Что такое тренинг по профилактике вич

Цель:

  • повышение уровня информированности по проблемам, связанным с ВИЧ/СПИД;
  • выработка и развитие навыков предотвращения заражения ВИЧ-инфекцией у подростков.

Задачи:

  • выяснить уровень информированности подростков по проблеме;
  • дать достоверную информацию о путях передачи ВИЧ, об обследовании на ВИЧ, о безопасном поведении, о возможностях предотвращения инфицирования;
  • сформировать у подростков навыки предотвращения заражения ВИЧ-инфекцией;
  • проверить уровень усвоения информации.

План занятия

№ этапа

Время

Содержание

Продолжительность

Принятие правил работы группы

Оценка уровня информированности группы

Информационный блок (начало)

Понятие о групповом давлении

План-конспект

Введение (5 минут)

Знакомство (10 минут)

Цель: подготовить группу к предстоящей совместной работе и создать соответствующую обстановку и настрой.

Ожидания участников (10 минут)

После того как все участники расскажут о своих ожиданиях, ведущий обязательно сообщает им распорядок дня.

Принятие правил работы группы (10 минут)

Оценка уровня информированности группы (10 минут)

Актуализация проблемы (15 минут)

1. Всем участникам игры ведущий раздает карточки. Заранее сообщается, что каждый получивший карточку не должен показывать ее окружающим.

После этого в центр аудитории приглашаются те участники, у которых на карточке изображен минус. Ведущий говорит, что этим членам группы досталась печальная роль, они изображали людей-носителей ВИЧ.

Участникам группы предлагается вспомнить возможные пути распространения СПИДа (переливание крови, инъекция, половой контакт) и способы его профилактики (использование одноразовых мед. инструментов, осторожность при выборе сексуального партнера и применение презервативов)

7. Групповая дискуссия по вопросам:

Делается вывод, что СПИД – реальная цена, которую может заплатить человек, решивший познакомиться с наркотиками.

8. Рассказ о ситуации с ВИЧ/СПИД в г. Енисейске.

Демонстрация видеофрагмента (5 минут)

Информационный блок (20 – 25 минут)

Этот этап можно начать с ответов на вопросы из опросников, которые вызвали массовое затруднение. Основной доклад построен в виде лекции – компьютерной презентации (Приложение 2).

Цель: закрепить полученную информацию за счет самостоятельной оценки риска заражения ВИЧ-инфекцией при различных формах сексуальной активности и бытовых контактах.

Каждому участнику дается карточка с ситуацией контакта с ВИЧ-инфицированным человеком: поцелуй в щеку; уход за больным СПИДом; инъекция в лечебном учреждении; укус комара; оральный секс; множественные половые связи; половая жизнь в браке; прокалывание ушей; переливание крови; проживание в одной комнате с больным СПИДом; пользование чужой зубной щеткой; нанесение татуировки; плавание в бассейне; объятия с больным СПИДом; половой акт с потребителем наркотиков; пользование общественным туалетом; глубокий поцелуй; укус постельного клопа.

Перерыв на чай/кофе (15 минут)

Информационный блок (продолжение).

Цель: эта игра, кроме информирования, дает возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему ВИЧ/СПИД, сделать их менее дискриминационными, а также двигательная активность во время игры позволяет восстановить внимание группы.

Прикрепите подготовленные листы с утверждениями по четырем сторонам комнаты. Ведущий зачитывает по одному несколько спорных утверждений, связанных с проблемой ВИЧ/СПИД. После того как утверждение произносится, участники сразу же должны разойтись и встать у тех листов, на которых отражена их точка зрения. Участников просят объяснить, почему они выбрали именно эти утверждения. Выслушав разные точки зрения, участники могут выбрать листы с утверждениями, более подходящими для них теперь.

  • Принудительное обследование на ВИЧ – единственный способ сдержать распространение инфекции;
  • ВИЧ-инфицированная женщина не должна рожать детей;
  • Все ВИЧ-инфицированные должны быть изолированы;
  • ВИЧ-инфекция – это наказание за гомосексуализм, наркоманию, сексуальную распущенность;
  • ВИЧ-инфицированные дети не должны посещать спортивные секции;
  • Это не справедливо, что на пенсии старикам у государства денег не хватает, а огромные суммы на лечение ВИЧ-инфицированных находятся;
  • Сексуальное воспитание должно пропагандировать безопасный секс;
  • Наркоман может умереть от СПИДа;
  • Государство должно наложить запрет на брак для ВИЧ-инфицированных граждан.

  • Какие чувства возникли у вас, когда вы размышляли над этими вопросами?
  • Легко ли было высказывать свою точку зрения перед всеми участниками, особенно, когда вы оказывались в меньшинстве?
  • Легко ли было изменить свою точку зрения?

Отработка практических навыков.

Доброволец садится на стул. Группа должна уговорить его пересесть на другой стул любыми способами, но без применения физической силы, естественно.

  • К каким способам прибегали те, кто пытался заставить игрока пересесть на другой стул?

Понятие о групповом давлении (10 минут)

Скажите следующее: «Такие попытки заставить другого человека что-либо сделать без объяснения истинных причин, а лишь путем обвинений, лести, ссылок на других людей и т. п., называются давлением. Особенно трудно сопротивляться давлению со стороны группы людей, т. е. групповому давлению, т. к. человек обычно стремится быть членом какой-либо группы, соответствовать нормам и ценностям этой группы.

Тренер предлагает участникам разбиться на две команды. Дается задание:

  • первой команде: придумать и записать как можно больше аргументов в пользу незащищенного сексуального контакта;
  • второй команде: придумать и записать как можно больше аргументов для отказа от этого предложения.

Ведущий описывает ситуацию: молодой человек и девушка вместе учатся в институте. Они встречаются уже два месяца. Им хорошо вместе, но девушка сомневается, что уже пришло время для более близких отношений.

В течение 7 минут команды придумывают аргументы. После чего каждая команда выбирает добровольца. Представитель первой команды будет играть роль молодого человека, уговаривающего свою девушку начать сексуальные отношения и не использовать при этом презерватив. Представитель второй команды будет играть роль девушки, которая ему возражает. Добровольцы садятся в центр круга и обсуждают ситуацию, приводя аргументы, выработанные на первом этапе (7 минут).

  • Возможна ли в жизни ситуация, которую вы только что видели?
  • Если бы это происходило на самом деле, чем бы закончился этот разговор?
  • Это как-то повлияло бы на дальнейшие отношения этой пары?
  • Какие еще проблемы, связанные с сексуальными отношениями, возникают у молодых людей?

Завершение работы (10 минут)

Литература


Тренинг, направленный на повышение уровня информированности учащихся о проблеме ВИЧ-инфекции и СПИДа

Скачать:

Вложение Размер
trening_po_vich_.docx 18.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг по профилактике ВИЧ-инфекции среди подростков

Цель: повышение уровня информированности учащихся о проблеме ВИЧ-инфекции и СПИДа; создание условий для изменения отношения детей к проблеме ВИЧ-инфекции и СПИДа; формирование положительного отношения к здоровому образу жизни.

Оборудование: ПЛАКАТЫ, РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ, КРАСНЫЕ ЛЕНТОЧКИ

Вступление. - Сегодня мы, жители планеты Земля, единой семьей вступили в новый век, в новое тысячелетие. Каким оно будет третье тысячелетие? Это волнует все человечество. Мы в новый век пришли с огромным количеством глобальных проблем, проблем касающихся не только народа одной страны, но и всего человечества в целом. И решать эти проблемы мы должны всем миром. Одна из проблем – это сохранение здоровья человека.

Здоровье на свете превыше всего,

Богатства земли не заменят его!

Здоровье не купишь, никто не продаст,

Его береги, как сердце, как глаз!

Самое драгоценное у человека – здоровье. Только здоровый, всесторонне развитый, образованный человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны. Здоровье, нельзя купить ни за какие деньги. Но сформировать его и сохранить на долгие годы может каждый из нас, если выберет раз и навсегда здоровый образ жизни.

Учитель: Посмотрите на доску и определите чему будет, посвящено наше мероприятие.

СПИД – это тяжелая болезнь, от которой страдают и взрослые, и дети во всем мире. Посмотрите на эти цифры. Что на ваш взгляд могут они обозначать?

775 000 (ВИЧ-инфицированных в России)

65 000 (ВИЧ-инфицированных в Свердловской области )

178 (ВИЧ-инфицированных в ГО Верхотурский)

1 (ВИЧ-инфицированных в Красной горе)или более 1% в ГО Верхотурский

1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом. В этот день во всем мире проводится много мероприятий, чтобы обратить внимание людей на данную проблему.

Учитель: Давайте вспомним, что нам известно про ВИЧ/СПИДу

(Участники рассаживаются по кругу). Каждый по кругу говорит, что он знает по данной проблеме по 1 предложению. Учитель комментирует.

Учитель объясняет условия игры. - Участники рассаживаются по кругу. Учитель раздает карточки и просит участников рассмотреть их так, чтобы не видели соседи.

- Город просыпается. Все открывают глаза. Сегодня ночью был заражен один житель города N путем переливания крови.

3 и 4 КРУГА ПОВТОРЯЕТСЯ ПО АНАЛОГИИ.

ИТОГ. – За время игры вы познакомились с основными путями передачи инфекции и его распространением. В начале игры у нас был заражен один человек. Встаньте, сколько человек было заражено за три ночи. Посмотрите на эту пирамиду, и вы убедитесь, как быстро распространяется ВИЧ-инфекция. Спасибо всем за участие в этой игре.

  • Поцелуй в щеку,
  • Инъекция в лечебном учреждении,
  • Переливание крови
  • Уход за больным СПИДом
  • Нанесение татуировки
  • При кормлении ребенка грудным молоком больной матерью
  • При использовании чужих средств гигиены
  • При пользовании общественным туалетом
  • При укусе клопа
  • При объятии

- Единственный способ обнаружить СПИД - сдать анализ крови. Бесплатно в любом СПИД - центре, а так же в поликлиниках, ау нас в ОВП можно анонимно пройти обследование. Человеку больному СПИДом, нужно помнить, что он не одинок. Многие люди смогут оказать ему помощь и поддержку. Можно позвонить по телефону доверия: люди, работающие там, готовы внимательно выслушать и поддержать вас.

Дети читают стихотворения.

Нависла над землёй угроза

У всей планеты новая беда.

Ведь СПИД родился на земле –

Болезнь, пришедшая извне.

И тот, кто ею заболел,

Наверно, Богу надоел,

Иль грешником большим он был

И чертика в себя вселил.

Пройдут года, а может, и века,

Пока уйдет с планеты навсегда,

И. может, людям повезет, И СПИД пораньше уползет.

Каждый в ответе за жизнь на планете

Правители, старцы, наивные дети…

Свои у нас цели, и вкусы , и взгляды

На слезы и радость, на смерть и награды.

Но все, же есть качество, в чем мы едины,

В оценке, которого нет середины.

Все в качестве этом равны меж собою,

Поэтому, может, не ценим порою

То, что дала нам с рождением мать,

Что жизнью зовем и должны сохранять –

Учитель. Ленточка цвета крови, свернутая петелькой, присутствует на эмблемах всех организаций, связанных с эпидемией ВИЧ/СПИД. Всем участникам нашего классного часа мы хотим вручить такие же ленточки. В память умерших от СПИДа мы зажжём свечу и почтим минутой молчания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В настоящее время решение проблемы суицидального поведения подростков и молодежи в целом является наиболее актуальной среди других проблем современного общества. Мир высоких технологий, порождающий бо.

Табакокурение,алкоголизм и наркомания-это три ступени,ведущие наше общество вниз.

Цель: Повышение психолого-просветительского уровня родителей.Задачи:- Раскрыть проблемы возникновения суицида среди детей. Познакомить родителей с причинами суицида.

На современном этапе развития общества обострились проблемы необходимость решения которых детерминируется особенностями социокультурной ситуации в российском обществе. Одна из таких проблем - возраста.

Уже не первый год я работаю над темой профилактики суицида среди подростков. Данная проблема весьма актуальна в последние десятилетия. В 2012-2013 учебном году проведя опросы школьников, я получила сл.

ПРОФИЛАКТИКА ВИЧ-ИНФЕКЦИИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Профилактика ВИЧ- инфекции среди подростков и молодёжи.

Здоровье народа превыше всего,

Богатство земли не заменит его.

Здоровье не купишь,

Никто не продаст.

Его берегите, как сердце, как глаз.

Цель: предупреждение заражения подростков ВИЧ – инфекцией.

предоставить объективную, научно обоснованную информацию о ВИЧ/СПИДе;

способствовать формированию навыков ответственного и безопасного поведения в отношении своего здоровья;

I . Актуализация, постановка цели:

Вы многое уже знаете о ВИЧ/СПИДе, с вами неоднократно беседовали в школе на эту тему и на уроках биологии, и на классных часах. Почему же мы опять говорим об этом?

В стране эпидемия ВИЧ/СПИДа, инфицирована уже треть миллиона;

Вакцины нет, поэтому профилактика – единственное средство сдерживания эпидемии;

Наибольшей опасности подвергается молодежь: учащиеся, студенты – именно ей свойственны активность и рискованное поведение.

Приведу данные статистики: )

Письменный Опрос учащихся показал:

50 % учащихся класса плохо знают о заболевании СПИДОМ,

40% не знают, как он передаётся,

10% употребляли алкоголь, табак,

30% мало знают о путях заражения ВИЧ .

Вы спросите, какое это имеет отношение к ВИЧ/СПИДу? Ответ прост: Употребление алкоголя, наркотиков, беспорядочные половые связи, неиспользование презервативов чреваты опасностью заражения ВИЧ.

Все знают это, также все знают пути заражения ВИЧ – инфекцией, но, тем не менее, пренебрегают самыми элементарными правилами поведения. Ведь зачастую, именно наше поведение приводит к заражению ВИЧ! СПИД – не случайность, а результат нашего поведения. Поэтому наша главная задача сегодня – выработать навыки безопасного поведения, которые помогут вам избежать заражения.

А теперь проведем тренинг: Всего участвуют 16 респондентов

В мире известны случаи заражения ВИЧ от укуса насекомых.

Если съесть хлеб, на который попала кровь ВИЧ - инфицированного, можно заразиться.

ВИЧ может распространяться воздушно – капельным путем.

Презерватив не является гарантией от ВИЧ – инфекции.

Если жить в одной квартире с ВИЧ – инфицированным, заразишься обязательно.

Чтобы не заразиться ВИЧ, достаточно промыть медицинские инструменты холодной водой.

Современная медицина может вылечить от ВИЧ.

Это неправда, что СПИД смертельное заболевание.

ВИЧ – инфицированных можно узнать по внешним признакам.

ВИЧ можно заразиться, если вводить наркотики одним шприцем с другими людьми.

Учитель: Ваши ошибки показывают, что вы, все-таки, не достаточно осведомлены о ВИЧ/СПИДе. Наша задача – восполнить пробелы в ваших знаниях.

II . Теоретическая часть.

Что означают буквы ВИЧ/СПИД?

Ученик, Синдром Приобретенного Иммунного Дефицита.

ВИЧ - это сокращенное название вируса иммунодефицита человека, т. е. вируса, поражающего иммунную систему. Разрушая иммунную систему человека, этот вирус способствует развитию у него других инфекционных заболеваний, так как иммунная система теряет способность защитить организм от болезнетворных микроорганизмов. Человек, инфицированный ВИЧ, со временем становится более восприимчивым даже к таким микроорганизмам, которые для здоровых людей не представляют никакой опасности. Человека, заразившегося ВИЧ, называют ВИЧ-инфицированным, или ВИЧ-позитивным, или ВИЧ-серопозитивным.

Каковы же симптомы заболевания?

Очень редко у человека могут присутствовать симптомы такой инфекции уже на ранних стадиях развития заболевания, поскольку первые признаки довольно невыразительные. Например, у больного наблюдается повышение температуры до 37,5 - 38 градусов. Также можно наблюдать увеличение лимфатических узлов, боли в горле, особенно во время глотания. Иногда на коже может появляться сыпь в виде красных пятен.

На этом этапе развития болезни иногда возникает диарея.
Можно заметить, что все вышеперечисленные симптомы подходят также для описания обыкновенного простудного заболевания. В большинстве случаев больные именно так их и воспринимают, а поэтому и не обращают никакого внимания. К тому же все признаки исчезают довольно быстро и не вызывают никаких опасений.

А это значит только одно - инфекция перешла на новые этап развития.
Многие люди даже не догадываются, что инфицированы, так как ВИЧ может незаметно развиваться в организме в течении 10 – 12 лет. Иногда между этапом ВИЧ – инфекции и СПИДа проходят многие годы, и только потом вирус переходит в настоящую болезнь иммунной системы .

Каковы пути заражения ВИЧ?

ВИЧ не передается:

При половых контактах.

Через укусы животных и насекомых.

При переливании крови.

В общественном транспорте, бассейне.

При использовании нестерильных медицинских инструментов.

При поцелуях, кашле, чихании, рукопожатии,

При родах от матери ребенку (при прохождении через родовые пути).

При использовании общей посуды, ванны, унитаза.

При кормлении грудью.

Через пот, слезы.

Вне человеческого организма вирус не живет, он погибает спустя 15-20 минут, легко убивается даже простым кипячением.

От куда же возник ВИЧ?

История появления ВИЧ/СПИД.

Первые случаи таинственного заболевания появились в США, Швеции, Танзании, Гаити ещё в конце 1970-х годов.

Главную страницу эпилога в драматической истории СПИДа открыли в 1981 году центры по контролю заболеваний США. Именно они впервые зарегистрировали новое заболевание, которое в то время было названо СПИДом (синдромом приобретённого иммунодефицита). С чего же всё началось?

В 1981 году в различные клиники Лос-Анджелеса, Сан-Франциско стали поступать молодые люди нетрадиционной сексуальной ориентации с заболеваниями, не характерными для их возраста: раком сосудов (Саркомой Капоши) и воспалением лёгких, вызванных особыми микроорганизмами из рода пневмоцист. Врачи понимали, что эти заболевания могут возникать при снижении иммунитета (защитной системы организма), но почему они возникали у молодых геев, было загадкой…

Для ВИЧ нет преград .

Сегодня в мире около 50 миллионов ЛЖВС, в России треть миллиона;

Каждые 20 секунд заражается один человек;

Ежедневно заражаются 14 тысяч человек;

Ежемесячно заражается 500 тысяч человек;

70 – 80% всех ВИЧ – инфицированных заразились половым путем.

В СССР первый случай ВИЧ – инфекции выявлен в 1987 году у мужчины, выезжавшего на работу в Танзанию. До 1996 года темпы роста ВИЧ – инфекции в России не были столь угрожающими, но в связи с ростом наркомании, число случаев ВИЧ – инфекции в период с 1995 по 2001 год возросло в 460 раз.

(Обсуждение, почему в России темпы заражение ВИЧ очень высокие.)

Возможные варианты ответов: отсутствие гласности, завуалированность, дефицит лекарств, презервативов, низкая информированность, слабая просветительская работа, мало центров помощи, трудно сдать анализы на ВИЧ (негде и дорого)…

III . Практическая часть:

Вы уже многое знаете о ВИЧ/СПИДе. Это спасет вас от заражения? (ответ учащихся)

Те, которые уже заражены, знали о существовании ВИЧ/СПИДа до заражения? Это спасло их от заражения? (ответ учащихся)

Очевидно, знаний мало, необходимо еще и вести себя так, чтобы исключить возможность заражения ВИЧ, даже случайную. Этому мы с вами и должны научиться!

Тренинг I Рассмотрим и обсудим несколько реальных ситуаций.

Катя встречается с парнем, который раньше несколько раз пробовал наркотики (кололся). Теперь он этого не делает и чувствует себя хорошо. Она хочет выйти за него замуж и беспокоится, есть ли у нее риск заразиться ВИЧ.

Есть ли у девушки риск заразиться ВИЧ?

Что можно посоветовать девушке и ее парню?

Человек сдал кровь на анализы и только что узнал, что у него обнаружен ВИЧ.

Что он почувствует?

Что он станет делать?

Препода ватель зачитывает ситуацию и выслушивает мнение учащихся.

Тренинг I II Рациональное поведение.

Вывод: большинство людей чувствуют сильную тревогу, страх за себя или за своих близких, гнев, подавленность, отчаяние. Когда вас переполняют чувства, самое важ ное - не принимать поспешных решений. Если это произойдет, важно получить под держку и понимание со стороны близких, достойно прожить отпущенное время.

Заверши фразы, предложив рациональное и безопасное поведение в следующих ситуациях:

1. Сдавая анализ крови из вены в поликлинике, следует:

А) проследить за тем, чтобы шприц и игла были ____________________________________

Б) обратить внимание, чтобы на руках у медицинского работника были новые __________

В) принести с собой ____________________________________________________________

Г) при возникновении сомнений в стерильности инструментов сказать _________________

2. В косметическом салоне, делая маникюр, педикюр, татуировку, пирсинг, следует:

А) спросить у специалиста ______________________________________________________

Б) принести свои ______________________________________________________________

В) заметив, что после предыдущего клиента инструменты не стерилизовались, потребовать _________________________________________________________________________

3. При оказании первой медицинской помощи потерпевшему с открытой раной и без сознания следует:

А) избегать прямого контакта с __________________________________________________

Б) при остановке крови пользоваться ___________________ , а затем _________________

Подведение итогов тренинга.

Для того, чтобы произошло заражение, необходимо попадание жидкостей ВИЧ-инфицированного или больного СПИДом, в которых концентрация вируса доста точная для заражения, в кровоток морового человека. Это возможно при следую щих ситуациях:

• сексуальный контакт, предполагающий проникновение в тело парт нера: в данном случае возможно попадание крови, спермы и ваги нального секрета в микротравмы, которые всегда образуются на коже и слизистых оболочках при трении;

воспалительные заболевания половых органов, вызванные инфекци ями, передаваемыми половым путем (сифилис, гонорея, генитальный герпес, трихомониаз и др.) увеличивают риск передачи ВИЧ;

• совместное использование шприцев или игл (например, при введе нии наркотиков);

• переливание зараженной цельной крови или ее компонентов, пере садка органов и тканей;

• применение нестерильного хирургического и инъекционного инст рументария, игл для введения каких-либо препаратов, прокалывания ушей, нанесения татуировок, пирсинга;

• использование чужих лезвий для бритья;

• во время вынашивания и родов ребенка ВИЧ - инфицированной жен щиной:

• вскармливание новорожденного грудным молоком ВИЧ - инфициро ванной женщины.

Таким образом, ВИЧ передается только тремя путями:

3. От матери к ребенку

Обращение к учащимся:

Какие неясные вопросы и не высказанные мнения остались по данной теме.

Что нового вы узнали на тренинге?

Что было наиболее полезным для вас?

Цель: Дать первичную информацию для участия тренинга, о том как передается, и как не передается ВИЧ/СПИД. Научить избегать ситуации, в которых можно заразиться ВИЧ/ СПИДом.


Тренинг по профилактике СПИДа

Цель занятия: дать первичную информацию для участников тренинга о том, как передается и как не передается ВИЧ/СПИД. Научить избегать ситуации, в которых можно заразиться ВИЧ/СПИДом.

- маркеры двух цветов;

- колечко, спички, и слоник для игры.

Здравствуйте! Я рада видеть вас. Сегодня мы с вами проведем тренинг о СПИДе. Сегодня вы узнаете, как защитить себя от страшной болезни, будут проводиться интересные игры.

Задача: познакомить участников друг с другом и познакомиться с ними самому.

Инструкция: сидя в кругу, каждый участник группы по очереди называет свое имя и какое-либо качество с которым он хочет поделиться с группой

2. Принятие правил.

Перед тем как продолжить занятие я предлагаю вам выработать правила работы в группе. Вы будете называть по кругу правила, какие вы бы хотели, чтобы соблюдались в группе, а я их запишу на ватмане.

3. Основная часть.

Задача: ввести в тему занятия.

А теперь немного информации о СПИДе. Впервые случай этого странного заболевания был зарегистрирован в 1978 г. Позже ученые дали ему название СПИД и обнаружили вирус (ВИЧ), который его вызывает. До сих пор неизвестно, откуда пришел ВИЧ/СПИД. Одни считают, что он появился сначала у обезьян, другие – что его искусственно создали люди.

Точно известно одно: ВИЧ/СПИД – смертельное заболевание, от которого нет лекарства или вакцины. Эпидемия стремительно распространяется по всем странам и континентам. Больше всего от этого заболевания страдает молодежь в возрасте от 14 до 29 лет.

• Сегодня в мире ВИЧ/СПИДом больны более 40 млн человек.

• Каждую минуту в мире примерно 11 человек заражаются ВИЧ.

• В России официально зарегистрировано почти 300 тыс. ВИЧ- инфицированных, но предполагается, что их по крайней мере в три раза больше.

• 80% ВИЧ- инфицированных в России – молодежь от 14 до 29 лет.

В Чувашии ВИЧ- инфицированных 312 человек

Это данные официальной статистики. Но, скорее всего, ВИЧ- инфицированных гораздо больше. Многие живут с ВИЧ, даже не подозревая об этом. Они не сдавали анализы и, соответственно, нигде не зарегистрированы.

Задачи: выяснить степень информированности участников по данной проблеме.

Все участники выстраиваются в линию, не касаясь друг друга, и закрывают глаза. Ведущий формулирует ряд утверждений. Если участник согласен с утверждением, он делает шаг вперед, если не согласен – шаг назад, если не знает ответа – остается на месте.

Утверждения могут быть, например, такими:

-ВИЧ и СПИД – это одно и тоже.

- ВИЧ можно заразиться, если пользоваться общей посудой с ВИЧ- инфицированным.

- По внешнему виду человека, возможно, определить, есть ли у него ВИЧ.

- Употребление инъекционных наркотиков – единственный путь заражения ВИЧ.

- ВИЧ передается через кровососущих насекомых.

- Если человек заразился ВИЧ, то тест сразу же покажет наличие вируса в его организме.

- Чтобы обезопасить себя, можно сделать прививку против ВИЧ.

- ВИЧ поддается полному излечению.

Если бы вы точно знали информацию, соответствующую утверждениям, вы остались бы в прямой линии. Но, как мы видим, все оказались в разных местах. А теперь следующее упражнение.

Задача: дать группе понять, как быстро распространяется ВИЧ- инфекция; объяснить, что здоровье человека во многом зависит от его поведения.

Ведущий объясняет участникам группы, что через несколько минут каждый из них окажется на тусовке. Он подчеркивает, что ВИЧ не передается через рукопожатия, но все они будут обмениваться рукопожатиями, символизирующими незащищенный половой контакт или введение наркотиков общим шприцем. Каждый может сделать три рукопожатия. Ведущий говорит, что на тусовке присутствуют два человека, инфицированных ВИЧ. ВИЧ- инфицированные будут точно так же обмениваться рукопожатиями с другими участниками тусовки, но при этом, уже после рукопожатия, подавать знак, заметный только тем, кому они пожимали руку, – например, щелкать пальцами или почесывать ладонь. Тот, кому передали секретный знак, передает его каждому при следующем контакте.

Ведущий просит поднять руку тех, кому не был передан секретный знак. Обычно таких людей в группе не оказывается.

Задача: снятие напряжения в группе.

Каждому участнику раздается спичка. Ведущий надевает на свою спичку колечко и без помощи рук передает его стоящему рядом, тот должен так же без помощи рук передать колечко следующему и так продолжается до тех пор, пока колечко не дойдет до ведущего.

Задача: помочь группе понять и запомнить, в каких жидкостях организма содержится ВИЧ.

Ведущий говорит участникам группы, что они уже видели, насколько быстро может распространяться ВИЧ-инфекция, и объясняет, что для защиты от инфицирования каждый должен знать, какими путями ВИЧ передается, а какими – нет. Группе предлагается перечислить все возможные жидкости человеческого организма (не только те, в которых может присутствовать ВИЧ). После того как все жидкости перечислены и записаны на доске или ватмане, ведущий задает вопрос, в каких из них, по мнению участников, может содержаться ВИЧ. Сначала отмечаются жидкости, которые называют участники, затем – другим цветом – жидкости, в которых ВИЧ на самом деле присутствует в концентрации, достаточной для того, чтобы быть опасным для человека. Ведущий рассказывает группе об основных путях передачи ВИЧ-инфекции через отмеченные жидкости.

Задача: рассказать группе о существующих степенях риска и о том, в каких ситуациях риск может быть высоким, а в каких – низким.

Ведущий говорит группе, что теперь, когда определены основные пути передачи ВИЧ, нужно понять, в каких ситуациях это может произойти с самими участниками.

Если человек правильно оценивает риск, ему легче защитить себя и своих близких. Всем участникам группы раздаются карточки, на каждой из которых описана какая- либо ситуация. Участникам дается время подумать над описанными ситуациями. Ведущий предлагает каждому участнику прикрепить доставшиеся ему карточки к соответствующему уровню на плакате. Прикрепляя карточку, каждый участник должен объяснить, почему он сделал именно такой выбор. В случае необходимости ведущий поправляет участников.

Сексуальный контакт без презерватива

Использование общего шприца для введения наркотика

Сексуальный контакт в состоянии наркотического или алкогольного опьянения

Использование нестерильных инструментов для нанесения татуировок

Использование общей бритвы

- С соблюдением правил забора, хранения и транспортировки крови

- Без соблюдения правил забора, хранения и транспортировки крови

Различные косметические процедуры, нанесение татуировок, пирсинг с соблюдением правил и в специальном салоне

Инъекции в лечебных учреждениях

Использование чужой зубной щетки

Использование общей посуды для приготовления пищи

Уход за больным СПИДом

Объятия с ВИЧ- инфицированным человеком

Поездка в общественном транспорте вместе с ВИЧ- инфицированным человеком

Посещение школы вместе с ВИЧ - инфицированным учеником

Посещение бассейна, бани, сауны вместе с ВИЧ- инфицированным человеком

Использование общественных туалетных комнат

Питье из общественных питьевых источников

Задача: снятие напряжения в группе.

Ведущий берет мягкую игрушку, зажимая ее между подбородком и грудью, передает ее другому участнику без помощи рук. Так продолжается до тех пор, пока игрушка не дойдет до ведущего.

Задача: анализируя ситуации, связанные с воздержанием, подумать о том, как принимаются решения самими участниками группы.

Ведущий разбивает большую группу на мини-группы и предлагает им обсудить каждую из ситуаций. Ситуации выносятся на общее обсуждение. В заключение ведущему нужно постараться вместе с группой перечислить признаки, свидетельствующие о том, что человек готов вступить в сексуальные отношения, принять осознанное решение и защититься от возможных негативных последствий.

Можно потерять близкого друга/подругу.

Не надо бояться возможного заражения ИППП, включая ВИЧ/СПИД.

Надо мной будут смеяться, я окажусь самым отсталым.

Позволяет избежать нежелательной беременности; решение о рождении ребенка будет принято осознанно, когда придет время.

Это вредно для здоровья.

Любовь основана не только на сексе.

Не надо бояться, что тебя осудят «за распутность

Возможные ситуации для обсуждения:

А. Витя и Алёна познакомились на дискотеке и начали встречаться. Через некоторое время они пошли на дискотеку вместе, танцевали все медленные танцы, а потом Витя проводил Алену домой и поцеловал. У Вити и раньше были девочки, но для Алены этот поцелуй оказался первым в жизни. Когда Алёна рассказала о Вите подругам, те спросили, собирается ли она заниматься с ним сексом. Алёна не знала, что ответить, потому что у большинства ее подруг уже были сексуальные отношения с парнями. Она раздумывает: если Витя предложит ей начать сексуальные отношения, согласиться на это или подождать. Что вы посоветуете Алёне?

Б. Антон попросил у своего друга Миши совета. Он уже несколько месяцев встречается с девушкой по имени Нина. Она ему нравится, и они много времени проводят вместе. Но когда Антон завёл с Ниной разговор о сексе, она сказала, что любит его, но к сексу пока не готова. Антон не знает, почему Нина отказывается заниматься с ним сексом, и не понимает, что должен делать. Как вы думаете, что может Миша посоветовать Антону?

В. Маша и Игорь уже давно любят друг друга. Они часто видятся и мечтают о совместном будущем. У них еще не было сексуальных отношений, и они даже не говорили об этом друг с другом, но, наконец, настал момент откровенно обсудить этот вопрос. Как вы думаете, что они должны сказать друг другу?

Задача: выяснить, что нового, интересного и полезного узнали участники тренинга и какой вывод сделали.

Каждый участник тренинга высказывает свое мнение о тренинге, рассказывают, что понравилось, что нет, что для них было самым важным, что нового узнали, какой вывод сделали.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.