Какая инфекция носит неофициальное название чума фукидида

Перевод и примечания Г. А. Стратановского

1. Фукидид афинянин 1 описал войну пелопоннесцев с афинянами, как они воевали между собой. Приступил же он к своему труду тотчас после начала военных действий, предвидя, что война эта будет важной и наиболее достопримечательной из всех, бывших дотоле. А рассудил он так, потому что обе стороны взялись за оружие, будучи в расцвете сил и в полной боевой готовности; и кроме того, он видел, что и остальные эллинские города 2 либо уже примкнули к одной из сторон сразу после начала войны, либо намеревались сделать это при первой возможности. И в самом деле война эта стала величайшим потрясением для эллинов и части варваров, и, можно сказать, для большей части человечества. И хотя то, что предшествовало войне, а тем более, что происходило еще раньше 3 , установить точно не было возможности в силу отдаленности от нашего времени, но все же на основании проверенных и оказавшихся убедительными свидетельств 4 я пришел к выводу, что все эти исторические события далекого прошлого не представляли ничего значительного как в военном отношении, так и в остальном.

1 Фукидид (как и большинство греческих историков) писал вообще для всех греков, а не только для афинян. Поэтому он дает имя своего города (подобно тому как Геродот из Галикарнасса и Гекатей Милетец стоят в начале их сочинений).

2 Вся Эллада раньше или позже была вовлечена в войну, а также много неэллинских народностей (например, эпироты, македоняне, фракийцы, сицилийцы).

3 Т. е. за весь период истории до Пелопоннесской войны или непосредственно перед 431 г.

4 Т. е. выводов на основании свидетельств.

2. Очевидно, что страна, называемая ныне Элладой 1 , лишь с недавнего времени приобрела оседлое население; в древности же там происходили передвижения племен, и каждое племя покидало свою землю всякий раз под давлением более многочисленных пришельцев. Действительно, существующей теперь торговли тогда еще не было, да и всякого межплеменного общения на море и на суше. И земли свои возделывали настолько лишь, чтобы прокормиться. Они не имели лишних достатков 2 и не делали древесных насаждений (ведь нельзя было предвидеть, не нападет ли враг и не отнимет ли все добро, тем более что поселения не были укреплены). Полагая, что они смогут добыть себе пропитание повсюду, люди с легкостью покидали насиженные места. Поэтому-то у них не было больших городов и значительного благосостояния. Чаще всего такие передвижения населения происходили в наиболее плодородных частях страны, именно в так называемой ныне Фессалии и Беотии 3 , а также в большей части Пелопоннеса (кроме Аркадии) и в остальных плодородных областях. Ведь как раз там, где плодородие почвы приводило к некоторому благосостоянию, начинались гражданские раздоры, отчего эти поселения теряли способность обороняться и вместе с тем чаще привлекали к себе алчность чужеземцев. В Аттике же При скудости ее почвы очень долго не было гражданских междоусобиц 4 , и в этой стране всегда жило одно и то же население. И вот одно из важнейших проявлений того, что в других областях Эллады из-за переселений число жителей возрастало неодинаково по сравнению с Аттикой: самые могущественные изгнанники из всей Эллады стекались в Афины, где они чувствовали себя в безопасности. Получая права гражданства, эти пришельцы настолько увеличили уже с древних времен население города, что афиняне впоследствии высылали поселения даже в Ионию, поскольку сама Аттика была недостаточно обширна, чтобы вместить такое множество народа.

1 В этнографическом смысле: страна, населенная эллинами.

2 Т. е. не было еще накопления богатств в руках немногих лиц. Фукидид имеет в виду времена до Троянской войны.

3 Беотия и Пелопоннес — сравнительно новые названия. Беотийцы и Пелопс — пришельцы из Греции.

4 Хотя Евмолп из Элевсина воевал с Эрехфеем (ср. II15,1), но это были войны за единство Аттики. В эпоху до и во время Троянской войны Гомер рассматривал Аттику как сравнительно незначительную область.

1 Гомер знает эллинов только во Фтиотиде.

2 Пеласги — у Фукидида — догреческое население. Ионийцы, по Фукидиду, первоначально до их эллинизации были пеласгами. Полагают, что первые эллины, пришедшие в Грецию около 2000 г. до н. э., были ионийцами (ср.: G о m m e A. W., 1,97) (ионийский диалект самый древний из греческих диалектов). Затем последовали вторжения ахейцев (ок. 1500 г.) и дорийцев (ок. 1100 г. до н. э.). Откуда они пришли и как долго смешивались с коренным населением — неизвестно (по-видимому, все же пришли по суше откуда-то с севера).

3 Так обычно думали греки (ср.: Herod. II53).

4. Как нам известно из предания, Минос 1 первым из властителей построил флот и приобрел господство над большей частью нынешнего Эллинского моря. Он стал владыкой Кикладских островов и первым основателем колоний на большинстве из них и, изгнав карийцев 2 , поставил там правителями своих сыновей. Он же начал и истреблять морских разбойников, чтобы увеличить свои доходы, насколько это было в его силах.

1 Минос — легендарный царь Крита, создатель критского могущества и культуры (3000–1260 гг. до н. э.). Его имя, по-видимому, нарицательное имя критских владык. О высоком уровне мореходства на Крите говорит тот факт, что критские корабли (парусные и весельные) строились из привозного леса. Население Крита было родственно догреческому населению Балканского полуострова и не принадлежало к индоевропейской расе.

2 Карийцы — народ индоевропейского племени — говорили на языке хетто-лувийской языковой группы. Первоначально жили на Крите (а также на материке в Арголиде и Мегариде), но потом частично выселились в Малую Азию (после вторжения ионян и дорийцев).

5. Ведь уже с древнего времени, когда морская торговля стала более оживленной, и эллины, и варвары на побережье и на островах обратились к морскому разбою. Возглавляли такие предприятия не лишенные средств люди, искавшие и собственной выгоды, и пропитания неимущих. Они нападали на не защищенные стенами селения и грабили их, добывая этим большую часть средств к жизни, причем такое занятие вовсе не считалось тогда постыдным, но напротив, даже славным делом. На это указывают обычаи некоторых материковых жителей (у них еще и поныне ловкость в таком занятии слывет почетной), а также древние поэты, у которых приезжим мореходам повсюду задают один и тот же вопрос 1 — не разбойники ли они, — так как и те, кого спрашивают, не должны считать позорным это занятие, и у тех, кто спрашивает, оно не вызывает порицания. Они грабили друг друга также и на суше. И поныне во многих областях Эллады живут люди, у которых существует еще этот старинный образ жизни, как, например у озольских локров, в Этолии, Акарнании и других областях материка. Обычай носить оружие сохранился в домашнем обиходе этих материковых жителей со времен древнего занятия разбоем.






Среди различных эпидемических заболеваний, свирепствовавших в прошлые века и сейчас достаточно хорошо изученных, в истории медицины зафиксировано несколько эпидемий довольно странных и весьма загадочных болезней. Причины их возникновения и прекращения до сих пор неизвестны. За относительно короткий промежуток времени неведомая ранее болезнь неожиданно поражала огромное количество людей, а затем внезапно и таинственно исчезала, чтобы никогда более не появляться.


Чума Фукидида

При загадочных обстоятельствах

Споры вокруг этой загадочной болезни не утихают до сих пор. И хотя список работ, посвящённых ей историками и врачами, насчитывает уже более ста названий, полной ясности в этом вопросе все ещё нет. Многие специалисты считают, что так называемый афинский мор — это не что иное, как обычная скарлатина; другие же не исключают эпидемию кори, гриппа или же целого комплекса болезней, например, сочетание тифа и кори. Есть также мнение, что причиной чумы Фукидида мог быть вирус геморрагической лихорадки Эбола, которая в настоящее время считается одной из самых опасных инфекционных болезней. Это мнение подтверждается совпадением многих симптомов болезни, свирепствовавшей в Древних Афинах, с протеканием лихорадки Эбола во время неоднократных эпидемий, отмечающихся в Африке. Причём эти эпидемии также внезапно начинались при весьма загадочных обстоятельствах и по столь же неведомым причинам внезапно прекращались.

Во всём виноваты мартышки!

Впервые ранее неизвестная лихорадка заявила о себе в сентябре 1976 года, когда в Заире и Судане вспыхнул её очаг, унёсший сотни человеческих жизней. Эпидемия Эболы внезапно вспыхнула на севере Заира в районе Бумба, в нескольких десятках деревень, расположенных в тропических лесах по берегам реки Эбола. В Судане заболели тогда около 300 человек при 151 погибшем, в Заире заболели 237, из которых умерли 211 человек. Течение болезни было молниеносным: в считанные дни после сильного жара, слабости, головных и мышечных болей появлялись рвота, понос, почечная и печеночная недостаточность и, что самое страшное, сильнейшее кровотечение во всём теле. У больных буквально потоками лилась кровь из носа, ушей, глаз. Обычно на второй неделе болезни наступала смерть. Вирус поражал каждый орган и каждую ткань в человеческом организме, за исключением мышц скелета и костей. В крови появлялись сгустки, она становилась вязкой и замедляла своё движение. Сгустки начинали скапливаться на стенках сосудов, их становилось все больше и больше, они постепенно закупоривали капилляры, перекрывая доступ крови к различным частям тела. Кожа покрывалась красными пятнами. На ней появлялись кровоточащие трещины. Обильно кровоточили десны, при этом кровь не сворачивалась. Печень становилась желеобразной и начинала разлагаться в организме ещё живого человека. Почки переполнялись мёртвыми клетками и кровяными сгустками и прекращали свою работу. Вследствие поражения головного мозга больные часто впадали в эпилептические припадки, особенно на завершающей стадии болезни. Разносчиками же этой заразы как тогда, так и сейчас являются мартышки, которые, кстати, были известны в Афинах уже в те далёкие времена. Вероятно, вирус сумел преодолеть видовой барьер и проникнуть в человеческую популяцию в результате использования в пищу мяса местных обезьян некоторыми племенами тропической Африки.


Недавно ученым удалось восстановить геном чумной палочки, бушевавшей в средневековье. Оказалось, что это Yersinia pestis. До недавнего времени возбудитель чумы Юстиниана оставался неизвестным. Этот пробел удалось восполнить Хендрику Пойнару и его коллегам из канадского университета Макмастера. Они извлекли фрагменты генома бактерий из зубов людей, ставших жертвами античной чумы, которые были похоронены около полутора тысяч лет назад на территории современной Баварии.

Афинская чума — эпидемия (чумы), обрушившаяся на Древние Афины на втором году Пелопоннесской войны (430 г. до н. э.). Болезнь появилась, скорее всего, через Пирей, городской порт. Вспышки заболеваемости происходили и в 429 году до н. э., и зимой 427/426 г. до н. э.

В 430 году до н. э. в переполненных беженцами Афинах вспыхнула эпидемия, которая за период до 426 года до н. э. (с небольшими перерывами) унесла около четверти населения города (примерно 30 тысяч человек). В числе жертв эпидемии был и Перикл. Болезнь господствовала не только в самих Афинах, но и в их войске. Страх перед заболеванием был столь велик, что даже спартанцы отменили вторжение в Аттику.


Начавшаяся эпидемия спутала все планы Перикла. В религиозных представлениях афинян чума была расценена как очередная кара богов за родовое проклятие Алкмеонидов. Это привело к новой атаке на Перикла и окончательной утрате им былого влияния. Он был досрочно отстранён от должности стратега. Затем его обвинили в финансовых злоупотреблениях. Перикл был приговорён к уплате крупного денежного штрафа.

Фукидид предположил, что чума началась в Египте, а в Афины её занесли моряки-торговцы через порт Пирей. Однако значительное перенаселение, скученность и, следственно, антисанитарные условия способствуют возникновению эпидемии. Среди современных учёных нет единого мнения о характере этой болезни. У Фукидида, который сам перенёс заболевание, однако выжил, имеется описание симптомов.

Другой способ идентификации возбудителя предоставили современные молекулярно-генетические методы. Проведя анализ зубов из захоронений жертв афинской чумы, греческие ученые получили отрицательный результат на наличие ДНК возбудителя чумы (Yersinia pestis) и сыпного тифа (Rickettsia prowazekii), но положительный результат на наличие ДНК возбудителя брюшного тифа (Salmonella enterica serovar Typhi).


Юстинианова чума - самая древняя пандемия, о которой до нас дошла более-менее достоверная информация. Болезнь взяла старт в дельте Нила. Из поражённого чумой Египта в Константинополь на кораблях с пшеницей приплыли переносчики чумы - крысы и блохи. Начало кошмара пришлось как раз на время правления византийского императора Юстининана I. Первый чумной пожар бушевал на территории тогдашнего цивилизованного мира почти два века, с 541 по 750 годы нашей эры. В Европе погибло, по разным данным, от 25 до 50 миллионов человек. В Северной Африке, Центральной Азии и Аравии - вдвое больше.

Китаю с Японией досталось не меньше Европы. В IV веке эпидемия чёрной оспы прокатилась по Китаю, в VI - достигла Кореи. В 737 году от оспы в Японии погибло около 30% населения. Болезнь оставила такой глубокий след в истории азиатских народов, что у индийцев даже появилась отдельная богиня оспы - Мариатале. Но в 1796 году английский врач Эдвард Дженнер придумал вакцинацию. И сейчас официально считается, что вирус натуральной оспы существует только в двух лабораториях мира.


Вторые гастроли чумы по миру случились в Средние Века. Начав в этот раз с Китая и Индии, эпидемия прошлась по всей Азии, Северной Африке и добралась даже до Гренландии. Из-за болезни вымерла половина населения Италии, жертвами заболевания стали каждые девять из десяти жителей Лондона и более миллиона жителей Германии. К 1386 году в русском городе Смоленске в живых осталось только пять человек. Всего Европа потеряла около трети населения. На выручку людям пришли современные правила санитарии и. пожары. Так, в Лондоне чума исчезла после сильного пожара 1666 года.

Следы поражения вирусом оспы обнаружены на мумии египетского фараона Рамзеса V, жившего в XII в. до н. э. В прошлом оспа была самым опасным и распространенным заболеванием. Столетиями она свирепствовала в Азии, откуда, как считают историки, в VI в. н. э. сарацины завезли ее в Европу. Древний историк Курциус (I в. до н. э.) писал, что оспа уничтожила огромное количество воинов Александра Македонского, возвращающихся из завоеванной Индии. Во время эпидемий оспа поражала всех подряд, несмотря ни на возраст, ни на положение в обществе. По имеющимся данным, она стала причиной смерти русского императора Петра II, австрийского императора Иосифа, королей Франции Людовика XIV, Людовика XV, короля Нидерландов Вильгельма II Оранского, королевы Англии Анны.


В конце XV в. была зафиксирована первая эпидемия, которую можно считать побочным следствием великих географических открытий – начала процесса глобализации. В Европу из недавно открытой Америки попал возбудитель сифилиса – бледная спирохета. Это было самое страшное из заболеваний, передаваемых половым путем. Авторитет религии в обществе резко повысился – потому что сифилис считали наказанием Бога для грешников.

1200 год до НЭ. Эпидемия чумы. Филистимляне - древний народ, населявший приморскую часть Палестины с военным трофеем привезли чуму в город Аскалон.

767 год до НЭ. Эпидемия чумы. Начало длительной эпидемии Юстиниановой чумы, которая в дальнейшем унесет 40 млн. жизней.

480 год до НЭ. Эпидемия оспы. Разразившаяся в отборных частях персидской армии эпидемия поразила даже царя Ксеркса.

463 год до НЭ. Эпидемический мор в Риме. Началось бедствие — мор, разивший и людей, и животных.


250-265 года Эпидемия в Риме. Ослабленный бесконечными войнами Рим стал легкой добычей чумы.

452 год Эпидемия в Риме.

446 год Эпидемия в Британии. В 446 году имели место два бедствия, скорее всего, связанные между собой. Одним из них была эпидемия чумы, вторым - восстание многочисленного англо-саксонского войска.

558 год Эпидемия бубонной в Европе. Болезнь святых и королей.

736 год Первая эпидемия оспы в Японии только спустя тысячу лет открытие Эдуарда Дженнера, обессмертившее его имя, положило конец страшному заболеванию.

746 год Эпидемия в Константинополе. Ежедневно умирали тысячи человек.


1172 год Эпидемия в Ирландии. Еще не раз эпидемия посетит эту страну и заберет отважных сынов ее.

Малярия – это далеко не новичок в мире эпидемий. Ее воздействие на здоровье человека началось более 4000 лет назад, когда греческие писатели отметили эффект ее воздействия. Упоминание о переносимой москитами болезни также можно найти и в древних индийских и китайских медицинских текстах. Даже тогда, врачам удалось провести жизненно-важную связь между болезнью и стоячей водой, в которой размножаются комары и москиты.

Туберкулез "разорял" человеческую популяцию на протяжении всей истории. Древние тексты подробно рассказывают о том, как увядали жертвы заболевания, а ДНК-тестирование выявляло наличие туберкулеза даже у египетских мумий. Вызываемый бактерией Mycobacterium, он передается от человека к человеку воздушно-капельным путем. Бактерия обычно поражает легкие, в результате чего появляется боль в груди, слабость, потеря веса, лихорадка, чрезмерная потливость и кровавый кашель. В некоторых случаях бактерия также оказывает влияние на головной мозг, почки или позвоночник.

В 8 в. от оспы погибло 30% населения Японии.

Вирусное заболевание, которое продолжает уносить человеческие жизни и в наши день, – корь. Она уничтожила цивилизацию инков и сделала безлюдными огромные территории Центральной и Южной Америки. Общее число погибших от кори составляет более 200 млн человек.

Малярия была прямой угрозой для человека с древних времен – от нее умер фараон Тутанхамон.

В античности грипп вел себя почти так же, как и сегодня: вызывал жар, миалгию и головную боль, слабость. Был крайне заразен: если заболевал один человек, вскоре болезнь распространялась подобно лесному пожару и поражала десятки и сотни людей. Некоторые эпидемии древности даже попали в летописи. Одну из них, охватившую Римскую империю в 212 году до н. э. описал в своих трудах Тит Ливий.

В той эпидемии видели гнев богов, обрушившийся на Афины. И даже сейчас трудно не увидеть в произошедшем что-то вроде рока, ведь именно тогда произошел перелом в войне, в афинской истории, в ходе развития античного мира.


Война и начало эпидемии


Л. фон Кленце. Афинский Акрополь

Первая из эпидемий, описанных в истории, получила название афинской, или фукидидовой, чумы. Разразилась она в пятом веке до нашей эры, в весьма неподходящее время для Афин, для которых эта массовая болезнь оказалась роковой.

В те времена влияние Афинского государства достигло максимума, оно становилось сильнейшей державой Средиземноморья, и Спарта, могущественный сосед, издавна предпринимавший регулярные нападения на полисы, начал уже полноценную войну против Афин.


Руины античного города Платеи

До начала войны во главе Афинского государства почти единолично стоял Перикл, впоследствии именно с ним будут связывать расцвет города. Его авторитет и таланты полководца и государственного деятеля проявились и во время начавшейся Пелопоннесской войны. К началу военного противостояния он полтора десятка лет избирался на должность стратега – командующего войском и флотом. Благодаря оборонительной стратегии Периклу удавалось обеспечивать превосходство над Спартой. Тем временем, пока афинский флот шел с победами вдоль берегов Пелопоннесса, население Аттики сосредотачивалось в пределах афинских городских стен. А в 430 году до н.э. в Афинах началась эпидемия.


М. Свертс. Афинская чума


В Афинах начался хаос, о законе, о почитании богов забыли; постоянно горели погребальные огни, а умерших наскоро хоронили в братских могилах. За болеющими ухаживали лишь те, кому удалось излечиться, но таких было немного. Происходящее в городе вызывало у населения панику, она передалась и противникам: спартанцев вести об эпидемии отпугнули, планы по вторжению в Аттику были отменены.

Афинская чума определила дальнейший ход войны. Преемники Перикла избрали гораздо более агрессивную стратегию, которая себя не оправдала. Совокупность разных причин привела к тому, что Пелопоннесская война закончилась в 404 году до н.э. победой Спарты и ее союзников. Афины так и не восстановили своего довоенного могущества, им было запрещено иметь флот и заморские владения, сам город был разорен.



Пелопоннесская война завершилась в 404 году до н.э. победой Спарты и разгромом Афин

По предположению автора, инфекция пришла из Эфиопии, а в греческий мир попала из Египта и Ливии. Непосредственно в Афины чума проникла через порт Пирей, куда прибывали корабли с заморских территорий.

Что могло скрываться за фукидидовой чумой?


Реконструкция внешности девочки, умершей в результате чумы. Национальный музей Афин

Молекулярно-генетический анализ останков выявил наличие в образцах следов бактерий, вызывающих брюшной тиф – правда, рядом ученых проведенные исследования оспариваются или ставятся под сомнения. Категоричный ответ о том, что представляла собой фукидидова чума, ученые дать не могут; возможно, что это заболевание и не знакомо современной медицине, оставшись достоянием ушедших в прошлое веков и цивилизаций.


Ксенофонт, древнегреческий историк, вырос во времена Пелопоннесской войны, после ее окончания примкнул к спартанцам, но продолжал труд, начатый афинянином Фукидидом

Зачем мы здесь? Ты видишь сам: наш город
Добычей отдан яростным волнам;
С кровавой зыбью силы нет бороться,
Нас захлестнула с головой она.
Хиреют всходы пажитей роскошных;
Подкошенные, валятся стада;
Надежда жен в неплодном лоне гибнет;
А нас терзает мукой огневицы
Лихая гостья, страшная чума.

(Софокл. Царь Эдип)

Знаменитая афинская чума, или чума Фукидида — названная так по имени подробно ее описавшего греческого историка — представляет собой любимую тему научных споров. В 431 году до н. э. разразилась Пелопоннесская война, и неизвестно, чем закончилось бы противоборство Афин и Спарты, если бы не эпидемия невиданной ранее болезни, неожиданно возникшая в Афинах и погубившая в течение одного года около трети населения города, что в конечном итоге и привело афинян к поражению в войне.

“ Большинство больных страдало от мучительного позыва на икоту, вызывавшего сильные судороги. Причем у одних это наблюдалось после ослабления рвоты, у других же продолжалось и позднее. Тело больного было не слишком горячим на ощупь и не бледным, но с каким-то красновато-сизым оттенком и покрывалось, как сыпью, маленькими гнойными волдырями и нарывами. Внутри же жар был настолько велик, что больные не могли вынести даже тончайших покрывал, кисейных накидок или чего-либо подобного, и им оставалось только лежать нагими, а приятнее всего было погрузиться в холодную воду. Мучимые неутолимой жаждой, больные, остававшиеся без присмотра, кидались в колодцы; сколько бы они ни пили, это не приносило облегчения. К тому же больной все время страдал от беспокойства и бессонницы. На протяжении острого периода болезни организм не слабел, но сверх ожидания сопротивлялся болезни, так что наступала смерть либо в большинстве случаев от внутреннего жара на девятый или седьмой день, когда больной был еще не совсем обессилен, либо, если организм преодолевал кризис, то болезнь переходила в брюшную полость, вызывая изъязвление кишечника и жестокий понос; чаще всего люди и погибали от слабости, вызванной этим поносом. Так недуг, очаг которого первоначально находился в голове, распространялся затем сверху донизу по всему телу. И если кто-либо выживал, то последствием перенесенной болезни было поражение конечностей: болезнь поражала даже половые органы и пальцы на руках и ногах, так что многие оставались в живых, лишившись этих частей, а иные даже слепли. Некоторые, выздоровев, совершенно теряли память и не узнавали ни самих себя, ни своих родных. [3]

Этот вопрос у исследователей возникал всегда: откуда же взялась в Греции спорынья, слабо приживающаяся на пшенице в таком климате? Отсюда и Южная Россия у Корбета, Салвея и Делла. Именно этот момент использовали критики гипотезы, указывая, что афинский флот в Эгейском море имел беспрепятственный доступ к близким зернопроизводящим районам даже во время осады города. [6]

Таким образом, афинская чума вполне могла быть вызвана спорыньей с местных пшеничных (или даже ячменных) полей. Конечно, это лишь очередная гипотеза, двести какая-то по счету, — но единственная, позволяющая увязать вместе оба феномена. Определенно же, на основании множества хроник, можно говорить об эпидемиях эрготизма лишь со средневековья.

2. Фукидид. История / Пер. Г. А. Стратановского. М., 1981

3. Ibid.
4. Salway, P. Dell, W. Plague at Athens. Greece and Rome 2 (1957): 62-70

5. Read, Al. Phil. Traité du Seigle ergoté. Strasbourg, 1771. p.54-55

6. Morens, David M and Littman, Robert J. Epidemiology of the Plague of Athens. Transactions of the American Philological Association (1974-), Vol. 122 (1992), pp. 271-304

8. Диодор (XII 45,2; 58,3-5), прим. Стратановского / Фукидид. История. М., 1981

9. Barger, George. Ergot and Ergotism: A Monograph. London: Gurney and Jackson, 1931. p.68

10. Рейслер А.В. Гигиена питания. 2-е изд. М.: Медгиз, 1957. С. 401

11. Barger, 1931. p.42

12. Gregorie de Tours. Histoire des Francs. Livres VII-X. A. Picard et fils, 1893. p.197

13. Hirsch, August, Handbook Of Geographical And Historical Pathology. London, 1883 p.205
14. Кулишер М.И. История экономического быта Западной Европы. 9-ое изд. Т. 1-2. Челябинск: Социум, 2004. С.93

15. Историки эпохи Каролингов. М. РОССПЭН. 1999 С. 143-160

Во время войны Чума была худшим врагом ….

Чума - Пелопоннесская война Фукидида

Книга II Глава VII

Второй год войны - Афинская чума - Положение и политика Перикла - Падение Потидеи из архива Интернет-классики

Таковы были похороны этой зимы, которыми закончился первый год войны. В первые дни лета лакедемоняне и их союзники вместе с двумя третями своих сил, как и прежде, вторглись в Аттику под командованием Архидама, сына Зевсидама, царя лакедемон, и сели и опустошили страну.

Через несколько дней после прибытия в Аттику чума впервые начала проявляться среди афинян. Говорилось, что он вспыхнул во многих местах ранее в окрестностях Лемноса и в других местах; но мор такой степени и смертности нигде не запомнился. Врачи также не были первыми в какой-либо службе, не зная о том, как правильно относиться к ней, но они умерли сами наиболее сильно, так как чаще всего посещали больных; и никакое человеческое искусство не преуспевало лучше. Молящиеся в храмах, гаданиях и т. Д. Были одинаково бесполезны, пока непреодолимая природа катастрофы, наконец, полностью их не остановила.

Это началось, как говорят, в некоторых частях Эфиопии над Египтом, а затем спустилось в Египет и Ливию и в большую часть страны короля.Внезапно обрушившись на Афины, он сначала напал на население в Пирее - что стало поводом для их слов о том, что пелопоннесцы отравили водохранилища, там еще не было колодцев, - и впоследствии появился в верхнем городе, когда число смертей стало намного больше часто.

Все предположения о его происхождении и его причинах, если причины могут быть найдены адекватными, чтобы вызвать такое большое беспокойство, я оставляю другим авторам, будь то мирянам или профессионалам; для себя я просто изложу его природу и объясню симптомы, по которым, возможно, ученик узнает его, если он когда-нибудь снова вспыхнет.

Это я могу сделать лучше, так как у меня была болезнь, и я наблюдал за ее действием в случае других.

Тогда признается, что этот год был беспрецедентно свободен от болезней; и так мало случаев, которые произошли, все определено в этом. Как правило, однако, не было никакой очевидной причины; но люди с хорошим здоровьем внезапно подверглись сильным приступам жара в голове, покраснению и воспалению глаз, внутренним частям, таким как горло или язык, которые стали кровавыми и испускали неестественное и зловонное дыхание. Эти симптомы сопровождались чиханием и охриплостью, после чего боль вскоре достигла грудной клетки и вызвала сильный кашель. Когда это зафиксировано в животе, это расстроило его; последовали выделения желчи любого вида, названные врачами, сопровождаемые очень сильным расстройством. В большинстве случаев следовала также неэффективная рвота, вызывающая сильные судороги, которые в некоторых случаях прекратились вскоре после этого, в других - намного позже. Внешне тело было не очень горячим на ощупь и не бледным по внешнему виду, но красноватым, жидким и разбивалось на мелкие гнойнички и язвы. Но внутренне он горел так, что пациент не мог носить на себе одежду или белье даже самого легкого описания; или действительно быть иначе, чем совершенно голым.

Что бы им больше всего понравилось, так это броситься в холодную воду; как это действительно делали некоторые заброшенные больные, которые погрузились в дождевые резервуары в своих мучениях от неутолимой жажды; хотя не имело значения, пили они мало или много. Кроме того, жалкое чувство неспособности ни отдыхать, ни спать никогда не переставало их мучить. Тем временем тело не теряло силы до тех пор, пока смута находилась на высоте, но держалось до изумления от разрушительных действий; так что, когда они сдались, как в большинстве случаев, на седьмой или восьмой день внутреннему воспалению, они все еще имели в себе силу. Но если они прошли эту стадию, и болезнь зашла дальше в кишечник, вызвав там сильное изъязвление, сопровождающееся сильной диареей, это привело к слабости, которая обычно была смертельной.

Поскольку расстройство сначала обосновалось в голове, пробежало оттуда по всему телу и даже там, где оно не оказалось смертельным, оно все равно оставило след на конечностях; поскольку он обосновался в потайных частях, пальцах рук и ног, и многие спаслись потерей этих, некоторые также своими глазами. Другие снова были охвачены потерей памяти при первом восстановлении и не знали ни себя, ни своих друзей.

Но в то время как природа смуты была такова, что ставила в тупик все описания, и ее атаки были слишком жестокими, чтобы человеческая природа могла их терпеть, все же было одно из следующих обстоятельств, в которых ее отличие от всех обычных расстройств было наиболее четко показано. Все птицы и звери, которые охотятся на человеческие тела, либо воздерживались от прикосновения к ним (хотя многие лежали без похорон), либо умерли после дегустации. В доказательство этого было замечено, что птицы такого рода фактически исчезли; они не были о телах, или вообще не были замечены. Но, конечно, эффекты, которые я упомянул, лучше всего изучать на домашнем животном, таком как собака.

Таким образом, если мы пропустим многообразие частных случаев, которые были многочисленны и необычны, это были общие черты смуты. Между тем город пользовался иммунитетом от всех обычных беспорядков; или если какой-либо случай произошел, это закончилось этим. Некоторые умерли в запущенном состоянии, другие - среди всего внимания. Не было найдено никакого средства, которое можно было бы использовать как конкретное; за то, что сделал добро в одном случае, причинил вред в другом.

Сильные и слабые конституции оказались в равной степени неспособными к сопротивлению, причем все они были сметены, хотя соблюдали диету с максимальной осторожностью. Безусловно, самой ужасной чертой болезни было уныние, которое возникало, когда кто-то чувствовал себя отвратительным, поскольку отчаяние, в которое они мгновенно впадали, отбирало у них силу сопротивления и оставляло их гораздо более легкой добычей для беспорядка; кроме того, было ужасное зрелище, когда люди умирали как овцы, заразившись инфекцией, кормя друг друга. Это вызвало наибольшую смертность. С одной стороны, если они боялись навещать друг друга, они погибали от пренебрежения; на самом деле многие дома были освобождены от своих заключенных из-за отсутствия медсестры; с другой стороны, если они рискнули сделать это, смерть была следствием. Особенно это имело место в отношении тех, кто делал какие-либо претензии на доброту: честь заставляла их не щадить себя при посещении домов своих друзей, где даже члены семьи были, наконец, измотаны стонами умирающих и сдались в силу катастрофы. Тем не менее, именно с теми, кто выздоровел от болезни, больные и умирающие находили наибольшее сострадание. Они знали, что это было из опыта, и теперь не боялись за себя; ибо один и тот же человек никогда не подвергался нападению дважды - по крайней мере, смертельно. И такие люди не только получали поздравления других, но и сами, в приподнятом настроении, наполовину питали тщетную надежду на то, что в будущем они будут защищены от любых болезней.

Обострением существующего бедствия стал приток страны в город, и это особенно ощутили вновь прибывшие. Поскольку домов для их приема не было, их приходилось размещать в жаркое время года в душных домиках, где смертность бушевала без ограничений.Тела умирающих людей лежали друг на друге, а полуживые существа шатались по улицам и собирались вокруг всех фонтанов, жаждущих воды. Священные места, в которых они разместились, были полны трупов людей, которые там умерли, как и они; поскольку, когда катастрофа перешла все границы, люди, не зная, что с ними будет, стали совершенно беззаботными обо всем, будь то священное или профанное. Все обряды погребения перед использованием были полностью расстроены, и они похоронили тела как могли. Многие из-за нехватки надлежащих приспособлений, из-за того, что многие их друзья уже умерли, прибегли к самым бесстыдным sepultures: иногда получая старт тех, кто поднял кучу, они бросили свое собственное мертвое тело на костер незнакомца и зажгли Это; иногда они бросали труп, который они несли на вершине другого, который горел, и так уходили.

И при этом это не была единственная форма беззакония, вызванная чумой. Мужчины теперь хладнокровно отваживались на то, что они раньше делали в углу, и не просто так, как им хотелось, видя быстрые переходы, вызванные внезапно умирающими преуспевающими людьми и теми, кто раньше ничего не добился в своей собственности. Поэтому они решили быстро проводить время и получать удовольствие, считая свою жизнь и богатство одинаковыми вещами дня. Упорство в том, что люди называли честью, не нравилось никому, было так сомнительно, будут ли они избавлены от достижения цели; но было решено, что настоящее удовольствие и все, что ему способствовало, было и почетным, и полезным. Страх перед богами или человеческий закон не мог сдержать их. Что касается первого, они судили, что все равно, поклонялись они им или нет, поскольку они видели, как все погибают; и, наконец, никто не ожидал, что его доживут до суда за его преступления, но каждый чувствовал, что гораздо более суровое наказание уже вынесено им всем и навсегда нависло над их головами, и до того, как это упало, было разумно наслаждайся жизнью немного.

Такова была природа бедствия, и это сильно повлияло на афинян; Смерть бушует внутри города и опустошение без. Среди других вещей, которые они запомнили в своих страданиях, был, естественно, следующий стих, который, по словам стариков, был издан давно:

Для больше от Фукидид, см. похоронную речь Перикла.

Также см. Ресурсы на древняя медицина, в том числе:

  • Типы греческой медицины
  • Четыре юмора
  • Клятва Гиппократа
  • Писания Гиппократа

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.