Бактериологическому обследованию на токсигенные коринебактерии дифтерии

Все дети, у которых при бактериологическом исследовании слизи из зева и носа выделена токсигенная коринебактерия дифтерии, подлежат госпитализации в инфекционный стационар. В направлении на госпитализацию необходимо указать фамилию, имя, возраст, диагноз; отметить причину и дату бактериологического обследования, описать состояние рото- и носоглотки на момент обследования. Указать, не переносил ли ребенок ангину в течение месяца до обследования, отметить контакт с больным дифтерией, ангиной, носителем токсигенной коринебактерии дифтерии (ТКБД) (его фамилия, имя); указать сведения о профилактических прививках против дифтерии, организованность ребенка, контакты с другими инфекционными больными.

На основании данных направления, а также на основании сведений, полученных от родителей, в истории болезни заполняются графы: анамнез заболевания, эпидемиологический анамнез, анамнез жизни.

Носительство ТКБД после перенесенной дифтерии.

Носительство ТКБД у практически здоровых лиц из очага и вне очага инфекции.

Носительство ТКБД у больных с острыми заболеваниями носоглотки (только после исключения у них дифтерии с помощью серологической реакции РПГА титр больше 1:20)

Носительство ТКБД у больных с хроническими заболеваниями носоглотки.

Носительство после перенесенной дифтерии.

Транзиторное носительство ТКБД ( однократное выделение).

Кратковременное носительство (до 2 недель).

Бактерионосительство средней продолжительности (2-3 недели)

Затяжное и рецидивирующее носительство (более 1 месяца).

Клинических проявлений у носителей ТКБД нет.

Показания для обследования на ТКБД

С диагностической целью: больные дифтерией и с подозрением на дифтерию обследуются 3-кратно, больные тонзиллитами, инфекционным мононуклеозом, скарлатиной - обследуются однократно или трехкратно в зависимости от характера тонзиллита - при фолликулярном и лакунарном тонзиллите однократно, при пленчато - некротическом трехкратно.

По эпидемическим показаниям: контактных в очаге однократно, контингенты повышенного риска однократно (по решению эпидемиологов).

С профилактической целью: обследуют лиц, вновь поступающих в детские дома, школы интернаты, специальные учреждения для детей с поражением ЦНС, санатории для детей с туберкулезной интоксикацией, детские и взрослые психоневрологический диспансеры (однократно), а так же при поступлении на работу, прохождении мед осмотров.

  • 1. Трехкратное бактериологическое исследование слизи из зева и носа на ТКБД с интервалом 1 день или ежедневно.
  • 2. Развернутый анализ крови.
  • 3. Общий анализ мочи.
  • 4. В первые три дня госпитализации консультация ЛОР - врача.
  • 5. РПГА при остром воспалительном процессе в ротоглотке (для определения диагностического титра дифтерийных антител в сыворотке крови).
  • 6. ЭКГ и консультация кардиолога по показаниям.
  • 7. Контрольные бактериологические анализы слизи из зева и носа берутся двукратно с интервалом 1 день через 3 дня после отмены антибиотика.

Схема написания истории болезни

Анамнез заболевания. Отразить причину бактериологического обследования на ТКБД, дату обследования и получения анализа. Подробно выяснить состояние ребенка в предшествующие 4 недели, отметить наличие или отсутствие в этот период острого воспалительного процесса в ротоглотке и носоглотке, обострения хронического тонзиллита, подъема температуры, недомогания.

Эпидемиологический анамнез. Четко отразить контакты с больными ангинами, дифтерией, носителями ТКБД в дошкольных детских учреждениях, школе, дома.

Анамнез жизни. Обратить внимание на наличие хронического тонзиллита, частоту и характер обострений, на другие перенесенные заболевания. Собрать сведения о прививках против дифтерии.

Объективный статус. По общепринятой методике описать состояние всех систем организма. Особое внимание обратить на осмотр слизистой ротоглотки (отметить наличие или отсутствие гиперемии, отека слизистой, наложений). Описать состояние тонзиллярных лимфатических узлов, носа (имеется или нет отделяемое, эрозии, корочки). Оценить состояние кожи (наличие опрелостей, эрозий, сухой или мокнущей экземы, пемфигуса и т.д.)

Предварительный диагноз и его обоснование.

Диагноз: "Носительство ТКБД" ставится с учетом данных эпидемиологического анамнеза (контакт с носителем, больным дифтерией или ангиной), результата бактериологического исследования (выделение ТКБД), отсутствия на протяжении последнего месяца и на момент обследования поражения ротоглотки, носа, кожи. Предварительный диагноз обосновывается в день поступления ребенка в стационар.

Пример предварительного диагноза: "Носительство токсигенной коринебактерии дифтерии".

  • 1. Трехкратное бактериологическое исследование слизи из зева и носа на ТКБД с интервалом 1 день или ежедневно.
  • 2. Развернутый анализ крови с интервалом 7 - 10 дней.
  • 3. Общий анализ мочи с интервалом 7 - 10 дней.
  • 4. В первые три дня госпитализации консультация ЛОР - врача.
  • 5. РПГА при остром воспалительном процессе в ротоглотке (для определения диагностического титра дифтерийных антител в сыворотке крови).
  • 6. ЭКГ и консультация кардиолога по показаниям.
  • 7. Запросить амбулаторную карту с участка и внести в историю болезни уточненные данные о противодифтерийных прививках и о перенесенных заболеваниях.
  • 8. Контрольные бактериологические анализы слизи из зева и носа берутся двукратно с интервалом 1 день через 3 дня после отмены антибиотика.

Клинический диагноз и его обоснование.

Клинический диагноз выставляется при получении результатов бактериологического обследования. Обоснование диагноза проводится по той же схеме, что и постановка предварительного диагноза. Кроме того, учитывается продолжительность и кратность выделения ТКБД.

Может быть транзиторное носительство ТКБД (однократный высев), кратковременное (выделение ТКБД в течение двух недель), средней продолжительности (выделение ТКБД до месяца), затяжное или рецидивирующее (выделение ТКБД более месяца).

В диагнозе необходимо уточнить, имеет ли место носительство ТКБД у детей со здоровой носоглоткой, у детей с острым воспалительным процессом в ротоглотке (когда исключен диагноз дифтерии, в том числе и серологически), носительство у детей с хронической патологией в ротоглотке и носительство ТКБД у детей, перенесших дифтерию.

Пример клинического диагноза: "Носительство токсигенных коринебактерий дифтерии gravis средней продолжительности у ребенка, перенесшего дифтерию".

"Носительство токсигенных коринебактерий дифтерии mitis, транзиторное".

Дневник. Перед написанием дневника указывается день госпитализации. Ежедневно отмечается состояние ребенка, описываются изменения по органам, оцениваются лабораторные данные.

Этапный эпикриз оформляется один раз в 10 дней по общепринятой схеме.

Выписной эпикриз оформляется в день выписки больного из стационара по общепринятой схеме.

Сайт СТУДОПЕДИЯ проводит ОПРОС! Прими участие :) - нам важно ваше мнение.

Дифтерия — острая инфекционная болезнь, харак­теризующаяся фибринозным воспалением в зеве, гортани, реже в других органах и явлениями ин­токсикации. Возбудителем ее является Corynebacterium diphtheriae.

Таксономия. Corynebacterium относится к отделу Firmicutes, роду Corynebacterium.

Морфологические и тинкториальные свойства. Возбудитель дифтерии характеризуется полиморфизмом: тонкие, слегка изогнутые палочки (наиб. распространенные) встречаются кокковидные и вет­вящиеся формы. Бактерии нередко располагаются под углом друг к другу. Они не образуют спор, не имеют жгутиков, у многих штаммов выявляют микрокапсулу. Характерная особенность - наличие на концах палочки зерен волютина (обусловливает булавовидную форму). Возбудитель дифтерии по Граму окрашивается положи­тельно.

Культуральные свойства. Факульта­тивный анаэроб, оптим. темпе­ратура. Микроб растет на специальных питатель­ных средах, например на среде Клауберга (кровяно-теллуритовый агар), на которой дифтерийная палочка даёт колонии 3 типов: а) крупные, серые, с неровными краями, радиальной исчерченностью, напоминающие маргаритки; б) мелкие, чер­ные, выпуклые, с ровными краями; в) похожие на первые и вторые.

В зависимости от культуральных и ферментативных свойств различают 3 биологических варианта C.diphtheriae: gravis, mitis и промежуточный intermedius.

Ферментативная ак­тивность. Высокая. Ферментируют глк и мальтозу в образованием кислоты, не разлагают сахарозу, лактозу и маннит. Не продуцируют уреазу и не образуют индол. Продуцирует фермент цистиназу, рпсщепляющую цистеин до H2S. Образует каталазу, сукцинатдегидрогеназу.

Антигенные свой­ства. О-антигены – термостабильные полисахаридные, расположены в глубине клеточной стенки. К-антигены – поверхностные, термолабильные, сероватоспецифические. С помошью сывороток к К-антигену С.diph. разделяют на серовары(58).

Факторы патогенности. Экзотоксин, нарушающий синтез белка и пора­жающий в связи с этим клетки миокарда, надпочечников, почек, нервных ганглиев. Способность вырабатывать экзотоксин обус­ловлена наличием в клетке профага, несущего tох-ген, ответ­ственный за образование токсина. Фер­менты агрессии — гиалуронидазу, нейраминидазу. К фак­торам патогенности относится также микрокапсула.

Резистентность. Устойчив к высушиванию, действию низких температур, поэто­му в течение нескольких дней может сохраняться на предметах, в воде.

Эпидемиология. Источник дифтерии — больные люди Заражение происходит чаще через дыхательные пути. Основной путь передачи воздушно-капельный, возможен и контактный путь — через белье, посуду.

Патогенез. Входные ворота инфекции — слизистые обо­лочки зева, носа, дыхательных путей, глаз, половых органов, раневая поверхность. На месте входных ворот наблюдается фибринозное воспаление, образуется характерная пленка, кото­рая с трудом отделяется от подлежащих тканей. Бактерии вы­деляют экзотоксин, попадающий в кровь, — развивается токсинемия. Токсин поражает миокард, почки, надпочечники, нервную систему.

Клиника. Существуют различные по локализации формы дифтерии: дифтерия зева, которая наблюдается в 85—90 % случаев, дифтерия носа, гортани, глаз, наружных половых ор­ганов, кожи, ран. Инкубационный период составляет от 2 до 10 дней. Заболевание начинается с повышения температуры тела, боли при глотании, появления пленки на миндалинах, увеличения лимфатических узлов. Отека гортани, разви­вается дифтерийный круп, который может привести к асфик­сии и смерти. Другими тяжелыми осложнениями, которые так­же могут явиться причиной смерти, являются токсический миокардит, паралич дыхательных мышц.

Иммунитет. После заболевания - стойкий, напряженный антитоксичный иммунитет. Особое значение – образование АТ к фрагменту В. Они нейтрализуют дифтерийный гистотоксин, предупреждая прикрепление последнего к клетке. Антибактериальный иммунитет – ненажняженный, сероватоспецифичен

Микробиологическая диагностика. С помощью тампона у больного берут пленку и слизь из зева и носа. Для постановки предварительного диагноза возможно применение бактериоскопического метода. Основной метод диагностики — бактериологический: посев на среду Клаубера II (кровяно-теллуритовый агар), на плотную сывороточную среду для выявления продукции цистиназы, на среды Гисса, на среду для определения токсигенности возбудителя. Внутривидовая идентификация заключается в определении био- и серовара. Для ускоренного обнаружения дифтерийного токсина применяют: РНГА(реакция непрямой геммаглютинации) с антительным эритроцитарным диагностикумом , реакцию нейтрализации антител (о наличии токсина судят по эффекту предотвращения гемаггютинации); РИА (радиоиммунный) и ИФА(имунноферментный анализ).

Лечение. Основной метод терапии — немедленное введение специфической антитоксической противодифтерийной лошадиной жидкой сыворотки. Иммуноглобулин человека противодифтерийный для в/в введения.

Ассоциированные вакцины: АКДС (абсорбированная коклюшно – столбнячная вакцина), АДС(абсорбированный дифтерийно - столбнячный анатоксин).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

(БАЦИЛЛУ ЛЕФФЛЕРА, BL)

Общие сведения.Материал для исследования у всех пациентов берут из ротоглотки и носа стериль­ными тампонами на деревянных палочках. В случае вы­явления дифтерии других локализаций делается допол­нительный посев с соответствующих очагов поражения (гортани, половых органов, кожи, глаз). При подозре­нии на дифтерию гортани материал берут глоточным тампоном (ватный тампон на металлическом стержне, изогнутый на расстоянии 1,5—2 см от нижнего конца под углом 135°).

Бактериологическое обследование больных жела­тельно проводить до начала этиотропной терапии. При наличии налета материал забирают на границе пора­женного участка и видимо здоровой ткани, частично проникая под налет, что увеличивает вероятность вы­деления возбудителя.

Мазок из ротоглотки (гортаноглотки, гортани) бе­рут утром до еды, чистки зубов, полоскания антисепти­ческими растворами или не ранее 2 ч после этих процедур.

Доставка материала в лабораторию должна произ­водиться не позднее 3 ч после взятия материала. При его транспортировке на дальние расстояния применя­ют среды обогащения или тампоны, смоченные в растворе глицерина 5% с раствором на­трия хлорида 0,9%. Предварительный результат бактерио­логического исследования получают на 2-е сутки, окон­чательный — на 4-е.

Оснащение рабочего места:1) стерильные пробир­ки (2 шт.) с ватными тампонами на деревянном стержне в биксе или крафт-пакетах; 2) шпатель в упа­ковке; 3) бикс для транспортировки пробирок, штатив, пеленка, термометр; 4) маркер по стеклу; 5) перчатки меди­цинские, маска; 6) инструментальный столик; 7) бланк-направления; 8) емкость-дозатор с антисептическим средством для обработки рук.

Подготовительный этап выполнения манипуляции.1.Информировать больного (близких родственников) о необходимости выполнения и сущности процедуры.

2. Получить согласие больного (близких родственников) на выполнение процедуры.

3. Проверить оформление направления, указать номер, соответствующий номеру в журнале.

4. Вымыть и просушить руки, надеть маску, пер­чатки.

5. Обработать инструментальный столик дезинфи­цирующим раствором и поставить на него необходимое оснащение.

6. Отметить маркером по стеклу номер на пробирках, со­ответствующий номеру в направлении, указав место взятия материала.

При обследовании ребенка с дифтерией гортани взять дополнительную пробирку с глоточным тампо­ном и промаркировать.

7. Установить пробирки в штатив.

8. Усадить ребенка к источнику света и предложить широко открыть рот. Детей младшего возраста фикси­рует помощник.

Основной этап выполнения манипуляции.9. Из­влечь тампон из пробирки с маркировкой. Шпателем прижать язык и по нему ввести тампон в ротоглотку.

10. Взять тампоном материал с миндалин и дужек на границе пораженного участка и здоровой слизистой, проникая под пленки. Тампон не должен соприкасаться со слизистой оболочкой рта и зубами.

11. Поместить тампон в пробирку, не касаясь ее на­ружной стенки.

12. Извлечь другой тампон из пробирки и ввести глубоко в носовой ход. При необходимости предварительно очистить нос от слизи.

13. Сделать не­сколько вращатель­ных движений, стара­ясь взять не слизь, а поврежденные клетки слизистой оболочки.

14. Осторожно из­влечь тампон, не каса­ясь кожи носа. Аналогично выполнить взятие материала из другого носового хода. Поместить тампон во вторую пробирку.

15. Для взятия мате­риала от больного диф­терией гортани взять пробирку с маркиров­кой

16. Прижать язык шпателем и по нему ввести там­пон в глотку.

17. Повернуть загнутый конец вниз и взять матери­ал веерообразным движением, коснувшись 2—3 раза слизистой глотки.

18. Осторожно извлечь тампон из ротоглотки, не ка­саясь слизистой оболочки рта и зубов, вернуть в соот­ветствующую пробирку.

Заключительный этап выполнения манипуляции.19. Вымыть и обработать антисептическим раствором руки в перчатках, снять перчатки. Вымыть и просу­шить руки, обработать кремом при необходимости.

20. Пробирки с исследуемым материалом поместить в бикс, на дне которого находится пеленка, смоченная дезинфицирующим раствором.

21. Направление поместить в полиэтиленовый (кле­енчатый) пакет.

22. Транспортировать взятый материал в биксе в бактериологическую лабораторию.

ВЗЯТИЕ МАТЕРИАЛА НА ПАЛОЧКУ БОРДЕ-ЖАНГУ

(на сестринском посту в инфекционном стационаре)

Общие сведения.Наиболее часто возбудитель вы­севается в первые 2 недели заболевания. Взятие мате­риала производят натощак или через 2—3 ч после еды, полоскания полости рта антисептическими раствора­ми. При доставке в лабораторию его необходимо беречь от охлаждения, поэтому чашки Петри и пробирки транспортировать срочно между слоями пеленки в биксе, на дне которого находится грелка с водой тем­пературы 37 — 38 °С. Результат посева получают через 72ч.

Бактериологическое обследование больных коклю­шем проводится в отделении инфекционного стациона­ра. Обследование детей, контактировавших с больным коклюшем, осуществляется в территориальных бакте­риологических лабораториях.

Оснащение рабочего места:1) стерильные пробир­ки с глоточными тампонами (ватные тампоны на ме­таллическом стержне, изогнутые на расстоянии 1,5 — 2 см от нижнего конца под углом 135°) в биксе или крафт-пакетах; 2) две чашки Петри с питательной сре­дой; 3) шпатель в упаковке; 4) бикс для транспортиров­ки пробирок, пеленка, грелка, термометр; 5) маркер по стеклу; 6) перчатки медицинские, маска; 7) инструмен­тальный столик; 8) лоток; 9) бланк-направление; 10) емкость-дозатор с антисептическим средством для обработки рук.

Подготовительный этап выполнения манипуляции.1.Информировать больного (близких родственников) о необходимости выполнения и сущности процедуры.

2. Получить согласие больного (близких родственников) на выполнение процедуры.

3. Проверить оформление направления, указать номер, соответствующий номеру в журнале.

4. Вымыть и просушить руки, надеть перчатки, маску.

5. Обработать инструментальный столик дезинфи­цирующим раствором и поставить на него необходимое оснащение. Выложить на обеззараженный лоток (в бикс) грелку в пеленке, две чашки Петри, пробирку с глоточным тампоном, шпатель в упаковке.

6. Отметить маркером по стеклу номер на чашках Петри, пробирке, соответствующий номеру в направлении и журнале. В предбокснике надеть второй медицинский халат.

7. Усадить ребенка к источнику света. Детей младшего возраста фик­сирует помощник.

Основной этап выпол­нения манипуляции. Взя­тие материала с помо­щью глоточного тампо­на (1-й метод). 8. Пред­ложить ребенку широко открыть рот. Прижать язык шпателем и по нему ввести тампон в глотку, повернуть загнутый ко­нец вниз и веерообраз­ным движением, коснув­шись 2—3 раза слизистой глотки, взять материал. Осторожно извлечь тампон, не касаясь слизистой обо­лочки рта и зубов.

9. Произвести посев материала на чашку Петри с подогретой питательной средой.

9. Быстро закрыть чашку Петри и поставить в бикс (лоток) на грелку. При непродолжительном кашле у детей грудного возраста процедуру с чашкой Петри можно повторить.

Заключительный этап выполнения манипуляции.10. В предбокснике обработать дезинфицирующим раствором лоток (бикс), снять второй халат, вымыть и обработать антисептическим раствором руки в перчат­ках, снять перчатки. Вымыть и просушить руки, обработать кремом при необходимости.

11. Бланк-направление положить в полиэтиленовый (клеенчатый) пакет.

12. Срочно транспортировать взятый материал в биксе (лотке) на грелке в бактериологическую лабора­торию.

КАЛА НА ПАТОГЕННУЮ КИШЕЧНУЮ ФЛОРУ (ПКФ)

Показания.Обследованию подлежат: 1) больные острой кишечной инфекцией (ОКИ) или с подозрени­ем на нее; 2) реконвалесценты ОКИ; 3) бактерионоси­тели после санации; 4) дети, бывшие в контакте с ис­точником ОКИ; 5) госпитализируемые дети до 2 лет; 6) дети, поступающие в детские дома, школы-интернаты, специализированные учреждения для детей с пора­жением ЦНС, туберкулезом и другие учреждения за­крытого типа.

Общие сведения.Существует два основных метода взятия материала на ПКФ: с помощью ректального тампона и нативного материала.|Кал для бактериологи­ческого исследования собирают из обеззараженного и тщательно отмытого от дезинфектанта горшка, у детей младшего возраста — с пеленки. Для повышения высеваемости возбудителей кишечных инфекций кал на по­сев рекомендуется брать до начала этиотропной тера­пии, лучше в первые часы заболевания. Взятие матери­ала производят из свежевыделенных испражнений, вы­бирая слизь, фибринные пленки, гнойные комочки, прожилки крови, содержащие наибольшее количество возбудителя, но без сгустков крови, так как кровь бак­терицидна и задерживает рост микробов.

Забор кала производят в стерильные флаконы (про­бирки) с консервантом (раствор глицерина 30% в растворе натрия хлорида 0,9%) и до отправки в лабораторию хранят в холодильнике.

Срок доставки материала в лабораторию — не позд­нее 2 ч после забора. При невозможности своевремен­ной доставки он помещается в холодильник при темпе­ратуре +4 °С и направляется на исследование не позд­нее 12 ч после забора. Окончательный результат посе­ва получают на 4—5-е сутки.

Оснащение рабочего места:1) стерильные пробир­ки с ватными тампонами на деревянном (металличес­ком) стержне в биксе или крафт-пакетах; 2) флакон или пробирка со стерильным консервантом (раствор хлорида натрия 0,9% или раствор глицерина 30% в растворе хлорида натрия 0,9%); 3) стериль­ный флакон с крышкой; 4) стерильные стержни (шпа­тели, колпачки от игл, деревянные или стеклянные палочки) в крафт-пакете; 5) бикс для транспортировки, штатив, пеленка; 6) маркер по стеклу; 7) перчатки медицин­ские; 8) инструментальный столик; 9) бланк-направле­ние; 10) емкость-дозатор с антисептическим средством для обработки рук.

Подготовительный этап выполнения манипуляции.1.Информировать больного (близких родственников) о необходимости выполнения и сущности процедуры.

2. Получить согласие больного (близких родственников) на выполнение процедуры.

3. Проверить оформление направления, указать номер, соответствующий номеру в журнале.

4. Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.

5. Поставить на предварительно обеззараженный инструментальный столик необходимое оснащение.

6. Написать маркером по стеклу номер на пробирке (фла­коне), соответствующий номеру в направлении и жур­нале.

Основной этап выполнения манипуляции. Взятие материала методом ректального тампона (1-й ме­тод). 7. Извлечь из пробирки стерильный тампон. Соблюдая условия стерильности, ввести тампон в пробирку (флакон) с консервантом и смочить его.

8. Уложить ребенка раннего возраста на спину, старшего - на левый бок. Пальцами левой руки раз­двинуть ягодицы, правой рукой осторожно, без наси­лия, вращательно-поступательными движениями ввес­ти тампон в прямую кишку, детям раннего возраста на глубину 3—4 см, старшим детям на глубину 6—8 см.

9. Извлечь тампон и вернуть в стерильную пробир­ку, не касаясь ее краев. Пробирку поставить в штатив для исследуемого материала.

Взятие нативного материала (2-й метод). 7. От­крыть стерильный флакон, оставив резиновую (пласт­массовую) пробку внутри колпачка из крафт-бумаги.

8. Взять кал стерильным стержнем (шпателем, кол­пачком от игл, деревянной или стеклянной палочкой). Поместить их в стерильный флакон.

9. Залить кал во флаконе консервантом в объеме, в 2 — 3 раза превышающем объем кала. Закрыть флакон стерильной пробкой и колпачком.

Заключительный этап выполнения манипуляции.10. Вымыть и обработать антисептическим раствором руки в перчатках, снять перчатки. Вымыть и просушить руки, обработать кремом при необходимости.

11. Поставить в бикс на пеленку, смоченную дезин­фицирующим раствором, штатив с пробирками и фла­коны с исследуемым материалом. Бланк-направление положить в полиэтиленовый (клеенчатый) пакет.

12. Временно, до отправки в лабораторию, помес­тить бикс в холодильник.

13. Транспортировать взятый материал в биксе в бактериологическую лабораторию.

ВЗЯТИЕ КАЛА НА ЯЙЦА ГЕЛЬМИНТОВ

Показания.Обследование детей при госпитализа­ции, поступлении в детское дошкольное учреждение, посещении плавательного бассейна, подозрении на гельминтозы, контрольном обследовании после дегель­минтизации, массовом обследовании детей дошколь­ных учреждений и первых 4 классов школ.

Общие сведения.При обследовании на аскаридоз, трихоцефалез ребенка высаживают на горшок или бе­рут кал с пеленки. Горшок должен быть чистый, пред­варительно обработанный кипятком. Кал берут из раз­ных мест чистой палочкой, колпачком от использован­ных игл, шпателем и помещают в баночку с широким горлом. В лабораторию материал доставляют в тече­ние 30 мин с момента взятия анализа. При обследова­нии на энтеробиоз материал берут липкой лентой с пе-рианальных складок (метод отпечатка). Обследование проводят рано утром, желательно сразу после сна. Ре­бенка не подмывают, чтобы не удалить с поверхности кожи яйца гельминтов.

ВЗЯТИЕ МАТЕРИАЛА НА ЭНТЕРОБИОЗ

Оснащение рабочего места:1) прозрачная липкая лента; 2) шпатель (деревянная палочка); 3) предмет­ные стекла; 4) маркер по стеклу; 5) ножницы; 6) лоток; 7) перчатки медицинские; 8) инструментальный сто­лик; 9) бланк-направление; 10) емкость-дозатор с антисептическим средством для обработки рук.

Подготовительный этап выполнения манипуляции.1.Информировать больного (близких родственников) о необходимости выполнения и сущности процедуры.

2. Получить согласие больного (близких родственников) на выполнение процедуры.

3. Проверить оформление направления, указать номер, соответствующий номеру в журнале.

4. Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.

5. Поставить на предварительно обеззараженный инструментальный столик необходимое оснащение.

6. Поставить маркером по стеклу номер на предметном стекле, аналогичный номеру в направлении и журнале.

Основной этап выполнения манипуляция.7. Отре­зать кусок липкой ленты, соответствующий размеру предметного стекла или чуть меньше его.

8. Уложить ребенка, раздвинуть ягодицы (выполня­ется матерью или другим лицом).

9. К перианальной области приложить отрезок лен­ты, плотно прижать его шпателем (деревянной палоч­кой) и несколько раз провести по ленте.

10. Перенести липкую ленту на предметное стекло. Положить его на лоток.

Заключительный этап выполнения манипуляции.11. Вымыть и обработать антисептическим раствором руки в перчатках, снять их. Вымыть и просушить руки, обработать кремом при необходимости.

12. Бланк-направление положить в полиэтиленовый (клеенчатый) пакет.

13. Транспортировать предметные стекла на лотке (в биксе) в лабораторию.

ВЗЯТИЕ МАТЕРИАЛА НА АСКАРИДОЗ И ТРИХОЦЕФАЛЕЗ

Оснащение рабочего места:1) чистый горшок или пеленка; 2) стеклянная баночка с широким горлом; 3) чистый шпатель (деревянные палочки, колпачки от использованных игл); 4) маркер по стеклу; 5) перчатки меди­цинские; 6) бланк-направление; 7) емкость-дозатор с антисептическим средством для обработки рук.

Подготовительный этап выполнения манипуляции.1.Информировать больного (близких родственников) о необходимости выполнения и сущности процедуры.

2. Получить согласие больного (близких родственников) на выполнение процедуры.

3. Проверить оформление направления, указать номер, соответствующий номеру в журнале.

4. Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.

5. Поставить на предварительно обеззараженный инструментальный столик необходимое оснащение.

6. Поставить маркером по стеклу номер на стеклянной баночке, соответствующий номеру в направлении и журнале.

Основной этап выполнения манипуляции.7. Произ­вести общий осмотр кала.

8. Взять деревянной палочкой (колпачком от ис­пользованных игл, шпателем) кал из трех разных мест, в том числе из последней, более жидкой, порции кала.

9. Поместить в стеклянную баночку (флакон с ши­роким горлом), закрыть ее пробкой.

Заключительный этап выполнения манипуляции.10. Вымыть и обработать антисептическим раствором руки в перчатках, снять их. Вымыть и просушить руки, обработать кремом при необходимости.

11. Бланк-направление положить в полиэтиленовый (клеенчатый) пакет.

12. Транспортировать взятый материал в лаборато­рию.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

ВНИМАНИЕ! САЙТ ЛЕКЦИИ.ОРГ проводит недельный опрос. ПРИМИТЕ УЧАСТИЕ. ВСЕГО 1 МИНУТА.

Дифтерия — острая инфекционная болезнь, вызываемая токсигенными коринебактериями дифтерии. Передается воздушно-капельным путем, характеризуется местным фиброзным воспалени­ем преимущественно слизистых оболочек рта и носоглотки, явлени­ями общей интоксикации и поражением сердечно-сосудистой, нервной и выделительной систем. Повреждающее действие на органы и тка­ни обусловлено токсином, выделяемым возбудителем в месте его ло­кализации.

Возбудитель дифтерии относится к виду Согуnebacterium diphtheriae рода Согуnebacterium, семейству Actinomyceae.

Морфология. Отличительной особенностью С. diphtheriae яв­ляется полиморфизм, проявляющийся в многообразии форм кле­ток. В культуре одного и того же штамма наряду с типичными длинными изогнутыми палочками можно обнаружить корот­кие, толстые, со вздутиями на концах, придающими им сходство с булавой. Размеры варьируют от 1 до 6 мкм по длине и от 0,3 до 0,8 мкм в диаметре. Для дифтерийных бактерий характерно не­равномерное окрашивание клеток благодаря наличию в них зерен волютина, которые воспринимают любой анилиновый краситель интенсивнее, чем протоплазма, вследствие чего при окраске по Леффлеру или Нейссеру выявляются в виде гранул соответствен­но темно-синего или сине-черного цвета. Эти гранулы располага­ются чаще всего в булавовидных утолщениях на обеих концах коринебактерий.

Не образуют спор, капсул, жгутиков.

Культуральные свойства. Возбудитель дифтерии — аэроб или факультативный анаэроб, оптимальная температура роста — 37 0 С;

гетеротроф, то есть относится к группе бактерий, требующих для своего роста органические вещества. Используемые для выра­щивания среды должны содержать в качестве источника углерода и азота аминокислоты — аланин, цистин, метионин и др. В свя­зи с этим селективными средами для культивирования являются те, которые содержат животный белок: кровь, сыворотку, асцитическую жидкость. На основании этого и была создана классичес­кая среда Леффлера, а затем среды Клауберга и Тиндаля.

По культуральным и биологическим свойствам коринебакте­рий дифтерии подразделяются на три биовара: gravis, mitis, intermedius, которые отличаются рядом признаков. Наиболее четко диф­ференциацию типов можно провести по форме колоний при выращивании культуры на кровяном агаре с добавлением теллурита.

Колонии типа gravis через 48—72 часа достигают в диаметре 1—2 мм, имеют волнистые края, радиальную исчерченность и плос­кий центр (R-форма) черного или серого цвета. При росте на бульоне культуры типа gravis образуют на поверхности крошащу­юся пленку. На средах Гисса с добавлением сыворотки они рас­щепляют полисахариды — крахмал, декстрин, гликоген с образо­ванием кислоты. Токсигенные штаммы коринебактерий дифтерии относятся к этому биовару.

Культуры типа mitis на кровяном агаре с теллуритом выраста­ют в крупные, слегка выпуклые, с ровным краем, черные матовые колонии (S-форма). При росте на бульоне дают равномерную муть и осадок. Крахмал, декстрин и гликоген не расщепляют. Культу­ры этого типа, как правило, менее токсигенны и инвазионны, чем коринебактерий биовара gravis.

Коринебактерий биовара intermedius занимают промежуточное положение. Колонии, выращенные на теллуритовом агаре, мелкие (RS-форма), черного цвета, не ферментируют крахмал и гликоген, в бульоне растут с появлением мути и зернистого осадка.

Антигенная структура. Коринебактерий дифтерии характери­зуются сложной антигенной структурой и многообразием сероло­гических свойств. В реакции агглютинации выявляются белковые термолабильные R-антигены токсиноспецифической природы, локализованные в поверхностном слое клеточной стенки, O-антиген — типоспецифический.

Среди коринебактерий дифтерии имеется 19 фаготипов, с по­мощью которых выявляют источники инфекции; учитываются они и при идентификации выделенных культур.

Серологические свойства лучше всего изучены у штаммов ва­рианта gravis. Его токсигенные штаммы подразделены на пять — девять сероваров. Распределение последних на различных терри­ториях не является одинаковым, на одной и той же территории может циркулировать несколько сероваров, но среди них преоб­ладает какой-нибудь один.

Факторы патогенности. Дифтерийные коринебактерий про­дуцируют в бульонных культурах сильные экзотоксины (гистотоксин, дермонекротоксин, гемолизин). Токсиногенез коринебак­терий дифтерии детерминируется геном, содержащимся в профаге, следовательно, основное средство агрессии — токсинообразование, не связано с хромосомой бактерий. Особенность токсинообразования дифтерийной палочки определяется наличием ее в ДНК специфического профага, содержащего структурный ген токсич­ности, который обозначается как ТОХ*. Таким образом, не инфи­цированная специфическим фагом дифтерийная палочка не спо­собна к токсинообразованию. При ее инфицировании профагом происходит присоединение ТОX + к ДНК микробной клетки. В связи с тем, что дифтерийная палочка способна контролировать профаг, эффект лизогении реализуется лишь при физиологическом старении или ингибиции основных процессов жизнедеятельности микробной клетки, когда профаг выходит из-под контроля и обес­печивает выраженную фаговую репродукцию.

В основе токсического действия дифтерийного токсина ле­жит способность подавлять биосинтез клеточного белка, что рассматривается как основная причина гибели клеток и смерти ор­ганизма от дифтерийной инфекции. Дифтерийный токсин отно­сится к сильнодействующим бактериальным токсинам и уступает только ботулиническому и столбнячному. Молекула токсина со­стоит из двух фрагментов, один из которых термостабилен и об­ладает ферментативной активностью, второй — термолабилен и выполняет протективную функцию. После добавления к токси­ну 0,3—0,4 %-ного раствора формалина и последующего выдер­живания при 38°С в течение трех-четырех недель происходит превращение его в анатоксин, используемый для приготовления профилактического препарата.

В процессе жизнедеятельности дифтерийные бактерии про­дуцируют, кроме токсина, нейраминидазу, гиалуронидазу, некро-тизирующий и диффузионный факторы.

Резистентность. Дифтерийные бактерии обладают значитель­ной устойчивостью к воздействию факторов окружающей среды В дифтерийной пленке, капельках среды, прилипших к стенке стакана, на ручках дверей, детских игрушках они могут сохрa-

няться до 15 дней, в воде и молоке — до 20. Выживаемость на предметах окружающей среды в осенне-весенний период дости­гает 5,5 месяца и не сопровождается утратой или ослаблением их патогенных свойств. К числу неблагоприятных факторов отно­сятся прямые солнечные лучи, высокая температура, химические агенты. При кипячении и в алкоголе дифтерийные бактерии по­гибают в течение 1 минуты, в 10 %-ном растворе перекиси водо­рода — через три.

Эпидемиология. Источником дифтерии является человек, у ко­торого она проявляется в разных клинических формах — от тяжелых токсических до стертых форм и здорового бактерионосительства.

Эпидемиологическое значение и роль источника инфекции в реализации механизма заражения определяется главным обра­зом интенсивностью передачи инфекционного начала (возбуди­теля). Естественно, чем больше обсемененность слизистых обо­лочек верхних дыхательных путей, тем вероятнее возможность выброса возбудителя в массовых дозах в окружающую среду при разговоре, кашле, чихании. Наиболее опасны в этом отношении больные дифтерией и бактерионосители. Плотность заселения слизистых оболочек коринебактериями дифтерии резко возраста­ет у людей с воспалительными заболеваниями верхних дыхатель­ных путей, ангинами, туберкулезом. Распространенность бактерионосительства коринебактерий дифтерии варьирует от 0 до 60 %, что свидетельствует о влиянии состояния организма на процесс носительства.

Патогенез. Наибольшую заболеваемость дифтерией отмеча­ют осенью, что объясняется увеличением скученности населения в это время года и снижением сопротивляемости организма под влиянием охлаждения.

Восприимчивость к дифтерийной инфекции, развитие болез­ни обусловлены рядом факторов, основными из которых надо считать иммунологическое состояние организма, возраст, резистентность тканей в месте внедрения возбудителя, состояние нерв­ной системы и общей реактивности.

Реакция организма на внедрение бактерий бывает местной и общей, степень и характер ее зависят в основном от защитных сил организма. Местная реакция проявляется в точке внед­рения микроба. Прежде чем начинает действовать токсин, возбу­дитель должен пройти стадию приживления и размножения на слизистой оболочке рото- и носоглотки или коже. Попав на бла­гоприятную почву, возбудитель размножается, вырабатывает эк­зотоксин, который фиксируется на клеточных мембранах, а затем проникает в глубь тканей и оказывает воздействие на нервные окончания, заложенные в стенках сосудов, что приводит к за­стойной гиперемии и формированию экссудата.

На месте внедрения возбудителя дифтерии (зев, нос, тра­хея, конъюнктива глаза, кожа, вульва влагалища, раневая по­верхность) образуются пленки с большим количеством дифте­рийных коринебактерий и других микробов. Продуцируемый экзотоксин вызывает некроз и воспаление слизистых оболочек и кожи. Всасываясь, он поражает нервные клетки, сердечную мышцу, паренхиматозные органы, обусловливает явления общей тяжелой интоксикации. Глубокие изменения происходят в сер­дечной мышце, сосудах, надпочечниках, а также в центральной и периферической нервной системе.

Клиника. Инкубационный период при дифтерии продолжает­ся два—десять дней, заболевание развивается остро. По локализа­ции процесса наиболее часто наблюдается дифтерия зева, дыха­тельных путей (дифтерийный круп), носа. Сравнительно редко встречается дифтерия глаз, ушей, половых органов, кожи. На диф­терию зева приходится более 90 % всех заболеваний, второе место занимает дифтерия носа.

Затем развивается стенотическая стадия: шум при дыхании свистящего характера, напоминает звук пилы в сыром дереве; он настолько сильный, что слышен в соседней комнате. Дыхание сопровождается втягиванием уступчивых мест грудной клетки, напряжением вспомогательной дыхательной мускулатуры.

Третья стадия — асфиксическая — длится от нескольких ми­нут до десятков часов и характеризуется такими симптомами как выраженное беспокойство, изменение цвета кожи. Она покрыва­ется потом, губы, лицо, конечности синеют. Появляется парадок­сальный пульс, возникают судороги, наступает смерть.

Иммунитет при дифтерии носит антитоксический и антибак­териальный характер, при этом антитоксический иммунитет иг­рает определяющую роль в противоинфекционной защите.

Лабораторная диагностика. Бактериологический метод осно­ван на выделении чистой культуры и идентификации возбудите­лей по культурально-морфологическим, биохимическим и токси­ческим свойствам. Объектом для исследования служит отделяемое зева, носа, глаз, кожи и прочее, которое берут ватным тампо­ном и высевают на среду Клауберга или кровяной теллуритовый агар. Перечисленные среды содержат 0,04 % теллурита калия, который подавляет рост сопутствующей микрофлоры (стафилококки, стрептококки). Через 24—48 часов культивиро­вания производят микроскопию мазков и дают предваритель­ный ответ.

Дифтерийные коринебактерии не всегда бывают морфологи­чески типичными, в ряде случаев возбудитель принимает форму коротких палочек, расположенных не под углом, а беспорядочно, со слабовыраженной зернистостью. Кроме того, образование гра­нул волютина происходит не всегда и, следовательно, этот при­знак не является абсолютным. Наиболее достоверный метод — токсинообразование. Дифференциацию токсигенных и нетоксигенных штаммов производят по методу Оухтерлони (метод двой­ной иммунодиффузии в чашках Петри или метод преципитации в агаре). Он основан на способности дифтерийного экзотоксина вступать в соединение с антитоксином и образовывать преципи­таты в виде стрел — усиков.

Серологические реакции применяют для изучения коллектив­ного иммунитета. Они включают: РПГА, отличающуюся высокой чувствительностью, проводимую с антительным диагностикумом;

реакцию Шика, проводимую для определения индивидуальной невосприимчивости к дифтерийному токсину; реакцию нейтра­лизации цитотоксического действия дифтерийного токсина в куль­туре ткани; РИА; иммуноферментный анализ (ИФА).

Профилактика включает раннюю диагностику, немедленную госпитализацию, полноценную дезинфекцию помещения и пред­метов, выявление носителей.

Специфическая профилактика против дифтерии заключается в активной иммунизации детей с пятимесячного возраста мето­дом первичной двукратной вакцинации и отдаленной однократ­ной ревакцинации коклюшно-дифтерийно-столбнячной вакциной (АКДС).

Взрослому населению рекомендуется проводить однократные прививки адсорбированным дифтерийным анатоксином (АД-анатоксин).

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.