Слова мартина лютера во время бубонной чумы

Несмотря на то, что в Средние века и в период Нового времени Европа пережила несколько эпидемий чумы, самой свирепой и разрушительной стала та, которая бушевала в XIV веке и унесла жизни 1/3 тогдашнего населения Европы — около 25 млн человек.

Однако она принесла не только смерть: после ее окончания облик Старого Света стал меняться, причем так основательно, что последствия тех событий до сих пор влияют на нашу жизнь.


Кроме того, ученые выяснили, что чума повлияла и на половое созревание девочек, сделав его более ранним. Это привело к тому, что рост женщин, в том числе и современных, стал ниже, чем мог бы быть, поскольку во время переходного периода рост костей замедляется.


В 1066 году норманны, говорившие на нормандском диалекте французского языка, завоевали Англию, благодаря чему этот язык стал государственным, фактически вытеснив английский из сферы управления и образования. А вот крестьянство по-прежнему говорило на родном английском.

Вместе с этим и язык стал возвращать утраченные позиции, поскольку бывшие сельчане не владели чуждым им нормандским диалектом. В 1362 году был принят закон, согласно которому все указы отныне должны были писаться и читаться на английском, а полвека спустя король Генрих V вновь стал писать письма на английском.

Словом, если бы не эпидемия чумы, то сейчас международным языком общения был бы, скорее всего, именно тот диалект французского, который принесли на английские земли норманны во главе с Вильгельмом Завоевателем.


По одной из версий, чума в Европе в 1346 году началась после того, как хан Золотой Орды Джанибек, которому не удалось взять осадой крепость Кафу (современная Феодосия), подкинул на ее территорию трупы людей, умерших от чумы. В Европу же смертельная болезнь проникла вместе с генуэзскими купцами, чьим торговым поселением и была Кафа. Словом, если верить в эту теорию, то именно хан Джанибек был тем, кто первым применил биологическое оружие, запустив механизм смерти, который и уничтожил большую часть населения Европы.


Дело в том, что именно евреев в разгар эпидемии чумы обвиняли в отравлении воды в колодцах с целью истребления христианского населения. Конечно, подобные обвинения звучали и раньше, ведь антисемитизм зародился еще задолго до наступления новой эры, однако именно в этот период он достиг одного из своих пиков.

Поводом стала более низкая смертность среди евреев, чем среди остальных жителей охваченных бубонной чумой городов. Современные ученые считают, что это произошло из-за того, что евреи, следуя кашруту, более тщательно следили за своей гигиеной. Также существует мнение, что наиболее подвержены заражению чумой обладатели нулевой группы крови: она преобладала у тогдашних европейцев, но практически не встречалась среди еврейского населения.


До того, как в Европу пришла чума, больницы в Старом Свете больше напоминали гостиницы, где давали кров и еду не только путешественникам, но и беднякам, а вот лечению болезней уделялось гораздо меньше внимания.


Мартин Лютер, инициатор Реформации.

Несмотря на то, что период Реформации, в результате которой религия перестала играть главную роль в европейской политике, начался лишь 2 века спустя, предпосылки к ней появились именно в середине XIV века.

Люди, до этого времени всецело доверявшие духовенству, увидели, что никакой помощи в борьбе с эпидемией от церковников нет, тогда как светские власти пытались помешать распространению болезни: они организовали уборку тел с улиц и их захоронение, а также принудительно закрыли таверны и публичные дома, где из-за близких контактов зараза быстро распространялась.


Чума во Флоренции. Изображение, созданное на основе описания эпидемии Джованни Боккаччо.

До середины XIV века цехи — объединения ремесленников одной или схожих профессий — были довольно закрытыми сообществами, в которых секреты мастерства передавались по наследству, однако после эпидемии они были вынуждены принимать новых членов из числа хлынувших в города крестьян. Именно в это время к традиционно мужской работе стали подключаться и женщины, так как людей, способных трудиться, катастрофически не хватало.

Кроме того, нехватка рабочих рук в долгосрочной перспективе также стала катализатором промышленной революции, поскольку люди стали делать попытки механизировать производство.

Пандемия COVID-19 уже забрала десятки тысяч жизней и нанесла мощный удар по экономике, от которого мир еще не скоро оправится. Мир не будет прежним, но это не значит, что он будет хуже, скорее всего, его ждут перемены к лучшему. Какими они будут, сейчас сказать трудно, но, к примеру, уже сегодня ясно, что связанный с пандемией массовый переход на удаленную работу вызовет взрывной рост цифровых технологий. Мир ждут и другие, более масштабные перемены. По крайней мере, этому учит опыт эпидемий и пандемий прошлого.

Американские экономисты Элизабет Брейнерд и Марк Сиглер подсчитали, что после пандемии испанки, от которой в мире с 1918 по 1920 год, по разным оценкам, погибло от 20 млн до 100 млн человек, североамериканские штаты, сильнее других пострадавшие от эпидемии, развивались быстрее остальных. Кроме того, каждая дополнительная смерть на тысячу населения была связана со среднегодовым ростом реальных доходов на душу населения минимум на 0,15 процентного пункта.

В могилах, появившихся после чумы, больше взрослых и пожилых людей, чем в захоронениях до эпидемии, а значит, доживаемость популяции повысилась. Как ни цинично это звучит, но инфекционные болезни убивают людей со слабым иммунитетом, зато у выживших вырастает более здоровое потомство.

На самом деле в истории было немного катаклизмов, которые изменили бы мир так, как пандемия чумы в середине XIV века. Она подорвала влияние церкви, радикальным образом изменила производственные отношения, дала мощный импульс развитию технологий и, соответственно, росту производства. Можно сказать, мир перевернулся.


Хотя официально эпидемия окончилась в 1353 году, чума бушевала и после 1400 года, выкашивая тысячи людей и заставляя европейцев приспосабливаться к новым условиям. В эпидемию погибло больше половины европейского населения — от 75 млн до 100 млн человек. При таком провале в рабочей силе требовались технологии, заменявшие ручной труд или делавшие его более производительным. Появились отвальный плуг, водяные и ветряные мельницы.

Стало активнее развиваться животноводство: оно требовало меньше трудозатрат. Повысилось производство шерсти и тканей, так что удалось не только накормить, но и одеть весь народ.


До появления механических часов работникам платили за день работы. Но что такое день? Зимой он длится пять часов, а летом — все пятнадцать. Когда нет четкого измерителя времени, нет и справедливой оплаты. С появлением механических часов европейцы смогли с высокой точностью измерять время, которое затрачивали на свой труд.

А механические часы, в свою очередь, стало возможно создать благодаря изобретению в XIII–XIV веках спускового механизма. В XIV веке во многих европейских городах были установлены башенные часы. Удивительно, что такой, казалось бы, незамысловатый прибор, как песочные часы, тоже появился в середине XIV века. И если башенные часы отбивали время для всех, то песочные часы отмеряли его там, куда бой курантов не добирался: в шахтах, на мануфактурах, морских судах и в университетских аудиториях.

Но самое важное — они гарантировали справедливую оплату, став главным фактором повышения производительности труда и роста производительных сил.

Печатный станок как замена заболевшим монахам

В условиях нехватки рабочих рук, как никогда раньше, нужны были новые технологии и механизмы, заменявшие человеческий труд и ускорявшие процесс производства. Но технологический прорыв не может произойти в обществе, где царит невежество. А книги — это грамотность, знания, наука. И если в 1348-м читать умели не больше 5% европейского населения, то к 1800 году таких было больше половины. Общество хотело читать, и станок Гутенберга пришелся как нельзя кстати.


Средневековый инженер не просто изобрел типографский станок, а создал систему книгопечатания. Это прежде всего подвижные литеры для набора, которые отливались из сплава свинца, олова и сурьмы. Процесс литья букв из этого сплава был технологичным, а сам шрифт — долговечным. Всего 26 букв, а можно печатать целые тома.

С развитием печатного дела получили новое развитие национальные языки (как известно, в Средние века все манускрипты были написаны на латыни) и больше людей получили доступ к знаниям. Печатный станок подстегнул технологическую революцию и развитие экономики: появились учебники, справочники и пособия, обучавшие, как строить дома и мосты, проводить горные работы, вести бухгалтерию, да мало ли чему еще! Похожее по значимости изобретение появилось лишь в ХХ веке, и это был интернет.

Типографии печатали научные трактаты, массовую литературу, а потом и газеты. Так что одним из главных и далекоидущих последствий изобретения печатного станка стала демократизация знаний: доступ к ним получила не только аристократия, но и широкие массы, а церковь и государство уже не могли контролировать, что людям читать, хотя такие попытки истории известны.

На протяжении истории эпидемии и пандемии не раз меняли политическую карту мира. Из-за них начинались и заканчивались войны, принимались судьбоносные государственные решения, они способствовали колониальным захватам и демократическим преобразованиям.


К примеру, заразные болезни весьма способствовали испанской колонизации Америки, истребляя порой целые индейские племена. Так было с оспой, эпидемия которой охватила Южную Америку в 1527 году. В 1509 году испанцы завезли болезнь на Гаити; в 1520-м вместе с конкистадорами она перекочевала на территорию Мексики. Местные индейцы никогда не встречались с оспой и не имели к ней иммунитета. В результате Эрнану Кортесу и Франсиско Писарро не составило труда уничтожить государство ацтеков и завоевать империю инков. В 1789 году оспа попала в Австралию и с 1780-х до 1870-х годов была основной причиной смерти аборигенов.

Первые демократические перемены в связи с эпидемией произошли на Гаити. Это была эпидемия желтой лихорадки. Южная Америка — родина болезни; на Гаити, во французской колонии Сан-Доминго, существовавшей с 1659 года, она тоже время от времени появлялась.

Еще одна демократическая революция произошла на Гаити в 1986 году, и привела к ней эпидемия СПИДа. Врачи и историки спорят, кто занес на остров болезнь. Некоторые считают, что виной всему — кровавые ритуалы вуду. Другие уверены: широкое распространение СПИДа на Гаити — результат секс-туризма из США. В статье гаитянского врача Жана Герена и его коллег, опубликованной в 1984 году в научном журнале Annals of the New York Academy of Science, указывается: 17% больных признались в гомосексуальных контактах с американцами.


Впрочем, это не важно. Главное — эпидемия ВИЧ набирала обороты, и приезжавшие на Гаити туристы уже не чувствовали себя в безопасности, а между тем туризм был второй по значимости статьей доходов страны. Когда в июле 1982 года New York Times написала, что на Гаити бушует ВИЧ, число американских туристов упало в семь раз: если в 1981–1982 годах их было 70 тыс., то в 1983-м — всего 10 тыс. Спад продолжался еще три года. Крах туриндустрии вызвал экономический кризис, на страну обрушились голод и безработица, за которыми последовали массовые протесты. Президент Гаити Жан-Клод Дювалье, больше известный как Бэби Док, поначалу жестоко их подавлял, но сделать ничего так и не смог и в конце концов бежал из страны. На Гаити начался переход к демократическому правлению, и в 1991 году были проведены свободные президентские выборы.


Чёрная смерть вышла из Китая в период с 1347 по 1350 годы и убила четверть населения Европы того времени. Более поздние вспышки произошли и в 15 веке, оставив глубокие эмоциональные шрамы и ужас в воспоминаниях европейцев. Когда это заболевание было в стадии эпидемии, уровень смертности варьировался от 30 до 90 процентов.

В августе 1527 года бубонная чума поразила Виттенберг, где жил Лютер, и многие горожане спасались бегством из города. Несмотря на приказание курфюрста, который покровительствовал Лютеру, немедленно уходить, чтобы спасти свою жизнь, Лютер решил остаться, служа тем, кто заболел. Он оказался в эпицентре болезни. Жена мэра умерла на его руках, но он смело оставался в городе вместе со многими другими, чтобы в отчаянной ситуации нести надежду и Божье Слово.

Немецкий пастор по имени Иоганн Гесс написал Лютеру письмо, в котором он спросил, как должен вести себя пастор, столкнувшись с чумой. В ответном письме Лютер поделился советами, которые могут оказаться полезными для многих христиан даже в кризисе 21 века.

Однако допуская это, Лютер ясно дал понять, что страх смерти — дело рук дьявола, и что ни один христианин не должен уступать ему. Воскресение Христа должно сделать всех христиан бесстрашными перед лицом смерти. Лютер советовал тем, кто оставался ухаживать за больными, не бояться, потому что Бог обязательно защитит.

Итак, некоторые должны оставаться. В нашем случае это обозначает оставаться в общении и помогать тем, кто оказался в вынужденной изоляции, пожилым и людям с ограниченными возможностями здоровья.

По убеждению Лютера, очевидно, что мэры, судьи, полицейские должны оставаться до тех пор, пока кризис не пройдёт, поддерживать общественный порядок. Государственные служащие, в том числе врачи, должны продолжать выполнять свои профессиональные обязанности.

Христиане должны быть добрыми самарянами, исполняя закон любви и гражданские законы. Это относится как к эпидемии чумы, так и вспышке коронавируса.

Возможность ухода за больными Лютер не оставляет только медицинским работникам. В то время, когда во всём мире сталкиваются с нехваткой больничных коек и персонала, его совет особенно актуален. Простые граждане, не имеющие медицинской подготовки, могут помогать больным. Лютер бросает вызов христианам, чтобы они искали возможности ухаживать за больными, как за самим Христом (Евангелие от Матфея, глава 25, стихи 41–46). Из любви к Богу рождается любовь к ближнему.

«Если кто-то заразился, ему следует самоизолироваться, чтобы не заразить других, и немедленно позвать на помощь. Следует обкуривать (дезинфицировать) дом, двор, прилегающую часть улицы.

Лютер предполагает, что если не делать этого — значит, поступать опрометчиво. Стремление спасти свою жизнь он считал естественным и библейски допустимым, как и использование лекарств. Лютер не был фаталистом.

Наконец, Лютер дает самый практический совет из всех. Люди должны готовиться к собственной смерти — слушая проповедь Божьего Слова и принимая причастие. Следует примириться с ближними, просить прощения и простить, привести в порядок дела и, позаботившись таким образом о своей душе, предстать перед Богом. Это в любом случае хороший совет.

31 декабря 2019 года чиновники Министерства здравоохранения Китая предупредили Всемирную организацию здравоохранения о новой форме пневмонии в городе Ухань, которую они никогда раньше не видели. К 7 января 2020 года медики объявили, что выявили новый вирус в семействе коронавирусов, который они обозначили 2019-nCoV. К коронавирусам относятся обычная простуда и атипичная пневмония (SARS — тяжёлый острый респираторный синдром). Вирус распространяется от инфицированного человека при кашле или чихании. Можно заразиться, находясь в непосредственной близости, касаясь поверхностей, на которых может быть вирус, а затем касаясь лица или носа. Новый тип коронавируса распространился почти во всех странах мира, и по состоянию на 17 марта 2020 года число заразившихся в мире превысило 180 тыс. человек, более 7 тыс. скончались, сообщает ТАСС.

"Застольные речи" не только важнейший материал для биографии реформатора, но еще и своеобразная энциклопедия всей современной ему немецкой жизни. Мы находим здесь характеристики многих участников тогдашней политической и религиозной борьбы, наблюдения за нравами, обычаями и экономическими явлениями. "Застольные речи" - дети мгновения: в них немало неувязок и огромное место занимает юмор, так что можно впасть в ошибку, если принимать все сказанное буквально и всерьез. Вместе с тем они передают сам стиль лютеровского мышления и, что особенно важно, позволяют увидеть, насколько дух начинающейся Реформации шире его позднейших протестантских узаконений.

Лютер называл себя "homo verbosatus" ("человек, насыщенный словом"). В кругу домашних он наговорил не только тысячи застольных сентенций. Когда в 1532 году болезнь помешала ему проповедовать в церкви св. Марии, он собирал школяров и читал им незамысловатые религиозно-нравственные наставления. Они также записывались, а в 1544 году Вейт Дитрих издал их под названием "Домашние проповеди".

После ужина в доме Лютеров часто звучали хоралы и мирские песни. Хозяева сзывали молодых обитателей нижнего этажа и устраивали многоголосье. Хоровому пению Лютер, как и в молодости, отдавался всею душой (его восторженное, почти сакраментальнее отношение к пению увековечено в лирическом гимне "К госпоже музыке").

Лютер получал солидное содержание от курфюрста, которое поступало к нему главным образом в форме профессорского и пасторского жалованья. В завещании, составленном в 1542 году, говорилось, что доктор Мартин Лютер оставляет "своей любимой и верной домоправительнице Катарине, которая в качестве супруги всегда любила, ценила и хорошо содержала его", поместье и дом, купленные у некоего Бруно Брауера (здание бывшего августинского монастыря отходило обратно к саксонскому курфюрсту). Он оставляет ей далее ценностей примерно на тысячу гульденов, "содержащихся в чашах и драгоценностях, как-то: кольцах, цепочках, монетах, золоте и серебре". Правда, 450 гульденов должны были пойти на покрытие долгов.

Лютер завещал жене и детям состояние, приличное для бюргера-патриция. Немалую роль в его наживании играла сама Катарина, которая с первых дней супружества повела себя как рачительная и экономная хозяйка. Из-за мужской хватки в делах Мартин называл ее "господином Катарином", а иногда "господином Моисеем" (имея в виду сугубую приверженность своей супруги к закону и порядку).

В то же время мелочность и скаредность была Лютерам совершенно чужда. Десятки студентов кормились от их стола, пища готовилась обильная, а гости никогда не знали отказа в вине и пиве. Виттенбергский реформатор еще ничем не напоминал пуритан-кальвинистов, помешанных на бережливости и видевших тяжкий грех во всякой плотской утехе. "Он, - писал о Лютере Генрих Гейне, - был исполнен трепетнейшего страха божьего… и, однако, он очень хорошо знал прелести жизни сей и умел их ценить, и из уст его раздался чудесный девиз: "Кто не любит вина, женщин и песен, тот на всю жизнь останется дураком".

Катарина родила Мартину пять детей: Ганса (1526), Магдалену (1529), Мартина (1531), Павла (1533) и Маргарет (1534). Любимая дочь Лютера Магдалена умерла в ранней юности.

Первенцу реформатор дал имя "своего отца по природе"; третьему сыну - имя "своего отца в Писании" (Павел). От рождения мальчик предназначался в богословы, но незадолго до смерти Лютер переменил решение. Павел учился на медицинском факультете и впоследствии сделался довольно известным немецким врачом. Другие дети Лютера, замечает Г. Гризар, "не обнаружили особенных дарований и не заняли никакого заметного положения в обществе. Но отрадно уже то, что ни один из них не принес семье никакого бесчестья".

В дом Лютера часто являлись за советом и частные лица, и ходоки от протестантских общин. Правилом реформатора было - никому не отказывать в наставлении и содействии. Он часто бывал ходатаем перед курфюрстом по делам саксонских мирян и не без основания называл себя "защитником бедных и их права". Известна твердость, с какою Лютер вел себя в защите простого горожанина Ганса Шёнитса от притеснений графа Альбрехта Майнцского. В народную легенду вошла история отношений Лютера с мятежным купцом Гансом Кольхазе.

Ганс Кольхазе из Кёльна на Шпрее не нашел своего права в судебном процессе против дворян и в гневе объявил о войне, которую будет вести против первого среди них - саксонского курфюрста. Собрав разбойничью шайку, Кольхазе привел в исполнение свою угрозу "грабить и жечь, умыкать и изгонять". В Виттенберге и окрестностях вспыхивали пожары, которые приписывались его мести. Курфюрст предложил уладить дело миром, и тогда "немецкий Дубровский" письменно просил Лютера о совете. Лютер потребовал у курфюрста строго наказать обидчиков купца, а самого Кольхазе призвал прекратить бесчинства, предоставив отмщение богу. Легенда рассказывает, что вскоре после этого, темной ночью, разбойник явился в дом Лютера и был без страха принят им, а затем усмирен суровой проповедью. В действительности это событие не имело места: не удовлетворенный предложениями курфюрста, Кольхазе продолжал свои разбойничьи налеты, а через несколько лет был колесован в Бранденбурге.

То, что Лютер был человеком не робкого десятка, показало его поведение во время чумы, эпидемия которой разразилась в Виттенберге в 1527 году. В момент, когда магистрат и университетское начальство спасались бегством, Лютер остался в городе и искал возможности быть полезным. Он помогал лекарям, не гнушаясь никакой работой, принимал последние исповеди и внушал мужество своим словом и примером. Сегодня большинство исследователей считает, что именно в эти дни Лютер сочинил слова и музыку известного хорала "Господь - надежный наш оплот", который протестантские общины вплоть до Нидерландской революции пели в час испытаний. Хорал призывал к стойкости в отчаянии, к "вере сверх надежды" и упорной борьбе. Простыми и энергичными словами он формулировал такие важные принципы реформаторского учения, как "беспошлинное право совести" и превосходство сознания личной правоты над рассудочной хитростью врага-антихриста.

Католики говорили, что эта песня "погубила (отторгла, от римской церкви. - Э. С.) больше людей, чем все лютеровские писания и проповеди". Генрих Гейне назвал ее "Марсельезой Реформации" (характеристика, которую повторит Ф. Энгельс).

В "Экономических рукописях 1857–1859 годов" Карл Маркс назвал Лютера "старейшим немецким политико-экономом". Основные экономические работы Маркса ("К критике политической экономии", "Экономические рукописи 1857–1859 годов", "Капитал", "Теории прибавочной стоимости") содержат более двадцати специальных ссылок на сочинения Мартина Лютера.

Интерес к экономическим явлениям (точнее, к проблемам хозяйственной этики) заметен уже в ранних сочинениях реформатора. Однако зрелый, тематически оформленный характер он обретает лишь в конце двадцатых - начале тридцатых годов. Объясняя эту перемену, нередко указывают на женитьбу Лютера, после которой "собственное виттенбергское домоводство" заставило доктора Мартинуса "приобрести весьма разнообразные хозяйственные познания".

Это верное наблюдение. Однако более глубокая причина обострившегося интереса к экономической жизни кроется в общем изменении мировоззрения Лютера, совершившемся под влиянием Крестьянской войны.

В 1525 году Лютер, разочаровавшись в возможностях прямого идейно-политического влияния на массы, отказался от того, чтобы штурмом, надеясь лишь на силу озаряющего Слова, одолевать "неправедный порядок". Усилия реформатора отныне направлены на то, чтобы в яслях новой церкви воспитать немецкого мирянина (прежде всего бюргера) для непредвидимо долгой борьбы за социальное и экономическое выживание. Лютер хочет сделать его грамотным, поддержать его деловитость с помощью новых духовных стимулов, оградить его от позднефеодального соблазна "легкой наживы" - словом, научить с достоинством нести тяжкий крест хозяйствования.

Главными работами, где Лютер ополчился против пагубного стяжательства, характерного для Германии его времени, были три выступления по поводу купцов и ростовщиков (1524 г., 1539 г., 1540 г.).

Реформатор начинает с того, что проводит разграничительную черту между купечеством, обслуживающим внутренний рынок (купечеством, под непосредственной опекой которого развивался раннебуржуазный промышленный уклад), и дальней посреднической торговлей (фернхэндлерской), обязанной своим существованием растущим вожделениям дворянско-княжеского сословия (его "стремлению к роскоши"). "Нельзя отрицать, - пишет Лютер, - что купля и продажа - вещь необходимая, без которой нельзя обойтись; и можно покупать по-христиански, особенно вещи, служащие потребностям и приличию, ибо и патриархи покупали и продавали таким образом скот, шерсть, хлеб, масло, молоко и прочие блага. Это - дары бога, который их доставляет из земли и оделяет ими людей. Но иностранная торговля, которая из Калькутты, Индии и т. п. привозит товары вроде драгоценных шелков, золотых изделий и пряностей, служащих роскоши, а не пользе, и высасывает из страны и из населения деньги, - не должна была бы быть допущена…"

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 259 291
  • КНИГИ 596 202
  • СЕРИИ 22 331
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 558 267

Мартин Лютер. Человек, который заново открыл Бога и изменил мир

Eric Metaxas MARTIN LUTHER. THE MAN WHO REDISCOVERED GOD

AND CHANGED THE WORLD


1484 – Примерно через полгода после рождения Мартина семья переезжает в Мансфельд. Именно там Лютеры воспитают всех детей и останутся до конца дней своих.

1490 – Мартина отправляют в школу в Айзенахе.

1496–97 – Мартин в течение года посещает школу в Магдебурге.

1501 – Мартин поступает в Эрфуртский университет.

1505 – Мартин начинает изучение права в Эрфуртском университете.

1505 – Мартин дает обет стать монахом 2 июля в путешествии через деревню Штоттернхайм. Он поступает в монастырь августинцев в Эрфурте и принимает монашеские обеты.

1506 – Мартин встречает Иоанна фон Штаупица.

1507 – Мартин посвящен в духовный сан и служит первую мессу перед родителями и прихожанами.

1508 – Осенью Штаупиц отправляет Лютера на год в Виттенберг.

1509 – В Виттенберге Мартин получает степень бакалавра теологии.

1510–11 – Мартин предпринимает пешее паломничество в Рим.

1511 – Штаупиц переводит его в Виттенбергский монастырь, где он будет до конца дней.

1512 – Под грушевым деревом Штаупиц убеждает Лютера претендовать на докторскую степень.

1513–17 – Лютер читает лекции о книге Псалмов, а также о Посланиях к Римлянам, Галатам и Евреям, и этим закладывает экзегетический фундамент того, что последует в дальнейшем.

1517 – Лютер постулирует свои 95 тезисов (как принято считать, 31 октября) и посылает письмо и тезисы в Магдебург, архиепископу Альбрехту.

1518 – Лютер выступает на Гейдельберских диспутациях в апреле. В Виттенберг прибывает Меланхтон.

1518 – В октябре Лютер прибывает на Аугсбургский рейхстаг и предстает перед папским легатом, кардиналом Каэтаном.

1519 – Лейпцигский диспут с Иоганном Эком в июле.

1521 – Лютер появляется на Вормсском рейхстаге в апреле.

1522 – За одиннадцать недель в замке Вартбург Лютер переводит на немецкий язык Новый Завет. В марте он возвращается в Виттенберг и произносит восемь проповедей, отменяет все крайности, на которые пошли в его отсутствие Карлштадт и Цвиллинг, и возвращает себе роль предводителя виттенбергской Реформации.

1523 – В феврале опубликован немецкий перевод Нового Завета.

1525 – Крестьянская война в Германии. Мюнцер убит.

1527 – В декабре в семье Лютеров рождается дочь, Элизабет.

1528 – В августе, прожив всего семь месяцев, Элизабет умирает.

1529 – В мае у Лютеров рождается вторая дочь, Магдалена (Ленхен); в октябре проходит Марбургский диспут.

1530 – Аугсбургский рейхстаг. Лютер все это время остается в замке Кобург.

1531 – В ноябре у Лютеров рождается сын, Мартин-младший.

1533 – В январе у Лютеров рождается сын, Пауль.

1542 – Заболевает тринадцатилетняя дочь Лютера, Ленхен. Она умирает на руках у отца 20 сентября.

1546 – Лютер вместе с тремя сыновьями отправляется в Айслебен. 14 или 15 февраля он произносит свою последнюю проповедь. Похоронен в Виттенберге.

Тяжелейшую и непростительную ошибку совершил бы я (но совершать не буду), не упомянув команду собственных помощников под водительством великолепной Элизы Леберис. Труды ее на благо мое столь велики и обширны, что не поддаются никакому описанию; уверен, без нее я лишился бы не только счастья получить свеженький экземпляр своей новой книги, но и крова над головой, ботинок и зубов. Особенно благодарю Рути Тотеро и Брэндона Сантулли, которые помогли мне найти источники некоторых особо заковыристых цитат. Впрочем, из этого вытекает, что любые возможные ошибки в атрибуции цитат следует – увы – отнести на их счет[4].

Пастырь, мятежник, пророк, монах

В 1934 году афроамериканский пастор из Джорджии совершил путешествие, изменившее его жизнь: пересек Атлантический океан, через Гибралтар попал в Средиземное море и, переплыв и его, побывал в Святой Земле. После этого паломничества он отправился в Берлин, на международную конференцию баптистских священников. В Германии этот человек, получивший при рождении имя Майкл Кинг, был настолько потрясен тем, что узнал о реформаторе Мартине Лютере, что решился на необычный шаг. Он принес памяти этого человека величайшую возможную дань: изменил собственное имя и начал зваться Мартин Лютер Кинг. Его пятилетнего сына также звали Майклом – и для близких родственников он вплоть до смертного часа оставался Майком – однако отец сменил имя и ему, и Майкл Кинг-младший стал известен миру как Мартин Лютер Кинг-младший.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.