Рекомендации международной организации труда о вич

"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2007, N 1

Правовое регулирование труда лиц, инфицированных вич/спидом (международный и сравнительный аспекты)

Более 20 стран уже приняли законодательство, посвященное трудовым отношениям в связи с ВИЧ/СПИДом. В зависимости от системы права, сложившейся в стране, правовые нормы, регулирующие трудовые отношения с участием лиц, инфицированных ВИЧ/СПИДом, могут быть закреплены в следующих документах.

Эпидемия ВИЧ/СПИДа началась более 20 лет назад и в настоящее время является одной из наиболее разрушительных в истории человечества. ВИЧ поражает определенные клетки, защищающие организм от различных инфекций, и приводит к развитию СПИДа - клинического состояния, характеризующегося критическим снижением функции иммунной системы и развитием тяжелых заболеваний (таких как пневмония, рак и т.д.). Вирус может попасть в человеческий организм через кровь или слизистые оболочки. Заразившись ВИЧ, человек остается носителем вируса до конца своей жизни и умирает от СПИДа, если не проводится профилактическое лечение. Средняя продолжительность жизни с момента заражения до смерти составляет 12 лет. Несмотря на обширные знания, накопленные специалистами о ВИЧ/СПИДе за последние годы, масштабы эпидемии растут, поражая новые регионы. Поданным ЮНЭЙДС на декабрь 2004 г. во всем мире насчитывалось уже 39,4 млн взрослых и детей, живущих с ВИЧ, а 3,1 млн человек умерли от СПИДа .

Ежегодный доклад "Развитие эпидемии СПИДа: декабрь 2004". Объединенная программа Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС)/Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Женева, 2004. С. 3.

ВИЧ/СПИД оказывает значительное негативное влияние на занятость и эффективность рынка труда. С одной стороны, происходит сокращение абсолютной численности работающих в связи с ростом смертности. По оценкам МОТ, по всему миру инфицированы ВИЧ как минимум 26 млн человек в возрасте от 15 до 49 лет, т.е. в наиболее активном, с точки зрения трудовой деятельности, возрасте. Они составляют около трех четвертей всех взрослых, живущих с ВИЧ/СПИДом. С другой стороны, снижается производительность труда ВИЧ-инфицированных работников. Несмотря на то, что ВИЧ-инфицированные подвержены воздействию лишь немногих симптомов заболевания и могут выступать на рынке труда почти как здоровые люди, инфицирование ВИЧ отрицательно сказывается на производительности труда. Это воздействие осуществляется как прямо, так и косвенно. Прямыми последствиями являются увеличение продолжительности временной нетрудоспособности ВИЧ-инфицированных работников и снижение работоспособности. Вторичные заболевания, а впоследствии и СПИД, со временем приводят к сокращению участия в трудовой деятельности. Кроме того, беспокойство, необходимость обеспечения систем поддержания жизнедеятельности, ухода на дому и т.д. приводят к снижению производительности труда и сокращению предложения рабочей силы. Таким образом, ВИЧ затрагивает не только самих инфицированных, но и их непосредственное окружение, исключая из полноценной трудовой деятельности.

Заболеваемость ВИЧ/СПИДом оказывает влияние на возрастные и половые характеристики трудовых ресурсов: увеличивается число женщин, детей и стариков, которые сталкиваются с нуждой и социальной незащищенностью.

Поэтому воздействие ВИЧ/СПИДа на занятость населения и рынок труда находится в центре внимания МОТ, которая рассматривает эпидемию СПИДа как проблему, создающую значительные трудности на рабочих местах и угрожающую нормальному развитию производства.

МОТ не принимала специальных Конвенций или Рекомендаций по ВИЧ/СПИДу. Однако существует большое количество документов МОТ, которые предусматривают защиту от дискриминации, предотвращение инфицирования на рабочем месте и которые актуальны для трудового права.

Конвенция N 111, ратифицированная 159 странами-членами МОТ, служит основополагающим документом, закрепляющим равные права людей в сфере труда. Эта Конвенция не только декларирует запрет дискриминации, но и содержит перечень конкретных мер, направленных на удовлетворение потребностей людей, нуждающихся в специальной защите. Кроме того, Рекомендация N 111 (1958 г.) о дискриминации в области труда и занятости предлагает создание соответствующих агентств и консультативных комитетов, в состав которых войдут представители работников, работодателей и других заинтересованных сторон. Деятельность этих агентств и комитетов должна быть направлена на пропаганду и внедрение принципа запрета дискриминации в сфере труда и реализацию специальных программ, например, информационных и образовательных кампаний.

В Конвенции N 158 (1982 г.) о прекращении трудовых отношений представлена международная позиция по вопросу возможного увольнения работника. Статья 4 устанавливает, что трудовые отношения с работниками не прекращаются, если только не имеется законных оснований для такого прекращения, связанного со способностями или поведением работника или вызванного производственной необходимостью предприятия, учреждения или службы. Статья 6 дает понять, что временное отсутствие на работе в связи с болезнью или травмой (вне зависимости от их связи с профессиональной деятельностью) не является законным основанием для увольнения. Положения обеих статей применимы и к лицам, инфицированным ВИЧ/СПИДом.

Конвенция N 159 (1983 г.) о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов устанавливает равенство возможностей инвалидов и работников в целом. Статья 4 предусматривает специальные позитивные меры, например, создание особых условий труда или перевод на другую работу, которые позволят им продолжать трудовую деятельность. Очевидно, что положения данной Конвенции применимы для борьбы с ВИЧ/СПИДом на рабочих местах. Рекомендация N 168 (1983 г.) о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов, сопровождающая Конвенцию, предусматривает стратегию и меры общественной защиты работников-инвалидов в сельской местности.

Нормы международного трудового права, регулирующие ведение и заключение коллективных переговоров, также могут применяться в связи с борьбой с ВИЧ/СПИДом посредством коллективных договоров. В связи с этим большой интерес представляют Конвенция N 98 (1949 г.) о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров и Конвенция N 154 (1981 г.) о коллективных переговорах. В этих документах содержится требования к государствам принимать меры, способствующие свободному ведению переговоров между работодателями или организациями работодателей, с одной стороны, и организациями работников, с другой стороны, с целью регулирования условий труда. Таким образом, меры защиты и предотвращения ВИЧ/СПИДа на предприятиях могут быть предусмотрены и локальными нормативными актами.

Значительная часть норм международного трудового права посвящены производственной безопасности и гигиене труда. Конвенция N 155 (1981 г.) о безопасности и гигиене труда устанавливает базовые требования к условиям труда, которые позволяют защитить работника. К таким требованиям относятся предоставление работникам защитной одежды и оборудования за счет работодателя, право работников на перевод на менее тяжелые работы и право работников покинуть место работы, где существует непосредственная и серьезная опасность для их жизни и здоровья. Все перечисленные нормы могут применяться к ВИЧ/СПИДу. Конвенция N 161 (1985 г.) о службах гигиены труда требует от государств, ратифицировавших Конвенцию, проведения ясной и скоординированной государственной политики в данной области. Рекомендация N 171 (1985 г.) о службах гигиены труда содержит перечень мер безопасности на рабочем месте, которые важны в контексте борьбы с ВИЧ/СПИДом. К этим мерам относятся запрет дискриминации в связи с обеспечением безопасности труда, обеспечение конфиденциальности медицинских обследований работников, сотрудничество работника и работодателя при переводе на другую работу, если такой рекомендован в результате медицинского обследования, информирование работника о результатах медицинского обследования, проведение медицинских обследований работников за счет работодателя. Службы гигиены труда должны оказывать соответствующие услуги в области медицинского обследования, насколько это возможно, лицам, работающим не по трудовому договору, например, работникам неформального сектора.

Меры социальной защиты инфицированных ВИЧ/СПИДом предусматривают не только выплаты пособий в связи с потерей трудоспособности в соответствии с Конвенцией N 121 (1964 г.) о пособиях в случаях производственного травматизма, но и защиту от дискриминации, предусмотренную Конвенцией N 102 (1952 г.) о минимальных нормах социального обеспечения.

В мае 2001 г. был принят Свод практических правил МОТ по вопросу "ВИЧ/СПИД и сфера труда". Свод охватывает многие практические вопросы и предлагает механизмы их решения, которые могут быть взяты за основу при создании национальных законов.

Свод определил следующие основные принципы противостояния проблеме ВИЧ/СПИДа в сфере труда: 1) признание ВИЧ/СПИДа проблемой, связанной с рабочим местом; 2) недопущение дискриминации; 3) гендерное равенство; 4) безопасная производственная среда; 5) социальный диалог; 6) запрет скрининга с целью исключения лица из сферы занятости или трудового процесса ; 7) принцип конфиденциальности, т.е. запрет требовать от подавших заявление о приеме на работу или работников предоставления личных сведений, касающихся ВИЧ; 8) запрет рассматривать ВИЧ-инфекцию как основание для прекращения трудовых отношений.; 9) профилактика ВИЧ/СПИДа; 10) уход и поддержка ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом.

"Скрининг - процедура установления заболевания: прямая (анализ на ВИЧ) либо косвенная (оценка поведения, вопросы о проведенных анализах, медицинском лечении)". См.: Там же. С. 8.

МОТ всячески приветствует национальное законотворчество в сфере трудового права, рассматривая его как лучший способ борьбы с распространением вируса и противостояния предрассудкам возникающим о заболевании. Разработка подобного законодательства вне зависимости от темпов распространения заболевания в стране приносит только пользу, т.к. позволяет открыто говорить о проблемах на рабочих местах, защищать работника от дискриминации со стороны работодателя, предотвращать риски заражения и гарантировать участие всех заинтересованных сторон.

Более 20 стран уже приняли законодательство, посвященное трудовым отношениям в связи с ВИЧ/СПИДом . В зависимости от системы права, сложившейся в стране, правовые нормы, регулирующие трудовые отношения с участием лиц, инфицированных ВИЧ/СПИДом, могут быть закреплены в:

- специальных нормативных правовых актах;

- нормативных правовых актах о равных правах;

- нормативных правовых актах о нетрудоспособности или трудовых отношениях, включая своды правил поведения.

Именно государственные органы должны определить, какой из перечисленных типов документов наиболее подходит к национальным особенностям и уровню развития эпидемии в стране.

Принятие специального законодательства о труде ВИЧ-инфицированных характерно для стран, наиболее пострадавших от эпидемии ВИЧ/СПИДа. За последние 25 лет было принято множество законов, преимущественно в южноафриканских странах: Регламент трудовых отношений (ВИЧ и СПИД) Зимбабве 1998 г. (Zimbabwe's Labour Relations (HIV and AIDS) Regulations) (с доп. от 2002 г.), Государственный Кодекс Намибии по ВИЧ/СПИДу и трудовым отношениям (Namibia's National Code on HIV/AIDS and Employment) , Закон Республики Мозамбик о СПИДе (Mozambican AIDS Act) 2002 г., Закон Панамы о половых заболеваниях, ВИЧ и СПИДе (The Panama Act on Sexual Illness, HIV and AIDS) 2000 г., Закон Вьетнама о предотвращении и борьбе с заболеванием ВИЧ/СПИД (The Viet Nam Ordinance on the Prevention and Fight Against HIV/AIDS Infection) 1995 г. и др.

Supplement to the Government Gazette, 14 August 1998.

Government Notice No. 78, published in Government Gazette of 3 April 1998.

Act No. 3 of 5 January 2000.

Ordinance of 313 May 1995.

Ко второй группе нормативных актов может быть отнесен Чрезвычайный закон Румынии N 137/2000 о предотвращении и ответственности за любые виды дискриминации, разд. 2 которого запрещает дискриминацию по ряду оснований, в т.ч. "преследование лиц из неблагополучных категорий населения". Этот термин охватывает "категории населения, которые оказались в менее благоприятном положении по сравнению с большинством граждан в силу своего происхождения, лица, столкнувшиеся с неприятием их обществом и маргинализацией в силу особых жизненных обстоятельств, включая инфицирование ВИЧ/СПИДом". Закон также запрещает дискриминацию этих лиц в сфере труда и занятости.

В ряде стран нет специального законодательства, регулирующего труд лиц, инфицированных ВИЧ/СПИДом. Однако, действующие акты позволяют адекватно защищать права и законные интересы ВИЧ-инфицированных работников. Так, Закон ЮАР о равенстве в трудовых отношениях (South African Employment Equity Act) 1998 г. запрещает дискриминацию по признаку наличия у работника ВИЧ-инфекции.

Act No. 55 of 1998 and Code of Good Practice, issued under that Act as Notice No. R. 1298 in Government Gazette of 1 December 2000.

Закон Великобритании о дискриминации инвалидов 1995 г. запрещает дискриминацию работников или соискателей на должность в связи с инвалидностью во всех областях трудовых отношений. В определении инвалидности специально оговорен ВИЧ/СПИД. Однако Закон охватывает СПИД лишь на симптоматической стадии заболевания. Закон применяется на предприятиях с численностью работников 15 и более человек. Закон обязывает работодателя принимать необходимые меры для того, чтобы помочь работникам-инвалидам, в т.ч. ВИЧ-инфицированным, остаться на работе. С этой целью работодатель должен переоборудовать рабочие помещения, внедрять гибкий рабочий график, предоставлять дополнительное время на лечение, освобождать работников от некоторых трудовых обязанностей, переводить на другую должность. Работодатели несут ответственность за дискриминацию работников даже в тех случаях, когда факт дискриминации имел место без их ведома или одобрения, если только работодатель не предоставит достаточных свидетельств того, что он предпринимал все возможные меры для предотвращения дискриминации (например, реализация политики запрета дискриминации на рабочих местах). Жалобы на действия работодателя могут быть поданы в Трибунал по трудовым делам, который может обязать работодателя компенсировать работнику причиненный моральный ущерб, утраченный заработок и иные расходы. Трибунал может также обязать работодателя выполнить действия для предотвращения или уменьшения негативных последствий дискриминации работника. Закон может быть успешно использован ВИЧ-инфицированными работниками для защиты своих трудовых прав, несмотря на то, что определение инвалидности охватывает далеко не все случаи ВИЧ/СПИДа.

Закон 1990 г. об американцах-инвалидах (вступил в силу с 1994 г.) предусматривает большие возможности для предотвращения и защиты от СПИДа на рабочих местах. Льготы, предусмотренные Законом, защищают работника от риска стигматизации. ВИЧ-инфицированный работник рассматривается как "переквалифицированный", т.е. способный выполнять свои трудовые обязанности при изменениях условий труда или без таковых изменений. Закон обязывает работодателя в рамках его финансовых возможностей совершенствовать оборудование, обновлять программы обучения, устанавливать гибкий рабочий график и дополнительный отпуск по болезни для работников, инфицированных ВИЧ/СПИДом, а также изменять их трудовую функцию.

Работники, больные СПИДом и в связи со стадией заболевания не способные более выполнять свои трудовые обязанности, получают помощь из средств государственного социального страхования либо из средств частной страховки по инвалидности, финансируемой работодателем.

Весьма полезное положение содержится и в Законе США о реабилитации от 1973 г. (с поправками от 1974 г., 1978 г.): "Инвалидность человека означает: 1) (i) ухудшение физического или психического состояния, которое существенно ограничивает одну или более основных жизненных функций человека; (ii) ухудшение физического или психического здоровья включает в себя, но не ограничивается такими заболеваниями и состояниями, как нарушения зрения, речи, слуха, нарушения опорно-двигательной системы, церебральный паралич, эпилепсия, мышечная дистрофия, рассеянный склероз, рак, сердечные заболевания, диабет, слабоумие, нервные расстройства, необучаемость, СПИД (симптоматичный и бессимптомный), туберкулез, наркотическая зависимость и алкоголизм. ". При этом основные жизненные функции означают такие жизненные функции, как "самостоятельный уход за собой, осуществление физических работ, способность ходить, видеть, слышать, говорить, дышать, учиться и работать".

Еще одним примером может служить Закон Китая (и специального административного округа Гонконг) о дискриминации инвалидов 1995 г., который запрещает дискриминацию, притеснения и оскорбления инвалидов в различных областях, включая трудовые отношения и образование. Инвалидность определяется в Законе как наличие в теле человека организмов, которые вызывают или способны вызвать заболевание. Таким образом, ВИЧ/СПИД, в т.ч. бессимптомный, подпадает под это определение. Защита от дискриминации распространяется не только на инвалидов, но и на супругов (официальных или фактических), которые постоянно проживают с инвалидами, на родственников, на лиц, осуществляющих уход за инвалидами, на лиц, с которыми инвалиды ведут деловую или иную деятельность. Закон запрещает работодателю увольнение работника по причине наличия у него/нее ВИЧ/СПИДа. В первую очередь, работодатель обязан определить, способен ли работник в таком состоянии выполнять возложенную на него трудовую функцию. Кроме того, работодатель обязан создать все необходимые условия для того, чтобы помочь работнику выполнить его трудовые обязанности, и оградить работника от притеснений и оскорблений на рабочем месте. Жалобы на нарушения Закона могут подаваться в специальную Комиссию по соблюдению равноправия, которая рассматривает дело и разрешает его путем переговоров с работодателем. Если Комиссии не удается разрешить спор, дело может быть передано в трудовой трибунал. Кроме того, работник вправе обратиться в Комиссию за помощью в реализации собственных прав.

Зарубежный опыт и международно-правовые нормы могут быть учтены при совершенствовании российского законодательства и разработке локальных актов, содержащих нормы трудового права.

Правовое регулирование труда лиц, инфицированных ВИЧ/СПИДом
(Международный и сравнительный аспекты)

Эпидемия ВИЧ/СПИДа началась более 20 лет назад и в настоящее время является одной из наиболее разрушительных в истории человечества. ВИЧ поражает определенные клетки, защищающие организм от различных инфекций, и приводит к развитию СПИДа - клинического состояния, характеризующегося критическим снижением функции иммунной системы и развитием тяжелых заболеваний (таких как пневмония, рак и т.д.). Вирус может попасть в человеческий организм через кровь или слизистые оболочки. Заразившись ВИЧ, человек остается носителем вируса до конца своей жизни и умирает от СПИДа, если не проводится профилактическое лечение. Средняя продолжительность жизни с момента заражения до смерти составляет 12 лет. Несмотря на обширные знания, накопленные специалистами о ВИЧ/СПИДе за последние годы, масштабы эпидемии растут, поражая новые регионы. По данным ЮНЭЙДС на декабрь 2004 г. во всем мире насчитывалось уже 39,4 млн взрослых и детей, живущих с ВИЧ, а 3,1 млн человек умерли от СПИДа*(1).

ВИЧ/СПИД оказывает значительное негативное влияние на занятость и эффективность рынка труда. С одной стороны, происходит сокращение абсолютной численности работающих в связи с ростом смертности. По оценкам МОТ, по всему миру инфицированы ВИЧ как минимум 26 млн человек в возрасте от 15 до 49 лет, т.е. в наиболее активном, с точки зрения трудовой деятельности, возрасте. Они составляют около трех четвертей всех взрослых, живущих с ВИЧ/СПИДом. С другой стороны, снижается производительность труда ВИЧ-инфицированных работников. Несмотря на то, что ВИЧ-инфицированные подвержены воздействию лишь немногих симптомов заболевания и могут выступать на рынке труда почти как здоровые люди, инфицирование ВИЧ отрицательно сказывается на производительности труда. Это воздействие осуществляется как прямо, так и косвенно. Прямыми последствиями являются увеличение продолжительности временной нетрудоспособности ВИЧ-инфицированных работников и снижение работоспособности. Вторичные заболевания, а впоследствии и СПИД, со временем приводят к сокращению участия в трудовой деятельности. Кроме того, беспокойство, необходимость обеспечения систем поддержания жизнедеятельности, ухода на дому и т.д. приводят к снижению производительности труда и сокращению предложения рабочей силы. Таким образом, ВИЧ затрагивает не только самих инфицированных, но и их непосредственное окружение, исключая из полноценной трудовой деятельности.

Заболеваемость ВИЧ/СПИДом оказывает влияние на возрастные и половые характеристики трудовых ресурсов: увеличивается число женщин, детей и стариков, которые сталкиваются с нуждой и социальной незащищенностью.

Поэтому воздействие ВИЧ/СПИДа на занятость населения и рынок труда находится в центре внимания МОТ, которая рассматривает эпидемию СПИДа как проблему, создающую значительные трудности на рабочих местах и угрожающую нормальному развитию производства.

МОТ не принимала специальных Конвенций или Рекомендаций по ВИЧ/СПИДу. Однако существует большое количество документов МОТ, которые предусматривают защиту от дискриминации, предотвращение инфицирования на рабочем месте и которые актуальны для трудового права.

Конвенция N 111, ратифицированная 159 странами-членами МОТ, служит основополагающим документом, закрепляющим равные права людей в сфере труда. Эта Конвенция не только декларирует запрет дискриминации, но и содержит перечень конкретных мер, направленных на удовлетворение потребностей людей, нуждающихся в специальной защите. Кроме того, Рекомендация N 111 (1958 г.) о дискриминации в области труда и занятости предлагает создание соответствующих агентств и консультативных комитетов. в состав которых войдут представители работников, работодателей и других заинтересованных сторон. Деятельность этих агентств и комитетов должна быть направлена на пропаганду и внедрение принципа запрета дискриминации в сфере труда и реализацию специальных программ, например, информационных и образовательных кампаний.

В Конвенции N 158 (1982 г.) о прекращении трудовых отношений представлена международная позиция по вопросу возможного увольнения работника. Ст. 4 устанавливает, что трудовые отношения с работниками не прекращаются, если только не имеется законных оснований для такого прекращения, связанного со способностями или поведением работника или вызванного производственной необходимостью предприятия, учреждения или службы. Ст. 6 дает понять, что временное отсутствие на работе в связи с болезнью или травмой (вне зависимости от их связи с профессиональной деятельностью) не является законным основанием для увольнения.

Положения обеих статей применимы и к лицам, инфицированным ВИЧ/СПИДом.

Конвенция N 159 (1983 г.) о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов устанавливает равенство возможностей инвалидов и работников в целом. Статья 4 предусматривает специальные позитивные меры, например, создание особых условий труда или перевод на другую работу, которые позволят им продолжать трудовую деятельность. Очевидно, что положения данной Конвенции применимы для борьбы с ВИЧ/СПИДом на рабочих местах. Рекомендация N 168 (1983 г.) о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов, сопровождающая Конвенцию, предусматривает стратегию и меры общественной защиты работников-инвалидов в сельской местности.

Нормы международного трудового права, регулирующие ведение и заключение коллективных переговоров, также могут применяться в связи с борьбой с ВИЧ/СПИДом посредством коллективных договоров. В связи с этим большой интерес представляют Конвенция N 98 (1949 г.) о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров и Конвенция N 154 (1981 г.) о коллективных переговорах. В этих документах содержится требования к государствам принимать меры, способствующие свободному ведению переговоров между работодателями или организациями работодателей, с одной стороны, и организациями работников, с другой стороны, с целью регулирования условий труда. Таким образом, меры защиты и предотвращения ВИЧ/СПИДа на предприятиях могут быть предусмотрены и локальными нормативными актами.

Значительная часть норм международного трудового права посвящены производственной безопасности и гигиене труда. Конвенция N 155 (1981 г.) о безопасности и гигиене труда устанавливает базовые требования к условиям труда, которые позволяют защитить работника. К таким требованиям относятся предоставление работникам защитной одежды и оборудования за счет работодателя, право работников на перевод на менее тяжелые работы и право работников покинуть место работы, где существует непосредственная и серьезная опасность для их жизни и здоровья. Все перечисленные нормы могут применяться к ВИЧ/СПИДу. Конвенция N 161 (1985 г.) о службах гигиены труда требует от государств, ратифицировавших Конвенцию, проведения ясной и скоординированной государственной политики в данной области. Рекомендация N 171 (1985 г.) о службах гигиены труда содержит перечень мер безопасности на рабочем месте, которые важны в контексте борьбы с ВИЧ/СПИДом. К этим мерам относятся запрет дискриминации в связи с обеспечением безопасности труда, обеспечение конфиденциальности медицинских обследований работников, сотрудничество работника и работодателя при переводе на другую работу, если такой рекомендован в результате медицинского обследования, информирование работника о результатах медицинского обследования, проведение медицинских обследований работников за счет работодателя. Службы гигиены труда должны оказывать соответствующие услуги в области медицинского обследования, насколько это возможно, лицам, работающим не по трудовому договору, например, работникам неформального сектора.

Меры социальной защиты инфицированных ВИЧ/СПИДом предусматривают не только выплаты пособий в связи с потерей трудоспособности в соответствии с Конвенцией N 121 (1964 г.) о пособиях в случаях производственного травматизма, но и защиту от дискриминации, предусмотренную Конвенцией N 102 (1952 г.) о минимальных нормах социального обеспечения.

В мае 2001 г. был принят Свод практических правил МОТ по вопросу "ВИЧ/СПИД и сфера труда". Свод охватывает многие практические вопросы и предлагает механизмы их решения, которые могут быть взяты за основу при создании национальных законов.

Свод определил следующие основные принципы противостояния проблеме ВИЧ/СПИДа в сфере труда: 1) признание ВИЧ/СПИДа проблемой, связанной с рабочим местом; 2) недопущение дискриминации; 3) тендерное равенство:

4) безопасная производственная среда:

5) социальный диалог; 6) запрет скрининга с целью исключения лица из сферы занятости или трудового процесса*(2); 7) принцип конфиденциальности, т.е. запрет требовать от подавших заявление о приеме на работу или работников предоставления личных сведений, касающихся ВИЧ: 8) запрет рассматривать ВИЧ-инфекцию как основание для прекращения трудовых отношений.; 9) профилактика ВИЧ/СПИДа: 10) уход и поддержка ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом.

МОТ всячески приветствует национальное законотворчество в сфере трудового права, рассматривая его как лучший способ борьбы с распространением вируса и противостояния предрассудкам возникающим о заболевании. Разработка подобного законодательства вне зависимости от темпов распространения заболевания в стране приносит только пользу, т.к. позволяет открыто говорить о проблемах на рабочих местах, защищать работника от дискриминации со стороны работодателя, предотвращать риски заражения и гарантировать участие всех заинтересованных сторон.

Более 20 стран уже приняли законодательство, посвященное трудовым отношениям в связи с ВИЧ/СПИДом*(3). В зависимости от системы права, сложившейся в стране, правовые нормы, регулирующие трудовые отношения с участием лиц, инфицированных ВИЧ/СПИДом, могут быть закреплены в:

специальных нормативных правовых актах:

нормативных правовых актах о равных правах;

нормативных правовых актах о нетрудоспособности или трудовых отношениях, включая своды правил поведения.

Именно государственные органы должны определить, какой из перечисленных типов документов наиболее подходит к национальным особенностям и уровню развития эпидемии в стране.

Принятие специального законодательства о труде ВИЧ-инфицированных характерно для стран, наиболее пострадавших от эпидемии ВИЧ/СПИДа. За последние 25 лет было принято множество законов, преимущественно в южноафриканских странах: Регламент трудовых отношений (ВИЧ и СПИД) Зимбабве 1998 г. (Zimbabwe's Labour Relations (HIV and AIDS) Regulations)*(4) (с дополнениями от 2002 г.), Государственный Кодекс Намибии по ВИЧ/СПИДу и трудовым отношениям (Namibia's National Code on HIV/AIDS and Employment)*(5), Закон Республики Мозамбике СПИДе (Mozambican AIDS Act)*(6) 2002 г., Закон Панамы о половых заболеваниях, ВИЧ и СПИДе (The Panama Act on Sexual Illness, HIV and AIDS)*(7) 2000 г., Закон Вьетнама о предотвращении и борьбе с заболеванием ВИЧ/СПИД (The Viet Nam Ordinance on the Prevention and Fight Against HIV/AIDS Infection)*(8) 1995 г., и др.

Ко второй группе нормативных актов может быть отнесен Чрезвычайный Закон Румынии N 137/2000 о предотвращении и ответственности за любые виды дискриминации, второй раздел которого запрещает дискриминацию по ряду оснований, в т.ч. "преследование лиц из неблагополучных категорий населения". Этот термин охватывает"категории населения, которые оказались в менее благоприятном положении по сравнению с большинством граждан в силу своего происхождения, лица, столкнувшиеся с неприятием их обществом и маргинализацией в силу особых жизненных обстоятельств, включая инфицирование ВИЧ/СПИДом". Закон также запрещает дискриминацию этих лиц в сфере труда и занятости.

В ряде стран нет специального законодательства, регулирующего труд лиц, инфицированных ВИЧ/СПИДом. Однако, действующие акты позволяют адекватно защищать права и законные интересы ВИЧ-инфицированных работников. Так, Закон ЮАР о равенстве в трудовых отношениях (South African Employment Equity Act) 1998 г.*(9) запрещает дискриминацию по признаку наличия у работника ВИЧ-инфекции.

Закон Великобритании о дискриминации инвалидов 1995 г. запрещает дискриминацию работников или соискателей на должность в связи с инвалидностью во всех областях трудовых отношений. В определении инвалидности специально оговорен ВИЧ/СПИД. Однако Закон охватывает СПИД лишь на симптоматической стадии заболевания. Закон применяется на предприятиях с численностью работников 15 и более человек. Закон обязывает работодателя принимать необходимые меры для того, чтобы помочь работникам-инвалидам, в т.ч. ВИЧ-инфицированным, остаться на работе. С этой целью работодатель должен переоборудовать рабочие помещения, внедрять гибкий рабочий график, предоставлять дополнительное время на лечение, освобождать работников от некоторых трудовых обязанностей, переводить на другую должность. Работодатели несут ответственность за дискриминацию работников даже в тех случаях, когда факт дискриминации имел место без их ведома или одобрения, если только работодатель не предоставит достаточных свидетельств того, что он предпринимал все возможные меры для предотвращения дискриминации (например, реализация политики запрета дискриминации на рабочих местах). Жалобы на действия работодателя могут быть поданы в Трибунал по трудовым делам, который может обязать работодателя компенсировать работнику причиненный моральный ущерб, утраченный заработок и иные расходы. Трибунал может также обязать работодателя выполнить действия для предотвращения или уменьшения негативных последствий дискриминации работника. Закон может быть успешно использован ВИЧ-инфицированными работниками для защиты своих трудовых прав, несмотря на то, что определение инвалидности охватывает далеко не все случаи ВИЧ/СПИДа.

Закон 1990 г. об американцах-инвалидах (вступил в силу с 1994 г.) предусматривает большие возможности для предотвращения и защиты от СПИДа на рабочих метах. Льготы, предусмотренные Законом, защищают работника от риска стигматизации. ВИЧ-инфицированный работник рассматривается как "переквалифицированный", т.е. способный выполнять свои трудовые обязанности при изменениях условий труда или без таковых изменений. Закон обязывает работодателя в рамках его финансовых возможностей совершенствовать оборудование, обновлять программы обучения, устанавливать гибкий рабочий график и дополнительный отпуск по болезни для работников, инфицированных ВИЧ/СПИДом, а также изменять их трудовую функцию.

Работники, больные СПИДом, и в связи со стадией заболевания не способные более выполнять свои трудовые обязанности, получают помощь из средств государственного социального страхования либо из средств частной страховки по инвалидности, финансируемой работодателем.

Весьма полезное положение содержится и в Законе США о реабилитации от 1973 г. (с поправками от 1974 г. 1978 г.): "Инвалидность человека означает: 1) (i) ухудшение физического или психического состояния, которое существенно ограничивает одну или более основных жизненных функций человека; (ii) ухудшение физического или психического здоровья включает в себя, но не ограничивается такими заболеваниями и состояниями, как нарушения зрения, речи, слуха, нарушения опорно-двигательной системы, церебральный паралич, эпилепсия, мышечная дистрофия, рассеянный склероз, рак, сердечные заболевания, диабет, слабоумие, нервные расстройства, необучаемость, СПИД (симптоматичный и бессимптомный), туберкулез, наркотическая зависимость и алкоголизм. ". При этом основные жизненные функции означают такие жизненные функции, как "самостоятельный уход за собой, осуществление физических работ, способность ходить, видеть, слышать, говорить, дышать, учиться и работать".

Еще одним примером может служить Закон Китая (и специального административного округа Гонконг) о дискриминации инвалидов 1995 г., который запрещает дискриминацию, притеснения и оскорбления инвалидов в различных областях, включая трудовые отношения и образование. Инвалидность определяется в Законе как наличие в теле человека организмов, которые вызывают или способны вызвать заболевание. Таким образом, ВИЧ/СПИД, в т.ч. бессимптомный, подпадает под это определение. Защита от дискриминации распространяется не только на инвалидов, но и на супругов (официальных или фактических), которые постоянно проживают с инвалидами, на родственников, на лиц, осуществляющих уход за инвалидами, на лиц, с которыми инвалиды ведут деловую или иную деятельность. Закон запрещает работодателю увольнение работника по причине наличия у него/нее ВИЧ/СПИДа. В первую очередь, работодатель обязан определить, способен ли работник в таком состоянии выполнять возложенную на него трудовую функцию. Кроме того, работодатель обязан создать все необходимые условия для того, чтобы помочь работнику выполнить его трудовые обязанности, и оградить работника от притеснений и оскорблений на рабочем месте. Жалобы на нарушения Закона могут подаваться в специальную Комиссию по соблюдению равноправия, которая рассматривает дело и разрешает его путем переговоров с работодателем. Если Комиссии не удается разрешить спор, дело может быть передано в трудовой трибунал. Кроме того, работник вправе обратиться в Комиссию за помощью в реализации собственных прав.

Зарубежный опыт и международно-правовые нормы могут быть учтены при совершенствовании российского законодательства и разработке локальных актов, содержащих нормы трудового права.

ассистент Президента компании

"СТС Медиа", соискатель кафедры

трудового права юридического

факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

"Кадровик. Трудовое право для кадровика", N 1, январь 2007 г.

*(1) Ежегодный доклад "Развитие эпидемии СПИДа: декабрь 2004". Объединенная программа Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС) / Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Женева, 2004. С. 3.

*(2) "Скрининг - процедура установления заболевания: прямая (анализ на ВИЧ) либо косвенная (оценка поведения, вопросы о проведенных анализах, медицинском лечении)". См.: Там же. С. 8.

*(4) Supplement to the Government Gazette, 14 August 1998.

*(5) Government Notice No. 78, published in Government Gazette of 3 April 1998.

*(7) Act No. 3 of 5 January 2000.

*(8) Ordinance of 313 May 1995.

*(9) Act No. 55 of 1998 and Code of Good Practice, issued under that Act as Notice No. R. 1298 in Government Gazette of 1 December 2000.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Журнал из 5 тетрадей: "Кадровик. Кадровое делопроизводство", "Кадровик. Кадровый менеджмент", "Кадровик. Официальные документы и нормативные акты для кадровика", "Кадровик. Рекрутинг для кадровика", "Кадровик. Трудовое право для кадровика".

Входит в перечень изданий ВАК.

Адрес: 125040, Москва, а/я 1 ИД "Панорама"

Тел.: (495) 250 76 87, (495) 250 75 24

Индексы на подписку:

- по каталогу агентства "Роспечать" - 80757;

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.