по которой иногда люди не идут в СПИД-центр и не начинают лечение. Потому что в СПИД-центре при подтверждении ВИЧ-инфекции человек подписывает справку о том, что он знает о своем статусе и о том, что несет уголовную ответственность за заражение другого или за постановку в опасность заражения. И фактически получается, что человек с ВИЧ, который знает о своем статусе, очень уязвим, он не может безопасно вступить в контакт ни с одним партнером. Даже если это сознательное решение партнера. Причем использование презерватива на это не влияет. Даже если контакт был защищенным, согласно закону, человек все равно виноват. Причем наказание весомое — людей приговаривают к реальным срокам.

Просто узнать о своем диагнозе — это стресс. Происходит реорганизация жизни, постоянный прием таблеток. Сейчас стало немного лучше. Раньше таблетки принимались два раза в день строго по часам в зависимости от приема пищи, это заставляло выстраивать жизнь, учитывая необходимость приема препаратов. Сейчас существуют препараты, которые принимаются раз в день. В США и Европе вскоре появится на рынке новая форма лекарств в виде инъекций раз в месяц.

Но все равно неизлечимое заболевание, которое ведет к практическим сложностям и обладает такой стигматизацией в обществе, снижает качество жизни. Как любое хроническое заболевание, оно требует постоянного контроля.


Фото Максима Платонова

Профилактика невозможна без откровенного разговора о способах защиты при половом контакте. Это признание того, что у людей может быть больше чем один партнер одновременно. Нравится нам это или нет, но это реальность. Эти вещи нужно признать, чтобы решить проблему ВИЧ

— А какая просветительская работа относительно ВИЧ сегодня ведется?

— У нас очевидно нет никакого сексуального просвещения в учебных заведениях. Это же не значит, что надо учить людей заниматься сексом. Наоборот, можно учить, как не заниматься им, как правильно отказать, как не оказаться в ситуации, когда тебя принуждают. Подобные программы могут быть. Мы вынуждены признать наличие сексуальных отношений в подростковом возрасте. По моей информации, в школах в странах, где существуют подобные программы просвещения, возраст сексуального дебюта выше и количество ранних беременностей меньше, чем там, где эта тема не обсуждается с подростками. Но подобное просвещение, конечно, ювелирная работа, которая требует большого внимания и терпения, чуткого подхода.

Анна Федоряк — журналист, правозащитник и координатор проектов в России, Восточной Европе и Средней Азии, связанных с информированием в области социально значимых заболеваний, в частности, ВИЧ и смежных тем — таких как права человека, ЛГБТ, права людей, употребляющих наркотики. Бывший главный редактор сайта Life4me+. Сотрудничает с российскими и международными некоммерческими проектами в области ВИЧ/СПИДа и прав человека.

Проблема стигмы и дискриминации была основной сложностью борьбы со СПИДом с самого начала эпидемии. Но если понятие дискриминации знакомо русскоязычному читателю, то слово “стигма” является относительно новым, не всегда понятным термином. О том, что принято называть стигмой, и какова ее связь с ВИЧ, рассказывается в данной статье.
Стигма (дословно “ярлык”, “клеймо”) – чрезвычайно сильный социальный ярлык, который полностью меняет отношение к другим людям и к самим себе, заставляя относится к человеку только как к носителю нежелательного качества. Существуют различные попытки определить стигму как явление. Однако многочисленные исследования позволяют сказать: каждый раз, когда речь идет о стигме, можно увидеть три общих черты – три правила стигмы:

1. Различия между людьми подчеркиваются и считаются важными. Все люди отличаются друг от друга по множеству критериев. Большинство различий не имеют принципиального значения (номер паспорта, цвет глаз, наличие цитомегаловируса), но если людей стигматизируют, их различия рассматриваются как важные и социально значимые (цвет кожи, наличие ВИЧ). В отношении этих различий людей сразу же делят на противоположные категории (черные и белые, слепые и зрячие, ВИЧ-положительные и ВИЧ-отрицательные).
2. Людям с различиями приписывают негативные качества. Мы часто смотрим на людей стереотипно. Все наши стереотипы о других людях неверны, но они могут быть нейтральными и даже положительными, например: все женщины любят заботиться о детях, все итальянцы очень эмоциональные. Но если речь идет о стигме, то различия считаются чем-то негативным, например: все люди с ВИЧ опасны, ВИЧ-инфицированные хотят заразить других, ВИЧ-инфекцией заражаются из-за аморального поведения и т. д. То есть, людям, которых объединяет только одно качество (наличие вируса в крови) приписывают негативные качества, с вирусом никак не связанные: опасность для других, желание причинить вред, аморальное поведение.
Иногда приписывание нежелательных особенностей может внешне выглядеть доброжелательным и даже противоположным стигме. Например: всем ВИЧ-положительным нужно помогать и во всем их поддерживать. Но это тоже приписывание негативных качеств, в этой фразе подразумевается, что люди с ВИЧ – жертвы, они несамостоятельны, все их проблемы связаны только с ВИЧ.
3. Люди делятся на “нас” и “их”. Когда мы кого-то стигматизируем, мы мыслим категориями “мы” и “они”. Такое деление позволяет считать, что “они” не совсем люди, во всяком случае, не такие люди как “мы”. Это очень часто заметно в языке, например, никто не говорит грипп-инфицированный, потому что человек с гриппом – один из “нас”. Но при этом людей с ВИЧ постоянно называют ВИЧ-инфицированными, сводя тем самым всю индивидуальность человека к его инфекции.
Если люди считают какое-то отличие очень важным, приписывают людям, у которых оно есть, отрицательные черты, и могут легко разделить по этому признаку людей на “нас” и “их” – речь идет о стигме.
В обществе существуют различные виды проявлений стигмы, которые поддерживают друг друга:
Культурная стигма – нормы и стандарты общества, согласно которым, люди, принадлежащие к определенной группе менее нравственны, относятся к маргинальным слоям общества, являются “жертвами”, сами виноваты в своих проблемах. Культурная стигма сложилась еще в начале эпидемии на Западе, и когда в нашей стране только начиналась эпидемия, в нашем обществе уже существовала культурная стигма. Культурная стигма выражается в СМИ, социальной рекламе со “страшилками” и т. д.
Институциональная стигма – дискриминационное отношение со стороны правительства, здравоохранения, церкви, сферы бизнеса и других общественных институтов. Подобная стигма может быть явной, например, наличие 122 статьи в законодательстве, непосредственно ущемляющей права людей с ВИЧ. С другой стороны она может быть скрытой, ограничивающей права косвенно, например, отсутствие доступа к терапии. Никто не ставил целью ограничить права ВИЧ-положительных в последнем случае, просто их интересам не уделили внимания, не выделили средств, но это тоже является выражением институциональной стигмы.
Личная стигма – личные предрассудки и представления о какой-то группе людей. Личная стигма не появляется сама по себе, она является прямым следствием институциональной и культурной стигмы. Она может никак не проявляться в повседневной жизни человека, если он не сталкивается с представителями стигматизируемой группы.
Межличностная стигма – ненависть, презрение, страх или смущение, которые проявляются при контактах со стигматизированной группой. Межличностная стигма может принимать формы дискриминации: оскорбления, дискриминационные слова и замечания, насилие. Но часто она имеет более скрытые, неявные формы: слишком сдержанный и холодный тон, избегание встреч, недоверие.
У стигмы, как у медали, есть две стороны, она может быть внешней и внутренней, в зависимости от того, направлена ли она на других людей, либо на самого себя. Внешняя стигма – это стигма по отношению к чужой группе, и она может принимать различные формы:
• попытки доказать, что ты не относишься к этой группе (“Я не такой”);
• презрительные высказывания, “прозвища”;
• избегание контактов и встреч с представителями другой группы;
• страх (заражения, насилия);
• насилие и иные формы дискриминации;
• “менторское”, опекающее отношение;
• игнорирование мнения и интересов представителей группы.
Обычно, когда говорят о предрассудках, имеют ввиду только внешнюю стигму. Но все мы живем в одном и том же обществе, и усваиваем одни и те же стигматизирующие взгляды. Внутренняя стигма – это стигма по отношению к группе, к которой принадлежит сам человек, а, следовательно, она изменяет отношение человека к самому себе. Внутренняя стигма может проявляться следующим образом:
• ощущение собственной ущербности, неполноценности;
• попытки доказать, что ты лучше, чем другие представители группы, что ты не такой “как они все”;
• неспособность строить отношения с людьми, не принадлежащими к группе;
• неспособность строить отношения с людьми, принадлежащими к группе;
• страх дискриминации со стороны других людей, в том числе и необоснованный;
• негативное мнение о людях вне стигматизированной группы;
• чувство беспомощности, отсутствия контроля над ситуацией;уверенность, что твое мнение и интересы не имеют
• значения и ни на что повлиять не могут.
В вопросах стигмы очень часто упускается один важный компонент – социальная, экономическая и политическая власть. Каждый человек может навешивать ярлыки и стигматизировать других, но при отсутствии власти эта стигма не может стать своим воплощением – дискриминацией.
Дискриминация – стигма, которая стала действием. Дискриминация возможна только благодаря неравному распределению власти и контроля в обществе. Так пациент может стигматизировать врачей, считая, что они все плохо относятся к ВИЧ-положительным и ничего не понимают в лечении. Подобные взгляды являются стигмой, но они не могут привести к дискриминации. Если же у врача есть стигма по отношению к пациенту с ВИЧ, то дискриминация тут же становится возможна, например, он может отказаться от оказания медицинской помощи.
Почему же из всех инфекций и заболеваний именно ВИЧ так “повезло” на стигму? Причина в том, что для развития стигмы необходима почва: незнание и страх. Если людям не хватает информации, то они восполняют эту нехватку, обобщая и изобретая ложные стереотипы. Если эти стереотипы связаны с чем-то, что пугает человека, то людям, обладающими этим качеством начинают приписываться негативные черты, поддерживающие существующие страхи. Целый ряд факторов способствует стигматизации людей с ВИЧ:
1. ВИЧ/СПИД – заболевание, угрожающее жизни, а тема смерти является запретной и пугающей в нашем обществе;
2. Часто люди, которые недостаточно знают о ВИЧ, ассоциируют его с очень плохим самочувствием и изменением внешности.
3. ВИЧ является инфекцией, и до сих пор встречается незнание ее путей передачи.
4. Люди ассоциируют ВИЧ с людьми, которые уже стигматизируются в обществе: гомосексуалами, потребителями наркотиков, секс-работниками.
5. ВИЧ затрагивает тему секса, которая во многом табуирована, и связана с различными страхами, виной и т. п.
6. ВИЧ наиболее сильно затрагивает людей, которые чаще всего дискриминируются и находятся в неравном положении в обществе: женщин, подростков, мужчин, практикующих секс с мужчинами, потребителей наркотиков и т. д.
Важно также помнить о том, что стигма – это полностью иррациональное чувство, и даже эти факторы не могут объяснить, почему люди так слепо соглашаются со стигматизированной точкой зрения.
До сих пор не до конца понятно, что может уменьшить стигму и ее последствия в обществе. Тем не менее, можно выделить два важных метода, зарекомендовавших свою эффективность:
Образование может сделать то, на что не способно никакое антидискриминационное законодательство – заставить людей пересмотреть свои страхи и нелогичные представления. При этом важно, чтобы люди получали знания не только о путях передачи вируса, но и о правах людей, живущих с ВИЧ, уязвимых перед ВИЧ группах, и о самих стигме и дискриминации в связи с ВИЧ.
Эмпаурмент – “обретение силы”, это процесс, когда сами люди, затронутые эпидемией, приобретают знания и навыки, позволяющие им преодолеть внутреннюю стигму и противостоять взглядам большинства и дискриминации. Эмпаурмент позволяет людям, живущим с ВИЧ, отстаивать свои права, непосредственно участвовать в принятии решений, касающихся ВИЧ/СПИДа, представлять свои интересы в различных структурах. В результате преодолевается существующее неравенство и возникновение дискриминации становится невозможным.
Если эпидемия СПИДа и может чему-либо научить, то это тому, что человечеству пора менять свои представления и не позволять стигме разрушать человеческие жизни.
Подготовлено Елизаветой Морозовой

Стигма и дискриминация представляют собой серьезнейшие препятствия на пути осуществления эффектиной профилактики и медицинского ухода в связи с ВИЧ/СПИДом.

Страх подвергнуться дискриминации может удерживать людей от того, чтобы обратиться за лечением в связи со СПИДом или открыто признать свой ВИЧ-статус. Людям, инфицированным ВИЧ или подозреваемым в этом, может быть отказано в получении медико-санитарных услуг, жилья или работы, в страховании или въезде в иностранное государство, от них могут отвернуться их друзья и коллеги. В некоторых случаях их выгоняют из дома их собственные семьи, их супруги подают на развод; известны случаи физического насилия или даже убийства. Стигма, окружающая ВИЧ/СПИД, может переходить и на следующее поколение, ложась тяжким бременем на плечи детей, пытающихся справиться с последствиями смерти своих родителей от СПИДа.Уделяя основное внимание преодолению стигмы и дискриминации, нынешняя кампания призвана побуждать людей разрушить стену молчания и барьеры на пути эффективной профилактики и лечения в связи с ВИЧ/СПИДом. Только объявив войну стигме и дискриминации можно одержать победу над СПИДом.

Обзор проблемы стигмы и дискриминации в связи с ВИЧ/СПИДом

Опыт развития эпидемии ВИЧ/СПИДа во всем мире показал, что эта эпидемия способна выявлять в людях как лучшие, так и худшие стороны. Наилучшие стороны проявляются, когда солидарность объединяет людей для борьбы с остракизмом со стороны правительства, общин и отдельных лиц, а также для оказания помощи и ухода за людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом. Худшие стороны проявляются, когда люди подвергаются стигматизации и остракизму со стороны своих родных и близких и сообщества, а также дискриминации как со стороны отдельных лиц, так и общества.

Природа стигмы и дискриминации

"Нежелательные различия" и "испорченная индивидуальность", обусловленные стигмой, связанной с ВИЧ/СПИДом, не существуют от природы - их создают люди и общины. Этот процесс девальвации ценностей характеризуется стигматизацией. Стигма, связанная с ВИЧ/СПИДом, основывается на ранее существовавших предрассудках и усиливает их. Она играет на руку существующему социальному неравенству и усугубляет такое неравенство - особенно гендерное, половое и расовое неравенство. Стигма и дискриминация, связанные с ВИЧ/СПИДом, играют ключевую роль в процессе продуцирования и репродуцирования отношений власти и контроля.

Стигма, дискриминация и права человека

Предубеждение и стигматизация часто приводят к тому, что люди делают что-либо - или предпочитают чего-либо не делать, - что в свою очередь ущемляет или отрицает права другого человека либо уменьшает или исключает возможность получения им каких-либо услуг. Например, такое отношение может исключать возможность пользования услугами системы здравоохранения для человека, живущего с ВИЧ/СПИДом, или может привести к увольнению на основании того, что этот человек ВИЧ-инфицирован. Это - дискриминация. Дискриминация имеет место, когда проводится различие между человеком и другими людьми, что приводит к несправедливому к нему отношению на основании того, что он принадлежит - или считается, что он принадлежит - к определенной группе. Вследствие стигмы и дискриминации, связанной с ВИЧ/СПИДом, права людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, и членов их семей часто нарушаются, поскольку становится известно о наличии у них ВИЧ или СПИДом или же это только предполагается. Такое нарушение прав затрудняет принятие ответных мер и усиливает отрицательные последствия эпидемии. Свобода от дискриминации является основным правом человека, основанным на принципах естественной справедливости, которые являются всеобщими и вечными. Основные характеристики прав человека заключаются в том, что они присущи людям от рождения и касаются всех людей в мире. Принцип недискриминации лежит в основе мышления и практики прав человека. Все международные документы по правам человека и Африканская Хартия[1] запрещают дискриминацию на основе расы, цвета кожи, половой принадлежности, языка, религии, политического или другого убеждения, национального, этнического или социального происхождения, собственности, инвалидности, финансового состояния, рождения или иного статуса. В резолюциях, принятых в последнее время Комиссией ООН по правам человека,[2] ясно говорится о том, что "термин "или иной статус", используемый в положениях о недискриминации, включенных в международные документы по правам человека, следует понимать как термин, включающий состояние здоровья, в том числе в отношении ВИЧ/СПИДа"; комиссия подтвердила, что "дискриминация на основании статуса ВИЧ/СПИДа, фактического или предполагаемого, запрещена существующими нормами в области прав человека".

Следовательно, дискриминация в отношении людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, или людей, которые, как предполагается, являются таковыми, представляет собой явное нарушение их прав.

Формы стигмы и дискриминации, с которыми сталкиваются люди, живущие с ВИЧ/СПИДом, многообразны и сложны. Люди подвергаются стигматизации и дискриминации не только на основании состояния их здоровья относительно ВИЧ/СПИДа, но и на основании того, что за этим может скрываться. Результаты последних исследований, проведенных в Индии и Уганде при содействии ЮНЭЙДС, показывают, что женщины, живущие с ВИЧ/СПИДом, могут подвергаться двойной стигматизации - как "женщины" и как "люди, живущие с ВИЧ/СПИДом", - когда их статус становится известным.[3] Государства обязаны уважать, защищать и осуществлять права человека. В отношении стигмы и дискриминации, например, обязанность уважать требует, чтобы государства не допускали прямой или косвенной дискриминации с точки зрения закона, политики или практики. Обязанность защищать требует, чтобы государства принимали меры, исключающие дискриминацию третьей стороной[4], а обязанность осуществлять требует, чтобы государства принимали соответствующие законодательные, бюджетные, юридические, рекламные и другие меры, гарантирующие выработку стратегий, политики и программ, направленных на решение проблемы дискриминации, а также на выплату компенсации тем, кто пострадал в результате дискриминации.

Действия, направленные против стигмы и дискриминации

Права человека обеспечивают доступ к существующим процедурным, институциональным и другим механизмам контроля за соблюдением прав людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, а также для противодействия ущербу, наносимому в результате дискриминационных действий, и возмещения такого ущерба. Соответствующие механизмы уведомления и правоприменения - от оказания юридической помощи до организации "горячих линий" с целью информирования об актах дискриминации и насилия - оказались на практике мощным оперативным средством, позволяющим смягчить наихудшие последствия стигматизации и дискриминации в связи с ВИЧ/СПИДом. Опыт показал, что для решения проблем стигмы и дискриминации требуется два вида дополняющих друг друга стратегий, направленных на смягчение последствий: (i) стратегии, предупреждающие проявление стигматизации и предвзятости, и (ii) стратегии, которые позволяют разрешить и исправить ситуацию, если стигма не искореняется и приводит к дискриминационным действиям, результатом чего могут стать отрицательные последствия или отказ в осуществлении прав или предоставлении услуг другим лицам.

Наконец, борьба против стигмы и дискриминации, связанной с ВИЧ/СПИДом, дает наиболее эффективные результаты на уровне общины и на общенациональном уровне.

Общины и их лидеры должны выступать за всеобщность и равенство независимо от ВИЧ-статуса.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.