Туберкулез у детей методическое пособие для сестры

Профилактика и организация раннего выявления туберкулеза среди детей и подростков

Профилактика туберкулеза у новорожденных осуществляется под постоянным контролем противотуберкулезного диспансера; на особом учете в диспансере состоят беременные, больные туберкулезом либо находящиеся в контакте с больными активной формой туберкулеза. Этот учет осуществляют через участковых сестер и женские консультации. Он необходим для того, чтобы заранее подготовить изоляцию новорожденного. Врачи женской консультации должны заблаговременно ставить в известность заведующего родильным домом о поступлении женщины из туберкулезного очага, а в противотуберкулезный диспансер посылать список беременных из туберкулезных очагов.

Если туберкулезом больна мать, ее и ребенка оставляют на 6 нед в родильном доме. В крупных городах имеются либо специальные родильные дома для рожениц, больных туберкулезом, либо туберкулезные отделения в общих родильных домах. В таком родильном доме ребенок и мать изолированы друг от друга (ребенка приносят только в часы кормления). В тех случаях, когда матери, больной туберкулезом, разрешено кормить ребенка, это происходит в родильном доме с соблюдением всех необходимых мер предосторожности для защиты ребенка от контактной и капельной инфекции (во время кормления мать надевает защитную маску, покрывает себя простыней, оставив открытой только грудь, перед кормлением тщательно моет руки, обтирает грудь спиртом, а сосок - раствором борной кислоты).

Если имеется контакт с бацилловыделителем в квартире, то к моменту выписки новорожденного из родильного дома бацилловыделителя обязательно госпитализируют в больницу или санаторий, а в квартире проводят заключительную дезинфекцию.

Ребенка необходимо оберегать не только от семейного, но и от квартирного и другого внесемейного контакта. Медицинская патронажная сестра обязана ставить в известность участкового врача при появлении у ребенка любых болезненных симптомов. Особенно важно обнаружение положительной туберкулиновой пробы вскоре после того, как она была у него отрицательной (период виража), так как именно тогда возможно выявить ранний период туберкулезной инфекции. В некоторых случаях необходимо применять комплексное лечение, химиотерапию. Если участковый педиатр обнаруживает впервые инфицированного ребенка с определенной клинической симптоматикой, он должен немедленно направить его в противотуберкулезный диспансер.

Раннее выявление туберкулеза у детей до 12 лет осуществляется методом туберкулинодиагностики, а у детей с 12 лет, подростков и взрослых - методом туберкулинодиагностики и флюорографией органов грудной клетки.

Туберкулинодиагностика осуществляется путем производства внутрикожной туберкулиновой пробы Манту с 2 ТЕ ППД-Л в дозе 0,1 мм стандартного разведения, выпускаемого в форме готового к употреблению раствора.

Результат пробы Манту с 2 ТЕ ППД-Л оценивается через 72 ч посредством измерения инфильтрата в миллиметрах. Измеряют и регистрируют только поперечный к оси руки размер инфильтрата. Отрицательной считается реакция при полном отсутствии как инфильтрата, так и гиперемии, сомнительной - при инфильтрате размером 2-4 мм при наличии только гиперемии, положительной - при выраженном инфильтрате диаметром 5 мм и более. Гиперергическими считаются реакции с диаметром инфильтрата у детей 17 мм и более, у взрослых 21 мм и более.

Проба Манту с 2 ТЕ ППД-Л применяется всем детям, начиная с 12-месячного возраста, а затем регулярно один раз в год независимо от предыдущего результата. Проба производится на предплечье: в четные годы - на правом, в нечетные - на левом.

Высокая степень чувствительности к туберкулину у детей и подростков позволяет заподозрить у них заболевания туберкулезом; этих лиц следует направить на дообследование в противотуберкулезный диспансер.

Пробу Манту ставит по назначению врача специально обученная медицинская сестра, имеющая документ - допуск к производству туберкулинодиагностики. Результаты туберкулиновой пробы могут быть оценены врачом или специально обученной медсестрой, проводившей эту пробу.

Проба Манту с 2 ТЕ ставится с целью отбора детей и подростков для ревакцинации БЦЖ в декретированных возрастных группах: 7, 12 и 17 лет (1-е, 5-е, 10-е классы, средней школы). В этих возрастных группах туберкулинодиагностика одновременно является тестом отбора контингентов для ревакцинации и для раннего выявления туберкулеза.

Основным методом массовых профилактических осмотров населения с целью выявления ранних или скрыто протекающих форм туберкулеза легких является флюорография. Профилактическим флюорографическим обследованиям подлежат все граждане, достигшие 12-летнего возраста.

Основная масса населения должна обследоваться 1 раз в 2 года, обязательные контингенты и группы повышенного риска - 1 раз в год и чаще.


Успех лечения туберкулеза во многом зависит от ухода за ребенком. Мероприятия включают организацию и контроль приема назначенных медикаментов, занятий лечебной физкультурой, диетических рекомендаций, помощь в личной гигиене, обеспечение дезинфекции. Важная роль в уходе принадлежит среднему медицинскому персоналу.

Сестринский уход

Уход за больными туберкулезом детьми включает решение следующих проблем:

  • недостаточное питание, спровоцированное ухудшением аппетита;
  • повышенная потливость (гипергидроз), требующая частой смены белья;
  • развитие дегидратации (дефицит жидкости);
  • нарушение функции внешнего дыхания, связанное с деструктивными процессами в легких;
  • побочные эффекты проведения химиотерапии;
  • психологический стресс, вызванный лечением, необходимостью в частом выполнении болезненных манипуляций;
  • длительная разлука с близкими людьми во время стационарного лечения;
  • высокая вероятность присоединения вторичной инфекции, вызванной условно-болезнетворной микрофлорой;
  • нарушение социальной адаптации ребенка вследствие отставания в учебе, необходимости частой смены коллектива.

Медицинская сестра, осуществляющая уход за ребенком с туберкулезом, обязательно обращает внимание на возможные проблемы со стороны родителей:

  • недостаточность знаний в отношении характера заболевания и его прогноза для ребенка в будущем;
  • наличие стресса, страхов, связанных с переживаниями по поводу здоровья ребенка;
  • необходимость длительного изменения стереотипа жизни семьи в новых условиях;
  • неадекватная оценка состояния ребенка и степени тяжести заболевания;
  • недоверие к назначенному лечению, которое часто возникает на фоне развития побочных эффектов;
  • дефицит знаний в отношении гигиенического и лечебно-охранительного режима для детей;
  • заражение родителей возбудителем туберкулеза.


Медсестра занимается организацией гигиенического и лечебно-охранительного режима детей, больных туберкулезом. Сестринский процесс включает:

  • обеспечение специальной индивидуальной посуды для сбора мокроты;
  • информирование детей старшего возраста об особенностях заболевания;
  • создание комфортных условий для длительного пребывания в постели;
  • помощь в проведении процедур личной гигиены;
  • организация специального диетического питания с контролем времени и количества принимаемой пищи;
  • проведение санитарно-гигиенического обучения ребенка и его родителей;
  • организация занятий лечебной физкультурой при наличии соответствующего назначения врача;
  • организация познавательной деятельности ребенка, который длительно не посещает учебные учреждения.

Важно помнить о нескольких основных особенностях сестринских обязанностей:

  1. Строгий контроль за приемом лекарств – большинство противотуберкулезных препаратов выпускаются в форме таблеток или капсул для приема внутрь. Ребенок может забывать своевременно принять таблетку. Сестринских уход включает обучение средним медицинским персоналом родителей правильному приему препаратов ребенком в домашних условиях, после выписки из стационара.
  2. Обучение ребенка гигиене кашля, а также сбору мокроты в специальную посуду для последующего лабораторного исследования. Ребенок должен уметь соблюдать рекомендации, направленные на уменьшение распространения возбудителей в окружающей среде (выброс микобактерий при кашле способствует инфицированию других людей воздушно-капельным или воздушно-пылевым путем).
  3. Организация правильного сбора мокроты для различных лабораторных исследований – клинический анализ, бактериологический посев, микроскопия.

При диагностированном туберкулезе у новорожденного ребенка существует высокий риск тяжелого течения инфекционного процесса, так как сопротивляемость к возбудителю существенно ниже, чем у детей старшего возраста.

Медицинская сестра большую часть мероприятий по уходу за ребенком осуществляет в специализированном стационаре. После выписки пациента его родители проходят обучение основным аспектам диеты и ухода в домашних условиях. Контроль за терапией осуществляет участковая медицинская сестра.

Лечебная диета и питание больного

Успешное лечение невозможно без лечебной диеты. Она назначается лечащим врачом-фтизиатром и обозначается как стол 11/Т по Певзнеру (буква Т обозначает, что диета 11 используется при туберкулезе, поэтому имеет определенные отличия). Правильное соблюдение рекомендаций включает несколько особенностей:

  • Кратность приема пищи составляет 5 раз в сутки, при этом порции небольшие. На фоне интоксикации, тяжелого течения инфекционного процесса еду принимают до 6 раз.
  • Ужинать можно за 2 часа до предполагаемого сна – органы пищеварения ночью также должны отдыхать.
  • В состав суточного рациона входит 120 г белков (из них 60% животного происхождения), 100-110 г жиров (1/3 – растительные липиды), 300-500 г углеводов; витамины, минералы, необходимые для полноценного восстановления организма.
  • Объем жидкости, который должен поступать в организм в течение суток, составляет 1-1,5 л (зависит от возраста ребенка).
  • Температура готовых блюд варьирует в пределах от +15 до +65°С (щадящий температурный режим).
  • Применяется несколько вариантов термической обработки блюд – тушение, запекание, варка, приготовление на пару.
  • Предварительное механическое измельчение готовых блюд, что помогает снизить нагрузку на пищеварительную систему, а также уменьшить раздражение слизистой оболочки желудка и кишечника.
  • Ограничение в рационе питания продуктов, которые обладают раздражающим действием на слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта, а также повышают функциональную активность органов гепатобилиарной системы (желчный пузырь, желчевыводящие протоки).
  • Повышение объема растительной клетчатки в каждом блюде.


Перечень разрешенных продуктов питания диеты 11/Т включает:

  • мясные, рыбные бульоны, которые стимулируют аппетит;
  • салаты из овощей;
  • мучные изделия (предпочтение отдается хлебу из муки грубого помола);
  • супы, приготовленные на бульоне (исключением являются бульоны, сваренные на жирном мясе);
  • диетическое мясо (кролик, курица, говядина), рыба, морепродукты;
  • цельное молоко и кисломолочные продукты;
  • гарнир из отварных овощей или каши из круп;
  • свежие фрукты и овощи;
  • мед, варенье, небольшое количество сладостей (в качестве десерта после основных блюд);
  • компоты, соки, чай, минеральная вода без газа, отвар шиповника.

Применение диетических рекомендаций позволяет обеспечить организм ребенка незаменимыми аминокислотами, витаминами, минералами, которые необходимы для борьбы с инфекцией и восстановления организма.

Заключение

Для качественного лечения туберкулеза, скорейшего восстановления организма ребенка, а также для профилактики осложнений, кроме приема соответствующих препаратов, необходим уход за ребенком и соблюдение диеты. За выполнением рекомендаций следит медицинская сестра. Она обучает родителей уходу за ребенком в период терапии в домашних условиях.

Лечение туберкулеза легких долгий и сложный процесс. Эффективность зависит от многих факторов, в число которых входит и сестринский уход. От качества и своевременности действий зависит выздоровление, а порой и жизнь больного.

Роль медсестры при диагностике

Сестринский процесс при туберкулезе начинается с момента диагностирования заболевания. Точный диагноз определяется после исследования. Способы диагностики:


  • Проба на реакцию Манту
  • Микроскопический анализ мокроты
  • Посев мокроты
  • Рентген и осмотр
  • ПРЦ — полимеразная цепная реакция на основе анализа мокроты (точность 100%).

Роль медсестры в процессе диагностики – оказывать помощь врачу, сопровождать больных на процедуры, производить забор анализов и отправлять их на исследование. При взятии мокроты на исследование медсестра проводит ряд действий:

  1. Готовит чистую тару (плевательницу)
  2. Объясняет правила сбора мокроты (только при кашле, не при отхаркивании)
  3. Рассказывает о правилах личной гигиены до и после забора анализа
  4. Собирает 3-5 мл мокроты
  5. Подписывает анализ, выписывает направление
  6. Отправляет на исследование в лабораторию

Сопровождая пациентов на процедуры для обследования, медсестра должна объяснить им суть происходящих манипуляций, успокоить в случае беспокойства и проконтролировать ход обследования.

Обязанности и манипуляции медсестры

Сестринский процесс при туберкулезе легких обязывает медицинскую сестру иметь ряд знаний и умело их использовать:

  • Факторы риска заражения туберкулезом легких
  • Способы профилактики болезни
  • Клинические признаки заболевания
  • Виды туберкулеза легких
  • Возможные формы осложнений
  • Свои обязанности при выполнении лечебно-профилактических действий.

От умений и профессионализма медсестры зависит точность диагностирования, эффективность профилактики и ход лечения. В список ее обязательных умений входит:

  • Проведение первой оценки и выявление основных проблем
  • Планирование ухода за больными
  • Своевременное оказание первой медицинской помощи
  • Проведение оценки текущего ухода и итогового результата
  • Подготовка к диагностике и лечению
  • Проведение вакцинации и ревакцинации
  • Проведение противоэпидемических манипуляций в зоне инфекции
  • Контроль и осуществление лечебной терапии по указаниям врача.

При необходимости медсестра выполняет и функции психолога. Создает благоприятную для лечения атмосферу, успокаивает больных, объясняет важность лечения и профилактики туберкулеза легких.

Лечение в стационаре

В стационаре находятся больные с открытой формой туберкулеза легких. Они несут серьезную угрозу для здоровых людей. Медицинская сестра контролирует выполнение всех стационарных процедур в отношении больных:

  • Раздача лекарственных препаратов и контроль их приема
  • Соблюдение со стороны больных диеты и правил нахождения в больнице
  • Обеспечение личной гигиены.

В задачи медсестры входит и проведение таких манипуляций, как налаживание капельницы, проведение инъекций и внутривенных вливаний, наложение повязок, промывание кишечника и желудка, общий уход за больными. При контакте с зараженными используется респиратор, перчатки и другие средства защиты.

Она следит за дезинфекцией помещений, где находятся пациенты. Проводит мероприятия по обеззараживанию плевательниц путем термической обработки или химическими средствами. Экскременты и моча больного тоже обеззараживаются. Медсестра должна контролировать этот процесс, в котором задействованы санитарки.

В стационаре больным выделяют отдельную посуду и белье. Они тоже проходят обеззараживание, за которое отвечает медсестра. Нестирающиеся предметы (подушки, одеяла, матрасы) проходят периодическую обработку в дезкамерах.

Действия медсестры в случае осложнений, критических состояниях пациента должны быть скоординированными и оперативными. При кровохаркании, она несет ответственность за:


  • Своевременное предупреждение врача о проявлении осложнений
  • Обучение больного правилам отхаркивания крови, избегая заглатывания
  • Контроль питания, горячая еда способна усилить кровотечение
  • Осведомление больного о возможных последствиях (повышение температуры тела, открытие кровотечения) и правильных действиях при их возникновении.

Медицинская сестра обеспечивает свою безопасность и тех, кто контактирует с больными. Особую роль при этом играют разъяснительные беседы о правилах личной гигиены и профилактики.

Лечение в домашних условиях

Есть определенные группы пациентов, которым разрешено лечение на дому. Амбулаторное наблюдение показано:

  • Больным с внелегочными формами туберкулеза легких
  • Тем, у кого острый процесс затух и перешел в хроническую форму
  • Пациенты, у которых болезнь подозревается, но точно не установлена.

Уход за больными в домашних условиях имеет свои особенности. За такими пациентами закрепляется участковая медсестра, отвечающая за их состояние, а также за здоровье лиц, контактирующих и проживающих с больным. Она осуществляет помощь строго под руководством участкового врача.

Роль медсестры при домашнем лечении больного туберкулезом легких:

  • Навещать пациента согласно рекомендованному графику
  • Проводить разъяснительные беседы с больными и их родственниками о важности профилактических мер
  • Наблюдать за результатами лечения и делать отчеты о состоянии пациента
  • При необходимости оказывать помощь, проводить лечебные процедуры.

Больным в домашних условиях также обеспечивают отдельные предметы гигиены, посуду, белье. Те, у кого есть подозрение на болезнь легких, должны находиться в изолированной зоне – отдельной комнате — до получения отрицательных результатов.

Уход за больным ребенком

Дети, зараженные туберкулезом легких, проходят курс лечения в специализированных детских отделениях. К ним допускаются взрослые, под строгим контролем и с соблюдением всех мер безопасности. Медсестра контролирует посещения родственников и ставит их на учет в группу риска. Они проходят обязательное обследование.

Совсем маленькие дети, нуждающиеся в постоянном присутствии взрослого, находятся в стационаре с матерью или лицом, заменяющим ее. Иногда лечение проводится амбулаторно.

Медицинская сестра, осуществляющая уход за больными детьми, выполняет следующие функции:

  • Следит за приемом лекарств и состоянием ребенка
  • Выслушивает жалобы и реагирует на них
  • Обеззараживает плевательницу и посуду
  • Контролирует чистоту помещения и свежесть воздуха
  • Выводит ребенка на ежедневные прогулки (от 2 до 5 часов в сутки)
  • Контролирует физические показания: температуру и массу тела, пульс, АД
  • Проводит беседы о вреде курения и алкоголя с детьми подросткового возраста
  • Обеспечивает режим питания, психологический и физический покой, полноценный сон.

Если ребенок находится дома, медицинская сестра инструктирует родителей и осуществляет патронаж за выполнением ими всех норм ухода за больным. Особое внимание уделяется чистоте комнаты, постельных принадлежностей, белья, игрушек.

Медсестра не вправе предпринимать какие-либо действия, не предписанные врачом, самостоятельно менять питание или прием лекарственных средств. Особое внимание уделяется общению с детьми. Медицинский служащий обязан соблюдать этику общения, относится к больным детям с особым терпением и тактичностью.

Изучив данную тему, студент должен знать:

- причины, пути передачи, ранняя диагностика туберкулёза у детей, сроки постановки пробы Манту (вираж туберкулиновых проб);

- клинические признаки, особенности течения туберкулеза у детей, осложнения;

- принципы лечения, ухода, профилактики;

- мероприятия предупреждения по распространению инфекции в очаге;

- сроки и схема иммунизации против туберкулёза.

Изучив данную тему, студент должен уметь:

- выполнить все этапы сестринского процесса;

- обеспечивать инфекционную безопасность пациента и медицинской сестры;

- выполнять манипуляции по уходу за больными туберкулёзом

- оценивать результаты пробы Манту.

- проводить противоэпидемические мероприятия в очаге

Рекомендации к проведению практического занятия

· Изучить материалы лекции, учебника и методического пособия по теме занятия.

· Ответить на вопросы тестового задания по теме занятия.

· Отработка практических манипуляций по теме занятия под контролем преподавателя.

· Отработка навыков по оказанию алгоритмов неотложной помощи детям.

· Решение ситуационных задач по теме занятия.

· Подведение итогов занятия. Выходной контроль знаний и навыков.

· Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы по теме занятия.

Усвоение темы занятия

Теоретические знания (входной контроль) Практические умения (выполнение манипуляций) Решение задач Внеаудиторная работа Оказание неотложной медицинской помощи ребенку Итоговая оценка

Перечень практических манипуляций по теме

Название манипуляции Оценка Подпись
1. Туберкулинодиагностика
2. Вакцинопрофилактика туберкулеза
3. Организация противоэпидемических мероприятий при туберкулезе у детей
4. Подготовка ребенка к рентгенологическому исследованию органов грудной клетки
5. Организация просветительной работы среди населения

Манипуляции по уходу за ребенком

Показания Противопоказания:

Оснащение манипуляции:

Ход манипуляции:

Этап манипуляции Обоснование

Манипуляции по уходу за ребенком

Показания Противопоказания:

Оснащение манипуляции:

Ход манипуляции:

Этап манипуляции Обоснование

Задание 1

Изобразите возбудителя туберкулеза, укажите его свойства.

Возбудитель (название)

Царство: ___________________

Во внешней среде ______________________________________

Чувствителен к действию _______________________________

Устойчив к действию ___________________________________

Длительно сохраняется _________________________________

Задание 2

Опишите эпидемиологические характеристики туберкулеза.

Механизм передачи (изобразите)
Пути передачи
_____________________
_____________________
_____________________
Факторы передачи (изобразите)
Инфекционный материал: 1. ________________ 2. ________________ 3. ________________ 4. ________________ 5. ________________
Индекс контагиозности заболевания: _______________

Задание 3

Изобразите на рисунках клинические проявления первичной туберкулезной интоксикации и кратко охарактеризуйте их.





Задание 4

Изобразите на рисунке основные клинические проявления первичного туберкулезного комплекса и бронхоаденита у детей. Кратко охарактеризуйте их.

Задание 5

Опишите противоэпидемические мероприятия при туберкулезе.

В отношении больного:
  1. _____________________________
  2. _____________________________
  3. _____________________________
  4. _____________________________
  5. _____________________________
В отношении контактных лиц:
  1. _____________________________
  2. _____________________________
  3. _____________________________
  4. _____________________________
  5. _____________________________

Задание 6

Организуйте уход за ребенком при туберкулезе.

Организация ухода: Условия пребывания: ________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ Режим питания и питья ______________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ Гигиенический уход _________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ Особенности ухода __________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ Мониторинг состояния _______________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________

Задание 7

Назовите препарат для специфической профилактики туберкулеза.

____________ ____________ ___________ ___________________________ (название) (путь введения) (доза) (сроки введения)

Задание 8

Вы – медицинская сестра школы. Оцените приведенные ниже результаты пробы Манту учащихся 9-х классов. Какова будет Ваша тактика в отношении каждого из учеников?

Иванов А., 14 лет __________________ (ваша оценка пробы)
Ваша тактика в отношении ребенка: __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________
Семёнов П., 14 лет __________________ (ваша оценка пробы)
Ваша тактика в отношении ребенка: __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________
Кто из детей после пробы Манту подлежит вакцинации БЦЖ? ___________________________________________ (указать фамилию)
Петров С., 14 лет __________________ (ваша оценка пробы)
Ваша тактика в отношении ребенка: __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________







Практическое занятие №4

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.