Смех во время чумы

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.



Танец как психотерапия

В раннее средневековье танцы были неразрывно связаны с темой смерти, и эту тему человек использовал в творчестве еще с древних времен. Особенно возрос страх перед смертью во времена распространения в Европе чумы. Именно тогда в живописи и литературе появился образ старухи с косой. Смерть, как и нечистая сила, вызывала у людей ужас, а слабо развитая медицина, войны и антисанитария в условиях эпидемии его только усиливали. Многие жители европейских стран в те годы прибывали в постоянной депрессии и тревоге, и танцы были своего рода разрядкой, хотя бы на время избавляющей от угнетенного состояния.


Соперничество под контролем церкви

Однако тяга человека к пляскам оказалась настолько велика, что в итоге католическая церковь вынуждена была смириться с ней, впрочем, на своих условиях – взяв танцевальную сферу под свой контроль: танец должен быть пристойным и отвечать определенным канонам.


Постепенно танцы перестали носить импровизационный характер и напоминать ритуальные обряды. Этот вид искусства начал стремительно развиваться, стали появляться новые танцы. Короли и вельможи постоянно соперничали, стараясь обойти друг друга в искусстве проведения балов, праздничных шествий, маскарадов.

Как танцевали в средние века

Если народные танцы продолжали быть более свободными в плане движений и представляли собой чаще всего хороводы, то придворные, напротив, стали принимать определенные, строгие очертания.

Согласно сохранившимся письменным документам, придворные танцы в основном состояли из определенным образом чередующихся шагов, реверансов и маленьких прыжков. В линейном танце участники выстраивались в один или несколько рядов и выполняли различные па в строгой последовательности. К таким танцам относились, например, джига, моррис и бассе.


Помимо хороводных или линейных танцев, в средние века был популярен контрданс, сочетавший в себе оба этих вида. Такие танцы состояли из хлопков и шагов вперед-назад. К контрдансам относятся яичный танец, павана, кадриль.


Наиболее модные танцы тех лет

Кэрол (другие называния – кароль, карола) был очень модным в XII-XIII веках в Англии, Франции, Италии. Он имел народные корни и представлял собой круговой либо цепочный хоровод. Взявшись за руки, танцующие вышагивали попеременно то в быстром, то в медленном темпе. При этом участники процесса пели: запевал впереди идущий, а припев исполняли все вместе. Ну чем не современный новогодний хоровод!

На смену кэролу в XIII веке пришел эстампи. Во время его исполнения танцоры выстраивались попеременно то в две линии, то в круг, но уже не пели - теперь танец сопровождался игрой музыкантов.

Очень распространен был и яичный танец, связанный с темой Пасхи. Танцоры плясали между лежавшими в центре яйцами, пытаясь не раздавить их. Танец имел много вариаций. Исполняли его обычно во время народных праздников.

Особой популярностью в средние века пользовался старинный английский танец моррис, практиковавшийся еще со времен английского короля Эдуарда III и изначально зародившийся в деревнях. Он был посвящен подвигам храбрых героев и исполняли его, как правило, мужчины одной общей группой из нескольких человек. На ноги, как правило, прицепляли колокольчики. Аккомпанементом служила игра на барабанах, трубах, флейте или скрипке. В качестве дополнительного атрибута танцоры могли использовать мечи или палки, изображая битву.


Кстати, в Англии этот танец до сих пор исполняют на фольклорных праздниках – в стране есть даже специальный День танца моррис.

Как одевались танцоры

Представители богатых сословий для танцев использовали яркие наряды из дорогих тканей. Причем, неизменное обилие кружев было характерно как для женских, так и для мужских костюмов. Дамы под платьями носили корсеты и плиссированные юбки. Мужчины облачались в разноцветные яркие туники, на которых красовались родовые гербы, а на поясе у танцора, как правило, висел меч.


Что касается простых крестьян, то у них не было специального наряда для плясок – танцевали в повседневном. Но если кто-то имел более праздничную одежду, облачался в нее. Крестьянки были одеты в простые цветные платья, а мужчины – в деревенские рубахи.


Поскольку классы бедняков и представителей знати никогда не проводили совместные праздничные мероприятия, танцы богатых особ сильно отличались от народных плясок.

Пропасть между этими двумя социальными слоями была настолько велика, что искусство придворного танца в плане разнообразия и техники исполнения в средние века шагнуло далеко вперед. И такое стремительное развитие танца дало толчок к последующему зарождению более современных стилей.


И в продолжение темы средневековья любопытная информация о том, какой косметикой пользовались женщины прошлого.

Текст: Анна Белова

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Улица. Накрытый стол. Несколько пирующих мужчин и женщин.

Почтенный председатель! я напомню
О человеке, очень нам знакомом,
О том, чьи шутки, повести смешные,
Ответы острые и замечанья,
Столь едкие в их важности забавной,
Застольную беседу оживляли
И разгоняли мрак, который ныне
Зараза, гостья наша, насылает
На самые блестящие умы.
Тому два дня наш общий хохот славил
Его рассказы; невозможно быть,
Чтоб мы в своем веселом пированье
Забыли Джаксона! Его здесь кресла
Стоят пустые, будто ожидая
Весельчака — но он ушел уже
В холодные подземные жилища…
Хотя красноречивейший язык
Не умолкал еще во прахе гроба;
Но много нас еще живых, и нам
Причины нет печалиться. Итак,
Я предлагаю выпить в его память
С веселым звоном рюмок, с восклицаньем,
Как будто б был он жив.

Он выбыл первый
Из круга нашего. Пускай в молчаньe
Мы выпьем в честь его.

Твой голос, милая, выводит звуки
Родимых песен с диким совершенством;
Спой, Мери, нам уныло и протяжно,
Чтоб мы потом к веселью обратились
Безумнее, как тот, кто от земли
Был отлучен каким-нибудь виденьем.

Было время, процветала
В мире наша сторона:
В воскресение бывала
Церковь божия полна;
Наших деток в шумной школе
Раздавались голоса,
И сверкали в светлом поле
Серп и быстрая коса.

Ныне церковь опустела;
Школа глухо заперта;
Нива праздно перезрела;
Роща темная пуста;
И селенье, как жилище
Погорелое, стоит, —
Тихо все. Oдно кладбище
Не пустеет, не молчит.

Поминутно мертвых носят,
И стенания живых
Боязливо бога просят
Упокоить души их!
Поминутно места надо,
И могилы меж собой,
Как испуганное стадо,
Жмутся тесной чередой!

Если ранняя могила
Суждена моей весне —
Ты, кого я так любила,
Чья любовь отрада мне, —
Я молю: не приближайся
К телу Дженни ты своей,
Уст умерших не касайся,
Следуй издали за ней.

И потом оставь селенье!
Уходи куда-нибудь,
Где б ты мог души мученье
Усладить и отдохнуть.
И когда зараза минет,
Посети мой бедный прах;
А Эдмонда не покинет
Дженни даже в небесах!

Благодарим, задумчивая Мери,
Благодарим за жалобную песню!
В дни прежние чума такая ж, видно,
Холмы и долы ваши посетила,
И раздавались жалкие стенанья
По берегам потоков и ручьев,
Бегущих ныне весело и мирно
Сквозь дикий рай твоей земли родной;
И мрачный год, в который пало столько
Отважных, добрых и прекрасных жертв,
Едва оставил память о себе
В какой-нибудь простой пастушьей песне,
Унылой и приятной… Hет, ничто
Так не печалит нас среди веселий,
Как томный, сердцем повторенный звук!

О, если б никогда я не певала
Вне хижины родителей моих!
Они свою любили слушать Мери;
Самой себе я, кажется, внимаю,
Поющей у родимого порога.
Мой голос слаще был в то время: он
Был голосом невинности…

Не в моде
Теперь такие песни! Но все ж есть
Еще простые души: рады таять
От женских слез и слепо верят им.
Она уверена, что взор слезливый
Ее неотразим — а если б то же
О смехе думала своем, то, верно,
Все б улыбалась. Вальсингам хвалил
Крикливых северных красавиц: вот
Она и расстоналась. Ненавижу
Волос шотландских этих желтизну.

Послушайте: я слышу стук колес!

Едет телега, наполненная мертвыми телами. Негр управляет ею.

Ага! Луизе дурно; в ней, я думал,
По языку судя, мужское сердце.
Но так-то — нежного слабей жестокий,
И страх живет в душе, страстьми томимой!
Брось, Мери, ей воды в лицо. Ей лучше.

Сестра моей печали и позора,
Приляг на грудь мою.

Ужасный демон
Приснился мне: весь черный, белоглазый….
Он звал меня в свою тележку. В ней
Лежали мертвые — и лепетали
Ужасную, неведомую речь….
Скажите мне: во сне ли это было?
Проехала ль телега?

Ну, Луиза,
Развеселись — хоть улица вся наша
Безмолвное убежище от смерти,
Приют пиров, ничем невозмутимых,
Но знаешь, эта черная телега
Имеет право всюду разъезжать.
Мы пропускать ее должны! Послушай,
Ты, Вальсингам: для пресеченья споров
И следствий женских обмороков спой
Нам песню, вольную, живую песню,
Не грустию шотландской вдохновенну,
А буйную, вакхическую песнь,
Рожденную за чашею кипящей.

Такой не знаю, но спою вам гимн
Я в честь чумы, — я написал его
Прошедшей ночью, как расстались мы.
Мне странная нашла охота к рифмам
Впервые в жизни! Слушайте ж меня:
Охриплый голос мой приличен песне.

Гимн в честь чумы! послушаем его!
Гимн в честь чумы! прекрасно! bravo! bravo!

Когда могущая Зима,
Как бодрый вождь, ведет сама
На нас косматые дружины
Своих морозов и снегов, —
Навстречу ей трещат камины,
И весел зимний жар пиров.

Царица грозная, Чума
Теперь идет на нас сама
И льстится жатвою богатой;
И к нам в окошко день и ночь
Стучит могильною лопатой….
Что делать нам? и чем помочь?

Как от проказницы Зимы,
Запремся также от Чумы!
Зажжем огни, нальем бокалы,
Утопим весело умы
И, заварив пиры да балы,
Восславим царствие Чумы.

Есть упоение в бою,
И бездны мрачной на краю,
И в разъяренном океане,
Средь грозных волн и бурной тьмы,
И в аравийском урагане,
И в дуновении Чумы.

Все, все, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья —
Бессмертья, может быть, залог!
И счастлив тот, кто средь волненья
Их обретать и ведать мог.

Итак, — хвала тебе, Чума,
Нам не страшна могилы тьма,
Нас не смутит твое призванье!
Бокалы пеним дружно мы
И девы-розы пьем дыханье, —
Быть может… полное Чумы!

Входит старый священник.

Безбожный пир, безбожные безумцы!
Вы пиршеством и песнями разврата
Ругаетесь над мрачной тишиной,
Повсюду смертию распространенной!
Средь ужаса плачевных похорон,
Средь бледных лиц молюсь я на кладбище,
А ваши ненавистные восторги
Смущают тишину гробов — и землю
Над мертвыми телами потрясают!
Когда бы стариков и жен моленья
Не освятили общей, смертной ямы, —
Подумать мог бы я, что нынче бесы
Погибший дух безбожника терзают
И в тьму кромешную тащат со смехом.

Он мастерски об аде говорит!
Ступай, старик! ступай своей дорогой!

Я заклинаю вас святою кровью
Спасителя, распятого за нас:
Прервите пир чудовищный, когда
Желаете вы встретить в небесах
Утраченных возлюбленные души.
Ступайте по своим домам!

Дома
У нас печальны — юность любит радость.

Ты ль это, Вальсингам? ты ль самый тот,
Кто три тому недели, на коленях,
Труп матери, рыдая, обнимал
И с воплем бился над ее могилой?
Иль думаешь, она теперь не плачет,
Не плачет горько в самых небесах,
Взирая на пирующего сына,
В пиру разврата, слыша голос твой,
Поющий бешеные песни, между
Мольбы святой и тяжких воздыханий?
Ступай за мной!

Зачем приходишь ты
Меня тревожить? Не могу, не должен
Я за тобой идти: я здесь удержан
Отчаяньем, воспоминаньем страшным,
Сознаньем беззаконья моего,
И ужасом той мертвой пустоты,
Которую в моем дому встречаю —
И новостью сих бешеных веселий,
И благодатным ядом этой чаши,
И ласками (прости меня, господь)
Погибшего, но милого созданья…
Тень матери не вызовет меня
Отселе, — поздно, слышу голос твой,
Меня зовущий, — признаю усилья
Меня спасти… старик, иди же с миром;
Но проклят будь, кто за тобой пойдет!

Bravo, bravo! достойный председатель!
Вот проповедь тебе! пошел! пошел!

Матильды чистый дух тебя зовет!

Клянись же мне, с поднятой к небесам
Увядшей, бледною рукой — оставить
В гробу навек умолкнувшее имя!
О, если б от очей ее бессмертных
Скрыть это зрелище! Меня когда-то
Она считала чистым, гордым, вольным —
И знала рай в объятиях моих…
Где я? Святое чадо света! вижу
Тебя я там, куда мой падший дух
Не досягнет уже…

Он сумасшедший, —
Он бредит о жене похороненной!

Отец мой, ради бога,
Оставь меня!

Спаси тебя господь!
Прости, мой сын.

Уходит. Пир продолжается. Председатель остается, погруженный в глубокую задумчивость.

24 часа в сутки на нас обрушивается Ниагара ужасов о Covid-19. Но жить под таким прессом невозможно. Предлагаю подборку шуток и анекдотов о коронавирусе. Со смехом, наш организм вырабатывает гормоны радости, которые помогают быстрее погасить выброс адреналина в ответ на страх и панику.
Давайте вместе посмеемся над вирусом и будем надеяться, что это поможет нам выжить!

МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРОНАВИРУСУ:

1. Если у вас перед дверью лежит коврик с надписью "Добро пожаловать!", немедленно замените его на коврик с надписью "Пошел на х. ".

3. Перед входом в магазин или аптеку, съешьте 5 долек чеснока. Социальная дистанция обеспечена!

4. Тем, у кого есть невыплаченные кредиты, помощь в больницах оказывается в первую очередь!

5. В связи с распространением коронавируса по Интернету, при пользовании соцсетями надевать маски и не грызть мышь.

6. При наблюдении в бинокль за окнами соседей, мужчинам следует держать правую руку на социальной дистанции от остальных органов.

7. Если у вас уже есть COVID-19, постарайтесь от него избавиться - в конце года выйдет обновленная версия COVID-21.

ВОЗ.
Всемирная Организация Здравоохрания признала совет: "Чаще мойте руки", самым главным достижением медицины за 2020 лет, и утвердила анекдоты и шутки о COVID-19 в качестве самых действенных лекарств от коронавируса.

ООН.
Грета Тунберг обвинила ООН в издевательстве над COVID-19, и потребовала прекратить лишать беззащитный вирус его среды обитания!

В штаб-квартиру ООН доставлен Манифест Вирусной Партии. Вот его текст:
"Призрак бродит по планете - призрак Вирусов. Все силы Старого и нового Света объединились для священной травли этого призрака: Папа и Путя, Макрон и Меркель, радикалы и нелегалы. Из этого следует, что вирусы уже признаются силой всеми государствами.
Настала пора, наконец, перед всем миром открыто изложить свои взгляды, цели и стремления в вирусном манифесте:
1. Мы, Вирусы, требуем передачи нам людей в собственность, независимо от их мест проживания и национальностей.
2. Мы, Вирусы, открыто заявляем, что наши цели могут быть достигнуты лишь путем насильственного ниспровержения существующего общественного строя. Пусть люди содрогаются перед Вирусной Революцией.
Вирусы всех стран, соединяйтесь!

ВАТИКАН.
Святые на иконах надели маски.

Святая конгрегация выпустила рекомендации по определению ведьм. В 1485 году их подвергали испытанию водой и огнем. Начиная с 2020 года, выявить ведьму будет очень легко - они не толстеют на карантине.

ИТАЛИЯ.
Известный дизайнер Валентино Членитано выпустил новую осенне-зимнюю коллекцию масок на меху горностая, со встроенными складными зонтиками.

СЕВЕРНАЯ УРЕЯ.
Благодаря мудрому руководителю Бам Пер Ыну, количество заболеваний коронавирусом в стране опустилось ниже нуля.

ЯПОНИЯ.
В стране удалось снизить уровень заболевания коронавирусом, благодаря плакату в призывом к населению "СИДИСУКАДОМА!"

США.
Американские исследователи установили, что те, кто употреблял в пищу летучих мышей, нуждались в психиатрической помощи.

Киностудия "Соня Пикчерс" приступила к съемкам триллера о том, как американцы спасли мир от коронавируса.

Apple предупреждает - не протирайте айфоны спиртом более трех раз подряд, потому что Сири потребует закуску!

Apple рекомендует женщинам после месяца на карантине сменить "Face ID" на цифровой код, иначе смартфоны перестанут узнавать своих хозяек.

Стивен Кинг в интервью СМИ заявил, что не смотрит новости, потому что ему страшно.

ИЗРАИЛЬ.
Израильские ученые установили, что евреи 40 лет в пустыне обходились без туалетной бумаги, потому что питались божественной манной, которая полностью поглощалась организмом.

УЗБЕЦКИСТАН.
Узбецкие ученые изобрели лекарство от коронавируса. Препарат получил название "Пилав". Принимать рекомендуется руками и с чаем. Руки можно по-прежнему не мыть.

БЕЛАРУСЬ.
Указом Президента, границы страны закрыли от россиян, желающих выгулять собак в Белавежской пуще.

При пересечении границы Беларуси, коронавирус теряет патологические свойства и становится обычным ОРВИ.

Минздрав Беларуси установил, что в стране нет эпидемии, потому что коронавирус боится Батьки.

Батька приказал всем выпивать и смеятся над коронавирусом. Короновирус промолчал - он знает, кто смеется последним.

РОССИЯ.
Сотрудники Задрющенского ОМВД расшифровали геном коронавируса. На вопрос корреспондентов как им это удалось, полицейские скромно ответили - "Сам признался. ".

В условиях коронавируса, МВД запретила сотрудникам ДПС сдавать в супермаркеты гречку, полученную в виде взятки.

Супермодель Мария Иванова после двух недель карантина выбросила из окна холодильник. На суде, девушка призналась, что сделала это потому, что он ее достал.

ФСБ установило, кто придумал коронавирус. Это сделали собаки, чтобы отомстить людям за то, те заставляли их носить намордники.

Минобороны ввело новое положение в "Стратегию Военных Действий" - Солдаты должны бежать в атаку и чихать на противника.

В стране резко возросло количество разводов. Оказалось, что произнося в ЗАГСе или церкви фразу "согласны ли вы прожить со своей женой/мужем всю жизнь", люди не думали, что однажды им придётся вместе жить две. три. недели.

Мэрия Москвы разрешила гражданам, проживающим на четной стороне улиц, выходить из спальни на кухню по понедельникам, а на нечетной - по вторникам. Все остальные дни можно посещать только туалет.

Мэрия Москвы разрешила свадьбы онлайн, с выдачей разрешения на брачную ночь на 1 апреля 2021 года.

Психологи советуют каждый вечер после просмотра новостей включать фильм ужасов, чтобы успокоиться.

Минэнерго предупреждает - лучше изоляция, чем заземление!

В курс "ОБЖ" введен новый предмет "Защита от COVID-19". Школьникам рекомендовано в случае нападения интернет-хулиганов, сорвать с лица маску и чихать на экран монитора.

Обнаружено неизвестное предсказание Ванги о том, что в 2021 году, в России останется только один Ленин. Потому, что живее всех живых!

В связи с эпидемией, Госдума запретила Президенту покидать свой пост.

Верховный суд утвердил изменения в Уголовный Кодекс:
-Кашель одиночный. Карается изоляцией на 14 суток.
—Кашель в общественном месте. От 15 суток до 6 месяцев или штраф 10000 руб.
—Кашель, совершенный неоднократно, либо в группе. От 1 года до 3 лет.
—Кашель в отношении должностного лица квалифицируется по статье терроризм. 8 лет строго режима.

Росстат утвердил новую профессию на стройках -"заразнорабочий".

Минздрав предупреждает - использование тестов на беременность для тестирования коронавируса не могут продлить вашу жизнь на девять месяцев!

По сводкам МВД, в Сочи собралась сходка авторитетов, которые попытались раскороновать вирус. На следующий день, Центральная сочинская больница приняла новых пациентов, оплативших лечение мешками с наличными.

Госдума запретила использовать вместо туалетной бумаги страницы из брошюры "Конституция Россия".

Выпущены маски для курильщиков с дырочкой для сигареты.

Госдума постановила - с целью решения экономических проблем страны, выход из квартир сделать платным.

Вышел указ Президента - заболевших депутатов Госдумы и телеведущих отправлять на лечение по месту наличия жилплощади, в Италию.

Российская Таможня получила распоряжение считать привезенный из Италии коронавирус китайским контрафактом.

Указом Министерства образования, в русские сказки внесены изменения и рекомендации:
-Поступок Колобока, который ушел от бабушки с дедушкой, считать образцом поведения,
-В Лукоморье, кота выводить на прогулку вокруг дуба только по распоряжению мэрии Москвы.
-В Теремке оставить только одного жителя,
-Трем богатырям сдать коней и до окончания карантина сидеть дома на печи,
-Бабе Яге назначить социальную помощь и приказать носить маску и перчатки при приготовлении молодцев,
-Золотой рыбке запретить выполнять приказания достать гречку и туалетную бумагу.

Минздрав России рекомендовал гражданам не бояться ожирения на карантине, потому что впереди долгие годы диеты.

Минздрав России советует использовать первую рюмку на протирку рук после магазина!

Мэрия Москвы запретила показ фильмов "Я шагаю по Москве", "Служебный роман", "Невероятные приключения итальянцев в России". Разрешен только "Вокзал для двоих".

Приказом Госдумы, царский девиз "Православие, Самодержавие, Народность" отменен. Вводиться новый девиз - "Самообразование, Самоизоляция, Самолечение".

1660 год – человек в железной маске.
2020 год – человек в марлевой маске.
2022 год – маски без людей.

  1. Произведения
  2. "Пир во время чумы", основной текст

"Пир во время чумы"

(Улица. Накрытый стол. Несколько пирующих мужчин и женщин.)

Почтенный председатель! я напомню

О человеке, очень нам знакомом,

О том, чьи шутки, повести смешные,

Ответы острые и замечанья,

Столь едкие в их важности забавной,

Застольную беседу оживляли

И разгоняли мрак, который ныне

Зараза, гостья наша, насылает

На самые блестящие умы.

10 Тому два дня, наш общий хохот славил

Его рассказы; невозможно быть,

Чтоб мы в своем веселом пированьи

Забыли Джаксона. Его здесь кресла

Стоят пустые, будто ожидая

Весельчака – но он ушел уже

В холодные, подземные жилища.

Хотя красноречивейший язык

Не умолкал еще во прахе гроба,

Но много нас еще живых, и нам

20 Причины нет печалиться. Итак,

Я предлагаю выпить в его память

С веселым звоном рюмок, с восклицаньем,

Как будто б был он жив.

Он выбыл первый

Из круга нашего. Пускай в молчаньи

Мы выпьем в честь его.

Твой голос, милая, выводит звуки

Родимых песен с диким совершенством;

Спой, Мери, нам уныло и протяжно,

Чтоб мы потом к веселью обратились

30 Безумнее, как тот, кто от земли

Был отлучен каким-нибудь виденьем.

Было время, процветала

В мире наша сторона:

В воскресение бывала

Церковь Божия полна,

Наших деток в шумной школе

И сверкали в светлом поле

Серп и быстрая коса.

40 Ныне церковь опустела,

Школа глухо заперта,

Нива праздно перезрела,

Роща темная пуста

И селенье, как жилище

Тихо вс ё – одно кладбище

Не пустеет, не молчит –

Поминутно мертвых носят,

И стенания живых

50 Боязливо Бога просят

Упокоить души их.

Поминутно места надо,

И могилы меж собой,

Как испуганное стадо,

Жмутся тесной чередой.

Если ранняя могила

Суждена моей весне –

Ты, кого я так любила,

Чья любовь отрада мне, –

60 Я молю: не приближайся

К телу Дженни ты своей,

Уст умерших не касайся,

Следуй издали за ней.

И потом оставь селенье,

Где б ты мог души мученье

Усладить и отдохнуть.

И когда зараза минет,

Посети мой бедный прах,

70 А Эдмонда не покинет

Дженни даже в небесах.

Благодарим, задумчивая Мери,

Благодарим за жалобную песню!

В дни прежние Чума такая ж, видно,

Холмы и долы ваши посетила,

И раздавались жалкие стенанья

По берегам потоков и ручьев,

Бегущих ныне весело и мирно

Сквозь дикий рай твоей земли родной;

80 И мрачный год, в который пало столько

Отважных, добрых и прекрасных жертв,

Едва оставил память о себе

В какой-нибудь простой пастушьей песне,

Унылой и приятной, – нет – ничто

Так не печалит нас среди веселий,

Как томный, сердцем повторенный звук.

О, если б никогда я не певала

Вне хижины родителей моих!

Они свою любили слушать Мери;

90 Самой себе я, кажется, внимаю

Поющей у родимого порога –

Мой голос слаще был в то время; он

Был голосом невинности.

Теперь такие песни. Но вс ё ж есть

Еще простые души: рады таять

От женских слез и слепо верят им.

Она уверена, что взор слезливый

Ее неотразим – а если б то же

О смехе думала своем, то верно

100 Вс ё б улыбалась. Вальсингам хвалил

Крикливых северных красавиц: вот

Она и расстоналась. Ненавижу

Волос шотландских этих желтину.

Послушайте: я слышу стук колес!

(Едет телега, наполненная мертвыми телами. Негр управляет ею.)

Ага! Луизе дурно; в ней, я думал,

По языку судя, мужское сердце.

Но так-то – нежного слабей жестокий,

И страх живет в душе, страстьми томимой.

Брось, Мери, ей воды в лицо. Ей лучше.

110 Сестра моей печали и позора,

Приляг на грудь мою.

(приходя в чувство)

Приснился мне: весь черный, белоглазый.

Он звал меня в свою тележку. В ней

Лежали мертвые – и лепетали

Ужасную, неведомую речь.

Скажите мне: во сне ли это было?

Проехала ль телега?

Развеселись – хоть улица вся наша

Безмолвное убежище от смерти,

120 Приют пиров ничем не возмутимых,

Но знаешь, эта черная телега

Имеет право всюду разъезжать –

Мы пропускать ее должны. Послушай

Ты, Вальсингам: для пресеченья споров

И следствий женских обмороков, спой

Нам песню, вольную, живую песню,

Не грустию шотландской вдохновенну,

А буйную, вакхическую песнь,

Рожденную за чашею кипящей.

130 Такой не знаю – но спою вам гимн

Я в честь Чумы – я написал его

Прошедшей ночью, как расстались мы.

Мне странная нашла охота к рифмам

Впервые в жизни. Слушайте ж меня,

Охриплый голос мой приличен песне.

Гимн в честь Чумы! послушаем его!

Гимн в честь Чумы! прекрасно! bravo, bravo!

Когда могущая Зима,

Как бодрый вождь, ведет сама

140 На нас косматые дружины

Своих морозов и снегов,

Навстречу ей трещат камины,

И весел зимний жар пиров.

Царица грозная, Чума

Теперь идет на нас сама,

И льстится жатвою богатой,

И к нам в окошко днем и в ночь

Стучит могильною лопатой.

Что делать нам? и чем помочь?

150 Как от проказницы Зимы,

Запремся так же от Чумы,

Зажжем огни, нальем бокалы,

Утопим весело умы

И, заварив пиры да балы,

Восславим царствие Чумы.

Есть упоение в бою,

И бездны мрачной на краю,

И в разъяренном океане

Средь грозных волн и бурной тьмы,

160 И в аравийском урагане,

И в дуновении Чумы.

Всё, всё, что гибелью грозит,

Для сердца смертного таит

Бессмертья, может быть, залог,

И счастлив тот, кто средь волненья

Их обретать и ведать мог.

Итак – хвала тебе, Чума!

Нам не страшна могилы тьма,

170 Нас не смутит твое призванье,

Бокалы пеним дружно мы

И Девы-Розы пьем дыханье.

Быть может – полное Чумы!

(Входит старый священник.)

Безбожный пир, безбожные безумцы!

Вы пиршеством и песнями разврата

Ругаетесь над мрачной тишиной,

Повсюду смертию распространенной!

Средь ужаса плачевных похорон,

Средь бледных лиц молюсь я на кладбище,

180 А ваши ненавистные восторги

Смущают тишину гробов – и землю

Над мертвыми телами потрясают.

Когда бы стариков и жен моленья

Не освятили общей, смертной ямы,

Подумать мог бы я, что нынче бесы

Погибший дух безбожника терзают

И в тьму кромешную тащат со смехом.

Он мастерски об аде говорит.

Ступай, старик! ступай своей дорогой!

190 Я заклинаю вас святою кровью

Спасителя, распятого за нас:

Прервите пир чудовищный, когда

Желаете вы встретить в небесах

Утраченных возлюбленные души.

Ступайте по своим домам.

У нас печальны – юность любит радость.

Ты ль это, Вальсингам? Ты ль самый тот,

Кто три тому недели на коленах

Труп матери, рыдая, обнимал

200 И с воплем бился над ее могилой?

Иль думаешь, она теперь не плачет,

Не плачет горько в самых небесах,

Взирая на пирующего сына

В пиру разврата, слыша голос твой,

Поющий бешеные песни, между

Мольбы святой и тяжких воздыханий?

Зачем приходишь ты

Меня тревожить? Не могу, не должен

Я за тобой идти. Я здесь удержан

210 Отчаяньем, воспоминаньем страшным,

Сознаньем беззаконья моего,

И ужасом той мертвой пустоты,

Которую в моем дому встречаю,

И новостью сих бешеных веселий,

И благодатным ядом этой чаши,

И ласками (прости меня Господь)

Погибшего – но милого созданья.

Тень матери не вызовет меня

Отселе – поздно – слышу голос твой,

220 Меня зовущий, – признаю усилья

Меня спасти. Старик, иди же с миром,

Но проклят будь, кто за тобой пойдет!

Bravo, bravo! достойный председатель!

Вот проповедь тебе! пошел! пошел!

Матильды чистый дух тебя зовет!

Клянись же мне, с поднятой к небесам

Увядшей, бледною рукой, – оставить

В гробу навек умолкнувшее имя!

О, если б от очей ее бессмертных

230 Скрыть это зрелище! Меня когда-то

Она считала чистым, гордым, вольным

И знала рай в объятиях моих.

Где я? Святое чадо света! вижу

Тебя я там, куда мой падший дух

Не досягнет уже.

Он бредит о жене похороненной.

Отец мой, ради Бога,

Спаси тебя Господь;

(Пир продолжается. Председатель остается погружен в глубокую задумчивость.)

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.