Михаи л дави дович давы дович александро вич

⁣Михаил Александрович Белла, Белла Донна (Г.Винклер - Е.Агранович)

Брониславе-спасибо за ролики!

А вот какая прелестная Колыбельная!!

Колыбельная (М.Блантер - М.Исаковский)

А вот ещё))
Спасибо, Сергей!
⁣Неаполитанская песня. НД 1968-9.
Концертный ансамбль ВРК, дир. Л. Пятигорский.
Запись: декабрь 1947 года. Первое издание на долгоиграющей грампластинке: 1954 г.
Переиздание между 1969-1970 годами. Апрелевский завод.

ПАМЯТИ ВЕЛИКОГО ПЕВЦА

⁣Михаил Давидович Александрович


Есть голоса, которые раз услышав, не забудешь никогда.

Такой голос был у Михаила Александровича. Он погружал слушателей в состояние эйфории. Внимая ему, хотелось плакать и любить. Этому голосу были подвластны люди всех возрастов, национальностей, религий и рас. Им можно было укрощать диких зверей. Ему подчинялись высоколобые меломаны и колхозники, слыхом не слыхавшие ни о Чайковском, ни о Шумане. Это был, воистину божественный голос, и, само собой разумеется, обладатель этого голоса должен был быть высоким красавцем, похожим на актера Столярова, довоенного кумира моего поколения.

Я согласилась, хотя меня не совсем удовлетворил его ответ: чары в голосе Миши Александровича появились задолго до того, как он стал брать уроки бельканто у Беньямино Джильи в Риме.

Они появились, когда Мише было четыре года. Отец, музыкант-самоучка, заметил необычайную одаренность мальчика. Из-за Миши многодетная и нищая еврейская семья переехала из села Биржи в Ригу, где мать открыла небольшой ресторан, позволявший кое-как сводить концы с концами, а отец всецело посвятил себя музыкальному воспитанию сына. Мише еще не было семи лет, когда отец привел его в Еврейскую народную консерваторию. Господин Вайсбейн, руководитель дирижерско-хорового класса, категорически отказался прослушать нового абитуриента: мальчик выглядел слабеньким и болезненным. На вид ему можно было дать не больше пяти лет. Но переупрямить отца было трудно: снова и снова он приводил Мишу в консерваторию и так надоел г-ну Вайсбейну, что тот сдался, чтоб раз и навсегда отвадить назойливого посетителя.

Михаил Александрович вспоминает:

Концертирование по Европе продолжалось четыре года с феноменальным, беспрецедентным успехом. Семейный бизнес тем временем пришел в упадок, и Миша стал единственным кормильцем семьи в семь человек. В 1925 году Миша с отцом отправились покорять Америку. У них не было официального вызова, а виза давала право добраться только до Эллис-Айленда. Молодой преуспевающий импресарио Сол Юрок, суливший золотые горы, отвернулся от них. Богатый американский дядюшка поскупился внести за них залог. Кроме того, по американским законам детям до 16 лет запрещалось публично выступать. Америке не суждено было открыть миру гений Миши Александровича: после восьминедельного ожидания в заточении на Эллис-Айленде их депортировали на том же корабле, на котором они приехали.

учителя, врачи, это понимали родные. Это была великая жертва во имя будущего, и родители ни минуту не сомневались в разумности принятого решения. Семья впала в полную нищету, и никто из недавних поклонников и спонсоров еврейской общины Риги ничего не сделал, чтобы помочь ей пережить трудное время. Бывали дни, когда детям на завтрак в школу давали кусок хлеба, присыпанный сахаром. Хозяева угрожали выселением, лавочники не давали в кредит, в доме не было ни крошки еды. Отец, отчаявшись помочь семье, повесился. Мать, мучимая предчувствием, вернулась с полдороги домой и вынула его из петли.

В эту минуту кончилось детство Миши Александровича.

В СССР Александрович стал известен с весны 1941 года, когда вся Прибалтика была освобождена и присоединена к Советскому Союзу. С канторством было покончено, но открылась широкая возможность для концертирования по всей стране и выступлений по радио.

Миша с восторгом принял советскую власть, расширившую его аудиторию от Черного моря до Тихого океана. Советская власть была к нему милостива. Всю войну он провел на фронтах, выступая с фронтовыми бригадами на переднем крае, неизменно во фраке, галстуке-бабочке и лакированных туфлях.

В январе 1971 года заслуженный артист РСФСР, лауреат сталинской премии Михаил Александрович подал документы на выезд в Израиль. Власти были в замешательстве. Они явно перегнули палку. Они думали, что певец будет терпеть. Это был первый случай, когда эмигрировал актер такого ранга и такой популярности. Власти боялись прецедента, но он возник: следом потянулись и другие. Между тем, отказ следовал за отказом. Александровичей мучили год, и, наконец-то, разрешение! Уезжали всем кланом: Михаил с семьей из Москвы, братья с семьями и мать — из Риги.

И все-таки, в закатные годы судьба сжалилась над великим артистом, страдавшим от своей невостребованности: грянула перестройка, рухнул железный занавес, и директор некоего концертного объединения позвонил ему в Мюнхен с предложением выступить в России. Это предложение застало Александровича врасплох: ведь он, как и все уезжавшие в те годы, был заклеймен предателем родины. Он не помнил зла, которое причинила ему мачеха-родина, но был уверен, что назад дороги нет. Кроме того, он не был уверен, что публика его помнит.

Он все-таки рискнул, приехал, чтобы принять участие в международном фестивале, весь сбор от которого шел на покупку колясок для инвалидов Отечественной войны. В Одессе два концерта были даны на стадионе. На первом присутствовало 15 тысяч человек, на втором — 25. Кроме этого он дал три концерта в филармонии. В первый приезд он дал всего 13 концертов, в два последующих — по 24.


Великий еврейский певец двадцатого века

(К 95-летию Михаила Александровича)

Первая, но прочная любовь…

Наступил незабываемый май 1945 года – год победы со слезами на глазах.

Евреи оплакивали не только близких, но и свой народ.

Спектакль, организованный правительством, удался на славу, его повторили через год, а потом заслуженному артисту РСФСР Александровичу запретили выступления в синагоге. Его еврейский вокал на этом кончился, если не считать исполнения двух песен на каждом концерте – право, на котором он настоял.

Мне посчастливилось трижды восторгаться живым голосом артиста в концертных залах Москвы и Киева.

Сначала за рояль усаживалась красивая дородная пианистка – аккомпаниатор; наступала минута тишины, и грохот аплодисментов сопровождал выход небольшого ростом сосредоточенного певца.

Его пение поражало музыкальностью, очарованьем бархатного голоса, виртуозностью исполнения и безупречной артикуляцией; еврей, уроженец Риги, он обладал изысканной русской литературной речью;

Многие, как и я коллекционировали его пластинки с записями неаполитанских и других народных песен, романсов, арий из опер для лирического тенора.

Всего он записал 70 пластинок, тиражом (согласно официальным документам!) в 22 млн. экземпляров.

Петь ему разрешали только по-русски; но нет худа без добра – над его программами работали лучшие советские переводчики.

Несмотря на трудности, характерные для многих наиболее одарённых советских артистов, возьму на себя смелость сказать, что советский период оказался для Михаила Александровича наиболее плодотворным.

Военные годы принесли молодому артисту начало всенародной любви слушателей. Он обрёл и личное счастье, женившись на Рае Левинсон. Позже у них родилась дочь Илона.

Превозмогая трудности, он утвердил себя, в качестве лучшего камерного певца огромной страны; показал свою бескомпромиссность в решении творческих вопросов; к нему пришла подлинная слава.

Замечательные мемуары помогли мне написать этот очерк.


В начале шестидесятых годов концерты Александровича передавались по три-четыре раза в неделю, он широко концертировал по стране, но к концу шестидесятых годов перестали издавать его пластинки, ограничивали гастроли и уменьшали гонорары. Началась компания шельмования певца.

Большую травму нанесли Александровичу в 1959 году, заставив с группой артистов выступить в Париже для пропаганды еврейской культуры, которая при Сталине была растоптана. Как всегда выступления оказались триумфальными, но певца унизила роль мистификатора.

Ему перекрыли выступления по телевидению, перестали издавать пластинки.

В стране при Хрущёве и Брежневе нарастал государственный антисемитизм, а Александрович давал отпор всем чиновникам и руководителям, которые пытались его унизить.

Я оказался свидетелем одного из конфликтов певца в Киеве. Были анонсированы его выступления в Киевской филармонии, распроданы билеты, но после приезда Александровича выяснилось, что из программы концертов исключены две еврейские песни. Он отказался выступать, и администрации пришлось перед ним извиниться.

Исполнение песен на идиш вызвало овацию, аплодисменты долго не смолкали; но после этого случая в Киев его не приглашали.

Великого певца выдавливали из страны, и он начал добиваться эмиграции.

Первый в мире вокальный вундеркинд

Видя уникальную одарённость ребёнка, Вайсбейн, композитор Соломон Розовский и директор профессор Квартин решили зачислить мальчика в детскую группу консерватории, где под руководством Доры Браун он стал изучать сольфеджио, игру на рояле и освоил технику чтения нот.

Александрович в свой книге много говорит об ошибках в обучении юных вокалистов, чьи голоса еще физиологически не сформировались – о трагедии выдающегося юного певца Робертино Лоретти и сотен учеников из знаменитого хора Свешникова при Московской консерватории, которых заставляли петь после четырнадцати лет…

Камерный певец или кантор?

Чтобы помочь семье Миша в 1924-1926 годах с большим успехом выступал в Латвии, Литве, Эстонии, Польше, Германии. В эти годы он пел на русском, немецком, латышском и идиш.

Мастер-классы у Джильи сыграли важнейшую роль в последующей вокальной акции Александровича, соединившего еврейский вокальный стиль хазанут с итальянским бельканто.

С большим юмором написаны главы, в которых рассказано о канторской деятельности молодого певца, начавшейся, когда ему было 20 лет.

Профессия кантора была принята Мишей, как уступка отцу и для оказания помощи семье. Отца он постоянно вспоминал со словами любви и глубокой благодарности – он вывел Мишу в люди, с огромным тактом и умением лелеял его талант, ради которого готов был отдать жизнь.


Последним, что удерживало молодого кантора в Манчестере, была интересная музыкальная жизнь, но несносные руководители синагоги настаивали на женитьбе, и певец окончательно расстался с опостылевшим английским городом и перебрался в Ковно, поближе к родным.

Ковенская синагога, более демократичная, разрешила молодому кантору организовывать концерты и даже выступать в опере; на свои концерты он даже приглашал оперных артистов, но это вызвало раздражение ортодоксальных евреев. Их особенно возмущала светская жизнь кантора, отсутствие у него бороды и превращение синагоги в концертный зал.

Пришлось вмешаться главному раввину Каунаса Шапиро, объяснившему ортодоксам, что Александрович своей музыкальной деятельностью резко увеличил посещаемость синагоги, сделал службу более современной и понятной для нового поколения прихожан. Им понравился сплав знакомых напевов с итальянским бельканто.

Успех в карьере кантора не поколебали твёрдого решения Михаила стать камерным певцом – родной стихией для него станет концертная эстрада.

Здесь уместно вновь обратиться к журналисту Леониду Махлису, знатоку вокального творчества Александровича, редактору и издателю его книги, который заканчивает работу над монографией о жизни и творчестве певца.

Важнейшим классическим источником обогащения хазанута стала для Александровича музыка итальянского бельканто.

Созданный им сплав можно назвать гениальным.

В октябре 1971 г . М. Александрович с семьей выехал на постоянное жительство в Израиль, а в 1974 г . переехал в США.

После отъезда из СССР он с успехом концертировал в Тель-Авиве, Нью-Йорке, Торонто, Рио-де-Жанейро, Сиднее и Буэнос-Айресе, выступал с канторским пением в синагогах. На Западе певец выпустил 7 сольных и множество сборных компактных дисков и кассет с записями оперных арий, русских романсов, еврейских традиционных песен, сложнейших канторских псалмов и гимнов.

В 1989 году (19 лет спустя после эмиграции) по приглашению Госконцерта и Союза театральных деятелей Александрович совершил первое турне по бывшему Союзу. Потом ещё несколько раз повторял приезды. Побывал в Москве и Ленинграде, Харькове и Одессе, Запорожье, Днепропетровске, Магадане. Его встречали переполненные залы и трибуны стадионов, сотни тысяч поклонников с цветами и слезами на глазах. Как тогда на фронте, в сталинские и хрущевско-брежневские годы.

Многие люди моего поколения не дождались этих прощальных концертов, но они явились открытием для тысяч молодых людей, которым удастся прослушать его аудиозаписи – старые песни и арии, и еврейскую музыку, с которой они ещё не знакомы.

Странный феномен. Теперь в старости неаполитанские песни в исполнении Паваротти, Боттичелли или Доминго я воспринимаю на слух в русских переводах, сделанных когда-то для Александровича.

Он умер в Мюнхене, 3 июля 2002 года, не дожив три недели до 88-летия.

Миша Александрович пел о Сталине и о партии когда приказывали, но это было относительно редко. Я думаю что его выбор камерного пения в СССР было своего рода внутренней эмиграцией. Он не хотел отождествлять себя с режимом, но был осторожен и пел почти всегда о любви.

Может быть эта статья сыграет свою роль в повышении интереса к творчеству замечательного певца.

село Биржи,
Люцинский уезд,
Витебская губерния,
Российская империя

камерный певец, хазан, исполнитель еврейских народных песен

Сталинская премия (1948), заслуженный артист РСФСР (1947)

Александр́ович Михаил ("Миша"; 1914, Берзпилс, Латвия, – 2002, Мюнхен, Германия), певец (тенор), хазан.

Содержание

Ранние годы

Отец Миши любил музыку и призывал всех своих детей петь. Но особый талант Миши был настолько впечатляющим, что отец счел необходимым отправить его в рижскую Еврейскую народную консерваторию, где в возрасте семи лет он начал изучать теорию, фортепиано и репертуар. Пению обучался у Е. Вайсбейна и С. Зегора, а также у Р. Ратнер.

Он обладал красивым, сильным голосом — высоким альтом. Концертную деятельность начал с девятилетнего возраста, как вундеркинд, в Риге и городах Прибалтики. До периода ломки голоса выступал во многих странах Европы и в США. Исполнял оперные арии, классические песни немецких и романсы русских композиторов, еврейские авторские и народные песни.

Работа кантором

В 1930 году он встретил Мойше Кусевицкого. Великий кантор призвал Мишу продолжить изучение канторского пения, и они стали выступать вместе. В 1932 г. впервые выступил, как кантор в Старо-новой синагоге города Риги.

В эти же годы продолжал совершенствовать свое певческое мастерство и овладевать стилем бельканто во время кратковременных поездок в Италию, периодически совершенствуясь в Риме у Б. Джильи и гастролировал в Европе. В своем канторском искусстве Александрович следовал традициям Ш. Розовского, сочетая еврейские фольклорные мелодии и элементы литургии с достижениями европейской музыки. В исполнении хазанута сочетал синагогальные традиции с бельканто.

Жизнь в СССР

С 1940 г. жил в СССР. В 1940 г. — солист Минского радио, с 1941 г. — артист Всесоюзного концертного объединения. Выступал во многих городах Советского Союза, во время Второй мировой войны — на фронтах. В 1944 г. с огромным успехом дебютировал в Москве). После этого он получил большое число наград, и стал знаменит на всю страну.

Александрович концертировал как солист, выступая с пианистами, камерными ансамблями и симфоническими оркестрами. В его репертуаре, наряду с классическими оперными и камерно-вокальными произведениями, были редко исполняемые сочинения композиторов эпохи барокко (Перселла, Вивальди, Баха), неаполитанские песни, песни и романсы советских композиторов. Часть программы концертов Александровича всегда состояла из еврейской музыки.

Александрович обладал красивым, широким по диапазону и богатым нюансами тенором, совершенной вокальной техникой и исключительной дикцией. Все сочинения он исполнял на языках оригинала.

Получил в 1947 г. звание заслуженного артиста РСФСР, а в 1948 г. стал лауреатом Сталинской премии. Тем не менее, он был вынужден прекратить работу кантора и сокращать свой еврейский репертуар после 1946 года, и ему не было позволено свободно передвигаться за пределами страны.

Антисемитские преследования и репатриация в Израиль

В конце 1960-х гг. как активный пропагандист еврейской культуры подвергся гонениям: резко уменьшилось число концертов, в Москве концерты проходили только изредка.

Он обратился за выездной визой в Израиль в 1970 году, но ему неоднократно отказывали. Только в октябре 1971 года, после вмешательством премьер-министра Израиля Голды Меир и генерального секретаря ООН У Тана ему, наконец, разрешили эмигрировать в Израиль.

В 1971 г. Александрович переехал в Израиль. Он стал главным хазаном синагоги в Рамат-Гане. До 1973 г. был хазаном в синагогах Тель-Авива.

В декабре 1972 года он участвовал в "Ночи звезд" в Мэдисон сквер гарден в Нью-Йорке, вместе с Жаном Пирсом и Теодором Бикелем. С 1972 по 1997 год он гастролировал по всей Северной Америке, Австралии, Южной Америке и Европе.

Работа в США и других странах

После войны Судного дня в 1973 году Александрович эмигрировал в Америку, где он работал в качестве кантора и давал концерты.

С 1975 г. исполнял обязанности хазана в еврейских общинах: в 1975–79 гг. — в Канаде, в 1979–90 гг. — в США (в 1979–83 гг. — в Нью-Йорке, в 1983–90 гг. — в Лос-Анджелесе), с 1990 г. и до конца жизни — в Германии.

Продолжал концертировать, выступая в Тель-Авиве, Нью-Йорке, Рио де Жанейру, Сиднее, Торонто, Буэнос-Айресе и других городах. Записал семь дисков, в которые вошли еврейские литургические сочинения и светские песни, оперные арии и русские романсы. Занимался этим почти до самой смерти.

После краха советского коммунизма Александрович вернулся в бывший Советский Союз и дал сорок концертов с полным аншлагом.


Михаил Давидович Александрович

Михаил Александрович родился 23 июля 19 14 года в бедной еврейской семье в небольшом латвийском селе Берспилс близ Риги.

В 1934 году Александрович заканчивает в Риге Еврейскую народную консерваторию и, выдержав конкурс, уезжает на три года в Англию на должность главного кантора Манчестерской синагоги. Канторское пение - хазанут - имеет недолгую историю, и лишь в начале ХХ века появились певцы с профессиональной вокальной подготовкой, что, конечно, обогатило и облагородило этот вид музыкального искусства, совсем почти неизвестного в России. В 1937 году Александрович перебрался в Каунас, поближе к родным. В этот период ему удалось даже съездить в Италию и брать уроки вокального мастерства у великого Беньямино Джильи. Некоторое время артисту с успехом удавалось совмещать религиозные богослужения со светской концертной деятельностью.

Однако эстрада все же пересилила. А присоединение в 1940 году государств Балтии к СССР, казалось, вообще положило конец его канторству. Александрович стал советским артистом и был зачислен в штат ВГКО (Всесоюзное гастрольно-концертное объединение).

С весны 1941 года началась совсем другая, советская артистическая жизнь молодого певца, ставшего сразу любимцем у новой публики.

Но все перевернула война. Началась трудная военная жизнь в гастрольных поездках по стране, с концертами в госпиталях, фронтовых артистических бригадах. В военные годы Миша нашел свою единственную любовь Раечку Левинсон (вместе они прожили более 60 лет). 5 июля 19 43 года в Доме Союзов прошел с огромным успехом его первый московский концерт.

В послевоенные годы артистическая судьба М.Александровича складывалась очень счастливо. Он стал всенародно известным, исключительно удачно концертировал по великой стране, пел в филармониях, заводских клубах и на стройках, в цехах и в колхозах, под открытым небом. Репертуар певца обогатился песнями народов СССР на их языках, песнями советских композиторов. Но стержнем почти всех его концертов оставались прекрасные лирические неаполитанские песни на русском языке, вызывавшие бурный восторг у слушателей: певец был лучшим их исполнителем. Кроме того, в каждую свою программу Михаил Давидович включал самые разные песни народов мира, русские романсы, популярные оперные арии, произведения западноевропейских авторов, еврейские народные песни.

В 1947 году он уже заслуженный артист РСФСР. Несколько раз ему пришлось выступать перед "отцом всех народов", в его активе имелись на подобные случаи такие песни, как, например, панегирик А.Новикова "Любимый Сталин", и даже целая программа - "Борьба за мир в творчестве советских композиторов".

В 1948 году он получает Сталинскую премию. Слава всенародного любимца не давала покоя завистникам-коллегам и начальствующим чинам из Министерства культуры и Москонцерта, его посадили на бессрочную "гастрольную диету", т.е. по причине еврейского происхождения он просто-напросто стал "невыездным".

В конце 60-х годов прекратились телевизионные трансляции выступлений, резко сократили число концертов (под предлогом борьбы с "баснословными гонорарами"), всё реже звучал голос Александровича по радио, перестали выходить пластинки. В отношении к легендарному певцу дошло до того, что руководитель Москонцерта решил устроить только ему одному унизительное прослушивание на комиссии Минкультуры на право давать сольные концерты. Это уже было неслыханным оскорблением.

Устроенная ему обструкция фактически оторвала певца от публики, интерес к нему упал, он стал терять здесь свое артистическое лицо. В 1970 году М.Александрович получил вызов из Израиля и сразу же попал в черный "список". Его концертная деятельность была полностью пресечена, его имя было напрочь вычеркнуто из списков "разрешенных" исполнителей, все официальные записи его пения на радио и телевидении размагничены (сохранились лишь архивные и в собраниях коллекционеров), а грампластинки, до того выпускавшиеся миллионными тиражами, были изъяты из продажи и уничтожены. 29 октября 1971 года М.Д.Александрович с семьёй покинул СССР. Золотая страница из истории советского искусства была вырвана.

Михаил Давидович жил в Израиле, США, Канаде, Германии. Везде он продолжал свою неиссякаемую творческую деятельность камерного певца и великолепного, никем не превзойденного синагогального кантора, вызывая неизменное восхищение слушателей.

Он объездил весь мир с концертными программами. В период перестройки и после распада СССР Михаил Давидович смог встретиться вновь со своими почитателями в нашей стране - в 1989 - 1992 годах он совершил три больших турне по России и Украине с четырьмя десятками концертов, уже в качестве иностранного гастролера, сохранившего, несмотря на почтенный возраст, прекрасную артистическую форму и голос. 26 мая 1997 года в Большом зале Московской консерватории состоялся его последний прощальный концерт.

В апреле 2000 года в честь 85-летия М.Д.Александровича в Москве были проведены два творческих вечера в Доме-музее Ф.И.Шаляпина и в Российском Фонде культуры (этот вечер имел знаковое название "Возвращение легенды"). К сожалению, заболевший тогда певец не смог на них присутствовать.

В последние годы жизни жестокая судьба наряду с многими недугами нанесла певцу тяжелейший удар - он почти потерял зрение и слух. Михаил Давидович с печалью высказался по этому поводу: "Еврейский Бог - большой мастер все уравновешивать: за мою счастливую молодость я получил от него такую страшную старость".

3 июля 2002 года Михаил Давидович умер.

  • (0)
  • Вязание крючком-кардиганы,жакеты,пальто (725)
  • Вязание крючком - кофточки с коротким рукавом (486)
  • ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ - КОФТОЧКИ (235)
  • Вязание крючком-туники (312)
  • Вязание крючком-юбки,костюмы (361)
  • ВЯЗАНИЕ - ПЛАТЬЯ (369)
  • БАБУШКИН КВАДРАТ (74)
  • Вязание спицами-кардиганы,жакеты,пальто (820)
  • Вязание спицами - кофточки с коротким рукавом (232)
  • Вязание спицами-кофточки (414)
  • Вязание спицами-туники (337)
  • Вязание спицами - юбки,костюмы (81)
  • Вязаные цветы (163)
  • Вязаные манишки,шарфики,шляпки (373)
  • Вязаные жилеты(спицы+крючок) (274)
  • вязание-узоры спицы (271)
  • вязание узоры крючком (363)
  • фриформ (4)
  • Ирландское вязание (363)
  • Вязание-советы (799)
  • Салфетки,скатерти (432)
  • сумки,косметички (294)
  • Вязание - тапочки, носочки (201)
  • Вязаные игрушки (120)
  • КУКЛЫ (64)
  • Рукодельные украшения (50)
  • разное для дома (351)
  • Комплект для ванной (62)
  • Коврик (96)
  • Рукоделия разные (265)
  • История вещей (6)
  • СТИЛЬ (59)
  • ДЕКУПАЖ. (1920)
  • ДЕКУПАЖ - ШКАТУЛКИ (319)
  • Декупаж-бутылки (87)
  • КАРТИНКИ ДЛЯ ДЕКУПАЖА (2004)
  • Картинки для декупажа--цветы (442)
  • Картинки для декупажа--Китай,Япония и др. (200)
  • Картинки для декупажа--дом. (84)
  • Картинки для декупажа--иллюстрации,детское (525)
  • Картинки для декупажа-ЧЕРНО-БЕЛОЕ. (95)
  • Картинки для декупажа- ЖИВОТНЫЕ . (7)
  • Картинки для декупажа--фоны,бумага,рамочки (398)
  • Картинки для декупажа--лошади,собаки (67)
  • Картинки для декупажа- ЧАСИКИ.. (20)
  • Картинки для декупажа- КУХОННОЕ. (10)
  • Картинки для декупажа--дек.карты (62)
  • Новогодне-рождественское (253)
  • Вербно-пасхальное (105)
  • Ретро реклама,обложки. (85)
  • ДОМИКИ,ЗАМКИ (44)
  • Живопись (436)
  • Ретро -- дамы (46)
  • Ретро - мода (32)
  • Ретро - дети (25)
  • Старые открытки (200)
  • Старое фото (168)
  • Городской пейзаж (145)
  • Пейзажное (89)
  • Натюрмортное (73)
  • винтаж (184)
  • Коробочки (122)
  • Шкатулки (53)
  • ФОТО (17)
  • ИНТЕРЬЕРНОЕ (203)
  • мебель (63)
  • Холодный фарфор,соленое тесто (24)
  • газеты,картон (217)
  • Скрапбукинг (108)
  • Кулинария - овощи (66)
  • Кулинария (мясо) (98)
  • Кулинария (рыба) (112)
  • Кулинария - селедка (24)
  • Кулинария-картофель (33)
  • Кулинария (салаты) (38)
  • Кулинария-курица (153)
  • Пирог с капустой (65)
  • Пирог с яблоками (280)
  • Кулинария-творог (189)
  • Кулинария (пироги-не сладкие) (177)
  • Кулинария-пирог с мясом (23)
  • Кулинария (пирог с грибами) (24)
  • Кулинария - печенье (257)
  • Кулинария - кексы (171)
  • кулинария( блины,оладьи) (284)
  • Кулинария - запеканки (112)
  • Кулинария (сладкое) (264)
  • Кулинария--мороженое (40)
  • Кулинария - тесто (68)
  • Кулинария--напитки (107)
  • Кулинария (разное) (271)
  • Кулинария - - - советы (86)
  • Домоводство (202)
  • Косметика (141)
  • Цветы (47)
  • юмор (128)
  • Аудиокниги, радиоспектакли (567)
  • Литературное (44)
  • Кино (692)
  • Не совсем кино (153)
  • Старое ТВ (30)
  • Театр на экране (124)
  • ЗВЕЗДЫ (42)
  • ЖЗЛ (12)
  • НАШЕ НАСЛЕДИЕ (8)
  • Война (32)
  • Религия (72)
  • Здоровье (591)
  • МУЗЫКАЛЬНОЕ . (748)
  • МУЗностальгия (389)
  • МУЗклассика (134)
  • Города и страны (214)
  • Сады и парки (22)
  • ДУПЛЕТ (402)
  • Журналы (431)
  • Журналы-японцы (268)
  • про жизнь (625)
  • ххх (58)
  • поздравления (35)
  • кошки (335)
  • САНКТ-ПЕТЕРБУРГ (398)
  • История (54)
  • игры (15)
  • СТИХИ (1231)
  • Красивое разное (34)
  • Антиквариат (148)
  • Ювелирное (29)
  • Фарфор,керамика (74)
  • КОМПЬЮТЕРНОЕ (142)
  • Спасибо, пожалуйста, смайлики (29)
  • Фоны, схемы для дневника (170)
  • ПОЛЕЗНОЕ (93)
  • РАЗНОЕ (14)
  • английский (11)

Поёт Михаил Александрович.

"Еврейский Бог - большой мастер все уравновешивать: за мою счастливую молодость я получил от него такую страшную старость".


Михаил Давидович Александрович родился 23 июля 1914 года в селе Берспилс (Латвия).

Родители М. Александровича работали на сельском постоялом дворе, обслуживали корчму и торговую лавку.

Отец, музыкант-самоучка, прививал своим детям любовь к музыке, учил их пению и игре на скрипке. Особое внимание он стал уделять четырехлетнему Мише, у которого обнаружил чистый и сильный голос, великолепную музыкальную память и отличный слух.

Родители понимали, что в деревенских условиях талант сына зачахнет и что необходимо поселиться в большом городе, где опытные педагоги сумеют развить музыкальные способности маленького Миши.

И в 1921 году семья Александровичей, в которой было уже пятеро детей, перебралась в столицу Латвии - Ригу.

В том же 1921 г. Михаил Александрович стал учиться в Народной еврейской консерватории.

В течение первого года занятий педагоги подготовили с Мишей разнообразную и обширную программу. В ней были песни Шуберта, Шумана, романсы Грига, Римского-Корсакова, Гречанинова, Гуно, еврейские народные песни и песни еврейских композиторов - Мильнера, Шкляра, Ямпольского. Часть произведений М. Александрович готовил на немецком языке (например, песни Шуберта), большинство же вещей пел на русском и на идиш.

19 октября 1923 г. в Риге состоялся первый публичный концерт девятилетнего Михаила Александровича, прошедший с большим успехом. Для того чтобы публика, сидевшая в задних рядах, могла увидеть маленького артиста, он пел, стоя на стуле.

После первых концертов в Риге осенью 1923 г. газета "Ригаше нахрихтен" писала: "Что же касается девятилетнего певца Миши Александровича, о чьем феноменальном даровании надо много писать, то он не имеет себе равных среди вундеркиндов. Его первое появление на сцене вызвало - иначе и быть не могло - всеобщее изумление и восторг. Человек, не присутствовавший на концерте, просто не может представить себе всю проникновенность его исполнения, одинаково сильно звучавшую и в пианиссимо, и в форте, и необъятный диапазон его голоса, проявлявшийся самым впечатляющим образом. "

Семья М. Александровича испытывала острую материальную нужду, и чтобы помочь семье, маленький Миша в 1924—1926 гг. с большим успехом выступал в Латвии, Литве, Эстонии, Польше, Германии. В эти годы он пел уже не только на русском, немецком и идиш, но много оперных арий, романсов и песен исполнял на латышском, иврите, итальянском. В период ломки голоса (1927-1933 гг.) юный М. Александрович учился в гимназии и игре на скрипке в Рижской консерватории. После шестилетнего перерыва М. Александрович впервые выступил с сольным концертом в Риге 1 января 1933 г. и в этом же году стал работать кантором в рижской синагоге. В августе 1934 г. он переехал в Манчестер (Англия), где стал главным кантором местной синагоги. Живя и работая в Англии, М. Александрович периодически выезжал в Италию, где совершенствовался в пении у знаменитого тенора Беньямино Джильи.

М. Александрович работал кантором в Англии 3 года. В 1937 г. он переехал в Литву, где стал кантором хоральной синагоги "Оэль Яаков" в Каунасе. Наряду со службой в синагоге М. Александрович пел в опере и давал концерты. В театре он исполнял партии Ленского в "Евгении Онегине" и Альмавивы в "Севильском цирюльнике", но наибольшее удовлетворение и наибольший успех приносили певцу выступления на концертной эстраде.

В 1940 г. Литва была присоединена к Советскому Союзу, начались затруднения с канторской деятельностью. М. Александрович получил приглашение от Белорусской госэстрады на работу в Минск и с весны 1941 г. стал выступать с концертами в Минске и других городах Белоруссии.

Во время Великой Отечественной войны М. Александрович много пел для солдат Закавказского фронта (в 1942-1943 гг.), а между поездками на фронт с успехом гастролировал в Баку, Тбилиси, Ереване.

5 июля 1943 г. М. Александрович впервые выступил с концертом в Москве. Чарующий бархатный голос певца и виртуозное исполнение им трудных оперных арий вызвало восторг московской публики. Начиная с 1945 г. М. Александрович много и с неизменным успехом гастролировал по Советскому Союзу.

В послевоенные годы артистическая судьба М.Александровича складывалась очень счастливо. Он стал всенародно известным, исключительно удачно концертировал по великой стране, пел в филармониях, заводских клубах и на стройках, в цехах и в колхозах, под открытым небом. Репертуар певца обогатился песнями народов СССР на их языках, песнями советских композиторов. Но стержнем почти всех его концертов оставались прекрасные лирические неаполитанские песни на русском языке, вызывавшие бурный восторг у слушателей: певец был лучшим их исполнителем. Кроме того, в каждую свою программу Михаил Давидович включал самые разные песни народов мира, русские романсы, популярные оперные арии, произведения западноевропейских авторов, еврейские народные песни.

В 1947 году он уже заслуженный артист РСФСР. Несколько раз ему пришлось выступать перед "отцом всех народов", в его активе имелись на подобные случаи такие песни, как, например, панегирик А.Новикова "Любимый Сталин", и даже целая программа - "Борьба за мир в творчестве советских композиторов".

В 1948 году он получает Сталинскую премию. Слава всенародного любимца не давала покоя завистникам-коллегам и начальствующим чинам из Министерства культуры и Москонцерта, его посадили на бессрочную "гастрольную диету", т.е. по причине еврейского происхождения он просто-напросто стал "невыездным".

В конце 60-х годов прекратились телевизионные трансляции выступлений, резко сократили число концертов (под предлогом борьбы с "баснословными гонорарами"), всё реже звучал голос Александровича по радио, перестали выходить пластинки. В отношении к легендарному певцу дошло до того, что руководитель Москонцерта решил устроить только ему одному унизительное прослушивание на комиссии Минкультуры на право давать сольные концерты. Это уже было неслыханным оскорблением.

Устроенная ему обструкция фактически оторвала певца от публики, интерес к нему упал, он стал терять здесь свое артистическое лицо. В 1970 году М.Александрович получил вызов из Израиля и сразу же попал в черный "список". Его концертная деятельность была полностью пресечена, его имя было напрочь вычеркнуто из списков "разрешенных" исполнителей, все официальные записи его пения на радио и телевидении размагничены (сохранились лишь архивные и в собраниях коллекционеров), а грампластинки, до того выпускавшиеся миллионными тиражами, были изъяты из продажи и уничтожены. 29 октября 1971 года М.Д.Александрович с семьёй покинул СССР. Золотая страница из истории советского искусства была вырвана.

Михаил Давидович жил в Израиле, США, Канаде, Германии. Везде он продолжал свою неиссякаемую творческую деятельность камерного певца и великолепного, никем не превзойденного синагогального кантора, вызывая неизменное восхищение слушателей.

Он объездил весь мир с концертными программами. В период перестройки и после распада СССР Михаил Давидович смог встретиться вновь со своими почитателями в нашей стране - в 1989 - 1992 годах он совершил три больших турне по России и Украине с четырьмя десятками концертов, уже в качестве иностранного гастролера, сохранившего, несмотря на почтенный возраст, прекрасную артистическую форму и голос. 26 мая 1997 года в Большом зале Московской консерватории состоялся его последний прощальный концерт.

В апреле 2000 года в честь 85-летия М.Д.Александровича в Москве были проведены два творческих вечера в Доме-музее Ф.И.Шаляпина и в Российском Фонде культуры (этот вечер имел знаковое название "Возвращение легенды"). К сожалению, заболевший тогда певец не смог на них присутствовать.

В последние годы жизни жестокая судьба наряду с многими недугами нанесла певцу тяжелейший удар - он почти потерял зрение и слух. Михаил Давидович с печалью высказался по этому поводу: "Еврейский Бог - большой мастер все уравновешивать: за мою счастливую молодость я получил от него такую страшную старость".

3 июля 2002 года Михаил Давидович умер.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Инфекционные заболевания

Михаил Александрович


Кантор Михаил Александрович
Полное имя

Михаил Давидович Александрович

Дата рождения
Место рождения
Дата смерти
Место смерти
Певческий голос