Анатолий берестов о вич

Часть I
Часть II
Часть III
Часть IV
Часть V

Православные программы реабилитации молодежи с аддиктивным поведением

При реабилитации наркозависимых мы исходим из того, что наркомания — это болезнь не биологическая, а духовная — следствие греха и греховного образа жизни, болезнь души, запрограммированной с раннего детства на греховный образ жизни. В результате такой программированности личность подростка и молодого человека формируется в условии дефицита (депривации) положительной духовности. В результате у молодого человека формируется множество греховных наклонностей, которые и определяют его поведение, образ мышления. Создаётся порочный круг: бездуховный (безбожный образ жизни) — искривлённое (девиантное) нравственное поведение — следование своим дурным наклонностям (порокам и страстям) — нравственная деградация — уход в наркологическую нишу — интеллектуально-мнестическая деградация личности.

Задача православных реабилитологов-душепопечителей — разорвать этот порочный круг.

Каждый наркозависимый в душе желает покончить с наркотиками, но у него нет для этого ни сил, ни возможности, и нет веры осуществить это, а в последнее время духовно-личностная деградация и резко сниженный образовательный уровень не дают возможности развиться мотивационным процессам для лечения. Ведь для продолжительной реабилитации требуется приложить определённый духовный и и интеллектуальный труд, но это уже становится невозможным для души, резко повреждённой грехом.

Медицинский компонент в реабилитации наркозависимых минимален. Он заключается в снятии абстинентного синдрома и в лечении сопутствующих психических и соматических нарушений. Медицинского лечения самой наркомании на сегодняшний день нет, кто бы что ни говорил. Главное — изменить образ мышления, поведения и вырвать наркозависимого из социального наркоманического круга общения. Изменить образ мышления и поведения — значит, дать человеку евангельское мировоззрение и евангельский образ жизни.

Программа реабилитации наркозависимых

Осознавая большую социальную значимость трагедии разыгравшейся в России на наших глазах, Душепопечительский Центр святого праведного Иоанна Кронштадского не может остаться в стороне от нее. Сотрудники центра разработали и широко внедрили в свою практику программу по реабилитации наркозависимых детей, подростков и молодежи. Наша программа ориентирована на принимающих православие людей. Программа направлена на: избавление от недуга наркомании; нравственное возрождение личности: обретение семьей и обществом полноценных граждан. Программа осуществляется с участием духовенства, православных врачей, психологов, педагогов.

Краткая характеристика программы.

Три этапа в лечении реабилитации наркозависимых (краткая характеристика)
Программа рассчитана на три последовательных этапа в лечении и реабилитации наркозависимых молодых людей, а именно:
1. Этап дезинтоксикационной и общеукрепляющей терапии;
2. Этап целенаправленного воздействия на личность наркозависимого, включающий, в частности, удаление его из наркоманной социальной ниши. Он предусматривает также продолжение поддерживающей терапии и духовной переориентации личности;
3. Этап семейно-бытовой и социальной адаптации наркозависимого и способствование его активному врастанию в социально-трудовую деятельность.

Второй этап реабилитации — это этап целенаправленного воздействия на личность наркозависимого с удалением его из наркоманной среды (содержит три части), изменение образа жизни и активное духовное, психотерапевтическое воздействие на личность. Здесь возникает стремление к бытовой, семейной и социально-трудовой реабилитации. Этот этап осуществляется в монастыре, организованных нами общинах монастырского типа или путём смены места жительства с целью удаления наркозависимого из наркоманической социальной ниши.

Вторая часть второго этапа:
а) анализ интерсоциальных контактов и среды, которые способствовали формированию наркозависимости;
б) моделирование ближайших и отдаленных перспектив;
в) раскрытие позитивных личностных резервов;
г) проведение психологической диагностики и предоставление комплекса рекомендаций, соответствующих психологическому типу личности;
д) анализ психологических аспектов трудовой и профессиональной реабилитации, психологическая поддержка при переквалифицировании.
Эта часть работы также осуществляется в Душепопечительском центре врачами-наркологами, психотерапевтами, психологами и продолжается в реабилитационных общинах.

Третий этап реабилитации: семейно-бытовая и социально-трудовая реабилитация бывших наркозависимых, прошедших второй этап реабилитации и находящихся в состоянии устойчивой ремиссии. Осуществляется после возвращения молодых людей из монастыря, общины или другого места, в котором они были лишены общения с наркозависимой средой. Сотрудники Центра активно помогают в трудоустройстве, психологи и психотерапевты помогают адаптироваться в семье. В случае необходимости проводится терапия по показаниям.

Общая характеристика программы.

Используемые методы психотерапевтического воздействия; Духовно-ориентированная психотерапия. Рациональная психотерапия. Коллективная психотерапия. Психотерапия средой.
Психотерапия духовной литературой. Музыкотерапия. Семейная психотерапия.
Элементы психодрамы.
Психопрофилактика.
Предоставляются рекомендации общеоздоровительного характера относительно режима дня, труда, отдыха, питания; закаливания, физической активности, использования целебных трав и пр.
Основные принципы православного медико-психологического душепопечения:
1) Исповедание Православной веры и привнесение её духовной истины и чистоты во врачебную, психологическую и психотерапевтическую деятельность;
2) Базирование душепопечительской практики на религиозно-философском и психологическом отеческом и святоотеческом наследии;
3) Непринятие оккультно-мистических техник (программирование, кодирование, гипноз, медитация, ребёфинг, йога и другие методы воздействия на подсознание), низводящих богоподобную сущность человека до уровня машины или биоробота и связанных с насилием над личностью человека, ложью, лицедейством;
Пастырское окормление: пастырские собеседования и проповеди; занятия в группе по изучению Св. Писания; приобщение к церковной жизни: Святые Таинства Крещения, Исповеди, Причастия, Елеосвящения;
Литургическая жизнь, совершение молебнов, паломнические поездки по святым местам; духовная реабилитация и воцерковление в условиях монастыря или реабилитационной общины по монастырскому типу.
Практическая реабилитация наркозависимых в Душепопечительском центре.

Первый этап реабилитации

Второй этап реабилитации

Больной поступает в ДПЦ и через регистратора направляется к врачу-наркологу или приходит в храм и после беседы со священником направляется в ДПЦ. Врач-нарколог, побеседовав и посмотрев больного, решает, что с ним делать: направить в стационар для снятия абстинентного синдрома или рекомендовать снять абстинентный синдром (ломку) в домашних условиях и, как мы уже отмечали, ставит ему соответствующий диагноз, рекомендует проведение того или иного лечения. Врач-нарколог вырабатывает план-схему реабилитации, направляет наркозависимого к психологу, психотерапевту, в кабинет биологической обратной связи (БОС), в катехизаторскую группу и отслеживает весь этап реабилитации.

Главная цель направления наркозависимого в общину — отрыв его от наркоманической социальной ниши, укрепление полученной в Душепопечительском Православном Центре нестойкой ремиссии и веры, создание молитвенного настроения и активное вовлечение в трудовой процесс. Желательно устроение общины делать рядом с храмом, чтобы не прерывать начавшийся процесс духовного возрождения молодых людей. Распорядок дня в Обители насыщен молитвой и трудом. Утро начинается с молитвы: молитвенное правило начинается с братского молебна или чтения полунощницы, затем следуют утренние молитвы, чтение одной главы из Апостола и одной главы из Евангелия. После молитвенного правила общинники завтракают, после чего уходят на трудовые послушания. Во время принятия нищи совершается чтение душеспасительных книг — творений святых отцов и других. Вечером вычитываются малое повечерие с тремя канонами и акафистом Спасителю или Божией Матери, вечерние молитвы, совершается чин прощения и крестный ход.
Все молодые люди научаются свободно читать по-церковнославянски, ежедневно совершают молитвенное правило, их духовное состояние значительно улучшается.
Активная работа ДПЦ по реабилитации наркозависимых, а также молодёжи с другими видами зависимостей приводит к определённым социально-экономическим последствиям.

Выведение молодежи из наркозависимости и активная профилактическая работа в детских и юношеских коллективах приведет к уменьшению смертности в стране, особенно молодежной, к увеличению участия молодых людей в активной социально-трудовой жизни, к укреплению российской семьи и увеличению активности созависимых лиц.
Уменьшаться расходы на борьбу с преступностью и на содержание осужденных в местах лишения свободы. Русская Православная Церковь увеличит число своих прихожан. И это все не пустые слова. Практика деятельности нашего Православного Центра уже показала, что это так и есть. По 2003 годы число лиц, вошедших в состояние устойчивой ремиссии составило у нас 85%, число прошедших реабилитацию за этот период составило более 3000 человек. По установленным нами данным (они не точны, так как со многими приезжими из других городов мы не смогли связаться) в состоянии е ремиссии из 1906 (из числа только обследованных катамнестически) в состояние устойчивой ремиссии вошло 1620 человек. После 2003 года, как я уже отмечал, из-за объективных причин в число вошедших в состояние ремиссии стали входить 60−70%.

Нами было проведено исследование по выявлению изменений психосоматического и эмоционального состояния больных наркоманией и алкоголизмом, только начинающих воцерковление с использованием в качестве сигналов обратной связи аудио- и видеоматериалов со специфическими содержательно-образными характеристиками. Подборка аудио- и видеостимульных материалов формировалась по критерию духовно-смыслового содержания. Это значит, что после первичного психологического и БОС-исследования на последующих сеансах реабилитанту предъявлялись аудио- и видеостимулы православного содержания. Причём это православное смысловое содержание предъявляемых стимулов оценивалось нами с индифферентными в религиозно-православном смысле стимулами — пейзажами и картинами художников- классиков, классической музыкой.

Работа проводилась с тремя выборками больных: наркозависимые, алкогользависимые и страдающие тем или иным видом невротических или психотических расстройств оккультного поражения.

Это — чрезвычайно важные научные находки, я бы сказал научное открытие, подтверждающее положительное влияние на духовность человека православного стимульного ряда. Оно значительно отличается, как мы уже говорили, от нейтральных в духовно-религиозном отношении стимульных предъявлений. Безусловно, всё это активно противоречит 12-ти шаговой говорильне.

Случай героиновой наркомании девушки 20 лет. Полученный в ходе исследования график иллюстрирует позитивные изменения как по спектру мощности — это выраженная мощность в диапазонах 8−10 Герц, что соответствует альфа-волнам ЭЭГ, так и по времени существования, где мы видим преобладающую устойчивую альфа-активность. Бета- и тэта-ритмы уменьшаются на протяжении всех сеансов. Мы наблюдали повышение альфа-активности от сеанса к сеансу на фоне предъявляемых православных аудио- и видеостимульных предъявлений; при этом мы отмечали улучшение духовного и психического состояния, появление и усиление мотивации к лечению и развития воли.

На основании трудов отечественных психологов и собственных наработок попытаемся выявить механизмы этих изменений.

На протяжении одного сеанса БОС-терапии, состоящего из нескольких мини-сеансов, у наркозависимого происходит уменьшение тэта- и рост альфа-активности при предъявлении православных аудио- и видео-стимулов.

Следует сказать несколько слов о визуальном (зрительном) восприятии и внимании. Наиболее примитивное внимание — амбьентное (пространственное), связанное с локализацией объектов в пространстве, оно работает в динамических условиях. Чем больше движущихся предметов, тем больше вероятность того, что будет доминировать именно эта форма внимания. Именно за счёт этого мы видим формирование мозговой доминанты, лежащей, по нашему мнению, в основе игровой зависимости, у игровых зависимых. Бегающие зрачки зависимого человека, развивающего в поисках кайфа сверхактивность; состояние внимания игромана у игрового аппарата (полутёмное помещение, бегающий цветной свет, вспышки света, характерная монотонная музыка, звон монет и т. п.) — здесь работает данный вид внимания. Второй вид внимания — фокальное (предметное), связанное с идентификацией отдельных предметов, более высокая форма внимания, чувствительная к вниманию другого человека. Этот вид внимания не развивается при разного рода зависимостях (один наркозависимый вынес все иконы из комнаты, объясняя это тем, что они смотрят на него, и он не может больше этого выносить). Как уже сказано выше, во время БОС-сеанса используется в качестве аудиовизуального ряда иконопись и православное песнопение. Это порождает такой характер восприятия, при котором задействован этот тип внимания, который недоразвит у зависимых людей. В результате, значительно уменьшаются рассеянность и мыслительная активность навязчивого характера. Функционально именно этот вид внимания задействован в борьбе с навязчивыми помыслами (в отведении от них и удержании внимании на молитве).

Реабилитация наркозависимых с применением БОС-терапии при использовании материалов обратной связи с православным смысловым содержанием влияет на структуру биоэлектрической активности головного мозга, способствует желательному приросту интенсивности и времени существования средне-волновой активности альфа-диапазона и выраженной синхронизации активности полушарий головного мозга и позволяет исключить инертные и патологические состояния сознания (тэта- и дэльта-диапазоны). Как мы указывали уже выше, такого положительного эффекта мы не наблюдали при предъявлении индифферентных в духовно-религиозном смысловом отношении стимулов. Конечно, если предъявлять индифферентные в религиозно-смысловом отношении аудио-видеостимульных рядов, возможна положительная работа с аддиктивными больными, но она не будет являться столь очевидно-показательной, эффективной и быстрой. Безусловно, наша находка является важным научным открытием и, главное, — легко воспроизводимой. Это не есть спекулирование на отдельных больных: это правило, или — закон. Вот что даёт нам православный подход к реабилитации наркозависимых и больных с другими аддикциями. Здесь мы видим, как идёт перемещение внимания от греховного помысла на молитву и способствующее этому явлению православное содержание обратной связи не даёт соответствующей доминирующей страсти реагировать привычным образом на духовно-душевном уровне. При этом нарушается стереотипная для зависимого больного иерархия реагирования и стереотипная ассоциативная связь. При регулярности участия в БОС-процедурах изменяется стереотип реагирования, особенно на фоне участия в богослужении, личной и коллективной молитвы и христианских Таинствах. Происходит овладение собой, то есть своим внутренним, духовным миром, развиваются осознание своей болезни и уверенность в победе над ней именно с помощью Благодати Божией, религиозное восприятие мира, вера в Бога, и воля.
Конечно, мы должны сразу же оговориться: применение БОС-православной терапии не является ни в коем случае методом, излечивающим наркоманию или другие аддикции. Этот метод является прекрасным вспомогательным методом терапии в комплексе православных методов реабилитации. Сам по себе он не способен излечить наркоманию, но в комплексе со всеми применяемыми нами методами он значительно увеличивает успех реабилитации, помогает священнику и другим реабилитологам привести больного к вере, воцерковить его и изменить его образ жизни. Он также помогает снять духовную напряжённость и предотвращает наркотические и алкогольные срывы.

Вольному — воля, спасённому — рай.

Руководитель Душепопечительского Православного Центра
святого праведного Иоанна Кронштадтского,
иеромонах Анатолий (Берестов)
.

Бог избавляет от любых зависимостей!

ВСТРЕТИТЬСЯ С ИЕРОМОНАХОМ Анатолием (Берестовым) мне помог ближайший его помощник, молодой человек по имени Артем.

— Кто бы мог подумать, что мне, такому грешнику и хулигану, Господь не только даст шанс избавиться от своей наркотической и других зависимостей, но и исполнять функции ближайшего помощника при таком удивительном человеке, — рассказывал мне с увлечением Артем. — Будучи доктором медицинских наук, известным врачом, Анатолий Иванович оставил мирскую жизнь и посвятил себя спасению несчастных, заблудших людей, создав при Крутицком подворье в Москве душевнопопечительский центр Святого праведного Иоанна Кронштадтского. Этот центр, имеет сейчас региональные представительства по всей стране.

Отец Анатолий принял меня в тот же день, когда я приехала в Москву. У нас состоялся такой разговор.

И врач, и священник

— Отец Анатолий, а как получилось, что вы, будучи доктором медицинских наук, стали священнослужителем, иеромонахом?

— Я давно, со второго курса института, стал верующим человеком и с тех пор всегда мечтал стать священником. Моя мечта реализовалась только в 1991 году.

— Не жалеете, что ушли из официальной медицины?

— Но разве можно сказать, что я ушел из профессии? У меня сейчас специальность — на грани духовности и медицины. И у меня работает масса врачей, которых я опекаю и консультирую. И трудно сказать, кто я сейчас больше — врач или священник. И то, и другое вместе. Это существует неразрывно, слитно.

— Отец Анатолий, расскажите о вашем центре. Вы помогаете только наркоманам или люди обращаются к вам и с какими-то другими проблемами?

— Мы помогаем людям избавляться от любых зависимостей: от сектантской, оккультной, от наркотической, от игровой, от табачной и алкогольной, т. к. суть у них одна и та же — духовная. По-христиански, любая зависимость — это есть выражение высшего проявления греха — страсти, когда человек становится рабом своих греховных наклонностей, жертвой своих страстей. И поэтому медики не могут справиться с этими проблемами. Восстановить свое духовное начало человек может только в Церкви, когда он обращается за помощью к Богу, кается в своих грехах и полностью осознает свою зависимость от страстей. Осознать это, конечно, мы ему помогаем. Затем человек исповедуется, получает прощение своих грехов, причащается. И тут происходит просто непонятное: очень часто уже после первой исповеди и причастия наблюдается исчезновение тяги к наркотикам, к алкоголю (хотя и реже), к азартным играм.

Что касается наркозависимых, то мы работаем с ними по своей программе, ориентированной на принятия Православия. И результаты, конечно, потрясающие. В них можно не верить, а можно верить…

— А сколько человек прошло у вас реабилитацию, скольких удалось вернуть к нормальной жизни?

— С лета 1998 года через нас прошло более пяти тысяч наркозависимых людей. Из тех, кто прошел реабилитацию, 85% становятся здоровыми. Они активно входят в социум, соединяются с семьями и нормализуют свои отношения с близкими. Правда, сейчас ситуация резко изменилась, ухудшилась. Теперь из ста, с кем мы проводим беседы, остаются на реабилитацию максимум 35 человек. Мы работаем с ними, и результаты те же — 85%.

— И с чем связана такая ситуация? Влияет на нее положение в стране или это чисто личностная проблема?

— Да, уменьшение процента желающих работать над собой напрямую связано с социальной ситуацией в обществе. Молодые люди, приходящие к нам ныне, уже не имеют никаких моральных стержней и нравственных ценностей. Они не знают никаких запретов, у них нет представлений о добре и зле. Они считают, что им позволено все. Да и телевидение играет здесь свою разрушающую роль, пропагандируя постулат — бери от жизни все.

Наркомания — духовная болезнь

— Отец Анатолий, скажите, а что такое наркомания с точки зрения медицинской и с позиции духовной?

— Каковы же могут быть профилактические меры для борьбы с этой бедой? Что делать родителям, дети которых уже начали употреблять наркотики?

На втором месте стоит активная борьба на государственном уровне с курением и алкоголизацией молодежи и всего общества. Вот посмотрите, наши дети начинают курить, в среднем, в 11 лет. Когда ученые исследовали, как курение влияет на развитие наркомании, то оказалось, что курящие дети имеют шанс стать наркоманами в 55 раз чаще, чем некурящие. И примерно в том же возрасте, в 12 лет, дети начинают употреблять алкогольные изделия. И когда ученые сравнили группы курящих и выпивающих с группой некурящих и непьющих подростков, то выяснилось, что первая группа имеет шанс стать наркоманами в 100 раз чаще. Вот как велико значение курения и потребления даже слабоалкогольных изделий типа пива и джин-тоников для детей, подростков и юношества. Поэтому на государственном уровне надо поднять борьбу с курением и алкоголизацией детей, иначе проблему наркомании не решить. Я везде предлагаю запретить продажу алкогольных и табачных изделий подросткам до 21 года. И за нарушение этого закона необходимо обязательно наказывать продающих или тех, кто спаивает детей, вплоть до родителей.

Борьбой с наркоманией — профилактикой, лечением, реабилитацией — нужно заниматься на всех уровнях: от семьи и школы до общества и государства. И я считаю, что бразды правления в этом деле должен взять на себя президент. Если правительство и наши властные структуры не осознают этого, не включатся в активную борьбу и не дадут зеленый свет Церкви, то у нас ничего не получится.

— А каковы, отец Анатолий, другие причины, мешающие избавиться молодым людям от наркотического пристрастия?

— У нас в стране сегодня есть страшная проблема — это легальный государственный наркорынок. Через нашу аптечную сеть сейчас совершенно свободно без рецептов продают лекарственные вещества, содержащие небольшие количества наркотиков. Это кодеинсодержащие препараты. Кроме того, трамалсодержащие препараты и семя мака, которое продается как кондитерское изделие в продовольственных магазинах. Из этого кондитерского изделия научились добывать тяжелый наркотик дезоморфин, на котором наркоманы живут от шести месяцев до двух лет, ну, может, максимум три года. Тогда как на героине пять-шесть лет люди живут. На кодеинсодержащих препаратах тоже живут от полутора до трех лет, потому что они научились извлекать химическим путем тот же страшный наркотик — дезоморфин. И все это продается совершенно свободно.

Бог исцеляет даже СПИД

— Отец Анатолий, а вы можете привести примеры каких-то чудесных исцелений, когда человек избавился и от порочной зависимости, и от каких-то попутных заболеваний, СПИДа, например?

— Да, таких примеров у нас много. Я говорил, что нередко даже после первой исповеди и причастия люди теряют тягу к наркотикам. Это наблюдается примерно в двадцати процентах случаев. То есть каждый пятый, впервые пришедший в центр и прошедший через исповедь и причастие, теряет тягу к наркотикам, а иногда и к курению или выпивке. Таких случаев множество, сотни. Так, к примеру, произошло с Артемом. Он пришел на фоне героиновой зависимости, по-моему, в 2001 году. Причем, пришел без всякого желания, только потому, что его родители привели. Но после первой же исповеди и причастия он был ошеломлен, его духовное состояние изменилось резко, сразу же, и он воспринял это как исцеление. Хотя, конечно, с ним пришлось повозиться, потому что, перестав употреблять наркотики, он начал принимать алкоголь. И месяц или два он беспробудно пил, но потом отошел и от этого. И сейчас это активнейший человек, который помогает мне в реабилитации наркозависимых и является старостой группы бывших наркоманов в нашей обители.
Что касается попутных исцелений, то нередко, когда люди начинают вести духовный образ жизни, они избавляются от гепатитов С, В, и порой наблюдается, я не могу сказать исцеление, но исчезновение положительной ВИЧ-реакции. Это я тоже наблюдал нередко. Понять эти случаи трудно, но мы, верующие люди, воспринимаем это как непосредственное воздействие благодати Божьей и чудо.

— А с теми, кто обращается к вам впервые, только вы работаете или у вас есть помощники?

— Ну, конечно, я не один работаю. У нас есть врачи, психотерапевты, психологи. Есть кабинет биологической обратной связи, который хорошо помогает нам в процессе реабилитации. Есть группа катехизаторов, которые помогают нашим клиентам в изучении законов Божьих и ведут их к соблюдению 10 заповедей, к знанию церковных основ. Очень важно, чтобы священники помогли наркозависимым в осознании сугубой своей греховности. И если это нам удается, то на 90% вопрос можно считать решенным.

— Отец Анатолий, а можно говорить о том, что у вас есть какая-то методика, что у вас происходит не какой-то спонтанный процесс, а четкая программа работы с зависимыми людьми? И в чем суть этой методики?

— Главная суть нашей методики заключается в активном воцерковлении, в приближении человека к Богу, в развитии его христианской духовности, в изменении образа жизни и образа мышления. Важно также удаление человека из наркотической социальной ниши. Этого мы достигаем разными путями. Оказывается, и в условиях мегаполиса возможно проводить реабилитацию амбулаторно. У нас основная масса клиентов проходит реабилитацию таким образом.

— Вся ваша работа с наркозависимыми происходит на безвозмездной основе?

— Да, денег ни с кого не требуем.

— За счет чего тогда вы живете?

— За счет пожертвований, в основном, и за счет церковной деятельности, служб. Конечно, нам очень трудно, еле-еле сводим концы с концами, но ничего, выживаем с Божьей помощью.

— Когда можно попасть к вам на беседу, отец Анатолий, и как вас найти в Москве, как связаться по телефону?

— В субботу и в воскресенье. В субботу я провожу службу в 17 часов. В воскресенье служу Литургию в 10 утра. Находимся мы на Крутицком подворье возле Спасо-Преображенского монастыря по адресу: 1-й Крутицкий переулок, д. 2-а. Искать нужно душевнопопечительский центр Святого праведного Иоанна Кронштадтского Московской патриархии. Звонить нам можно по телефону 676-67-63 с 12 до 17 часов, кроме субботы и воскресенья.

Это был промысел Божий

— Отец Анатолий, а были ли в вашей жизни случаи, когда вы явственно чувствовали над собой руку Божию, когда Бог спасал вас или кого-то из ваших близких от чего-то страшного, когда происходили события невероятные с точки зрения здравого смысла?

— Отец Анатолий, каковы планы вашего центра и ваши личные планы?

— Мои планы — продолжать это служение, развивать его, помогать в становлении православных региональных реабилитационных центров по стране и за рубежом, в православных странах. Мы уже помогли создать такие православные центры, минуя так называемые 12-шаговые программы, во многих городах, начиная от Владивостока, Камчатки и Магадана до Екатеринбурга, Лонгепаса, Варны в Болгарии и Сербии. Вот только что звонили из Сербии, сообщили, что намечается открытие третьего за этот год реабилитационного православного центра. Это результат того, что я в этом году дважды побывал в этой стране и провел соответствующую работу с активистами антинаркотического движения. Они будут работать по нашей методике.

Некоторым людям жизни не хватает, чтобы найти себя в этой жизни, а кому-то Господь отмерял дарований по полной мере. Два огромных дара, исцеление души и тела, даны уникальному специалисту, человеку с большой буквы, Анатолию Берестову. Этот человек доказал, что можно быть прекрасным врачом, исцеляющим тело, и в то же время служить Господу, спасая души людей.

Краткие библиографические сведения

Иеромонах Анатолий Берестов — игумен, основавший Душепопечительный Центр святителя Иоанна Кронштадтского при Московском Патриархате, известный в мире доктор медицины, специалист в области детской неврологии, педиатрии и психиатрии, объединил в своих трудах очерки духовного писателя и исследования профессора медицины.

Анатолий Берестов появился на свет 11 сентября в 1938 году в московском роддоме, когда христианский мир отмечал день памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи. Это было время гонения на церковь и священнослужителей, храмы закрывали, за веру бросали в лагеря. Неудивительно, что семья мальчика не отличалась глубокой верой и соблюдением православных традиций.

Молодой человек после службы в армии пополнил ряды студентов Московского медицинского института. Лучший студент, Ленинский стипендиат и представить не мог, какую судьбу уготовил ему Господь.

Перейдя на второй курс, Анатолий под влиянием старшего брата Михаила (будущего схииеромонаха Рафаила) начинает посещать церковные богослужения и познавать основы православной веры. Его разочарование в трудах марксизма-ленинизма покрывает чтение Евангелия, подаренного братом.

Влюбившись, молодой доктор пришел за благословением к духовному наставнику в Троице-Сергиевскую Лавру. Ответ старца его удивил, ибо душепопечитель советовал принять монашество и отказаться от женитьбы. Обладая пророческим даром, старец предупредил Берестова о том, что его жена умрет через десять лет, оставив ему двух детей, но молодой врач не послушался.

В 1967 году брак молодой пары благословил архиерей, в 1977 году супруга Анатолия скончалась.

За 25 лет пребывания в медицине с 1966 года Анатолий Иванович прошел путь от ординатора по профессора, в 1991 году защитил докторскую диссертацию и возглавил центр реабилитации детей-инвалидов, страдающих от церебрального паралича.

Начало полного служения Господу

В 1993 году свершилось пророчество старца, на Валааме состоялось пострижение в монахи с предписанием пройти послушание на подворье Москвы при Валаамском монастыре.

В возрасте 55 лет известный по всей стране детский невропатолог и психиатр принимает монашеский постриг. Еще 3 года преподает в родном институте, возглавляя кафедру нервных болезней.

В 1993 году шла подготовка к открытию реабилитационного центра, но некие влиятельные люди Москвы решили отобрать часть территории под свои нужды. Они запугивали священнослужителя, обещали уничтожить его семью, но получили отпор. Однажды утром в церкви был обнаружен полуживой мужчина, он сообщил, что пострадал за отказ убить священника.

В 1995 году рукополагается в иеромонахи, в 1996 году принимает на себя основание и руководство Душепопечительского центра, где находили исцеление люди, пострадавшие от оккультных ритуалов и учений различных сект.

Летом 1998 года специалисты Центра святителя Иоанна Кронштадтского начинают помогать людям, имеющим зависимости:

  • алкоголикам;
  • наркоманам;
  • любителям карточных игр и другим.

Этот центр и на сегодняшний день работает и помогает людям. Обратиться за помощью могут все нуждающиеся по адресу: Москва, улица Новороссийская, дом 12А, доехать до центра легче всего на метро, станция Люблино.

Современное служение

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 15 апреля в 2009 году возвел отца Анатолия в сан игумена в Московском храме Христа Спасителя.

С 2009 года игумен Берестов совмещает православную и медицинскую деятельность, ведет активную борьбу с колдунами и экстрасенсами, заполонившими просторы России. Услышать проповеди отца Анатолия можно на воскресных богослужениях в церкви Воскресения Словущего, расположенной на Крутицком Подворье.

Будучи практическим психологом, занимая пост заместителя завкафедры клинической физиологии, профессор и игумен Берестов сумел объединить науку и религию, подарив миру актуальные по значимости труды:

В своих трудах профессор медицины и священнослужитель показывает, к каким неизлечимым последствиям приводят опыты колдунов и чрезмерные увлечения виртуальным миром через компьютерные игры. Проблему наркомании и алкоголизма известный психолог видит в семейных отношениях, как игумен подсказывает выход — освобождение верой в помощь Иисуса Христа.

В отдельной книге собраны беседы с православным врачом, где автор показывает зависимость каждой болезни от духовного состояния человека, его грехов и зависимостей.

Игумен Берестов принимает по предварительной договоренности в субботу и по воскресеньям с 14.00 в реабилитационном центре святого Иоанна Кронштадтского.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.