Альбер камю чума уроки

XX - НАЧАЛО XXI ВЕКОВ

Альбер Камю (1913-1960) - выдающийся французский романист, философ, публицист, один из лидеров философско-художественного направления экзистенциализма. Лауреат Нобелевской премии 1957 года.

Альбер Камю родился 7 ноября 1913 года в городке Мондови, в Алжире, который в то время был французской колонией, в семье наемного сельскохозяйственного рабочего, что через год после рождения сына умер от ранения на поле боя Первой мировой войны. Мать, испанка по происхождению, работала уборщицей в богатых семьях. Ребенок росла в нищете. Образование повезло получить только благодаря помощи одного из учителей лицея, который выхлопотал для парня стипендию. В 1932-1936 гг. во время обучения в Оранского университете (Алжир), Альберу приходилось тяжело работать, что привело к истощению организма, и он заболел чахоткой. Однако это не помешало ему быть жизнерадостным, энергичным, жадным до знаний и развлечений, чувствительным и к красоте средиземноморской природы, и к глубинам духовной культуры.

Захват средиземноморской красотой и французской философией со временем обусловило его мировоззрение и эстетику, которые базировались на средиземноморской культурной традиции и античной культуре с ее язычеством и культом тела. В этой системе юноша пытался избежать противопоставление духа и тела, слить их в органическое единство.

В час решающего испытания человек остается наедине с собой, со своей судьбой. Теперь ей предстоит стать Человеком, создать себя из заброшенной в мир материи. Человек рождается не тогда, когда появляется на свет, а тогда, когда силой своего разума создает себя как мыслящее существо. Это духовное рождение отграничивает ее от природы, делает сознательной своей скоротечности. Общество нуждается в вере в уже имеющиеся ценности. Оно наказывает бунтарство с помощью своих социальных институтов - армии, полиции, суда, общественного мнения. Такой внутренний конфликт романов и пьес писателя-экзистенциалиста.

В То Же Время А. Камю провозглашал, что ум человека, осознавая абсурдность бытия, не может смириться с ней. Человек, что мыслит, бросает вызов абсурду, не надеясь на его окончательное преодоления.

Этот трагический стоицизм со времени Движения Сопротивления стал для Камю основой его гуманистической этики. С его помощью писатель в годы оккупации и национального унижения пробуждал активный отклик в гуманистически настроенной французской интеллигенции, по-своему мобилизуя ее на борьбу с нацизмом.

Небольшое по объему творческое наследие А. Камю создавалась преимущественно во время Второй мировой войны и послевоенных лет. Это наложило свой отпечаток и на темы, затрагиваемые писателем, и на способ их освещение. Для его творчества характерно сочетание собственно беллетристики с философскими размышлениями.

В 1957 году Альбер Камю получил Нобелевскую премию за свое литературное творчество.

4 января 1960 года писатель попал в автомобильную катастрофу возле города Сане. Умер в небольшом городке Вілльблевен. Похоронен в городе Лурмарен в районе Люберон на юге Франции.

В то же время писатель смотрел на вещи глубже и шире: в образе чумы обобщенно гигантские по мощью силы всемирного Зла. Его чума - метафорическое воплощение мерзости, царящие в человеческом обществе, превращая человеческую личность или на ничтожную жертву, или же на омерзительного палача.

Итак, чума - суровый экзамен, который ставит перед человеком два вопроса: что такое жизнь, и что значит сохранить достоинство перед наступлением стихии зла. Писатель-мыслитель Камю утверждает, что зло вечное, но так же вечна и борьба с ним. И сила борцов в их содружества.

Нравственный выбор героев романа. Человеческое общество, замкнутое и изолированное в чумному городе Оран, представленное Камю посредством нескольких характерных фигур, каждая из которых является персонификацией определенной философской идеи, жизненной позиции.

Характер Тарру осуществляет эволюцию от бунта, разочарования, а потом индивидуалистического отшельничества - к прозрению и решение служить на пользу людям. Тарру призывает искать путь к согласию, взаимопониманию между людьми и считает, что этот путь - сострадание.

Чудак-неудачник Гран, что мечтал удивить свой своим литературным шедевром, проходит тернистый путь огорчений, разочарования, одиночества, но в конце концов также становится верным помощником Рие, стремясь помочь людям преодолеть ужас, выжить.


Альбер Камю
(1913—1960)

У Камю чума — главный герой, всемогущий и безжалостный, не оставивший людям никакого выбора, даже на соображения бич ли она Божий, наказание за грехи или просто трагическое стечение обстоятельств. В чуме человек существует, в ней погибает, но в ней и борется с нею и даже побеждает, несмотря на то, что зараза приходит и уходит независимо от его усилий.

Удивительно, что в этом ясном и прозрачном изложении (автор недаром назвал его хроникой) критики увидели прежде всего не ужасающую картину человеческого бедствия, а экзистенциальные идеи по поводу жизни и смерти и стали спорить — верил Камю в Бога или не верил, был апологетом суицида или его противником, почерпнул ли он свои идеи у Достоевского или, наоборот, противопоставил им нечто свое — одно это уже отвращает от подобных толкований, поскольку они нечеловечны, вторичны и не имеют никакого смысла на фоне людского горя, описанного с медицинской точностью и бесстрастием.

Автор, правда, потешил себя философскими играми на романном поле, но вот что привлекло на это поле других игроков, явно уступающих ему в стиле игры?

Хроника, записанная доктором Риэ, повествует о событиях, произошедших в 194… г. в Оране (Алжир), современном городе, 200 тысяч жителей которого занимались главным образом коммерцией.

После нашествия крыс в начале апреля началась чума. Доктор до этих событий успел отправить в санаторий безнадежно больную жену, а с началом их познакомился с парижским журналистом Рамбером, еще одним приезжим — Тарру, иезуитом отцом Панлю, служащим мэрии Граном и комиссионером по продаже вин и ликеров мсье Коттаром, ставшими главными героями хроники.

Доктор Риэ, давно решивший, что дает уверенность только повседневный труд, добился от префектуры согласия на признание факта эпидемии, а затем и на созыв санитарной комиссии. Поскольку форма чумы была необычной, коллега Риэ доктор Кастель взялся за изготовление сыворотки.

Город закрыли, запретили морские купания, выезд из города, переписки и междугородные разговоры. Разрешался только обмен телеграммами. Коммерция тоже скончалась от чумы. В Оран наземным транспортом и с воздуха поступали лишь предметы первой необходимости, за которыми выстраивались длинные очереди. Стала процветать спекуляция, на которой Коттар сколотил себе состояние. Люди, невзирая на опасность, заполняли кинотеатры и кафе, благо алкоголя хватало.

Вскоре к Риэ пришел Тарру с предложением об организации добровольных дружин для оказания превентивной помощи в перенаселенных кварталах, а затем в созданные дружины влились Гран, Рамбер и отец Панлю.

Когда с окраин чума вступила в центр города, пораженные эпидемией кварталы стали оцеплять. Тогда же началась серия пожаров — люди, вернувшись из карантина, поджигали свои собственные дома, вообразив, будто в огне чума умрет.

Ночью на городские ворота совершались вооруженные налеты. Перестало хватать гробов, и трупы просто закапывали во рвах, а затем начали сжигать.

Только благодаря неимоверным усилиям доктора Риэ и его коллег античумной механизм не давал сбоев. Но у борцов с чумой угасли уже не только всякие чувства, но и память.

Чума лишила всех способности любви и даже дружбы. Доктор Риэ считал, что привычка к отчаянию куда хуже, чем само отчаяние.

В сентябре—октябре дружинники уже не в силах были справляться со своей усталостью, ими все больше овладевало странное безразличие и элементарное пренебрежение правилами гигиены.

А тем временем бубонная форма чумы переросла в легочную.

После этого Рамбер передумал бежать из города и сказал друзьям, что если он уедет, ему будет стыдно, и это помешает ему любить ту, которую он оставил, и что вообще стыдно быть счастливым одному.

Вскоре заразился Гран, но на другой день болезнь отступила от него. Выздоровела и девушка, заразившаяся легочной чумой. Помогла, скорее всего, сыворотка Кастеля. Сводки подтвердили, что болезнь стала отступать.

В город вернулся оптимизм, а в конце января префектура объявила, что эпидемию можно считать пресеченной. Начались празднества, танцы на площадях. Тарру стал одной из последних жертв чумы.

В день, когда Риэ потерял друга, доктор получил телеграмму, извещавшую о кончине его жены. Эту весть Риэ принял спокойно. К Рамберу приехала из Парижа его любимая.

Коттар, сойдя с ума от разочарования, что с чумой покончено и ему придется отвечать перед законом за спекуляцию, открыл пальбу с балкона своего дома по прохожим и был арестован полицией.

По мотивам романа режиссером Л. Пуэнсо в 1992 г. был снят одноименный фильм (производство Великобритании, Аргентины и Франции). Действие в нем происходит в южноамериканском городе.

Урок із зарубіжної літератури для 11 класу.Мета познайомити учнів із біографією А.Камю, з основними положеннями філософії екзистенціалізму; розкрити екзистенціалістський зміст роману; розвивати вміння аргументовано висловлювати; виховувати почуття гідності, відповідальності за своє життя.

творчість А Камю .

Мета: познайомитись з біографією А.Камю, з основними

положеннями філософії екзистенціалізму; розкрити

екзистенціалістський зміст роману; розвивати вміння

аргументовано висловлюватися; виховувати почуття

гідності, відповідальності за своє життя

Обладнання : мультімедійна система, портрет письменника, картки,

Тип уроку: формування нових знань з використанням інтерактивних технологій

Щоб жить, ні в кого права не питаюсь,

Щоб жить, я всі кайдани обірву,

Я стверджуюсь, я утверждаюсь,

Бо я – живу.

Павло Тичина

Хід уроку

Організаційний момент

II . Мотивація навчальної діяльності.
Повідомлення теми і мети уроку

III. Первинне осягнення матеріалу

Вчитель:

- Творчість французького філософа і письменника А.Камю — це
безперервна спроба дати відповіді на жагучі питання як сучасності,
так і взагалі людського буття. У творчості Камю переплелися:
література і філософія, до того ж, на відміну від інших
письменників, чиїм творам притаманна філософічність, а також на
відміну від інших філософів, чиї праці не позбавлені естетичності, а

подекуди і змісту, Камю залишив по собі і філософську, і літературну

спадщину. Ta перш , ніж ми будемо про неї говорити, давайте поговоримо

про А.Камю як людину.Уявіть себе журналістами популярних видань. До нас на пресконференцію завітав А. Камю, він готовий відповісти на ваші запитання. Слухаючи відповіді Альбера Камю, ви заповнюєте анкету, яка знаходиться перед вами на столах. І ми тоді дізнаємося, хтож він А. Камю.

Отже, ваші запитання.

( Учні задають запитання:)

1. Де іколи ви здобули освіту?

2. Ким був ваш батько?

3. Де ви здобули освіту?

4. Як розпочалася ваша літературна карьєра?

5. Які твори ви написали протягом життя?

6. Чому вас не прийняли до війська, коли розпочалася війна у Франйії?

7. Чим ви хворіли?

8. В якій підпільній організації ви працювали?

10. В якому році ви стали лауреатом Нобелівської премії?

Зразок анкети

2. Прізвище ………………………… . Камю

4. Рік народження ……………………. 1913 p ,

5. Місце народження……………………Алжир

6. Соціальне походження: батько - військовослужбовець, загинуву I світову війну

7. Сімейний стан …………………… одружений

8. Фізичний стан…………………… смертельно хворий на сухоти

9. Рід діяльності……………………. журналіст, письменник

10 .Партійність……………………… член Ко.мпартії Франції

11 .Творчість…………………………. проза, поезія, драматургія

12. Нагороди……………………….Лауерят Нобелівської премії

ІЗ.Зміст його творів……………….. фіпософський

14. Естетичні засади якої течії мистецтва XX ст.. реалізовував……….

15, Причина смерті……………….. автомобільна катастрофа

17. Об'єкт постійної уваги письменника: людина

( Учні зачитують анкету)

Вчитель :

- За жанром - це роман-ггритчаПритча-це інакомовлення. Про що в інакомовній формі хотів розповісти автор сробуємо розглянути на сьогоднішньому уроці

Робота з текстом

1.Події відбуваються в Орані. Це вигадане чи дійсне місто?

( Дійсне, але мова в романі йде не про конкретне місто, а про світ в цілому)

2. Яким був Оран до початку епідемії на перший погляд?Знайдіть у тексті опис міста і зачитайте.

3. Який можна зробити висновок? ( див. схему)



Місто

- Ha перший погляд звичайне бридке

- Ha перший погляд тихе й мирне безліке

мури сірому попелі

Сьогочасне не про що не

Здогадується

Все потопає в болоті

Вулички закурені


Скрізь лушпайки, брудне ганчір ’ я

Висновок

Бридке Брудне Безліке

Висновок: вигляд міста викликає огидуЛюдина в ньому «немов у

4. Якими постають оранці у творі? Чим вони займаються?

5.Знайдіть в тексті цитати про їх вподобання, зачитайте.

6. Мешканці орана довго не вірили у можливості руйнівної силичуми.

( Війна і чума завжди існували у світі, але поки це не торкнеться тебе осоьисто, віреться в цеабстрактно. Так і сталося з мешканцями Орану. І роман Камю звучить як пересторога всьому людству, не забувати, що існує лихо, не розслабляйтесь, щоб ніколи не стати на бік зла)

Люди










Працюють кохаються умирають




Асоціативний кущ


нашестя


навала


лихоманка






Щур зціплення

суща пошесть

хвороба

лихо

моровиця


все разом – це смерт

ЧУМА

Вчитель:

Які ідеї екзистенціалізму в романі можна відзначити?

( страх, безвихідь становища, відірваність від світу, абсурдність існування. I хоча, здавалося, немає виходу зї складного становища, жителі міста все таки живуть надією, вони переконані, що чумне нашестя мине їх і від щурячої навали не загине пів міста. Підтвердженням цього є промінчик надії, який то горить, то згасає, то знову спалахує, хоча і горить тьмяно).

- Що є символом надії у творі? ( світло)

- Коли відбуваються події в романі? ( під час Другої світової війни, під час окупації Франції гітлерівцями)

- У чому ж суть назви твору?

V Закріплення вивченого матеріалу

Вчитель:

Автор Альбер Камю

Початок створення 193 8 p ,

Датавидання 1947 p .

Жанр роман — притча

Тема твору Друга Світова війна

Ьіея твору застереження людства від

наслідків війни Головний герой чума

Напрямок, що впливав на світогляд письменника екзистенціоналізм

VI Підсумок уроку. Оцінювання

- A тепер повернемося до епіграфу.

Щоб жить, ні в кого права не питаюсь.

Щоб жить, я всі кайдани обірву,

Я стверджуюсь, я утверждаюсь,

( Головне - зрозуміти:якщо ти живеш, то вже витяг щасливий квіток, і потрібно радіти тому, що маєш. Якщо ви хочете, щобсвіт став кращим, почніть з себе. Станьте самі такою людиною, яку вважаєте взірцевою.Адже ми уподібнюємося тому, до чого прагне серце.)

VI . Домашнє завдання (за вибором):

  • Читати ІІ частину роману “ Чума” (всім)
  • (І рівень) – дібрати синоніми до слова “чума”.
  • (ІІ рівень )– підготувати зв’язну розповідь “ Осягнення Другої Світової війни в романі А. Камю “Чума”
  • (ІІІ рівень )– підібрати цитати екзистенціальних тверджень

  1. Відчуженість людини породжує абсурдність світу
  2. Кожна людина володіє буттям і відповідає за своє існування
  3. Мисляча людина кидає виклик абсурдові
  4. Сенсу не має. Сенс надаємо ми.

Шевченко Анжела Іванівна

вчитель вищої категорії

Херсонської спеціалізованої школи №27

з поглибленим вивченням

інформатики та іноземних мов

ВП НУБіП УКРАЇНИ

за спеціальністю №____________________________________

Склав викладач: __Трибрат К.В.__________

Конспект розглянутий та схвалений

на засіданні циклової (предметної) комісії

Тема лекции : Французская литература

Альбер Камю 1883-1960

1. Альбер Камю – французький списатель – модерніст, філософ, лауреат Нобелевской премии.

3. Система образов (Рие, Тарру, Грана, отца Панлю, Рамбера, Коттара)

1. Давыденко П.И., История зарубежной литературы 2- изд. к.19 – н. 20 века. К. : ”Центр. учебн.литер.,2009.,

2.Давыденко П.И., История зарубежной литературы 20 века. К. : ”Центр. учебн.литер.,2009.,

1. История зарубежной литературы ХIХ века / Под ред. Н.А.Соловьевой. М.: Высшая школа, 1999 г.

2. Ковалева Т.В. и др. История зарубежной литературы (Вторая половина ХIX - начало ХХ века). Минск: Завигар, 1997. 336 с.

1.Жизнь и творчество Альбера Камю.

Ещё в 1930 году у Камю был обнаружен туберкулёз , и, несмотря на выздоровление, он долгие годы страдал от последствий перенесённой болезни. По состоянию здоровья ему было отказано в последипломном обучении, по той же причине позже он не был призван в армию.

Сам Камю не считал себя ни философом, ни, тем более, экзистенциалистом . Тем не менее работы представителей этого философского направления оказали на творчество Камю большое влияние. Вместе с этим его приверженность экзистенциалистской проблематике обусловлена и тяжёлым заболеванием (а значит, и постоянным ощущением близости смерти), с которым он жил с детства (по иронии судьбы, скончался не от болезни, а в силу трагической случайности).

На протяжении всей тысячелетней истории человечество освоило много страшных уроков. Вечные ценности оказались шаткими, человек — преисполненным эгоизма и непомерных желаний, природа — воплощением апокалипсиса. Но только XX век принес человечеству истинное понимание тщетности жизни. Вторая мировая война открыла и продемонстрировала самое страшное, что есть в природе человека, существа мыслящего. Поблекли иконы новой философии. Учение Ницше и Шопенгауэра дало уродливую недозрелую мораль. В таком случае образование новой концепции, которая оправдывала бы существование человека, стало совершенно необходимым. О своем новом духовном предводителе мир узнал в послевоенные годы. Им оказался французский мыслитель, прозаик, эссеист, публицист Альбер Камю. Нобелевская премия 1957 года в области литературы подтвердила статус писателя.

Известнейшее произведение Альбера Камю — роман-притча "Чума". В романе, в буквальном смысле, рассказывается об ужасной эпидемии чумы в одном из городов французской Северной Африки, а в аллегорическом — о борьбе европейского движения Сопротивления против фашизма. Главным смыслом "Чумы" является борьба со всяким злом вообще. Нужно признать, что, в отличие, скажем, от Советского Союза, где борьба с фашизмом была действительно вопросом жизни и смерти, для жителей Европы участие в Сопротивлении было скорее делом чести и совести. Поэтому одной из основных проблем романа является проблема выбора между равнодушием и конформизмом, с одной стороны, и отчаянным стремлением к свободе, освобождению — с другой.

Роман "Чума" составлен в виде хроники. Автором этих событий является врач — доктор Рие. Он признает только факты, поэтому в его изложении события теряют примесь каких-либо художественных приукрашиваний. Вообще-то борьба с чумой — дело практически безнадежное. Трезво понимая это, доктор Рие ни на секунду не прекращает своей работы, рискуя собственной жизнью. Благодаря логике и серьезности доктора, мы видим реальную картину эпидемии.

Город заполнен крысами, которые переносят инфекцию и сами же мучительно умирают. Так же, как и крысы, умирают сотни людей, заразившись бациллами чумы. Продолжаются противоэпидемические мероприятия, людей уже хоронят в братских могилах, а местный транспорт (трамваи) становится средством для перевозки трупов. Естественно, что это ужасные картины. Но намного страшнее то, что городские жители, окруженные карантинными постами, внутренне меняются. У них появляется странное равнодушие к судьбе даже близких людей, они пытаются как можно безудержнее веселиться, будто это поможет избежать заражения или прогнать болезнь. Камю окончательно и бесповоротно утверждает: чума калечит не только тело, но и душу. Чума — это образ мышления, замкнутый на самом себе. При этом писатель соглашается, что люди по своей природе "скорее добрые, чем злые", но духовная ценность также способна к разрушению. Единственно правильным должно быть противостояние злу, даже когда нет никаких перспектив и надежды на будущее. Вокруг доктора Рие собираются другие герои "Чумы" — Тарру, Рамбер, Гран. Эти люди тоже выполняют свой профессиональный и гражданский долг, пренебрегая собственной безопасностью, покоем в родном доме. Особенно интересна судьба парижского журналиста Рамбера, который, очутившись в зачумленном городе, сначала порывается выехать из него, вернуться домой, к любимой, но вскоре понимает, что может быть очень полезен именно здесь, в очаге эпидемии. Поэтому Рамбер остался работать в санитарной бригаде.

Альбер Камю был участником французского движения Сопротивления, и имел возможность на собственном опыте проследить закономерность развития эпидемии фашизма. Не зря писатель решил описать именно эпидемию чумы, так как возбудитель этой опасной болезни может в течение многих лет спокойно ждать своего часа, чтобы послать крыс издыхать на улицах счастливого города. В романе "Чума" эпидемия закончилась более или менее благополучно и жизнь пошла своим чередом. На самом же деле, каждый, кто остался жив, каждый, кого не коснулось черное крыло болезни, теперь до самой смерти будет помнить о чуме в этом городке и в своей жизни.

Чума всемирного зла притаилась где-то за высокими стенами современных городов. Она ждет своего часа, чтобы молниеносно распространиться по миру в виде войн, раздоров, эпидемий, экономических кризисов и т. п.

Какой совет можно дать человечеству, которое живет в ожидании чумы? Прислушаемся еще раз к голосу Альбера Камю: "Для человека без шор нет прекраснее зрелища, чем сознание единства с действительностью, которое побеждает".

Д.з. 1) Повторить конспект лекции.

2) Характеристика образов (Тарру, Котар, Гран) письменно


Показать символическое название романа через характеристики главных героев.

Тип урока: урок получения новых знаний

а) закрепить знания учащихся об образной системе художественного произведения

б) проанализировать характеры основных персонажей, опираясь на средства создания художественного образа

а) развивать умение составлять тексты разных типов речи (повествование, описание, рассуждение);

б) формировать умение составлять монологическое высказывание, анализируя смысл фразы, формулировать собственную точку зрения и приводить систему доказательств;

а) формировать интерес к миру зарубежной литературы

б) развивать чувство слова у учащихся

Оборудование: текст романа, портрет А. Камю

Равнодушие - это паралич души. А.П. Чехов

Домашнее задание до урока:

Ответить на вопрос: в чем, на ваш взгляд, заключается аллегорический смысл названия романа;

индивидуально: подготовить пересказ сюжета произведения;

отметить в тексте описания доктора Риэ, Тару, Ж. Грана и журналиста Рамбера

":вслушиваясь в радостные клики, идущие из центра города, он вспомнил, что любая радость находится под угрозой. Ибо он знал то, чего не ведала эта ликующая толпа и о чем можно прочесть в книжках, - что микроб чумы никогда не умирает, никогда не исчезает, что он может десятилетиями спать где-нибудь в завитушках мебели или в стопке белья, что он терпеливо ждет своего часа в спальне, в подвале, в чемодане, в носовых платках и в бумагах и что, возможно, придет на горе и в поучение людям такой день, когда чума пробудит крыс и пошлет их околевать на улицы счастливого города".

На протяжении всей тысячелетней истории человечество усвоило много страшных уроков. В 20 веке ценности, казавшиеся вечными и незыблемыми, предстали шаткими, а человек - эгоистичным, жаждущим власти и денег, способным к уничтожению другого человека.

В один из тяжелейших периодов истории, в период Второй Мировой войны А. Камю, французский мыслитель, прозаик и публицист, создает свой знаменитый роман-притчу "Чума", роман об общечеловеческом бедствии, роман о спасении, роман о надежде.

Давайте вспомним основные события данного романа, я просила вас дома подготовить краткий пересказ, небольшая подсказка для вас есть на доске.

Основное событие в романе

Поведение жителей во время бедствия

У: Таким образом, мы видим, что сюжет очень прост, но и сам Камю, и исследователи его творчества неслучайно называют этот роман притчей? Какое значение имеет это слово?

Ответ (по словарю):

Притча - это краткий иносказательный, поучительный рассказ.

У: В чем же иносказательный характер повествования. К каким выводам вы пришли, размышляя над аллегорическим смыслом названия текста? Что такое чума?

Ответ: Несколько вариантов звучит, на доске ассоциации

Чума = война, болезнь, вражда и ненависть, фашизм = зло

У: Нужно ли бороться со злом? Как борется с ним город?

Ответ: город пассивен, сначала люди паникуют, а потом наступает равнодушие.

У: Обратите внимание на слова А. П. Чехова "Равнодушие - это паралич души". Как бы вы прокомментировали эти слова?

Ответ: у людей парализована душа, и они не могут сочувствовать, сострадать, сопереживать

У: Кто из жителей города все-таки продолжает бороться?

Ответ: Риэ, Рамбер, Жозеф Гран. Тару и другие

У: Я предлагаю вам остановиться сегодня на 4 персонажах и поработать в группах. Каждой группе надо представить своего героя и ответить на самый главный вопрос: какой путь он избирает в момент всеобщего бедствия.

Работа в группах на рабочих карточках

(задание каждой группе дано дифференцировано: от простой формы - заполните пропуски ключевыми словами - до сложной - составьте монологическое высказывание, опираясь лишь на текст и собственное восприятие образа)

1 группа. Образ доктора Риэ

Задание: заполните пропуски в предложенном тексте, используя ключевые слова (форму слов можно изменять(!) и текст романа.

Будьте внимательны: в последнем предложении вы должны САМОСТОЯТЕЛЬНО сформулировать ответ на вопрос: какой путь выбирает Риэ для спасения города и людей?

Одним из главных персонажей в романе Камю является доктор Риэ. Его портрет представлен в ________________ . Доктору на вид _________ лет. (Портрет)___________ _______________________ В этом портрете четко фиксируются ___________________, зато отсутствует _________________. Может потому, что Риэ всегда _______________ и ______________________ . Но это не означает, что у него отсутствуют _______________ и _______________ .Он предан своей работе и _____________________ о каждом пациенте. Желание во что бы то ни стало ввести в городе карантин характеризует его как человека ____________________ и __________________.

Он по характеру ________________ . Даже смерть сына полицейского Оттона на привела его в ______________ . Он потерял во время эпидемии ____________ , _________, _____________ и даже ______________, но продолжает верить в ______________ людей, переживших чуму, верит в то, что "___________________________ ___________________"

Его путь спасения города, людей и мира - это ____________

Ключевые слова: 35 лет; эмоциональность; собран; жена, друг Тару, Жозеф Гран; привык к бедам, которые его окружают; записки Тару; заботиться; невиновность; предусмотрительный; отчаяние; ответственный; черты внешности; "есть больше оснований восхищаться людьми, чем презирать их"; чувства; эмоции; оптимист; вера в Бога

2 группа. Образ Жозефа Грана

Задание: из рассыпанных предложений составьте текст-характеристику Жозефа Грана.

Будьте внимательны: в последнем предложении вы должны САМОСТОЯТЕЛЬНО сформулировать ответ на вопрос: какой путь спасения выбирает Жозеф Гран?

Жизнь Жозефа Грана можно разделить на до и после эпидемии.

Он берет на себя организацию статистики, единственного, что он умеет делать.

До чумы это был самый типичный мелкий служащий.

В городе его не замечали.

Благодаря ему в городе знают, сколько людей заболело, сколько умерло, сколько выздоровело.

Именно благодаря ему, город впервые узнает об отступлении болезни.

Двадцать два года назад он из-за отсутствия средств вышел из учебного заведения, не получив диплома, и согласился занять должность сверхштатного служащего мэрии.

Он всем рассказывал, что любит своих племянников, вспоминает о родителях, ездит во Францию к родственнице повидаться.

Он не прячется, как старичок с кошками, не радуется несчастьям других людей, как контрабандист Котар, а продолжает выполнять свою работу.

А еще у него была тайна, по вечерам он писал книгу и мечтал добиться совершенства.

Он не мог выпрашивать себе должности, поэтому продолжал выполнять самые скромные функции чуть не до седых волос.

Он предстает перед нами длинным, тощим, в широком не по мерке костюме с повадками личности незначительной.

Гран никогда не стеснялся показывать свои чувства.

Когда начинается эпидемия чумы, Жозеф Гран оказывается среди сопротивляющихся.

Итоговый текст (для учителя).

Жизнь Жозефа Грана можно разделить на до и во время эпидемии. До чумы это был самый типичный мелкий служащий. Он предстает перед нами длинным, тощим, в широком не по мерке костюме с повадками личности незначительной. Двадцать два года назад он из-за отсутствия средств вышел из учебного заведения, не получив диплома, и согласился занять должность сверхштатного служащего мэрии. Он не мог выпрашивать себе должности, поэтому продолжал выполнять самые скромные функции чуть не до седых волос.

В городе его не замечали. Он всем рассказывал, что любит своих племянников, вспоминает о родителях, ездит во Францию к родственнице повидаться. Гран никогда не стеснялся показывать свои чувства. А еще у него была тайна, по вечерам он писал книгу и мечтал добиться совершенства.

Когда начинается эпидемия чумы, Жозеф Гран оказывается среди сопротивляющихся. Он не прячется, как старичок с кошками, не радуется несчастьям других людей, как контрабандист Котар, а продолжает выполнять свою работу. Он берет на себя организацию статистики, единственного, что он умеет делать. Благодаря ему в городе знают, сколько людей заболело, сколько умерло, сколько выздоровело. Именно благодаря ему, город впервые узнает об отступлении болезни.

Группа 3. Образ Рамбера

Задание: дайте характеристику персонажа, составьте устное развернутое связное монологическое высказывание (8-10 предложений), отвечая на вопросы (можете записать план ответа). Обсудите ответы в группе.

Будьте внимательны: в последнем предложении вы должны САМОСТОЯТЕЛЬНО сформулировать ответ на вопрос: какой путь спасения Рамбер выбирает для себя?

Кем по профессии является Рамбер? Каким образом он оказывается в городе?

Что он хочет сделать, когда узнает о чуме?

Почему он решает сбежать из зачумленного города? Какие действия для этого он предпринимает?

Что повлияло на изменение его решения? Как его характеризуют слова "стыдно быть счастливым одному?"

Как вы думаете, почему именно ему дано спасение от чумы?

Группа 4. Образ Тару

Задание: представьте героя, составив монологическое высказывание в форме текста-рассуждения (можете составить план ответа). Используйте при ответе дополнительные материалы и подготовленные дома фрагменты из романа.

Будьте внимательны: в последнем предложении вы должны САМОСТОЯТЕЛЬНО сформулировать ответ на вопрос: какой путь, по мнению Тару, приведет человечество к миру?

"Тару ухитряется видеть людей и предметы в перевернутый бинокль"

"Я только считаю, что на нашей планете существуют бедствия и жертвы и что надо по возможности стараться не встать на сторону бедствия".

"Я знаю только, что надо делать, чтобы перестать быть зачумленным, и лишь таким путем мы можем надеяться на воцарение мира или за невозможностью такового - хотя бы на славную кончину. Вот каким путем можно облегчить душу людям и если не спасти их, то хотя бы, на худой конец, причинять им как можно меньше зла, а порой даже приносить немножко добра".

"В мои годы хочешь не хочешь - приходится быть искренним. Лгать слишком утомительно".

(на доске записываются пути спасения, которые избирает каждый герой: Риэ - долг врача, выполнять свою работу: Жозеф Гран - помогать тем, чем ты можешь; Рамбер - проблема выбора, почувствовать свою сопричастность беде; Тарру - сочувствие, состардание )

Каждый из героев борется своими путями, их борьба приводит к благополучному итогу - чума побеждена. Но ведь даже Тару, который говорит о сочувствии, произносит необычные слова: "Мне доподлинно известно:, что каждый носит ее, чуму, в себе, ибо не существует такого человека в мире, да-да, не существует, которого бы она не коснулась. И надо поэтому безостановочно следить за собой, чтобы, случайно забывшись, не дохнуть в лицо другому и не передать ему заразы".

Как вы относитесь к данному утверждению Тару, согласны ли вы с ним. Какой путь спасения видите вы?

Напишите небольшое сочинение-рассуждение, аргументировав свое мнение. При работе используйте материалы части 2 на ваших карточках.

Часть 2 рабочей карточки.

Напишите небольшое рассуждение, ответив на вопрос, согласны ли вы с высказыванием Тару: "Мне доподлинно известно:, что каждый носит ее, чуму, в себе, ибо не существует такого человека в мире, да-да, не существует, которого бы она не коснулась. И надо поэтому безостановочно следить за собой, чтобы, случайно забывшись, не дохнуть в лицо другому и не передать ему заразы".

Какой путь борьбы со злом (путь спасения) можете предложить вы? Аргументируйте свою точку зрения?

Вырази свое отношение

1. Я вполне согласен с позицией автора (героя) текста, так как (потому что):

2. Я не совсем согласен с мнением автора (героя), потому что:

3. Я считаю, что автор (герой) абсолютно прав, утверждая, что:

4. По-моему, автор (герой) не совсем прав, когда говорит, что:

5. Нельзя не согласиться с позицией Тару, а значит и автора :

6. Конечно же, автор прав!

7. Можно привести много доказательств правоты автора:.

Вырази свое мнение: Я думаю, я полагаю, я считаю, мне кажется, на мой взгляд, по-моему, по моему мнению, я уверен в том, что:;

Для завершения сочинения можно использовать слова: Следовательно; итак; таким образом; подводя итог, хочу сказать;

Ответ: (2-3 сочинения)

У: Какой путь спасения страны в момент бедствия предлагала русская литеартура?

Ответ: путь души (Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой)

Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение, ответив на вопрос: почему только Риэ и Рамберу Камю дает спасение в романе?

Результат работы (комментарий ответственного за группу)

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.