Почему во время чумы евреи болели меньше

Несмотря на то, что в Средние века и в период Нового времени Европа пережила несколько эпидемий чумы, самой свирепой и разрушительной стала та, которая бушевала в XIV веке и унесла жизни 1/3 тогдашнего населения Европы — около 25 млн человек.

Однако она принесла не только смерть: после ее окончания облик Старого Света стал меняться, причем так основательно, что последствия тех событий до сих пор влияют на нашу жизнь.


Кроме того, ученые выяснили, что чума повлияла и на половое созревание девочек, сделав его более ранним. Это привело к тому, что рост женщин, в том числе и современных, стал ниже, чем мог бы быть, поскольку во время переходного периода рост костей замедляется.


В 1066 году норманны, говорившие на нормандском диалекте французского языка, завоевали Англию, благодаря чему этот язык стал государственным, фактически вытеснив английский из сферы управления и образования. А вот крестьянство по-прежнему говорило на родном английском.

Вместе с этим и язык стал возвращать утраченные позиции, поскольку бывшие сельчане не владели чуждым им нормандским диалектом. В 1362 году был принят закон, согласно которому все указы отныне должны были писаться и читаться на английском, а полвека спустя король Генрих V вновь стал писать письма на английском.

Словом, если бы не эпидемия чумы, то сейчас международным языком общения был бы, скорее всего, именно тот диалект французского, который принесли на английские земли норманны во главе с Вильгельмом Завоевателем.


По одной из версий, чума в Европе в 1346 году началась после того, как хан Золотой Орды Джанибек, которому не удалось взять осадой крепость Кафу (современная Феодосия), подкинул на ее территорию трупы людей, умерших от чумы. В Европу же смертельная болезнь проникла вместе с генуэзскими купцами, чьим торговым поселением и была Кафа. Словом, если верить в эту теорию, то именно хан Джанибек был тем, кто первым применил биологическое оружие, запустив механизм смерти, который и уничтожил большую часть населения Европы.


Дело в том, что именно евреев в разгар эпидемии чумы обвиняли в отравлении воды в колодцах с целью истребления христианского населения. Конечно, подобные обвинения звучали и раньше, ведь антисемитизм зародился еще задолго до наступления новой эры, однако именно в этот период он достиг одного из своих пиков.

Поводом стала более низкая смертность среди евреев, чем среди остальных жителей охваченных бубонной чумой городов. Современные ученые считают, что это произошло из-за того, что евреи, следуя кашруту, более тщательно следили за своей гигиеной. Также существует мнение, что наиболее подвержены заражению чумой обладатели нулевой группы крови: она преобладала у тогдашних европейцев, но практически не встречалась среди еврейского населения.


До того, как в Европу пришла чума, больницы в Старом Свете больше напоминали гостиницы, где давали кров и еду не только путешественникам, но и беднякам, а вот лечению болезней уделялось гораздо меньше внимания.


Мартин Лютер, инициатор Реформации.

Несмотря на то, что период Реформации, в результате которой религия перестала играть главную роль в европейской политике, начался лишь 2 века спустя, предпосылки к ней появились именно в середине XIV века.

Люди, до этого времени всецело доверявшие духовенству, увидели, что никакой помощи в борьбе с эпидемией от церковников нет, тогда как светские власти пытались помешать распространению болезни: они организовали уборку тел с улиц и их захоронение, а также принудительно закрыли таверны и публичные дома, где из-за близких контактов зараза быстро распространялась.


Чума во Флоренции. Изображение, созданное на основе описания эпидемии Джованни Боккаччо.

До середины XIV века цехи — объединения ремесленников одной или схожих профессий — были довольно закрытыми сообществами, в которых секреты мастерства передавались по наследству, однако после эпидемии они были вынуждены принимать новых членов из числа хлынувших в города крестьян. Именно в это время к традиционно мужской работе стали подключаться и женщины, так как людей, способных трудиться, катастрофически не хватало.

Кроме того, нехватка рабочих рук в долгосрочной перспективе также стала катализатором промышленной революции, поскольку люди стали делать попытки механизировать производство.

В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут, который устанавливает строгие ограничения на продукты питания и правила приготовления пищи.

Этот факт послужил поводом для нового навета. Еврейская чистоплотность, предохранившая их от инфекции, вызвала волну ненависти у черни, не знакомой с основами гигиены. Повсюду распространялись слухи о том, что евреи отравили источники и колодцы.

В некоторых городах евреи оказали сопротивление. Во Франкфурте, в Майнце и в Кельне они задержали отряды головорезов, но те, как саранча, лезли по головам, лишь бы дотянуться до капли еврейской крови и до еврейского имущества. Когда бандиты все-таки ворвались в еврейские кварталы, вокруг запылал огонь — защитники подожгли себя сами.

Сотни общин прекратили свое существование. Большая часть оставшихся в живых немецких евреев переселилась в Польшу под защиту короля Казимира III Великого.

Те, кто скрывался в отдаленных деревнях и маленьких городках, не задетых чумой, стали возвращаться в родные места. Муниципалитеты заключали договоры с возвращенцами, разрешая жить в городах только за большие суммы денег. Все сферы ремесла, производства и торговли, занятые христианами, стали для евреев запретными.

Остались только мелкое ремесло, мелкая торговля и ростовщичество.

Король, феодалы и муниципалитеты делали все, чтобы гнёт был чувствительным, помимо налогов, отбирали часть имущества, отбирали и уничтожали долговые расписки и, как правило, не препятствовали грабежам и разбою, которые время от времени устраивали фанатики-священники и сопутствовавшая им чернь.

Гуситские войны явились причиной новых преследований. Чешский священник Ян Гус резко критиковал католическую церковь и требовал проведения реформ. Его вызвали на Собор в Констанце в 5175 (1415) году. Король обещал ему неприкосновенность, но не сдержал слова. Яна Гуса судили и сожгли как вероотступника.

Возмущенные смертью своего вождя, единомышленники Яна Гуса взялись за оружие. Под националистическими и антипапистскими знаменами гуситы напали на соседние немецкие княжества. Армии католиков терпели поражение.

Опять виновниками оказались евреи. Теперь в ход пошли слухи о еврейской помощи гуситам. Над евреями Германии снова нависла угроза расправы.

В эти дни признанный глава общин Германии раби Яаков Молин призвал поститься три дня и молиться Всевышнему. Молитвы и пост были приняты. Всевышний услышал свой народ.

Короли, феодалы и города с неизменным удовольствием наживались на евреях. Продавали и закладывали имущество, людей, закладывали даже целые общины.

Со временем почти все сферы деятельности, приносившие евреям хотя бы незначительный доход, были заняты христианами. Евреям приходилось переселяться в другие места. Через некоторое время только в маленьких отдаленных городках Германии остались еврейские общины.

По дорогам Европы бродили странствующие фанатики-монахи и в своих проповедях подстрекали христиан к погромам. Один из таких негодяев — Капистрано в 5210 (1450) году объявился в Германии.

В городе Тренто (Триенте), в Северной Италии, в одной христианской семье пропал ребенок. Его тело было найдено через три дня в маленькой речушке около еврейского дома. Шмуэль, хозяин дома, сообщил об этом полиции. Так завязалась новая драма с типичным для христианского мира того времени концом.

Папа приказал расследовать обстоятельства гибели ребенка, и следствие установило, что евреи непричастны к происшедшему. Была создана повторная комиссия, подтвердившая выводы первой. На, основании этого расследования папа запретил распространять клевету и преследовать евреев. Тем не менее 1475 человек было осуждено, и евреев изгнали из страны.

Эхо событий достигло Германии, где население принялось выдумывать новые наветы. Епископ Регенсбурга решил воспользоваться обострением ситуации, чтобы уничтожить живущих в городе евреев и присвоить всё их имущество. Он арестовал руководителей еврейской общины во главе с раби Исраэлем Бруно.

Король Фридрих III приказал освободить арестованных, но муниципалитет ослушался короля. Король объявил городу бойкот и преследовал правителей города до тех пор, пока его приказ не был выполнен.

Мы родом .

Кровавый навет во время чумы
В сентябре 1348 года тысячи живших в Европе евреев были сожжены после обвинений в заговоре и распространении страшных болезней

Весной 1347 года чума появилась на Крымском полуострове и стала распространяться по побережью Черного, а затем и Средиземного моря, поражая жителей Фракии, Македонии, Греции, Италии, Турции, Египта, Ливии, Иудеи и Сирии. В ноябре 1347 года болезнь добралась до Марселя, еще через несколько месяцев — до Авиньона, и стала распространяться вглубь Франции. К началу следующего года чумой была захвачена Испания.

Папа Климент VI, выкупивший Авиньон с намерением превратить его в культурную столицу, заперся во дворце и постоянно жег в помещениях огонь, чтобы выкурить инфекцию. Для определения причины болезни он повелел анатомировать трупы, а когда их стало так много, что никто не успевал их хоронить, папа освятил реку, и тела умерших стали сбрасывать прямо в нее.

Из европейских портов чума распространялась вглубь континента. К весне 1348 года она добралась до Флоренции. В Средиземном море было множество дрейфующих кораблей, на борту которых не осталось ни одного живого человека. Летом болезнь достигла атлантического побережья и с одним из торговых судов попала в Англию.

В начале сентября по пути в Кастилию от чумы скончалась дочь английского короля Эдуарда III Джоанна Плантагенет. Через десять дней в Париже умерла королева Франции Жанна Бургундская.

Одним из следствий страшного мора стало усиление религиозного фанатизма среди европейцев. Одни считали болезнь наказанием свыше и пытались вымолить у бога спасение с помощью публичного бичевания. Другие искали источник болезни во внешней среде и изобретали различные заговоры против христиан, в организации которых обвиняли евреев.

Тогда о чуме мало что знали и ошибочно принимали ее за новый вид проказы, пик распространения которой в Европе пришелся на XIII век. Стоило кому-то заразиться проказой, как он становился изгоем: больного лишали гражданства и собственности, а затем бросали в него горсть земли, после чего он считался фактически мертвым как перед людьми, так и перед церковью.

Слухи о сотрудничестве евреев и прокаженных начали распространяться в начале XIV века. Якобы король мавров был недоволен тем, что христиане постоянно одерживают над ним победу, и решил уничтожить их, сговорившись с евреями. Те, в свою очередь, с помощью дьявола убедили прокаженных заразить своей болезнью всех христиан, превратив их в отбросы общества. За оказание этой услуги евреи якобы обещали инфицированным щедрое вознаграждение.

Первый погром во время чумы случился в апреле 1348 года в еврейском квартале Тулона, где разгневанная толпа расправилась с четырьмя десятками иудеев прямо в их домах. Вскоре после этого волна насилия прокатилась по Барселоне и другим городам Каталонии.

Климент VI дважды выпускал буллы, пытаясь защитить еврейскую общину — в июле и в сентябре 1348 года. Он хотел объяснить своей пастве, что обвинение иудеев в распространении чумы идет от Сатаны, и просил духовенство встать на их защиту. Личный врач папы рассказал, что евреи умирали от чумы точно так же, как и остальные. В некоторых городах, где свирепствовала болезнь, евреи никогда не жили и даже не появлялись.

В сентябре слух об отравлении водоемов дошел до швейцарского Шьона. Проживавшие в городе евреи были арестованы, и один из них, врач Балавигнус, под пытками сознался, что он и еще несколько его товарищей отравили местные колодцы порошком из христианских сердец, пауков, лягушек, ящериц, человечьего мяса и освященного хлеба. Эта новость быстро стала известна в Берне, откуда ее разнесли по всей Швейцарии и Германии. 21 сентября несколько евреев были сожжены в Цюрихе, остальные подверглись изгнанию.

В первых числах января 1349 года 600 евреев были арестованы и закованы в кандалы в Базеле. Их согнали в специально построенный деревянный сарай и сожгли. Несколько выживших детей насильно обратили в христианство. После этого евреям запретили жить в городе ближайшие 200 лет. 22 января пришел черед города Шпейра, где многие кончали жизнь самоубийством, чтобы избежать крещения. Массовые погромы в еврейских кварталах также произошли в Аугсбурге, Фрейбурге, Зальцбурге, Мюнхене и других городах. Во владениях императора Священной Римской империи Карла IV имущество перебитых евреев было распродано.

Намеревавшийся поддержать иудеев бургомистр Страсбурга был отстранен от должности. В День всех влюбленных, 14 февраля 1349 года, в городе заживо сожгли 900 евреев. Легенда о заговоре достигла Аугсбурга, Вюрцбурга, Зальцбурга, Мюнхена и других населенных пунктов, в большинстве из которых происходили массовые избиения и сожжения евреев. В марте произошел погром еврейской общины в Эрфурте, в котором погибли, по разным оценкам, от нескольких сотен до трех тысяч человек. Многие их них сами поджигали свои дома и гибли в огне, не дожидаясь, когда их придут линчевать. В городах, где не было евреев, в отравлении колодцев обвиняли могильщиков.


Как же нам нужен сегодня такой человек! Хочется надеяться, что каждая эпоха рождает своих гениев вовремя, чтобы спасти человечество от большой беды.

Одним из гениев XX века был доктор Владимир Аронович Хавкин.

Когда разъяренные и испуганные индийцы пришли, чтобы его линчевать, потому что испугались предложенной им прививки, он на глазах у всех ввел вакцину себе. Тогда они поверили ему – и так доктор Хавкин спас Индию от двух страшных эпидемий: чумы и холеры.

Спасение Индии

Сегодня память о Хавкине хранят немногие. Хотя 15 марта человечество могло бы торжественно отметить 160 лет со дня его рождения в Одессе под именем Мордхе-Вольф. Так назвали его родители Аарон и Двора.

Аарон служил учителем в Еврейском казенном училище, где преподавал иврит.

Далее Хавкина ждала Швейцария и еще одно новое имя – Вальдемар. Но сперва — учеба в одесском Новороссийском университете и увлеченность революционными идеями: Владимир Хавкин вошел в круги народовольцев, за что его то изгоняли из университета, то принимали обратно. Его даже арестовали.

К счастью, его революционное горение несколько угасло, когда народовольцы перешли к терактам и в Одессе убили генерала Стрельникова.

Хавкин оставил политическую деятельность, посвятив себя науке. Но для молодого еврейского ученого Россия-матушка была лишь мачехой.

Хавкин был ограничен в возможности заниматься научными исследованиями, хотя и слыл одним из наиболее одаренных студентов. Не скрывая причины, университетское руководство предложило ему принять православие – но он отказался и сделал карьеру в другой стране.

Когда знаменитый микробиолог и физиолог Илья Мечников получил предложение работы в Лозанне, его ученик Хавкин последовал за ним. А еще через год он нашел работу в Париже, став сотрудником института Пастера.

К этому времени главной темой всех научных исследований молодого ученого стало изобретение вакцин для защиты человечества от страшных инфекционных болезней, которые косили людей. Лабораторные опыты, многочасовые расчеты, эксперименты…

Кроме блестящих способностей, Хавкина отличало огромное трудолюбие. Его труд увенчался успехом. Появилась вакцина против холеры!

18 июля 1892 года Хавкин проверив безопасность вакцины.

Он мог спасти жителей Туркменистана от тяжелой эпидемии холеры, мог помочь во время вспышек этой страшной болезни испанцам и французам.

Нужно было только принять предложение Хавкина использовать вакцину! Но консервативное общество никак не могло согласиться на столь странный эксперимент, и он повсюду получал отказ.

Зато в Англии поверили в эффективность открытия Хавкина.

Холера, которая разгулялась в Индии, выкашивала целые деревни, сотни тысяч человек стали ее жертвами. Британское правительство направило туда Владимира Хавкина, дав ему статус государственного бактериолога, но там его не ждали с распростертыми объятиями.

Шел 1893 год, и если просвещенная Европа не очень поверила в эффективность новой вакцины против холеры, то почему простые индийцы должны были доверять незнакомому белому пришельцу?

Все-таки он завоевал доверие местного населения. Наладив производство вакцины, он лично занимался прививками. Вакцинировал более сорока тысяч человек. И болезнь пошла на убыль!

Практически та же противохолерная вакцина в улучшенном варианте существует до сих пор.

Следующее испытание не заставило себя долго ждать. Спустя три года, в 1896 году страшная эпидемия чумы началась в Бомбее. И вновь в борьбу вступил Владимир Хавкин. Он создал первую в мире противочумную вакцину, эффективность и безопасность которой доказал, введя самому себе 10 миллилитров раствора.

Это произошло 10 января 1897 года. А затем он в течение нескольких лет лично участвовал в вакцинации населения. Созданная Хавкиным в Бомбее маленькая противочумная лаборатория сегодня выросла в один из крупнейших в Азии исследовательских центров бактериологии и эпидемиологии. Уже 95 лет Институт иммунологии носит имя Хавкина.

В те же годы произошла вспышка холеры в Палестине. И главный врач ишува, доктор Гилель Яффе советовался по вопросам лечения с Владимиром Хавкиным. К счастью, эпидемия достаточно быстро затихла.

Возвращение к корням

Британия оценила успех Владимира Хавкина, наградив его одним из высших орденов. В его честь королева Виктория устроила прием, на который собрались лучшие медики страны, чтобы поприветствовать отважного человека.

Среди приглашенных был крупнейший английский хирург и ученый, создатель хирургической антисептики Джозеф Листер. Он приветствовал Хавкина, высоко оценив его открытия и добавив, что наиболее гнусным проявлением антагонизма в мире является антисемитизм.

Хавкин продолжил свое сотрудничество с Британской империей. В начале Первой мировой войны он возглавлял Центр вакцинации английских солдат, которые отправлялись на фронт.

А потом доктор Владимир-Вальдемар Хавкин вернулся к имени, данному ему родителями. Вернулся к своим еврейским корням. Мало известно, как и почему этот человек, ведущий мирской образ жизни и занимавшийся наукой, вдруг стал ортодоксальным евреем, соблюдавшим все традиции.

Возможно, к этому привело его многое из того, что он видел, переосмыслил, пережил.

Он пришел к религии, потому что именно в соблюдении традиций видел залог сохранения еврейского народа. Своеобразную прививку от его гибели.

Много занимался филантропической деятельностью. Был членом центрального комитета Всемирного еврейского союза. Категорически возражал против ассимиляции евреев. Неоднократно ездил в страны Восточной Европы, чтобы лучше знать положение со здравоохранением в еврейских общинах.

Важно отметить, что Хавкин приветствовал не только изучение религиозных дисциплин в иешивах. Напротив, он считал необычайно полезным изучение учащимися этих иешив естественных наук и различных ремесел.

Он так и не женился. В молодости у него был роман, но родители девушки не дали согласия на брак. Молодой человек показался им неудачной партией для их дочери. Когда же они прозрели и поняли его перспективы, Хавкин сам отклонил идею женитьбы, предпочитая оставаться свободным и посвятить всю свою жизнь науке.

Владимир, Вольдемар, Мордхе-Вольф Хавкин покинул мир в октябре 1930 года. Ему было 70 лет. Его похоронили на еврейском кладбище Лозанны. Индия отметила уход своего спасителя национальным трауром.

Он так и не побывал в Эрец Исраэль. Не узнал о том, что возникло еврейское государство. Но его огромный архив хранится сегодня в Иерусалимском университете, а под Иерусалимом цветет роща имени Хавкина.

Самая распространенная болезнь еврейского народа

О докторе Хавкине написаны несколько книг. В начале 60-х годов прошлого века о нем написал Марк Поповский, но книга, увидевшая свет в СССР, стала неузнаваемой после цензуры, которой она подверглась.

– Давид, как возникла идея создания романа о Владимире Хавкине?

– Мой новый роман уже переведен на английский язык. Лет пятнадцать назад мне предложили написать сценарий и быть ведущим в короткометражном фильме, который снимался на киевской студии и был посвящен личности Хавкина.

Я тогда знал о нем немного – но чем больше занимался поиском материалов, тем больше образ Хавкина захватывал мое воображение. В Париж, в институт Пастера, проводил долгие часы в архиве иерусалимского университета. И увидел материал для романа, за который взялся спустя многие годы.

– Так называли Владимира Хавкина в Индии. Махатма в понимании индийцев – человек священный, человек чрезвычайно широкой души. Впрочем, его и сейчас там так называют.

Институт иммунологии в Бомбее носит имя Махатмы Хавкина. Я был в этом институте, беседовал с директором, узнал от него малоизвестные подробности о жизни Хавкина в Индии.

Образ Хавкина очень ярок, хотя и сегодня многое в его судьбе остается неясным. Он страдал всю жизнь самой распространенной болезнью еврейского народа – попыткой изменить мир к лучшему.

Поэтому испытывал на себе вакцины, чтобы вылечить мир. Его приход к религии в конце жизни – тоже проявление этого.

Увы, изменить мир невозможно. Но пытаться всегда стоит.

Зараза встряхнула весь мир








Европа пережила не одну эпидемию чумы, но самой опустошительной стала разразившаяся в XIV веке. Болезнь не только унесла треть европейского населения, но и оказала сильнейшее влияние практически на все сферы жизни человека. Многие из этих последствий мы можем наблюдать по сей день.

Сотрудница Университета Южной Каролины (США) доктор Шэрон де Витте вместе с коллегами изучила останки 800 человек, которые жили до обрушившейся на Европу эпидемии бубонной чумы и после её окончания. В соответствии с полученными данными, болезнь, выкосившая 25 миллионов жителей Европы, в целом сделала людей здоровее: они смогли доживать до 70-80 лет, чего раньше почти не наблюдалось. Этот факт можно объяснить тем, что болезнь в первую очередь убивала людей, обладавших слабым иммунитетом, а выжившие люди смогли дать более крепкое потомство.

Кроме того, эпидемия чумы повлияла и на процесс полового созревания девочек, сдвинув его на более ранние сроки. Это в свою очередь, привело к тому, что рост женщин со временем стал ниже, так как рост костей замедляется в период полового созревания.


Усиление английского языка

Эпидемия чумы оказала сильное влияние не только на здоровье и продолжительность жизни человека, она также поспособствовала распространению английского языка в Европе. Как известно, в 1066 году говорившие на нормандском диалекте французского языка норманны покорили Англию, из-за чего из сфер управления и образования английский язык фактически был вытеснен. Между тем, крестьянское население страны по-прежнему говорило на родном языке.


После эпидемии английский язык вновь пришёл в города вместе с крестьянами, так как сельское население чума затронула гораздо меньше, чем городское. Из-за огромных человеческих потерь крестьяне смогли заменить городских работников и распространить английский язык. В 1362 году был принят закон, согласно которому все указы надлежало писать на английском, а ещё через 50 лет король Генрих V начал писать письма на этом языке. Иными словами, если бы не эпидемия чумы, то сейчас языком международного общения мог быть вовсе не английский, а тот диалект, на котором разговаривали завоеватели Англии.

Первое биологическое оружие?

Согласно одной из версий, чума обрушилась на Европу после того, как в 1346 году хан Золотой Орды Джанибек не смог взять крепость Кафу и велел подбросить туда трупы умерших от этой болезни людей. В европейские страны болезнь могли привезти генуэзские купцы, для которых Каффа была торговым поселением. Если эта теория верна, то Джанибек стал первым, кто применил биологическое оружие и тем самым уничтожил треть населения Европы.


Очагом появления чумы сейчас считается расположенная на территории современных Китая и Монголии пустыня Гоби. Грызуны, являющиеся переносчиками заразы, стали селиться ближе к людям из-за климатических изменений. Кроме того, монголы употребляли мясо сурков в пищу, считая его деликатесом. Именно оттуда болезнь начала продвигаться по Азии в Европу.

Еще одним последствием чумы, оказавшим огромное влияние на мир, стало распространение антисемитизма. В 2011 году было проведено исследование, авторы которого попытались найти корни этого явления, которое в XX веке привело к Холокосту. Как выяснилось, одним из катализаторов антисемитизма стала именно эпидемия чумы, охватившая Европу 700 лет назад.

Еврейское население европейских городов начали обвинять в отравлении воды в колодцах якобы с целью истребления христиан. Разумеется, антисемитизм зародился значительно раньше, но именно в период эпидемии он достиг одной из высших точек. Причиной для появления догадок об отравленных колодцах стала более низкая смертность от чумы среди еврейского населения. Учёные склонны считать, что евреи более тщательно сладили за гигиеной. Кроме того, бытует мнение, что перед чумой бессильны люди с нулевой группой крови, которая преобладала у европейцев и почти отсутствовала у евреев.


Лечить, а не выжидать

Эпидемия чумы серьезно подтолкнула развитие медицины, так как европейские больницы того времени больше напоминали гостиницы, а не места, где ведётся борьба с болезнями. С приходом эпидемии средневековые медики начали искать причины болезни и средства, которыми с ней можно бороться. Людям стало понятно, что болезнь убивает всех людей, независимо от их социального статуса, и необходимо заняться поиском универсального решения.


Ослабление роли церкви

Эпидемия оказала значительное влияние и на церковь, поселив в людях сомнения в её главенствующей роли. Несмотря на то, что Реформация начнётся лишь через 200 лет, некоторые предпосылки к ней зародились уже тогда. Ведь именно светские власти предпринимали попытки борьбы с болезнью: организовывали уборку трупов, закрывали таверны и публичные дома, хоронили тела. От духовенства же никакой особенной помощи не приходило.

Чума уничтожила около 40 процентов духовенства, что привело к появлению в монастырях невежественных людей из народа, веривших в колдовство. Последствием этого стали гонения на ведьм и укоренение в сознании людей различных суеверий.

Катализатор развития промышленности

Одним из последствий обрушившейся на Европу чумы стало развитие городов и промышленности, но и деревня изменилась довольно сильно. Крестьяне стали всё чаще переходить с земледелия на животноводство, так как это требовало привлечение меньшего количества рабочих рук. Кроме того, в условиях дефицита работников феодалы вынужденно шли крестьянам на уступки, что позволило последним начать отстаивать свои права.


В городах наблюдалось постепенное превращение закрытых ремесленных цехов в более открытые объединения, которые были вынуждены принимать в свои ряды новых членов, в том числе из крестьян. Постепенно к традиционно мужским занятиям начали привлекать и женщин из-за нехватки рабочих рук. В более долгосрочной перспективе острая нехватка рабочих рук стала одной из причин промышленной революции, когда люди принялись механизировать процесс производства, чтобы сделать его более быстрым и привлекать к нему меньше людей.

Эпидемия чумы, уничтожившая значительную часть населения Европы в XIV веке, не была последней, но именно она оказала огромное влияние на развитие европейской цивилизацией, а вместе с ней и всего остального мира.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.