Железная печь у чукчей в чуме

и посмотрел их быт и нравы.
(Это самый Север моей большой, большой Родины)

У меня есть шкуры бурого и черного гималайского медведя и мне очень захотелось заиметь обязательно шкуру белого медведя, хотя бы лоскуток 10 на 10 см. А где можно найти такую шкуру, только на самом севере нашей большой страны и вероятней всего у настоящих чукчей она точно есть, как я наивно полагал…

Как-то раз, ранней, ранней весной, на самый север к геологам на ледовитый океан летел вертолет МИ 8 на 2-3 дня, и я упросил вертолетчиков подкинуть меня на какое нибудь отдаленное стойбище первобытных чукчей. Раньше с вертолетчиками о таком очень просто можно было договориться за бутылку, две, три спиртного.

Если надо сесть вертолету в неположенном месте или кому-то вдруг очень приспичело, просто останавливается самопишущий барометр высоты – своеобразный черный ящик полетов, а куда после полетел сам вертолет, раньше никак не фиксировалось. Это сейчас есть разного рода джипис навигаторы, а в том, далеком прошлом, ни чего такого и подобного этому не было, лети куда захочешь, но далеко от своего маршрута не удаляясь, так как время полета все-таки фиксируется при возвращении на аэродром, а если маршрут полетов состоит из нескольких дней, то пилот вертолета вообще вольный как птица и его сдерживает только наличие в баках горючего…

Закупив на большой земле почти ящик водки (основная валюта на севере, да и в других диких и не диких местах) и взяв на всякий случай по банке тушенки, сгущенки, чая и сухарей (черт его знает, что они там едят) я и, загрузился в вертолет. Мы долго летели, а внизу расстилалась безбрежная тундра и вот мы подлетаем к стойбищу, состоящему из трех чумов-яранг и наибольший чум стоял посередине. В метрах 100 от чумов (чтоб никто из чукчей и оленей не угодил под лопасти) вертолет быстро приземлился и так же быстро улетел, а я побрел, под тяжелой ношей рюкзака позвякивая бутылками и упираясь под этой тяжестью своим взглядом в истоптанный оленями ягель.

При подходе к ярангам и уже окруженный местными аборигенами, обнаружилась натоптанная тропинка в ягеле, длиной всего-то метров 30 и ведущая в основном к большому чуму. Уже подходя к этой яранге, я с удивлением увидел, что с лева и справа от этой вытоптанной в ягеле тропинке лежит явно человеческий дерматин в рулонах и листах. Я ведь какой не какой, но охотник и собачье или звериные экскременты от человеческих могу все-таки отличить. Это все меня страшно поразило, ну понятно, что в тундре не спрячешься, ну зайди ты хоть за чум, зачем же перед чумом-то гадить.

Так я под своей тяжестью озадаченный и ввалился в наибольший чум и встал в оцепенении как вкопанный на его пороге, так как в нем, в интимном полумраке были только полуголые до пояса молодые и старые женщины, принимавшие воздушные ванны и что-то там свое мастеря, ведь чукчи почти совсем не моются по другому. Я совсем растерянный попятился назад, позвякивая бутылками в рюкзаке, тут-то меня и встретил прибежавший хозяин стойбища, и пригласил в правый чум поменьше.

Пока мы ели не совсем свежую строганину с хозяевами стойбища и запивали ее водкой или наоборот, так я и не понял. А женщины в это время что-то парили и жарили. Хозяева яранги почти совершенно не говорили по-русски и хорошо, что среди них был малец лет 9-10, который несколько лет учился в школе интернате на большой земле и поэтому все наши разговоры хоть как-то мог переводить. Стол был не богатый яствами, но очень сытный и когда мне предложили рыбу с явным душком, я естественно вежливо отказался.

Почти в конце застолья, ко мне молча, подошла девчушка чукчи лет 13, и как я понял, ее мне стали сватали на ночь. Я, конечно же, отказался, запаивая хозяев водкой, что бы они на меня не обиделись. Ведь у нас европейцев все это принято делать украдкой, как бы воруя, а здесь сами же родители предлагают это сделать, да еще в своем собственном чуме. А у нас европейцев так не принято. Понятно, что нельзя долго самим по себе скрещиваться и это чукчи на уровне звериных инстинктов это все понимают, но мне от этого их звериного понимания легче не становится.

Проснувшись утром с похмелья, я оказался один в чуме и начал все окружающее изучающе рассматривать и обратил большее внимание на то место в чуме, которое мне напомнило красный угол с иконами в крестьянской избе. В котором укромно стоял маленький деревянный идол, еще какие-то принадлежности их религиозного культа и обтянутый оленьей кожей бубен, а также среди этого всего висело нечто наподобие бус, но явно не бусы, так как в этом всем не было никакой симметрии.

К кожаному ремешку были привязаны разноцветные камушки, всевозможные ракушки, тряпочки, деревянные завитки ерника – карликовой березы и т.п. безделушки, но все выглядело первобытно красиво. Тут в чум вошел мой малец-переводчик, и я сразу же спросил у него, что это такое и что это все означает.

ААА, говорит он, это мол записная книга истории нашего стойбища. Вот видишь крепко затянутый жилой оленя черный камушек, это большой мор оленей был, а это моя мать родилась и т.д. и т.п. Ведь у чукчей нет письменности, и они так записывают все, что произошло с ними. Это что-то на подобии узелковой письменности или памяти их кочевого племени.

Уже почти выходя из чума, я вспомнил о том, что лежит вдоль вытоптанной в ягеле тропинки справа и слева и спросил у этого мальца, что бы это все означило. Как я понял из его повествования, это тоже записная книжка, наподобие узелковой письменности, но только это уже гостевая книга от благодарных гостей. Каждый благодарный гость, как бы этим всем наваленым говорит спасибо всем хозяевам стойбища. Вы меня накормили, напоили, спать уложили с женщиной, вот я и наклал Вам всем в благодарность свою кучу дерьма перед вашим чумом.

Выходит хозяин каждый раз утром из чума и видит, вон то, тонкое и длинное - это вон тот гость был и это оставил, вон видишь от него малыш белобрысый бегает, а это толстое и короткое от того-то гостя - вон пацанка от него синеглазая прыгает.

В общем-то, в тундре нет комнатных и других поганых мух, только одни хищные и кровососущие насекомые и когда разберешься во всех этих тонкостях, то все становится логичным. Постоит, постоит стойбище скотоводов-кочевников на одном месте и переберется на новое место в этой необъятной тундре, вот записная книжка благодарных гостей и опять начинается с чистого листа.

Но шкуру белого медведя я у чукчей так и не добыл, обидно, досадно, да ладно, все-таки не так просто слетал к чукчам и узнал от них много для себя нового.

Но вот почему Мы-то Все как гости Сами себе гадим перед своим же собственным домом и даже в своём собственном дому, Я так и не понял - линять отсюда уже все, все единым скопом собираемся на новое стойбище чё-ли.

Вечно ВРИО НАЧ СДП МЕДВЕДКА

Если желаешь посмотри мою монографию - Скопируй её название и вставь в браузер
Мультипериодический закон эволюции

Увезу тебя я в тундру

По преданиям многих северных народов, чум и человек появились почти одновременно. И это недалеко от истины. Это универсальное жилище кочевых народов Севера, занимающихся оленеводством, — ненцев, хантов, коми и энцев.


Фото: daypic.ru

По сути, это переносная палатка, которая имеет конусообразную форму и отлично приспособлена к условиям тундры. Снег легко скатывается с крутой поверхности чума, поэтому при переезде на новое место чум можно разобрать, не прилагая лишних усилий для очистки строения от снега. Кроме того, форма конуса делает чум устойчивым к сильным ветрам и метелям.

Есть летний и зимний варианты чумов. Летом он накрывается корой или мешковиной, а вход завешивается грубой тканью (например, той же мешковиной). Зимой же используют шкуры оленей, сшитых в одно полотнище, а вход завешивают отдельной шкурой. А для того, чтобы ветер не проникал в чум, к его основанию с наружной стороны подгребают снег.

В центре чума располагается печь, служащая источником тепла и приспособленная для приготовления пищи. Жар от печи поднимается вверх и не позволяет осадкам попадать внутрь чума — они просто испаряются под действием высокой температуры.


Фото: daypic.ru

Как правило, чум оленеводов состоит из 20−40 шестов, которые при переездах укладывают на специальные нарты. Размеры чума непосредственным образом зависят от длины шестов и их количества: чем больше будет шестов и чем длиннее они будут, тем вместительнее получится жилище.


Фото: daypic.ru

С давних времен установка чума считалась делом всей семьи, в котором принимали участие даже дети. После того как чум полностью установлен, женщины застилают его внутри циновками и мягкими оленьими шкурами. У самого основания шестов принято класть малицы (верхняя одежда народов Севера из оленьих шкур с мехом внутрь) и другие мягкие вещи. Также оленеводы возят с собой подушки, перины и теплые спальные мешки из овчины. На ночь хозяйка расстилает постель, а днем прячет спальные принадлежности подальше от посторонних глаз.

Где чукча ждет рассвета?


Фото: республика-саха-якутия.рф

Яранга имеет некоторое сходство с чумом и представляет собой переносное жилище кочевых коряков, чукчей, юкагиров и эвенков. Яранга обладает круглым планом и вертикальным деревянным каркасом, который сооружен из шестов и увенчан коническим куполом. Снаружи шесты покрыты моржовыми, оленьими или китовыми шкурами.


Фото: basov-chukotka.livejournal.com

Яранга состоит из двух половин: полога и чоттагина.

Чоттагин — это хозяйственная часть яранги. Это холодное помещение яранги, зимой там температура такая же, как и на улице, разве что без ветра.

На противоположной от входа стенке при помощи жердей крепят каркас прямоугольной формы, который покрывают шкурами шерстью внутрь. Это полог — жилое помещение в яранге. В пологе спят, сушат одежду, а в зимнее время и едят. Отапливается полог от жирника или керосинки.


Внутри полога. Фото: basov-chukotka.livejournal.com

Так как открывать полог ночью нельзя, то нужду справляют тут же, в пологе, в специальную емкость.

В яранге может быть как один полог, так и два, и даже три. В пологе живет одна семья. Если в семье появились взрослые дети, у которых уже есть свои семьи, на первое время ставится второй полог. Но со временем молодым нужно будет собрать свою ярангу.

Очаг организовывается в центре чоттагина. Дым от костра уходит через отверстие в куполе. Но несмотря на такую вентиляцию, в этой части жилища почти всегда дымно. Поэтому стоять в яранге не рекомендуется.


Фото: basov-chukotka.livejournal.com

В каждой яранге на верхних и боковых жердях обязательно висит мясо или рыба. Рационализм, как я уже выше говорил, ключевой аспект жизни человека в традиционном обществе. Чего зря дыму пропадать? Тем более если он, дым, является отличным консервантом.


Фото: basov-chukotka.livejournal.com

Где же взять дрова для костра, если в тундре не растут деревья? Деревьев (за исключением пойменных рощ) в тундре действительно нет, зато почти всегда можно найти кустарник. Собственно ярангу преимущественно и ставят у реки с кустарником. Очаг в яранге разводят исключительно для приготовления пищи. Отапливать чоттагин бессмысленно и расточительно. Для костра используют маленькие веточки. Если ветки кустарника толстые и длинные, их нарубают на маленькие полешки 10−15 см длины.


Фото: basov-chukotka.livejournal.com

Экономия и рациональность — главные критерии жизни оленевода.

Ледяной теплый дом эскимоса


Фото: reference.com

Иглу представляют собой куполообразные постройки из снежных блоков. Обычно они имеют высоту порядка 2 м и диаметр около 3−4 м. Если снег неглубокий, то вход в иглу обустраивается в стене, к которой пристраивается дополнительный коридор из ледяных (снежных) блоков. При глубоком снеге вход в жилище находится прямо в полу, а снаружи к нему проложен коридор. Очень важно, чтобы вход в дом находился ниже уровня пола, так как это обеспечивает приток кислорода и отток более тяжелого углекислого газа, а также позволяет сохранить в помещении тепло.


Фото: turist.ee

Сегодня иглу чаще всего используется в лыжном туризме в качестве аварийного жилья на случай проблем с палаткой или резкого ухудшения погодных условий. Иногда при подготовке к длительным лыжным походам инструкторы в целях безопасности проводят занятия по строительству иглу.


Фото: turist.ee

Внутренние поверхности стен оплавляются, но стены не тают. Чем сильнее на улице мороз, тем более высокий нагрев может выдержать иглу изнутри. Ведь намокший снег теряет свои теплозащитные свойства и легче пропускает холод. Пробравшись сквозь толщу блока, мороз подмораживает начавшую таять внутреннюю поверхность стен, и температурное давление снаружи и изнутри уравновешивается.

А как под снегом дышится? Нормально. Ведь если вход в иглу устроен ниже уровня пола, то отток из нее тяжелого углекислого газа и приток взамен более легкого кислорода обеспечены. К тому же такое расположение входного отверстия не позволяет уходить из жилища теплому воздуху — он, как известно, легче холодного. Впрочем, для легкости дыхания в своде иглу пробивают вентиляционное отверстие.


Фото: busega.jimdo.com

Вообще, теплопроводность снежного купола мала, и плюсовую температуру в хижине поддержать легко, часто для этого достаточно тепла, выделяемого спящими людьми. Кроме того, снежная хижина впитывает изнутри излишнюю влагу, поэтому в иглу достаточно сухо.


Фото: busega.jimdo.com

Свет в иглу поступает прямо через ледяные стены, хотя в некоторых случаях в снежных домах делают ледяные окна. Внутреннее помещение, как правило, застилают шкурами, а иногда покрывают ими еще и стены — полностью или частично. Для обогрева и дополнительного освещения иглу используют плошки-жирники.

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Данная статья составляет золотой фонд нашего сайта. Она пользуется неизменно высокой популярностью у посетителей из всех когда-либо опубликованных у нас статей.


Чум – жилище северных оленеводов

Что же касается чума, то по сути это переносная палатка, которая имеет конусообразную форму и отлично приспособлена к условиям тундры. Снег легко скатывается с крутой поверхности чума, поэтому при переезде на новое место чум можно разобрать, не прилагая лишних усилий для очистки строения от снега. Кроме того, форма конуса делает чум устойчивым к сильным ветрам и метелям.

Летом чум накрывается корой, берестой или мешковиной, а вход завешивается грубой тканью (например, той же мешковиной). Зимой для обустройства чума используют шкуры лосей, оленей, изюбров, сшитых в одно полотнище, а вход завешивают отдельной шкурой. В центре чума располагается печь, служащая источником тепла и приспособленная для приготовления пищи. Жар от печи поднимается вверх и не позволяет осадкам попадать внутрь чума – они просто испаряются под действием высокой температуры. А для того, чтобы ветер не проникал в чум, к его основанию с наружной стороны подгребают снег.

Как правило, чум оленеводов состоит из нескольких покрытий и 20-40 шестов, которые при переездах укладывают на специальные нарты. Размеры чума непосредственным образом зависят от длины шестов и их количества: чем больше будет шестов и чем длиннее они будут, тем вместительнее получится жилище.

С давних времен установка чума считалась делом всей семьи, в котором принимали участие даже дети. После того, как чум полностью установлен, женщины застилают его внутри циновками и мягкими оленьими шкурами. У самого основания шестов принято класть малицы (верхняя одежда народов Севера из оленьих шкур с мехом внутрь) и другие мягкие вещи. Также оленеводы возят с собой подушки, перины и теплые спальные мешки из овчины. На ночь хозяйка расстилает постель, а днем прячет спальные принадлежности подальше от посторонних глаз.

Яранга – национальное жилище народов Чукотки


Как мы уже говорили, яранга имеет некоторое сходство с чумом и представляет собой переносное жилище кочевых коряков, чукчей, юкагиров и эвенков. Яранга обладает круглым планом и вертикальным деревянным каркасом, который сооружен из шестов и увенчан коническим куполом. Снаружи шесты покрыты моржовыми, оленьими или китовыми шкурами.

Яранга состоит из 2-х половин: полога и чоттагина. Полог имеет вид теплого шатра, сшитого из шкур, отапливаемого и освещаемого при помощи жировой лампы (например, полоски меха, опущенной в жир и пропитанной им). Полог является спальным помещением. Чоттагин – отдельное помещение, внешний вид которого несколько напоминает сени. Это самая холодная часть жилища. Обычно в чоттагине хранятся ящики с одеждой, выделанные шкуры, бочки с квашениями и другие вещи.

В наше время яранга является многовековым символом народов Чукотки, который используют при проведении многих зимних и летних праздников. Причем яранги устанавливаются не только на площадях, но и в клубных фойе. В таких ярангах женщины готовят традиционные блюда народов Севера – чай, оленину и угощают ими гостей. Более того, в форме яранги сегодня на Чукотке строят парники, теплицы и некоторые другие сооружения. Например, в центре Анадыря можно увидеть ярангу – овощную палатку, выполненную из прозрачного пластика. Также яранга присутствует на многих чукотских картинах, гравировках, значках, эмблемах и даже гербах.

Иглу – эскимосское жилище из снега и льда

Свет в иглу поступает прямо через ледяные стены, хотя в некоторых случаях в снежных домах делают ледяные окна. Внутреннее помещение, как правило, застилают шкурами, а иногда покрывают ими еще и стены – полностью или частично. Для обогрева и дополнительного освещения иглу используют плошки-жирники. Интересным является тот факт, что при нагревании воздуха внутренние поверхности стен иглу оплавляются, но не тают благодаря тому, что снег быстро выводит избыточное тепло за пределы дома, и за счет этого в помещении поддерживается комфортная для человека температура. Более того, снежные стены способны впитывать лишнюю влагу, поэтому в иглу всегда сухо.

Любопытно и то, что, несмотря на всю простоту постройки, на самом деле построить иглу своими руками не так-то просто. Примером тому служат первые полярники-путешественники, которые долго не могли постигнуть тайну строительства иглу, в то время как местные жители возводили подобное строение всего за 1-2 часа. А все потому, что иглу строят из плит особой формы, причем разные части дома строят из разных плит. Иглу имеет форму раковины улитки и постепенно сужается к своду, а плиты укладываются по специальной методике, которую северяне оттачивали годами. Для большей устойчивости иглу с внешней стороны поливают водой.

Сегодня иглу чаще всего используется в лыжном туризме в качестве аварийного жилья на случай проблем с палаткой или резкого ухудшения погодных условий. Иногда при подготовке к длительным лыжным походам инструкторы в целях безопасности проводят занятия по строительству иглу.

Казалось бы, что мешает этим людям строить обычные дома? Думаю, что тут есть несколько ключевых факторов. Многие народы севера живут как кочевые племена, и в активный и короткий период северного лета пасут олений перегоняя их по пастбищам, что делает не возможным для них постройку капитального жилья в определенном месте. А чум или юрта достаточно мобильное жилище и возводиться меньше чем за сутки, К тому же, в условиях, особенно крайнего севера, обычные строительные материалы, такие как камень и дерево очень дороги, и не каждая семья может позволить купить себе дрова, не говоря уже о целом доме… И в третьих, жизнь, в таких домах это важный элемент национальной, этнической культуры целых этносов населяющих как север России так и другие северные территории земного шара.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

послал жену набрать воды для чая.


фото Алексей Сулоев


Это ханты или, наверное, манси

Просто мы узнали, насколько мы примитивны и несовершенны в сравнении с ними, всем теперь стыдно )))

маловато принесла… от силы на четверть чайника

Вот именно, и яранга, кстати, гораздо более совершенное и удобное жилище.

даже у чукчи есть жена. а у тебя нет

заварка кончилась, надо в магазин идти.

Теперь все видят-Чукча не писатель!

А она ещё успела в Сбербанк сходить, 242 тысячи получить и чаёк сделать. Хозяюшка.

И никакого нытья: Жизнь людей в экстремальных условиях крайнего Севера.


Предания многих северных народов гласят о том, что человек и чум появились в один момент. И это утверждение совсем недалеко от истины. Все дело в том, что данное традиционное жилье использовалось людьми с самой зари своего становления. Оно всегда было универсальным для кочевых народов Севера, занимающихся животноводством (оленеводством). Живут в чумах ненцы, ханты, коми и энцы.


По своей сути, чум – это переносная палатка конусообразной формы. Она отлично приспособлена к местным условиям. Во-первых, его форма делает его очень устойчивым к ветрам и метелям. Во-вторых, благодаря такой форме, снег всегда скатывается вниз, и снять чум для переезда не составляет труда.


Существует летний и зимний вариант чума. Так, летом он накрывается мешковиной или корой. Вход при этом завешивают грубой тканью. Зимой же, используются исключительно шкуры оленей, сшитые в единое полотно. Вход при этом защищают отдельной шкурой. Для того чтобы ветер не продувал чум, его основание присыпают снегом.

В центре любого чума всегда стоит печь. Она – источник тепла и места приготовления пищи. Теплый воздух также не дает любым осадкам попадать внутрь жилища. Все они испаряются еще на подлете из-за горячего воздуха.


Как правило, чум делают из 20-40 шестов. При переездах они укладываются на специальные нарты. Размеры жилища определяются длиной шестов. Чем больше количество шестов и чем больше их длинна, тем вместительнее будет чум.


На самом деле именно яранга является национальным жилищем народов Чукотки. Данный тип жилища очень часто путают с чумом, и это не удивительно, ведь между ними есть определенное внешнее сходство. Тем не менее, яранга имеет крупный план и мощный деревянный каркас. Покрывают жилище шкурами оленей, моржей, китов. Такой дом состоит всегда из двух половин: полога и чоттагина.


Полог – это непосредственно жилое помещение. Здесь спят, едят и сушат одежду в зимнее время. Топится полог жирником или керосинкой. Открывать ночью полог нельзя, поэтому малая нужда справляется в нем же. Для этого предусмотрена специальная емкость. Соответственно чоттагин – холодная хозяйственная часть яранга. Зимой температура в нем такая же, как на улице, разве что ветра нет.

В одном яранге может быть несколько пологов. На одну семью приходится один полог в яранге. Однако, это временная мера. Очень скоро, молодая семья получит собственное жилище, а не отдельное помещение.


Абсолютно в каждом яранге есть верхние и боковые жерди, которые используются для мяса и рыбы. Они висят в дыму, который поднимается от очага в центре жилища. К слову, дым выступает неплохим консервантом. Не трудно догадаться, что в тундре проблемы с деревьями. Поэтому топят огонь преимущественно кустарниками, которые растут, как правило, у рек. Очаг, который стоит в чоттагине используется исключительно для приготовления еды, а не для обогрева.


Каждый ребенок знает эту куполообразную постройку из снежных блоков, диаметром 3-4 метра и высотой около 2 метров. Когда снег неглубокий, вход в иглу делается прямо в стене. К ней в таком случае пристраивают небольшой коридор из тех же снежных блоков. Если же снег глубокий, то вход в жилище будет прямо в полу, через тоннель. Жизненно важно, чтобы вход находился ниже уровня пола. Это позволяет обеспечить приток кислорода и отток углекислого газа, а также позволяет сохранять тепло.


Сегодня иглу чаще всего используется туристами в качестве аварийного жилья, на случай проблем с палатками или резкого и значительного ухудшения погоды. При подготовке к длинным лыжным переходам, инструкторы всегда рассказывают и тренируют людей троить иглу.

Несмотря на всю свою простоту, возвести иглу не так уж просто человеку неподготовленному. Ярким примером тому служит судьба первых полярников, которые долго не могли постичь секрет строительства. Местные же возводят иглу за 1-2 часа. Секрет строительства иглу заключается в использовании снежных плит разной формы для разных частей конструкции, которые складывают по специальной методике. Жилище имеет форму сужающейся раковины. Внутри дома не будет слышно даже самой сильной пурги.


Внутренние стены иглу оплавляются. Любопытно, что чем сильнее мороз на улице, тем больший нагрев может выдержать иглу внутри. Если вход в такое жилище сделан правильно, то с воздухом для дыхания никаких проблем не будет. Для легкости дыхания в своде также пробивают вентиляционное отверстие. Свет в иглу поступает прямо через его ледяные стены.

Поездка в северный город Нарьян-Мар превратилась для меня в невероятное приключение. Ибо мне предложили посетить оленье стойбище в тундре. Не образцово-показательное и не парадно-выходное, а самое что ни есть обычное. Я конечно же согласился. Великий Доктор тундровых наук в означенный час посадил меня пассажиром на снегоход и мы отправились в путь. С нами для безопасности ехал ещё один.

Когда встречаешься с ранее невиданными вещами, обычно происходит ломка созданных себе отрывочной информацей иллюзий. Итак я представлял себе стойбище северных кочевников чем-то вроде деревни из чумов, где бегают дети, в чумах хлопочут хозяйки, а общее число обитателей приближается к полусотне. Тут же, за околицей пасутся олени. Мои представления усилили разговоры о кочевых школах в администрации округа, которые имели место незадолго до моего выезда в тундру. Школ этих конечно нет, но теория их существования была и разговоры о них есть сейчас.
Наверняка стойбища и выглядели раньше так, как я себе их представлял, или даже есть такие, но где-то в других местах. Людей в тундре остаётся всё меньше, почти все оленьи стойбища в наше время состоят из одного чума. Хотя и сейчас, говорят, есть частные хозяйства, кочующие нескольким семьями, у каждой из которых есть свой чум.

Никто из членов бригады никогда не был дальше Нарьян-Мара. Телевизора в чуме нет, хотя есть электрический генератор и можно соорудить антенну и поймать сигнал. Слушают радиоприёмник, от него получают все новости.

В хозяйстве кроме оленей и чума, есть электрический генератор, снегоход "Буран" с волокушами, более десятка саней для кочёвки. Сани изготавливают самостоятельно, дерево берут в небольших лесочках.

Хотя для обучения детей оленеводов функционирует система интернатов при школах, обычно детей долго не учат, 4 класса и обратно в тундру. Дима, член бригады юных лет, окончил 7 классов и больше не учится. Хотя конечно некоторые юные ненцы заканчивают среднюю школу и продолжают учиться дальше.
09

Первая ночёвка в чуме прошла в целом нормально, хотя я и несколько подмёрз. Как только перестают топить печку, температура внутри довольно быстро падает. А за бортом — минус 30 с хвостиком. Утро я встретил с радостью :-)
10

Ездовые олени содержатся отдельно от основного поголовья. Оба стада находятся на некотором удалении от чума, в 2-3 километрах, но в разные стороны от чума. Утром меня отвезли к основному стаду на съёмку и через пару часов забрали.
13

Олени сначала шарахались от меня, но довольно быстро привыкли. Одна молодая важенка вообще увязалась за мной, кусала меня за куртку и строила глазки. Как потом выяснилось - хотела получить от меня хлеба-соли, в прямом смысле.
17

Хлеба-соли по неопытности у меня не оказалось и она вернулась к своему ягелю.
18

Вернувшись к чуму, обнаружил, что кипит работа по разным направлениям.
Дима, самый молодой оленевод, занимается предпродажной подготовкой рогов.
27

Максим кормит собак.
29

Хоть ещё и очень холодно, но календарная весна уже началась :-)
32

Петрович делает запас дров в чуме.
Хорошо, если стойбище стоит рядом с небольшим, но лесом. Если леса нет, то автоматически возникает проблема с дровами. На некоторых стойбищах зимой приходится топить печь в чуме только для приготовления еды. А температуры здесь зимой либо низкие, либо очень низкие.
33

- За печкой не ходи.
- Почему?
- Нельзя, обычай такой, не знаешь разве?
- Теперь знаю.

Чум быстро остывает после того, как прогорают дрова в печке, поэтому в мороз холодно становится в течении часа после отхода ко сну. Спят все на оленьих шкурах, но укрываются обычными одеялами из магазина и подушки такие же. Я так понял, что днём почти всегда устраивается "тихий час", видимо для того, чтобы поспать в тепле.

На перекус - порубленное-попиленное мороженное оленье мясо. Отрезал себе несколько кусочков, сунул в соль и отправил в рот, всё. В принципе не возбраняется поджарить несколько кусочков оленины, бросив их прямо на печку. На обед мясо варят или делают суп, при мне добавляли в него рис, но это не всегда. Колбасу-сыр привозят городские. Это деликатес-угощение.
36

Воду берут из озера, а не топят снег, как я предполагал.
37

В целом ненцы оказались людьми тихими, интеллигентными и гостеприимными. Несмотря на ту суровую жизнь, которой они живут.
40

Так и закончился мой первый полный день на стойбище. Но самое интересное впереди. Мне повезло, я приехал на стойбище за день до откочёвывания на новое место. Переезд состоится завтра. И напишу о нём я тоже завтра. Оставайтесь на связи.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.